Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

Как правильно пользоваться гаджетами

Итак, ребёнок попросил купить ему смартфон. Прежде всего, стоит поинтересоваться, как именно он собирается его использовать

Важно, чтобы ребёнок понимал: смартфон — это не показатель статуса, не атрибут взрослого и не игрушка. Это сугубо утилитарная вещь, служащая для конкретных целей.  

Обсудите с ребёнком, какую пользу может принести смартфон, исходя из его увлечений, и покажите ему такие возможности. Например, приложения для творчества — с их помощью можно рисовать классные скетчи, научиться создавать электронную музыку и даже записать свой рэп-альбом. 

Объясните ребёнку, что он должен всегда чётко осознавать, для чего берёт в руки гаджет и расскажите о негативных последствиях, которые несёт пассивное потребление информации. 

Установите правила, например, не пользоваться смартфоном за едой и не «залипать» в экран на улице, и сами выполняйте их. Личный пример особенно важен: бесполезно требовать от ребёнка не злоупотреблять смартфоном, если сами не выпускаете его из рук. 

Гаджеты: плюсы и минусы

Конечно же, никто не говорит, чтобы запретить гаджеты совсем или отгонять от них детей палкой. Куда деваться – всяческие электронные информационные устройства стали неотъемлемой частью жизни. В настоящее время даже малышам-первоклассникам необходимо разбираться в компьютерных премудростях. А что будет завтра? А послезавтра? Да и повзрослев, ребенок не сможет устроиться на нормальную работу, если не будет ловко и со знанием дела «нажимать компьютерные клавиши». Такова реальность, и в этом нет ничего плохого.

Кроме того, есть и более конкретная польза от гаджетов для детей. Вот лишь два самых распространенных примера.

  • Зачастую телефоны или планшеты действительно помогают и ребенку, и его родителям. Например, по какой-то причине малыш вынужден долгое время проводить в неподвижности (в больничной палате, в машине или поезде и т. д.). Естественно, он устает от долгого сидения или лежания, начинает капризничать и всячески донимать родителей. Тут-то и помогает планшет. Ребенок начинает рисовать или играть, увлекается, успокаивается. В результате и ему самому хорошо, и родителям тоже.
  • Нынешнее время – это эпоха цифрового образования. Можно сколько угодно спорить, хорошо это или плохо, но факт остается фактом. Экран монитора приходит на смену книжкам и методичкам. Оно и хорошо: таким способом можно научиться многому и, притом, в короткое время: читать, считать, рисовать, познавать мир. Но чтобы все эти премудрости освоить, ребенок должен быть с компьютером на «ты». А чтобы достичь такого уровня, малыш обязан проводить за гаджетом некоторое время.

Но тут-то и таятся главные минусы от пользования гаджетами.

Информационные электронные устройства обладают уникальной и крайне опасной особенностью – они буквально-таки затягивают в себя их пользователей. Особенно детей с их неустойчивой психикой. В короткое время ребенок буквально растворяется во всяческих заманчивых виртуальных просторах, он порой забывает и об уроках, и о друзьях, и об ужине, и о сне, и зачастую даже о самом себе. Возникает своего рода «компьютерная наркомания», от которой избавиться очень сложно, а уж ребенку – тем более.
Общеизвестно, что интернет буквально-таки напичкан всяческими жестокостями, агрессией и вредной информацией, которую малышу знать совсем необязательно. Разумеется, все это влияет на детей – причем, самым прямым и пагубным образом.
Также всем известный факт: долгое сидение за монитором очень сильно сказывается на физическом здоровье ребенка, а также на его психическом и эмоциональном развитии

Это обстоятельство настолько важно, что на нем следует остановиться подробнее.

А может и плюс…

Те родители, которые видят в пользовании девайсами преимущественно плюсы, утверждают, что цифровые гаджеты – это возможность всесторонне развиваться.

Конечно, никто из них не стремиться к тому, чтобы дети просиживали по 24 часа за компьютером либо телефоном, но склоняются к тому, что даже дошколята просто обязаны знать, как включить компьютер и запустить нужную программу, не говоря уже о том, как позвонить маме или папе, умело пользуясь бескнопочным смартфоном.

Согласна, что множество развивающих программ (а не простых стрелялок-догонялок, тупо отнимающих время) сегодня позволяют ребёнка подготовить к школе, не выходя из дома. И читать, и считать научат, и логику разовьют, и память потренируют. Особенно хороши компьютерные программки для изучения иностранных языков, в которых звук соединяется с изображением.

И в этом от пользования гаджетами большой плюс. Даже школа сегодня просто обязывает нас идти в ногу со временем, требуя доклады в печатном виде, презентации в форме слайдов, оценки в электронном варианте.

Плюсом можно считать и способ ненадолго занять ребёнка, когда под рукой ну просто нет ничего. Например, в поликлинике, в магазине, в транспорте. Главное, чтобы это не вошло в привычку и не стало постоянным желанием родителей отпихнуться от детей, чтобы они не мешали.

Увы, многие не радеющие за здоровье своего поколения мамы и папы готовы уже маленьким двух-трёхлеткам всучить потрёпанный гаджет, ибо «не жалко, если сломает», чтобы на час-два-три не видеть и не слышать слегка поднадоевшее, без дела болтающееся по квартире чадо.

Гаджеты в школах

В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.

По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.

В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают — школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.

Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Влияние гаджетов на ребенка

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются минусы использования гаджетов.

В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером, планшетом, ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем. В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Это может вызвать ожирение. Часто, играя на планшете, дети любят полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

Поэтому взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно? Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом. Для нормального физического и психологического развития ребенку обязательно нужно вести активный образ жизни, бегать и прыгать, собирать пазлы, строить всевозможные домики, машины, самолеты из конструктора, клеить, рисовать, придумывать самому что-то, играть обычными игрушками.. Итак, подведем итог, стоит ли ребенку разрешать с раннего возраста пользоваться гаджетами

Ученые из разных стран дают однозначный ответ: не стоит, если Вам дорог Ваш ребенок. Конечно, в наше время невозможно обойтись без телефона, это удобно родителям, которые всегда знают, где находятся их дети. Но телефоны никакой пользы не несут дошколятам, поскольку они и так все время под присмотром. Поэтому стоит подумать молодым мамам, разрешающим детям играть планшетом или смартфоном о последствиях ежедневных игр с гаджетами для ребенка в будущем.

Итак, подведем итог, стоит ли ребенку разрешать с раннего возраста пользоваться гаджетами. Ученые из разных стран дают однозначный ответ: не стоит, если Вам дорог Ваш ребенок. Конечно, в наше время невозможно обойтись без телефона, это удобно родителям, которые всегда знают, где находятся их дети. Но телефоны никакой пользы не несут дошколятам, поскольку они и так все время под присмотром. Поэтому стоит подумать молодым мамам, разрешающим детям играть планшетом или смартфоном о последствиях ежедневных игр с гаджетами для ребенка в будущем.

Влияние гаджетов на психику ребёнка

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Как использовать смартфон в классе

Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее.

В России существует большой проект «Урок цифры», созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией:

  • безопасность в интернете,
  • цифровая музыка/искусство,
  • разработка игр и приложений,
  • беспилотный транспорт и так далее.

Все их можно проходить в классе с помощью смартфонов, это увлекательно и полезно.

Фото: Lithiumphoto / Shutterstock

Немного статистики

По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени. Разумеется, отвлечение ребенка мультиками, видеоиграми, передачами высвобождает для родителей несколько часов времени для занятия своими делами, но все это время ребенок практически изолирован от внешнего мира, что чревато неприятными последствиями, которые в дальнейшем скажутся на его психическом здоровье.

Социальные исследования, проведенные среди малышей дошкольного возраста, показали, что дети, у которых есть гаджет-зависимость, существенно отстают в развитии речи от детей, которые почти не пользуются электронными устройствами.

На сегодня нарушения развития речи наблюдаются у 25% четырехлетних детей. Для сравнения, 40 лет назад такая проблема была только у 4% малышей, то есть, число нарушений увеличилось в 6 раз.

Вызывает ли гаджет зависимость у детей?

отец пытается оттащить сына от экрана ноутбука

  • Даже если вы не читали исследований ученых на тему развития зависимости к электронным девайсам у взрослых и детей, посмотрите вокруг. В кафе, парках, по улицам идут или сидят представители разных поколений с гаджетами в руках. Там на экранах пролетает их жизнь, кипят эмоции, пульсирует время
  • Мы думаем, что контролируем процесс, что способны отвлечься в любое мгновение, отложить девайс, переключиться. Только это не всегда получается. Спросите любого человека, подверженного влиянию вредной привычки или психически больного, ощущает ли он себя таким. 100% каждый ответит отрицательно. Просто нам без внешней помощи не выбраться из этого болота, или зависимости
  • А дети, в силу природной склонности к подражанию, копируют наше поведение, считывают эмоции и подсознательные желания. С той лишь разницей, что их разум пока не пробужден и они не способны осознать возможный вред, в том числе от своего пристрастия к виртуальной реальности

Как отучить ребенка от гаджетов?

У родителей возникает закономерный вопрос как отучить ребенка от гаджетов, когда он перестает реагировать адекватно на просьбы и призывы оторваться от них. Хотя все больше взрослых осознают вредное влияние современных девайсов на психику и развитие детей в целом. Потому осознанно предпринимают шаги к возвращению своих крох в реальность. Это могут быть:

  • ограничение времени на игры с гаджетами
  • разнообразие досуга ребенка подвижными и/или творческими занятиями
  • полный отказ от развлечений из девайсов, в том числе и самыми родителями
  • проведение более плодотворно совместного времени, качественное общение детей и родителей
  • в запущенных ситуациях применяются походы к психоаналитику

Почему мы боимся доверять гаджеты детям?

Разберем некоторые популярные мифы:

  • «Гаджеты и игры вредят социализации». Неправда: первое поколение людей, чьё детство прошло в эпоху цифровизации, уже выросло, и никаких глобальных проблем с социализацией у него мы не наблюдаем.
  • «Игры бесполезны, от них дети только тупеют». Неправда: существуют исследования, доказывающие, что видеоигры улучшают показатели академической успеваемости по математике, естественным наукам и английскому языку. Они удовлетворяют потребность детей в исследовании и развивают чувство собственной компетентности.
  • «В интернете много опасностей. Ребёнок может увидеть сцены насилия или подвергнуться кибертравле». Это правда: интернет — не самое безопасное место… как и любое другое место на Земле. Но родители могут научить детей основам кибербезопасности, могут контролировать контент и выстраивать доверительные отношения, чтобы знать о проблемах ребёнка.

Как подобрать развивающие гаджеты для детей 10 – 12 лет?


ребенок читает электронную книгу

  • Время между детством и подростковым возрастом интересно с точки зрения развития ребенка, выстраивания с ним дружеских отношений, возможностью играть в более интересные для взрослых игры
  • Детям понравятся планшеты, в том числе специально для рисования, разъемные нетбуки, оснащенные любимыми играми и программами
  • Гаджеты музыкальной тематики будут кстати, например, электронные перчатки-пианино, воздушная гитара, музыкальный коврик
  • Роботы-конструкторы, которые выполняют простые задания, определенные самим ребенком, увлекают всех участников игры. Плюс самолеты на радиоуправлении также пользуются популярностью
  • Набор «мини-лаборатория» заинтересует ребенка с задатками ученого, как и электронный телескоп и цифровой микроскоп
  • Детский фотоаппарат поможет ребенку осваивать искусство фотографирования, а диктофон — прослушать и закрепить сложную для запоминания тему
  • Электронная книга, по мнению мам, стимулирует интерес ребенка к чтению

Т. Плунгян, психолог

Татьяна Плунгян, практикующий психолог, видит в гаджетах большую помощь родителям (как, безусловно, видят её и они сами) – на время занять скучающего, уставшего (от дороги, например) ребёнка – это исключительно польза. Кроме того, обилие развивающих приложений, игр несомненно дают большое поле для «прокачки» различных областей знаний у детей. Тем не менее, психолог напоминает от однобоком характере этих знаний. Так, познавая какие-либо вещи в реальной среде, ребёнок чувствует их всеми органами чувств, может воздействовать на них с любой возможной стороны, в то время как гаджеты дают чаще всего «плоское» представление о реальности, которое впоследствии бывает сложно применить на практике.

Как и Е.О. Комаровский, Т.Плунгян призывает родителей постоянно анализировать ситуацию на предмет появления зависимости от электронных устройств и вовремя принимать меры.

Признаки зависимости от гаджетов

Мы можем говорить о зависимости от гаджетов, если наблюдаем такие признаки:

Малыш использует любой предлог, чтобы получить телефон или планшет
У него сильно портится настроение или начинается истерика, когда взрослый забирает их.
После использования гаджета ему сложно переключиться на другой вид деятельности.
Ребёнок становится раздражительным, легко возбудимым, агрессивным после взаимодействия с телефоном или планшетом.
Без гаджета под рукой ведёт себя растерянно, грустит, не может ни на чём сконцентрировать внимание. И только с гаджетами улыбается и радуется.
Неохотно общается с другими, не хочет выходить из дома или заниматься какой-либо деятельностью в реальном мире.

Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы что-то из перечисленного, важно принять меры. Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы что-то из перечисленного, важно принять меры

Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы что-то из перечисленного, важно принять меры

Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?

  • Не предлагайте ребенку гаджет в дошкольном возрасте, чтобы отвлечь, развлечь, успокоить. Если малыш плачет, лучше обнять и позволить пережить ему боль/страх/обиду, чем сунуть в руки смартфон. С ним он, действительно, успокоится быстрее. Вернее, отвлечется от неприятного чувства, так и не научившись проживать его. В дошкольном возрасте велико влияние родителей. Малыш копирует вас. Он хочет быть похожим на маму и папу. Пользуйтесь этим. Посмотрите на себя: за какими занятиями он вас видит чаще всего? Постарайтесь ограничить свое времяпрепровождение в телефоне/компьютере при ребенке.
  • В школьном возрасте уже сложнее. Сверстники обсуждают игры, приносят в школу гаджеты. Отправить ребенка с кнопочным телефоном, конечно, можно, но есть опасность появления ярлыка «белая ворона». Как альтернатива — наручные часы, по которым можно звонить и принимать звонки. Но опять же, есть отрицательный фактор: заглядывание в чужие телефоны, выпрашивания «дай поиграть».
  • Затяните ребенка в реальный мир. Покажите ему, что здесь тоже интересно. Выберете альтернативные занятия: кружки, походы, прогулки, поездки, совместные занятия. Помните, раньше мы не боялись выходить из дома без телефона? Неужели сейчас поехать на рыбалку без него стало настолько опасным?
  • Работайте над установлением близких отношений, чтобы у ребенка не было желания уйти в виртуальный мир с головой. Что сильнее контроля? Быть рядом, откликаться, когда сын или дочь приглашают вас в свое личное пространство. А не так:
    • — Мама, я хочу показать тебе, мою новую игру. Я там подвал построил и у меня там ящики разные, а в них…
    • — Не хочу я знать ничего о твоих играх! Погулял бы лучше.

Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».

Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Источник http://www.e-motherhood.ru/vliyanie-gadzhetov-na-rebenka/

Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг

С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?

Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий