Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового периода
Существует набор факторов, которые могут продлевать или усложнять кризисный период в подростковом возрасте:
- Среда, в которой происходит воспитание и жизнедеятельность ребенка.
- Отношения со сверстниками.
- Плохой микроклимат в семейных отношениях родителей.
- Образ взаимоотношений между учащимися в учебном заведении.
- Недостаток общения, который приводит к тому, что ребенку некому рассказать о своих переживаниях.
- Непонимание и непринятие личности ребенка родителями и учителями.
- Дурные примеры среди окружения.
- Особенности характера подростка.
- Время и характер начала полового созревания.
Социализация в период подросткового возраста
Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста – взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.
Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и самостоятельности. Именно в борьбе за них подросток узнает свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно
При этом важно, чтобы такая борьба не принимала крайних форм и проходила в безопасных условиях. По сути, для подростка важна даже не сама самостоятельность, а признание взрослыми возможности самостоятельно распоряжаться собой. Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:
Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:
- изменением деятельности и условий жизни;
- серьезной перестройкой психики;
- ломкой старых, устоявшихся форм общения и отношений с людьми.
Возможно, именно поэтому период подросткового возраста считается более трудным для воспитания и обучения, чем младший и старший. Действительно, для подростков старые методы и формы объяснения нового материала становятся непригодными. Если еще недавно школьник охотно выслушивал подробные объяснения учителей, то теперь эта же форма знакомства с новыми знаниями нередко вызывает у него скуку, равнодушие и явно тяготит. Ученик, который еще недавно был склонен к дословному воспроизведению усвоенного материала, теперь стремится излагать выученное «своими словами» и нередко протестует, когда от него требуют точного воссоздания формул, законов и определений. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Беспрекословно принимавший ранее требования и указания взрослых, он начинает относиться к ним избирательно-критически. Он считает, что поступающие требования и указания должны быть логически убедительны и достаточно аргументированы (с его точки зрения). У подростка появляется собственное мнение, которое, к удивлению учителя, нередко расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются преувеличенным представлением о собственном достоинстве и необъяснимой обидчивостью. Все это – традиционная характеристика подросткового возраста, которая иногда становится причиной возникающего конфликта педагога с учениками-подростками.
Проблемы подросткового возраста, связанные с обучением и воспитанием подростка, как раз и состоят в необходимости изменения привычных форм взаимодействия со школьниками. Удачные в прошлом методы влияния и воздействия, в частности, контроль за деятельностью и жизнью подростка, нужно менять. Нередко педагогу приходится находить какие-то свои, совершенно новые средства и приемы воспитательного и учебного воздействия, которые оказываются наиболее эффективными.
Как правильно себя вести с подростком
Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.
Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.
Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.
Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.
Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Внешние физиологические признаки
Физиологические изменения, происходящие с мальчиками в период полового созревания:
- Увеличение наружных половых органов приходится на возраст от 10 до 11 лет.
- В 11-12 лет начинают появляться первые волосы в зоне лобка, а также возникает пигментация кожи в области яичек.
- В возрасте 12-13 лет волосы на половых органах приобретаю более густую форму и удлиняются, также продолжается рост внешних половых органов.
- В 14 лет начинают расти голосовые связки, получает развитие структура горла. Эти процессы приводят к изменению голоса, который становится более похож на мужской. Отработка функции голоса и его становление проходит примерно за 2 года.
- Появление первых тонких волос в зоне усов и в подмышечных впадинах. Также проявляется рост волос других частях тела. Окончательную форму волосяной покров примет к моменту полного полового созревания мальчика.
- Бурное развитие мускулатуры происходит в возрасте 13-14 лет. Внешние проявления включают в себя расширение грудной клетки, увеличение ширины плеч, увеличение роста, а также общее мышечное укрепление структуры тела.
- Появление самопроизвольных семяизвержений в период сна. Подобные процессы проявляются от 10 до 16 лет и носят название поллюции.
Внешние физиологические изменения у девочек подросткового возраста:
Происходит рост и расширение костей таза. Бедра получают более округлую форму. Становятся более выраженными ягодицы. Эти изменения приходятся на возраст 8-10 лет.
- В 9-10 лет начинается формирование молочных желез. Околососковый кружок пигментируется, а грудь начинает обретать женственную форму.
- В возрасте 10-11 лет появляются волосы в подмышечных впадинах и в области лобка.
- Начиная с возраста 11-12 лет можно ожидать наступление первой менструации.
- К 15-16 годам форма тела приобретает практически законченный вид, рост волос стабилизируется, появляется регулярность в менструальном цикле.
Психологические изменения подростка
Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.
Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.
Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.
Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.
В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться
Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться
Часто ребят охватывает печаль, обида.
Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.
Психологи выделяют 2 типа поведения:
Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.
Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.
Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.
Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
А что у них в голове?
Одновременно с физиологическими изменениями переживается то, что в возрастной психологии называется кризисом идентичности (с двенадцати до восемнадцати лет). Подростку предстоит найти ответ на вопрос «Кто я в различных ситуациях?», а потом свести все эти роли во внутренне непротиворечивый комплекс. Это и звучит-то сложно, а изнутри — полный кошмар. Например, одновременно можно быть активным и остроумным в соцсетях, а в жизни стесняться и отмалчиваться. Принять это в себе и для взрослого может быть проблемой. Что уж говорить о подростках, которые все переживают гораздо острее.
Научные исследования сходятся в том, что успехи подростка в адаптации к изменениям во многом зависят от его семьи. Отношения с родителями в этот период тоже должны измениться, по-своему повзрослеть. Контроль в этих отношениях должен постепенно уменьшиться, а автономность — пропорционально вырасти.
Психологи приводят следующие признаки «качественно взрослеющих» отношений между родителями и подростками:
- обращение за помощью друг к другу
- распределение обязанностей
- совместное времяпрепровождение
- налаженное общение, хороший эмоциональный контакт
- есть место похвале
- постоянство и позитивное отношение
- разумный контроль
Как же родителям взаимодействовать с подростком в переходном возрасте? Из научных исследований можно извлечь следующие советы.
Нравственное и духовное развитие
Это чрезвычайно важная сторона воспитания. Если мировоззрение ребенка формировалось в среде общечеловеческих ценностей и высокого уровня морали, то лидерские качества и творческий потенциал будут реализованы в полной мере. Причем направлены они будут на созидание и соответствовать социальным нормам, принятым в обществе.
Одним из этапов становления подростка следует выбрать социальное развитие. Это предполагает формирование:
- определение своего места в социальной нише;
- половую идентификацию;
- поиск профессиональных предпосылок;
- развитие познавательных способностей.
Проблемы современных детей
Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.
Петр Дмитриевский
— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?
— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.
Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.
Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут
Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками
Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.
Переходный возраст в 15-16 лет
Примерно в это время проходит ломка голоса и тембр становится ниже. Этот период характеризуется активным самоопределением подростка, желанием проявить и похвастаться собственными силами, ловкостью, скоростью. Именно в этот этап начинает активно происходить изменение нравственных ориентиров, системы оценки. Строится фундамент самостоятельной личности, которой необходима определенная жизненная цель и стремления. Этот этап развития особенно сложный с психологической точки зрения, у подростка частые перепады настроения, нежелание учиться, чрезмерное желание к самостоятельной жизни без вмешательства извне.
Желание сбежать из дома: к кому или от кого?
Под «сбежать» я не имею в виду желание покататься на велосипеде, вырвавшись из дома. Я имею в виду моменты, когда дочка стала есть, пить, жить в каком-то другом доме. Вначале это может быть дом лучшей подружки, где она чувствует себя хорошо и спокойно. Или она гуляет до темноты, лишь бы не возвращаться домой. Вернувшись, закрывается в комнате, а за ужином не отрывается от телефона.
В желании ночевать у подруги нет ничего ужасного, пугаться тут нечего. Я бы насторожилась, если бы ребёнок именно «прописался» у кого-то. Вначале потребность в безопасности удовлетворяется друзьями, а в результате взросления такими «друзьями» могут стать сексуальные партнеры. Лишь бы не дома. Так что происходит в том доме, если из него хочется бежать?
Атмосфера в семье может быть действительно невыносимой. Семья существует как закрытая система, в ней есть тайна (например, алкоголизм одного из родителей), а значит, стыд и страх. В доме постоянные конфликты и неприязнь. Ребёнок не может или не имеет права позвать кого-то в гости. Его границы постоянно нарушаются: на дверях туалета и ванны нет замков, в комнату подростка могут вломиться без стука, записи ребёнка без спроса читаются, попытки установить границы игнорируются. «Вообще-то ты тут не хозяйка. Начнёшь зарабатывать, тогда и командуй», — может услышать ребёнок. В семье считается, что подросток должен подчиняться без промедления. Его инициатива (приготовленное блюда, перекрашенные волосы, плакат на стене) критикуется или высмеивается. Вот из такого дома девочка сбежит при первой же возможности. Иногда это происходит очень рано, иногда поздно, но результат всегда один – поломанная судьба и долгие годы попыток разобраться, что же в жизни пошло не так. Хорошо, если разберётся.
Поэтому если ваша семья далека от того образа, что я нарисовала выше, – успокойтесь и доверяйте ребёнку! Не нужно наводить панику и удерживать дочь от любой ночёвки у подруги. Конечно, если это противоречит образу жизни всей вашей семье, если ночёвки в чужих домах не приветствуются традиционно, то и объяснить это будет несложно. Но если раньше вы спокойно отпускали дочь к однокласснице, а теперь, только потому что она стала более женственно выглядеть, вдруг стали за неё переживать, — рискуете нарваться на бунт. Когда в вашей семье прекрасные отношения, а дочь стала активно пользоваться косметикой и преобразила свою комнату так, что вам не хочется туда заходить, сдержите эмоции. Ничего страшного не происходит. Возможно, вы не пользовались косметикой до замужества и у вас два красных диплома, но дочь не обязана быть такой же. Примите её — разглядите в ней живого, яркого, смелого и ищущего юного человека. Помните, что яркий макияж – это не то, что становится решающим в ранней половой жизни. У меня есть подруга, которая в свои семнадцать танцевала на барной стойке клуба с подружкой, срывая аплодисменты, но не подпускала к себе близко мужчин. Ей это было не нужно. В её семье были (и есть) прекрасные отношения.
Если же в вашей семье есть серьезные проблемы и подросток из неё сбегает, стоит обратиться за помощью.
Психологические проблемы подростков
Подростковый возраст, особенности которого при неблагоприятных условиях могут привести к психологическим проблемам, может провоцировать у ребенка следующие проявления:
Возможные проблемы | Частные случаи проблем | Уточнение и разъяснение |
Гиперсексуальность | Мастурбация | Общество порицает занятие мастурбацией. Поэтому подросток чувствует свою вину, что усугубляет ситуацию |
Стеснение собственной девственности | Проявляется при замене чувства любви из-за марша гормонов на обычное половое влечение. Вызывает стремление лишиться девственности любой ценой и зацикливание на данной ситуации | |
Эротомания | Заключается в придании излишнего значения сексуальным действиям и маневрам | |
Ранние сексуальные контакты | Могут привести к ранней беременности или заражению венерическими заболеваниями | |
Замкнутость, депрессивные настроения, мысли о суициде | Игнорирование своих обязанностей и правил личной гигиены | Проявляется в нежелании следовать ранее установленным родителями требованиям о соблюдении порядка, выполнении определенных обязанностей по дому. Также возможно пренебрежение нормами личной гигиены |
Установление психологического барьера между подростком и родителями | Возникает как ответ на непонимание со стороны родителей. | |
Отсутствие друзей | Может быть следствием особенностей характера. | |
Игнорирование прежних интересов | Как правило, возникает в сочетании с появлением новых интересов, не всегда приемлемых и полезных | |
Погружение в фантазии или виртуальный мир | Увлечение он-лайн играми, следование правилам игровых сообществ в реальной жизни | |
Склонность к самоутверждению, желанию быть взрослым | Девиантное поведение | Представляет собой уходы из дома, пристрастие к наркотикам, алкоголю и табаку, ранние и беспорядочные половые связи, прогулы занятий |
Конфликтность с учителями и родными | Желание навязать свои правила общения | |
Сокрытие своей личной жизни, отказ от выслушивания советов взрослых людей | Ребенок считает себя взрослым и думает, что лучше знает свои потребности и возможности решения своих проблем | |
Стремление быть причастным к подростковой группе, не отличаться | Криминальные действия, совершенные группой лиц | Все групповые действия подчиняются желанию оказаться принятым в подростковом обществе. Негативное влияние в группе оказывает чаще всего более сильная личность, характеризующаяся провокационным поведением. Менее сильные характером дети попадают под ее влияние и оказываются в неприятных ситуациях |
Групповое употребление алкогольных напитков, табака, наркотиков | ||
Совместные прогулы занятий | ||
Развратное поведение, участие в групповых половых сношениях |