Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад… Что скажет воспитатель, если увидит такое…).. И вот малыш в детском саду
Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:
повышенная тревожность;
обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
- Легкую (15-30 дней);
- Среднюю (30-60 дней);
- Тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
- при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
- восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
- нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
- восстанавливается аппетит.
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.
Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.
Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.
Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.
Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.
Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.
Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица
2 года | 3 года |
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. | Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего. |
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое. |
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе. | |
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. | Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними. |
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте. |
Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.
Спросите как чувствует себя ваш ребенок
Детский сад отличается тем, что в нем много новинок. Это большая неизвестность, которая может заставить детей чувствовать себя взволнованными. Помогите ребенку пережить стресс первого дня, разговаривая с ним. Спросите что-то вроде: «Что ты хочешь знать о детском саде?», или «Ты, кажется, немного нервничаешь, о чем ты думаешь?»
Практикуйте просьбу о помощи
Ваш ребенок может нервничать по поводу необходимости помощи в детском саду. Это может быть связано с личными вещами, такими как самостоятельное посещение туалета или помощь в переодевании. Объясните ребенку, что воспитатель всегда будет рядом, чтобы помочь, если есть проблема, и что это нормально задать вопрос или спросить о чем-то. Все эти совета помогают детям обрести уверенность, чтобы говорить о том, что им нужно.
Учите ответственности
Начните передавать небольшие обязанности вашему ребенку, если вы этого еще не сделали. После семейной поездки в бассейн вы можете поручить ребенку опустошить рюкзак, наполнить бутылки с водой или повесить его мокрый купальник. Даже если вам будет легче выполнить эти задачи, пусть он примет на себя ответственность.
Расширьте его разум
Неофициально начинайте учить своего ребенка цифрам и буквам, как вы занимаетесь повседневной жизнью. Например, распаковывая продуктовые сумки, вы можете сосчитать предметы и попросить его сосчитать с вами. Вы можете попросить его расставить банки по размеру или расположить их по алфавиту, если он уже знает последовательность букв. Вы можете попросить его подсчитать, сколько окон в доме, или найти все предметы, которые начинаются с определенной буквы. Знание цветов также полезно, поэтому попросите его определить цвета на своей одежде, коробках с хлопьями и т. Д. Таким образом, ваш ребенок получит все знания, которые ему нужны, чтобы начать детский сад.
Развитие мелкой моторики
Прежде чем дети научатся писать, им необходимо развить мелкую моторику. Чтобы помочь, дайте ребенку небольшие работы по дому, которые побуждают его использовать мышцы рук и пальцев, такие как вскрытие почты, сортировка столового серебра, размешивание теста и завязывание обуви.
Вы также можете купить толстые маркеры или кусочки мела и предложить своему ребенку потратить некоторое время на рисование — будь то на большом блокноте или на дороге. Игра с текучими материалами, такими как вода и песок, также поможет его координации. Вы также можете купить ему набор детских инструментов.
Разрабатывайте и выполняйте процедуры
Установите утренние рутины.Каждый день вставать в одно и то же время, одеваться и вместе завтракать — отличный способ подготовки.
Читайте вслух своему ребенку
Детский сад это место для игр, но ваш ребенок будет также изучать основы таких предметов, как чтение, письмо и математика. Чтение вашему ребенку помогает заложить основу для обучения в детском саду. Это также помогает подготовить ребенка к прослушиванию информации в классе. Получите для своего ребенка библиотечную карточку, отвезите ее в библиотеку, чтобы проверить книги, и обязательно читайте своему ребенку каждый день. Читайте разнообразные книги, читайте подписи под фотографиями в газете, даже делитесь комиксами.
Вовлеките его в значимые действия грамотности
Поощряйте вашего ребенка помогать вам с открытками, списками покупок или заметками. Они могут начинать с каракулей или картинок, переходить к разрозненным буквам и, наконец, узнавать некоторые слова по мере поступления в школу. Цените их попытки и наблюдайте, как их навыки развиваются с практикой.
Признайте его чувства
Избегайте слишком много говорить о садике. Ваш ребенок может выражать нервозность, нежелание идти или, наоборот, чувствовать себя очень взволнованным, чтобы пойти в детский сад. Что бы они ни чувствовали, найдите время, чтобы поддержать его.
Вместо того, чтобы беспокоиться о том, готов ли ваш ребенок читать и писать, подумайте о его или ее навыках в целом. Что они могут сделать хорошо, что поможет им добиться успеха?
Умение говорить
Умение говорить в возрасте приближенном к 3-м дано не всем. Хорошо, если ребенок может выразить свои желания, объяснить и рассказать, а если нет. Подумайте, возможно, будет не лишним позаниматься со специалистом. Тем самым вы облегчите жизнь малышу, ему будет легче общаться с другими детишками и воспитателями.
Общение со сверстниками важно. Старайтесь организовать такую возможность, чтобы ребенок понимал, что можно жить и разговаривать с такими же людьми, как и он
Адаптационный период проходит легче у детишек 3-х лет. Если ребенок меньше по возрасту, то ему будет сложновато. Возможно, не стоит торопиться, а лучше дождаться, когда он подрастет.
Объясните ребенку, что сразу на весь день его оставлять не будут.
7 советов родителям
- Обязательно попрощайтесь с ребенком, когда оставляете его в группе. Можно завести собственный ритуал – например, пусть кроха помашет вам в окошко, когда вы будете уходить.
- Даже если кроха расстраивается и плачет, не нужно незаметно убегать. Обязательно поцелуйте малыша и скажите ему «Пока!». Объясните, когда именно забираете его – например, после прогулки или сна.
- Первые дни в саду малыш может вести себя не совсем обычно – отказываться от еды, быть менее общительным. Нередки случаи, когда ребенок просто сидит в уголке, не обращая внимания на воспитателей и сверстников. Восстановление аппетита и участие в совместных играх – признаки того, что адаптация проходит успешно.
- Настройтесь на лучшее! Не показывайте ребенку свои тревоги. При малыше обязательно отзывайтесь хорошо о саде и его сотрудниках.
- Старайтесь не обсуждать слезы и расстройство ребенка с посторонними в присутствии малыша, а лучше подчеркивайте положительные моменты: «Представляете, сегодня он съел две порции каши!».
- Ни в коем случае не пугайте малютку детским садом, чтобы не отбить всякую охоту туда ходить.
- Поиграйте с малышом в детский сад, призовите в помощь любимые игрушки малыша или нарисуйте картинку. Пусть в вашей игре мама уходит, а потом обязательно возвращается, а главный герой рисует, ест кашу и играет с другими ребятами.
Поиграйте дома
Отличная тренировка — игра. После разговоров и вопросов предложите малышу поиграть в детский сад. Мама или бабушка выступают в роли воспитателя. Вы даете ребенку простые задания, рассказываете о новом распорядке дня. Потом, если будет желание, поменяйтесь ролями. У детей познание мира еще плотно связано с игровой деятельностью – так они будут чувствовать себя увереннее.
Таким образом, при поступлении в садик ребенок уже будет примерно представлять себе, что же там происходит. Согласитесь, неизвестность пугает, а особенно маленьких детей. Простая игра займет малыша максимум на 1 час в день, зато он уже будет подготовлен к тому, что такое урок, как следует самому мыть ручки после прогулки, кушать ложкой и вилкой.
Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.
Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Адаптация
Сразу стоит отметить, что нет детей, которые не проходят адаптационного периода
И неважно, сколько лет ребенку. Адаптация проходит и в ясельной группе, и у дошкольников
Это абсолютно новый этап в жизни ребенка, он переживает психологически и эмоционально. Начиная с новой пищи, заканчивая посторонними для него людьми. Иммунитет малыша сталкивается с новыми для него вирусами, именно поэтому учащается заболеваемость, пока в организме не сформируются специфические антитела.
Невозможно сказать, как долго продлится адаптация ребенка, все зависит от него самого. Для одних это пара недель, другие могут отказываться ходить в садик вплоть до выпуска.
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.
Отличия по темпераменту.
- Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
- В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
- С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
- Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет
- Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
- Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней
Холерик
Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией. Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло
Лучший возраст для адаптации — 3-4 года
Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года
- Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
- Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду
Сходить вместе в садик
Если раньше детей просто отводили 1 сентября в детский сад, оставляя на попечение нянечек и воспитателей, то теперь все стало гораздо проще. Многие детские сады предлагают родителям гибкий график. Сначала можно сходить с ребенком вместе, посидеть, поговорить с другими мамами, пока дети знакомятся. Рядом с родителями им совсем не страшно, все воспринимается как игра. Всего 1-2 часа за день, и вот малыш уже изучил некоторые правила садика.
Далее оставляйте его на несколько часов. Лучше всего приводить ребенка чуть позже, чем большинство детей. Тогда он не увидит слез малышей, которых оставляют рано. Все уже играют, общаются, всё выглядит более дружелюбным. Первое время можно забирать его до прогулки или сразу после нее. Потом уже оставляйте малыша на обед.
Постепенная адаптация дает возможность сгладить все острые углы. Пусть это займет больше времени, зато вы поможете ребенку привыкнуть безболезненно.
Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:
- сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
- обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
- наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
- «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
- отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.
Этапы привыкания
Привыкание будет происходить поэтапно:
- Знакомство. Первые несколько дней ребенка оставят на 2 часа, не более.
- Ребенок вливается в коллектив. Его можно оставлять до обеда. Также несколько дней.
- Ребенок готов оставаться на полдня. Уходит домой перед сном.
- Можно оставлять на день. Когда ребенок спокойно проводит в саду время в течение дня.
Когда забирать ребенка первое время подсказывает воспитатель. Именно он сможет сказать, когда готов ребенок к переменам. Все детки разные, поэтому для каждого подбирается индивидуальное время. Обычно привыкание длится около 2-х недель.
Не стоит бояться слез перед садом, это нормальная реакция. Объясните, что вы обязательно вернетесь за ребенком, поддержите его.
Задача родителей: настроить ребенка, зародить в нем желание научится чему-то хорошему в ДОУ, обрести новых друзей, раскрыть в себе способности и таланты.
И конечно, если мы собираемся оставлять ребенка на какое-то время без своего внимания, он должен уметь делать все самостоятельно: одеваться, кушать, ходить в туалет и т.п.
Ощущение безопасности
Младенец полностью зависит от матери, он не может удовлетворить без нее никакой своей потребности, ни в еде, ни в туалете, ни в ласковых руках, дарящих ощущение любви, заботы и безопасности
Безопасность – это самое важное для маленького ребенка в таком огромном и незнакомом ему мире. Представление о том, что принесет ему общение с окружающим пространством, ребенок берет из общения с матерью
Ведь именно она для него в первые месяцы его существования и есть целый мир. И что этот мир принесет, малыш узнает из общения с главным для него взрослым в первые два года жизни.
Если вы смогли уделить достаточно своему чаду внимания и любви в этот период, если вы удовлетворяли большую часть его потребностей и при этом были уравновешенны и предсказуемы, то ребенок подсознательно ждет такого же отношения к себе от окружающего мира. А еще он ощущает, что вы его никогда и ни за что не бросите. У малыша нет сомнений, что мама вернется и после двух лет он будет способен оторваться от самого дорогому ему человека. Адаптация к детскому саду у детей, которые получили от матери уверенность в ее любви и привязанности, и, как следствие, уверенность в безопасности мира, проходит относительно легко. Конечно, ребенок все равно будет переживать, и страдать от отсутствия матери, но все же пройдет испытание разлукой относительно быстро.
Если уделять ребенку внимание, но при этом быть все время раздраженной и недовольной. В таких случаях малыш часто ощущает себя как помеха для матери, у него нет уверенности, что о нем позаботятся, что он нужен, ему не хватает телесного контакта
Отрицательных импульсов от взрослого он видит гораздо больше, чем положительных. Это может быть и резкая интонация в разговоре с малышом, и игнорирование его просьб и переживаний, и вечная занятость матери, когда у нее не хватает сил, времени или желания на контакт со своим чадом. Малыш нуждается в поддержке и заботе даже, когда ему ее не хватает, но не может ее получить и потому все его усилия направлены на сохранение внутреннего баланса, напряжение, которое испытывает такой ребенок очень велико. Он не уверен в возвращении матери и одновременно не может выйти из состояния ее ожидания. Когда такие дети привыкают к условиям детского сада они могут очень долго отказываться от любой деятельности, они не играют с другими малышами, не могут есть и спать, они заняты только одним – ожиданием того, что их заберут. На то, чтобы познавать мир и взаимодействовать с ним, у таких детей просто нет сил.
Иногда бывает, что повышенная тревожность и ощущение небезопасности мира формируется у ребенка потому, что в силу каких-то причин пришлось слишком рано с ним расставаться, либо наоборот, мать излишне опекала, бросалась по первому зову и не смогла предоставить ребенку ни толики самостоятельности. Но об этом чуть ниже.
Есть еще один тип взаимодействия матери и ребенка, который не дает ребенку ощущения безопасности и предсказуемости мира и, конечно, очень отрицательно сказывается на любой адаптации малыша к социуму. Встречается не так уж редко – примерно в одном случае из десяти. Речь идет о противоположных, или как говорят психологи, амбивалентных реакциях матери в общении со своим малышом. Такая мама очень зависима от настроения, она не уравновешена, ее эмоциональные взрывы не предсказуемы. В один день она с удовольствием возится со своим чадом, радостно ему улыбается и откликается на все его просьбы, в другой – она недовольна, ворчлива и стремится, как можно меньше заниматься своим ребенком. Малыш в этом случае теряется и не может предсказать реакцию матери, он не уверен в том, что может получить от нее достаточно поддержки, а потому все время находится в тревоге и стрессе. Часто такие дети повышено агрессивны, ведь накопившееся напряжение неизбежно требует выхода. Привыкание к условиям детского сада у таких ребят тоже идет тяжело и долго, часто такие дети льнут к любому взрослому, который готов с ними общаться.
Если в описании последнего типа вы узнали себя, то самое лучшее, что вы можете сделать – это обратиться к психологу, чтобы разобраться со своими реакциями и эмоциями, изменить свое внутреннее состояние, чтобы оно не мешало вам растить своего ребенка в любви и радости.
Надеемся, что вы мужественно прочитали все выше написанное, соотнесли со своим общением с детьми и без труда ответите на вопрос, какой из типов взаимодействия с ребенком дарует ему максимальные возможности для познания мира и развития. Помните, что если вы в первые два года жизни смогли дать ребенку уверенность в вашей любви, то смогли дать ему еще и представления о доброжелательном и готовом откликаться на его потребности мире, создали платформу для любознательности и умения дружить в будущем.
Детский сад уже близко…
Как подготовить ребенка к детскому саду морально? Перед первым посещением обязательно нужно сводить ребенка в садик несколько раз. В первый день можно обойти территорию, полюбоваться качелями, горками, рассмотреть играющих на прогулке ребят
По согласованию с воспитательницей можно посетить группу и обратить внимание малыша на яркие игрушки и красивые детские поделки, подчеркнуть, как там уютно и весело
Чтобы малыш привыкал к садику, постарайтесь организовать прогулки на его территории, например во время тихого часа или вечером. Можно побегать по веранде, поиграть в песочнице – так малыш быстрее начнет считать садик своим. Вечером прогуляйтесь к садику вместе с ребенком и посмотрите, как родители забирают своих деток.
Будет просто отлично познакомить малыша с воспитательницей заранее. Если он хоть немного к ней привыкнет – начнет воспринимать ее как друга. Просьбы и замечания знакомого человека воспринимаются куда легче, чем чужой тети.
Поможем воспитателю
Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) – это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь – подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.
Но главное – приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).
Учим самостоятельности
Крохе будет легче адаптироваться к садику, если он уже освоил некоторые навыки самостоятельности:
- умеет сам есть, пить из чашки;
- может или пытается одеваться и раздеваться;
- играет со сверстниками, не всегда вовлекая маму в свои занятия;
- просится на горшок;
- речь малыша достаточно хорошо развита. Он может попросить о чем-то или даже рассказать, что произошло за день.
Обычно ребенок обладает такими навыками к 3 годам, но не все родители имеют возможность оставаться с малышом дома до этого возраста. Чаще всего складывается так, что крохе предстоит начать ходить в сад раньше.
Как же помочь ему адаптироваться к новым условиям?