Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки

«Она сама!»

Не секрет, что некоторые детские сокровища действительно могут сломаться практически сами. Плохое качество игрушек не только опасно для здоровья. Если малыш берет, например, машинку в руки и у нее отваливается какая-то часть, то возникают и другие проблемы. Во-первых, ребенок сначала расстраивается. Во-вторых, кроха постепенно привыкает к таким поломкам и относится к ним спокойно: «Подумаешь, сломалась! Нужно выбросить и купить новую!» Такое отношение к вещам тоже только расстраивает. В-третьих, ребенок не привыкает к аккуратности, а, наоборот, понимает, что, как бы он ни старался, поломка неизбежна и что в таком случае особо дорожить такой игрушкой не имеет смысла.

Игрушки низкого качества в своем большинстве даже не поддаются ремонту. А между тем неплохо было бы чинить с малышом его сломанные игрушки, заклеивать старые книжки.

Действительно ли дети ломают игрушки специально?

Некоторые родители считают, что дети ломают игрушки специально

Чтобы обратить на себя внимание, отомстить, потребовать новую игру, посмотреть, что находится внутри предмета для игр и т.д. . Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально

Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально. Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Желание заполучить родительское внимание действительно может быть связано с поломкой любимой игрушки. Если родители сильно и постоянно заняты, ребенок грустит и страдает от дефицита внимания

Мама и папа, стараясь задобрить малыша, покупают ему новые игрушки. 

Маленький мальчик считает, что если он сломает машину или робота, папа придет налаживать игрушки и побудет рядом какое-то время. Маленькая девочка думает, что если сломает куклу или испортит ей одежду, на помощь, бросив все дела, придет мама, и драгоценное время будет отдано только ей. 

  • Злость на родителей также становится причиной поломки игрушек. Например, малыш просил купить что-то и получил отказ. В отместку идет и ломает игрушку, чтобы родители поняли собственную ошибку. Выразить обиду или высказать слова недовольства родителям малыш не может по этическим причинам или в силу несознательного  возраста, поэтому злоба и раздражение переносится на игрушку. 
  • Ребенок не может разобраться с игрушкой. Малышу непонятно, как использовать новый предмет, что с ним делать. Долгие поиски кнопки для включения или изучения предназначения не приводят к результату, и малыш в сердцах ломает игрушку. 

Как быть в такой ситуации

Важно понимать, если ребенок ломает игрушки — это не означает, что он имеет садистские наклонности, испытывает жажду к насилию. Это нормальное явление, с которым сталкиваются практически все родители, главное правильно на него реагировать.. Недопустимо ругать малыша, если он что-то ломает

Нужно понимать, что в большинстве случаев делает он это не умышленно и также расстраивается, как и родители от произошедшего.
В первую очередь, необходимо позаботиться о выявлении истинной причины, подтолкнувшей ребенка к такому поведению. Не стоит задавать малышу вопросы. Лучше, если вы сами попытайтесь во всем разобраться, проведя анализ событий, предшествующих данному явлению.
Если ваш карапуз таким образом исследует окружающий мир, то лучше, если вы позаботитесь о том, чтоб на его пути не было хрупких предметов, ценных вещей

Недопустимо ругать малыша, если он что-то ломает. Нужно понимать, что в большинстве случаев делает он это не умышленно и также расстраивается, как и родители от произошедшего.
В первую очередь, необходимо позаботиться о выявлении истинной причины, подтолкнувшей ребенка к такому поведению. Не стоит задавать малышу вопросы. Лучше, если вы сами попытайтесь во всем разобраться, проведя анализ событий, предшествующих данному явлению.
Если ваш карапуз таким образом исследует окружающий мир, то лучше, если вы позаботитесь о том, чтоб на его пути не было хрупких предметов, ценных вещей

Также можно окружить малыша игрушками или другими вещами, которые уже частично пришли в негодность для того, чтоб их было не жалко разобрать на детали, изучить внутренние составляющие
Важно, чтоб при этом присутствовал кто-то из взрослых, так как внутри могут содержаться мелкие детали, а ребенок может захотеть попробовать их на вкус.
Если малыш начинает ломать игрушки, особенно, как вам кажется, делает это на зло, то постарайтесь переключить его внимание на другой вид деятельности, делайте это в игровой форме. Например, можно предложить построить замок из кубиков и ничего страшного, если после того, как постройка будет готова, ребенок решит ее разрушить.
Если понимаете, что недостаточно времени уделяете своему сыну или дочери, постарайтесь это исправить
Помните о том, что подобное поведение может быть попыткой карапуза привлечь ваше внимание.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Что делать, если ребенок разрушает вещи

Если у ребенка появилась мания портить и ломать все вокруг себя, то сначала следует узнать, почему он так себя ведет. Многие дети познают окружающий мир, разбирая и исследуя вещи вокруг себя. Малышу интересно узнать, как устроен предмет, но при этом он не понимает, что портит вещь. Как же объяснить ребенку, что не стоит так поступать? Постоянные запреты только подогреют интерес крохи, ведь известно, что запретное всегда желанней. Не стоит запрещать все, нужно спокойно объяснить ребенку, что любая вещь стоит денег, а после поломки они приходят в негодность. Нужно разрешить ребенку исследовать некоторые вещи, не ломая их при этом. Главное – это донести до ребенка, что после поломки вещь невозможно вернуть в первоначальное состояние. Чтобы отвлечь любопытного малыша, можно заинтересовать его чем-нибудь, например, развивающей игрой.

Часто ребенок делает назло родителям, например, портит одежду и мебель, рисует на обоях или бьет посуду. Такое поведение необходимо пресекать в корне. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка — это может только усугубить ситуацию, вызвать гнев и обиду. Зачастую малышу не хватает родительского внимания и участия. Иногда такое поведение – протест ребенка на действия взрослых. Если спокойно побеседовать с ребенком, то можно выяснить мотив многих его поступков.

Что делать с разрушительным поведением ребенка

Первое и, пожалуй, самое важное, что нужно сказать, отвечая на вопрос что делать, если ребенок ломает игрушки – это не ругать. Таким способом  воздействия добиться ничего хорошего нельзя. Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе

Впоследствии бороться с этим будет сложно

Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе. Впоследствии бороться с этим будет сложно.

Чтобы справиться со своими эмоциями, посмотрите интернет- семинар от детского психолога Мама, не кричи!>>>

Что еще может помочь родителям?

Если вы заметили, что ребенок плохо себя чувствует, не стоит давать ему игрушки, которые требуют определенной концентрации внимания или дополнительных усилий. Стоит оставить только самые любимые вещи, с которыми он постоянно играется, не требующие в процессе игры больших стараний.
Покупайте качественные игрушки – так может звучать ещё один ответ на вопрос родителей: ребенок ломает игрушки, что делать? Так вы избавите ребенка от излишних разочарований и как следствие проявления агрессивности

Лучше купить малышу одну, но качественную игрушку, нежели приобретать несколько дешевых.
Переключите внимание. Дети способны быстро переключаться с одного действия на другое. Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму

Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины. Немного родительской фантазии и вопрос решен.
Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.

Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму. Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины

Немного родительской фантазии и вопрос решен.
Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.

Помогите ребенку справиться с эмоцией, которая вызывает приступ гнева и злости. Например, вместе с ним постройте железную дорогу или помогите усадить мишку на машину так, чтобы он не падал.

Покупайте ребенку игрушки соответствующие его возрасту

При покупке надо обязательно обращать внимание на этикетки, где всегда значится, для какого возраста предназначена игрушка. В соответствии с этим уже приобретайте понравившуюся вещь, как вам, так и малышу. Немаловажен и тот факт, что игрушка, не подходящая возрасту ребенка, может причинить ему вред (мелкие детали, которые можно проглотить или вдохнуть и т.д.).
Не преувеличивайте значение происходящего

В такой ситуации всем членам семьи не стоит фиксировать разрушительное поведение ребенка. Это означает не проявлять эмоциональной реакции на происходящее:
Вопросы типа: «Зачем ты так поступаешь?» и т.д.
Поиски объяснений такому поведению.
Переспрашивания.
Горестные причитания

Немаловажен и тот факт, что игрушка, не подходящая возрасту ребенка, может причинить ему вред (мелкие детали, которые можно проглотить или вдохнуть и т.д.).
Не преувеличивайте значение происходящего. В такой ситуации всем членам семьи не стоит фиксировать разрушительное поведение ребенка. Это означает не проявлять эмоциональной реакции на происходящее:
Вопросы типа: «Зачем ты так поступаешь?» и т.д.
Поиски объяснений такому поведению.
Переспрашивания.
Горестные причитания.

Повышенное внимание со стороны родителей может невольно закрепить такое поведение малыша и не дать перейти ему к освоению других способов познания

  • Проводите с ребенком больше времени. Никакие, даже самые дорогие игрушки не способны заменить родительскую тепло и ласку. Чаще разговаривайте со своим ребенком. Спрашивайте как у него дела, интересуйтесь тем, что его беспокоит. Всегда говорите о том, что любите и благодарите его за то, что он у вас есть.
  • Давайте игрушки, которые невозможно поломать или же не жалко. Например, пластмассовые или тряпичные кубики, резиновые машинки и т.д. Это могут быть старые ненужные вещи, которыми вы уже давно не пользуетесь. Дети прекрасно играют с простыми вещами – их воображение позволяет им это делать.

Всегда нужно помнить о том, что дети – это такие же люди, как и вы сами. Ребенок может себя плохо чувствовать, быть чем-то не удовлетворен или у него просто может быть плохое настроение. Не стоит сразу начинать читать поучительные нотации.

  • Ребенок бьет детей в детском саду
  • Почему ребенок не слушается
  • Как объяснить ребенку что нельзя

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Как научить малыша беречь вещи?

Самый сложный для родителей вопрос — как вообще научить малыша заботиться о своих вещах. Стараться сохранить их целыми и невредимыми, воспитать в ребенке умение ценить и беречь.

1

Найдите что-то особенное

Сложно объяснить ребенку, что надо относиться к чему-либо бережно, если этого «чего-то» у него в изобилии. Поэтому приучить малыша беречь вещи необходимо с самой ценной для него вещи. У малыша есть любимая игрушка? Отлично, с нее и можно начать практику. Помогайте ребенку заботиться о ней, определите для ценной вещи место, на котором она будет стоять, старайтесь объяснить, что эта игрушка требует большей заботы потому, что она любимая.

Малыши еще не способны понять дорогая вещь или дешевая. Объяснить совсем маленькому крохе это будет сложно. А вот ценность любимой игрушки он может почувствовать.

2

Стараетесь не заменять сломанные игрушки сразу же

Лучше сначала постараться починить сломанное. На примере сына я заметила, что часто «игрушки-инвалиды» ценятся куда выше любой замены. Ведь теперь ребенок знает, что эта игрушка легко ломается.

3

Повышайте ценность вещей для ребенка

Дорогим игрушкам помимо объяснения можно повысить ценность в глазах ребенка, подарив ее на праздник или просто отложив покупку. Объясняйте малышу, что эта игрушка особенная, ее нужно беречь, потому что заменить ее нечем.

Не заменяйте сломанную игрушку точно такой же. Это позволит ребенку понять, что раз сломанная вещь уже не вернется.

4

Не заставляйте ребенка делиться

Если малыш не хочет давать свои игрушки другим детям — это его право. Все что вы можете —поговорить с ребенком и объяснить ему, что делиться стоит, что вещь от этого не перестанет быть его и это временно. Если заставлять малыша постоянно отказываться от собственных вещей в угоду друзей по песочнице их ценность в глазах ребенка значительно упадет. Как можно ценить вещь, которой распоряжаешься не ты?

5

Предоставьте ребенку самому заботиться о своих вещах

Чем больше Вы ругаете малыша за сломанные игрушки и растерянные канцелярские принадлежности, тем меньше он чувствует личную ответственность за их сохранность. Ребенок понимают, что родители дорожат вещью больше него, значит, они и отвечают за нее. Лучше познакомьте ребенка с причиной и следствием. Потерял игрушку на прогулке? Хорошо — ищи. Ни в коем случае не делайте этого за ребенка! Пока он понимает, что взрослые берут на себя ответственность за сохранность его личных вещей, он не будет их ценить.

Но не забывайте — если вещь действительно принадлежит ребенку и он должен нести за нее ответственность, то она принадлежит ему безраздельно. Вы же можете сами распоряжаться своими вещами, никто за это не заругает и не поставит в угол. Так же и малыш должен понимать, что есть его личные игрушки, с которыми он может поступать, как хочет.

Ребенку важно не только научиться беречь свои вещи, но и принимать решения. А сломать — это тоже решение, за которое малыш должен нести полную ответственность и не перед родителями, а перед самим собой в виде естественного следствия

Как отучить ребенка ломать игрушки

Мало понять, почему ребенок ломает игрушки

Важно отучить его от таких действий и объяснить, почему нельзя портить вещи. Предлагаем рекомендации по этому поводу. Прежде всего, поговорите с малышом

Делайте это спокойно, не используйте крик и выясните причину такого поведения

Прежде всего, поговорите с малышом. Делайте это спокойно, не используйте крик и выясните причину такого поведения.

Если малыш пытается оторвать части тела игрушкам, объясните, что кукле или зверюшке больно. Что для таких игр существуют специальные вещи. Это конструктор, мозаика и предметы, которые нужно собирать или разбирать. Для этого обязательно приобретайте подобные игрушки, особенно, если кроха любит ломать и разбирать вещи, смотреть и узнавать, что у предметов внутри, изучать содержимое изделий.

Предложите ребенку погулять, почитать, порисовать, позаниматься вместе. Это подходящий вариант, если родители регулярно заняты и уделяют малышу мало внимания. Но и в других случаях дети будут рады отправиться с папой и мамой на прогулку, а не сидеть и играть в одиночестве. Разнообразьте досуг чада и старайтесь больше времени проводить вместе.

Если ребенок только что сломал игрушку, не кричите, не ругайте и не наказывайте кроху. Не спешите поднимать поломанные или разбросанные вещи. Пусть малыш играет и изучает окружающий мир дальше. Наблюдайте за крохой, давайте подсказки и советы, участвуйте в играх вместе, но не настаивайте и не учите навязчиво, чем и когда нужно играть.

Если вы купили не ту игрушку, которую хотел малыш, спокойно объясните, что подарили вещь от чистого сердца и искренне переживаете из-за того, что кроха расстроен и разочарован. Но не спешите сразу приобретать новую игрушку взамен сломанной. Оставьте поломанную игрушку на виду, чтобы он убедился, как это плохо.

Объясните ребенку, что другим детям тоже дарят подарки. Малыш может специально испортить игрушку, которую вы приготовили для других, поэтому лучше прятать и не показывать такую вещь собственному малышу. Подобные ситуации вызывают обиды и ревность.

Приучайте кроху к порядку. Объясните, что сломанные и разбросанные вещи нужно убирать самому. Как это сделать, подскажут советы из статьи “Как научить ребенка убирать за собой игрушки”.

Как надо себя вести

Установите простой и четкий распорядок дня

Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек

Так заведено! Вальдорфские педагоги говорят, что с трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
Специально для поклонников либерализма. В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).

Неподходящие по возрасту игрушки

Многие родители, чьи дети постоянно ломают игрушки, разбивают их или портят иным образом, утешают себя, говоря, что малыши «изучают» устройство этих вещей. Однако специалисты полагают, что это толкование детского поведения не всегда верно.

Самой распространенной причиной поломки игрушек является то, что они не подходят ребенку по возрасту или интересам. И поскольку заниматься с игрушкой ребенку не особо интересно, он ее ломает. Также дети поступают и с теми игрушками, которые для них слишком сложны. То есть если малышу дать конструктор для подростка, то вместо увлеченного сборкой ребенка можно увидеть плачущего и ломающего дорогую игрушку.

Вам может быть интересно

26.02.2019 Разрушительные последствия булимии

28.02.2019 Как помочь близкому преодолеть зависимость от спайсов или курительных смесей

21.06.2019 Учимся быть добрее: 12 работающих советов

26.08.2019 Женский алкоголизм: как навсегда избавиться от зависимости?

05.04.2019 Главный нехочуха: как победить лень и изменить жизнь

24.10.2019 Как полюбить чистоту: 8 шагов к соблюдению личной гигиены

23.10.2019 Ленивый ребенок: инструкция по применению

27.06.2019 Помнить о важном: поможем улучшить память

30.05.2019 Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

29.05.2019 Как помочь младшему школьнику лучше справляться на уроках

03.06.2019 Эмоциональная поддержка помогает победить стресс

16.04.2019 6 способов воспитать нравственность в детях

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий