Что делать, если ребенок плачет во время массажа?

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Общеукрепляющий массаж

Его проводят абсолютно здоровым детям для укрепления защитных функций организма. Он стимулирует рост и развитие мышечной массы, развивает психомоторику, двигательные навыки, способствует развитию кровеносной и нервной систем. Его проведение не должно вызывать болезненных ощущений.

Большую часть времени грудничок ест и спит, периодически изучая окружающий мир, а тут его начинают двигать, переворачивать, сгибают и раздвигают ножки. Криком он демонстрирует своё недовольство. К тому же, ежедневно ребёнка окружают несколько самых близких родственников, и вот он попадает в руки абсолютно незнакомого человека, а мама смотрит на это со стороны и не пытается спасти его. Малыш начинает паниковать и плакать. Обычно после третьего сеанса ребёнок привыкает и перестаёт капризничать.

Вне зависимости от вида массажа, после него ребёнок плакать не должен. Если же малыш продолжает плакать, значит массажист сделал что-то неверно (не рассчитал свою силу или нагрузка была слишком большой) и ему больно.

Упражнения на фитболе для детей: занятия для грудничков от месяца до года

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Виды ДЦП

В соответствии с Международной классификацией болезней выделяют несколько разновидностей патологии:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Чаще всего она поражает нижние конечности, ребенок при ходьбе опирается на пальцы ног, нередко наблюдаются серьезные речевые нарушения.
  • Гемиплегия. Верхние конечности поражаются сильнее нижних, заметно нарушение мышечного тонуса, есть проблемы с ходьбой.
  • Атаксический церебральный паралич. Такая форма патологии характеризуется нарушением координации движения и равновесия. У ребенка наблюдается снижение мышечного тонуса, вальгусная деформация стоп и нарушения речи.
  • Дискинетический церебральный паралич. У ребенка присутствуют гиперкинезы – хаотичные и избыточные движения, выгибания, повороты. Есть задержка реакции равновесия и выпрямления. Самостоятельная ходьба становится возможной только после 6–8 лет.
  • Смешанная форма. Такая разновидность заболевания формируется уже в старшем возрасте из-за отсутствия реабилитации и ухудшения симптоматики существующих синдромов.
  • Неуточненный церебральный паралич. В этом случае точные причины ДЦП остаются неизвестными, что не позволяет установить форму болезни.

Как успокоить ребёнка при истерике

Универсального способа справиться с детской истерикой нет и не может быть. Всё зависит от ситуации, психологических особенностей ребёнка и вашего эмоционального состояния в конкретный момент. То, что помогло однажды, не будет работать всегда

Важно быть внимательным к ребёнку, проявлять чуткость и изобретательность:

Не пропустите предвестники. Проще предупредить истерику, чем остановить. Каждый родитель знает, что происходит с его ребёнком, когда он готов расплакаться. Кто-то начинает сопеть, кто-то — негромко подвывать или поджимать губы

Очень важно отреагировать именно в этот момент — дать ребёнку понять, что вы рядом, и не позволить впасть в отчаяние

Установите контакт. Подойдите к ребёнку, опуститесь на его уровень. Не смотрите сверху вниз. Помогите ему разобраться в своих чувствах, проговорив его эмоцию: «Я понимаю: тебе обидно / тебе грустно / ты испугался. Мне очень жаль». Часто этих слов, участливого взгляда и объятий бывает достаточно, чтобы предупредить истерику и выйти на конструктивный разговор.

Выясните причину. Если она неочевидна, прямо спросите ребёнка, что случилось. Если он уже начал кричать, может помочь фраза: «Когда ты плачешь и кричишь, я не могу понять, чего ты хочешь. Пожалуйста, скажи спокойно». Внимательно выслушайте ребёнка и воздержитесь от оценок: не перебивайте и не критикуйте.

Озвучьте свою позицию. Говорите спокойно и уверенно. Не бойтесь сказать «нет», но аргументируйте свой отказ понятным ребёнку языком. Например: «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть здесь, но пора домой. Мы можем вернуться сюда в другой день». «Сейчас я не могу купить тебе это. Но когда ты вырастешь, сможешь покупать себе любые вещи, какие захочешь».

Попробуйте переключить внимание. Чтобы разрядить обстановку, постарайтесь отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным: домашним животным, игрушкой, происходящим на улице, поиском сладостей на кухне

Это поможет закончить разговор на позитивной ноте.

Если предупредить всплеск эмоций не вышло, и чувства ребёнка взяли верх над разумом — придётся позволить ему это пережить. Успокаивать, призывать к порядку или ругать ребёнка во время истерики бесполезно. Демонстрируйте спокойствие, но не безразличие! Не нужно отворачиваться и тем более уходить. Просто будьте рядом, ждите, когда эмоции улягутся, и будьте готовы начать диалог, когда ребёнок окажется к нему готов. Далее пробуйте действовать, как написано выше: поговорите с ребёнком о его чувствах, постарайтесь понять причины истерики и урегулируйте конфликт.

Помните, что ребёнок устраивает истерики, только если чувствует себя в безопасности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, поблагодарите ребёнка за то, что доверил вам свои чувства. Ваше безусловное принятие поможет ему проникнуться к вам ещё большим доверием, и отношения между вами станут ещё крепче.

Через некоторое время поговорите с ребёнком о случившемся. Без лишних эмоций объясните ему, что крики и слёзы не помогают, а только мешают достичь желаемого. И расскажите, как следует поступать в таких ситуациях.

Эффект от проведения массажа

Основные эффекты профилактического массажа – избавление новорожденных от гипертонуса, типичного для первых месяцев жизни, нормализация тонуса мышц в ногах и руках, улучшение кровообращения в тканях или клетках, снятие нервного напряжения, улучшение сна и аппетита, стимуляция физического и нервно-психического развития.

Эффекты лечебного массажа – дополнение схемы лечения, усиление эффекта от медикаментов или лечебной физкультуры, физиотерапевтических воздействий, нормализация неврологических функций, стимуляция формирования ключевых навыков по возрасту.

Коррекционный массаж помогает консервативными методами корректировать проблемы с опорно-двигательным аппаратам, дополняет хирургическое лечение или гипсование, помогает устранить нарушения координации, неправильную установку стоп, выравнивает мышечный тонус.

  1. Tiffany Field. Pediatric Massage Therapy Research: A Narrative Review // Children (Basel) . 2019 Jun 6;6(6):78. doi: 10.3390/children6060078.
  2. А.П. Романчук, В.В. Беседа. Массажная гимнастика как одна из форм физического воспитания детей раннего возраста // Педагогика физической культуры и спорта, 2009.
  3. А.И. Заев, И.И. Макарова, Ю.А. Алексеева, З.Б. Заева. Современная оценка и перспективы применения физических упражнений и массажа у детей первого года жизни // 2007, Экология человека, 2007.04, с.28-31.

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: невролог

Стаж: 25 лет

Виды массажа

Процедуры для малышей проводят по тем же схемам, что применяют для взрослых, но делают это более нежно, деликатно и аккуратно.

Классический или общий

Также имеет названия: общеукрепляющий, развивающий массаж. Его предназначение заключается в том, что проводимые манипуляции успешно расслабляют легковозбудимых и тонизируют заторможенных детей. Благодаря этому ребенок развивается более гармонично, меньше болеет и чувствует себя счастливым.

Показан детям любого возраста, даже абсолютно здоровым. С помощью различных массажных движений вы развлекаете свое чадо, играете с ним и вместе с этим делаете огромный вклад в его развитие (психоэмоциональное и физическое).

О пользе массажа для детей до года читайте в статье.

Лечебный

Название говорит само за себя — такое воздействие применяют, если малышу необходимо излечиться от каких-либо заболеваний. В этих случаях врач включает массаж в состав обязательных процедур. Чаще всего так устраняют проблемы, связанные с работой нервной системы и внутренних органов.

Ортопедический

Одна из достаточно распространенных процедур, показанная при наличии проблем с опорно-двигательным аппаратом. Воздействие помогает устранить либо облегчить следующие заболевания:

  • сколиоз;
  • лордоз и кифоз;
  • кривошея;
  • плоскостопие;
  • деформация стоп — варусная и вальгусная;
  • дисплазия тазобедренного сустава.

Такой массаж проводят только врачи-профессионалы либо родители под их контролем.

Точечный

Его родина — Восток. Особенность процедуры заключается в стимуляции акупунктурных точек, которые непосредственно связаны с работой конкретных органов, головного мозга, нервной системы. Техника проведения точечного массажа достаточно сложна для непрофессионала, но некоторые виды можно применять в домашних условиях — например, при насморке либо головных болях.

Эмендический

Эта разновидность представляет собой самые сложные из мануальных воздействий. Человек, проводящий массаж, должен четко знать, где на теле расположены биологические точки. Особенность процедуры в том, что с помощью специальных движений налаживается правильный лимфатический поток, очищающий организм.

Воздействие нельзя проводить неспециалистам в домашних условиях — можно навредить маленькому человеку. Эмендический массаж должны делать только мануальные терапевты, имеющие большой опыт работы.

Дренажный или перкуссионный

Процедуры назначают при лечении заболеваний дыхательной системы. Специальные легкие постукивания мама или папа облегчают отхождение мокроты, смягчают кашель, ускоряют процесс выздоровления. Родители способны просто, эффективно и успешно сделать дренажный массаж ребенку дома.

Дакриомассаж

Так неофициально называют массаж слезных каналов. Показан детям с диагнозом «дакриоцистит» (воспалительный процесс в слезных мешках, провоцирующий непроходимость носослезных путей). Процедура рекомендована к проведению в домашних условиях в удобное для ребенка и родителей время.

Кроме вышеперечисленных разновидностей массаж подразделяют на 3 основные разновидности:

  • лечебный — мануальное воздействие с целью излечить какие-либо заболевания, например, дисплазию, сколиоз, паховую грыжу;

  • лечебно-профилактический — это может быть дакриомассаж, ведь он не только лечит, но и служит профилактике рецидивов болезни;

  • профилактический — общеукрепляющий, развивающий.

Теперь познакомимся с техниками, чтобы каждый из родителей мог сделать массаж ребенку самостоятельно.

Польза детского массажа

У грудных детей в возрасте до 1 года нервная система находится в незрелом состоянии. Полное формирование наступает около 1,5 лет, интенсивно развиваясь вплоть до восемнадцатилетнего возраста. Часто у грудничков незрелость выражается в повышенном тонусе мышц, вздрагивании от яркого света или звуков, дрожании подбородка. Все эти признаки являются последствиями родового периода, которые особенно ярко выражены у недоношенных.

Массаж позволяет укрепить нервную систему, снять тонус или чрезмерную слабость мускулов.

10 полезных эффектов массажа для грудничков:

  1. Стимуляция нервной, костно-мышечной систем и кровообращения.
  2. Улучшение движений и координации.
  3. Нормализации лимфотока и работы суставов.
  4. Улучшение сна.
  5. Снятие «мышечных блоков», повышенного напряжения и придание тонуса мускулам.
  6. Общее укрепление.
  7. Повышение сопротивляемости организма.
  8. Успокаивающий эффект.

Интересный факт: Было отмечено, что регулярное проведение процедуры в профилактических целях ускоряло нервно-психическое развитие, а также способствовало снижению числа простудных заболеваний.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий