Разбор и анализ страхов
Чтобы избавиться от постоянных переживаний, так досаждающих ежедневно, нужно провести огромную работу над собой. Если этого не делать, вы будете мешать жить не только себе, но и окружающим. Что жить не переживая и не тратя много энергии на стресс, учитесь разбираться со всеми своими страхами. Разделите их на два списка: решаемые и нерешаемые.
Начнем с разрешаемых проблем. Если вы понимаете, что при должных усилиях вы легко с ними справитесь, тогда не стоит тратить нервы на волнения по этому поводу. Теперь разберемся с другим списком. Задайте себе вопрос, могу ли я что-либо изменить? И если ответ — нет, тогда прекращайте переживать за то, что от вас никак не зависит.
Каковы последствия со стороны репродуктивной функции?
Стресс во время беременности сказывается не только на детях, но и на потенциальных внуках.
нарушения менструального цикла;
отсутствие овуляции;
проблемы с зачатием и вынашиванием;
осложнения родовой деятельности;
трудности с грудным вскармливанием;
подверженность послеродовым депрессиям.
Мальчики тоже не остаются в стороне. Научные исследования свидетельствуют, что материнский стресс провоцирует:
нарушение процесса образования сперматозоидов;
феминизацию — развитие физических и психических признаков женского пола.
Перенесенные будущей мамой эмоциональные потрясения могут отразиться на состоянии ребенка не сразу. Иногда отклонения становятся заметны, когда ребенок идет в школу или во время переходного возраста.
Откуда берётся повышенная тревожность
Две главных причины тревожности:
Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.
2. Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»
В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:
- ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
- ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
- заболевания ребёнка.
Почему страхи укореняются в детях
Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.
Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.
Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:
- Травматическая ситуация или физическое насилие
- Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
- Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые
Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.
ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Я предлагаю вашему вниманию мини-классификацию
типов тревожности, с которыми мне довелось
работать.
Тревожность как качество личности
Тревожность как фон жизни присуща
ребенку-астенику, который в принципе склонен
воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще
всего такой подход к жизни перенимается ребенком
от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь,
до какой степени он походит на своих родителей.
Мама Вити (7 лет) жаловалась, что он не может сам
подойти к учительнице что-то спросить, плачет,
когда она собирается уходить. Когда она делилась
со мной своими переживаниями, у нее самой на
глаза навернулись слезы, речь сделалась тихой и
прерывистой.
Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время
беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся
напряжена, за все время ни разу не улыбнулась.
Такой же вижу девочку каждый раз перед классом:
лицо серьезное, даже испуганное, здоровается
сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.
Здесь сложно понять до конца, что в поведении
ребенка является результатом воспитания, а что
передается по наследству. Мне кажется, что многое
зависит от врожденного типа реагирования
нервной системы.
Что такое родительская тревожность, и как она проявляется
Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье.
Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.
Расскажите анонимно о важном в проекте «Справиться с тревогой»Поделитесь тем, что наболело,а мы соберём советы психологов и поделимся с вами
Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.
Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция
Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу. В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза
Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома
В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.
За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:
- «Что люди скажут?»
- «Надо помочь ребенку адаптироваться»
- «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
- «Ребенок сам не справится»
- «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
- «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
- «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»
Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.
Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).
Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.
Приёмы, помогающие справиться с детским волнением
Если волнение вызвано переменами или если тревожность — постоянное состояние ребёнка, есть множество способов, при помощи которых родители могут помочь справиться с ними.
Обсуждайте чувства. Попробуйте как можно чаще проговаривать, что малыш взволнован и что именно вызвало это чувство.
Попробуйте снизить требования, делать меньше замечаний. Это не значит перейти к вседозволенности. Чётко устанавливайте границы допустимого поведения, но в рамках этих границ старайтесь не делать замечаний.
Следите, чтобы указания были последовательны. Если сегодня вы что-то запретили, не разрешайте на следующий день.
Разыграйте ситуации, которые вызывают особенное беспокойство. Когда дети проигрывают их в спокойной доверительной обстановке, они могут заранее решить, что сказать и сделать, оказавшись в них на самом деле.
Продумайте ритуал укладывания. Здоровый сон помогает снизить уровень тревожности в течение дня. Поэтому внимательно следите, чтобы малыш спал достаточное количество часов. Укладывайте каждый раз одинаковым способом, например, пусть дети примут тёплую ванну, почитайте вместе книгу, полежите с ними до засыпания.
Соблюдайте правило одного волнующего события в день. Если в какой-то день вы запланировали событие, которое точно взволнует малыша (поход в цирк или в гости), старайтесь провести остальную часть дня в привычной и спокойной обстановке.
Гуляйте с детьми на свежем воздухе, желательно два раза в день
Обращайте внимание на то, чтобы они проводили прогулки активно, а не неподвижно сидели в коляске.
Предлагайте расслабляющие игры, особенно после волнующих событий и перед сном. Хорошо подходят игры в песочнице, с крупами и водой.
Чаще обнимайте и целуйте детей! Объятия и телесный контакт значительно снижают тревогу. В ситуации волнения предложите малышу объятия
Дома сделайте расслабляющий массаж.
В ситуации волнения предложите малышу объятия. Дома сделайте расслабляющий массаж.
Обратитесь к психологу, если волнение слишком выражено (ребёнка тошнит от волнения или он жалуется на боли), или если тревога не проходит, несмотря на вашу помощь.
Читать по теме:
Причины появления патологии
Когда происходят события, меняющие привычный уклад, например ребенок идет в детский сад, уезжает в лагерь или, не дай Бог, оказывается в больнице, это усиливает беспокойство родителей. Подобное переживают все мамы и папы, но со временем большинство из них успокаиваются: чадо выздоравливает, адаптируется в новом коллективе. Однако у мнительных личностей после перенесенного стресса тревожность лишь усиливается.
- Психологическая травма. Утрата близких, развод с мужем и т.п. – может привести к тому, что женщина всю свою любовь выплескивает на драгоценного отпрыска, ограждая его от реальных и мнимых опасностей.
- Детские травмы. Причиной чрезмерного страха за ребенка может стать… страх собственной смерти. Скорее всего, будучи маленькой, женщина сильно испугалась, узнав, что все люди смертны, но никто из близких не обратил внимания на ее смятение. Не отработанный в детстве страх превратился в монстра, вызывающего сильную непрерывную тревогу, которая вылилась, в частности, в чрезмерное беспокойство за собственного ребенка.
- Чувство вины. Это случается с мамами, которые вынуждены все время проводить на работе. Уделяя мало времени сыну или дочери, они грызут себя изнутри: «Я плохая мать, совсем не вижу ребенка!». В итоге чувство вины перерастает в постоянный страх за жизнь и здоровье своего чада.
Как справиться с сепарационной тревогой?
Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления
Важно помочь ребенку справиться с ними
Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.
Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие
Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие
Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь
Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом
Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок
Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее
Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).
Можно ли маме уходить от ребенка?
Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает
Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию
Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.
Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость
Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним
Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:
Когда следует посетить врача?
Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:
- рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
- нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
- чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.
Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.
Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:
Как родительская тревожность влияет на ребёнка
Он тоже становится тревожным
Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.
Проблемы современных детей и как с ними справляться
Он слишком старается быть хорошим
Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.
Он не получает поддержки
Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки
Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.
Он не учится справляться с тревогой
Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:
- избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
- отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
В психологии детские травмы делятся на пять видов:
отвержение (предательство, игнор, изгнание);
разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
утрата (потеря любимых близких людей);
плохое здоровье;
насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка
Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).
Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).
Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).
Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.
Симптомы повышенной тревожности
Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- страх перед новыми делами или людьми;
- отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;
- страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;
- нарушения сна, ночные кошмары;
- пониженный аппетит;
- «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;
- плаксивость, ранимость;
- скованность в новой обстановке;
- приступы злости, раздражительности;
- множество фобий.
Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?
«Гиперактивность» – это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром – “сборная солянка” самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.
Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).
«Дети-катастрофы», «трудные дети» – так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.
При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.
Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.
Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.
Лечение – комплексное – биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.
Как определить, что ребенок тревожный?
В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.
Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.
Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?
Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:
- Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
- Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
- Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
- Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
- Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
- Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.
Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.
Как влияют стрессы во время беременности на состояние плода?
В результате перенесенного стресса в организме женщины резко активизируется выработка гормонов, которые оказывают негативное влияние на малыша сиюминутно и долгосрочно.
Известно три основных механизма регуляции, поломки в которых влекут за собой неприятные последствия для ребенка.
Нарушения функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГНО)
Эта система отвечает за выработку и взаимосвязь гормонов во всем организме. Стрессы матери во время беременности инициируют сигналы центральной нервной системы, адресованные гипоталамусу, который начинает синтезировать кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ). КРГ по особому каналу поступает в другую не менее важную структурную часть головного мозга — гипофиз, тем самым стимулируя выработку адренокортикотропного гормона (АКТГ). Задача АКТГ — спуститься с током крови к коре надпочечников и запустить выброс кортизола. Он перестраивает обмен веществ, адаптируя его под стресс. Когда кортизол выполнил свою функцию, сигнал возвращается в центральную нервную систему, которая дает отбой гипоталамусу и гипофизу. Задача выполнена, все могут отдыхать.
Но длительный сильный стресс во время беременности нарушает основные принципы связи ГГНО. Рецепторы в головном мозге не воспринимают импульсы от надпочечников, КРГ и АКТГ продолжают вырабатываться и отдавать команды. Кортизол синтезируется в избытке и становится более активным.
Плацента защищает малыша от гормонов матери, но около 10–20% все же достигают его кровотока. Это количество уже пагубно воздействует на эмбрион, так как для него концентрация не так уж и мала. Кортизол матери действует двумя путями:
блокирует активность ГГНО плода, что отрицательно сказывается на созревании эндокринной системы ребенка;
стимулирует плаценту, синтезирующую кортикотропин-рилизинг фактор. Тем самым активизируется гормональная цепочка, которая в конечном счете приводит к еще большему повышению уровня кортизола у малыша.
Плацентарные факторы
Природа предусмотрела защитные механизмы плода, большую часть которых осуществляет плацентарный барьер. Во время стрессов матери во время беременности плацента начинает активно вырабатывать особый фермент 11β-гидроксистероиддегидрогеназа типа 2 (11β-HSD2). Он преобразует материнский кортизол в кортизон, который менее активен в отношении малыша. Синтез фермента увеличивается прямо пропорционально сроку беременности, поэтому в первом триместре особой защиты у плода нет. К тому же сам по себе материнский стресс, особенно его хроническая форма, снижает защитную активность гидроксистероиддегидрогеназы на 90%.
Помимо этого негативного эффекта психоэмоциональные потрясения будущей мамы снижают маточно-плацентарный кровоток, что приводит к гипоксии малыша.
Избыточное влияние адреналина
Всем известные гормоны стресса — адреналин и норадреналин — не остаются безучастными. Несмотря на то, что плацента инактивирует и допускает к малышу лишь незначительное количество гормонов, влияние стресса на плод во время беременности все равно имеется, и оно заключается в нарушении обмена веществ. Адреналин сужает кровеносные сосуды плаценты, ограничивает поступление глюкозы и стимулирует собственную выработку катехоламинов у ребенка. Научные исследования показали, что нарушение маточно-плацентарной перфузии приводит к усилению потребления питательных веществ. Таким образом, у нерожденного малыша создаются предпосылки для нарушения пищевого поведения в ответ на стресс.
Слияние: «Твой страх — мой страх»
Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.
Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет
А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации
Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:
- бросить в воду исподтишка, застать врасплох
- заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку
Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.
В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.
Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.
Хороший посыл, который может дать взрослый:
- «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
- «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»
Вы пропагандируете строгие моральные ценности
Далеко не всегда попытки родителей воспитывать своих детей в точном соответствии с традиционными моральными ценностями (полное послушание, семейная иерархия, страх перед Богом, отсутствие полового воспитания) приносят благо.
По мнению современных психологов «идеально» послушный ребенок, безотказно выполняющий все, что ему говорят взрослые, в будущем становится человеком с рядом психологических проблем, таких как:
- низкая самооценка;
- подавленная воля;
- неверие в собственные силы.
При нормальном развитии ребенка уже в трехлетнем возрасте он должен начинать учиться отстаивать свои интересы, защищать свою точку зрения. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою личность. Попытки постоянно подавлять собственное «Я» ребенка в конечном итоге приведут к тому, что спустя много лет родители начнут сетовать на его безынициативность, неумение добиваться поставленных целей.
Дерзновение – это стремление познать окружающий мир и понять свое место в нем. И «бунты» — это не попытка детей и подростков идти наперекор взрослым, а необходимый элемент их социального развития и взросления.