Рекомендации ВОЗ и схема по введению прикорма для грудничков, таблица на 90 дней

Знакомство ребенка с мясом

Первыми пюре из мяса рекомендовано прикармливать в 9 месяцев. Начинать лучше с диетических видов: кролика, перепелки, индюшки, курицы. Перед приготовлением нужно очистить мясо от кожи, жира, косточек, затем проварить его в течение четверти часа. После этого воду следует слить, мясо промыть и отваривать в новой воде порядка 1,5 ч. Далее его останется измельчить на блендере или при помощи мясорубки. Можно долить чуть-чуть масла или грудного молока.

Оптимально, если первый прикорм будет приходиться на завтрак. Тогда в течение дня можно отследить возможную реакцию (высыпания, жидкий стул, колики и пр.) на новый продукт. Сначала нужно предложить пюре или кашу, а после докормить грудью или из бутылочки. Так, со временем на твердую пищу будет приходиться одно полноценное кормление. Еда непременно должна быть теплой и свежеприготовленной.

Ближе к 12 месяцам уже можно заметить, что больше по вкусу малышу. А до этих пор задача родителей — полноценно наполнить его рацион питательной и нужной для правильного развития пищей.

Originally posted 2018-03-28 18:17:53.

Таблица

А как схематично можно представить себе прикорм? Таблица по месяцам может иметь следующий вид:

Тип продуктаНачало введения (месяцы)Норма кормления к 12 месяцам
пюре из овощей6100-200 грамм
масло растительное61 чайная ложка
каша6,5-7100-200 грамм
сливочное масло710-20 грамм
пюре фруктовое7-8100-200 грамм
мясное пюре850-100 грамм
яичный желток8половина желтка
печенье детское9-101 штука
кисломолочные продукты9-10150-200 грамм
мясные субпродукты9-1050-100 грамм
рыба10150-200 грамм
соки натуральные12100 миллилитров
пюре ягодные12100-150 грамм

Данного графика рекомендуется придерживаться всем родителям. Детское питание «Нестле» для прикорма подойдет идеально. Если верить производителям, то в нем находится максимальное количество минералов, витаминов и полезных веществ.

Данная схема прикорма по ВОЗ не является исключительной. Относительно данной темы лучше всего советоваться с врачом-педиатром.

Что такое прикорм?

Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие
рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.

Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ,
поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным.
Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций
и др.) и витаминов, других нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного
количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Кроме того, своевременное
введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Основные правила прикорма

  • Во-первых, первое время пюре должно быть из одного продукта. Из фруктов – это яблоко, а из овощей – кабачок. Данный выбор объясняется их гипоаллергенностью.
  • Во-вторых, при приготовлении пюре сначала исходные продукты необходимо поместить в духовку, а уж потом измельчить в блендере. Это позволит избавиться от ненужных комочков.
  • В-третьих, до года еду для малютки не стоит подслащивать или солить.
  • В-четвертых, после введения фруктовых пюре можно начинать приучать крошку к рыбе и мясу.
  • И наконец, про грудь ни в коем случае не забывать.

Кстати, необходимо следить за стулом ребенка. Если он резко изменился, вводимый продукт нужно будет исключить из меню на время.

Вводить прикорм следует очень аккуратно, только тогда это будет и безопасно, и полезно для малыша. Недаром ВОЗ разработала таблицу прикорма детей по месяцам.

Также стоит помнить, что указанные данные актуальны при введении прикорма в рацион грудничка, находящегося на естественном вскармливании. Сроки введения разного вида прикорма для малышей-искусственников будут другими.

Что касается хлеба, то хлебобулочные изделия можно предлагать ребёнку на третьем году жизни. И в небольших количествах: такие продукты содержат жиры и сахара, поэтому они высококалорийные, но при этом они обладают низкой биологической ценностью.

А вот белый хлеб и немного посушенный можно предлагать малышу уже после 8 месяцев. Начальная доза — 3 г. Но обязательно проследите, чтобы у малыша не было аллергической реакции. Если всё в порядке — обогащайте рацион ребёнка хлебом. В год малыш может съедать 15г хлеба. До трёх лет дозу увеличивайте до 60-80г в сутки. А после трёх лет можно предложить малышу свежеиспечённый белый хлеб, хлеб с отрубями и ржаной.

Рекомендации ВОЗ:

“Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью или смесью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко или смесь должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии.

Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев!

Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой
ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит.”

Когда начинать ввод прикорма

  1. Возраст 5-6 месяцев (лучше все-таки в 6, не раньше и не позже).
  2. Удваивание веса от рождения.
  3. Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
  4. Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
  5. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
  6. Прорезывание первых зубов.
  7. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
  8. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.

С чего начинать ввод прикорма

По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, врачи рекомендуют в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре. Думаю, в первую очередь стоит разобраться с причинами недобора веса, каши проблему вряд ли решат!
Лучше всего начинать вводит прикорм в дневное кормление, чтобы в течение дня проследить за реакцией ребенка.
Советую к 6 месяцам иметь примерный распорядок дня и кормлений, а именно определенные интервалы между кормлениями (в норме 4 часа). Вам будет проще ориентироваться с приготовлением пищи и у ребенка к следующему кормлению будет появляться чувство голода. Как вводить правильный распорядок дня детям до года.

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи. Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Как и когда начинать прикорм грудничка на естественном вскармливании?

  • Новую пищу следует давать крошке маленькой ложечкой. Организм ребенка не готов получать незнакомый продукт большими дозировками. Лучше всего для этой цели подойдет кофейная или можно приобрести специальную мерную.Кстати, торговые сети предлагают широкий выбор столовых сувениров, что делает возможным покупку специальной именной ложечки. Зато малыш уже с малых лет будет знать свой собственный столовый прибор.
  • Не нужно заставлять ребенка съедать все то, что мама ему приготовит на отдельный прием пищи. Бывает так, что малыш капризничает или у него нет аппетита. В этом случае лучше отвлечь кроху каким-нибудь занятием, а спустя некоторое время попробовать предложить ему еду снова.
  • В самом начале прикорма вводимая пища должна быть в очень малом количестве, буквально несколько грамм. Такое правило необходимо соблюдать для того, чтобы организм крошки успел привыкнуть к новому питанию. По истечении некоторого времени размер порции можно начинать увеличивать.
  • Хорошим подспорьем молодой маме станет тетрадь, куда она будет записывать все, что связано с ее малышом. То есть каким продуктом она кормит ребенка, в каком количестве и когда. Это необходимо для того, чтобы понимать причину возникновения аллергии, если таковая появится. Обязательно стоит записывать реакции малыша на вводимый прикорм, чтобы знать, что надо будет исключить, если появится сыпь.
  • Хорошо, если малыш будет кушать на высоком стульчике.
  • Не стоит приучать ребенка сразу к палитре вкусов – вводить новый продукт следует только тогда, когда малыш привыкнет к новым ощущениям.
  • После прикорма необходимо дать грудь малышу, чтобы он не разволновался. Все-таки мамино молоко пока является его основной пищей.

Вводить в рацион новый вкус можно спустя неделю после предыдущего.

Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни

Наименование продуктов и блюдВозраст (месяцы жизни)
0-1234567899-12
Адаптированная молочная смесь700-800800-900800-900800-900700400300-400300-350200200
Фруктовый сок, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Фруктовое пюре*, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Овощное пюре, г    10-150150150170180200
Каша, г     50-150150170180200
Творог, г     4040404050
Яичный желток      1/41/21/21/2
Мясное пюре, г      5-30505060-70
Сухари, печенье, г     3-5551010-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или цельное молоко, мл      200200400400
Хлеб пшеничный, г       5510
Растительное

масло, г

    333556
Сливочное масло, г     44556

* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

Когда вводить прикорм ребенку?

В последнее время в нашей стране активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма, особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Отечественные ученые считают, что это возможно только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. В этом случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.

До настоящего времени в Российской Федерации действует схема введения прикорма, утвержденная Минздравом РФ в 1999 г., приведенная в Методических указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни». Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма — 4 месяца. Ранее этого срока ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная смесь.

К 4-х мес. возрасту гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки». В то же время поздний прикорм (после 6 мес) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи. Поэтому введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4–6 месяцев.

Cроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть, его готовности к восприятию новой пищи. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой. Предлагаемая примерная схема введения прикорма детям первого года жизни представлена в таблице.

Готовность ребенка к прикорму

Согласно рекомендации ВОЗ, существующей на 2020 год, оптимально вводить прикорм грудному ребенку в 6-8 месяцев. До полугода у малыша еще недостаточно сформирован желудочно-кишечный тракт, не вырабатываются все необходимые ферменты для усваивания иной, кроме материнского молока или смеси, пищи. А к 9-10 месяцам у ребенка уже могут сформироваться устойчивые стереотипы питаться только жидкой пищей, и преодоление их будет болезненным и тяжелым для грудничка.

Таким образом, ВОЗ определяет следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма:

  • зрелость пищеварительной системы;
  • угасание рефлекса выталкивания твердой пищи;
  • появление первых зубов, дающих возможность жевать;
  • готовность грудничка устойчиво находиться в вертикальном положении;
  • эмоциональная готовность к новым вкусам и ощущениям.

Основные рекомендации ВОЗ по введению прикорма

Главный принцип при введении прикорма – опора на потребности малыша, которые определяем мама, прислушиваясь к состоянию своего ребенка. Конечно существуют возрастные ограничения, и их тоже необходимо учитывать. Но в первую очередь нужно понимать, чего не хватает вашему малышу и как он воспринимает новые продукты. Кашу, которую малютка не станет есть в пять месяцев, он с удовольствием слопает в шесть, потому что просто пришло время.

До полугода дети находятся на грудном молоке – и это нормально, так как нуждаться в прикорме они начинают с шести месяцев. До этого времени – лучшее, что ест ребенок – это молоко матери, так как именно оно обеспечивает развитие и рост малыша.

Когда приходит время прикорма, надо помнить, что первое, в чем нуждается малыш – питательные вещества

Особенно это важно при искусственном вскармливании, хотя современные молочные смеси полностью адаптированы для грудничков

Прикорм вводится в небольших количествах. Растет малыш – увеличивается и его рацион. Когда малышу исполнится 6 месяцев, он уже в состоянии питаться различными пюре, есть полутвердую и растертую пищу. К восьми месяцам они употребляют ту пищу, которую обычно едят руками. К году малютки употребляют практически то же самое, что другие члены семьи.  

При этом не стоит заставлять малыша есть «сколько надо». Съел ложку и больше не хочет, остановитесь на ложке. Не нужно настаивать и уговаривать ребенка. Пусть малютка привыкнет к блюду, распробует его. Возможно, в следующий раз он пожелает съесть больше.

Какие продукты подходят для первого прикорма?

Для первого прикорма хороши овощи, желательно зеленые, так как они гипоаллергенны, в них нет сладости. Хотя в Европе, например, для прикорма довольно часто используют тыкву. Однако в ней слишком много сахара, что нежелательно для маленьких детей. К тому же, после сладенького, дети вряд ли захотят есть цветную капусту и подобные полезные овощи, которые им просто необходимы.

Начинать прикорм с каш – тоже не возбраняется, но обычно их дают детям, которые плохо прибавляют в весе

Только важно, чтобы они были без глютена. Подойдут кукурузная, гречневая или рисовая кашки

Обычно шестимесячные малютки с удовольствием их едят.

Читайте еще: Как и когда вводить желток в прикорм грудного ребенка — можно ли давать яйца грудничку

Консистенция продуктов для прикорма

Ясно, что первый прикорм для шестимесячного малыша должен быть достаточно жидким. Что бы то ни было: фруктовые пюре, каши – все что дается ребенку, делают не слишком густым и однокомпонентным. Консистенция продуктов умеренная. При возможности пюре разводят грудным молоком, чтобы малышу было легче привыкать к новым продуктам, и они легче усваивались. Со временем ребенок сможет есть каши и другие продукты обычной консистенции, как для взрослых. Но это будет в 9-11 месяцев, ближе к году.

Насколько разнообразным должен быть прикорм?

Прикорм должен быть достаточно разнообразным, чтобы малыш получал все необходимые вещества. В возрасте шести-восьми месяцев малютку следует прикармливать 2-3 раза. В девять-одиннадцать – уже 3-4 раза. Ребенка до двух лет кормят 4-5 раз в день, устраивая дополнительно небольшие перекусы, во время которых он получает питательные вещества и витамины. Фрукты вводятся не ранее шести месяцев, а соки уже после того, как ребенок освоится с фруктовыми пюре.

Чтобы малыш не страдал анемией, в его меню включают пюре из мяса и печени, но делают это уже после того, как он начинает есть овощи и каши. В одиннадцать месяцев, а иногда и раньше малышу можно давать молочные продукты «как у взрослых», то есть не разводя их.

Таблица прикорма грудничков на искусственном вскармливании

По статистике у искусственников нет недостатка веса. А вот железодефицитная анемия развивается чаще, чем у грудничков на естественном вскармливании. Именно поэтому для первого прикорма рекомендуют яблочко – в соке или в пюре.

Основные правила прикорма

  1. Во-первых, первое время пюре должно быть из одного продукта. Из фруктов – это яблоко, а из овощей – кабачок. Данный выбор объясняется их гипоаллергенностью.
  2. Во-вторых, при приготовлении пюре сначала исходные продукты необходимо поместить в духовку, а уж потом измельчить в блендере. Это позволит избавиться от ненужных комочков.
  3. В-третьих, до года еду для малютки не стоит подслащивать или солить.
  4. В-четвертых, после введения фруктовых пюре можно начинать приучать крошку к рыбе и мясу.
  5. И наконец, про грудь ни в коем случае не забывать.

Кстати, необходимо следить за стулом ребенка. Если он резко изменился, вводимый продукт нужно будет исключить из меню на время.

Правила введения прикорма

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте – измельченные кусочками.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина»
  15. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Таблица: последовательность и объем

Согласно предложенной таблице, можно рассмотреть практические нормы введения продуктов для детей грудного возраста. Рассчитана схема на 3 месяца (90 дней).

Новые компоненты вводят на завтрак, после чего докармливают кроху материнским молоком или смесью. Затем уже введенные продукты переносятся на обед, и в рацион входит новый утренний ингредиент. Полдники и ужины нужны только после 9 месячного возраста крохи.

Таблица 1. Введение прикорма

ДеньБлюдоЧайных ложекДополнительный продуктЧайных ложек
1Кабачковое пюре1/2
21
33
47
512
6Кабачок, сдобренный 5 граммами растительного жира20
727
8Пюрированная цветная капуста1/2Кабачок с маслом27
9127-26
10325
11721
121216
13Пюре из цветной капусты с чайной ложкой растительного масла20Кабачок8
1427
15Брокколи пюрированная1/2Кабачок, сдобренный растительным жиром27
161Пюре из соцветий капусты с маслом27-26
173Кабачок подмасленный25
187Цветная капуста с маслом21
1912Кабачок подмасленный16
20Пюре из капусты брокколи подмасленное20Пюрированная цветная капуста8
2127
22Греча вареная0,5Крупа подходит на завтрак, а введенные овощные яства – на обед
231
243
257
2612
27Греча с ложкой сливочного жира20
2827
29Рисовая кашка0,5Греча с маслицем27
30127
31325
32721
331216
34Рисовая кашка со сливочным жиром20Гречневая кашка8
3527
36Каша кукурузная1/2Гречневая каша со сливочным жиром27
371Рисовая кашка с добавлением маслица26-27
383Гречневая крупа и немного сливочного жира25
397Рисовая кашка и масло21
4012Гречневая каша с маслицем16
41Каша кукурузная с маслицем20Рисовая каша8
4227
43Пюре тыквенное0,5В сочетании с тыквенным пюре предлагать крохе овощи, уже введенные в рацион с растительным маслом27
44126-27
45325
46721
471216
48Тыква с растительным жиром208
49Тыква с маслом (5 миллилитров)27
50Яблочное пюре0,5 Пюре из яблок подавать грудничку в сочетании с любой ранее введенной кашей, сдобренной маслом27
511
523
534
546
558
5610
57Пшенка0,5Гречневая крупа подмасленная27
581Рис промасленный27-26
593Кукурузная крупа с маслицем25
607Греча+5 миллилитров сливочного жира21
6112Рис подмасленный16
62Пшенка с маслом20Крупа кукурузная8
6327
64 

Кролик

1/2Греча подмасленная27
651С кроликом предлагать крохе уже введенные подмасленные каши
663
674
685
697
708
71Чернослив пюрированный1/2В добавлении готовить на завтрак любую из каш с маслом, чередуя их каждый день27
721
733
744
756
768
7710
78Индейка1/2Каждое утро поочередно с измельченным мясным лакомством сочетать любую из каш: гречневую, рисовую, кукурузную или пшенную27
791
803
814
825
837
848
85Груша пюре1/2На выбор одна из 4 ранее введенных каш, сдобренная ложкой сливочного масла27
861
873
884
896
908
9110

Правила ввода прикорма

Возраст – не единственный ориентир для пересмотра рациона малыша. Прежде чем знакомить сына или дочь с новыми продуктами, необходимо учитывать особенности психомоторного развития:

  • общую активность ребенка;
  • интерес ко “взрослой” еде;
  • способность проглатывать кусочки твердой пищи;
  • способность принимать новые продукты с ложки, а не через соску.

На появление зубов ориентироваться не стоит – у некоторых малышей первые зубы прорезаются слишком поздно, а потребность в разнообразном питании возникает гораздо раньше.

Как правильно вводить прикорм:

  • На первом этапе знакомьте ребенка с новой пищей жидкой консистенции. Объем первой порции – около 5 мл (г).
  • Давайте продукт с чистой чайной ложки – на самом ее кончике, чтобы научить грудничка принимать пищу губами и перемещать ее в ротовой полости.
  • Очередной продукт включайте в рацион только спустя 1-2 недели – это время необходимо для адаптации к новой пище. 
  • Прикорм планируйте на первую половину дня, чтобы во второй проследить за реакцией организма (не развивается ли аллергия, как меняется стул). Если нежелательных реакций нет, с каждым днем можно постепенно увеличивать объем продукта до рекомендованной нормы.
  • По мере привыкания к жидкому прикорму предлагайте грудничку плотную пищу – примерно в 9-10 месяцев. Если малыш отказывается есть блюда кусочками, повторите попытку чуть позже.  
  • Не используйте слишком много сахара в блюдах. Малыш должен испытывать разнообразные вкусовые ощущения, в том числе кислые и горькие.

Старайтесь сформировать у своего чада положительное восприятие пищи. Не превращайте кормление в пытку. Предлагать одно и то же блюдо можно от 8 до 10 раз. Если ребенок отказался от прикорма в первый раз, это не означает, что блюдо ему не нравится. Даже те продукты, от которых малыш неоднократно отказывался, впоследствии могут перейти в разряд любимых. Исследования показывают, что для формирования такой привычки может потребоваться до 15 попыток .

О системе прикорма

На сегодняшний день ВОЗ разработала всего три типа прикорма. Речь идет об овощах, кашах и мясе. А что насчет фруктов? Сегодня ВОЗ не имеет никаких конкретных рекомендаций. Тем не менее, раннее введение фруктовых пюре лучше отложить. Вводить такие продукты предпочтительнее после овощей и каш.

В первую очередь, это связано с тем, что до 8-9 месяцев организм ребенка не сможет нормально усваивать сырые фрукты и соки. Все необходимые для этого бактерии появятся у малыша после употребления каш и овощей.

Кроме того, если верить некоторым родителям, то при введении фруктового пюре до овощного, потом могут начаться проблемы. Овощи не такие вкусные, как фрукты. Соответственно, ребенок попросту откажется от овощных пюре.

ВОЗ не считает кефир прикормом, так как он не является твердой пищей. Но это не значит, что данный продукт исключен из детского рациона. Схема прикорма по ВОЗ включает в себя кефир приблизительно с 8 месяцев, но только в качестве дополнительного питания. А вот молоко до года не рекомендуется давать ни в каком виде.

Также следует отметить, что любые схемы введения прикорма предполагают систематическое увеличение порций. К году довести порции до 100-200 грамм. Первые блюда для малыша должны быть однокомпонентными. Новые составляющие должны вводиться только после полного привыкания ребенка к конкретному продукту. На это уходит около недели.

Корректировка схемы по ситуации

Очень трудно найти идеальную таблицу введения прикорма. ВОЗ призывает подстраиваться под особенности и пищевой интерес каждого ребенка и корректировать последовательность ввода продуктов по ситуации:

  • если младенец до 6 месяцев питался только материнским молоком, то с началом прикорма нужно непременно регулярно поить его водой;
  • в случае недобора веса начинать знакомство с твердой пищей лучше не с овощей, а с каш;
  • при проблеме запоров у грудничка первым можно предложить ему пюре из чернослива;
  • когда малыш не успевает съедать на 7-й день количество пищи, указанное в таблице ВОЗ по введению прикорма, нет ничего страшного, если этот объем будет им осилен за 10 или 14 дней;
  • при низкой активности и небольшом весе ребенка ему может быть достаточно меньшей порции, чем большинству детей;
  • если не получается нарастить объем, обозначенный в схеме прикорма, следует убедиться в готовности ребенка к знакомству с новой пищей, а также попробовать вызвать у него пищевой интерес с помощью приемов педагогического прикорма.

https://youtube.com/watch?v=xjZjQRSp18g

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий