Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом

Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Рекомендации для родителей

Несмотря на кажущуюся лёгкость, прививка правильного поведения – это трудоёмкое занятие, которое потребует от семьи большого количества терпения и концентрации. И дело заключается не в ребёнке, а в первую очередь в родителях и членах семьи.

Первым и самым важным правилом является собственный пример поведения. Если мама с папой ругаются или позволяют себе осуждать людей, обращаются друг другу с пренебрежением, то ребёнок, как губка будет впитывать именно это.

Папа никогда не благодарит маму за обед, не делает ей комплименты – сын растёт безразличным к чужому труду и не учится выстраивать отношения с противоположным полом.

Мама кричит на папу, пренебрегает своим внешним видом – дочери будет трудно стать женственной в будущем, и заботливой по отношению уже к своей семье. Именно собственным примером можно научить ещё маленького человека общению.

Предложите малышу игру «Найдём хорошее». Возьмите изображения героев сказок, как положительных, так и отрицательных и попросите рассказать о достоинствах каждого из них.

Ролевые игры так же придут на помощь родителям, которые решили ненавязчиво, но эффективно научить ребёнка основам хорошего поведения.

«Званый ужин». Пригласите игрушки на ужин, ребёнок, как хозяин дома должен подготовиться – придумать блюда, чтобы каждому было вкусно, например, для плюшевого мишки мёд, для зайчика морковку, развлечения для гостей.

Обыграйте встречу, приветствие, разговор, правила поведения за столом, момент прощания. Можно заранее приготовить для малыша что-то в подарок, ведь гости не приходят с пустыми руками. Благодарите кроху за отлично проведённое время. Малышу понравится эта игра и принесёт пользу без скучных нравоучений.

Обыграть можно что угодно, например, момент приветствия и знакомства. Спрячьте игрушки в комнате так, чтобы малыш мог их легко найти. Затем попросите его найти и поздороваться с каждой найденной игрушкой. «Здравствуйте! Меня зовут Данил, а вас? У Вас очень красивое платье!» — может сказать ребёнок, если найдёт куклу. Мама в свою очередь отвечает на вопросы и поддерживает диалог со стороны игрушки.

Важно не только играть с детьми, но и «выводить в свет», чтобы у них появилась возможность проявить себя. Не бойтесь брать ребёнка с собой, ведь чем раньше малыш начнёт контактировать и знакомиться с миром, тем легче и естественнее в его жизнь войдут правила этикета и хорошие манеры. Если ребёнок забыл поздороваться или поблагодарить, не нужно его одёргивать или поправлять, просто сделайте это за него, а после, когда останетесь наедине, ещё раз проговорите важность этих, казалось бы, обычных слов

Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо

Если ребёнок забыл поздороваться или поблагодарить, не нужно его одёргивать или поправлять, просто сделайте это за него, а после, когда останетесь наедине, ещё раз проговорите важность этих, казалось бы, обычных слов. Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо. Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно

Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно

Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо. Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно.

Будьте вежливыми и благодарными!

До новых встреч!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети!

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Распространенные ошибки

Довольно часто родители оказывают чрезмерное давление на детей, ожидая от них скорого и безупречного изучения столового этикета. Мамы и папы, действуя из лучших побуждений, неосознанно совершают такие ошибки:

Запугивание детей

Когда малыш постоянно слушает крики о том, что нельзя болтать за столом, нужно сидеть молча и т.п., у него вырабатывается масса комплексов. Он становится замкнутым и необщительным в повседневной жизни. Это негативно сказывается на эмоциональном состоянии.

Чтобы избежать ошибки, нужно поощрять детей к общению за столом, предварительно рассказав им, что говорить нужно после того, как пища пережевана и проглочена. Карапузы с радостью поддержат «светскую беседу» за столом с бабушкой, дедушкой, старшими братиками и сестричками.

Изобилие правил и запретов

Стоит понимать, что со старта детям довольно сложно запомнить все правила и тонкости. Приступать к изучению новых знаний нужно после того, как малыш сумел сформировать и закрепить очередную привычку столового этикета.

В противном случае мамы и папы совершат еще одну популярную ошибку. Они перегрузят карапуза новой информацией, в результате чего к обучению манерам он будет относиться с пренебрежением и отсутствием интереса.

Отсутствие индивидуального подхода

Каждый ребенок индивидуален, поэтому не существует лучшего возраста или времени для начала его обучения хорошим манерам за столом. Родители должны быть сами заинтересованы в том, чтобы приступать к обучению ребенка в тот момент, когда он будет готов.

Правила поведения в обществе

В обществе ребенок невольно становится лицом своих родителей, ведь если маленьким непоседам незнакомцы прощают любые шалости, то их мамам не прощается ничего. Что бы ни натворил малыш, уничтожающий взгляд всегда достается взрослым. Отношение к воспитанным детям диаметральное, ими восхищаются, а родителей и вовсе готовы носить на руках. Чтобы не краснеть, а наслаждаться заслуженным чувством родительской гордости, учите малыша следовать следующим правилам поведения в общественных местах.

В гостях

Невежливо приходить в гости, не предупредив хозяев заранее.
Нельзя приходить слишком рано или слишком поздно, даже если хозяева не возражают. Время следует выбирать умеренное.
Невежливо приходить в гости с пустыми руками, с собой всегда нужно иметь гостинец, хотя бы символический. Прекрасно подойдут сладости для детей, если они есть в доме.
В чужом доме нельзя бегать и шуметь.
Нельзя брать без спроса и переставлять вещи

Ни в коем случае нельзя открывать тумбочки, шкафы, кладовки, заходить в закрытые комнаты.
Если в чужом доме что-то не так, например, беспорядок или не очень чисто, не следует показывать, что обратили на это внимание.

В общественном транспорте

  1. Прежде чем войти в транспорт, нужно дождаться, пока все выйдут. Нельзя лезть вперед и создавать помехи.
  2. Оказавшись внутри, не следует сразу бежать на свободное место.
  3. Садиться можно только в том случае, если никто из взрослых не захотел занять место.
  4. Нельзя стоять возле двери, если только это не единственное свободное место в салоне. Если в середине салона есть место, лучше пройти туда.
  5. В транспорте обязательно снимать рюкзак и держать его в руках всю поездку.
  6. На сиденье нельзя ерзать и болтать ногами, нельзя есть и пить.
  7. Необходимо уступать место женщинам и девушкам (если ребенок – мальчик), пожилым людям, инвалидам.

В магазине

  1. В магазине нельзя бегать и кричать.
  2. Нельзя трогать руками витрины и товары.
  3. Нужно вести себя скромно, нельзя приставать к родителям, требовать купить игрушку, устраивать истерики.
  4. Если родители заняты покупками, нужно терпеливо дождаться, пока они закончат.
  5. Нельзя лезть в сумки к родителям, просить что-то достать и т. д. Все это делается либо за пределами магазина, либо дома.

В театре

Театральный этикет предписывает четкие правила поведения зрителей в стенах всех подобных учреждений:

  1. Приходить в театр следует в выходной одежде. Стиль одежды строгий или праздничный (если это именно театр, а не детский актерский кружок).
  2. Недопустимо опаздывать, желательно приходить немного раньше, чтобы не раздеваться впопыхах и не бежать на свое место.
  3. На места в середине ряда проходить лицом к зрителям, извиняясь за неудобства. Желательно сделать это заранее.
  4. После начала спектакля телефоны должны быть отключены полностью, нельзя есть или пить, нельзя перемещаться по залу, разговаривать.
  5. Смеяться в театре можно только в том случае, когда это предполагает действие, то есть, когда смеется весь зал. Хлопать также следует только в подходящие для этого моменты вместе со всеми.
  6. Даже если спектакль не нравится, следует проявить терпение. Нельзя ерзать в кресле, канючить, дергать родителей.
  7. Выходить в буфет или в туалет можно только во время антракта.

Обучение этикету

Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья:

  1. до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
  2. в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
  3. к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).

Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике. Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе. Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.

Когда начинать обучение

Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».

Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше. Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.

Как лучше обучать

От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п.

Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых. Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.

Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации

Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого. Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися

Обучение этикету в игре

После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:

  • рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
  • можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
  • существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
  • познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.

При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше.

Правила поведения за столом: этикет для детей

Ну а теперь – подробнее о детском столовом этикете. Начнем с детского сада. Именно в этом возрасте ребятишек необходимо знакомить с первыми элементарными правилами поведения за столом и добиваться, чтобы дети их соблюдали. Без таких правил детский обед или полдник был бы ужаснейшим хаосом, причем, с огромным риском для детского здоровья и даже жизни. Как говорится, вообразите себе картину… Вот потому-то воспитатели в детском саду и обязаны прививать малышам первые «столовые» правила. Что они и делают.
Конечно же, полагаться во всем на воспитателей не следует. Тем же самым обязаны заниматься и родители, когда ребенок находится дома. Иначе – получится разнобой: воспитатели – учат малыша правильно вести себя за столом, а мама с папой позволяют ему всяческие ненужные и опасные застольные вольности. Нетрудно догадаться, как в итоге будет вести себя ребенок.

Детсадовские правила застольного этикета в принципе просты, да оно так и должно быть: иначе ребенок их не поймет. Суть их сводится к следующему.

  1. Находясь за столом, ребенок должен сидеть ровно и не «разваливаться».
  2. Ноги он должен держать вместе, а не класть их одна на другую, а тем более – на стул или на стол.
  3. Шаркать ногами также не нужно, равно как вертеться и толкаться.
  4. Кушать надо аккуратно, не пачкаясь и не роняя еду на скатерть или пол.
  5. Откусывать большие куски не нужно, и вообще есть следует не торопясь.
  6. Кушать следует с закрытым ртом, и при этом не чавкать.
  7. Ложку и вилку нужно держать правильно.
  8. Хлеб крошить не нужно, лучше откусывать его над тарелкой.
  9. Ложку до рта нести не надо, правильным будет над ней наклоняться.
  10. Пить из чашки следует, поднося ее ко рту.
  11. Закончив кушать, столовые приборы нужно положить на стол и больше их не трогать.
  12. Вставая из-за стола, надо задвинуть стул и поблагодарить взрослых.

Теперь – школьные правила столового этикета. По понятным причинам они несколько отличаются от детсадовских правил, однако их суть и назначение остаются все теми же. Итак.

    1. В столовую нужно идти неторопливо, а не бежать наперегонки – иначе можно упасть и травмироваться. Да и вообще поспешность в этом случае – это признак невоспитанности и бескультурья.
    2. Приступая к еде, прежде необходимо вымыть руки.
    3. Не надо торопиться и расталкивать товарищей, чтобы занять место за столом. Это, опять же, говорит о невоспитанности.
  1. То же самое касается и поведения в очереди. Лезть вперед «по головам» других – это некультурно и невежливо.
  2. По столовой нужно ходить спокойно, чтобы не уронить поднос с едой или не поскользнуться самому.
  3. Не надо размахивать руками, когда в них ложка, нож или вилка: так можно травмировать сидящего рядом товарища или самого себя.
  4. Кушать нужно молча, без лишних разговоров.
  5. Столовыми приборами следует пользоваться правильно. Иначе говоря, знать, что нужно кушать ложкой, а что – вилкой.
  6. Обязательно нужно пользоваться салфетками.
  7. Если какая-то еда упала со стола, ее нужно поднять, однако кушать не нужно.
  8. Отзываться плохо о блюдах не надо – даже если они и не понравились. Это невежливо по отношению к поварам.
  9. Закончив еду, следует убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.

Вот такие правила столового этикета для детсадовцев и школьников. Ничего сложного, и потому дети способны их запомнить «на лету». Надо их этому только научить. Это в равной мере касается и воспитателей, и школьных педагогов, и родителей.

Этикет за столом для детей. Столовый этикет для детей.

Как правильно вести себя за столом

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Правильное поведение детей за столом: знакомство с основами

Этикет для детей за столом имеет много общего с правилами поведения для взрослых людей. Однако некоторые нюансы все же имеются. Для начала малышей стоит приучить к базовым привычкам. Делать это нужно без криков и нервов. Обучение новым манерам пройдет гладко в спокойной размеренной атмосфере.

Не обязательно ждать торжественного случая или званого обеда для начала работы. Каждое утреннее чаепитие со свежей выпечкой или ужин с сырниками или запеканкой ребенок может рассматривать как возможность освоения главных тенденций столового этикета.

Ключевое значение имеют такие правила:

Опрятный вид

Даже маленькие дети должны являться к столу чистыми и опрятными

Важно приучить деток мыть руки перед трапезой, умывать лицо, поправлять прическу и одежду. Как мальчики, так и девочки должны понимать, что неаккуратный вид, растрепанные прядки в волосах и грязные руки – это моветон

Использование салфеток

Столовый этикет предполагает использование салфеток. Поскольку для деток их размер слишком велик, допустимо складывание данного текстильного изделия вдвое. Салфетку нужно класть на колени после того, как это сделал хозяин званого ужина. Когда же обучение ведется в домашних условиях, его «роль» может взять на себя отец или мать деток, которые сидят с ними за одним столом.

Время дегустации блюд: когда можно пробовать деликатесы

Чтобы правильно вести себя за столом в будущем, дети с малых лет должны знать о том, что говорят правила хорошего тона о времени начала трапезы. Считается, что приступать к вкушению кулинарных изысков на столе нужно после того, когда все участники обеда, ужина, ланча или завтрака соберутся за столом и займут свои места.

Однако из данного правила имеются исключения. Например, на мероприятиях с шведских столом, в формальной обстановке или при приглашении хозяев ужина кушать можно начинать раньше, не дожидаясь присутствия всех гостей. Чтобы дети не путались и не испытывали дискомфорт, они могут спросить разрешение в случае, если не уверены, могут ли они отведать заветный чизкейк или попробовать вкусное горячее блюдо.

Использование столовых приборов

Когда ребенок будет уверенно справляться с вилкой и ложкой, его можно обучать правильному использованию данных столовых приборов. Не лишним будет и объяснение того факта, что еду нужно доносить до рта, а не наклоняться к тарелке, чтобы быстрее откусить лакомый кусок пирога, стейка или сытного бутерброда.

Разговоры за столом

Считается, что за столом неуместны громкие и долгие разговоры, когда люди заняты пережевыванием пищи. Это должны понимать и дети, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы объяснить крохам неуместность разговоров с полным ртом пищи. Это некрасиво и опасно – малыш может подавиться хлебной крошкой или поперхнуться кусочком пищи, пытаясь поделиться за столом своими мыслями или переживаниями с присущим детям эмоциональным окрасом.

Ребенок должен усвоить

  • Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
  • Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
  • Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
  • Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
  • Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.

Обучите малыша правилам поведения с незнакомыми людьми

Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.

Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.

Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест. Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком

Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы. Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе. Проследите, чтобы ваши дети в темное время суток обязательно использовали световозвращающие элементы (фликеры)

Проследите, чтобы ваши дети в темное время суток обязательно использовали световозвращающие элементы (фликеры).

Напоминаем вам, что неиспользование световозвращающих элементов (фликеров) при движении по дороге в темное время суток, также как и другие нарушения Правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами влечет ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.​

Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение. (См. раздел “ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВМЕСТЕ”-“ПДД для дошкольников”)

Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.

Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.

На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.

Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместе

Нельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.

Правила поведения зимой еще более строгие

Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь

Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию

Этикет за столом для школьников

Школьники чаще посещают различные культурные мероприятия, потому должны быть не только знакомы, но и отлично знать нюансы столового этикета. Они запросто могут управлять со столовыми приборами, поддержать светскую беседу, контролировать свое поведение.

5 класс

В 5 классе дети должны отдавать себе отчет, что культурно кушать с помощью вилки и ножа. При этом держать их нужно правильно: нож в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы можно только в исключительном случае, когда нужно взять сыпучее блюдо.

Также пятиклассники должны обладать такими знаниями:

  • перед тем, как выпить напиток, нужно вытереть рот салфеткой;
  • если ребенок хочет налить напиток в стакан, но переживает, что прольет жидкость, лучше попросить об этом взрослого;
  • стакан или чашку нужно держать всегда двумя руками;
  • выходить из — за стола нужно с правой стороны стула;
  • передавать продукты за столом нужно слева направо.

6 класс

В 6 классе дети должны расширять знания о разновидностях столовых приборов. Их немало, потому на это будет потрачено много времени. Нужно стараться, чтобы ребенок пользовался хотя бы частью из этих приборов дома. Можно включать для просмотра фильмы о столовом этикете.

Шестикласснику под силу проявлять заботу и о ближнем соседе по столу. Мальчики могут поухаживать за девочками: задвинуть стул, предложить блюдо и т.д.

Также дети такого возраста могут проявить инициативу и помочь с уборкой после еды.

7 класс

Семиклассники не только должны разбираться в тонкостях поведения за столом, но и начинать знакомство с традициями и правилами столового этикета в разных странах. Это очень полезная и интересная информация. Обычно дети с увлечением просматривают подобные фильмы или слушают рассказы.

Также в 7 классе уместно рассказать о сервировке стола, темах для светской беседы, правилах общения и способах увлечь собеседника

В этом возрасте важно иметь больше практики, потому можно смело брать ребенка с собой в гости к друзьям, в рестораны и кафе

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий