Развитие грудничка в 2 месяца: что должен уметь малыш

Возможные проблемы на втором месяце жизни

Второй месяц жизни малыша несет для родителей новые эмоции, новые умения крохи, но в то же время и возможные проблемы, которые могут быть опасны для грудничка:

Кашель и насморк. Кашель и насморк у ребенка в 2 месяца является довольно частым симптомом при простуде. Ни одно простудное заболевание у крохи не способно обойтись без него, особенно он опасен для маленьких детей, ведь их дыхательные пути очень уязвимы, и сильный кашель способен стать причиной различных заболеваний.

Ребенок плохо спит. Если ребенок в 2 месяца плохо спит, то причиной этого могут быть следующие обстоятельства:

  • слишком высокая температура в комнате. В идеале она должна составлять 18-20 градусов тепла, повышенная температура не только ухудшает сон, но и способствует возникновению опрелости и потливости;
  • отсутствие дневных прогулок, они способны насытить организм малыша кислородом и благоприятно сказаться на его сне;
  • чтобы малыш уснул, купайте его перед сном, так как вечернее купание успокаивает и расслабляет, настраивая на продолжительный ночной сон.

Если вы соблюли все условия, но ребенок все равно плохо спит, ведет себя беспокойно и часто просыпается – это повод показать его врачу. Возможно, плохой сон — это первый симптом серьезного недуга.

Частые срыгивания. Если ребенок в 2 месяца часто срыгивает, то не следует впадать в панику. Срыгивание представляет собой абсолютно нормальный и даже в некоторой степени необходимый процесс. Однако, сильные «фонтанирующие» или слишком частые срыгивания могут являться признаком некоторых заболеваний. К примеру, повышенное внутреннее давление, в этом случае они потребуют консультации невропатолога, либо гастроэнтерологические проблемы – пилороспазма, пилоростеноза, а в некоторых случаях судороги появляются на фоне дисбактериоза кишечника.

Плохой стул. В норме кал у ребенка в 2 месяца может быть не чаще 8-10 раз в сутки, но не реже раза в 30-36 часов. В среднем нормой является 2-4 «подхода» за день. Поводом обратиться к врачу может стать и наличие поноса (слишком жидкого или пенистого стула).

А вот наличие створоженных желтых или белых кусочков (в том числе, и ставшие привычным делом зелень или слизь, при условии, что она появляется не чаще одного раза в 6-7 отходов кала), не должна пугать родителей. Все это в пределах нормы.

Запор. Запор у ребенка в 2 месяца можно констатировать в том случае, если опорожнение отсутствует на протяжении суток и более. Запор у ребенка в 2 месяца можно констатировать в том случае, если опорожнение отсутствует на протяжении суток и более. Причины запоров: нехватка жидкости; дефицит молока; ослабление работы перистальтики; лактозная недостаточность. В качестве профилактики запора старайтесь кормить ребенка больше грудным молоком, так как именно оно способствует восстановлению микрофлоры кишечника, стимулирует его работу и приводит к нормализации стула.

Гноятся глаза. Существует две главные причины, по которым у ребенка в 2 месяца гноятся глаза:

  • дакриоцистит – болезнь, связанная с непроходимостью слезного канала и его дальнейшим нагноением;
  • конъюнктивит – воспалительное заболевание слизистой оболочки глазного яблока. Зачастую его причиной бывает инфекция и вирус, сопровождающийся ОРВИ, ОРЗ и гриппом. В случае первых признаков заболевания глаз младенца, необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу!

Упражнение 3 (для малыша 2,5 — 3 месяцев). «Гляделки»

Задача.

 Развитие умения прослеживать взглядом за сложной траекторией перемещения игрушки.

Как проводить упражнение.

Положите малыша на спину и покажите ему привлекательную игрушку. Можете сделать бантик из яркой гофрированной бумаги или сотворить бабочку, сложив двустороннюю цветную бумагу гармошкой и привязав посередине ниточку. Такие самодельные игрушки хороши тем, что можно постоянно менять их  цвет и размер.

Перемещайте плавно игрушку:

 а) вертикально. Начинаем от  40-50 см от глаз ребенка и двигаем плавно до 20-30 см от лица, затем возвращаем на исходную позицию. После этого удаляем игрушку до 1 метра от лица малыша. И снова возвращаем в исходную позицию

б) по диагонали  из нижнего левого угла в верхний правый угол и наоборот. Нижняя точка должна находиться в 20-30 см от лица ребенка, а верхняя доходить до 1 метра от его лица.

в) по кругу.«Рисуем» в воздухе игрушкой круг  диаметром примерно 30 см. Сначала рисуем круг в горизонтальной плоскости. Затем в вертикальной плоскости. Минимальное и максимальное расстояние от глаз ребенка то же.

Это полезное упражнение в начале проводится по 2 минуты. Затем мы очень постепенно увеличиваем это время до 4 минут. Делать упражнение нужно два раза в день и более

Для проведения этого упражнения можно использовать мобиль. Но на мобиле нужно оставить только одну игрушку. Мобиль нужно расположить так, чтобы ребенок видел всю игрушку целиком при ее движении по кругу.

Развитие тактильных ощущений, моторики

Второй месяц жизни – это пора активного развития тактильных рецепторов. Тренируя их, ребенок учится координации, у него быстрее разжимаются кулачки, проходит тонус. Кроме того, детки, с которыми занимались развитием моторики, начинают раньше говорить.

С ребеночком в 2 месяца можно поиграть в следующие игры.

  • Голенького малыша пощекочите перышком, при этом называя каждую часть тела. Пример: «щекочем, щекочем пяточки», «щекочем, щекочем животик».
  • Наденьте на ручку грудничка браслет или яркий носочек, проведите ею перед глазами, а затем другой ручкой поймайте надетый предмет. Одновременно напевайте потешку: «Ручка, ручка, где была? Спрятаться от нас смогла? Мы сейчас тебя найдем! И играть скорей пойдем!»
  • Во время купания поместите в ванночку резиновый мяч. Сначала дайте малышу немного потолкать его ножками, потом передайте в ручки. В завершение слегка поднимите младенца над ванночкой и попробуйте вместе достать мяч из воды.
  • Подготовьте несколько материалов, разных на ощупь, – лоскут шелка, шерсти, деревянную дощечку, вату. Проведите ладошкой грудничка по предметам, а затем дайте как следует их помять.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

Параметры развитияПримерные показатели нормы в 2 месяца
девочкимальчики
Рост, см5758
Вес, кг5,15,6
Окружность головы, см38,339,1
Окружность груди, см38,139

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться — пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые — чихает или корчит гримасу.
Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком)

Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны

Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Время сна

Важно знать, сколько спит 2-месячный ребенок, чтобы скорректировать его образ жизни. В этом возрасте врачи рекомендуют устраивать не менее 3-4 дневных снов

Конечно, распорядок дня каждый родитель устанавливает по-своему, и исходит из времени утреннего пробуждения и личного удобства. Но есть некоторые моменты, которые стоит учесть:

  • после утреннего пробуждения малыша кормят, далее идет период активного бодрствования, которое длится около 1-1,5 часов;
  • далее следует первый дневной сон, который составляет около 2 часов;
  • в течении дня чередуется кормление, бодрствование и сон;
  • рекомендуются прогулки во время любого из снов;
  • перед ночным сном необходимы водные процедуры;
  • на ночь лучше укладывать не позднее 21-23 часов.

Обычно сон 2-месячного ребенка крепкий, если его ничего не беспокоит. Но до трех месяцев формируется кишечная флора, поэтому малыш часто испытывает дискомфорт в животике. Для облегчения состояния рекомендуется использовать специальные препараты, направленные против метеоризма и вздутия.

Чем заниматься с ребенком?

Все родители хотят лучшего для своего ребенка: чтобы он был умным, здоровым, физически развитым. Все в ваших руках! Используйте активный интерес ребенка к окружающему.

Развивающий коврик

Малышу нет пользы от постоянного лежания в кроватке, с конца 5-6 недели его уже можно выкладывать в манеж или на развивающий коврик. Поверхность здесь не такая мягкая, как в кроватке, это способствует активным движениям. Повесьте в поле зрения ребенка (на высоте 30-40 см) одну, две ярких игрушки, чтобы он учился фокусировать взгляд, а впоследствии старался схватить их руками.

Игрушки надо менять время от времени на новые. Лучше, чтобы они были звучащими – как погремушки или колокольчики, тогда малыш быстро поймет, что именно он извлекает этот звук, когда попадает по игрушке рукой. Так он будет осознавать собственную активность, положение тела в пространстве, совершать целенаправленные движения руками.

Мама Ильи, 5 месяцев: «Любимая игрушка у нас появилась уже в 2 месяца с небольшим. Вот говорят, что малышам нравится все желтое, красное — яркое, то есть. А у нас был серый улыбающийся бегемотик-погремушка с большими глазами, в которых двигались зрачки. Илюша, если ему эту погремушку показать, сразу улыбался и ручки тянул к ней. Я думаю, это потому, что мордочка бегемота была похожа на улыбающееся лицо».

Если у вас есть мобиль, включайте его в период бодрствования время от времени. Достаточно 5-10 минут, иначе ребенок устанет.

Расширяем границы

Берите малыша на руки вертикально, это будет тренировать мышцы шеи и спины, позволяющие держать головку, а также вестибулярный аппарат. Двигайтесь так по комнате, подходите к окну, чтобы малыш видел яркий солнечный свет. Он будет рассматривать новые предметы, и слышать новые звуки.

Кормление

В этом месяце малыш будет требовать, чтобы его кормили чаще. Постарайтесь следовать и доверять знакам, которые подает ребёнок, когда дело доходит до времени кормления.

При кормлении следует предлагать обе груди, чтобы способствовать лучшей лактации.

Если кормите смесью, в этом возрасте уменьшается количество кормлений при увеличении разового объёма смеси. Это будет происходить по мере того, как младенец взрослеет. Поскольку дети не переваривают смесь так же быстро, как грудное молоко, родителям, как правило, не нужно кормить ребёнка, получающего смесь, так часто, как ребёнка на грудном вскармливании.

Двухмесячные дети обычно выпивают 6 — 8 бутылок по 120 — 180 мл в день, и, возможно, потребуется дополнительно 30 мл смеси, когда младенец достигнет 3 месяцев.

В два месяца ребёнку всё равно понадобится 1 — 2 кормления в течение ночи, но у них может быть более длительный период сна, например, 5 — 6 часов между парой ночных кормлений.

Этот более продолжительный непрерывный сон может стать идеальной возможностью для родителей компенсировать недосып в предыдущие недели, поэтому воспользуйтесь им.

Развитие: осваиваем движения

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца? Делать эту нужно грамотно, не сваливая все в кучу, а работая с ребенком поочередно то с чем-то одним, то с другим. Так, сейчас речь пойдет о том, как помочь малышу осваивать движения.

Повороты: в это время можно помогать крохе учиться осваивать перевороты с животика на спинку и обратно. Сначала лучше посмотреть, как это делают детки постарше и уже по их примеру помогать своему ребенку. Первое: нужно положить малыша на живот и помочь руками ему перевернуться на спинку – это немного легче, нежели переворачиваться со спины на животик. Но тренировать нужно оба варианта. Также нужно положить дитя на спинку, обхватить по бокам руками и как бы качать его из стороны в сторону, показывая, что именно так позже он и будет переворачиваться. Через некоторое время нужно дать крохе попробовать самому повторить все движения. Не беда, если с первого раза ничего не получилось, заниматься нужно ежедневно, не бросая этого занятия. Важный момент: лучше, если все время малыш будет поворачиваться к маме, а не отворачиваться от нее, это будет дополнительным стимулом отлично выполнять поставленные задачи.

На ручки: также важно как можно чаще брать малыша на руки, однако не в одном положении, а по-разному. То его можно поносить лежа на руках на спинке или на животе, то немного подержать столбиком. Ребенком можно также крутить-вертеть, не нужно этого бояться

Тем более что деткам это чаще всего нравится

Ребенком можно также крутить-вертеть, не нужно этого бояться. Тем более что деткам это чаще всего нравится.

Голова: если ребенку 2 месяца, нужно помогать ему работать с мышцами шеи, учить держать головку. Для этого карапуза нужно положить на живот так, чтобы при поднятии головы он находился прямо перед лицом мамы. Привлекать ребенка можно различными методами: показывая игрушки, картинки, просто разговаривая с ним. Нужно делать то, что карапузу нравится, и тогда он начнет потихоньку самостоятельно учиться поднимать голову, чтобы лучше видеть маму или то, что она показывает.

Мышцы: если ребенку 2 месяца, его уже можно поднимать за руки. Как это делать? Когда кроха лежит на спине, мама дает ему два своих пальца, за которые ребенок хватается, и медленно подсаживает ребенка. Если все проходит успешно, можно поднимать дитя и дальше, в положение стоя. А если руки ребенка довольно крепкие, и малыш не бросает мамин палец, можно также со временем попробовать таким образом понять его над матрасом. Можно не бояться это делать, тем более что деткам это очень нравиться. Еще одно упражнение, которое поможет малышу в будущем: в положении «лежа на животе» нужно поджимать ему ножки под животик. И если пока сам он этого делать не будет, на будущее эти тренировки ох как пригодятся.

Что умеет малыш в 2 месяца

Несколько недель после родов пролетели быстро и в хлопотах о малыше. Новорожденный растет быстро и меняется буквально на глазах. Его взгляд становится более осознанным и заинтересованным, движения уверенными. Что должен уметь малыш в 2 месяца:

  1. Хорошо держать голову. Если вы кладете малыша на живот, то он уверенно держит головку, приподнимает ее и поворачивает в разные стороны. Уже в таком возрасте малыш любопытен и ему все интересно. Также крошка будет рассматривать и изучать окружающую обстановку, если вы возьмете его на руки.
  2. Реагировать на звуки. Громкие и резкие звуки могут испугать малыша или же заинтересовать, «заставив» повернуть голову в сторону источника, их издающего.
  3. Проявлять эмоции. К 2 месяцам малыш уже научиться распознавать голоса родственников и будет радоваться, услышав их. Положительная эмоция может проявиться в виде осознанной улыбки и энергичного вздрагивания ручками-ножками. Часто малыши улыбаются буквально с первых дней жизни. Однако, такие улыбки носят непроизвольный, рефлекторный характер и чаще всего наблюдаются во сне. К двум же месяцам малыш научиться улыбаться «по-настоящему», демонстрируя первые успехи в развитии эмоциональной сферы. Помимо радости, малыш может показывать первые негативные эмоции. Например, хныкать, требуя внимания, или возмущенно плакать, если у него отнять грудь во время кормления.
  4. Фокусировать взгляд. Вы наверняка знаете, что дети рождаются с очень плохим зрением. К двум месяцам ребенок уже научиться фокусировать зрение на интересном ему предмете. Следить за его движением он пока не сможет, но вот долго разглядывать интересную ему вещь будет с удовольствием. Чтобы развлечь малыша такого возраста, можно повесить над его люлькой детский мобиль или просто подвесную неподвижную игрушку. Также можно украсить стены картинкой с изображением какой-нибудь геометрической фигуры. Не стоит «увлекаться» с количеством цветов, малышу 2 месяцев пока достаточно монохромных изображений.
  5. Произносить первые звуки. В 2 месяца родители малыша уже могут услышать от своего ребенка первые звуки. Они, конечно, произносятся ребенком пока неосознанно и могут удивить его самого.
  6. Играть с ручками и ножками. Игра с собственными руками для малышей такого возраста является одной их самых любимых забав. Дети с интересном изучают их, рассматривают могут пробовать на вкус. Такое зрелище является очень забавным и милым.
  7. Хорошо плавать. У каждого новорожденного малыша присутствует рефлекс плавания. Если малыша окунуть в воду, то он на уровне инстинкта задержит дыхание и поплывет. Конечно, мы не рекомендуем заниматься плаванием с новорожденными детьми без инструктора и в случаях, когда вы не совсем представляете себе этот процесс. Если вы найдете хорошего тренера по плаванию с малышами, то возраст 2 месяцев идеально подходит для начала тренировок. Кстати, малыши такого возраста легко проплывают самостоятельно расстояния до нескольких метров.
  8. Следовать по режиму. К двум месяцам ребенок на подсознательном уровне уже сможете отличить день от ночи, соответствующим образом начнут выстраиваться и его биоритмы. Если вы являетесь родителями, которые стремятся к соблюдению распорядка дня и хотят приучить ребенка к определенному режиму, то начинайте с 2-х месячного возраста. Старайтесь кормить малыша в одно и то же время и соблюдать последовательность всех действий с малышом (кормить после пробуждения, всегда купать перед сном, проводить утреннюю гимнастику и т.д.).

Кстати, у малыша двух месяцев естественный гипертонус мышц уже значительно снижен. Произвольных движений малыша становится все больше, однако, он все еще может «ударять» себя ручками во сне или случайно царапать. Если вы пеленали ребенка после рождения, то к 2-м месяцам малыша нужно чаще оставлять без пеленок. По крайней мере, во время бодрствования. Можно уже не пеленать ножки, лишь слегка фиксировать ручки, чтобы малыш мог спокойно уснуть. Теперь вы знаете, что должен уметь ребенок 2 месяца развитие.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу ( пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке ( малыш не должен вас видеть ) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем ( на протяжении 2 и 3 месяцев жизни ) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий