Как помочь заикающемуся ребенку, подростку, взрослому?
Как помочь заикающемуся? На первой консультации врач расскажет Вам, нужны ли логоритмические упражнения, дыхательная гимнастика, логоритмика, речевое дыхание, скороговорки для заикающихся детей, какие психологические особенности заикающихся, в чем заключается коррекционная работа, работа психолога с заикающимися детьми, как не заикаться при разговоре. Если парень или девушка заикаются, то это сильно затрудняет им общение. А если начал заикаться взрослый, то нужно начинать лечение как можно скорее, пока не закрепился патологический рефлекс на заикание. Сарклиник знает, как помочь заикающемуся ребенку, как отучить заикаться, как понять, что ребенок заикается. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное избавление от заболевания.
Приходите в Сарклиник на консультацию лечение, врач постарается Вам помочь вылечить заикание и логоневроз.
Лечение заикания в Саратове, лечение заикания в России можно провести в Сарклиник.
Запись на консультации.Отзывы о лечении.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото 1 : () Valeriylebedev | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Фото 2 : () Ruslanomega | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Причины
На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.
Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.
На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.
Как лечить
Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.
Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.
Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.
Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.
Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться
Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.
Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.
Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.
В сложных случаях показана гипнотерапия.
Упражнения при невротическом заикании
Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.
Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:
- Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
- Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
- В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.
Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.
Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.
Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.
Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.
Признаки заикания у детей
Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов
В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.
Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.
Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.
Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.
Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.
Что делать если у ребенка заикание?
При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.
Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.
При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.
Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.
Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:
- создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
- соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
- размеренный темп учебы;
- оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
- внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
- отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
- поддержка тактильным контактом, похвалой;
- возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.
Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа
В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах
Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа
Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью
Лечение заболевания в детском медицинском центре ОН КЛИНИК Бейби
Лечение логоневроза, осуществляется комплексно, при участии нескольких специалистов:
- медикаментозную терапию назначает врач-невролог или психотерапевт;
- психотерапевт помогает разобраться с внутренними проблемами ребенка и оказывает психолого-педагогическую помощь;
- логопед-дефектолог научит вашего ребенка правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать.
Особое внимание стоит уделить логопедической помощи. Логопеды детского медицинского центра ОН КЛИНИК Бейби в Москве решают задачи по преодолению различных речевых нарушений, в том числе и обусловленных поражением ЦНС.. Что необходимо сделать? Провести комплексное обследование и диагностику состояния речи, а также подобрать индивидуальную коррекционную программу.
Что необходимо сделать? Провести комплексное обследование и диагностику состояния речи, а также подобрать индивидуальную коррекционную программу.
Помимо консультации и занятий с логопедом наша клиника предлагает:
- логопедический тренинг с родителями;
- БОС-терапию;
- артикуляционный массаж.
В ОН КЛИНИК Бейби логопедический массаж проводят квалифицированные специалисты с уникальным опытом работы. Мы поможем Вашему ребенку справиться не только с проблемой, но и её причиной, и последствиями. Наши логопеды — еще и прекрасные психологи, которые помогут ребенку преодолеть дискомфорт и комплексы, вызванные речевыми трудностями. Наши специалисты используют новейшие методики, позволяющие ускорить процесс восстановления речевых функций и добиться стойкого результата.
Что такое невротическое заикание
Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.
Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.
Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:
- хронический стресс — конфликт в семье или со сверстниками;
- физический недуг и связанные с ним комплексы;
- отсутствие взаимопонимания с родителями, практикование физического наказания с их стороны;
- острая психическая травма — гнев, испуг, страх, стресс.
Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.
В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.
Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.
Как проявляется заикание?
Выделяют тоническое и клоническое заикание. При тоническом ребенок растягивает звук или делает паузу в речи, например: «м…ашинка». При клоническом ребенок повторяет звук или слово, например: «м-м-м-машинка», «де-де-де-дерево». Встречается также смешанная форма заикания с наличием как клонических, так и тонических судорог.
Кроме того, различают невротическую и неврозоподобную форму заикания. При невротической форме выраженные неврологические дефекты отсутствуют, речь ребенка развивается нормально, заикание возникает на фоне острого или хронического стресса, психотравмирующей ситуации. Степень проявлений зависит от обстановки и психологического состояния малыша. В комфортных домашних условиях, с близкими людьми в речи могут встречаться лишь небольшие запинки, тогда как на публике или в разговоре с незнакомым человеком ребенок не может вымолвить ни слова из-за речевых судорог. Характерен страх речи, со временем малыш начинает избегать общения.
При неврозоподобной форме присутствуют явные неврологические нарушения (дизартрия, нарушения артикуляции, общей и мелкой моторики; на ЭЭГ обычно обнаруживаются нарушения функционирования головного мозга) и/или более глубокие психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость). Дети либо отстают в развитии по сравнению со своими здоровыми ровесниками, позднее начинают говорить, либо имеют специфические особенности в своём развитии (необщительность или, наоборот, неразборчивость в общении, «странные» интересы, увлечения и фантазии, и пр.).
Типы заикания и ранние признаки недуга
В основе всех разновидностей заболевания лежит судорога. В момент произнесения слов происходит спазм мускулов челюсти, языка, гортани. Такое кратковременное влияние провоцирует многократное повторение или запинание речи ребенка.
Выделяют 2 типа заикания:
- Клонический – во фразах появляются «клоны», частое повторение звуков, слогов или же их растягивание. Например, мммммама, лололололошадка
- Тонический – длинные паузы между слогами (пар…овоз, м….ама).
К судорожным сокращениям речевого аппарата нередко присоединяются подергивания лица и даже конечностей, как компенсаторная попытка преодолеть барьер заикания. Опасность недуга усугубляется развитием в последующим логофобии – панической боязни разговаривать. Если не корректировать проблемы с речью на начальных этапах, то в старшем возрасте присоединяются психологические и социальные проблемы.
Как распознать заикание на ранних этапах:
- Появление в речи ребенка многократных повторов слов.
- Вытягивание звуков.
- Резкое изменение громкости речи.
- Избегание общения.
- Напряженность мускулов шеи, губ, лица.
Особенно стоит обратить внимание если проблемы с речью у малыша начинаются во время волнения или появляются запинки в начале слов или предложений. Факт: Нередко заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических поражениях мозжечка (атаксия)
Такая речь отличается отрывистостью, паузами между слогами, а также «проглатыванием» звуков
Факт: Нередко заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических поражениях мозжечка (атаксия). Такая речь отличается отрывистостью, паузами между слогами, а также «проглатыванием» звуков.
Признаки, что нужна помощь профессионалов
Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица – речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?
6 симптомов хронического заикания
Некоммерческая организация “The stuttering foundation” уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.
- Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
- Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
- У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
- Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
- Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
- Ваш ребенок – мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.
Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.
7 способов избавиться от заикания в домашних условиях
Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме
Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают
Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: “Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также”. Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.
Помните, что заикание – это недостаток речи, который исправляется
Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость
Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте
Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.
Удачи вам!
Метки: навыки ребенка
Как вы можете помочь своему ребенку справиться с заиканием?
Индивидуальную программу коррекции составляют врачи и логопед, однако родители играют в этом процессе не менее важную роль, ведь они находятся с малышом каждый день.
1. Создайте ребенку комфортную, безопасную для психики обстановку!
Например, если травма, спровоцировавшая заикание, произошла в детском саду, постарайтесь перевести ребенка на домашний режим хотя бы на два месяца. Избегайте посещения шумных мест (туда вообще лучше не водить ребенка до 6 лет), частого просмотра телевизора, контакта малыша с людьми и предметами, которых он боится. Ни в коем случае не ссорьтесь и не разговаривайте на повышенных тонах в присутствии ребенка. Если причина в ночных кошмарах, попросите педиатра выписать легкое успокоительное, поставьте детской ночник, подарите игрушку-защитника. Ребенок должен чувствовать себя полностью защищенным. Уберите из поля зрения все, что вызывает у него страх.
2. Помогите ребенку изменить манеру речи
При начальном заикании специальных занятий для улучшения речи не проводится, упор делается на изменение манеры речи. Без помощи родителей здесь не обойтись, ведь дети говорят, подражая взрослым. Старайтесь говорить медленно, желательно, короткими простыми, эмоционально нейтральными предложениями. Употребляйте простые слова, хорошо знакомые ребенку. Говорите и читайте почти нараспев, широко, медленно и плавно открывая рот. Примерно через 10-14 дней ребенок начнет неосознанно подражать вам, через два месяца вы заметите, что запинок в его речи станет намного меньше
Крайне важно, чтобы подобного речевого режима придерживались не только родители, но и все окружающие ребенка взрослые. Именно показывайте медленную, певучую речь, а не просите ребенка говорить помедленнее, такая просьба скорее указывает на его ошибки, а не на ваше желание помочь
3. Не провоцируйте ребенка на речь
Наоборот, нужно перестроить детский режим дня таким образом, чтобы потребность в речи возникала как можно реже. Игры и занятия не должны требовать немедленного или развернутого ответа. Реже обращайтесь к ребенку с просьбами, не начинайте разговор первыми. Замечено, что заикающиеся дети во время игры или разговора с самим собой, говорят почти без запинок. Исключение составляют ситуации, когда требуется немедленное действие: одеться, отойти с дороги и пр., старайтесь произносить приказы веселым, бодрым голосом.
4. Избегайте любых перемен и сохраняйте спокойствие
Ведите обычный образ жизни, старайтесь придерживаться определенного распорядка дня. Жизнь в системе дает чувство покоя и защищенности. Читайте знакомые книги, играйте с привычными игрушками. Если не получается совсем исключить телевизор или планшет, старайтесь, чтобы ребенок смотрел спокойные мультфильмы с известным ему сюжетом. Любые перемены доставляют малышу с ослабленной нервной системой, много беспокойства. Старайтесь и сами не подавать виду, что заикание вас как-то тревожит. Помните золотое правило: спокойные родители – спокойные дети.
5. Приобщайте ребенка к спокойным занятиям
Врачи советуют приучить малыша к настольным играм (бродилки, конструктор, лото, мозаика, рисование цветным рисом и пр.), привлекать по мере возможностей к домашним делам, которые можно выполнять без спешки. В качестве фона для игр можно ставить спокойную классическую музыку. Все это будет способствовать укреплению нервной системы. Очень полезны занятия музыкой, танцами, плаванием, игры с песком и водой, игры на дыхание (мыльные пузыри, рисование блоупенами, задувание свечей и пр.).
Важно понимать, что для заикания характерна волнообразность. В периоды ухудшения рекомендуются вышеописанные неречевые занятия
Когда у ребенка наступит видимое улучшение, то следует как можно больше работать над улучшением речи. Вам помогут следующее времяпровождение:
- домашний кукольный театр;
- пересказ коротких историй;
- сюжетные картинки (например, по книгам В. Сутеева);
- чтение по слогам – это приучит ребенка видеть ритмический рисунок слова;
- пение – пропевайте слоги, слова, знакомые стихи, песенки, все, что угодно.
Хвалите ребенка за каждый маленький успех. Занятия должны быть частыми и регулярными.
Посещать логопеда рекомендуется с трех лет. Нередко у детей с заиканием наблюдается задержка речевого развития, поэтому нужно обязательно обогащать словарный запас, овладевать грамматическим строем языка. Занятия в малых группах предпочтительнее индивидуальных, поскольку заикание – это нарушение прежде всего коммуникативной стороны речи.
Как теперь лечат заикание
Лечение заикания обязательно должно совмещать медицинскую и педагогическую коррекцию. Только при такой совместной работе можно получить результат в максимально короткие сроки и, что самое главное, с гарантией того, что нарушение больше не появится.
До начала медицинской коррекции, обычно, необходимо пройти обследования. В зависимости от состояния и неврологического статуса могут потребоваться следующие исследования: ЭЭГ (дневное) головного мозга, УЗДГ сосудов головы и шеи, различные биохимические показатели крови и некоторые другие.
Медицинская коррекция включает в себя коррекцию биохимических нарушений с помощью нутрицевтических препаратов и при необходимости фармацевтические препараты в случае тяжелых нарушений. При необходимости — рефлексотерапевт, остеопат, массажист, мануальный терапевт.
Педагогическая коррекция включает в себя занятия с логопедом, лого массаж, при необходимости подключаются специалисты: дефектологи, нейропсихологи, клинические психологи.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации — лидер в эффективном лечении и коррекции детей с речевыми, поведенческими и интеллектуальными нарушениями, вызванными различными причинами (аутизм, расстройство аутистического спектра, задержки развития, синдром Дауна, генетические расстройства, ДЦП).
Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей.