Сказка как метод психологической диагностики
Сказки используются в качестве диагностического инструментария в проективном исследовании. Проективные методики (от латинского «рrojectio» — выбрасывание вперёд) представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования.
Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и в этом своём качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики. Значащие переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при обращении к данным наблюдения поведения. Проективная методика позволяет опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.
Сказку, как метод психодиагностики, можно использовать с детьми — дошкольниками, которые уже умеют говорить. Американским детским психологом и доктором Луизой Дюсс был создан эмоционально-личностный тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Желательно, чтобы ребенок сам попросил рассказать ему сказку. Не следует комментировать ответы ребёнка и торопиться, говоря: «Слушай другую сказку». Если ребёнок проявляет тревогу, эмоциональную напряжённость, слушая сказку, необходимо прервать его и попробовать провести тест в другой раз
Следует обращать внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребёнка. Этот тест не так просто поддается интерпретации
Взрослый должен хорошо знать ребёнка, его актуальное состояние, отношения с близкими. Ответы детей делятся на патологические и нормальные. Мы отказались от термина «патологические», так как он кажется нам в данном контексте не совсем правомерным. (Стимульный материал теста представлен в Приложении в чёрно-белом варианте).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Психология личности
- Гуманистическая и экзистенциальная психология
- Формирование самооценки у старших дошкольников в процессе игровых занятий
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации
- Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества — Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве
- Мнемотехника и тренировка памяти — Методы запоминания. Происхождение и развитие мнемоники
- Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ
- Неформальная коммуникация — Формальная и неформальная коммуникация в организации
- Институт психологии
- Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника
Виды сказок и их предназначение
Наша жизнь многогранна так же, как и сюжеты народных сказок. Дадим конкретные советы по их применению.
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. В них сюжеты представляют собой комическое повествование о проделках животных. Они самые древние, в тот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль». Дети до 5 лет идентифицируют себя с животным, стараются быть похожими на них. Поэтому эти сказки лучше всего им передадут жизненный опыт.
Волшебные сказки тоже наиболее древние. Они сохранили остатки некоторый древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко). культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев — заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость.
Это сказки «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль». Они несут в себе информацию о духовном развитии человека и интересны для тех, кому за 6-7 лет.
Легендарные сказки — адаптации былинных и эпических повествований. Например, «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка».
В новеллистических (бытовых) сказках герой — представитель народной среды — борется за справедливость. Эти сказки повествуют о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла». Эти сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Они подходят для детей подросткового возраста.
Небылицы построены на бессмыслице, чтобы вывести за грань привычной логики. Они небольшие по объему и часто имеют вид ритмизированной прозы. Это особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки,
скоморошины.
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить — слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».
Докучная сказка многократно повторяет один и тот же фрагмент текста. Она похожа на цель с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.
Сказки-страшилки — в них наблюдается самотерапия: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи-цели :
— окружающий нас мир — живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. у ребенка формируется бережное и осмысленное отношение к тому, что его окружает;
— ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование — формирование у ребенка чувства принятия другого;
— разделение Добра и Зла, победа Добра — поддержание бодрости духа, стойкости и развития стремления к лучшему;
— самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти — формирование механизма целеполагания и терпения;
— вокруг нас множество помощников, но они проходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами – формирование доверия к окружающему миру, а также чувства самостоятельности (тебе могут помочь, если ты сам стараешься, но не сделать всю
работу за тебя).
Польза сказок для детей
Заключается польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:
Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.
Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
Развивают внимание, учат размышлять.
Учат преодолевать трудности.
Расширяют словарный запас.
Прививают любовь к книгам и чтению.
Помогают адаптироваться к реальной жизни.
Учат навыкам общения.
Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга
Сказкотерапия в практике психолога
Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.
Сказки в психотерапии применяются:
- в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
- в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
- в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.
При терапии используются следующие действия:
- чтение или пересказывание сказки;
- обсуждение существующей сказки;
- придумывание собственного рассказа/сказки;
- рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
- инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.
Какие сказки лучше читать
Психологи утверждают, что развитие детей сказками можно начинать еще в роддоме, ведь общение мамы с малышом лишним никогда не бывает. В этот период совершенно не имеет значения, какие именно сказки вы будете читать, главное, чтобы кроха слышал спокойную речь близкого человека.
Когда малыш начнет интересоваться миром вокруг себя, как правило, происходит это в месяца три, можно к кроватке прикрепить специальные книжки, и при его пробуждении показывать картинки и читать про изображенных персонажей коротенькие стишки.
Зачем сказки детям, мы уже разобрались, теперь стоит выяснить, что стоит читать детям разных возрастов:
- Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.
- Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки о животных, например, «Курочка ряба» или «Колобок».
- Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например, «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».
- В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине».
- После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик».
Воспитание сказкой
Когда малыш слушает сказку, его сознание переносится в мир чудес и волшебства. А ребенок в отличие от родителей еще верит в чудо. Поскольку слушая сказку малыш не видит сказочных персонажей, то его воображение включается в полную силу и пупс начинает представлять то что слышит, сам того не зная начинает тренировать свою фантазию.
Представьте себе, что ежедневное прочтение воспитывает в вашем карапузе, очень важные черты, без которых сложно стать личностью. Например, такие как:
- Сила воли
- Веру в себя и окружающих
- Храбрость
- Любовь к труду
- Ответственность
- Веру в добро
- Честность
- Целеустремленность
- Выдержку
Может быть, вы знаете другие качества, которые возможно воспитать небылицами? Делитесь!
Слушая сказку ребенок бессознательно учится человеческим качествам, приходит понимание того что за плохой поступок всегда придется отвечать.
Виды психотерапевтических сказок
Существует пять основных видов сказок:
Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Влияние сказки на развитие ребенка — Поздно, рано или самое время?
Правильного ответа на вопрос: «С какого возраста надо начинать рассказывать сказки» не существует. Каждый родитель решает этот вопрос индивидуально. Сегодня, отдавая дань модным психологическим течениям, многие мамы практикуют прослушивание музыки и рассказывание сказок малышу даже в период его эмбрионального развития. Своеобразная логика в таких действиях присутствует: даже если очевидного преимущества в умственном развитии в дальнейшем у таких детей не будет, то вреда это точно не принесет.
Традиционно, подготовка к сказке начинается с колыбельной, потом простые детские стихи и прибаутки. Именно по этим ступенькам, уже примерно к 2-ух летнему возрасту, малыш дорастает до сказок.
Как сказка влияет на ребенка или Сказка каждому нужна, сказка каждому важна
Влияние сказки на развитие ребенка, по мнению специалистов, лежит в первую очередь в области воспитания правильных нравственных и морально-этических ориентиров. В возрасте 2-ух лет малыш еще не может в полной мере анализировать свои или чьи-то поступки и выстраивать логические цепочки, но в состоянии запоминать услышанное и делить его на категории, естественно, при помощи взрослого человека.
Как сказка влияет на развитие ребенка: она помогает развивать воображение и представлять себя в условно предлагаемых обстоятельствах на месте того или иного персонажа. Недооценивать этот факт не стоит, так как для ребенка это принципиально новый вид психической активности и основа для развития его творческих способностей в дальнейшем.
Чуть ли самый важный плюс сказок – это первичная социализация. Этот непонятный психологический термин расшифровывается достаточно просто: мир двухлетнего ребенка лет ограничивается кругом близких и хорошо ему знакомых людей – это родители, родственники, их друзья и соседские карапузы в песочнице. Сказка прямо говорит малышу: мир многолик, в нем есть диковинные звери, колобки, царевны и царевичи, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Как говорится, есть о чем подумать на сон грядущий.
Советы родителям
Кстати, на заметку родителям: даже в таком простом деле как сказка на ночь существуют определенные правила:
- прятки, догонялки и тому подобные подвижные игры стоит сворачивать как минимум за час до сна:
- лучший способ перейти от физической активности к сказке перед сном – теплая ванна;
- сказка – отдых развитие для ребенка, но работа и творчество для родителей, поэтому хороший настрой и спокойствие важны как никогда;
- не стоит подменять любовь техникой: малыш вырастет и сам сможет послушать любую аудиозапись, а вот у вас возможности рассказать взрослому ребенку сказку возможно уже не будет.
Может ли сказка навредить ребенку
Есть ли у сказок противопоказания. Безусловно, есть. В любой, даже самой безобидной на первый взгляд сказке, есть агрессия, подлость, коварство и смерть. В данном случае только от родителей зависит то, как правильно выбрать материал и как грамотно объяснить малышу поведение того или иного героя. И не стоит бояться «идеальности» сказок: позже жизнь внесет в этот безупречный мир свои нелицеприятные коррективы, главное, чтобы первоначальные нравственные нормы, привитые сказками, остались навсегда.
С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.
Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.
Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:
При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.
При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.
При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».
При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.
Чему учит сказка
Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.
Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.
Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя
Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия
Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, – доброта.
В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.
Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.
Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.
Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.
Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.
Подбираем сказку для каждого возраста
При выборе лучшей сказочной истории для своего чада обязательно учитывайте его возраст и особенности психического развития. Лишь в этом случае сказка будет полезна вашему малышу.
От двух до пяти лет
В этом возрастном периоде главные герои детских сказок – дикие и домашние животные. Дети, повторяя за взрослыми, начинают подражать жестам и звукам сказочных зверей.
Малыши особенно любят такие сказки, как «Колобок», «Теремок» и «Репка», где многократно повторяется сюжет. Благодаря повторению ребенок легко ориентируется в сказке и буквально растворяется в ней.
Не забывайте, что для лучшего понимания истории ребенку нужна дополнительная опора в виде изображений. Зрительные образы помогают отслеживать события, представлять главных героев и их поступки.
Приобретайте книги с качественными иллюстрациями, разыгрывайте кукольные представления на основе сказки или смотрите мультфильмы, снятые по сказочному сюжету.
В этом возрасте активно развивается фантазия, поэтому чувствительные малыши могут пугаться персонажей волшебных историй.
Обязательно обращайте внимание на нелюбимых и любимых героев, чтобы вовремя установить и устранить возможные психологические проблемы
От пяти до семи лет
Старшему дошкольнику можно читать любые детские произведения, которые ему интересны. Безусловно, следует отдавать предпочтения тем сказкам, которые развивают положительные качества личности: доброту, трудолюбие, храбрость.
Русские народные сказки и произведения отечественных и зарубежных авторов помогут в совершенствовании мышления, воображения, эмоциональной сферы.
К моменту поступления в школу многие дети уже умеют и любят читать самостоятельно. Поощряйте это стремление, однако не отмахивайтесь от крохи, если он просит вас прочитать ему книгу.
Чтение сказок, как и общая игра, замечательно сближает старшее и младшее поколение, создавая тесную эмоциональную связь.
Народные и авторские сказки
Абсолютно все сказки — проецирование нашей реальной жизни на вымышленных персонажей, и мы должны отдать должное мудрости нашего народа, который смог в сказках пересказать все свои переживания. Слушая фольклор, мифы своего народа, ребенок впитывает в себя его мышление, привычки, повадки. Благодаря этим сказкам малыш может понять поведение своих родителей, их наставления.
Никто не знает, откуда пошли эти детские сказки, но их развивающие способности неоспоримы, поскольку мудрость, заложенная в них, пронесена неизвестными авторами сквозь века. Именно мудрости, доброте, верности себе и своему народу, геройству и правильности поступков учат народные сказки.
Есть среди народных сказок и страшилки. Именно благодаря ним мы знаем о нечистой силе, о том, что в наших домах водятся домовые, что есть рогатые чертята, способные превратить нашу жизнь в хаос. У каждого народа существуют свои чудища-страшилки, но если присмотреться к ним внимательно, мы увидим, что они все схожи между собой, только называют их по-разному. Ребенку настолько страшны эти сказки, насколько и интересны, ведь это не ужасы, которые сейчас показывают в кино, а некий объект нашего воображения.
Авторские сказки
Существует три основных направления авторских сказок — это волшебные, обучающие и психокоррекционные.
Авторские сказки о волшебстве отличаются от народных образностью своих персонажей. Возьмем, например, сказки братьев Гримм. В каждом их повествовании есть определенные персонажи с конкретными именами. В авторской сказке всё более конкретно — «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Рапунцель». Однако можно сказать, что многие из этих сказок стали даже поистине народными, например, «Волк и семеро козлят». Из народных сказок мы несем в свою взрослую жизнь многолетнюю мудрость народа, а из авторских запоминаем интересный сюжет, например, «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине». Именно эти сказки малыши хотят слышать каждый вечер на ночь, потому что их персонажи очень яркие и легко запоминающиеся
К тому же в этих сказках добро всегда побеждает зло, что очень важно для развития детского восприятия внешнего мира.
Существуют также авторские сказки, которые пишут психологи или педагоги, и в большинстве случаев они направлены на обучение ребенка через интересные рассказы, поскольку так ему легче усваивать материал, да и о волшебных цифрах и буквах интереснее слушать, чем просто учить алфавит.
Влияние сказок
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.
Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.
Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому)
Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства
Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>
Разные сказки — разное влияние
Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.
Об ожившем мире вокруг
Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.
Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.
Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.
Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.
Об отношениях между людьми (бытовые сказки)
Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.
В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-такидобиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.
Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.
О добре и зле
Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.