Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

???? Аудиоверсия подкаста

  все аудио (itunes) подкасты здесь

=====================

  Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов:

   подпишитесь на мои новости здесь   подпишитесь на меня в фейсбуке, на ютубе и в инстаграм   поставьте лайк, сделайте репост и напишите свой честный комментарий

Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю, и я буду создавать полезные материалы еще! Заранее большое спасибо!

Список всех подкастов здесь.Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!

 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa.

ADD_THIS_TEXT

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги – это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Не обсуждать финансовые проблемы с супругом или супругой

Споры о деньгах — одна из главных причин разводов в мире. Вы не представляете, какое количество семейных пар не обсуждают финансовые вопросы вместе. Очень часто супруги начинают говорить друг с другом, когда уже слишком поздно – взято огромное количество долгов, потеряно огромное количество денег или активов и т.д. Семья – это команда

Не важно, кто и сколько зарабатывает. Например, жена может быть намного мудрей и экономней мужа в денежных вопросах, даже если она домохозяйка. Нет ничего более глупого чем говорить «я зарабатываю, я и решаю, куда и как тратить»

Нет ничего более глупого чем говорить «я зарабатываю, я и решаю, куда и как тратить».

Также читайте:Финансовые ошибки, ведущие к разводу!Как разговаривать с супругом о деньгах и не убить друг друга?Что бы вы изменили, если бы могли вернуться на 10-20 лет назад? Опрос читателей!

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная – Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Больной вопрос

Для меня этот вопрос — не только теоретический, ведь у меня двое детей. Конечно, наиболее актуален он для состоятельных родителей, которые высшие руководители, владельцы бизнеса. И, к сожалению, очень часто, увлекаясь работой, творя в этой области, мы не уделяем достаточно времени своим детям.

Фото: Pixabay

И так как в деньгах недостатка нет, то часто возникает желание откупиться. Поэтому нередко у обеспеченных родителей дети вырастают полными бестолочами в отношении денег. И это действительно больно.

Я интересовался этой темой, общался с друзьями-консультантами, подкованными в вопросе финансового воспитания детей. Читал статьи о том, как своих детей воспитывали Рокфеллеры и Ротшильды, ведь с первого дня жизни быть миллиардером — это тот ещё вызов. Так как же сформировать у детей правильное отношение к деньгам? 

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги – это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности

Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство – далеко не единственный ключ к успеху

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков – так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни. 7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света. А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию. Аналогичная – Big Farm . Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов. Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Подростковый возраст (14–18 лет)

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании

Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Доводы «за» и «против» выдачи карманных денег детям разного возраста

В первую очередь важно разобраться и понять, нужно ли давать детям карманные деньги. Здесь мнения специалистов расходятся. Одни психологи считают, что собственные финансы детям необходимы, поскольку в этом случае они:

Одни психологи считают, что собственные финансы детям необходимы, поскольку в этом случае они:

  • не чувствуют себя ущербными в обществе других ребят, которые сами покупают себе сладости, игрушки, различные безделушки;
  • учатся правильно распоряжаться денежными средствами, готовятся к планированию собственного бюджета во взрослой жизни;
  • не испытывают негатива к родителям, которые не дают им деньги, или желания украсть деньги у других.

Другие психологи придерживаются иного мнения — занимаясь финансовым воспитанием детей, им не нужно давать деньги. Аргументируют они это так.

  • Дети не умеют правильно распоряжаться финансами, поэтому родители будут нести убытки.
  • Выдача слишком большого количества карманных средств приведет к обесцениванию денежных купюр в глазах ребенка и возникновению хвастовства.

По сути, оба мнения имеют право на существование, поскольку у каждого из них есть обратная сторона.

«Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

«В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»

Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб. – начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка. Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.

Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.

Путь к финансовой независимости

Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости. Говард Гарднер выделил семь талантов:

  • вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
  • пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
  • физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
  • цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
  • личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
  • межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
  • талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.

Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

Жить в кредит

Согласно исследованиям, молодежь считает наличие кредитной карты символом престижа и «крутости». Причём, чем больше кредитный лимит, тем круче! Однако, наверно нет большего зла в семейных финансах, чем кредиты, т.к. они пожирают наше настоящее и будущее. Кредиты — это наша плата за отсутствие финансового образования, за то, что мы не знаем, что существуют другие способы покупать вещи, которые нам нужны, это плата за желание иметь сейчас то, на что мы еще не заработали, это плата за то, чтобы выглядеть “не хуже других”.

Также читайте:12 причин, почему кредиты — это зло!10 историй о современном рабствеКак ускоренно избавиться от долгов — Руководство

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

США

Многие американские подростки сами зарабатывают карманные деньги. Все это узаконено, но в каждом штате свои нюансы. К примеру, в Нью-Джерси школьники могут трудиться с 12 лет. В столь юном возрасте им доверяют доставку газет, помощь в фермерском хозяйстве, работу в саду, уход за малышами. Также может оплачиваться участие в театральных постановках. По мере взросления открываются новые возможности. После 14 лет ребенок может устроиться продавцом, уборщиком и даже спасателем на пляж. Когда подростку исполняется 16 лет, он может работать по более сложным специальностям, связанным с машинами и различными механизмами. По нашим меркам американские дети зарабатывают неплохие деньги. В случае годового заработка, превышающего $4000, они платят налоги.

При обучении финансовой грамотности учителя задействуют школьные деньги – classroom cash. В магазин с ними не сходишь, но можно участвовать в школьной лотерее, в которой разыгрываются игрушки, сладости, канцелярские товары и прочие приятные мелочи.

Для американских школьников работают учебные центры Junior Achievement. В них молодежь обучают азам управления личными финансами, рассказывают о профессиях и бизнесе. Для младших школьников организовывают посещение бизнес-городка – модели делового центра города. Школьники в нем управляют банками, продают сладости в кафе, голосуют за мэра. При распределении должностей учитываются способности учащихся. Дети заранее проходят тесты на профпригодность и пишут заявки, кандидатуры утверждаются на собеседовании. По городку дети ходят с аналогами дебетовых карт, рассчитываются с помощью чековых книжек.

Учет рисков, мониторинг доходов и расходов

От последнего этапа будет толк только после прохождения четырех предыдущих

Ребенку нужно рассказать о важности подушки финансовой безопасности на случай потери работы, болезни, серьезной поломки автомобиля и т.п. Если он научится учитывать критические сценарии, ему будет проще выходить из трудных ситуаций, которые порой возникают по независящим от нас причинам. Хорошее подспорье для оценки ситуации по итогам года – чек-лист финансов

Пусть ребенок учится ориентироваться в основных параметрах: минимальном размере заначки, лимите по кредитным выплатам и т.п. Пусть научится мониторить процесс достижения финансовых целей, оценивать процент достижения каждой из них

Хорошее подспорье для оценки ситуации по итогам года – чек-лист финансов. Пусть ребенок учится ориентироваться в основных параметрах: минимальном размере заначки, лимите по кредитным выплатам и т.п. Пусть научится мониторить процесс достижения финансовых целей, оценивать процент достижения каждой из них.

Чтобы обучение шло успешно, вы должны подавать хороший пример на каждом этапе. Ничего из этой затеи не выйдет, если вы пытаетесь научить грамотно распоряжаться финансами, а сами не вылезаете из долгов.

Гиперопека

У каждой ошибки в воспитании детей есть свое оправдание. В случае гиперопеки родители имеют один нерушимый аргумент – мы выносили его 9 месяцев под сердцем и теперь не собираемся давать чему-либо в этом мире обидеть нашего ребенка.

Если для нас это звучит убедительно, то представьте какой нерушимой истиной эти слова кажутся для родителей, которые 9 месяцев сдували пылинки с животика мамы и через день бегали в больницу проверить состояние малыша.

Но самые лучшие намерения могут привести к самым худшим последствиям.

Гиперопека лишь кажется милой и невинной. На деле она мешает детям развиваться и наносит непоправимый ущерб становлению личности.

Взгляните на эти качества – они появляются у детей из-за чрезмерной заботы со стороны родителей:

  • инфантильны и несамостоятельны
  • зависят от мнения и заботы родителей
  • асоциальны
  • ищут партнера «мамочку» или «папочку»
  • не добиваются успехов в карьере

Как вы уже заметили, последние два пункта связаны со взрослой жизнью, отношениями и работой. Теперь вы понимаете, что отголоски гиперопеки могут проявляться и в юности, и в зрелом возрасте и даже в старости.

Как воспитывать детей и не превысить уровень заботы? Прежде всего, измените собственное восприятие этого мира. Сложности и опасности делают нас сильнее.

Дозируйте для ребенка знакомство с такими вещами. Научите его самостоятельно передвигаться по городу на автобусе, а спустя время вы сможете провожать его в путешествия на поездах и самолетах.

Дети рано или поздно должны будут вступить во взрослую жизнь, принимая свои решения. Научитесь давать им свободу выбора, позвольте ошибаться и учиться на своих ошибках. Именно так дети постепенно становятся мудрыми зрелыми личностями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий