Детский игровой уголок
В период с 2 до 3 лет у ребенка развивается так называемый «детский педантизм», внешне проявленный в стремлении все разложить по местам, действовать согласно режиму и установленным правилам.
Для того, чтобы поддержать ребенка в его желании делать все аккуратно и четко, нужно организовать для него его собственное место — уголок в комнате или, если есть возможность, свою отдельную комнату. На этой детской территории все должно быть упорядоченно, для всего должно иметься место. Систематизировать «детское хозяйство» помогут:
- стеллаж с различными полками и ящиками;
- коробки, контейнеры, корзинки;
- детский тканевый каркасный домик или манеж;
- детская мебель (стол, стульчик) для рисования, лепки и других творческих занятий;
В идеале комната ребенка должна быть четко зонирована и иметь отдельное пространство для каждого вида деятельности и игры:
место для игры в кукол, где находятся кукольные домики, мебель, транспорт;
- территория для занятий творчеством, включающая стол, стульчик, стеллаж с красками и пластилином;
- свободное пространство для игры в мяч и другие подвижные игры и т. д.
Каждую игровую зону можно, кроме всего прочего, отделять ковриком своего цвета или передвижной ширмой, — всему этому малыш будет очень рад, и благодаря этому еще больше будет стремиться поддерживать порядок в своей комнате.
Как выбирать игрушки
Производители развивающих игрушек для детей не скрывают состав и возрастные ограничения. Тем не менее только родители несут ответственность за последствия своего выбора.
Хорошие материалы для игрушек младенца — дерево, текстиль, каучук или латекс. Не менее важен состав краски. Природные матовые тона указывают на натуральные красители, а неестественные кислотные оттенки должны насторожить. К тому же, цвета должны быть базовыми, чтобы ребенок не путался в полутонах и оттенках.
Следующий параметр пригодности изделия для ребенка — размер, вес и отсутствие острых углов. Уровень травматичности должен быть нулевым.
Не допускайте однотипности, старайтесь разнообразить не столько вид игрушки, сколько ее исполнение: гладкая и шершавая поверхность, ровная и изогнутая форма, треугольная пирамидка и круглая.
До года избегайте функциональных игрушек с мигалками, звуковыми эффектами и кнопками. Чем проще, тем эффективнее. Отдавайте предпочтение максимальному соответствию фигурок реальным животным и плодам, чтобы помочь ребенку сформировать правильное представление об окружающем мире.
Вступление
В этом возрасте нет необходимости выбрасывать старые игрушки ребёнка. Напротив, следует купить больше новых. Особенно важны так называемые дидактические, то есть детские развивающие игрушки. Выбор их достаточно велик.
Развивающие игрушки для детей 3 лет включают в себя, к примеру, разнообразного вида пирамидки, состоящие из всевозможных геометрических фигур, игры-шнуровки, пазлы и многое другое. Также интерес малыша в этом возрасте уже сумеет пробудить мозаика.
Нужно лишь на первоначальном этапе продемонстрировать малышу, как её собирать, и предоставить ему полную свободу действий и самовыражения. И пускай первые его картины будут представлять собой преимущественно нечто абстрактное и сумбурное, в дальнейшем вы, возможно, станете свидетелем и чего-то более определённого, осмысленного, приближенного к реальности.
Главное не торопить ребёнка, не оказывать на него психологического давления, которое только навредит ему, а пользы никакой не принесёт совершенно точно. Этого же требуют к себе и прочие детские развивающие игрушки. Предоставьте ребёнку свободу творчества, и результат не заставит себя долго ждать.
В таком мешочке хранятся разнообразные предметы самых всевозможных форм, и задача ребёнка заключается в том, чтобы на ощупь определить, какую фигуру он держит в руках. Эта игра очень понравится вашему малышу.
Настольные игры от 1 года до 3 лет
1. Шестигранная мозаика — занятия с мозаикой способствуют развитию мелкой моторики рук, фантазии, творческих способностей, внимания, учит правильно комбинировать цвета.
2. Лото и мемори с толстыми, деревянными элементами — позволит вашему малышу развиваться и познать себя и окружающий мир. Ребенок будет знакомиться с различными предметами, которые его окружают и научится совмещать картинки, искать одинаковые предметы и составлять пары.
3. Мячик Орбо — простая и увлекательная механическая головоломка, развивающая мелкую моторику и позволяющая повторить цвета, ища нужное поле для шарика определенного цвета.
4. Мягкая мозаика Magneticus — это набор, состоящий из геометрических фигур разных цветов и форм, металлического поля для игры и буклета с примерами картинок. Мозаика способствует развитию воображения, мелкой моторики, внимательности, а также воспитывает в ребенке усидчивость.
5. Досочки Сегена «Smilе Dekor» — игрушка сделана по методике французского врача и педагога Эдуарда Сегена, которая побуждает ребенка к самостоятельному изучению предметов и их взаимодействию.
6. Деревянная головоломка Tangram — считается, что это одна из самых древнейших головоломок в истории человеческой цивилизации, которая разовьет логику и воображение, терпение и настойчивость.
7. «Сложи квадрат» Б. П. Никитина — похожи на головоломку, но имеют несколько уровней сложности. Играя в эту настольную игру происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений в пространстве игрового поля.
8. Пазлы Larsen — высококачественные обучающие пазлы, знакомящие детей с окружающим миром, а детали разных форм и размеров помогают ребенку развивать мелкую моторику.
9. Пазл-вкладыши Goki — ребенку на ощупь предлагается определить фигурку, которая подойдет к контуру на пластинке. Фигурки при этом находятся в мешочке, то есть игрок их не видит. Развивают моторику, сенсорику, тактильную чувствительность и умение распознавать предметы.
10. IQ-лото «Половинки» — это комплект из трех игр для развития внимания, логики, образного мышления и памяти. Играя в интеллектуальное лото, ребенок учится сопоставлять часть и целое, узнает, что такое симметрия и асимметрия, развивает умение сравнивать и группировать.
11. Катамино (Katamino) — заполняя указанными в задании пентамино прямоугольное поле, ребенок развивает логику и пространственное мышление, переходя различные уровни сложности.
12. Магнитный планшет Магпад — представляет собой пластмассовую доску с ячейками, в которой катаются металлические шарики. Каждый шарик можно поднять через дырочку магнитным стилусом (ручкой), и он зафиксируется возле поверхности
Таким образом можно создавать разнообразные картины, развивая память, внимание и воображение
13. Балансиры — развить координацию движений, мышление и ловкость рук ребенка поможет игра-балансир, которая на практике познакомит малыша с азами равновесия.
14
Геоборд — универсальная геометрическая доска, развивающая память, внимание, усидчивость, пространственное мышление, мелкую моторику, воображение, позволяющая на практике изучить буквы и цифры, формируя их с помощью резиночек
15. «Большая стирка» — «стирая носочки» дети учатся скорости реакции и комбинаторике, различают сложные цвета и орнаменты, тренируют мелкую моторику и аккуратность.
16. «Экспресс-мороженое» — от ребенка здесь потребуется ловкость рук, внимательность и скорость движений, выполняя заказы родителей-покупателей.
17. «Палочки» Djeco — в процессе игры ребенку нужно собрать из деревянных палочек разного размера фигуру, изображенную на карточке с заданием. Настольная игра палочки развивает логику, пространственное мышление и мелкую моторику ручек, а также поможет в изучении счета.
18
«Застенчивый кролик» SmartGames — красочная деревянная головоломка с симпатичным кроликом и интересными заданиями, подходящими для маленьких детей, поможет им развивать внимание, память, логическое мышление, цветовое восприятие в увлекательной игровой форме
19. «День и ночь» SmartGames — помогает малышу развить мелкую моторику и пространственное мышление, выполняя предложенные задания и оставляя огромный простор для детской фантазии.
20. «Поймай мышонка» — антистрессовый игровой набор представлен двумя мышатами и кусочком сыра, которым они хотят полакомиться. Ловя мышек, ребенок разовьет мелкую моторику рук и просто отлично проведет время в автомобильном кресле, к примеру.
Мелкая моторика
Все знают, как важно в раннем возрасте развивать мелкую моторику и сенсорное восприятие. В этом помогают игры с:
В этом помогают игры с:
- крупами и фасолью;
- манкой;
- прищепками;
- кинетическим песком.
Обо всех этих играх я подробно рассказывала. Но одними подручными материалами не обойтись. Важны и игрушки для развития мелкой моторики.
Шнуровка
Шнуровки я упоминала в статье «Игры для развития мелкой моторики».
Для детей с 1 года подходят маленькие фигурки, которые нужно нанизывать на веревочку. Такая игрушка требует усидчивости, и она прекрасно развивает пальчики вашего малыша.
А шнуровки в виде яблочка или сыра, в который пролезает червячок, развивает и пространственное мышление.
My-shop
My-shop
My-shop
Мозаика
Это обязательная игрушка для детей всех возрастов. Годовасикам лучше покупать мозаику с крупными деталями. Сейчас их такое разнообразие! Есть даже с шаблонами (подойдут ближе к 2-м годам).
Приобретение классической мозаики с мелкими деталями можно отложить на более поздний возраст или играть с ней строго под вашим присмотром.
В этом возрасте ребенок не будет выкладывать узоры. Достаточно того, что он хаотично вставляет элементы в основу и вытаскивает. Но у этой простой игры – огромный потенциал для будущих творческих успехов.
My-shop
My-shop
My-shop
Стучалки
Стучалки представляют собой разноцветные штырьки, которые нужно забивать в основу. Малышу доставляет удовольствие видеть результат своих действий. Игрушка способствует развитию координации движений, моторики рук, изучению цветов.
Главное – купить качественную стучалку, чтобы штырьки легко забивались, при этом не проваливались сами (без воздействия на них).
У нас была игра «Гвозди-перевертыши» (My-shop) от компании «Мир деревянных игрушек». Дерево хорошо обработано, без «заусенец», в комплекте 8 колышков.
My-shop
My-shop
My-shop
Рыбалка
Магнитная рыбалка развивает координацию. Для детей 1 – 2 лет магнит должен быть большим и для безопасности спрятан в деревянную основу, а веревочка удочки не слишком длинной.Обычные пластиковые рыбки с гвоздиками во рту и длинными удочками, на мой взгляд, больше подходят для детишек постарше.
У нас была игра «Ловим бабочек». Качество на высоте. А главное — Антошка с удовольствием в нее играл, т.к. игра сделана как раз для таких малышей, ловить цветочки и насекомых очень легко.
My-shop
Озон
My-shop
Магниты
Как раз в возрасте 1 – 2 лет сын очень любил магниты. Мы покупали тематические наборы с фруктами, овощами, транспортом, животными и т.д. Так ребенок не только тренирует пальчики, прилепляя и отлепляя фигурки, но и знакомится с окружающим миром.
Есть у нас также магнитный театр для проигрывания основных сказок.
Компания Vladi Toys выпускает большое количество недорогих магнитов на разную тематику
My-shop
My-shop
My-shop
Липучки
У нас два набора мини-театра из фетра. С ними мы разыгрываем известные малышам этого возраста сказки.
Когда сын был поменьше, я все рассказывала и показывала, а Антошка тренировал свои пальчики, отрывая и прилепляя фигурки на липучках. А потом уже зрителем стала я. Прекрасная игра для развития речи.
Озон
Озон
ЛабиринтMy-shop
Лабиринт с бусинками
До 3 лет точно будет интересен ребенку. У нас был маленький. Сейчас мне кажется, что большой был бы лучше.
Озон
My-shop
My-shop
Еще одна разновидность лабиринта — это дорожки, по которым нужно передвигать фигурки.
Озон
Озон
My-shop
Многоразовые наклейки
Мелкая моторика у ребенка в 1 – 2 года еще совсем слабо развита. Поэтому малышам трудно приклеить наклейку ровно, в нужное место. Они расстраиваются.
Многоразовые наклейки – отличный выход из положения. Можно много раз переклеивать одну и ту же картинку.
У нас было много тематических наборов разных издательств: транспорт, огород, дом и т.д.
Есть книжки с наклейками размером А4, а есть серия «Плакат-игра». Все от издательства «Стрекоза». Оба варианта отличные. Но первыми появились у нас именно плакаты, Антошка их очень любил. Плакат «Едем. Плывем. Летим» даже пришлось покупать второй раз — так часто играли, что, конечно же, наклейки уже перестали клеиться, да и плакат порвался.
ЛабиринтMy-shop
ЛабиринтMy-shop
ЛабиринтMy-shop
Развивающая доска
О ней я рассказывала в статье «Развивающая доска своими руками».
Интеллектуальное развитие
Никогда мозг ребенка не развивается в таких масштабах, как в раннем возрасте. И интеллект здесь занимает одну из ведущих позиций.
Какие же игрушки помогают развивать логику, мышление, внимание?
В возрасте 1 – 2 лет сортировка предметов по размеру, цвету и форме – один из самых важных навыков, которыми дети овладевают, да еще и с большим удовольствием. И для этого существует большой выбор игрушек.
Рамки-вкладыши
Я предпочитаю деревянные. Их удобнее брать маленькими ручками, есть и со специальными пимпочками. У нас было несколько рамок.
Идеальная развивающая игрушка для возраста от 1 года.
My-shop
My-shop
Озон
ЛабиринтMy-shop
My-shop
My-shop
Кстати их можно самим сделать из картона или фанеры. С фанерой у меня не вышло – очень долго и тяжело возиться, усилия того не стоят.
А вот из картона получилась неплохая рамка-вкладыш, одновременно являющаяся пазлом.
Рамок-вкладышей много не бывает. А самостоятельное их изготовление поможет сэкономить кучу денег.
Еще у нас есть деревянный пазл с медведями (My-shop). Ребенок их переодевал, менял выражение на мордочках.
Изучение эмоций — важное занятие для ребенка этого возраста. Такая игрушка — отличный помощник
Также можно изучать наизвания одежды, цвета, пополняя словарный запас малыша.
Сортеры
Классический сортер – это емкость с отверстиями, в которые нужно вставлять подходящие по форме и размеру фигуры.
Вот несколько качественных и удачных, на мой взгляд, вариантов:
My-shop
My-shop
Озон
Простые сортеры можно сделать самостоятельно: из коробки, банки с пластиковой крышкой, бутылки. Антошка играл с подобными с таким же интересом, как и с покупными.
Игрушки-сортировки
Здесь нужно нанизывать фигурки на штырьки.
У нас есть деревянная и пластиковая, а есть из вспененного материала. С деревянной и пластиковой малышам легче играть. А вот вспененный материал сына долго не привлекал.
Антошка и в 4,5 года играет с нашим поездом, на который нужно нанизывать геометрически фигуры.
Есть сортировки, которые помогают в усвоении счета.
My-shop
My-shop
My-shop
Пирамидка (Лабиринт, My-shop)
Обязательная игрушка для детей 1 – 2 лет.
Нужно иметь минимум две – из колец и из стаканчиков.
Пирамидки различаются по форме и материалам (пластиковые, деревянные, мягкие).
Матрешка (Лабиринт, My-shop)
Классическая игрушка, в которую ребенок будет играть еще много лет.
Лото (Лабиринт, My-shop)
В 1 — 2 года дети очень любят лото. Для этого возраста продается множество вариантов развличных издательств
Лото развивает внимание и память, знакомит с окружающим миром
У нас было лото от издательства «Улыбка» (Лабиринт, My-shop). Разные тематики. Четкие, яркие, качественные изображения. Антошка с удовольствием играл.
Пазлы
Примерно в 1,5 года можно предложить ребенку простые пазлы, состоящие из двух частей.
Еще один вариант – деревянные пазлы-вкладыши. Это как рамка-вкладыш, только одно изображение состоит из нескольких элементов.
А еще можно разрезать простую картинку на 2 части и предложить малышу соединить их.
My-shop
ЛабиринтMy-shop
ЛабиринтMy-shop
Кубики (Лабиринт, My-shop)
После года ребенок начинает не только разрушать построенные вами башенки, но и строить самостоятельно.
Самые безопасные кубики – мягкие и пластиковые.
Деревянные – тоже отличный вариант, но дети в этом возрасте очень любят кидаться предметами, да и самих себя могут поранить острыми углами. Поэтому если ваш кроха любит покидаться или размахивать перед своим лицом кубиком – лучше деревянную игрушку отложить до лучших времен.
Конструкторы
Сначала у нас появился конструктор Bauer. И он мне не очень понравился — детали то трудно соединить, то наоборот сразу отваливаются.
А когда нам подарили ракету этой фирмы в более старшем возрасте, я окончательно разочаровалась в Bauer. Мало того, что ребенок не может ее собрать, даже у меня получается с трудом – пока крепишь одну деталь, другая отлетает.
Так что лучше не экономить и покупать качественные констуркторы, например, Lego Duplo. У них есть отличные наборы для детей от 1,5 лет. У Антошки это до сих пор одна из самых любимых игрушек.
My-shop
My-shop
My-shop
Еще одна важная игрушка — это деревянные конструкторы. У нас это констукторы фирмы «Томик» — недорого и качественно (Лабиринт, My-shop).
Важные характеристики
Актуальность и развивающая польза игрушки – далеко не единственные качества, которыми должны руководствоваться родители при покупке
Важно обратить внимание на такие характеристики и особенности:
Безопасность. В 3 года ребенок все еще может пробовать предметы на вкус
Важно, чтобы игрушка была сделана из нетоксичных материалов, не имела неприятного запаха, не содержала слишком мелких деталей. Соответствие возрасту
В жизни часто происходит так, что ребенок интересуется игрушками младших или старших детей
Соответствие возрасту. В жизни часто происходит так, что ребенок интересуется игрушками младших или старших детей
Не нужно запрещать ему это делать. Например, в 3 года вполне можно познакомить малыша с домино или шашками, дать погреметь погремушкой. Но целенаправленно выбирать лучше те варианты, которые соответствуют развитию. Например, то же домино, но детское, или вместо погремушки – маракасы или другой музыкальный инструмент.
Влияние на развитие
Прежде чем приобрести ту или иную игрушку, важно задуматься, какие качества у ребенка она будет формировать. Конечно, не все экземпляры должны быть полезными, нужны также интересные и развлекательные
Но их доля должна быть небольшой, до ⅓ от общей массы.
Влияние на психику
Родители также должны обращать внимание, какое представление о мире формирует та или иная игрушка
Для психического здоровья важно, чтобы ребенка окружали добрые персонажи, реалистичные животные
Сказочные существа тоже нужны, но их доля должна быт разумной. Если малыш будет играть сплошными монстрами, роботами, собаками фиолетового цвета или пушистыми розовыми слонами, то это не лучшим образом скажется на его восприятии реальности
Если малыш будет играть сплошными монстрами, роботами, собаками фиолетового цвета или пушистыми розовыми слонами, то это не лучшим образом скажется на его восприятии реальности.
Здравомыслие. На одной международной выставке игрушек был представлен экземпляр, который нужно было разрезать, после чего из него выпадали внутренности: сердце, печень, легкие. Или взять те же куклы с детальным изображением половых органов. Подходят ли они для игр и во что с ними можно поиграть? Руководствуясь здравым смыслом, лучше оставить их в магазине.
И самое главное: при выборе игрушек в 3 года стоит учитывать наличие интереса к ним у ребенка. Не стоит навязывать свое мнение, руководствуясь только пользой выбранного экземпляра и стремлением развить малыша. У детей в этом возрасте уже есть свой характер, предпочтения, определенные наклонности
Также стоит учитывать, что для ребенка все еще важно участие родителя в игре. Нужно показывать, как обращаться с игрушкой, что делать, чтобы выполнить задание. Обязательно хвалите труды малыша, его смекалку, воображение, ум
Обязательно хвалите труды малыша, его смекалку, воображение, ум.
Cut the rope
Возраст: 2—4 годаЧему научит: логически мыслитьЦена: бесплатноСкачать или открыть: Android, iOS, десктоп
Зеленый монстрик Ням-Ням из одноименного мультфильма обожает конфеты. На этом и построена вся игра: нужно накормить героя. Но сделать это не так-то просто. Ребенку нужно перерезать веревки, за которые привязана конфета, и наблюдать за тем, как действует сила тяжести, в какую сторону отлетит или качнется сладость. Усложняют прохождение уровня пузыри, которые могут подхватить конфету и унести ее наверх — тогда придется начинать заново.
Логика и законы физики в игре не преподносятся скучно и формально, а объясняются на практике. Создатели игры маркировали ее 0+, и с самыми первыми уровнями действительно справятся даже детсадовцы. Но дальше может быть сложно и для младших школьников.
Как играют дети по возрастам
Груднички (до года)
Когда малыш появляется на свет ему хочется исследовать этот удивительный мир. Первые игрушки создают условия для развития малыша. Их хочется за одну игру получить сразу все ощущения. Поэтому они трогают, пробуют, кидают, наблюдают.
Затем игра начинает усложняться. Схватить предмет, потрясти. Этот этап появляется около 4 месяцев. К 6 месяцам ребенок умеет перекладывать игрушку с одной руки в другую. А в 9 месяцев усовершенствованные навыки дают возможность поднимать мелкие игрушки. Ребенок может в этом возрасте изучать все сам, около года ему уже необходима помощь. Малыш начинает подражать. И самое для него – это взрослый человек, а не игрушки.
К году ребенок уже начинает понимать взаимодействие вещей, их запах, вкус, звук. Следующая стадия развития — это исследование функционала предметов. Т.е. для чего они нужны.
Ясельки (дети от года до трех)
Ребенок этого возраста настоящий исследователь и экспериментатор. Ему уже интересен не просто предмет, а его функции, назначение. Это уже игры с моторикой, которые развивают мозг очень быстро. Если вы замечали, как ребенок говорит по телефону, точнее изображает это, пытается сделать, что-то из кубиков, подражает – значит ваш ребенок достиг этого этапа развития, и очень хорошо, если это происходит раньше, значит развитие вашего ребенка опережает возраст.
После года ребенок уже четче различает цвета, и новые яркие игрушки будут радовать его. Он может рисовать мелом, если вы купите доску. В три года он может уже кататься на трехколесном велосипеде.
Ошибки этому возрасту характерны, ведь малышу хочется попробовать абсолютно все. И Игрушки для его возраста подобрать не сложно.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
В этом возрасте все действия уже более осознаны. Они не только могут использовать предметы по назначению, но и фантазировать, придумывать собственные миры. Для них игра – это использование предметов по максимуму.
Таким детям очень нравится представлять себя кем-то. Мальчики настоящие супергерои, космонавты, которые должны защитить мир, с помощью своих сверхспособностей.
Девочки чувствуют себя принцессами, волшебницами. Этому еще и способствуют мультики, сказки.
Вполне вероятно, что у ребенка появится воображаемый друг. Это вполне нормально, с помощью него ребенок учится справляться со стразами, переживаниями, мечтами.
Еще дошкольный возраст — это целое представление. Дети очень любят показывать и хвастаться, так что смотрите внимательно, если он прибежит вам показать свое достижение. Детям в этом возрасте нравится устанавливать контакт, они учатся дружить. Плюс игры переходят на физический уровень развития. Им нравится бегать, скакать.
Школьники (от 6 до 10)
Когда ребенок идет в школу он уже имеет запас огромного количества знаний. Теперь задачи усложняются, вырабатывается система обучения. Социализация происходит в более сложных условиях. И игры тоже становятся сложнее. Те навыки, которые приобретались ранее начинают развивать в ребенке таланты, и это могло произойти через простую игру. Теперь некоторые игры заменяют хобби. Дети больше тянуться к командным играм в мяч, догонялки, казаки-разбойники и т.д. Семейные игры в этот момент помогают ребенку чувствовать себя в своей зоне комфорта, так что не пренебрегайте временем общения, только потому что ребенок подрос.