Повышаем у ребенка самооценку

Как сформировать адекватную самооценку?

Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.

Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.

Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:

  • Чаще позволяйте детям высказывать свое мнение и проявлять эмоции. Слишком авторитарные и строгие родители добиваются послушания, но ценой становится инертность, неуверенность и отсутствие у ребенка своего мнения.
  • Не запрещайте помогать вам в чем-либо, даже сами можете сделать быстрее и лучше.
  • Не пытайтесь оградить ребенка от всех неудач и разочарований. Проживание детьми не только положительного, но и отрицательного опыта необходимо для адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  • Учите детей правильно воспринимать победы и поражения, на примере конкретных ситуаций, лучше из собственного опыта.
  • Если ребенок поступил плохо, объясняйте, что вы недовольны не им самим, а его поступком.
  • Не ставьте перед детьми заведомо невыполнимых задач.
  • Устраняйте источники психологического угнетения. Если ребенок стал объектом травли в школе, не заставляйте его стать сильнее и решить проблему самостоятельно. Проще сменить место учебы и сохранить детскую психику.

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют «критическим», потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек. Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя. Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей «сложно выбить из седла».
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера

Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа

Поэтому важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Что такое самооценка

Самооценка — это рациональная часть нашего самовосприятия. Способность оценивать свои проявления как успешные или неуспешные. У неё два главных параметра: адекватность и автономность.

Адекватная самооценка — это способность соотносить свои успехи и ошибки в одной системе координат. Как будто внутри у нас есть наблюдатель, который подсказывает:

  • Сталкивался ли я с подобными задачами?
  • Успешно ли я решал их раньше?
  • Какие действия принесли результат?
  • В чём мне нужно попросить помощи у другого?
  • Чему нужно научиться?

Автономность самооценки — это способность сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом и видеть изменения. Размышлять о своих поступках с точки зрения собственной системы ценностей — хорошо я поступаю или нет? Человек с автономной самооценкой слышит мнение других о себе, воспринимает критику и похвалу, но решения принимает, только исходя из своего понимания действительности.

Роль родителей в формировании личности подростка

Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность

Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться. Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом

Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое. Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.

Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться — вот что нужно несовершеннолетним.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Рекомендации взрослым, чтобы поднять самооценку ребенку

  1. 1. Предоставлять ребенку «аванс доверия». Речь о том, чтобы говорить и показывать ребенку: «Я верю в тебя». Это именно то, что ребенку не хватает. А тут кто-то в него поверил. И самооценка начинается повышаться. Можно разговаривать с ребенком примерно в таком ключе: «Я знаю, что у тебя получится. Это сейчас у тебя не получилось. Может, это временная ситуация. Поэтому давай подумаем, что у тебя лучше получается. В чем ты силен. Какие есть ресурсы у тебя».
  2. 2. Не сравнивать ребенка с другими. Лучше сравнивать с самим же собой. «Раньше не мог, а теперь у тебя это получается. И даже если ошибся – это как точка роста, теперь ты знаешь, как не нужно, у тебя есть опыт теперь, что так делать не нужно».

В процессе общения с ребенком важно следовать нескольким принципам, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка

3. Постановка реальных целей и задач. Высокие требования при низкой самооценке не помогут. Если мы много ждем от ребенка, тогда это больше говорит не о ребенке, а о нас самих

Почему нам так важно, если ребенок это не сделает? Не пытаемся ли мы свою самооценку повысить? Завышенные требования к ребенку становятся непосильной задачей для него. Нужно дать ребенку немного форы, чтобы он почувствовал, что у него получается.
4

Избегать стигматизации, ярлыков. Когда мы навешиваем ярлык, у человека мало альтернатив. Либо доказывать, что я хороший, либо согласиться и поддерживать ореол нехорошего. И человек не замечает уже чего-то, что не подходит под этот ярлык. Он уже воспринимает себя таким образом, и от него очень сложно «отойти». И поэтому изменить что-то тоже будет сложно.
5. Важна единая позиция взрослых – «педагогический альянс». Важна последовательность в своем поведении у взрослых, согласованность их поведения. Важно, чтобы у взрослых было стабильное отношение к ребенку. Чтобы не был эмоциональный фон, как на качелях: «То ты мне нравишься, то ты мне не нравишься». Когда взрослый ненадежен, непредсказуем, ребенок полагается на себя, но при этом перестает взаимодействовать адекватно со взрослым.

В разном возрасте

Действовать нужно сообразно возрасту ребенка. От него зависят и возможные проблемы, и тактика родителей.

Примерно до 5 лет малыш не осознает того, как он сам к себе относится

Для него важно мнение окружающих (прежде всего, конечно, родителей, а затем – воспитателей). Он может считать себя виновником плохого поведения или самочувствия близких людей

На этом этапе важно:

  1. Разводить в понимании малыша понятия «я» и «мой поступок». «Я» ребенка родителям нужно всегда оценивать положительно, демонстрируя любовь и заботу. Смысл выражений «ты плохой» и «ты поступил плохо» – разный. Плох поступок, а не ваш кроха. Он должен знать это.
  2. Объяснять ребенку причины происходящего (папа злится, потому что сильно устал, у сестренки просто плохое настроение).

Уже к 5 – 6 годам ребенок всерьез задумывается: кто я? какой я? Формируется самооценка – восприятие себя «в себе» и окружающем мире. Главную роль здесь также играет мнение родителей. Самооценка может страдать из-за недостаточных навыков (не умеет рисовать, вырезать, перепрыгивать и т. д.), чувства ненужности, чувства вины.

Необходимо демонстрировать малышу свою любовь, веру в его силы, не акцентировать внимание на том, как он мал и неумел

7 – 8 лет (младший школьный возраст) – прежде всего, адаптация к школе и учебе, стремление быть хорошим для родителей, учителей, среди одноклассников. Именно сейчас учебные неудачи так болезненны и сильно влияют на дальнейшую мотивацию к обучению.

Нужно чаще создавать ребенку ситуацию успеха, настраивать на его достижение (подчеркивать достоинства, поддерживать, показывать свою веру в его силы, помогать справиться с трудностями учебы).

Младший подростковый возраст (10 – 12 лет) – пора непростая

Сейчас на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками, в том числе противоположного пола, внимание к собственной внешности, а также собственные чувства ребенка

Важно, чтобы подросток не чувствовал себя хуже других (плохо одет, полноват, картав), имел возможность поделиться своими переживаниями с родителями и получить их совет и поддержку, понимал, каковы его таланты, и стремился их развивать. Совсем скоро мальчики начнут стесняться своего ломающегося голоса, а девочки – комплексовать по поводу прыщей, излишней худобы или кривых ног

Наступит пора первых влюбленностей. Родительская поддержка (при общении на равных) нужна будет как никогда

Совсем скоро мальчики начнут стесняться своего ломающегося голоса, а девочки – комплексовать по поводу прыщей, излишней худобы или кривых ног. Наступит пора первых влюбленностей. Родительская поддержка (при общении на равных) нужна будет как никогда.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
Чаще напоминайте, что любите его

Это важно и малышам, и подросткам.
Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя

Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Полезные рекомендации родителям

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе:

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не  решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Смотрите видеосюжет, в котором психолог советует, как поднять самооценку ребёнка

https://www.youtube.com/watch?v=hbTtR25LWV0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Как поднять самооценку ребенка (https://www.youtube.com/watch?v=hbTtR25LWV0)

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

Выученная беспомощность

Выученной беспомощностью в психологии называют неумение человека выполнять какие-либо действия без чужой помощи. Любая «незнакомая» задача, любая сложность воспринимается как непреодолимое препятствие. Выученная беспомощность часто развивается у подростков, которых в детстве постоянно захваливали и не давали проявлять самостоятельность.

Сначала взрослые все делают за ребенка, а затем возмущаются, что он не умеет ни сварить макароны, ни помыть посуду. Переход от гиперопеки к постоянным упрекам убивает веру подростка в себя и программирует на неудачи. «Я такой бестолковый, ничего хорошего мне точно не светит», – думает про себя ребенок.

Развития уверенности у мальчиков

В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.

Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость — синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Как повысить заниженную самооценку у подростка?

Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна

Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.

  1. Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
  2. Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст — это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных

Что делать, если ребёнок постоянно бросает кружки?

Такое действительно случается. Причин тому может быть много:

  • у тренера слишком завышенные требования;
  • у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
  • он стесняется;
  • у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
  • он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.

Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.

Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен – если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст – это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных

Хвалите за достижения

Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.

Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется самооценка.

Олег Иванов

психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.

Проявление любви — это хорошо!

Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию. Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально

Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи – проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты – разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты – русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать – малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал – маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий