5 советов педиатра, которые помогут ребёнку научиться сидеть

Упражнения для легких

Первое упражнение – растяжка мышц грудной клетки

1. Принимаем исходное положение стоя, ноги вместе, руки прямые, ладони прижаты к бедрам.

2. Разворачиваем ладони вперед и, одновременно совершая вдох через нос, поднимаем руки над головой. Каждая рука должна как бы нарисовать в воздухе полукруг.

3. Разворачиваем ладони в стороны и, одновременно совершая выдох через сжатые губы, опускаем прямые руки в исходное положение.

Сделайте это упражнение 10 – 15 раз.

Важно!

Второе упражнение – раскрытие груди

1. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе, прямые руки вытянуты вперед, ладонями друг к другу.

2. Одновременно вдыхая через нос, отводим прямые руки назад настолько, насколько это возможно.

3. Выдыхая воздух через сжатые губы, возвращаем прямые руки в исходное положение по той же траектории.

Если Вам тяжело держать руки прямо перед собой, их можно немного опустить вниз и делать упражнение в таком положении рук.

Сделайте это упражнение 10 – 15 раз.

Третье упражнение – кузнечные меха

Оно очень полезно для тренировки диафрагмы.

1. Исходное положение – сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, руки на бедрах.

2. С закрытым ртом совершаем быстрые неглубокие вдохи и выдохи через нос. Дышим настолько быстро, насколько это возможно.

Во время упражнения Вы должны ощущать, как диафрагма быстро движется вверх и вниз.

Упражнение может поначалу даваться с трудом. Начните с 15 секунд, постепенно доведя время его выполнения до одной минуты.

Интересный факт!

Четвертое упражнение – вращение локтями

1. Исходное положение – сидя на стуле с прямой спиной, ноги вместе. Прикасаемся пальцами к плечам, при этом направив локти вниз, а тыльные стороны запястий – в стороны.

2. Вдыхая воздух через нос, одновременно поднимаем локти максимально высоко, по пути сводя их вместе перед собой, а затем снова разводя в стороны.

3. Выдыхая через сомкнутые губы, опускаем локти, по пути отводя их максимально назад, а затем возвращаясь в исходное положение. Повторяем 10 раз. С вдохом поднимаем локти, с выдохом – опускаем.

4. Теперь делаем то же самое наоборот – с вдохом поднимаем локти, по пути отводя их назад, и с выдохом опускаем, сводя их вместе перед собой, а затем возвращаясь в исходное положение. Делаем 10 раз.

Важно!

Пятое упражнение – подъем плеч

1. Исходное положение – сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, прямые руки направлены вниз, ладони развернуты вперед. Грудь раскрыта.

2. С вдохом поднимаем плечи как можно выше, по пути выдвигая их вперед, а затем снова разводя в стороны.

3. С выдохом опускаем плечи в исходное положение, по пути отводя их максимально назад. Повторяем упражнение 10 раз. Вдох – поднимаем плечи, выдох – опускаем.

Для удобства представьте, что Вы рисуете плечами две окружности в воздухе.

4. Теперь делаем то же упражнение наоборот – с вдохом поднимаем плечи, по пути отводя их назад, и с выдохом опускаем плечи в исходное положение, по пути выдвигая их вперед. Также делаем 10 раз.

Важно!

Шестое упражнение – крылья бабочки

1. Исходное положение – ладони закрывают уши, пальцы направлены назад и обхватывают голову, локти в стороны, предплечья параллельно земле.

Для удобства можете просто сплести пальцы на затылке.

2. Вдыхая через нос, сводим локти вместе перед собой.

3. Выдыхая через сомкнутые губы, возвращаем локти в исходное положение. Делаем 10 повторений. Вдох – локти вперед, выдох – локти назад.

Седьмое и последнее упражнение – мельница

Оно самое полезное, поскольку задействует целую группу дыхательных мышц одновременно.

1. Исходное положение – сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, сплетаем пальцы рук, держим кисти перед собой на уровне чуть ниже груди.

2. Представим, что мы вращаем ручную мельницу. Рисуя в воздухе окружность, параллельную земле, по часовой стрелке отводим руки максимально далеко от себя и возвращаем их в исходное положение.

3. Паттерн дыхания здесь будет такой – вдыхаем через нос, перемещая руки из исходного положения в самую дальнюю точку окружности, затем выдыхаем, возвращая руки в исходное положение. Повторяем 10 раз.

4. Теперь делаем то же самое, вращая руки против часовой стрелки. Повторяем еще 10 раз.

Важно!

Эффективные упражнения для формирования навыка сидения на фитболе

Чтобы научить малыша садится без помощи других в возрасте шести – семи месяцев, можно проводить специальную гимнастику при помощи фитбола. Таким занятиям родителей должен обучить специалист.

Общие советы

  • Процедуры можно начать осуществлять только лишь через час после приема пищи.
  • Помещение должно быть хорошо проветрено.
  • Дитя находится в добром здравии, веселое.
  • Сделать теплую ванну или растереть мышцы с помощью легкого массажа, длительностью пять-десять минут.
  • Следить за тем, чтобы одежда была из натуральных материалов, памперс лучше не использовать.
  • Все упражнения проделываются очень плавно.
  • Фитбол должен быть крупных размеров (семьдесят – семьдесят пять), без лишних деталей, упругий, ровный, из тёплого (при касании), экологичного и гипоаллергенного материала.
  • Делая упражнения на этом предмете, удерживать ребенка или за туловище, или за бёдра, однако не за стопы и кисти, для того чтобы случайно ребенок не получил вывих.
  • Первые 2-3 дня обучений фитбол можно прикрывать пелёнкой, а малыш должен быть одет. Далее всё убирается, если в комнате хорошая температура.
  • Упражнения лучше сопровождать диалогом, в игровом формате. Он должен чувствовать только позитивные эмоции.

Упражнения для младенцев на фитболе

  1. Малыш лежит на фитболе животиком. Удерживая его за корпус, наклонять вперёд-назад, понемногу усиливая амплитуду. Через несколько дней подобных уроков, дитя должно доставать ладошками до пола, поднимать что-то с него или отталкиваться.
  2. Такая же позиция, только проделать процедуру в другие стороны.
  3. Совместить выше перечисленные упражнения. То есть сделать наклоны в разные стороны.
  4. Покатать по плоскости фитбола (упражнение «часы») по направленности стрелки.
  5. Повторить все задания на фитболе, но в ином положении: когда малыш находится на спине.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что здоровому малышу не нужна помощь родителей, и сделает это тогда, когда будет готов. Тем более не должно быть помощи из разряда «медвежьих услуг». К таким, бесспорно, относится такое достижение человечества, как прыгунки.

Многие родители гордятся собой, купив такой подарок ребенку. Они подвешивают малыша в прыгунки и уверены, что он висит в них и тренируется в усиленном режиме.

На самом деле, по словам Комаровского, в прыгунках ребенок испытывает стресс, но еще больший стресс испытывает позвоночник малыша. Если же крохе удается отталкиваться ножками от пола, то ситуация еще осложняется вероятностью получения компрессионного перелома и микротравм позвонков.

Самым полезным упражнением Комаровский называет выкладывание на живот. Другие мышцы целенаправленно тренировать доктор рекомендует только после внимательного наблюдения за тем, как сидит ребенок (или пытается сидеть)

Если спина при этом имеет округлую форму, можно говорить о слабых длинных мышцах спинки, если заваливается на бок — нужно уделить внимание мышцам живота и боковым группам мышц

Когда ребенок начнет присаживаться, нужно избегать патологических поз. К ним Евгений Комаровский относит сидение с согнутыми в коленях ножками, вывернутыми назад. Если посмотреть на ребенка сверху, выглядеть его поза будет как латинская «W». В такой позе невероятные нагрузки ложатся на тазобедренные суставы и колени, что может стать причиной тяжелых патологий и деформации ног. Вот в этом случае желание и стремление мамы помочь малышу будет вполне уместным — научите ребенка сидеть правильно, и это будет лучшая помощь. Куда более полезная, чем попытки мамы научить ребенка, которому едва исполнилось полгода, просто сидеть.

О том, в каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Основные причины, почему малыш не сидит

Специалисты утверждают, что формирование навыка сидения может запаздывать по следующим причинам:

  • недостаточно окрепшие мышцы конечностей, чтобы удерживать свое тело в пространстве;
  • эмоциональная неготовность малыша к переходу на новый этап физического развития;
  • лишний вес, из-за которого ребенку тяжело сидеть и двигаться;
  • флегматичный темперамент, нежелание прилагать усилия к освоению новых навыков.

На темп формирования навыков влияет пол ребенка — девочки обретают новые способности раньше мальчиков

Замедленное развитие всех навыков наблюдается также у недоношенных деток и малышей, которые обделены вниманием своих родителей

Неумение ребенка в возрасте 6-7 месяцев самостоятельно сидеть может заключаться в задержке психомоторного развития в результате проблем с опорно-двигательным аппаратом и нервной системой. Эти проблемы могут быть связаны с:

  • нарушением внутриутробного развития;
  • родовой травмой;
  • наследственными заболеваниями;
  • перенесенными тяжелыми инфекционными болезнями.

С чего следует начать?

Можно делать повседневную зарядку:

  • Потягивая детей за кисти ручек, помочь присесть из положения лежа на спине. Трехкратного повторения процедуры достаточно, чтобы не утомить малыша. Если ребенок устал, исполняя упражнения – прервать тренировку.
  • Показать ребенку, как подтягиваться и усаживаться в манеже, придерживаясь за его сетку ручками.
  • Приподняв спинку в коляске на одно положение, на некоторое время оставлять младенца в полулежащем положении. Нынешние коляски имеют ряд уровней подъема и жесткую спинку, что весьма практично.
  • Не позволять находится в сидячем положении больше десяти минут в начале тренировок, потом со временем повышать этот период.
  • Тренировать мышечную систему малыша, для того чтобы он сумел усаживаться без помощи других. Выкладывать его на живот, обучая ползанию. Подставить ладошку под ножки, пусть он отталкивается от нее и перемещается по направленности к игрушке, лежащей перед ним на маленьком расстоянии.
  • В пятимесячном возрасте можно обучать малыша, поместив его полулежа к взрослому на коленки и дав возможность ухватиться за пальцы, поднимать его, удерживая за кисти ручек.
  • Ребенок осваивает способность сидеть такими стадиями:
    при помощи и с опорой (делая поддержки на собственные руки, нагнувшись вперед);
    без какой-либо поддержки.
  • Как только мышечный корсет укрепится и будет готов, ребенок сядет сам.

Начинать тренировку необходимо через час после пищи.

Перед процедурами, развивающими умение садиться, необходимо сделать массирование поглаживающими движениями. Сгибать и разгибать его ручки и ноги, растирать их и поглаживать, усиливая кровообращение и разогревая мускулы.

Через несколько секунд медленно и аккуратно уложить его в начальное положение, удерживая головку.

После короткого отдыха можно сделать действие еще пару раз.

Такого рода метод несомненно поможет укрепить мышцы пресса, отвечающие за самостоятельное поднятие тела, в положение сидя в дальнейшем.

В ходе упражнения можно приговаривать стихи, прибаутки или же напевать песенки. Это способствует интеллектуальному развитию и доставляет удовольствие от занятий.

После полугода можно продемонстрировать ребенку, как присесть самому, делая упор на одну ручку, а иной подтягиваться, придерживаясь за опору.

Многие ребята усаживаются сами к восьми месяцам, этот промежуток колеблется в ту и иную сторону у каждого индивидуально. Уже после того, как освоит положение сидя, он будет стараться подниматься при помощи ручек, держась за прутья кровати или сетку манежа. А там уже и до первых шагов недалеко!

Начать раннее усаживание – значит нанести вред неокрепшему позвоночнику.

Как ребенок учится поднимать корпус и сидеть прямо

Очень часто мамы задаются вопросом, с какого возраста присаживать малыша. Родители живо интересуются, во сколько месяцев младенец начинает поднимать корпус, как научить ребенка сидеть самостоятельно, без посторонней помощи. Есть мнение педиатров, что не следует торопиться и буквально навязывать крохе вертикальное положение туловища.

Развитие двигательных навыков ребенка на первом году жизни

Возраст, мес.

Что умеет малыш

2–4

Держит и поворачивает голову, находясь в вертикальном положении

3–4

поднимает голову и грудь, лежа на животе и опираясь на согнутые предплечья

4–5

Переворачивается со спины на живот, с живота на спину

5–7

Поднимает корпус, сидит с опорой, ползает

6,5

Мальчики к этому времени почти не заваливаются на бок в положении сидя

7–8

Самостоятельно садится

8–9

Лежа на животе или спине, поворачивается и принимает сидячее положение

9–11

Стоит в манеже и кроватке, начинает ходить

12

Самостоятельно ходит

Приведенные в таблице возрастные границы — ориентировочные. Недоношенные дети эти и другие этапы проходят позже, чем их сверстники.

Когда нужно покупать обувь?

Как только малыш начал вставать и делать первые шаги —отправляйтесь в детский обувной отдел за его первыми ботиночками. Конечно, можно купить пару заранее, но тогда вы рискуете не угадать с размером: вдруг кроха решит пойти раньше и тогда вот эти красные сандалики будут ему ещё велики.

А удобная обувь сделает малыша увереннее в освоении новой территории и не спровоцирует лишние капризы.

Поэтому предлагаем такую очерёдность действий:

  1. малыш пошёл
  2. вы измерили его стопу в сантиметрах
  3. отправились в магазин за обувью

Несколько правил при покупке первой обуви:

  • первые ботинки — только из натуральных дышащих материалов, кожи или текстиля
  • выбирайте модели закруглённой носочной частью, чтобы пальчики ребёнка чувствовали себя свободно
  • отдайте предпочтение обуви с супинаторами и твёрдой пяткой, для лучшей поддержки и фиксации стопы малыша
  • подошва должна хорошо сгибаться в носочной части

Надеемся, что у вас получиться раздобыть где-нибудь запасную пару глаз, рук и ног для себя. Ведь теперь за маленьким шалуном надо присматривать ещё сильнее, чем прежде. И это здорово!

Когда малыш пробует сидеть сам?

Все малыши очень разные. Тем не менее, матери постоянно беспокоятся, в какой степени соответствует нормативам развитие их детей, а рекомендации бабушек и подружек крайне негативно действуют на нервную систему и спокойствие матери.

«В полгода ребенок сидит сам!  Приступай присаживать!», «Девчонкам нельзя сидеть до восьми-девяти месяцев!» и другие высказывания могут порождать у матери серьезную тревогу. Нужно ли принимать подобные фразы на веру?

До сих пор родители сажают своих карапузов в подушки, как делали их бабушки и мамы

Специалисты, а именно ортопеды и педиатры, в один голос говорят: «Не нужно этого делать!», однако, к огорчению, мамы не берут во внимание их рекомендации

Чем старше становится малыш, тем более индивидуальными темпами проходит его развитие. За навык самостоятельного сидения несет ответственность не только нервная система, но и уровень зрелости костного и мышечного аппарата. По этой причине дать ответ, во сколько месяцев малыш станет усаживаться и сидеть сам, невозможно. А уже тем более нет подобного определения – «должен сидеть».

Средний рубеж для получения навыка – шесть месяцев. Точнее сказать, к полугоду у многих ребенка позвоночный столб становится довольно сильным для того, чтобы осуществить попытку сесть без помощи других. При этом многие дети усаживаются сами только лишь к восьми месяцам, и это считается абсолютной нормой!

Согласно нормам отечественных педиатров, малыш садится без помощи других в пять-восемь месяцев – на такие цифры и нужно ориентироваться мамам, ждущим нового умения ребенка.

При этом нужно принимать во внимание, что малыш сначала станет сидеть весьма неустойчиво и заваливаться на бок или даже на спинку. Уверенно сидит ребенок, как правило, к восьми-девяти месяцам

Садятся ребята обычно таким образом: они проваливаются на бок и, делая упор на одну ручку, высвобождают другую. Ноги при этом расположены в форме буквы V.

Упражнения для укрепления спины и присаживания

Правильно присаживать малышей помогут упражнения на укрепление спины и позвоночника. Кроме гимнастики, с трех месяцев можно выполнять массаж, плавать с грудничком в ванной или бассейне. Это отлично укрепляет мышечный корсет. Специальная гимнастика, которую начинают выполнять с возраста трех месяцев, включает следующие упражнения:

  • Приподнимайте малыша за ручки, чтобы тот самостоятельно пытался подтягиваться ручками к вам. Нельзя поднимать полостью за руки, иначе это приведет к серьезным травмам!;
  • Делайте наклоны и повороты с грудничком;
  • Фитбол или катание на большом мяче – отличные занятия физкультурой для новорожденных, которые укрепляют мышцы и связки. Катать можно и на спине и на животике;
  • Когда малыш лежит на столе на спинке, протяните к нему указательные пальцы. Грудничок ухватится за пальцы и постарается сесть. Приподнимите ребенка примерно под углом 45 градусов и держите несколько секунд в таком положении, потом положите обратно;
  • Поднимите ребенка вниз животиком и держите под грудной клеткой одной рукой, а под ножками – другой. Следите, чтобы спина грудничка находилась в напряженном состоянии, а ножки упирались в вашу грудь. Подержите младенца в таком состоянии полминуты;
  • Укладывайте малыша на животик и размещайте перед ним яркую игрушку, до которой он будет ползти;
  • Подвесьте специальные кольца над кроваткой. Малыш будет хвататься и пытаться сесть, слегка подтягиваясь. Такое упражнение подходит и для присаживания, и для физического развития организма в целом.

Как помочь девочке сесть

Бывает такое, что вроде и возраст подошёл, а девочка всё не садится. Почему это происходит? Если невролог и ортопед не нашли никаких патологий, родителям нужно больше внимания уделять физическому развитию девочки. Как?

Во-первых, поможет общеукрепляющий массаж, рекомендуемый педиатрами, до года каждые 3 месяца. Лучше, если процедуру выполняет профессионал. Ежедневные поглаживания и похлопывания мама делает сама с утра или перед купанием.

Во-вторых, плавание. Детский бассейн – отлично! Если возможности его посещать нет, не пренебрегайте купанием в большой ванне.

В-третьих, выполняйте гимнастику. Она способствует укреплению мускулатуры, развивает координацию. Вот рекомендуемые упражнения:

  • Малыш лежит на животе, его ножки упираются в родителя. Взрослый приподнимает кроху, держа за голени и под грудью. Задерживаем его в этой позе на пару секунд и опускаем.
  • Лежа на спине. Хватаясь за указательные пальцы взрослого, он пытается сесть. Задерживаемся на 15 секунд и плавно опускаем кроху.
  • В нескольких сантиметрах от лежащего на животе ребенка, кладём яркую игрушку. Пытаясь доползти до неё, он укрепляет необходимые для сидения мышцы.

И самое главное, старайтесь, чтобы до года девочка больше времени находилась в горизонтальном положении. С месячного возраста выкладывайте её на животик. Можно приобрести специальный игровой коврик. Яркие рисунки, погремушки и зеркальца развлекут лежащего малыша и будут способствовать развитию мелкой моторики и сенсорики.

Уже к трёхмесячному возрасту, когда девочка научиться переворачиваться, она предпринимает первые попытки к ползанью. Умение передвигаться на животе, а потом и на четвереньках – одно из важнейших условий правильного формирования здорового позвоночника. Некоторые детки пропускают этот этап, и всё же лучше научить чадо ползать.

Период, когда девочка хочет присесть, но удержаться не может, совсем небольшой. Старайтесь в это время себя не накручивать надуманными страхами и просто положитесь на природу. Пройдёт всего пара недель и ваша девочка обязательно сядет.


Новорожденный ребенок выглядит настолько беспомощным, что родителям кажется: еще не скоро малыш будет ползать, сидеть и бегать. Но проходит время, ребенок начинает всему учиться: переворот, ползание, попытки сидеть.

Часто родители, имеющие дочерей, задаются вопросом: когда можно присаживать девочек? Стоит ли торопить этот процесс, не нанесет ли раннее присаживание вреда формирующемуся организму?

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек – опасно  и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Обучающие упражнения

Итак, помочь крохе сидеть самому помогут следующие упражнения.

  • Положить ребенка на спину на полу, подстелив теплое одеяло. Взять его за стопы и дотянуться пальчиками ног до носика, не сгибая ножки в коленях.
  • Модернизируем первое упражнение: задерживаем ножки, не доставая до носика, чтобы выполнить растяжку мышц.
  • Положение остается тем же — лежа на спинке. Нужно подать малышу указательные пальцы, чтобы он мог крепко ухватиться за них и зафиксироваться. Медленно подтянуть его до вертикального положения – посадить. Плавно вернуть ребенка в исходное, лежачее положение.
  • Теперь нужно другое исходное положение – лежа на животике. Надо помогать крохе перевернуться на спинку, после чего вернуться обратно. Можно привлечь его яркой игрушкой, чтобы он тянулся за ней, переворачиваясь самостоятельно. Помогаем малышу, слегка подталкивая ладонями его стопы.
  • Это упражнение можно выполнять втроем – использовать папу для подстраховки. Если такой возможности нет – подойдут специальные пружинящие подушки. Нужно посадить ребенка между подушками (или руками папы). Одной рукой надо придерживать ножки крохи, другой держать его за ладошки. В таком положении кроху плавно раскачивают в разные стороны. Так тренируется умение балансировать (держать равновесие) и усидчивость.
  • Взрослый садится на пол с широко расставленными ногами. Малыша сажают между ногами спиной к себе, перед ним располагают большую яркую игрушку, за которую ребенку удобно будет схватиться. Когда он крепко ухватится за эту опору, его немного отрывают от пола и потихоньку раскачивают из стороны в сторону. Так укрепляются мышцы позвоночного корсета.
  • Когда обучающие упражнения будут освоены, ребенка можно сажать взрослому на колени, давая ему для опоры свои пальцы. Находясь в таком положении, ребенок тренирует мышцы и равновесие, поэтому сможет быстрее научиться сидеть самостоятельно.

Навык сидения – один из рубежных в развитии ребенка. Ведь он получает возможность более широкого обзора, может управляться с игрушками (так намного удобнее, чем лежа на животике), гулять в «сидячей» коляске. Ощутив радость от нового положения, малыш быстрее продвинется к главному навыку первого года жизни – самостоятельной ходьбе. Ну а если кроха немного нерешителен в своих действиях и никак не отважится сесть сам (или не понимает, как это сделать) – взрослые ему всегда помогут. Ведь это совсем не сложно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий