Анна Наумчук: мой взгляд на подготовку к родам

Физическая подготовка беременных к родам

Не стоит забывать и о физической подготовке.

В современном мире беременность не должна вас ограничивать. Продолжайте заниматься физической активностью, которой занимались раньше, если врач не решил, что она вам противопоказана.

Если вы хотите заняться новым видом спорта, уже будучи беременной – стоит выбрать посещение бассейна, пилатес или йогу. В этих видах спорта большое значение имеет дыхательная гимнастика, которая в дальнейшем пригодится в родах.

Также не забывайте, что пешие прогулки на свежем воздухе – это тоже часть спорта. Однако, прогулки нужно совершать таким образом, чтобы вам было комфортно, и чтобы они прибавляли сил, а не наоборот.

Надеемся, что наши советы по подготовке к родам будут вам полезны.

Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день

Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!

1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.

2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.

3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.

4 Я стала креативнее

Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое. 5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка

Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто

5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.

Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!

Что нужно узнать у врача до родов

До поездки в роддом вам важно понимать, какой инструментарий и вид анестезии могут использовать при родах. Поэтому не стесняйтесь задавать вопросы, ведь речь идет о вас и вашем ребенке

Как врачи понимают, какой вид родов предпочтительнее?

  • К 38 – 39-й неделе беременности плод полностью готов к выходу и уже не может поменять свое положение без вмешательства извне. 96 % детей переворачиваются как надо — головой вниз. Такое положение считается правильным и называется «головным предлежанием». В этом случае, если нет противопоказаний, назначают естественные роды.
  • Бывают исключительные ситуации, когда ребенок поворачивается к выходу ногами (тазовое или ножное предлежание плода) или лежит поперек живота (поперечное и косое предлежание плода). Тогда специалисты пытаются исправить положение до наступления родов.

Оформите документы новорожденного

После получения свидетельства о рождении ребенка необходимо оформить другие документы.

1. Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства по форме № 8.

Это свидетельство необходимо для получения выплат и госуслуг в том месте, где проживает ребенок. Например, оно нужно для записи ребенка в детский сад и школу.

Местом жительства детей, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ)

Причем неважно, проживают ли родители вместе и есть ли у ребенка права на помещение, в котором он живет с родителями. Ребенок не может быть зарегистрирован отдельно от них.

Для регистрации ребенка по месту жительства понадобятся: заявление о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении и паспорта родителей. Оформить прописку ребенку можно в паспортном столе, МФЦ или на портале госуслуг.

2. СНИЛС.

3. Полис ОМС. Можно сразу прикрепить ребенка к поликлинике.

4. Проставьте отметку о ребенке в своих паспортах.

5. Проставьте штамп о наличии гражданства РФ у ребенка на свидетельстве о рождении.

6. Получите бумажное свидетельство ИНН.

7. При необходимости оформите заграничный паспорт.

Тестирование новорожденных

При доступности соответствующих технологий новорожденные должны быть обследованы на наличие SARS-CoV-2 с использованием молекулярных методов. Это позволит определить план ухода за ними после выписки из роддома, а также поможет собрать необходимую информацию о возможности передачи инфекции. Если такое тестирование невозможно или количество тест-систем ограничено, рекомендуется полагаться на данные клинического мониторинга. Тестирование новорожденных, требующих длительной интенсивной терапии, должно проводиться с целью определения возможной связи COVID-19 с наблюдаемым клиническим состоянием. Также в случае отрицательного результата возможно прекращение специализированных санитарно-эпидемиологических мероприятий и уменьшение затрат СИЗ.

Оптимальное время и масштабы тестирования на данный момент остаются неизвестными. На основании ограниченного количества данных по обнаружению вируса с целью ограничения его колонизации на данный момент рекомендуются следующие процедуры:

  • Начальное тестирование с использованием молекулярных методов должно быть проведено в первые 24 часа жизни новорожденного. 
  • Повторное тестирование новорожденного должно быть проведено в возрасте примерно 48 часов. Если новорожденный находится в удовлетворительном состоянии и к этому времени уже выписан из роддома, то по решению клиницистов повторное тестирование можно не проводить. Следует отметить, что есть данные о новорожденных, чей тест был отрицательным в первые 24 часа жизни, но стал положительным к 48–72 часам. 
  • При тестировании рекомендуется взятие мазков из рото- и носоглотки. Для сохранения расходных материалов и реагентов можно брать один мазок: сначала из ротоглотки, затем из носоглотки. В таком случае только один тампон после взятия биоматериала помещается в тубу для транспортировки инфицированного материала и направляется в лабораторию для проведения одного теста методом ПЦР. 
  • Клиницисты могут рассмотреть вопрос о необходимости дополнительного тестирования с взятием мазка из анального канала, если такой метод доступен. Проведение этой процедуры особенно оправданно в случае больных новорожденных, которым требуется длительная терапия в стационаре. Многие учреждения на сегодняшний день не имеют возможности проводить ПЦР-тестирование образцов из анального канала. Если же это тестирование возможно, тампон с образцом должен быть помещен в тубу для транспортировки инфицированного материала отдельно от тампонов с образцами из дыхательных путей, и затем направлен в лабораторию.

При контакте с новорожденными, требующими продолжительного ухода, можно использовать стандартные меры предосторожности, если два теста, проведенные с разницей как минимум в 24 часа, оказались отрицательными. У новорожденных, первое тестирование которых было положительным, повторные анализы образцов из рото- и носоглотки должны проводиться с интервалом 48–72 часа до получения двух последовательных отрицательных результатов

Оформляем комнату для малыша место для его кормления

Комната для нового члена семьи должна быть светлой и хорошо проветриваемой, для этого в комнате необходимо наличие большого окна, или несколько маленьких.

  • Свет. Искусственный свет не должен быть ярким, отлично подойдет теплое дневное освещение, оно не будет раздражать глазки малыша.
  • Пеленальный столик. Удобное приспособление, которое поможет вам ухаживать за ребенком. Около стола, желательно, установить неяркий светильник, чтобы ночью было комфортно и вам, и ребенку.
  • Комод для вещей.
  • Кроватка. Сейчас очень много кроваток с красивыми бортиками и балдахинами, но для новорожденных детей это лишнее, так как такой «декор» препятствует поступлению воздуха в достаточном количестве.
  • Игровая зона. Конечно, этот уголок пригодится малышу немного позже, но время пролетит незаметно. Игровой уголок лучше расположить у окна, чтобы было больше света.
  • Экологичность. Отдавайте предпочтение натуральным материалам.
  • Безопасность. В комнате ребенка не должно быть никаких острых деталей.
  • Дополнительные элементы. Манеж, ящик для игрушек, шезлонг, развивающие коврики и прочие элементы не являются обязательными деталями, к ним можно вернуться несколько позже.

Первое время местом кормления малыша будут ваши руки, в большинстве случаев. Немного позже понадобится стульчик для кормления. Его можно установить в комнате ребенка, у стола. Если не позволяет место, он неплохо впишется и на кухне.

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Как подготовить ребенка к рождению второго правильно?

  • В каком бы возрасте ни находился ваш старший ребенок, для начала просто проинформируйте его о том, что у него будет брат или сестра. Не ждите радости и восторга, примите любую его реакцию и продолжайте в этот момент любить своего старшего ребенка.
  • Вовлекайте старшего в подготовку к рождению малыша. Уже подросшего ребенка возьмите с собой на УЗИ. Еще маленького приведите в компанию, где есть совсем крошечные дети, чтобы он увидел, какими они бывают, кого ему ждать.
  • Сохраните все ваши привычки и ритуалы, связанные со старшим ребенком, в неизменном формате. Даже если вы плохо себя чувствуете или устали на работе, найдите время для этих ритуалов — читать ему на ночь, обниматься перед сном и т. д. Ничто не должно изменить качество жизни старшего ребенка в худшую сторону.

Выбираем стратегию поведения

“Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?” Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: “Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать”.

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу (“Ты не мог бы мне помочь?”, “Если тебе не трудно, пожалуйста”), а не приказ (“Ты должен мне помогать”, “Заботиться о маленьком — твоя обязанность”). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. “Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты”. Вы можете сказать: “Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты”.

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: “Ты старший — ты должен ему уступать”, “Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает”, “Ты уже взрослый, зачем тебе это?”. Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.

«Мама, кого ты больше любишь?»

Психолог Марина Романенко, услышав подобный вопрос от своего старшего 9-летнего сына, ответила: «Знаешь, я люблю тебя на 9 лет дольше. А теперь сам решай — кого же из вас я люблю больше».

Соблюдая эти простые правила (разделяя детей, уделяя им одинаковое количество внимания, помня о том, что это младший «вливается» в семью, а не старший) и продолжая их одинаково любить, вы создаете предпосылки к тому, что на всю жизнь у ваших детей будут прекрасные отношения и между собой, и с мамой.

Комментарий эксперта:

Как подготовить ребенка к рождению второго? Как бы вы ни хотели следующего ребенка, как бы ни ждали его и как бы ни готовили старшего к появлению младшего, все равно в этом будет элемент драмы и сильных переживаний. И часто, думая о том, как подготовить ребенка к рождению второго, родители начинают из самых лучших побуждений рассказывать старшему о возможных «плюсах» и «прекрасном будущем», которое его ждет.

Что они обычно говорят? «У тебя появится братик или сестричка, вы будете играть вместе, будете дружить, любить и поддерживать друг друга» и т. д. И всякий раз «тот, кто появляется», никак не соответствует этим заявленным обещаниям. Потому что с тем, кто появился, ни играть невозможно, ни поддерживать друг друга. Более того, старшему непонятно — кого тут можно любить… В результате старший ребенок испытывает грандиозное разочарование уже в самом начале знакомства с появившимся братом или сестрой.

На вопрос родителя том, как подготовить ребенка ко второму ребенку, психологу, наверное, стоит сказать: «Лучше вообще никак не готовить, чем делать это так, как я описала выше». Хотя бы потому, что ребенок и сам видит, что вокруг него что-то происходит, что-то меняется. Он видит, что мама в ожидании следующего ребенка, будто «выпадает из этого мира», уходит в «скрытые сферы», где один на один общается с новым существом. Ребенок наблюдает это отдаление мамы, которая физически присутствует, выполняя свои привычные функции. И эта отдаленность мамы достаточно «красноречиво» сообщает о том, что скоро произойдет нечто.

Если вы ищете ответа на вопрос «как подготовить ребенка к рождению второго?», подумайте о том, что в ваших отношениях со старшим уже присутствуют хорошие повторяющиеся моменты. Именно эти моменты делают ваши отношения со старшим ребенком особенными, неповторимыми. Возможно, вы как-то по-особенному его называете (именем, которое никто другой не употребляет) или здороваетесь с ним особым образом, или только вы знаете, как погладить его перед сном… — и именно эти моменты с ребенком стоит буквально проговорить. К примеру так: «Знаешь, у нас скоро появится малыш, но давай договоримся так: когда тебе станет очень грустно или плохо, то ты мне об этом дашь знать нашим тайным секретным жестом. И тогда я обязательно приду и поглажу тебя перед сном. Конечно, у меня будет не очень много времени и я не смогу быть с тобой столько времени, сколько ты захочешь. Но на то, чтобы побыть с тобой в трудные моменты и на то, чтобы погладить тебя перед сном, у меня время обязательно найдется». Это и будет подготовкой к приходу нового ребенка. Таким образом вы четко объясните старшему, что «тыл» у ваших отношений уже существует. И что вы не предадите его в этих хороших отношениях.

Когда следующий ребенок уже появился, со старшим обычно происходят настоящие «чудеса»: он начинает вести себя плохо и часто демонстрирует модели дерзкого поведения. Он может будто «случайно» взять в рот только что простерилизованную бутылочку, непременно уронит соску на пол и т. д. Подобное поведение необходимо принять в качестве того самого «тайного секретного жеста», попытки «подтвердить» хорошие отношения с мамой. В таком случае так и скажите старшему: «Я вижу, что сейчас тебе очень нужна. Сейчас я сменю подгузник малышу и после этого буду в твоем распоряжении». Ведь вы предупреждали старшего о том, что ваши совместные минуты станут короткими и будут случаться реже. Однако вы также сдерживаете свое слово и отзываетесь на «тайный секретный жест».

Эти совместные моменты должны быть между мамой и старшим ребенком обязательно. И они обязательно должны проходить в отсутствии малыша. Ведь вы обещали старшему хорошие минуты только для него, и в этих «парных отношениях» любой третий становится лишним

Кроме того, важно не количество совместно проведенного времени, а его качество — особо «окрашенные» отношения, о которых знают только двое. Когда вы даже мысленно не отвлекаетесь на кого-то другого, принадлежите только старшему ребенку

Курс из 14 или 12 занятий

Самый полный, цельный и интересный. Каждому из разделов – беременности, родам и послеродовому периоду – было посвящено не менее 4-5 занятий

Здесь есть возможность для подробного и качественного закрепления лекционного материала на практических занятиях и тренингах, внимание уделяется не только физическим изменениям во время беременности и родов, но и психологическому состоянию будущей мамы и её партнёра, есть возможность практически отработать важные моменты и обсудить пережитое на тренингах, ответить на индивидуальные вопросы. Многие пары оценивают этот курс не как учебные занятия, а как увлекательное и неповторимое совместное путешествие к гармонии внутреннего мира в ожидании Чуда рождения своего малыша

От любви до ненависти

Ульяна, мама 5-летнего Стефана и 3-летнего Елисея:«Старший сын был для меня воплощением идеального ребенка. По натуре я максималист, поэтому считала, что мой Стефан – самый лучший, умный, красивый и т.д. А я, соответственно, – самая мудрая мама. Родив второго ребенка и находясь с ним в роддоме, я очень скучала по старшему сыну. Переживая за старшего, я чувствовала, что не питаю особых чувств к своему новорожденному Елисею. Чтобы внутренне полностью принять второго сыночка, мне пришлось какое-то время настраивать себя. Через несколько недель я уже наслаждалась нежностью и любовью, которые питала к своему малышу. Но, наверное, я так сильно «работала» над своими мыслями и чувствами, что вдруг заметила странную вещь: мой старший сын начал раздражать меня. Он просто подходил ко мне как обычно с какими-то детскими вопросами или нуждами, а внутри меня поднималась волна негодования, мне хотелось, чтобы он ушел, не нарушал тишину и не мешал мне заниматься младшим сыном. Я была в ужасе: «Неужели я возненавидела своего первенца?» Мне казалось, что я «перегнула палку» в работе над тем, чтобы принимать младшего сына с такой же любовью, как и старшего. Я как будто искусственно заставляла себя больше любить младшего и меньше уделять внимания старшему.Теперь мне предстояла еще одна работа над своей головой. Со временем в моем внутреннем мире все стало на свои места. Я полноценно смогла ощутить себя мамой двоих самых лучших, самых красивых и самых умных малышей!»Поделитесь своей историей ожидания второго малыша. О чем вы тревожились? Как представляли свою двухдетную жизнь? Подтвердились ли ваши опасения?Фото – фотобанк Лори

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Начнём с того, что нужно знать о родах будущим родителям?

Как только вы узнали, что беременны, у вас появляются мысли о том, что же вам нужно знать о родах? Особенно этим вопросом задаются женщины, которые ожидают свои первые роды.

Главное помните, что роды – это физиологический естественный процесс, который может протекать безболезненно, в комфорте и покое. Не нужно переводить опыт мамы, бабушки или подруг на себя – это их опыт, а не ваш.

Позитивный настрой на природные роды – это уже огромный успех в рождении здорового ребенка.

Начинаться родовая деятельность может с тренировочных схваток. Начиная с 32 недели беременности, 10-12 раз в день матка сокращается, однако никакой боли нет. Почему это происходит? Всё просто. Матка – это мышечный орган, который должен выполнять тренировочные упражнения перед серьезным соревнованием. Шейка матки во время тренировочных схваток не открывается, и только настоящая родовая деятельность может ее открыть.

Роды имеют 3 периода:

  • первый период – схватки;
  • второй период – потуги;
  • третий период – последовый или рождение плаценты (послед).

Продолжительность родов у каждой женщины может быть разной. Более того – даже у одной женщины, если она рожала не одного ребенка – продолжительность родов отличается. У перворожденной женщины роды могут длиться 12-14 часов, а при повторных родах – 6-8 часов. Поэтому не стоит беспокоиться, а лучше обоим будущим родителям набраться терпения и довериться врачу, который будет вести ваши роды.

Возможны 2 варианта начала родов:

  • отхождение околоплодных вод,
  • или появление схваток (схваток).

Если у вас отошли воды, сразу сообщите об этом своему врачу и позвоните в роддом, и в течение 2 часов приезжайте в роддом.

Если у вас схватки начинаются каждые 7-10 минут – это также звоночек о том, что уже нужно ехать в роддом, поскольку у вас начинается первый период родов.

Во время схваток вы можете принимать любое положение тела. И не просто можете, но и должны! Ориентируйтесь при этом на свои ощущения.

Не стоит забывать о дыхании в родах. Оно особенное – «брюшное». Для того чтобы научиться так дышать, следует потренироваться заранее. Положите ладонь на живот и сделайте вдох через нос так, чтобы живот поднялся вместе с ладонью, а выдыхать воздух нужно через рот, сложив губы трубочкой. Это нужно для того, чтобы увеличить сопротивление выдыхаемому воздуху.

И важно помнить, что тандем пациента и врача в родах – это залог успеха. Особенно важен период потуг

Выполняйте поочередно то, что говорит вам врач и ваша потуга будет максимально эффективной.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий