Что делать, ежели ребенок ворует средства у родителей
Малыши до 6 лет еще не способны совершать осознанные проступки. Они лишь обучаются различать понятия «свое» и «чужое». Ежели ребенок ворует средства у родителей в старшем возрасте, то это можно считать неувязкой. Начинать биться с таковым поведением нужно как можно раньше.
Почему ребенок ворует
Прежде чем приступать к активным действиям, нужно узнать предпосылки поступка. Они могут быть следующими:
- Ребенок не знает, что брать чужое нельзя.
- Отсутствие общения, доверительных отношений в семье.
- Стремление самоутвердиться в очах одноклассников, родителей, друзей.
- Подражание примеру старших в семье: матери, папы, братьев, сестер.
- Недостаток либо полное отсутствие карманных денег.
- Желание иметь то, что есть у других.
- Месть. Ребенок забрал мамину зарплату, чтоб отомстить ей за что-то.
- Стремление быть первым, не отставать от сверстников.
Этот перечень можно продолжать нескончаемо. В каждом отдельном случае нужно кропотливо разбираться. Ежели ребенок взял средства уже не в 1-ый раз, то возможно у него есть задачи, о которых вы не понимаете. Постарайтесь сделать все, что в ваших силах, чтоб навести его по верному пути.
Как с сиим бороться
Худшее, что вы сможете сделать – это накричать, унизить, наказать. Все эти меры только ухудшат ситуацию, и вы получите обратный эффект.
Что делать:
- Разговаривайте много и долго. Пусть вашей домашней традицией станут вечерние чаепития и дискуссии по душам. Начните с себя и делитесь своими впечатлениями, делами, неуввязками. Со временем ребенок откроется и станет доверять для вас свои секреты.
- Обсудите тему воровства. Объясните, почему это плохо и что ожидает в будущем человека, пристрастившегося к этому ремеслу. Повторяйте свою речь почаще. Спросите малыша, что он запомнил, и что задумывается по этому поводу. Будет отлично, ежели он сам начнет задавать для вас вопросы.
- Украденные средства нужно отработать. Поручите ребенку уборку, мытье посуды, остальные домашние дела. Он должен осознавать, что за все проступки придется платить.
- Пересмотрите домашний бюджет и выделяйте детям средства на карманные расходы. Они не должны завидовать одноклассникам, покупающим для себя раз в день конфеты. К тому же, это обучит их бережней относиться к деньгам и распоряжаться ими.
Зная, как отучить от воровства, вы поймете, что все эти меры можно использовать и для профилактики. Ежели вы видите, что сами не справляетесь, обратитесь к спецу. Выслушайте советы психолога и непременно следуйте им.
Смотрите далее: ребенок рисует черным цветом
ru в
Как объяснить ребенку, что воровать нельзя
Нравственность – не врожденное качество. Она создается на протяжении всей жизни. Личный пример родителей и обсуждение с ребенком происходящего формирует нравственный иммунитет.
Объясняя свою позицию относительно воровства, не стоит превращать ваш разговор в лекцию или нотацию
Важно понимать, что только усвоенные нормы, а не навязанные становятся частью картины мира и формируют отношение к той или иной части реальности. Т.е
собственная позиция ребенка относительно какого-то явления будет гораздо действенней ваших 100500 лекций.
Чтобы разговор не был усугублен чувством вины и ребенок не ушел в защитную позицию, предлагаю начать разговор отвлеченно на реальном примере из вашей жизни. Только обязательно ситуацию, где после преступления последовало наказание.
– У меня однажды украли телефон. Это было в школе. Как думаешь, что со мной потом было?
– Ты расстроилась?
– Это еще мягко сказано! Там у меня были контакты, которые я долгое время записывала. А еще он мне нравился, и я к нему привыкла. Было очень обидно, жалко мой телефончик. Я обратилась к учителю.
– И что было дальше? Вора поймали?
– Да, оказалось, это был мальчик из параллельного класса. Он зашел в класс и стащил его с парты, пока мы были в столовой.
– А что потом?
– Оказалось, что дежурный видел, как кто-то чужой заходил в класс. Так и выяснилось, кто вор. Он вернул мне телефон и извинялся при всем классе. Как думаешь, каково ему было?
– Думаю, очень стыдно.
Почему ребенок ворует деньги
Для начала нужно попробовать понять, почему ребенок ворует деньги? Что подвигло его на подобный поступок? От этого может зависеть общая эмоциональная картина происходящего. Ведь одно дело, когда сын взял деньги на лечение бездомного пса, а другое, когда он прогулял зарплату отца с друзьями. Чтобы выяснить истинную причину произошедшего, не нужно повышать голос на ребенка, кричать и читать ему нотации. Постарайтесь сначала выстроить доверительные отношения и найти контакт. Зачастую кражи случаются в подростковом периоде, дети в это время довольно агрессивные и закрытые. Но постарайтесь найти ту ниточку, за которую можно потянуть. Выйдите с ребенком на откровенный разговор и спросите, почему он так поступил. Обычно дети воруют деньги у родителей по следующим причинам.
Бывает так, что ребенок берет деньги, просто считая, что они общие, ведь семья и бюджет общий. Но такое обычно происходит у детей младшего возраста – до 7 лет, они пока еще не могут различать «свое-чужое».
Чаще всего ребенок ворует деньги, потому что ему хочется купить жвачек, конфет и иную дребедень, а денег нет. Ведь вокруг все пестрит соблазнами, друзья покупают желаемое. Признайтесь себе честно, даете ли вы ребенку деньги на карманные расходы, а вместе с этим возможность распоряжаться своими деньгами? Безусловно, отсутствие карманных денег не оправдывает воровство, однако если вы все время отказываете ребенку в мелочах вроде жвачки, говоря о том, что это вредно, вы просто не оставляете ему иного выхода.
Иногда к воровству подталкивает желание самоутвердиться в компании более взрослых и наглых сверстников. Особенно ярко это проявляется в том случае, если ребенка не понимают дома, папа отмахивается от совместного времяпровождения, а мама считает увлечения самолетами ерундой. С помощью родительских денег ребенок хочет показать себя в новой компании, завоевывает доверие ее «главарей» путем покупки различных сладостей и т.д.
Бывает так, что воровство – это простое привлечение внимания родителей к своей персоне. Признайтесь себе откровенно – когда вы посвящали все свое свободное время ребенку? Целый день вы проводите время вдали друг от друга, а вечерами уговариваете ребенка отстать от вас, ведь вам нужно приготовить ужин, прибраться и закинуть вещи в стирку. «И вообще, иди уроки делай», говорите вы. Папа тоже занят – он смотрит важный обзор политических новостей
Ребенок понимает, что для того, чтобы на него обратили внимание, с ним должно произойти что-то особенное, ведь не зря родители носились с ним как угорелые, когда у него была ангина с высокой температурой. И тогда чадо решает привлечь внимание родителей именно воровством денег
И пусть это внимание проявляется криком, гневом и наказанием, но это уже достижение – ведь он добился этого внимания. Если причина именно в этом – это укор не ребенку, а именно вам. Ведь по сути, воровство в этом случае — немой крик о помощи.
Некоторые дети воруют на спор или на «слабо». Они пытаются утвердиться среди друзей за счет преодоления страха и получения желанной наживы. В этом случае можно сказать, что у ребенка реальный комплекс неполноценности, и он не может поставить себя в обществе правильно, не может добиться уважения иными способами.
Дети могут воровать, если видят перед собой пример. Если вы берете и кладете в карман найденный кошелек, забираете ручки с различных касс и без спроса присваиваете соседскую лопату, ребенок понимает, что ничего опасного и дурного в этом нет.
Бывает так, что родители со злостью отзываются о богатом соседе, говоря о том, что деньги он наворовал. Ребенок видит «красивую» жизнь более удачливого соседа и начинает понимать, что брать без спросу – это хорошо, так жить лучше.
Иногда начинают воровать тихие, и даже замкнутые дети. Если вы уверены в моральных качествах своего ребенка, возможно, его заставляют это делать старшие подростки. Зачастую слабых духом детей заставляют воровать деньги под страхом избиения его или его младших братьев и сестер
Здесь очень важно выйти на откровенный разговор с чадом.
Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству. Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги.
Почему ребёнок ворует?
Психология, мотивы и суть детских краж во многом зависят от того, когда именно дети начинают воровать.
Если малышу менее 3-4 лет, говорить об осознанном воровстве нельзя. В это время малыш только начинает анализировать понятия чужой собственности и ценности. Ему пока ещё трудно контролировать свои желания владеть чем-то.В старшем возрасте, достигнув рубежа в 5-6 лет, ребёнок уже хорошо понимает и осознает границы дозволенного. Воровство в таком случае говорит об определённых проблемах в социализации и отношениях с родителями. Вам необходимо разобраться в мотивах ребёнка и целях такого поведения, что бы пресечь это на корню.Причин, почему ребёнок 6-7 лет и старше ворует, может быть несколько:
- Ребёнку не хватает внимания, причём речь может идти как о внимании родителей, так и о внимании друзей, сверстников. Выявив пропажу, все бросают повседневные дела и начинают искать деньги, и маленькому режиссеру этого спектакля нравится наблюдать за тем, как резко меняется обстановка. Даже воспитательная беседа о том, как нехорошо воровать, становится для малыша лишним поводом для общения.
- Ребёнок чувствует себя обделённым, не имея того, что есть у других детей. В особенности это касается малышей, которые являются пока единственными в семье. При отказе родителей купить дорогую игрушку маленький комбинатор задумывается о том, как получить этот трофей, и принимает решение украсть деньги у родителей на покупку вожделенного объекта.
- Желание заслужить уважение сверстников. Максимальным влиянием в детском обществе пользуется тот, у кого больше всего игрушек. Если ваш ребенок стремиться быть лидером, он будет искать рычаги воздействия и способы их получения даже в обход запретов родителей. Одним из решений становится воровство.
- Ребёнок повторяет поведение кого-то из взрослых. Причины воровства могут крыться в наблюдении за тем, как мама берет деньги из папиного кошелька без спроса. Если взрослые приносят в дом чужие вещи, это также может навести малыша на мысли о том, что так делать нормально.
- Он использует воровство как месть, способ наказания кого-то. Если в недавнем времени вы наказали свое чадо за проступок, причина кражи может скрываться в стремлении отомстить, выразить свою обиду.
Проанализируйте ситуацию и выявите ключевую причину происшествия. Это поможет вам спланировать план действий и подобрать правильные слова, чтобы объяснить ребенку, что так делать нельзя. Когда вы поймете мотивы, которые легли в основу такого поведения, у вас появится возможность целенаправленно решить проблему, не обращаясь к психологу.
Как реагировать на детское воровство
Итак, факт кражи был зафиксирован. Ни в коем случае не обвиняйте ребенка, если вы не уверены, что это был именно он. В жизни всякое случается, украсть деньги мог непорядочный сосед, проверяющие коммунальных служб, да их вообще могли вытащить в транспорте! Даже после извинений от несправедливого обвинения осадок останется. Поэтому разговор с ребенком должен быть только после полной уверенности в том, что это совершил он.
Первым делом нужно справиться с агрессией и постараться не кричать на ребенка. Особенно, в общественном месте. Не отчитывайте ребенка при посторонних людях – это может нанести ему травму, чувство вины и стыда останется с ним на всю жизнь. Даже всей семьей ругать ребенка не стоит. Нужно чтобы родители (без братьев и сестер) поговорили с ребенком на чистоту. Нужно обязательно узнать, почему он совершил такой поступок. Если эти деньги вымогали старшие дети, обязательно обращайтесь в правоохранительные органы, не оставляйте ребенка одного – он должен знать, что на любое бесправное действие найдется противодействие. Ребенок должен знать, что вы всегда можете его защитить.
Если он взял деньги по собственной воле, спросите его, зачем он это сделал. Нужно объяснить ребенку о своих желаниях и приоритетах. Обязательно начните давать ребенку деньги – на мелкие карманные расходы. Ведь он становится взрослым и тоже участвует в торгово-рыночных отношениях. Но только не сразу, а через некоторое время, чтобы ребенок не думал, что это поощрение за воровство. Наличие карманных денег отлично воспитывает ребенка любого возраста. Можно объяснить ему, что управлять деньгами очень интересно. Можно потратить все деньги в один день, купив шоколадки и конфеты, а можно их собирать и на сбережения приобрести велосипед или планшет. Финансовое воспитание – очень важный фактор развития ребенка.
В разговорах с ребенком часто должны присутствовать беседы на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо». Прививайте сыну и дочери моральные ценности, говорите, что брать чужое нельзя. Говорите о том, что богатые люди – молодцы, они добились всего своими умениями и знаниями, даже если это не всегда правда. В будущем ребенок будет стремиться к знаниям, к получению качественных навыков выбранной профессии, чтобы добиться реальных высот. Ни в коем случае не пугайте ребенка тюремным сроком и сомнительным будущим. Также не стоит сравнивать его с братом или сестрой. Кроме того, что вы сеете вражду в родственные отношения, таким образом вы выращиваете в ребенке комплекс неполноценности. Скажите ребенку, что вы его любите и переживаете о нем, что воровать нехорошо, некрасиво и стыдно. Скажите, что хотите справиться с проблемой вместе, что всегда поддержите его на пути исправления. В общем, ребенок должен слышать понимание, а не истерики и агрессию.
В чем причина воровства ребенка?
Если вы впервые заметили воровство ребенка, не стоит сразу опускать руки, расстраиваться и думать, кем же ваш он теперь вырастет. Многие из родителей, чьи дети что-то, не дай боже, украли, сразу же представляют себе их последующую жизнь в мире криминала. Спешу заверить Вас, из детей-воришек вырастали и вырастают вполне порядочные люди. Так что, прежде чем бить во все колокола, следует разобраться, в чем на самом деле причина, что заставило Вашего ребенка украсть. Специалисты выделяют несколько причин детского воровства:
Большое желание обладать вещью, которая понравилась
Например, в магазине Вы отказали ребенку в покупке новой машинки или куклы, так как на этой неделе, допустим, купили уже две. Отчаянно желая обладать этой вещью, он ворует деньги или саму эту вещь.
Неуверенность в себе и желание подтвердить собственный статус
Эта причина скорее относиться к подросткам. У друзей есть модная вещь, а у меня – нет. Значит я хуже, чем они. Вот получу вещь и стану лучше. Родители не покупают, значит надо украсть. Здесь, конечно, причина в неуверенности в себе – собственный успех связан с обладанием материальными ценностями. Так что решать нужно в первую очередь вопрос: почему ты хуже других, если у тебя нет этой вещи?
Психологическая неудовлетворенность
Много случаев, когда результатом невнимания со стороны хотя бы одного родителя становится воровство
Внимание родителей обычно привлекают громкими поступками, и это как раз тот самый случай
И для ребенка не важно – хороший поступок или плохой
Задача: получить внимание.
Недостаток воспитания и силы воли
Тот случай, когда для ребенка не совсем понятно – почему нельзя брать чужое. Чаще всего это происходит от того, что ему часто отказывают в покупке вещей и редко объясняют, почему
Не рассказывают, откуда появляются деньги, товары, сколько они стоят, какая ценность у каждой вещи. Отдельным случаем является ситуация, когда семье нужны деньги. Здесь работают совсем другие механизмы. Если вы столкнулись с воровством, стоит искать причину. Понять, что хочет получить ребёнок с помощью кражи. А вместе с этим – провести беседу, объяснить, что есть различные способы заработать. Рассказать, о плачевных последствиях воровства для других людей – например, что продавцов штрафуют за то, что у них из магазина пропал товар.
Проще говоря – «глобальных» причины две:
- Неуверенность в себе
- Отсутствие понимания ценности денег и того, что воровство – плохо.
Двойные стандарты?
– Как распознать первые тревожные звоночки? Стоит ли обращать внимание, если из кармана пропала мелочь?
– Воспитание детей начинается с развития взрослого. Если требовать «не укради», а самому в это время приносить с работы «неучтёнку», воровать в супермаркетах или на соседней даче, это введёт ребёнка в состояние двойных стандартов. Он не станет прислушиваться к вашим словам, но будет копировать ваши поступки.
Иногда обкрадывание может быть не материальным: эмоциональным, темпоральным (время), измены или клятвопреступления – часто это болезненнее, чем пропавшая тысяча рублей
Да, стоит обращать внимание на бытовую ложь, мелкое «крысятничество» и прочее. Но стоит сначала задать себе вопрос: не у меня ли этому научился? Что я такое демонстрирую своему ребёнку? Получается, что моя бесконечная болтовня по телефону, «зависание» в компьютере, гаджете, телевизоре важнее моих детей? Когда они недополучают времени, внимания, любви, эмоций, они будут компенсировать это тем способом, который придумают
– Как себя вести с подростком, когда его поймали на воровстве?
– Прежде всего выяснить потребность – зачем ему это понадобилось
Причиной может быть желание купить маме что-нибудь, другими словами, купить мамину любовь, внимание. Дать понять, что вы не враг, но то, что он сделал, неприемлемо и опасно
Позволить открыто обращаться за помощью: от «купить мороженое» до «накопить на велосипед или собаку». Выяснить – почему он вам не доверяет, что идёт на кражу?
– Что делать, если «наследник» продолжает воровать, несмотря ни на какие разговоры и профилактические беседы?
– Понять, в чём корень проблемы: невежество (глупость, эгоцентризм), педагогическая запущенность или крик о помощи. Прежде всего начать искать причину в себе, начать меняться. Пойти к психологу, духовнику, учителю, авторитету
Засунуть подальше свою самость, важность и просить помощи. К сожалению, вариант: «Вот вам ребёнок, исправьте его, вы же психолог» – не работает
Даже пройдя терапию, он вернётся в среду, в которой начал воровать. Хватит ли у него сил противостоять среде? Придумает ли он другой способ решить свои проблемы? Кем для него будут родители – врагами или помощниками?
– Можно ли как-то сохранить семью, если уже взрослый ребенок украл что-то крупное? И что делать в этой ситуации вообще?
– Странная формулировка проблемы: «Раньше мы тебя терпели, а ты оказался вот каким, и мы тебя больше знать не хотим!» Да, есть семьи, которые существуют как некие стихийные объединения. Непонятно зачем живущие вместе женщина и мужчина, случайно родившиеся у них дети, которые должны соответствовать каким-то требованиям. Объединения без любви, без цели.
Ребёнок – не сейф для секретов. Стоит ли говорить подростку всю правду?
Подробнее
Хочется спросить: «Зачем создавалась такая семья?». Жить в любви и взаимопомощи или в накопительстве своего скарба и его охране? Возможно, взрослый ребёнок и взбунтовался против этого мещанства и потребительства и наказал своих предков, лишив их «непосильным трудом нажитого». Поймут ли родители, что наделали, воспитав такого наследника, а тот – что хотел сделать? Смогут ли выйти на новый уровень отношений? От этого зависит, сохранится семья или нет. Хотя в любом случае она уже не будет прежней. Не смогут перешагнуть через «обиду», расплюются – значит, помирятся уже на похоронах, когда уже «либо хорошо, либо никак…»
Досье
Антон Лысенко родился в Новосибирске в 1971 году. Окончил НГПУ. Дополнительное образование: Новосибирский институт клинической психологии, Бердский медицинский колледж.
Создатель проекта по профориентации «Своё призвание». В настоящее время психолог-консультант. Специализация: семейные консультации.
Выбор остается за вами
Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.
Если подобная ситуация вашего малыша не обошла стороной, не стоит выносить ее на публику. Пусть это останется вашей семейной тайной. Ни в коем случае не стыдите ребенка перед родными и близкими, рассказывая им, что у вас в семье появился воришка – малыш может получить серьезную психологическую травму.
Постарайтесь выстроить близкие отношения с вашим ребенком
Важно, чтобы между вами царило доверие и взаимопонимание. Объясните малышу, приведя примеры из личной жизни, что хорошо, а что плохо
Помните, что пока он всего лишь маленький ребенок. Ему свойственно совершать ошибки – таким образом малыш познает жизнь. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые были всегда рядом с ним, поддержали и помогли в трудную минуту, смогли подсказать, как выбрать правильный путь. Если ребенок будет ощущать, что он не одинок, окружен любовью и заботой, что бы он ни сделал – поверьте, со временем из него вырастет взрослая личность, счастливая, с ненарушенной психикой, с правильными жизненными и моральными ценностями.
ИНТЕРЕСНО: как подростку правильно выбрать свою будущую профессию?
Корни всех проблем — в семье
Главная проблема, с которой сталкиваются практически все родители: когда дети взрослеют, им хочется как-то выделить себя, проявить в обществе. Как ребёнок это будет делать, будут ли эти попытки сопряжены с жестокостью или преступными действиями — зависит от семьи. Самые большие проблемы возникают там, где родители уделяют детям мало времени и внимания. Мама и папа могут быть состоятельными, хорошо зарабатывать и много всего покупать ребёнку, водить по репетиторам, возить на отдых, обеспечить множеством современных гаджетов, но в плане воспитания не делать ничего. Это большая беда, ведь всё перечисленное должно быть на втором, а то и десятом плане. На первом месте в жизни каждого ребёнка должна быть доступность родителей, с которыми можно общаться и обсуждать свои проблемы.
Воспитание — это не когда спросил раз в день: «Как дела, как в школе?», — это вовлечённость в жизнь детей, это когда маме и папе интересны все стороны их жизни. Если этого не происходит, то у ребёнка возникает ощущение, что он не важен в окружающем его мире. Отсюда у него появляется желание стать в нём на первое место любым способом.
Если подросток совершает какие-то плохие поступки, очень важно выяснить, что происходит в его семье. Если он видит, что отец обижает маму, говорит ей оскорбительные слова, а мама не остаётся в долгу и отвечает тем же, то что удивительного, если он тоже будет проявлять жестокость и неуважение ко взрослым! Если папа пришёл с работы и рассказывает, какой он ловкий — сумел мимо мастера дяди Васи незаметно мешок гвоздей пронести, — то ребенок это увидит и поймёт, что красть можно, более того, это хорошо, так надо
Дело в том, что для каждого ребёнка его родители — это образец, как надо жить и поступать. Пока дети не научились ценить мнение своих друзей (что обязательно происходит в подростковом возрасте), семья для них — главный авторитет, на который они обязательно будут ориентироваться
Если ребёнок склонен к воровству, то прежде всего надо обратить внимание на семью и разбираться, почему он так поступил
Почему воруют дети? Разбираемся в причинах проблемы
Психологи выделяют три основные причины детского воровства:
сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести;
психологическая неудовлетворённость, реакция на травмирующие обстоятельства жизни;
недостаточно развитые нравственные представления, недостаток воли.
Также различают мотивацию к желанию украсть в зависимости от возраста. Понимание «своего» и «чужого» формируется в сознании ребёнка в возрасте от 3-х лет. Однако в столь раннем возрасте малыш ещё не может давать оценку своим поступкам — он просто берёт то, что ему нравится. Называть такое поведение «воровством» пока рано. Впрочем, как и в 4–5 лет, когда ребёнок уже понимает, что понравившаяся вещь ему не принадлежит, брать чужое — нехорошо, но пока не может управлять своими желаниями и страстями.
В возрасте 6–7 лет ребёнок начинает испытывать потребность в социализации, желает повысить уровень самоуважения и признания со стороны сверстников. Эту задачу он решает через присвоение материальных вещей. При этом значение имеет не стоимость вещи, а её ценность для него самого. Он осознаёт возможные последствия, но цель становится важнее страха наказания. Если ребёнок не может отказать своему «хочу!» и в возрасте 8–10 лет, это свидетельствует о недостатке воли, с которым нужно работать.
Следует обратить пристальное внимание на проблему, если ребёнок старше 10 лет ворует деньги и другие ценности. Здесь уже имеет место осознанное присвоение чужого имущества, которое можно ассоциировать с воровством «по-взрослому». И, вероятнее всего, потребуется участие специалиста
Это может быть как личная консультация с детским психологом, так и дистанционная психологическая помощь. Например, при прохождении курса модификации поведения по технологии 7Spsy
И, вероятнее всего, потребуется участие специалиста. Это может быть как личная консультация с детским психологом, так и дистанционная психологическая помощь. Например, при прохождении курса модификации поведения по технологии 7Spsy.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким
Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.
По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях
Не предавайте огласке
Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к «позорному столбу». Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с «дурными генами» его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.
Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. «Разговаривает» — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.
Так как же на ребенка воздействовать?
Объяснить
Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.
Поддержать
Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно
Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу
Выяснить причины воровства
Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)
Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит
Исправить
Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.
7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.
11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.