12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Решите, просите вы или приказываете

Если дети не слушаются и игнорируют приказы, это происходит потому, что с ранних лет их не научили серьезно воспринимать распоряжения взрослых. Часто родители что-то требуют, но не проверяют и не доводят дело до конца. Тогда ребенок быстро понимает, что ваш приказ его ни к чему не обязывает.

Если не уверены, что сможете, либо не хотите тратить время на уговоры и объяснения – не требуйте, сразу сделайте сами.

Однако родители могут и просто попросить что-то выполнить. Просьба ни к чему не обязывает, и согласится ли с этим ваш ребенок – это лишь его добрая воля. Поэтому всегда четко отделяйте просьбу от приказа.

Если ребенок игнорирует обязанности

В подростковом возрасте дети начинают игнорировать просьбы и свои обязанности. В спокойной обстановке поговорите с ребенком. Объясните, что у каждого в семье есть обязанности. Распланируйте, как и когда он должен их выполнять. Сразу предупредите, что уклониться ему не удастся, за него никто ничего не будет делать.

Например, если вы договорились, что он должен выносить мусор, но он забыл, не ругайтесь, а просто поставьте пакет ему в комнату. Если не вымыта посуда – «забудьте» погладить ему брюки или приготовить ужин. Он должен понимать, что каждое нарушение вашего договора повлечет последствия.

ПРАВИЛО 11. Не вмешивайтесь в занятия ребенка, с которыми он справляется. Помогайте ребенку, когда он просит.

Важно не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством родители сообщают ребенку: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

Однако если ребенок просит о помощи, ему нужна поддержка. В такие моменты хорошо сказать: «Давай вместе!». Эти слова помогают почувствовать участие родителей в его жизни, помогают почувствовать свою значимость для родителей.

Совместная деятельность выступает «зоной ближайшего развития» (Л.С. Выготский) для ребенка.

Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает с мамой

При этом важно брать на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное ребенку необходимо делать самому. По мере освоения ребенком новых действий необходимо постепенно передавать их ему

Советы по воспитанию школьника

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем – естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.

Виды воспитания детей

В процессе правильного воспитания, ребенок просто обязан развиваться как физически, так и интеллектуально, с целью формирования здорового генофонда, а также интеллектуального вклада в копилку всего человечества.

Существует ряд факторов воспитательного процесса:

• Формирование личностной структуры

Данный процесс не включает в себя накопление знаний профессионального характера и изучение каких-либо дисциплин, он в первую очередь отвечает за понимание разницы между тем, что плохо и хорошо, правильное воспитание ответственности и чувства долга. В общем за все положительные качества человека в целом. Это достаточно важный процесс.

• Развитие интеллекта

Это очень важно в жизни, так как именно от возможности принимать правильное решение зависит успех. В процессе формирования ума человек начинает понимать, что на протяжении всей жизни ему придется учиться абсолютно всему, и в процессе этого обучения человек сделает выбор пути, по которому он пойдет дальше, что будет изучать, и в какой сфере деятельности работать

• Эстетическое формирование

Буквально в каждом человеке заложен природный талант к чему-либо. Обязанность родителей — раскрыть этот талант для того, чтобы ребенок понял природу прекрасного в творчестве, природе и жизни. Через любовь к прекрасному и умению выражать прекрасное ребенок эмоционально развивается, а его эмоции носят положительный характер. Именно благодаря творчеству дикий человек стал разумным.

• Физическое развитие

Любовь к физической культуре — основа всего генофонда человечества, и каждый человек просто обязан сделать в него вклад. Занятие спортом способствует не только нахождению в добром здравии всю жизнь, но снижает вероятность проявления множества заболеваний.

• Воспитание трудом

Есть высказывание о том, что труд облагораживает. Самое главное, что воспитывает труд в ребенке — это упорство и усидчивость, те самые важные качества, которые способствуют развитию ребенка в профессиональной деятельности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Как пережить подростковый кризис

Переходный возраст – важный этап на пути к взрослению. У подростков происходит гормональная перестройка организма. С ней связана эмоциональная нестабильность, которая находит проявление в обидчивости, капризности, резких перепадах настроения.

Замечено, чем лучше были отношения у вас с ребенком до наступления переходного возраста, тем легче и незаметнее он проходит. Нужно как можно больше общаться, разговаривать на различные темы, серьезно относиться к проблемам подростка, даже если вам кажется, что их нет.

Не следует высмеивать его суждения и внешний вид. Позвольте ему эксперименты с цветом волос и одеждой, со временем это пройдет само. Но если начать давить на ребенка, то легко можно посеять в нем зерна сомнения в своей привлекательности и испортить его дальнейшую жизнь.

Нужно стараться принять его переживания и дать понять, что вы всегда, в любом случае будете его защищать и любить. Именно к вам он может и должен прийти с любым вопросом и проблемой. Если такой опорой для него не станете вы, он найдет себе тех людей, которые примут его. И эта компания может оказаться не самой лучшей.

Нет кризиса 3-х лет, есть проверка границ дозволенного

Психологи утверждают, что никакого кризиса нет. Просто к трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность, самостоятельного человека. Соответственно, он будет требовать исполнения его желаний и проверять границы дозволенного.

И вот тут очень важно правильно реагировать на его требования и поступки. Поясняйте свои решения и добивайтесь их исполнения. Например: «Еще раз зайдешь в лужу – и мы пойдем домой»

И выполнить свое обещание, если он ослушался. Перед походом в магазин сразу оговорите, что вы ему купите, а что – нет, и не уступайте его капризам. Действуйте четко и последовательно. Этим вы облегчите себе общение с ним в будущем

Например: «Еще раз зайдешь в лужу – и мы пойдем домой». И выполнить свое обещание, если он ослушался. Перед походом в магазин сразу оговорите, что вы ему купите, а что – нет, и не уступайте его капризам. Действуйте четко и последовательно. Этим вы облегчите себе общение с ним в будущем.

Почему ребенок не слушается. Причина №3: желание показать своё «Я», проявить свою личную силу

Ребёнок протестует против приказывающего, диктующего и не терпящего возражения тона взрослых.

Против команд, которые требуют мгновенного подчинения. Против того, что его мнение ничего не значит и его не слушают, против неуважительного тона.

Ребёнок как-будто пытается показать своим упрямым поведением: «Я тоже личность и я хочу, чтобы со мной считались». Он делает всё по-своему и «наоборот» в надежде самоутвердится, показать своё маленькое «Я»

Хочет почувствовать свою важность и значимость в ваших глазах, проявить свою Личную Силу (так я это называю)

Важно! Чем больше вы в этом случае пытаетесь подавить ребёнка и заставить делать то, что нужно, тем больше он будет сопротивляться и продолжать упрямится. Что делать?. Что делать?

Что делать?

Научиться видеть в ребёнке личность, внимательно относится к его чувствам и потребностям, слушать и слышать его, с уважением относится к его мнению, даже если Вы с ним не согласны: «Я считаю по-другому, но понимаю. что у тебя может быть своё мнение на этот счёт».

Обсуждайте и договаривайтесь с ребенком, заинтересовывайте его в том, что нужно сделать (классический пример — Том Сойер, который красил забор и все дети стояли в очереди, чтобы тоже попробовать). При этом придерживайтесь своей родительской линии.

Когда ребёнок чувствует, что вы с ним считаетесь и договариваетесь, а не «спускаете указания сверху», он быстрее идёт вам навстречу.

Мирно и спокойно решать любые конфликтные ситуации со своим ребёнком мы учимся с родителями на онлайн-курсе «Покладистый ребёнок и спокойная мама», на который совсем уже скоро будет открыт новый набор. Курс будет проходить осенью 2017 года, и у вас скоро появится возможность записаться в ранний список.

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

Как эффективно использовать различные методики воспитания

Если родитель взаимодействует с ребенком осознанно, стремится осознать все истинные причины его и своих состояний, то он «проникает» в своего ребенка, чувствует и осознает его, а не механистически «вталкивает» его в методику. Это помогает ему взять из любой методики то, что он считает лучшим.

На сегодняшний день существует множество методик воспитания детей, например, методика Глена Домана, Вальдорфская школа, методика Монтессори, японская методика и т.д.

Некоторые методики воспитания достаточно трудозатратны. Например, в японской методике мамы полностью посвящают себя ребенку первые 3 – 5 лет: мама постоянно ходит за ребенком, мягко его перенаправляет и отвлекает.

Любое трудозатратное решение требует ресурсов. Поэтому, прежде чем применять в своей жизни какую-либо теорию, задайте себе вопрос: есть ли у вас нужные ресурсы?

Отдельный вопрос – последствия той или иной методики воспитания (они часто неочевидны и не исследованы).

Все дети разные, у одного ребенка могут быть одни последствия применения методики, у другого – другие. С людьми так не работает: делай так и все будет хорошо.

Поэтому самое лучшее решение в условиях обилия методик воспитания — ориентироваться на свой внутренний отклик— это повышает вероятность того, что рекомендация подойдет.


Если методика вам не подходит, скорее всего, уже на стадии знакомства с ней вы будете скептически на нее смотреть; у вас не будет с ней никакого резонанса.

Конечно, положительный внутренний отклик может возникнуть в том числе из-за того, что вас воспитывали похожим способом. Иногда это хороший вариант, так как многое из выбранной методики воспитания у вас будет на автопилоте, вам будет проще что-то делать, и будет лучше получаться.

С другой стороны, если вас так воспитывали, и вам нравится такая методика воспитания (у вас нет обид и претензий к родителям) – значит, этот стиль воспитания вам подходил. А поскольку ребенок со значительной долей вероятности может быть похож на вас по темпераменту, психотипу, то эта методика может подойти и ему.

Но, если ребенок на вас не похож, вы столкнетесь с проблемами — вы можете делать то, что делали ваши родители, а это не будет работать. В этом случае вам придется искать какие-то другие способы воспитания.

Пример: родители сказали ребенку, что учеба – зона его ответственности. Ребенок сам делал уроки, всех все устраивало, он закончил школу и ВУЗ и благодарен родителям, что они все эти годы не стояли у него над душой.

Потом, став родителем, этот человек предлагает своему ребенку самостоятельно делать уроки

А у ребенка, например, сложности со вниманием и самоорганизацией, и он не может самостоятельно успевать по школьным предметам

Мифы и их развенчание

Некоторые родители неверно понимают воспитание мальчиков – и неизбежно допускают ошибки. Вот три основных мифа относительно воспитания сыновей:

  1. Поведение ребенка мужского пола обусловлено физиологией, и даже самое качественное воспитание не справится с природой. Мальчики всегда будут агрессивны, шаловливы, будут баловаться и рисковать. Это не так. Исследования доказали, что те дети, которых любят, сами способны дарить любовь, те, о которых заботятся – проявлять заботу. То, как мальчик будет себя вести, зависит, прежде всего, от воспитания, а не от особенностей пола.
  2. Мальчикам нужно быть мужественными. Из-за этого убеждения многие дети не могут жить так, как того хотели бы, опасаясь стать предметом насмешек и издевательств ровесников. На самом же деле мужественность можно проявлять по-разному, следовать общепринятым канонам не нужно. Мальчик может плакать, играть в «игры для девочек», оставаясь достойным представителем своего пола. Так, некоторые подростки предпочитают проводить время не на спортивных площадках, а на кухне, создавая собственные кулинарные шедевры, и в этом нет ничего предосудительного и постыдного. Напротив, они занимаются тем, чего по-настоящему хотят, полностью реализуют свой потенциал, счастливы и довольны собой.
  3. Мальчики представляются опасными, агрессивными, предрасположенными к насилию. В действительности же они чувствительны, способны к сопереживанию, помощи нуждающимся.

Родителям важно понять своего ребенка, отказаться от стереотипов, прикладывать все усилия к гармоничному развитию личности, только в этом случае сын будет расти мужественным, смелым, но заботливым и понимающим

Почему нельзя кричать на ребёнка

Когда взрослый кричит на ребенка или применяет физическое воздействие, то это говорит о бессилии. Привычная картина наблюдается в любом магазине: орущий и требующий ребенок и нервный родитель, неспособный повлиять на ситуацию. Сцена заканчивается тем, что малыша волоком тащат в сторону выхода, попутно угрожая дома отшлепать и поставить в угол. Ситуация неприятна абсолютно всем, но многие ли стараются ее предотвратить?

Психологи без устали твердят, что залог успешного воспитания – внимание, любовь и забота. Только так получится установить крепкую связь с подрастающим ребенком и добиться уважения и послушания

Но уставшие от работы, болезней, домашних дел и различных проблем родители отмахиваются от требующего уделить время малыша, провоцируя взаимные обиды. Мама и папа раздражаются, что не могут спокойно отдохнуть, а дитя искренне не понимает, что он сделал не так.

Внимание, любовь и забота – залог успешного воспитания

Специалисты, работающие в сфере материнства и детства, настаивают на необходимости интересоваться жизнью ребенка. Если принято решение родить нового члена семьи, то логично, что ему нужно отдавать время и силы. Вырастить психически здоровую личность – это не только обуть, одеть и накормить, но и привить правильные ценности. Для этого нужно не бездумно бить или кричать, а разговаривать, объяснять и открывать мир во всем многообразии на правах старшего, мудрого друга.

Советы на каждый день

  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях – это ответственность и уважение.

Почему нельзя кричать на ребёнка

Когда взрослый кричит на ребенка или применяет физическое воздействие, то это говорит о бессилии. Привычная картина наблюдается в любом магазине: орущий и требующий ребенок и нервный родитель, неспособный повлиять на ситуацию. Сцена заканчивается тем, что малыша волоком тащат в сторону выхода, попутно угрожая дома отшлепать и поставить в угол. Ситуация неприятна абсолютно всем, но многие ли стараются ее предотвратить?

Психологи без устали твердят, что залог успешного воспитания – внимание, любовь и забота. Только так получится установить крепкую связь с подрастающим ребенком и добиться уважения и послушания. Но уставшие от работы, болезней, домашних дел и различных проблем родители отмахиваются от требующего уделить время малыша, провоцируя взаимные обиды

Мама и папа раздражаются, что не могут спокойно отдохнуть, а дитя искренне не понимает, что он сделал не так

Но уставшие от работы, болезней, домашних дел и различных проблем родители отмахиваются от требующего уделить время малыша, провоцируя взаимные обиды. Мама и папа раздражаются, что не могут спокойно отдохнуть, а дитя искренне не понимает, что он сделал не так.

Внимание, любовь и забота – залог успешного воспитания

Специалисты, работающие в сфере материнства и детства, настаивают на необходимости интересоваться жизнью ребенка. Если принято решение родить нового члена семьи, то логично, что ему нужно отдавать время и силы. Вырастить психически здоровую личность – это не только обуть, одеть и накормить, но и привить правильные ценности. Для этого нужно не бездумно бить или кричать, а разговаривать, объяснять и открывать мир во всем многообразии на правах старшего, мудрого друга.

Пишите им письма

В течение последних семи лет я пишу книги для молодежи, и регулярно получаю письма от своих читателей.

Больше всего мое внимание привлекают письма, отправленные обычной почтой, а не электронной. Если ваши дети больше не живут с вами (возможно, они уехали учиться либо же у них уже есть свои семьи), отправляйте им письма время от времени, чтобы они знали, что вы думаете о них. Если ваши дети больше не живут с вами (возможно, они уехали учиться либо же у них уже есть свои семьи), отправляйте им письма время от времени, чтобы они знали, что вы думаете о них

Если ваши дети больше не живут с вами (возможно, они уехали учиться либо же у них уже есть свои семьи), отправляйте им письма время от времени, чтобы они знали, что вы думаете о них.

Поверьте, ваши письма поднимут им настроение, и они будут ценить их.

Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

<<Форма демодоступа>>

Рекомендации психологов

Предлагаем познакомиться с некоторыми советами практикующих психологов, которые помогут в воспитании мальчиков. Конечно, мальчик энергичен, порой может показаться агрессивным, чрезмерно динамичным

Поэтому важно направить его энергию в мирное русло:

если он любит драться – предложить записаться в кружок или секцию восточных единоборств или бокса;
если обожает покричать – дать возможность сыграть в игру, где крики являются необходимыми, так кроха «выпустит пар» и кричать в домашней обстановке не станет;
если малыш не хочет проводить выходные так, как запланировали мама с папой, необходимо обсудить с ним этот вопрос, предложить внести собственное предложение, пояснить свое нежелание

Часто дети, понимая, что их мнение важно, перестают капризничать и на все соглашаются, ведь они убеждаются – для родителей их позиция важна.. Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей

Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей.

Не менее опасно и сравнивать своего сына с другими детьми, ставить их в пример. Это и обидно, и не всегда справедливо, поскольку соседский мальчишка может хорошо бегать, но, в отличие от вашего ребенка, быть совершенно не способным к музыке. Такие сравнения часто становятся первопричиной заниженной самооценки.

Далее – следует видеть в своем сыне личность, которая может существенно отличаться от других детей, активных и спортивных. Не давить на малыша, помочь ему с самоопределением – вот основное правило воспитания в психологии

Важно отказаться от стереотипного понимания того, что именно должен делать и уметь мужчина, предоставить ребенку немного больше свободы, не навязывать ему свои мечты и стремления

Воспитание мальчика – дело непростое, особенно если речь идет о первом сыне, когда знаний и опыта явно недостаточно

Очень важно во всем соблюдать меру и помнить: то, что удобно маме «здесь и сейчас», может стать губительным для нормального развития личности ее малыша. Именно поэтому собственным спокойствием можно слегка пожертвовать, дав крохе больше свободы для изучения мира и своего места в нем

Спокойный малыш, весь день играющий в настольные игры, конечно, создаст для своих родителей мало проблем, но не станет мужественным и смелым. В то же время если кроха не похож на соседских детей, не желает озорничать, предпочитая тихие забавы, не стоит давить на него – все дети разные, у каждого из них свой путь.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.Совет №4 от детского психолога Ю

Гиппенрейтер

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.


Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Решите, просите вы или приказываете

Если дети не слушаются и игнорируют приказы, это происходит потому, что с ранних лет их не научили серьезно воспринимать распоряжения взрослых. Часто родители что-то требуют, но не проверяют и не доводят дело до конца. Тогда ребенок быстро понимает, что ваш приказ его ни к чему не обязывает.

Если не уверены, что сможете, либо не хотите тратить время на уговоры и объяснения – не требуйте, сразу сделайте сами.

Однако родители могут и просто попросить что-то выполнить. Просьба ни к чему не обязывает, и согласится ли с этим ваш ребенок – это лишь его добрая воля. Поэтому всегда четко отделяйте просьбу от приказа.

Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты.

Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

Читаем также: 12 признаков избалованного ребенка

Почему ребенок не слушается. Причина №2: нереалистичные ожидания взрослых

а) Например, вы считаете, что ребёнок должен сидеть смирно и ждать, а ему это физиологически сложно в этом возрасте. Ему хочется, двигаться, говорить и исследовать мир вокруг себя. И его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете, как непослушание. А на самом деле – он просто не может по-другому в этом возрасте.

б) Или вам кажется, что ребёнок должен понимать, что мама занята важным делом и её не нужно трогать. А ребёнок всё равно просит с ним поиграть или задаёт кучу вопросов. Потому что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно и это естественно, что он подходит к вам. А вас это раздражает и вы думаете, что с ним что-то не так.

в) Вы выключаете мультики, а ребёнок начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать, а ему сложно справиться со своими чувствами обиды и его реакция недовольства вполне естественна. Это не значит, что вы должны «идти на поводу» и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребёнка за бурное проявление чувств нельзя

Надо принять его чувства, приласкать, успокоить и переключить его внимание на что-то другое

Все приведенные выше примеры – не детское непослушание, а непонимание мамой детских потребностей и возрастных особенностей ребёнка.

Что делать?

Задача мамы – научиться лучше понимать своего ребёнка, найти информацию про возрастные особенности каждого периода, научиться задавать себе вопрос: «А умеет ли он уже делать то, что я от него хочу?», чаще идти навстречу и помогать ребёнку в том, что у него пока не получается.

Создание в семье благоприятной атмосферы

Важно уметь правильно разбудить ребёнка, отчего у него сохранится на весь день определённый психологический настрой. На ночной отдых каждому требуется свой промежуток времени

Если ребёнок легко просыпается, когда его будят, то значит, что он хорошо выспался.
Встречать детей лучше всего, задавая им нейтральные вопросы: «Чем сегодня занимались?», «Что было интересного?».
Успехам малыша нужно радоваться, а на временные неудачи не раздражаться.
Нужно терпеливо выслушать все его рассказы о сегодняшних событиях.
Ребёнок должен чувствовать любовь к себе. Поэтому нужно исключить грубые интонации, окрики, поддерживая в семье атмосферу любви, уважения и радости.

Итоговые рекомендации родителям по воспитании ребенка

  • При общении с ребёнком не следует подрывать авторитет его кумиров.
  • В своих требованиях нужно соблюдать последовательность и не запрещать ребёнку того, что раньше ему было разрешено.
  • Нельзя требовать от ребёнка невозможного, следует учитывать его потенциал. Если какой-то предмет даётся ему с трудом, то лучше помочь ему лишний раз, а малейшие успехи в этом направлении тотчас отметить и похвалить.
  • Ребёнку нужно доверять, принимать его таковым, каким он является, и быть честным с ним.
  • Не стоит избегать ласкового тактильного контакта.
  • Нужно стараться во всём быть для ребёнка примером, демонстрировать ему уверенное поведение.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий