Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом

На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Запрещенные продукты

Прикорм для ребенка на грудном или искусственном вскармливании не стоит дополнять цельным молоком. Пищеварительная система младенца в 6 месяцев еще не совершенна, поджелудочной железе сложно переварить этот продукт. При употреблении молока, содержащиеся в нем минералы и соли, могут накапливаться в почках ребенка.

Рыбу, в силу аллергенной составляющей, тоже лучше отложить до года. В первую очередь вводится морская рыба. С введение речной рыбы, так как не стоит торопиться.

Под запрет попадают:

  • острые, соленые блюда, соусы, маринады;
  • шоколад, сладости, мед, газированные напитки;
  • колбасные изделия, копченности;
  • орехи.

Несоблюдение этих рекомендаций чревато:

  • развитием аллергии;
  • срывом поджелудочной железы;
  • расстройством кишечника.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Какая смесь лучше при смешанном вскармливании

Выбор смеси начинается с выбора молока, из которого она приготовлена

4.1. Козье или коровье молоко?

Коровье молоко

Козье молоко

ПЛЮСЫ

Дешевле для коммерческого производства смесей

Усваивается быстрее и легче коровьего из-за особенностей белков и жиров козьего молока

Более традиционно и привычно

Высокое содержание β-казеина (55%) -главного белка казеиновой фракции грудного молока (77%) и только 39% в коровьем.

Более доступно (распространено) для производства и личного потребления

Ниже содержание αs1- казеина (до 6%) против 38% в коровьем. αs1- казеин- одна из причин возникновения аллергии на белок коровьего молока (АБКМ)

Отличный вкус при соответствующем фермерском разведении

Казеиновый профиль козьего молока образует менее плотный казеиновый сгусток (коагулят) в желудочке малыша. Такой коагулят переваривается переваривается быстрее и легче, чем коровье молоко.

Богато различными витаминами и минералами

Сыворотка козьего молока переваривается легче сыворотки коровьего молока. Это происходит благодаря свойствам β-лактоглобулина козьей сыворотки, 77% которой перевариваются ЖКТ (против 17% β-лактоглобулинов коровьего молока).

Традиционно используется для приготовления смесей

Высокое содержание природных нуклеотидов (в 4-10 раз выше, чем в коровьем молоке).

5 нуклеотидов козьего молока идентичны 5 нуклеотидам грудного молока (из 14 изученных нуклеотидов грудного молока).

Это повышает защитные силы организма.

Высокое содержание природных олигосахаридов (в 4-5 раз выше, чем в коровьем молоке).

Олигосахариды способствуют улучшению пищеварения и поддержанию иммунитета.

МИНУСЫ

Тяжело переваривается незрелым ЖКТ младенца

Высокая стоимость козьего молока и продуктов на его основе

4.2. Чек-лист «Лучшая смесь для смешанного вскармливания»

Смесь соответствует возрасту ребенка (0-6 мес., 6-12 мес., 12+ мес.). Смесь является адаптированной по белковому составу – в таблице питательно ценности проверяете % соотношения сыворотки (минимум 60%) и казеина (минимум 40%) для возраста от 0 до 6 месяцев. Смесь обогащена функциональными ингредиентами:

  • пребиотики – для поддержки развития пищеварения и иммунитета, включая олигосахариды;
  • пробиотики  -для поддержки развития пищеварения и иммунитета;
  • жирные ω-3 и ω-6 кислоты для развития мозга и зрения;
  • дополнительное обогащение фирменными комплексами питательных веществ. Смеси Кабрита на основе козьего молока для комфортного пищеварения, например, обогащены уникальным комплексом DigestX (с высоким содержанием бета-пальмитата), который нормализует пищеварение, смягчает стул ребенка, способствует повышению энергообмена;
  • содержит витамины и минералы, с включением фолиевой кислоты, L-карнитина и таурина;
  • содержит 5 нуклеотидов.
  • Продукт выпускается крупным международным производителем детского питания, что означает соблюдение высочайших стандартов безопасности.
  • На упаковке есть полная информация о составе и питательной ценности продукта, телефон горячей линии, по которому можно задать вопросы по продукту.
  • Количество положительных отзывом мам превышает количество отрицательных.

4.3. Лучшая смесь для искусственного вскармливания

Старайтесь не менять смесь, если она подошла малышу. Таким образом, если ребенку подошла смесь, которую он ел при смешанном вскармливании, то целесообразно продолжить кормление этой смесью и при искусственной вскармливании.

Частая смена смеси не полезна для ребенка. т.к. адаптация к новому продукту у всех происходит по-разному и может занимать от 0 до 30 дней. В этот период ребенок может чувствовать различные дискомфортные состояния, что ухудшает качество его жизни.

ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра. Публикация подготовлена на основе:

Публикация подготовлена на основе:

  1. Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИЕТОЛОГОВ И НУТРИЦИОЛОГОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, НИИ ПИТАНИЯ РАМН
  2. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей под редакцией В.А.Тутельяна, И.Я.Коня, Б.С.Каганова
  3. Врачебный контроль за здоровьем ребенка. Настольная книга врача-педиатра.

Особенности введения прикорма грудничку

Введение прикорма — это большая радость. Малыш растет, меняется, взрослеет, радует и огорчает, становится все старше, самостоятельнее.

Но он еще маленький. И ему по-прежнему нужно материнское молоко — самый сбалансированный, полезный продукт питания.

Чтобы сохранить грудное вскармливание сейчас, когда малыш подрос, начинает активно есть новые продукты и взрослеет, необходимо:

1. Обязательно прикладывать ребенка к груди после каждого кормления.

Прикорм начинает полностью заменять 1-2 кормления грудью только после того, как в питании появятся каши, овощные, мясные пюре. До тех пор прикорм не обеспечивает всех потребностей ребенка в пищевых веществах, необходим докорм молоком. Даже несколько глотков молока дадут малышу дополнительную жидкость, а маме помогут сохранить лактацию.

2. Сохранять ночные и предутренние кормления.

Малыш стал старше, лучше спит ночью, давая высыпаться родителям. Но он все еще просыпается ночью и под утро, чтобы пососать. Не пытайтесь пока приучить ребенка спать всю ночь без кормлений. Именно ночные кормления «запускают» выработку молока на целый день.

3. Учить ребенка вести себя у груди правильно.

Многие дети уже в полгода начинают прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. В этом случае надо мягко забирать у малыша грудь и строго говорить, что так делать нельзя. После нескольких таких эпизодов дети перестают прикусывать грудь.

Если малыш на грудном вскармливании, нужно соблюдать несколько общих правил во время введения прикорма:

Сначала новую еду дают один раз в сутки.
В первые разы порция продукта должна быть минимальной — всего несколько граммов

Если все в порядке, постепенно можно будет увеличить количество.
Лучше давать еду до грудного кормления, а потом докармливать молоком.
Чтобы пищевой интерес был сильнее, важно, чтобы ребенок успел хорошо проголодаться перед тем приемом пищи, когда вы будете давать новую еду.
Добавляйте новые продукты в рацион с интервалом не меньше 4-5 дней.
Лучшее время, чтобы дать новую еду — утро (первое либо второе кормление). Так проще оценить реакцию, проверить, нет ли аллергии (может проявляться сыпью, проблемами со стулом, сухостью кожи).
Режим питания должен оставаться прежним (ребенок ест каждые 3,5-4 часа).
Любая еда должна быть теплой (не горячей, не холодной).
Лучше использовать специальные детские силиконовые ложки

У них мягкие края, которые точно не травмируют десны. Это особенно важно, когда режутся зубы.
Иногда для того, чтобы малыш распробовал пюре или кашу, требуется несколько попыток. Важно сохранять спокойствие и не заставлять его есть, если ему не нравится вкус еды или он уже наелся.

Если ребенок ведет себя беспокойно, капризничает, устал, нехорошо себя чувствует, отложите введение новой еды. Все продукты должны быть безопасными для ребенка. Если вводить овощной прикорм нужно зимой или весной, когда нет сезонных овощей, лучше использовать специальное детское питание: оно точно не содержит консервантов, следов химических удобрений, других опасных веществ. И даже летом и осенью для введения прикорма безопаснее использовать готовое детское питание.

Введение прикорма — важный этап развития, который связан с пищеварением, знакомством с новыми вкусами, а еще с социализацией. Малыш может наблюдать за взрослыми, когда они едят, повторять их действия. Это помогает учиться вести себя за столом. Можно кормить его, когда едят все остальные члены семьи, чтобы социализация шла быстрее, вырабатывались здоровые пищевые привычки.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм – это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход – ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Суть педагогического прикорма

Понятие “предприкорм – питание как воспитание” придумал центр детского воспитания “Рожана”. Данная методика имеет такое название потому, что ее цель не удовлетворять голод малыша, а дать ему возможность познакомиться с правилами поведения за столом, научиться жевать и пользоваться столовыми приборами. В процессе введения предприкорма ребенок понимает, что пищу можно добыть не только из маминой груди.

При введении педагогического прикорма родители обязаны побуждать пищевой интерес малыша, который, как правило, основывается на стремлении подражать своим родителям, а отнюдь не на чувстве голода.

Основные условия, позволяющие вводить педагогический прикорм:

  • ребенок должен находиться на грудном вскармливании. Предполагается, что ферменты, которые поступают из грудного молока, содержащего информацию о съеденных продуктах, помогают поддерживать детский ЖКТ, поскольку и мама, и ребенок едят одно и то же;
  • питание всей семьи должно быть правильным и разнообразным: различные копчёности и другую неполезную еду следует полностью исключить из семейного рациона.

Готовим первый прикорм грудному малышу в 5 месяцев

Перед изменением рациона детей всегда следует советоваться с педиатром. Готовить дополнительное питание для ребенка, который привык к грудному молоку, нужно особенно тщательно. Малышу необходима пища пюреобразной консистенции. Кусочки для развития жевательного аппарата можно давать через несколько месяцев.

Если есть показания к увеличению веса, основным ингредиентом новых блюд должны стать питательные крупы (кукурузная, рисовая или гречневая). Их используют для приготовления молочных каш. Всем детям без исключения показано употребление овощных и фруктовых пюре.

Первый прикорм при грудном вскармливании в 5 месяцев готовится по следующим рекомендациям:

  • основой блюда служит всего лишь один основной компонент, что позволяет проверить данный продукт на переносимость его организмом малыша;
  • в детские блюда не нужно добавлять сахар и соль, поскольку добавки создадут нагрузку на почки и поджелудочную железу;
  • еда должна иметь естественный вкус, чтобы ребенок правильно сформировал вкусовые предпочтения;
  • нужно избегать аллергенных цветных фруктов и овощей, а также продуктов, содержащих глютен;
  • блюда, приготовленные исключительно из свежих продуктов, должны быть хорошо сваренными;
  • в питание можно добавлять суточную норму (3 г) сливочного или кукурузного масла.

Важно!

Соки давать младенцу в 5 месяцев еще рано, они могут вызвать аллергическую реакцию, а высокая концентрация сахара создаст дополнительную нагрузку на поджелудочную железу. Хорошей альтернативой станет компот из яблок зеленых сортов или из сушеных фруктов.

Как вводить прикорм грудничку в 5 месяцев

Новые продукты в меню малыша добавляют маленькими порциями – не более 5 г каши или пюре в первые два дня прикорма. Грудничок 5-ти месяцев употребляет прикорм с ежедневным наращиванием объема на протяжении 10 суток. За это время устанавливается окончательная норма суточного потребления основного прикорма – 100-150 г.

Таблица 1. Перечень продуктов и блюд с указанием их рекомендуемой суточной дозировки для прикорма пятимесячного ребенка
Блюдо (продукт) для прикормаСуточная норма
Кабачковое, тыквенное, капустное пюре140-150 г
Фруктовое пюре из яблок зеленых сортов50-60 г
Творог30-40 г
Молочная каша с гречкой, рисом, кукурузой100-150 г
Кукурузное, сливочное масло1-3 г

При вводе в рацион ребенка нового продукта нужно отслеживать реакцию организма. Если прикорм младенца проходит успешно: нет отказа от еды, не наблюдаются аллергические проявления, нет болей в животе, то с каждым днем порция удваивается.

Оптимальным временем для прикорма является период перед вторым и третьим кормлением грудным молоком. Блюдо, предложенное после приема грудного молока, чаще всего малышом отвергается. При этом ни в коем случае нельзя заставлять пробовать новую еду. Если попытка не увенчалась успехом, ее повторяют через несколько дней. Малышу предлагают другое блюдо.

Важно!

После двух недель успешного прикорма одним продуктом, можно разнообразить меню следующим блюдом. С этого времени порция дополнительной пищи должна заменить одно полноценное кормление грудным молоком.

Наш интернет-маркет предлагает подобрать уже приготовленные блюда для младенцев пяти месяцев в виде пюре («Бабушкино лукошко» яблоко-творог, кабачок-морковь, «ФрутоНяня» цветная капуста-кабачок, тыква, яблоко-груша с творогом) и каш (Humana гречневая с яблоком, Bebi рисовая, Heinz пшеничная с тыквой, кукурузная). У нас вы найдете детское питание всех мировых брендов.

Когда следует начинать прикармливать малыша

Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.

Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.

Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно  по следующим признакам:

  1. Малыш уверенно сидит.
  2. Выталкивающий рефлекс угасает.
  3. Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
  4. Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
  5. Появился “пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.

Определить, что у ребенка появляется именно “пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.

Обратите внимание! Появление “пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, “толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды. Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка

Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления

Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.

Когда не следует начинать введение прикорма:

  1. Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
  2. Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
  3. Выход мамы из декретного отпуска.
  4. Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
  5. Активное прорезывание зубов.
  6. Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий