Когда (во сколько месяцев) ребенок начинает ходить

СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) – это очень плохо.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Движение — жизнь

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Авторитетное мнение

Доктор Комаровский считает, что родители сильно преувеличивают связь между навыком ползать на четвереньках и временем, когда дети начинают стремиться к прямохождению. Это два различных навыка, запрограммированные природой, и подтверждение этому – тот факт, что некоторые малыши долгое время ловко перемещаются на четвереньках, и их этот способ вполне устраивает. Есть и другие примеры, ребенок начинает ходить самостоятельно, почти не проходя через этап ползания.

Известный педиатр, Евгений Комаровский перечисляет и психологические факторы, которые влияют на стремление становиться на ножки:

  • пережитая неудача, боль, испытанная в первых попытках, может ненадолго отбить стремление к таким действиям;
  • стимуляция наглядным примером сверстника, с которым ребенок растет в контакте, встречается в разных условиях (известны примеры, когда малыш, уже вставший на ножки, начинает ползать, или стремится ходить, глядя на чьи-то удачные попытки);
  • позже начинают ходить дети, перенесшие заболевание в грудничковом периоде, так как ослабленный иммунитет оказывает подавляющее влияние на активность ребенка, его стремление самостоятельно передвигаться.

Факт!Дети начинают раньше ходить самостоятельно, когда родители делают с ними гимнастику, ежедневный массаж, выполняют в форме игры простые упражнения. Все это – не обучение навыку хождения, а подготовка к моменту, когда опорно-двигательный аппарат становится подготовленным к умению ходить.

Когда начинает проявляться стремление к подъему и первым шагам, от родителей тоже зависит многое – помощь, стимуляция, заинтересованность – все это поможет ребенку быстрее пройти сложный этап.

Приведенная таблица неслучайно озаглавлена примерные нормы и возможные границы. В ней нет никаких разграничений, мальчик или девочка у родителей. Изначально предусмотрено природой, что младенцы мужского пола рождаются чуть крупнее, но временные рамки развития моторики, основных навыков, контактности и хождения можно указать только приблизительно, в определенном развале сроков.

Единого мнения о нормах детского развития не достигнуто даже в различных педиатрических школах. В приведенной таблице указывается классический период начала хождения – с 9 до 14 месяцев. Популярные источники ориентируются на более лояльные рамки и указывают сроки от 9 до 18 месяцев. Раннее хождение, как и замедленное развитие человеческого навыка одинаково нежелательно, независимо от того, мальчик или девочка у озабоченных родителей.

Также читайте: Какими лекарствами можно лeчить аденоиды у детей

При относительном совпадении биологических этапов, можно все-таки проследить объективные предпосылки к более позднему старту хождения у мальчиков. Отличия по весу и росту могут быть результатом генетических факторов, полученных от родителей. Но, если внимательно просмотреть приведенную таблицу, можно заметить, что даже средние показатели у мальчиков выше, чем у девочек. Начиная с года, дети мужского пола прочно опережают своих соперниц, и это одна из самых вероятных причин такого явления.

Однако не существует никаких нормативных различий в педиатрических нормах для мальчиков и девочек. Родители всех младенцев могут ориентироваться на норму, как на возраст с 9 до 18 месяцев

 Ускорить событие можно, если постоянно уделять малышу внимание, заниматься с ним упражнениями и гимнастикой, чтобы подготовить опорно-двигательный аппарат к будущим нагрузкам

Помощь в освоение навыка ходьбы

Вашему чаду непросто обучаться новому, особенно ходьбе. Это скачок для ребенка, выход на новый этап развития. Хоть и торопить малыша в освоении нового навыка не нужно, но все-таки кое-что от вас потребуется, чтобы научить чадо ходить правильно.

  1. Родителям требуется с пеленок заниматься физическим развитием ребенка и укреплением его здоровья с помощью массажей, укрепляющих процедур, гимнастики и т.д.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было побольше пространства. Не стоит «заточать» ребенка в манеж, ограничивать его передвижения. Так он скорее захочет научиться ходить, ведь ребеночку интересно изучать все вокруг. Главное следите за своим чадом.
  3. Внимательно подходите к выбору первой обуви.

На самом деле этот момент является одним из главных. Насколько удобно и комфортно будет передвигаться малышу, зависит от обуви. У «черевичек» должен быть твердый задник и обязательно супинатор – для правильного формирования стопы.

Если кроха ходит на носочках, скорее всего у него проблема со стопами. Вам требуется обратиться за консультацией к ортопеду и неврологу. Врачи пропишут по необходимости специальную обувь и назначат лечение.

В остальных случаях не стоит терять голову, позвольте своему отпрыску развиваться гармонично!

Решение возможных проблем

  1. Малыш не пошел в оптимальный срок или пошел, но очень неуверенно. При этом навыки ходьбы не улучшаются на протяжении месяца. Чаще всего это говорит о неврологических проблемах крохи. В этом случае необходимо обязательно обращаться к врачу, который проведет анализы и назначит курс лечения.
  2. Ребенок часто падает, боится ходить без поддержки взрослых. Это может говорить о плохом зрении ребенка. Немедленно проведите обследование у офтальмолога. В некоторых случаях речь может идти о психологических проблемах: ни в коем случае не ругайте кроху и не кричите на него. Наберитесь терпения.
  3. Нарушения походки. Это говорит о вывихе тазобедренного сустава. Нужно обратиться за консультацией к ортопеду-хирургу.
  4. Положение стопы отличается от нормы.

Первые шаги малыша — это волнительное событие для каждого родителя. Ни в коем случае не торопите кроху, не подталкивайте его к этому событию. Наберитесь терпения, проявляйте любовь и заботу о ребенке.

Первые шаги: что нельзя делать?

Несмотря на месяц жизни не стоит ребенка ставить на ножки, если его тело еще недостаточно окрепло для ходьбы

Крайне важно разработать систему поощрений движений. Регулярно делайте со своим чадом зарядку, можете записаться в бассейн или же заниматься в домашних условиях с фитболом

Пока ребенок активно учится ходить, опираясь на предметы, подумайте, какое место в квартире/доме уйдет более безопасным

Пусть чадо тренируется около мягкой мебели. Рекомендуется учить ребенка ходить без носочков и обуви. Это обусловлено тем, что ходьба босиком стимулирует нервные окончания стоп, а также способствует закаливанию организма. Оптимальный вариант ходьбы — это средство, а не цель. Разумно используйте любознательность крохи, например, предлагая ребенку идти к одному из родителей или игрушке. Старайтесь располагать объект желаний ребенка в нескольких метрах от него. Не обращайте внимания на то, во сколько месяцев пошли соседские дети. Никогда не сравнивайте успехи вашего крохи с чужими детьми. Если ваши сверстники уже бегают, а вы еще нет, то это не повод разочаровываться. Хвалите вашего малыша даже за самый незначительный успех. Если дома у вас холодные полы, то приобретите для крохи специальные носочки с прорезиненой подошвой. Если малыш упал, то это не повод для паники и резких возгласов. Постарайтесь не привлекать к происходящему внимания, словно ничего не произошло. Во время прогулок на свежем воздухе старайтесь кроху держать как можно меньше в коляске. Пусть к первому году жизни коляска станет лишь средством передвижения до парка или детской площадки. Поощряйте малыша за движения, пусть он тянется играть с детьми и больше двигается. Старайтесь сделать ваш дом максимально безопасным для крохи

Все острые и колющие предметы следует убрать в безопасное место, куда ребенок добраться не сможет Особое внимание следует уделить бытовой химии и лекарствам, которые тоже должны быть вне поля зрения малыша. Во время ходьбы, кроху следует держать за предплечья или кисти, но ни в коем случае не за подмышки, поскольку это сулит деформацией стоп и испорченной осанкой

Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки: упражнения

Способность ходить у малыша развивается практически с рождения. Если в первые два месяца его жизни взять ребенка на руки под мышки. Он начнет двигать ножками, имитируя тем самым процесс ходьбы. Со стороны будет создаваться ощущение, что малыш ходит. Это и является первыми попытками ребенка научиться ходить. С помощью этого упражнения производится укрепление ножек.

  • Родители должны помогать ребенку ходить с раннего возраста. С пяти месяцев мама должна ставить ребенка к себе на колени для того чтобы он мог попрыгать. Сделать самостоятельно малыш этого не сможет. Поэтому маме необходимо помочь. Она должна взять его под мышки и поднимать, а потом опускать. Ставить твердо малыша на ножки при выполнении этого упражнения категорически запрещается. Это объясняется тем, что ножки еще не совсем окрепли, чтобы удерживать свой вес.
  • В 9-10 месяцев малыш будет стоять уже самостоятельно и при этом держаться за опору. С этого времени начинается обучение малыша ходьбе. Изначально он делает один-два шага, опираясь на мебель. Далее малыш делает попытки поднять игрушку или любой другой предмет из положения стоя. По истечении определенного времени малыш станет сгибать колени и доставать что-либо из пола, сидя на корточках.
  • С 11 месяцев малыш начитает сам стоять. Изначально он может удерживать равновесие доли секунды, а потом это время увеличивается. Если ребенку помогать, то он будет изначально ходить, держась за мамину ручку. По истечению нескольких недель он научиться ходить самостоятельно. С 13 месяцев три четверти детей начинают ходить самостоятельно. Они не требуют посторонней помощи, хотя во время ходьбы пошатываются. В некоторых случаях дети ходят с 16 месяцев или еще позже. Как правило, быстрее начинают ходить те дети, которые предварительно ползали, так как передвижение в вертикальном положении укрепляет их опорно-двигательный аппарат.
  • После того как малыш сделает первые самостоятельные шаги, его моторика будет постепенно развиваться. С 14 месяцев малыш научиться самостоятельно стоять. К этому времени некоторые из детей наклоняются и выпрямляются. Навыки хождения развиваются у малыша очень хорошо 15 месяцам. Начиная со следующего года малыш будет стараться подняться по ступенькам, но для этого ему нужна будет помощь взрослого человека.
  • Каким бы ни был малыш, он в обязательном порядке будет ходить. Для того чтобы ускорить этот процесс родители должны помогать своему ребенку.
  • Ребенок будет учиться ходить самостоятельно в том случае, если ему будет обеспечена мотивация. У детей в таком возрасте уже появляются любимые игрушки. Родителям необходимо заметить какой из них он больше всего играется и взять ее в руки. Отойдите от ребенка на несколько шагов и покажите ее. Малыш обязательно захочет достать любимую вещи и сделает несколько шагов к вам.
  • Во время проведения обучения этим методом необходимо произвести правильный подбор расстояния. Если оно будет большим, то малышу будет сложно его преодолеть. Это его очень сильно огорчит и может отбить желание ходить. Эта неудачная попытка его сильно огорчит. В таком случае повторить упражнение необходимо спустя некоторое время, чтобы ребенок забыл неудачу. Для обучения ребенка самостоятельной ходьбе не нужно использовать дополнительные аксессуары. Если кто-нибудь из родителей от него отойдет и протянет к нему руки, то ребенок в обязательном порядке пойдет ему навстречу.

Движения малыша должны постоянно поощряться родителями. Если он ходит с их поддержкой, то его необходимо хвалить практически за каждый проделанный шаг. Для того чтобы процедура обучения ходьбе была для ребенка не только интересной, но и приятной, родителям необходимо ходить вместе с ним. Дети будут чувствовать их поддержку, что будет их мотивировать к развитию.

ВАЖНО!В процессе обучения ребенка ходьбе не стоит торопить события. Ошибкой многих родителей является то, что они начинают интенсивно учить малыша ходить при достижении ним десятимесячного возраста. Но малышу все равно на существующие нормы развития

Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту

Но малышу все равно на существующие нормы развития. Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту.

Учить ребенка ходить необходимо только с мотивацией. Это будет его развивать не только физически, но и морально.

Почему плохо ходить на носочках

С какими проблемами может в будущем столкнуться человек, который с детства ходит на цыпочках?

  • Во-первых, человек, у которого есть проблемы со ступнями, становится ограничен в своих действиях: ему, в отличие от других, трудно заниматься спортом, участвовать в подвижных играх и т.д.
  • Во-вторых, сама форма стопы становится изогнутой. Это как минимум может затруднить подбор обуви в будущем.
  • Наконец, самое главное: хождение на носочках запускает каскад ортопедических проблем. Всякий раз, когда малыш ходит на носочках, у него «переразгибается» коленный сустав. А при дополнительной нагрузке на позвоночник (например, тяжелый школьный рюкзак) случаются травмы и начинаются воспалительные процессы. Сустав постепенно разрушается. Затем происходит «закручивание» таза. Из-за отсутствия амортизации страдает позвоночник. Поясница находится в сильном тонусе. Один из столбцов позвоночника будет сильнее перегружаться, вызывая сколиоз. Как видите, одно «тянет» за собой другое.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Причины и следствия

В педиатрии существует триада признаков, по которой определяется норма и патология прямохождения, условные возрастные нормы. К ним относятся:

  • пол ребенка (девочки начинают ходить немного раньше, хотя это утверждение выглядит немного сомнительным, если взглянуть на другие условия);
  • генетическая предрасположенность (если один или оба родителя начали поздно ходить, вполне вероятно, что и ребенок проявит стремление к передвижению на ногах не в 9 месяцев);
  • телосложение – упитанный и высокий ребенок пойдет позже, потому что позвоночник должен выдержать более весомую нагрузку, маленький и худой будет раньше проявлять интерес к подъему.

Для справки!Немаловажное значение имеет и характер. Например, если малыш активный и настойчивый холерик и сангвиник, то он будет добиваться желаемого результата с похвальным упорством

Флегматик – оставит попытки после нескольких неудач, меланхолик откажется от дальнейших опытов, и ему нужна будет помощь родителей.

Норма в 12 месяцев, когда дети начинают ходить – это усредненное значение, полученное путем вычислений, после многократно проведенных наблюдений. Но дети в домах малютки начинают ходить намного позже, из-за того, что с ними нет родителей – никто не играет в активные игры, не берет на руки и не поддерживает при первых попытках, не выполняет простых упражнений, стимулирующих развитие позвоночника. Поэтому сроки, когда малыш пойдет самостоятельно, зависят и от того, сколько внимания уделяют ему родители.

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Подведем итог

  1. Общепринятая возрастная норма, когда ребенок начинает ходить, – период с 9 месяцев до полутора лет. Это правило справедливо как для мальчиков, так и для девочек.
  2. Ускорению навыков ходьбы способствуют индивидуально подобранные специалистами массаж и гимнастика. Дополнительные приспособления наподобие ходунков разрешены, но не стоит сажать в них ребенка надолго.
  3. Доктор Комаровский считает, что не стоит переживать, если ребенок не вписывается в общепринятые стандарты. Лучше обследовать его у специалиста, и если патологии не обнаружилось, то продолжать делать рекомендуемые для укрепления мышечной и костной ткани упражнения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий