Графики веса ВОЗ: шпаргалка для мамы

Какие обследования необходимы ребенку от 2 до 3 лет

После довольно интенсивного режима плановых медицинских осмотров в первые 2 года жизни (ежемесячно в 1-й год, затем каждые 3 месяца) на 3-м году ребенок посещает поликлинику раз в полгода, а с 4-го — раз в год.

При каждом посещении педиатр измеряет рост, вес и обхват головы ребенка, а также проводит оценку соответствия нервно-психического развития малыша возрастным нормам. При необходимости врач порекомендует консультацию у профильного специалиста.

Стандартное медицинское обследование в 2 года:

  • Педиатр,
  • Стоматолог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Стандартное медицинское обследование в 3 года (перед поступлением в детский сад):

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

К 2 годам все плановые прививки обычно уже проведены (кроме реакции Манту, которую делают ежегодно). От 2 до 3 лет малыш будет тренировать свой иммунитет, оказываясь все в новых и новых ситуациях, климатических, природных и санитарных условиях.

Самое серьезное испытание для его иммунитета еще впереди, и начнется оно после 3 лет, когда его социальная среда значительно расширится за счет коллектива в детском саду или детской студии развития.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Развитие речи

Традиционно считается, что девочки начинают говорить быстрее, чем мальчики, но с возрастом эти различия сглаживаются, и мальчики догоняют своих сверстниц. Однако на самом деле это совсем не так. Развитие речи зависит не от пола, а от следующих факторов:

  • Прикус и здоровье молочных зубов;
  • Общее состояние здоровья. Известно, что часто болеющие дети начинают говорить позже, чем ребята с крепким иммунитетом;
  • Наследственный фактор;
  • Семья и ближайшее окружение. Если с ребенком активно общаются, он заговорит намного быстрее.

В два года малыш непременно должен знать свое имя и уметь отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» (некоторые дети показывают возраст на пальцах), «Во что ты играешь?», «Как зовут папу или маму?». Некоторые 2-летние дети отличаются общительностью, а некоторые, наоборот, стесняются разговаривать, особенно с незнакомыми людьми.

Таких малышей надо обязательно вовлекать в разговор, поощрять любые попытки завести беседу. Можно задавать ребенку вопросы, а также отвечать на любые вопросы с его стороны. Это способствует быстрому развитию речи. Развивать речь помогают занятия по тренировке мелкой моторики, например, пальчиковые игры и рисование пальчиковыми красками.

Нормы и проведение измерений

Рост

Измерение длины тела грудного ребенка проводится с помощью сантиметровой ленты. Малыша укладывают на стол или кровать так, чтобы его голова упиралась в бортик. Выпрямив ножки крохи, отмечают линию под пятками и измеряют расстояние от бортика до этой линии. Рост ребенка постарше определяют с помощью ростомера.

Рост девочек с рождения до 5 лет:

Рост девочек с 5 до 19 лет:

Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет:

Рост мальчиков с 5 до 19 лет:

Вес

Взвешивание новорожденных и детей до года проводится на специальных детских весах. Для достоверности ребенок должен быть раздетым, а от полученного показателя отнимают вес пеленки, которая лежит на весах.

Вес девочек с рождения до 5 лет:

Вес девочек с 5 до 10 лет:

Вес мальчиков с рождения до 5 лет:

Вес мальчиков с 5 до 10 лет:

Окружность головы

Для измерения используется сантиметровая лента длиной 150 см, на которой имеются деления в миллиметрах. Спереди ленту (ее нулевое деление) прикладывают по наиболее выпуклой части лба выше бровей. После этого ее нужно обкрутить вокруг головы, начиная с правой височной области. Далее сзади она должна прикасаться к затылку, переходить на левую височную область и возвращаться к области лба.

Окружность головы девочек с рождения до 5 лет:

Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет:

Окружность плеча

Данный параметр определяют с помощью прорезиненной сантиметровой ленты, длина которой составляет 1,5 метра. На такой ленте для точности измерения присутствуют миллиметровые деления. Плечо измеряют в двух состояниях – расслабленном и максимально напряженном. Сначала определяют окружность плеча на опущенной вниз правой руке, накладывая ленту на самую утолщенную часть двуглавой мышцы. Далее руку следует согнуть в локте и максимально напрячь мышцы, после чего повторить измерение. Разница между полученными данными подскажет степень мышечного развития.

Окружность плеча у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Окружность плеча у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой

Измерение данного параметра используется для определения процента жира в организме. Поскольку для измерения применяют специальный прибор калипер, то определение толщины складки также называют калиперометрией. Кожу защипывают немного ниже любой лопатки так, чтобы образовавшаяся складка проходила под 45° к вертикальной линии. При этом складка должна быть направлена вниз от позвоночника к боковой части тела.

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом

Толщина кожной складки над трицепсом характеризует процента жира в организме.

Для измерения ребенок должен опустить руки. В средней точке между акромиальным отростком лопатки и локтевым отростком локтевой кости оттягивают кожу, зажав ткань между большим и указательным пальцами. Штангенциркуль накладывают на середину расстояния между началом и концом кожной складки. Кожу не отпускают, а через 2 секунды с точностью до полмиллиметра измеряют толщину складки. Измерения обычно проводят 3-4 раза, а затем вычисляют среднее значение (показатели не должны отличаться более, чем на 1 мм.)

Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет:

Как вычисляется индекс массы тела (ИМТ) и что он показывает?

Индекс массы тела помогает оценить, соответствует ли масса человека его росту, в результате чего определяется, нормальный ли вес, избыточный либо недостаточный.

ИМТ девочек от рождения до 5 лет:

ИМТ девочек с 5 до 19 лет:

ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет:

ИМТ мальчиков с 5 до 19 лет:

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

На основе каких данных построены таблицы и графики?

До 1997 года нормы ВОЗ просто фиксировали параметры роста детей. При этом большинство таблиц было создано на основе статистики по детям на искусственном вскармливании. Сейчас же все нормы пересмотрены и в их основе находятся показатели детей на грудном вскармливании. Нормы показывают, как дети должны расти, а также помогают определить, требуется ли вмешательство, способное улучшить рост ребенка и его здоровое развитие.

Разработка действующих сейчас норм проведена в интересах здоровья деток разных стран мира. Сравнение показателей физического развития ребенка с этими нормами помогает медицинским работникам вовремя выявлять чрезмерную либо недостаточную прибавку массы и других показателей.

Девочки от 0 до 5 лет

Рост девочек

График изменения роста девочек от 0 до 6 недель лет

График изменения роста девочек от 6 недель до 2 лет

График изменения роста девочек от 2 до 5 лет

График изменения соотношения роста и веса девочек от 0 до 2 лет

График изменения соотношения роста и веса от 2 до 5 лет

График изменения ИМТ девочек от 0 до 2 лет

График изменения ИМТ девочек от 2 до 5 лет

График изменения окружности головы девочек от 0 до 13 недель

График изменения окружности головы девочек от 0 до 5 лет

Другие методы оценки физического развития ребенка

Под «физическим развитием» подразумевают динамический процесс изменений размеров и пропорций тела, мышечной силы и работоспособности. Существует несколько подходов, позволяющих комплексно проанализировать отдельные антропометрические показатели. Так, например, для интегральной оценки величины нескольких показателей можно применять индексы. Несмотря на ограниченную клиническую значимость, некоторые из них до сих пор используются в практическом здравоохранении. Индекс Чулицкой (упитанности). В настоящее время при-меняется у детей первых 3 лет жизни и отражает состояние питания ребенка в этот период. Вычисляют по формуле: три окружности плеча (см) + окружность бедра (см) + окружность голени (см) – длина тела (см). При нормотрофии величина индекса составляет на 1-м году жизни 20–25 см, в 2–3 года – 15- 20 см, при гипотрофии она снижается. Индекс Чулицкой (пропорциональности). Может применяться у детей первых лет жизни. Основан на том, что у пропорционо развитых детей средней упитанности утроенная окружность плеча равна окружности груди и равна сумме окружностей бедра и голени. Индекс Эрисмана (индекс крепости). Вычисляют по формуле: окружность груди – 1/2 длины тела. У детей в возрасте до 1 года он равен 13,5 см, в 2–3 года – 9 см, в 8–15 лет – см. Индекс Тура. Используется у детей старше 1 года. Позволяет оценить темпы увеличения размеров головы и пропорциональность развития. Вычисляют как разность между окружностями груди и головы. В норме величина индекса должна превышать число лет ребенка, но быть меньше удвоенного возраста (в годах). Индекс Б рока. Представляет собой дефицит или избыток массы тела, выраженный в процентах, по отношению к нормальным средним величинам. В норме отклонение ±10–15%. Массо-ростовой индекс (Кеттле /). По предложению А. Ф. Тура этот индекс используют у новорожденных для оценки питания ребенка во внутриутробном периоде. Вычисляют как отношение массы тела (г) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 60–70. Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии. При I степени гипотрофии массо-ростовой индекс находится в пределах 59–55, при II степени – 54–50, при III степени – менее 50. Индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кеттле 2. Вычисляют как отношение массы тела (кг) к возведенной в квадрат его длине (м2). Величина этого индекса изменяется с возрастом нелинейно, поэтому для его оценки необходимо использовать нормативные таблицы (табл. см выше).

Полезные программы для мамы

Родителям, которые хотят внимательно следить за изменениями показателей роста и веса своего ребенка, будет полезна программа мониторинга роста и веса, созданная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Программу (для ПК) и инструкцию к ней можно скачать на сайте ВОЗ Программа состоит из трех модулей: Антропометрический калькулятор (АК); Индивидуальная оценка (ИО); Обследование состояния питания (NS). и имеет русскоязычную версию интерфейса.

Таблица веса и роста детей по месяцам до 1 года

Узнать рост и вес, соответствующие возрасту ребенка, можно из таблиц. Значения являются примерными и могут разниться с полученными на практике измерениями. Необходимо помнить, что все дети развиваются по индивидуальному плану, имеют свои темпы набора веса. В таблице указаны средние значения, и дети не обязательно должны весить именно столько, сколько указано в ней.

В первый год ребенок растет и увеличивает вес в зависимости от особенностей кормления. При разработке таблицы берется эталонный вариант – девочка, которая весит при рождении 3,2 кг или мальчик с массой 3,3 кг, находящиеся на грудном вскармливании.

Возраст в месяцахДевочкиМальчики
Вес, гРост, ммВес, гРост, мм
новорожденный3320±45490±163540±46505±19
1 месяц4250±54536±214330±65551±22
2 месяца5100±56570±225310±77578±25
3 месяца6080±62603±216270±73620±21
4 месяца6650±81623±256910±75641±27
5 месяцев7425±92634±247830±85672±18
6 месяцев7950±85667±238780±81680±21
7 месяцев8150±92674±268950±105698±26
8 месяцев8420±105697±219260±96712±21
9 месяцев9320±100707±229910±120731±24
10 месяцев9510±124721±2810450±112740±27
11 месяцев9850±90736±2610520±96751±23
12 месяцев10150±80758±2510670±118758±28

Прибавка в весе у новорожденных: что считать нормой от рождения до года?

Если до двухнедельного возраста ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, и это для него считается нормальным, то оставшийся период до годовалого возраста разделен следующим образом:

Возраст от 2-х недель до 3-х месяцев – период наиболее интенсивного набора веса. Именно тогда норма прибавки в весе у новорожденного самая существенная – грудничок может прибавить от полкилограмма до двух кг в массе тела каждый месяц.

И для здорового ребенка на грудном вскармливании это будет неплохим показателем. Очень часто маленькая прибавка у новорожденного может быть связана с каким-то заболеванием или генетической предрасположенностью;

Возраст от 4-х месяцев до полугода считается важным в развитии малыша, он начинает больше двигаться и расходовать много энергии. Неудивительно, что прибавка веса в течение этих месяцев сравнительно ниже, чем в предыдущий этап жизни. Норма – 500-1000 г за один месяц, иногда допускается и минимальный порог в 300 г, но это скорее исключение.

Когда требуется отследить динамику в наборе веса у новорожденных, обычно берут данные раз в неделю, минимальный результат не должен быть ниже 125 грамм еженедельно до полугодовалого возраста;

  • Возраст 6-9 месяцев у здоровых детей ознаменован тем, что еда становится разнообразнее за счет введения прикорма. Минимум 200 грамм и максимум 500 грамм – норма прибавки веса у новорожденных такого возраста. Читайте актуальную для этого периода статью по введению прикорма и питанию ребенка>>>
  • В 9-12 месяцев ребенок совершенствует свои двигательные навыки, много ползает, ходит, в том числе и пробует передвигаться самостоятельно. Поэтому если ваш малыш в этом возрасте прибавляет только около 100-300 грамм в месяц, это нормально, повода для беспокойства нет.

Получается, что к полугодовалому возрасту ребенок должен увеличить свой вес примерно в 2 раза, а к году – в 3 раза по сравнению с тем, каким он был при рождении. Существуют даже специальные методы отслеживания прибавки веса у новорожденных по месяцам: таблица и формула расчета. Если с первой все достаточно просто, мы просто смотрим готовые данные, то формулы выглядят следующим образом:

  1. Вес+N*800, где N – это число месяцев, а вес исчисляется в граммах, действует для малышей от рождения и до 6 месяцев;
  2. Вес+800*6+400*(N-6), где N – число месяца после полугодовалого возраста, а вес также исчисляется в граммах;
  3. Эта несложная арифметика допускает допустимые колебания в один килограмм в меньшую или большую сторону, если речь идет о первом годе жизни.

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

ОбластьКоличество центилейПримечания
1Слишком низких величиндо 3Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2Низких параметров3-10Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3Величин ниже среднего10-25Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4Средних значений25-75Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5Величин выше среднего75-90Гармоничное формирование с опережением нормы
6Высоких показателей90-97Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7Сверхвысоких значенийвыше 97Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Рекомендации для пожилых людей старше 65 лет

Пожилым людям физическая активность полезна не меньше, чем взрослым, детям или подросткам. Наоборот, в пожилом возрасте повышается риск получения травм из-за падений, так как кости становятся более ломкими. Регулярная физическая активность препятствует ухудшению состояния костной системы.

Несмотря на преклонный возраст, уровень физической нагрузки для пожилых людей должен сохраняться примерно таким же, как у взрослых. 2-5 часов в неделю стоит уделять упражнениям средней интенсивности и 1,5-2,5 часа в неделю заниматься более интенсивно. Разные виды активности лучше чередовать или сочетать в рамках одной тренировки.

В качестве дополнительных нагрузок полезно будет запланировать пару силовых тренировок в неделю и выполнять упражнения на равновесие. Такие упражнения лучше сделать ежедневными или выполнять их хотя бы через день. Продолжительность и интенсивность всех занятий можно увеличивать, если нет медицинских противопоказаний.

Актуальность проблемы недостатка физической активности

Регулярная физическая активность — один из ключевых факторов в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний, поддержания психического здоровья, оптимального веса и улучшения общего самочувствия. Однако в ВОЗ отмечают, что в общемировом масштабе около 30% взрослых и 80% детей не выполняют рекомендации 2010 года и продолжают вести малоподвижный образ жизни. “Перекос” наблюдается и по гендерному признаку. В частности, во многих странах девочки и женщины проявляют меньше активности, чем мальчики и мужчины. Различия по уровню физической активности заметны также в разрезе регионов проживания и социальных статусов.

Рассмотрим рекомендации ВОЗ в отношении физической активности для людей разного возраста, в том числе с ограниченными возможностями.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Чем кормить ребенка в год

Клинические рекомендации по питанию детей первого года жизни гласят, что в рацион необходимо включать следующие продукты:

1. Молочные, кисломолочные продукты. Детям в 12 месяцев давать молоко в чистом виде пока запрещено. Его заменяют детскими молочными смесями и грудным молоком. Можно постепенно начинать вводить в рацион кисломолочные продукты (кефир, питьевой йогурт). Их жирность не должна превышать 3,2%. В ежедневное меню можно ввести специальный детский творожок. Пару раз в неделю можно понемногу давать ребенку сыр и сметану.

2. Крупы, каши. Детям в этом возрасте уже можно давать гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, рисовую кашу. Но малышам не подойдут обычные каши из цельной крупы, которые едят взрослые люди, так как они имеют слишком грубую структуру и плохо усваиваются детским организмом. Поэтому нужно покупать специальные детские каши, в которых сохранена вся польза злаков. Кроме этого, такие каши обычно дополнительно обогащают полезными минералами и витаминами.

3. Фрукты, овощи. В возрасте один год ребенок обычно уже ест овощные и фруктовые пюре (морковь, яблоко, картофель, груша, банан, кабачок, чернослив, тыква, брокколи). После года возможно введение в рацион свеклы, киви, фасоли, зеленого горошка, абрикоса

Важно! Любые новые продукты вводятся в рацион постепенно, с обязательным отслеживанием реакции организма ребенка на них

Бобовые культуры и овощи с большим количеством клетчатки нужно подвергать тепловой обработке. Давать их малышам можно не чаще раза в неделю. Остальные фрукты и овощи нужно давать ежедневно в виде пюре, смузи, киселей, компотов. В детских магазинах имеется большой выбор различных фруктовых и овощных пюре.

Выбирая продукты, нужно смотреть, чтобы их состав был натуральным (без сахара, консервантов, крахмала, подсластителей).

4. Рыба, мясо. Данные продукты обязательно должны присутствовать в детском питании в качестве источника белка. Мясо (индейка, курица, телятина, крольчатина) нужно давать ежедневно, рыбу (минтай, хек, треска) 2-3 раза в неделю. Из рыбы и мяса можно готовить суфле, паровые котлеты, пюре. Это трудноусвояемые продукты питания для ребенка в 1 год, поэтому желательно давать их в обед.

5. Растительное и сливочное масло. Ими можно заправлять мясные и овощные блюда, каши. Если ребенок уже может жевать, то можно мазать сливочное масло на хлеб. Растительные масла должны быть нерафинированными.

6. Яйца. Начиная с годика в рацион малыша можно вводить куриные яйца. Давать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.

«С чего начинать отсчет»

Первый раз малыша взвешивают сразу после рождения, затем – в момент выписки из родильного дома. Эти две цифры нужны для дальнейшего контроля набора веса.

Сколько весит кроха

Вес доношенного ребенка при рождении колеблется от 2700 до 3700 грамм . На этот показатель влияют:

  • здоровье малыша;
  • наследственные показатели (крупные дети чаще всего рождаются у высоких мам с большим весом);
  • пол (обычно мальчики крупнее девочек);
  • питание мамы (не секрет, что те продукты, которые кушает будущая мама во время беременности, попадают к малышу, если мама ест калорийную пищу, ребенок набирает больше веса);
  • психическое состояние мамы (постоянные тревоги и стрессы мамы при беременности отразятся на здоровье и весе ребенка при рождении);
  • вредные привычки мамы (у мам, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя) чаще рождаются дети с недостаточной массой тела)

Куда «уходит» вес

Традиционно принято измерять два показателя веса новорожденного ребенка. Как правило, в первые 2-3 дня жизни малыши теряют вес. Причин тому несколько:

  1. потеря жидкости. Родившийся малыш начинает дышать легкими, лишняя жидкость уходит через дыхательные пути и кожные покровы;
  2. установка питания. родившийся ребенок кушает материнское молозиво небольшими порциями, привыкая к новой еде;
  3. привыкание к новым условиям.

В совокупности за первые несколько дней после рождения ребенок теряет около 6-10% своего первоначального веса, поэтому прибавку веса принято считать именно от второй цифры, поскольку она более информативна.

Как растет малыш

После выписки из родильного дома малыш начинает прибавлять в весе. Нормы прибавки индивидуальны для каждого ребенка и зависят от:

  • общего самочувствия и состояния здоровья. Больной ребенок кушает хуже;
  • аппетита;
  • вида кормления. Искусственники набирают вес быстрее своих «коллег» на естественном вскармливании;
  • количества и качества пищи. Чем больше материнского молока или смеси получает ребенок, тем быстрее он набирает вес;
  • подвижности крохи. Шустрые детки набирают меньше;
  • режима дня. Малыш наберет меньше, если кормить его в строго определенное время «по часам»;
  • возраста. В первые несколько месяцев набор веса идет стремительно, к году этот процесс замедляется.

Несмотря на такое большое количество нюансов, врачами были установлены средние показатели прибавки вес новорожденных детей.

Сколько прибавит малыш

С рождения до полугода малыш активно прибавляет вес:

  • первый месяц – 90-150 граммов в неделю (в течение месяца малыш должен набрать 360-600 гр);
  • 2-4 месяц – 140-200 граммов за неделю (за месяц 560-800 гр);
  • 5-6 месяц – по 100-160 граммов в неделю (за месяц – 400-640 гр).

После 6 месяцев постепенно замедляется рост и вес. Для наглядности представим показатели в виде таблицы.

Историческая справка (таблицы и графики ВОЗ)

С конца 1970-х годов использовали справочные показатели развития, принятые Национальным центром медико-санитарной статистики / Всемирной организации здравоохранения (НЦМС / ВОЗ).

В 1993-1994 году ВОЗ пришла к выводу, что используемые справочные показатели не отражают адекватным образом развитие ребенка в раннем возрасте и имеют множество недостатков. Недостатки были очень серьезные и это мешало оптимальному ведению кормления детей раннего возраста. Необходимо было исследовать новые нормы развития.

С 1997 по 2003 ВОЗ проводила крупные исследования показателей развития, чтобы построить новые кривые для оценки развития детей грудного и раннего возраста. Исследование получило название — Многоцентровое исследование по разработке справочных показателей роста (MGRS). Общее количество исследуемых детей было 8440. Некоторые из них были исключены из исследования по причине болезни или других осложнений. Исследования проводились на детях в Бразилии, Гане, Индии, Норвегии, Омане, США. Таким образом удалось собрать статистические данные из стран с различным климатом, культурой и другими особенностями.

В ходе исследования были приняты Сдандартные показатели развития ребенка:

  • длина тела (рост) — возраст
  • масса тела (вес) — возраст
  • масса тела — длина тела
  • масса тела — рост
  • индекс массы тела (ИМТ) — возраст

Здесь стоит обратить внимание на различия в понятиях длина тела и рост. Длина тела измерялась у детей в возрасте от рождения до 2 лет в положении лежа. Рост измерялся у детей от 2 до 5 лет в положении стоя

В окончательных статистических данных для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев учитывают обе величины. В наших таблицах и графикам мы для простоты используем слово «рост»

Рост измерялся у детей от 2 до 5 лет в положении стоя. В окончательных статистических данных для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев учитывают обе величины. В наших таблицах и графикам мы для простоты используем слово «рост».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий