Ребенок раскачивается
Бывает, что родители дошкольников (а иногда и школьников) замечают, как их ребенок ритмично раскачивается из стороны в сторону, скручивается и раскручивается, совершает шаблонные наклоны головы. Такое состояние часто случается до, после или во время сна.
На первом году жизни такие движения помогают ребенку познать возможности своего тела, найти баланс. После года — превращается в привычку, которая может сохраниться и во взрослом возрасте.
Причины
Физиологические
- Нарушение мышечного тонуса.
- Ограничение физической активности.
- Физическое перенапряжение.
- Гипочувствительность вестибулярной системы.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Гипоксия.
- Болевые или дискомфортные ощущения.
- Нарушения нервно-психического развития.
Психологические
- Эмоциональная или интеллектуальная перегрузка.
- Нехватка родительского внимания.
- Разлучение со значимым взрослым.
- Неблагоприятная семейная обстановка.
- Ощущение удовольствия от совершаемого движения.
- Попытка успокоиться.
Что делать
- Обратиться за консультацией к неврологу и педиатру.
- Обратиться за помощью к детскому психологу и нейропсихологу.
- Разнообразить питание жирами (мясо, бульон, рыба, сливочное масло, орехи): такие продукты «любит» нервная система.
- Включить в режим долгие активные прогулки на свежем воздухе.
- Играть в совместные сенсорные игры (с пластилином, водой, песком, игрушками-антистресс, природными материалами).
- Снизить требования и постараться избегать наказаний.
- Включаться в эмоции ребенка.
- Усилить тактильный контакт.
- Сделать ребенку укромное местечко: накрыть пледом палатку или стол одеялом.
- Позаботиться о гигиене сна и адекватном режиме дня.
- Не останавливать ребенка резко во время качаний.
- Не наказывать за раскачивания, не упрекать, не высмеивать, не критиковать.
- Не бояться и не приписывать ребенку диагнозы.
Причины того, что ребенок просится на руки
Ребенок может проситься на руки по пяти причинам. Голод, мокрые пеленки, некомфортная температура воздуха, боль и жажда общения.
Голод
Если ребенок голоден, его нужно просто покормить. Пока ребенку не исполнился еще годик, он может кушать много и часто, особенно в первый месяц, когда пищевые привычки малыша еще только формируются. Но при условии, если ребенок наедается во время кормления, он может захотеть есть не раньше чем 2,5 – 3 часа – это промежуток между кормлениями, который должен быть соблюден, по крайней мере, в первые полгода жизни ребенка.
Правда, если у мамы мало молока или ребенок не насасывается, он может просить поесть через каждый час. И тогда кормление может помочь отучить малыша от рук – ведь главная цель, утоление голода, выполнена.
Мокрые пеленки
Здесь достаточно просто сменить пеленки или подгузники. И тогда ребенок просто не будет больше плакать, проситься на руки – ему будет незачем это делать
Меняя пеленки, нужно обратить внимание, нет ли у ребенка опрелости, которая беспокоит нежную кожу малыша. После каждой смены пеленок малыша нужно помыть и вытереть насухо, чтобы кожа не раздражалась и не краснела
Желательно смазать каждую складочку на ножках ребенка детским маслом либо детской присыпкой. Тогда ребенка не будет беспокоить боль и у него не будет повода проситься на руки.
Плохой температурный режим
Из-за смены температур малыш, особенно грудничок, может часто плакать и проситься на руки. Особенно часто случается это из-за перегревания. Для малыша первого года жизни перегревание намного некомфортнее, чем переохлаждение. Многие бабушки и мамы не понимают этого и излишне укутывают ребенка или повышают температуру в доме до немыслимых цифр. Их цель – чтобы малыш не простудился и не заболел. Но достигают обратного эффекта. Ребенок перегревается, плачет из-за дискомфорта и потом долго болеет. Учащение сердцебиения, трудности с дыханием, нервное перевозбуждение малыша – вот чего достигают родители, излишне перегревая его.
Поэтому в комнате малыша должен быть градусник, а на нем – не больше 25 градусов для ребенка до месяца от роду, и не больше 24 градусов – для ребенка до трех месяцев. Это днем. А ночью температура в комнате новорожденного должна быть не больше 22 градуса.
Если в комнате ребенка будет нормальная температура, он не станет плакать и проситься на ручки, если только нет других причин для беспокойства.
Малыш заболел
Если это так, ребенок будет плакать непрерывно и даже то, что вы возьмете его на руки, может не помочь. В этом случае, ребенка нельзя оставлять без внимания. Держите его на руках столько, сколько понадобится, чтобы малыш чувствовал себя защищенным. В этой ситуации нужна консультация врача. Если ее не будет, родители могут не сориентироваться в ситуации и лишить малыша своевременной помощи.
Потребность в общении
Если малыш хочет больше общаться со взрослыми (как правило, это бывает начиная с трех месяцев от роду), нужно поддержать его в этом. Но это не значит, что малыша не нужно спускать с рук и бежать на каждый его плач. Просто ребенок коммуникабельный, и для родителей не должно быть занятий более важных, чем пообщаться со своим малышом.
Можно несколько минут подержать его на руках. А потом, если ребенок сыт, сух и не болен, он может играть с вами рядом, ползая по полу или находиться недалеко, в коляске или манежике. Если ребенок будет видеть, что папа или мама рядом, он не станет беспокоиться и постепенно приучится играть самостоятельно.
У малыша должны быть развлечения и игры, которые подходят ему по возрасту. Для младенца это могут быть яркие игрушки, подвешенные над кроваткой. Для ребенка постарше – куклы, зайцы и так далее – то, чем он может с интересом играть. Самостоятельная игра может начаться у ребенка уже после 4-х месяцев, до этого периода, как правило, ребенок может проситься на руки только по причине физиологических потребностей.
Маме и папе, которые хотят отучить ребенка от рук, стоит учитывать его возрастные особенности (за ребенком до 4-х месяцев нужно больше ухаживать физически)
А также важно больше разговаривать с малышом, петь ему песенки – тогда его нужно будет меньше брать на руки
К чему приводят стрессы?
Беспокойство и постоянный стресс приводят к тому, что человек становится неспособным контролировать собственную жизнь на достаточном уровне. К этому добавляются и другие неприятные последствия.
Склонность к употреблению веществ, способных заставить временно забыть, что у вас есть проблема. Это может быть алкоголь, особые медицинские препараты, излишнее курение.
Потеря жизненных целей. Страх перед неудачами заставляет отказываться от своих планов, реализации идей.
Развитие хронической усталости провоцирует появление различных болезней, бороться с которыми у организма нет сил.
Мозг, перегруженный обработкой постоянных стрессов теряет тонус и работоспособность.
День отдыха
Выходные дни у вас бывают в достаточном количестве, но вы все равно чувствуете себя усталым и разбитым? Значит вы не умеете полностью расслабляться и отпускать все проблемы. Устройте себе день отдыха, соблюдая несколько простых условий.
Измените привычный сценарий вашего выходного. На работе отпроситесь на весь день среди недели, детей отправьте к родственникам или наймите няню. Изменения должны коснуться и стилю отдыха. Если вы привыкли проводить выходные дома — отправляйтесь за город. Заядлым путешественникам наоборот будет полезно побыть дома.
Проснитесь не по будильнику, а тогда, когда сами захотите. После пробуждения примите расслабляющую ванну.
Найдите себе приятную компанию для утреннего кофе или чай. Помните, такие моменты помогаю хорошо бороться со стрессом.
Порадуйте себя вкусной едой, Ее вы можете как заказать, так и приготовить самостоятельно.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Как правильно отучить ребенка грызть ногти
Зачастую родители, заметившие подобную наклонность, обращаются к врачам с вопросом, как отучить ребенка грызть ногти. Как правильно поступать, и что делать при этом, вам помогут советы психологов, суть которых вкратце изложена ниже:
- Расскажите ему сказку о двух героях, один из которых грызет ногти, а второй – нет. Придумайте сюжет, по которому с неряхой никто не хотел дружить, а опрятный мальчик имел много товарищей.
- Приучите малыша показывать свои эмоции словами, что даст возможность ему выплескивать энергию правильно.
- Приобщайте его к рисованию, танцам, прогулкам – старайтесь максимально занимать свободное время полезным досугом.
- Постарайтесь оградить его от планшетов, компьютеров, смартфонов – устройств, которые значительно повышают нервное напряжение.
- Стимулируйте его желание заняться активным времяпровождением – запишите в секцию по футболу, гимнастике, на танцы. Но при этом не забывайте о правильном распределении нагрузки.
- Прививайте привычку ухаживать за собой – малышам убирайте заусеницы при помощи ножничек и пилочки, а подростков запишите в салон на маникюр.
- При возникновении очередного «приступа» онигофагии попробуйте отвлечь ребенка сказкой, игрой, соберите его на прогулку.
- Будьте терпеливы, не проявляйте агрессию, почаще обнимайте малыша, говорите с ним о его делах – так он сможет отвлечься от желания погрызть ногти.
- Приобретите детский конструктор с мелкими деталями. Идеальным вариантом станет игрушка с металлическими деталями, которые соединяются между собой гайками и болтиками. Такая игра очень хорошо успокаивает нервную систему и убирает весь внутренний негатив.
- Полезны также занятия аппликацией, лепкой при помощи пластилина или полимерной глины.
Что касается специальных средств, то в данном случае можно использовать применение витаминно-минеральных комплексов, улучшающих общее состояние ногтевой пластины. Хорошее действие оказывают витамины группы В и ванночки с натуральными растительными маслами (например, с кедровым). Также можно купить специализированные лаки типа «Некусайка» или «Не грызи», разработанные именно для детей.
Что такое синдром Туретта?
Синдром Туретта относится к группе диагнозов, называемых нейропсихиатрическими нарушениями, то есть мозг не работает должным образом. В данном случае симптомы выражаются в виде моторных и вербальных тиков. Тики — это похожие на рефлекторные движения, например, моргание глазами, пожимание плечами и касание предметов. А также такие звуки, как кашель, откашливание или посвистывание.
Многие ассоциируют тики с употреблением бранных слов и неуместных комментариев. Это называется копролалия и проявляется далеко не у всех, кто страдает синдромом Туретта.
Тики обычно возникают в детском возрасте от пяти до семи лет, но не означают, что у ребёнка развивается синдром Туретта. Они могут быть временными и не требуют лечения. Чтобы диагностировать синдром Туретта, необходимо, чтобы тики проявлялись как минимум в течение одного года и не менее трёх месяцев без перерыва. Болезнь в основном поражает мальчиков и является наследственной.
А стоит ли отучать от рук?
Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней жизни. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно договориться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно постепенно, но регулярно и без давления — тогда результат не заставит себя ждать.
Пока малыш еще помещается в ваших руках, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Дети растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься «на ручки», а процесс отучения будет вспоминаться вами с грустью и теплотой.
Изменения внешнего вида и поведения
На фоне регулярного или периодического курения меняется и поведение ребенка.
Так родители обнаруживают в личных вещах подростка зажигалку, крошки табака, электронные или обычные сигареты. Ребенок может сказать, что предметы принадлежат «знакомому», но чаще это будет попытка выгородить себя.
Курение табака приводит к появлению характерного запаха от волос, вещей подростка. Дети пытаются замаскировать его дезодорантом, духами. Если родители не курят сами, то смогут отличить запах табака от парфюмерии.
Стремление чаще обычного «выйти, пройтись по улице», «встретиться с другом». Как правило, прогулки продолжаются непродолжительное время. При отказе родителей (например, намерение выйти «подышать» в позднее время) ребенок раздражается, но объяснить свое поведение не может.
После возвращения с улицы подросток старается тщательно вымыть руки, почистить зубы, и лишь потом подходит к матери или отцу. Если такие привычки нетипичны для ребенка, стоит задуматься – возможно, ему есть, что скрывать.
При курении дома подросток начинает чаще проветривать свою комнату, оставлять форточку открытой даже в холодное время года.
Стоит обратить внимание и на финансовую сторону вопроса – вредная привычка требует приобретения табака, аксессуаров с определенной регулярностью. Подросток может начать чаще просить деньги на карманные расходы, потратить свои накопления.. На фоне роста популярности электронных сигарет родителей больше волнует вопрос, как узнать, что ребенок курит вейп
Электронные сигареты не обладают типичным запахом, но заподозрить пристрастие помогут следующие признаки:
На фоне роста популярности электронных сигарет родителей больше волнует вопрос, как узнать, что ребенок курит вейп. Электронные сигареты не обладают типичным запахом, но заподозрить пристрастие помогут следующие признаки:
- Странный кондитерский, ягодный запах в комнате.
- Жирные пятна на одежде, сумке – следы жидкости для заправки. Нередко они пахнут фруктами, чаем, мятой.
- Плотная жирная пленка на окнах в детской комнате. Жидкость для сигарет содержит глицерин. Испаряясь, он конденсируется на холодных стеклах.
- Массивные зарядные устройства с аккумуляторами, включенными в розетку при условии, что в семье нет техники, работающей от таких батареек.
Подросток, начинающий курить или уже имеющий зависимость, неуловимо меняется в глазах родителей. Он может стать более резким, раздражительным, хуже успевает в школе и отказывается от любимого десерта. Подозревая неладное, родители нередко устраивают «слежку», роются в личных вещах, рискуя подорвать доверие ребенка.
Самое лучшее, что они могут сделать в такой ситуации – это поговорить с сыном или дочерью и выяснить, что же происходит.
Жить без стресса — это легко
Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.
Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.
Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.
Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.
Функционирование в семье и в отношениях
Ананкаст больше всего боится потерять то, что безопасно и известно, ведь в этом случае ему придется переключиться на другие направления в мышлении и действии. Именно страх потерять контроль – причина того, что ананкастический человек цепляется за прошлое в различных сферах жизни, поддерживая семейные традиции, мораль и религию. Часто такое отношение приводит к догматизму, преувеличению морализаторства или проявляется в межпоколенческом конфликте.
Если человек с ананкастическим расстройством личности – родитель, он будет пытаться контролировать детей и редко будет удовлетворен ими. Он вводит строгие правила и контролирует дисциплину. Родитель часто дает команды, которые четко указывают не только на контроль, но и на попытку поддерживать установленный им порядок.
Часто возникают вопросы: «В какое время ты приезжаешь домой? Ты должен был быть в девять часов, но опоздал на 5 минут!», «Какой беспорядок в твоей комнате! Через полчаса все должно быть убрано, иначе я выкину все игрушки!» Это типичная беседа с детьми в ситуациях, когда они нарушают установленные для них нормы.
Ананастичный родитель также чрезвычайно требователен и на все реагирует нервно. Характерны высказывания: «Ты плохо учишься, нужно стараться больше»,«Пока ты не исправишь оценки, не пойдешь гулять».
Человек с анкантастической личностью может проводить большую часть времени на работе. В контактах с семьей он может быть очень ограниченным, часто не проявляет теплоты и радушия, ограничиваясь отдачей приказов. Потребность в установленном порядке вызывает гнев даже в том случае, если что-то не лежит на «своем месте».
Ананкасты осознают, что для того, чтобы обеспечить социальное продвижение, они должны много трудиться, поэтому сначала в школе, в университете и, наконец, на работе, они всегда стараются быть лучшими. Такое постоянное состояние вызывает усталость и раздражительность, тем более что зачастую семья не в состоянии оценить все усилия больного.
Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?
Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
В психологии детские травмы делятся на пять видов:
отвержение (предательство, игнор, изгнание);
разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
утрата (потеря любимых близких людей);
плохое здоровье;
насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка
Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).
Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).
Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).
Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.
Почему дети ябедничают?
Учителя и детские психологи часто приводят в пример похожую ситуацию: родители, рассказывая о причинах того, что их ребёнок ябедничает, говорят: «Он это делает из-за зависти», либо «Он слишком зациклен на себе и своих удовольствиях», а затем выясняется, что ребёнку только что исполнилось 4 года. Конечно же, заявление о том, что ребёнок в этой ситуации ябедничает – ошибочно. Механизмы нашего мышления, которые позволяют нам рассказывать о чужих проступках в поисках выгоды, формируются довольно длительное время. Они требуют хорошо развитого ума и возникновения определённых социальных ситуаций. В связи с этим, родители часто путают просьбу о помощи маленького ребёнка с ябедничанием, исходящим от сформировавшейся личности. Происходит это из-за схожести словесных форм, в которые облекаются просьба о помощи и ябедничество.
Поэтому, говоря о причинах ябедничания, мы имеем в виду детей старше 5 лет, и различаем возрастные механизмы, возникающие в разное время.
Основной причиной того, что ребёнок ябедничает, является стремление восстановить свою личную справедливость, границы которой определяет каждый из нас в своём сознании. Копируя некоторые социальные роли, которые ребёнок видит вокруг, он рано или поздно перенимает устоявшуюся модель «доноса» на другого человека с целью личной выгоды. И если до 5 лет ребёнок может сказать, что «Коля отобрал у меня машинку» только потому, что просит у взрослого помощи, то после 5 лет вполне возможна ситуация, когда Коля уже давно раздражает вашего ребёнка тем или иным способом, и ваш малыш просто ищет путь, чтобы наказать соперника по игре.
Итак, мы видим уже две причины, из-за которых дети начинают ябедничать:
- Стремление восстановить личную справедливость.
- Достижение личной выгоды.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(86)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(1)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(3)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(5)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(1)
- Эндокринология(0)
Как отучить ребенка от рук?
Конечно, в том случае, если есть необходимость отучить ребенка от рук, есть определенные методики. Но педиатры советуют все же дать малышу возможность самостоятельно от них отказаться.
Но есть методики, которые все же помогают ускорить процесс, но помните, что это негативно сказывается на спокойствии ребенка и его психологической устойчивости.
- Сила духа. Способ для тех, кто умеет сдерживаться и не потыкать своим хочу и хочу малыша. Как только он засыпает после кормления — его сразу кладут в кроватку. Но есть вероятность, что кроха быстро проснется, и начнет требовать рук
- Максимально гладить ребенка, дарить ему заботу, но снизить количество времени проведенного на руках. Может затянуться, эффективность индивидуальна.
- Пустить в ход плюшевого друга, как только кроха научится засыпать с ним, потребности в маме уже такой не будет.
Эти способы помогают далеко не всем, так как у каждого ребенка свой процесс развития. Для более старших поможет способ выматывания перед сном или же новая традиция (привычка).
Помните, что дети растут быстро и отучить ребенка от материнских рук всегда успеется. Наслаждайтесь каждым мгновением проведенным со своим крохой.
Мамам на заметку
Самые общие схемы борьбы с вредной привычкой такие:
Ласка, внимание к ребенку. Общение, пояснение о том, что будет, если грызть ногти
Пересмотрите рацион питания ребенка, может быть там не хватает полезных веществ.
Делайте так, чтобы ребенок выполнял режим дня, учите его засыпать самостоятельно, но если он очень испуган, пока не оставляйте его одного (тут важно почувствовать разницу между капризом и настоящей тревожностью). Используйте арт-терапию: рисовать свой страх, замазывать его или лепить чудище, а потом смять его руками
Больше гуляйте (только не вдоль трасс). Сочиняйте сказки, которые повторяют ситуации, которые происходят в вашей семье, но в сказках малыш должен побеждать.
- В зависимости от увлечений ребенка, запишите его на какой-нибудь спорт, плавание, на танцы.
- И самое главное – обнимашки, поцелуи на ночь, тактильные прикосновения, массажики, мягкий голос, позитив, которые расскажут малышу о том, что и в семье, и с ним все в порядке и не о чем беспокоиться.