Виды прикорма
Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.
О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.
Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.
Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.
Основные правила успешного прикорма
– грудное молоко или смесь остаются основным питанием для крохи по крайней мере до 1 года. После года грудное молоко, хоть и не теряет свою полезность, но все же начинает выполнять вспомогательные функции;
– насильно кормить ребенка нельзя. Если малыш не ест – значит, он просто не голоден либо ему не нравится именно этот продукт и стоит предложить другой;
– за столом должна быть только еда, игрушек, развлечений, мультиков в процессе приема пищи быть не должно;
– очень важно разнообразие в еде (вкусы, внешний вид, консистенция и тд.)
Таким образом, зная основные принципы разумного введения прикорма, а не просто следования моде или многочисленным советам окружающих, можно безболезненно приучить ребенка к «взрослой пище», сохранив его здоровье и свое спокойствие.
Юлия Пальчевская — консультант по грудному вскармливанию в Минске,
Viber|WhatsApp +375296616056
Поделиться ссылкой:
2 544
Авторитетное мнение
Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.
Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи. Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: таблица ввода прикорма детей, находящихся на грудном вскармливании
Когда вводить прикорм ребенку
Первый и, пожалуй, самый главный вопрос, касающийся прикорма, – когда? Когда можно начинать предлагать малышу что-либо, кроме грудного молока или адаптированной смеси. На этот счет можно услышать разные мнения с разбежкой в несколько месяцев (как правило, это возраст от 4 до 6 месяцев). Хотя, порой, от представителей старшего поколения можно услышать предложения давать малышу по капельке сок, начиная с двух-трех месяцев. Только вот возникает закономерный вопрос: зачем?
Еще лет 50 назад эту рекомендацию можно было адекватно воспринимать: не каждая кормящая мама могла позволить себе полноценное питание, а качественных адаптированных детских смесей практически не было, поэтому, если у мамы не было молока, ребенка кормили коровьим или донорским, которое приходилось кипятить, разрушая, тем самым, большинство витаминов. То есть можно предположить, что крохе попросту не хватало витаминов или микроэлементов и восполнить их можно было ранним прикормом. Сегодня говорить об этом уже не приходится. Нужно четко запомнить, что организм ребенка первого полугодия жизни не приспособлен к усвоению взрослой пищи.
В пищеварительной системе недостаточно нужных ферментов, присутствует выталкивающий рефлекс, незрелая нервно-мышечная координация и, как правило, отсутствие зубов. Именно поэтому раннее введение прикорма может быть чревато расстройствами стула, болями в животе, проявлением аллергии и другими неприятными последствиями. Поэтому, согласно рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, идеальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев. Разумеется, бывают и особые ситуации, к примеру, ребенок страдает рахитом или анемией. В этом случае, посоветовавшись с педиатром, можно ввести прикорм немного раньше, но не ранее 4 месяцев (до наступления этого возраста пищеварительные ферменты не в состоянии справиться со «взрослой» пищей).
Применяем на практике
Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.
Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.
Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.
- Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
- Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.
Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты
Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.
А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.
Схема введения первого прикорма
Строгой последовательности, по которой нужно вводить прикорм, нет, но есть общие, примерные схемы прикорма для разного возраста (рис. 4). Педиатр может корректировать ввод продуктов в зависимости от веса ребенка, показателей его здоровья, реакции на питание. Родителям лучше составлять рацион с учетом рекомендаций врача, так, чтобы он состоял из полезных продуктов, которые нравятся малышу.
Прикорм при вегетарианстве
Вегетарианский рацион не содержит продукты животного происхождения. Для детей в возрасте до года он обеспечивает не все потребности питания. Придерживаться его можно только под контролем врача и при условии, что ребенок будет получать или специально подобранные пищевые добавки, или обогащенные продукты, содержащие необходимые макро- и микронутриенты.
Если продукты животного происхождения исключены из рациона, необходимо отдельно контролировать калорийность пищи и содержание в ней белка. Также нужно исключить дефицит железа, цинка, фолатов, витамина D, B12, кальция и некоторых других элементов.
Есть несколько вариантов вегетарианства, которые различаются между собой по строгости рациона. Так, при менее строгом лакто-ово-вегетарианстве возможно употребление яиц и молочных продуктов, оно несет в себе меньше рисков нутритивной недостаточности. При правильном планировании такого вегетарианского рациона ребенок может получать все необходимые ему витамины, минералы и другие вещества. Применение более строгих веганских рационов, при которых употребление любой животной пищи исключено, связано с высоким риском дефицитных состояний. В этом случае важен строгий контроль состояния здоровья, а также применение специальных пищевых добавок.
Важно! Вегетарианский прикорм требует особенно строгого контроля врачей. Важно сбалансировать питание ребенка, дополнив рацион достаточным количеством белковой пищи, а также добавками, содержащими витамины и микроэлементы
Потенциальные риски особенно высоки, если до введения прикорма ребенок находился на грудном вскармливании, и мать придерживалась вегетарианства
В этом случае уже к 6 месяцам у ребенка может развиваться анемия, связанная с недостатком железа и витамина B12. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, принятая в России, отдельно заостряет внимание на этом, рекомендует особенно строго контролировать, является ли питание достаточным, а также планировать рацион с обязательным использованием добавок, содержащих белки, витамины и микроэлементы
Мнение доктора Е. Комаровского
Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.
Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.
Выбор за родителями
Выбирая для своего ребенка педагогический прикорм, родители должны тщательно пересмотреть свой рацион питания. Ведь то, что едят они, будет есть и малыш, а продукты, потенциально вредные для взрослого, втройне опасны для детского организма.
Какую методику введения прикорма выбрать – решать родителям. Выбирая, следует делать акцент на том, что лучше для ребенка. При решении применить педприкорм следует придерживаться основных его правил.
Они просты:
- вводить педприкорм можно не ранее 6 месяцев, начало прикорма для каждого ребенка индивидуально;
- взрослую пищу ребенок должен употреблять обязательно в присутствии мамы (или другого взрослого члена семьи);
- нельзя навязывать малышу новую пищу при отсутствии интереса с его стороны;
- не следует запрещать трогать пищу руками, нужно только ограничивать пробную дозу;
- можно давать в руку и разрешать погрызть малышу яблоко, бублик, морковку;
- не рекомендуется заставлять стол множеством разных продуктов;
- плотную или твердую пищу ребенку давать в микроскопических дозах;
- если ребенок давится такими дозами, то с прикормом лучше повременить;
- при введении педагогического прикорма грудное кормление продолжается;
- вначале сажать ребенка за общий стол только 1 раз в день, а потом постепенно приучать вместе кушать 2-3-4 раза;
- не следует давать пробовать малышу больше 1 продукта, после чего нужно наблюдать за реакцией организма; другой продукт пробовать можно только через 3-4 дня.
Прикорм и его виды
Начиная с 6 месяцев грудное молоко не способно обеспечить кроху всеми необходимыми витаминами, поэтому ВОЗ и педиатры советуют с этого возраста начать вводить в рацион ребенка новые продукты. Это нужно для того, чтобы в будущем полностью заменить грудное вскармливание взрослой пищей. Эта ступенька поможет малышу преодолеть трудности легче, без риска развития аллергии.
Виды прикорма:
- педиатрический;
- педагогический.
Педиатрический прикорм является общепринятым. Именно на него ориентируется большинство педиатров, давая рекомендации молодым родителям по питанию. Этому же способствуют многочисленные баночки с детским пюре на полках магазинов. Для удобства на каждой из них указан точный возраст малыша, с которого необходимо начинать давать продукт.
Смысл педиатрического прикорма в том, чтобы знакомить кроху с определенным продуктом в конкретном возрасте. Методика считается общепринятой и даже традиционной. Новые вкусы вводятся постепенно, что помогает исключить аллергены. Кроме того, если использовать педиатрический прикорм, можно пользоваться таблицами, которые найдутся у любого детского врача. Родителям не придется думать о том, в какой очередности давать малышу овощи, фрукты, мясо.
Совсем иное дело — педагогический прикорм. Его суть заключается в том, чтобы подросший карапуз получал все те же продукты и блюда из них, что употребляет мама. Разумеется, такую трапезу необходимо строго дозировать, однако других ограничений почти нет.
В чем заключается важность первого прикорма?
И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.
Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:
- Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
- Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
- Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.
«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».
Гмошинская М.В., доктор медицинских наук
То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.
Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:
- Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
- Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.
Когда вводить
Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.
При ГВ
Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.
Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.
При ИВ
По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.
Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).
Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:
- появились зубки;
- малыш научился сидеть и расстался с рефлексом выталкивания твердой пищи;
- наблюдается увеличение веса в два и более раз;
- ребенку не хватает искусственной смеси, он проявляет явный интерес к маминой тарелке.
Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.
С чего все начиналось?
Начнем с того, что педагогический прикорм – не новое открытие в современной педиатрии, а очень старый метод, который был еще популярен 200 лет тому назад. Тогда пюре продавалось только в магазинах, а грудное вскармливание зачастую прекращалось с наступлением новой беременности либо же молоко становилось горьковатым на вкус.
Наши прабабушки вынуждены были работать, потому готовить им было особо некогда. Кроме того, большинство продуктов в те далекие времена были, все же, натуральными и экологически чистыми.
Информацию о введении прикорма кормящие мамы получали исключительно благодаря методу «сарафанного радио». Они понемножку кормили малышей из своих тарелок натуральными продуктами: кашами, супчиками, хлебом.
Таким образом, у детей быстро развивался жевательный рефлекс и они без проблем привыкали к вкусу твердой пищи.
Что такое педагогический прикорм
Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.
При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.
- Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
- Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
- Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
- Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм – это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь. Это, конечно, очень кратко.
Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом в виде пюре.
Главнейший плюс такого подход – ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни + хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.
Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку
Основными целями педагогического прикорма являются:
- приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
- научить пользоваться столовыми приборами;
- научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
- сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.
Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.
По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.
Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.
После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.
Какой вид прикорма выбрать?
Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.
Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.
В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.
Окончательный выбор в пользу того или иного варианта прикорма остается на усмотрение каждой конкретной семьи. Исходите из ваших личных представлений об удобстве, целесообразности, семейных традиций и вашего желания.
Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии
Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем
Педагогический прикорм: что это такое и с чем его едят?
Принципы педагогического прикорма пришли к нам с запада. Именно там приверженки теории “кормление по требованию” выдвинули гипотезу, что в первобытные времена, когда понятия медицина и педиатрический прикорм еще не существовали, младенцы как-то учились есть и для них никто не разрабатывал рационы и не вводил определенные продукты. Другими словами, шел естественный эволюционный процесс, когда младенец становился человеком, поглощающим пищу с “общего стола”.
В наше время не все так критично, но основа педагогического прикорма такова – ребенка знакомят с новой “взрослой” едой с общего стола. Малышу, достигшему полугода и более, предлагают микродозы еды с маминой и папиной тарелки. Микродоза, это приблизительно:
- два рисовых зерна;
- пол чайной ложки;
- щепотка.
За один прием пищи разрешается попробовать максимум три разных продукта. Главное, не заставлять кроху, а предлагать, дабы у него возник интерес к еде. Такую еду неправильно называть прикормом, поскольку карапуз не есть, а лишь знакомится с пищей взрослых. Основным источником энергии для него, как и раньше остается грудное молоко или детское питание. Если в этот период мама замечает перебои с появлением грудного молока (так бывает, когда ребенок начинает есть прикорм), то советуем воспользоваться советами из статьи: “Как увеличить лактацию”.
Педиатрический прикорм: классика и современность
Хотя этот вид прикорма практикуется давно, но со времени его внедрения в практику схемы много раз менялись и претерпевали значительные изменения ввиду того, что изменяется и питание детей. Если ранее грудное вскармливание младенцев старше 3-6 месяцев было редкостью и росло практически целое поколение искусственников или детей, взращенных на манной каше и коровьем молоке, то сегодня многие матери кормят детей грудью долго и активно.
Кроме того, научные данные, полученные по мере того, как внедрялся прикорм, вносили коррективы в его схемы. Научно доказана нецелесообразность и вредность введения первыми соков в возрасте 3-4 недель, а также раннего начала как такового прикармливания вообще. В связи с этим существенно изменилась и схема, если сравнить ее с той, что практиковалась одной из первых в 50-60е годы прошлого века. Сегодня педиатрический прикорм, вне зависимости от типа вскармливания — естественного или искусственного, рекомендуют вводить не ранее 5,5-6 месяцев жизни, когда органы пищеварения полноценно дозрели до приема более взрослой пищи.
График введения продуктов по месяцам
В каждой стране мира прикорм начинают с разных продуктов. Итальянцы достаточно рано дают малышам пасту и сыр Рикотта, в США начинают с мяса, а в Азии первым блюдом становится рис.
Мы публикуем рекомендованный ВОЗ график, но не бойтесь немного отойти от него, ведь цель прикорма — перевести ребенка на общий стол.
4–6 месяцев | 7–8 месяцев | 9–11 месяцев | После 12 месяцев | |
Фрукты и ягоды | Яблоко Авокадо Банан Персик | Абрикос Манго Нектарин Персик Слива Чернослив | Черника Дыня Черешня Клюква Финики Виноград Киви Папайя | Цитрусовые Клубника |
Овощи | Тыква Кабачок Цветная капуста Брокколи Фасоль Картофель | Морковь Горох Пастернак | Спаржа Свекла Капуста Огурец Баклажан Лук Чеснок Перец Редька Капуста | Кукуруза Шпинат Томаты Чечевица и фасоль |
Каши | Безмолочная: Гречневая Кукурузная Овсяная | Безмолочная: Рисовая Пшенная Ячменная | Макароны Пшеница Киноа | |
Молочные продукты, масло и яйца | Растительное масло: подсолнечное, рапсовое, оливковое | Сливочное масло | Яичный желток Творог Кефир Йогурт без добавок Сыр | Молоко |
Мясо и рыба | – | Индейка Цыпленок Кролик | Говядина Телятина | Рыба Субпродукты: печень, язык, сердце Мясной бульон (в супе) |
Потенциальные трудности
Согласно правилам педагогического прикорма при появлении симптомов аллергии знакомство с продуктом, её вызвавшем, полностью не прекращают. Пища по-прежнему предлагается ребёнку, но только в меньшем количестве или в другом виде. К примеру, если возникла нежелательная реакция на гречку, в следующий раз кроха может съесть одно только зёрнышко этой крупы. Или если не «пошла» груша в чистом виде, мама варит компот из этого фрукта (в пропорции одна груша на три литра воды). Таким образом, доза аллергена является минимальной, а организм постепенно адаптируется к данной пище. Аналогичная тактика используется и при расстройстве пищеварения.
Конечно, если аллергическая реакция очень сильная, то дальнейшее знакомство с продуктом нужно отложить минимум на месяц
Ещё одна возможная проблема — это отказ от еды, когда после довольно успешных проб, хорошего аппетита, карапуз вдруг не хочет есть какой-то один или несколько продуктов. Скорее всего, всё дело в переедании. Нужно просто подождать, пока интерес снова проснётся (до этого пусть ребёнок просто сидит с родителями за столом, возможно, какая-то пища его привлечёт. В это время родители по-прежнему должны сами есть с аппетитом, показывая, как им нравится содержимое их тарелок.
Объем введения прикорма
В первый раз, вводя прикорм, наберите немного овощного пюре или каши на кончик чайной ложки и предложите малышу. Когда ребенок прожует предложенную порцию, повторите процедуру, пока не достигнете объема целой чайной ложки. Для первого раза этого будет достаточно.
Затем малышу следует предложить грудь или детскую смесь. Ежедневно объем прикорма увеличивается в 2 раза, пока не достигнет полного объема кормления по возрасту:
Возраст | Суточный объем кормления | Количество кормлений | Объем одного кормления |
4–5 месяцев | 900–1000 мл | 5-6 раз в день | 160–180 мл |
6–9 месяцев | 1000–1100 мл | 5 раз в день | 180–200 мл |
9–18 месяцев | 1000–1200 мл | 4-5 раз в день | 200–240 мл |
18–36 месяцев | 1200–1500 мл | 4-5 раз в день | 250–350 мл |
Если ребенок страдает аллергией
В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.
Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.
Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.
Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.
Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.
Когда его стоит ввести?
Самый первый год в жизни малыша – самый важный, с точки зрения педиатрии, а потому и кормление ребенок должен получать строгое и продуманное. Начинать прикорм при грудном вскармливании по советам Комаровского стоит не ранее, чем через 6 месяцев от рождения
И не так важно, что именно преобладает в питании грудничка: материнское молоко или детская смесь. Мнение Комаровского о первом прикорме таково, что до шести месяцев нормально развивающийся ребенок получает все необходимое от матери и специальных молочных смесей. Также ребенок должен вовремя получить те питательные вещества, что отвечают за его рост, а также за развитие организма
Кроме этого, именно жевательные процессы помогут деснам вашего ребенка облегчить прорезывание зубов, а вам пережить с малышом этот нелегкий процесс
Также ребенок должен вовремя получить те питательные вещества, что отвечают за его рост, а также за развитие организма. Кроме этого, именно жевательные процессы помогут деснам вашего ребенка облегчить прорезывание зубов, а вам пережить с малышом этот нелегкий процесс
Продумывание того, когда начинать первый прикорм, было тесно связано с развитием психоэмоциональных и физических процессов в организме детей, поэтому так важно соблюсти этот момент
Заключение
В наши дни очень распространены пищевые аллергии, злоупотребления генетически модифицированными продуктами, в пищу все больше добавляется нитратов, поэтому привычка к правильному здоровому питанию с ранних лет никогда не была так актуальна, как сегодня.
Педагогический прикорм вынуждает маму особенно тщательно следить за тем, что находится на семейном столе, а также поддерживает естественный интерес ребенка к пище и учит его следить за сигналами своего тела: отличать голод от сытости, защищая от переедания в будущем.
Желаем здоровья вам и вашим детям! Кушайте полезную пищу с удовольствием!