Как научить ребенка одеваться
Три года, такой возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает информацию, проявляет интерес к окружающему миру, способен множество действий выполнить без помощи взрослых. Ребенок посещает садик, а значит, самостоятельность будет являться одним из критериев его адаптации среди других детей.
Самостоятельное одевание пойдет на пользу развитию
Когда и с чего начинать
Любой психолог объяснит, что главное – начать. Приучать кроху можно с момента, когда он впервые заинтересовался красивой кофточкой. Поначалу он будет отвлекаться, возможно, раздражаться, все зависит от того, в какой форме родитель начнет учить.
Хорошее время – перед походом в детский сад. Малыш видит, что родители собираются, захочет участвовать и повторять, для начала просто брать и подавать одежду.
Красивая блузка, кофта на пуговицах – не то, с чего нужно начинать. Предпочтительнее обычный свитер, справившись с которым, кроха сможет надевать что-то посложнее.
Родителям необходимо научить малыша самостоятельности
Не нужно стараться насильно приучить чадо к самостоятельности, оказывая давление.
Психологическое давление не принесет эффекта. «Третий час не справляешься!» — подобные фразы необходимо исключить. Пусть кроха собирается в своем темпе. Для него это длинный путь, с которым он должен справиться.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
Как научить ребенка одеваться?
Одевание является важным навыком для детей. Вы можете заложить фундамент, а затем помочь ребенку научиться одеваться в течение следующих нескольких месяцев.
Миссия родителей – это подготовить почву для развития навыковвашего малыша, и тогда ваш ребенок освоит умение самостоятельно и успешно одевать вещи и обувь. Вы лишь будете помогатьизучать эти базовые навыки одевания. Но ваш ребенок должен научиться это делать без всякой помощи. Умение одеваться создает уверенность, независимость и чувство достижения — и как только ваш ребенок это освоил,вы заметите, что утром ваши сборы станут быстрее!
Набраться терпения
Перед началом обучения родителям надо запастись терпением и настроиться на длительный процесс. Нельзя ругать малыша за медлительность и плохой результат. В противном случае он откажется заниматься делом, которое приносит неприятности. В ход пойдут капризы и слезы. Для начала стоит показать, как снимать штанишки, кофточки и другие предметы. Даже годовалый ребенок способен снять с себя шапочку.
Хвалить малыша
Если положить одежду в доступное место, малыш в игре попытается одеть что-нибудь на себя. Следует поощрять подобные попытки, показывать правильные движения. Например, одеть штанишки на ноги и попросить натянуть их повыше. Обязательно следует похвалить за удачное действие. Начинать лучше с простых предметов одежды, которые легко одеваются. Если у ребенка ничего не получается, он теряет интерес к такому занятию.
Дети подражают родителям
Дети всегда подражают своим родителям. Можно собираться с малышом, не забывая подробно объяснять порядок одевания. При достаточных навыках проводится шуточное соревнование, кто быстрее оденется
Важно создать и поддерживать хорошее настроение. Можно петь детские песенки и рассказывать подходящие стишки
Как уговорить ребенка одеваться?
В любой учебе важно заинтересовать ученика, найти правильный стимул. Например, предложить сходить погулять, если он сам оденется. Хорошим подспорьем станут игрушки, на которых есть пуговицы, застежки, завязки и липучки
Ребенку интересны подобные вещи, в процессе игры он натренирует свои пальчики и научится обращаться с одеждой. Можно устроить соревнования между ребятишками – кто быстрее наденет штанишки или кофточку. Небольшой приз в виде сладости усилит интерес
Хорошим подспорьем станут игрушки, на которых есть пуговицы, застежки, завязки и липучки. Ребенку интересны подобные вещи, в процессе игры он натренирует свои пальчики и научится обращаться с одеждой. Можно устроить соревнования между ребятишками – кто быстрее наденет штанишки или кофточку. Небольшой приз в виде сладости усилит интерес.
Детская обувь на липучках
Маленьким деткам не нужны шнурки на обуви, намного удобнее липучки или замочки. Вся одежда должна легко сниматься и одеваться, не стеснять движений. Штаны и колготки лучше одевать сначала сидя, а потом вставать и натягивать дальше. Ребенок скорее запомнит, как правильно одеваться, если на предметах одежды будут спереди карманы или рисунок.
Иногда малышу не нравится определенная вещь, и он отказывается ее одевать. Она может колоться или быть неудобной в носке. Следует просто убрать из обихода.
Вот приблизительное руководство, как научить ребенка одеваться самому. Имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и будет развивать навыки с различными скоростями.
Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать?
Конечно, для каждого дела нужно свое начало. Так и для обучения малыша самостоятельному одеванию.
Анна Евгеньевна, 37 лет, многодетная мама
«Если кроха не проявляет инициативы на начало самостоятельного переодевания, то вам помогут куклы, мягкие зайцы и прочие игрушечные зверята. Сшейте или купите для этих игрушек несколько самых распространенных одежек: платье, брючки, рубашку, футболку и носочки. Играйте вместе с малышом, показывайте, как нужно одеваться и что куда одевать.
Когда дело сдвинется с мертвой точки, то при сборе на прогулку попросите его взять с собой игрушку, объяснив свое желание тем, что игрушка скучает и тоже хочет гулять. Попросите малыша самостоятельно одеть эту игрушку, ведь вам некогда — вы одеваете его и себя, а без одежды на улицу нельзя даже кукле».
Алия, 29 лет, мама двух детей
«Обратите внимание малыша на то, как застегиваются пуговки, как правильно и в какой очередности нужно одевать игрушку. Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным»
Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным».
На каждый успех в одевании, той же игрушки, не забывайте хвалить малыша, просите, чтобы он так же хорошо и на себя одел носочки, ведь у вас так не получится, как получается у него.
Еще, одевая малыша, не торопитесь, делайте все медленно, чтобы он мог проследить за вашими действиями и запомнить их.
Объясняйте ребенку, почему майку одевают под футболку, а не наоборот. Так же рассказывайте ему для чего застегивать пуговицы и замочки, зачем завязывать шнурки.
Елена Владимировна, 41 год, воспитатель в детском саду, мама троих детей
«Развивайте у малыша мелкую моторику пальчиков различными пуговицами, шариками, шнуровыми лабиринтами. Такие игрушки в большом разнообразии продаются в магазинах. Кроме моторики они развивают и логическое мышление».
Ребенок не хочет одеваться на улицу. Почему?
При попытках одеться на улицу малыш может плакать, убегать и даже устроить истерику. Как быть маме?
Выяснив почему ребенок начал себя так вести, вы сможете понять, как действовать. Это поможет исключить капризы и научить кроху спокойно одеваться самостоятельно.
Причины такого поведения можно разделить на две группы:
Ошибки родителей:
Постоянное изменение условий. Например, сегодня мама попросила малыша одеться самостоятельно, и он выполнил ее просьбу. Завтра мама одела ребенка сама, а послезавтра опять говорит «одевайся сам». Тогда кроха отказывается и начинает истерить. Причина в том, что мама постоянно меняет правила и кроха просто не знает как правильно. В итоге малыш ожидает что мама оденет его сама, а когда он отказывается – плачет.
Выход: обдумывайте сборы заранее, определяя порядок одевания вещей. Предлагайте одеваться самостоятельно и не меняйте правил. Пусть какую-то одежду малыш надевает сам, а с чем-то помогает мама. Например, если ребенок не хочет надевать футболку, предложите ему начать самостоятельно и скажите что обязательно поможете. Старайтесь минимизировать свои действия, заменяя их на фразы «молодец, почти надел, давай немного помогу», «ух ты, оделся сам быстрее мамы»
Это важно!
Шапку лучше одевать в последний момент. Все что связано с головой, вызывает у малышей протест.
Отсутствие похвалы. Иногда бывает так, что мама хвалит малыша в самом начале, а затем, когда ребенок вроде бы стал одеваться самостоятельно, больше не поощряет его.
Ребенок перестает выполнять эти действия потому, что теряет в них смысл. Дальше он начинает вредничать, стремясь получить прежние эмоции мамы. А родители нервничают и ругают его за то, что ребенок вдруг разучился делать то, что уже умеет. Получается замкнутый круг, не удивительно что малыш начинает плакать.
Ребенок перестает одеваться сам, потому что мама больше его не хвалит. Процесс одевания теряет для малыша смысл, начинаются капризы с целью получения внимания. А мама нервничает и не понимает в чем дело.
Выход: перестать ругаться и нервничать. Осознать, что одевание это труд для малыша и не забывать хвалить.
Еще одна причина: слишком бурная реакция на шалости. Например, малыш при одевании убегает и прячется за штору. Мама подходит и весело спрашивает «а кто это там прячется?» Ребенок хочет продолжить игру. Одеваться ему становится неинтересно. Если такое происходит регулярно, ребенок начнет баловаться и маме будет сложно переключить его.
Выход: спокойно сообщить ребенку, что сейчас ему нужно одеться и не включаться в игру в момент одевания.
Иногда взрослые вдруг решают, что ребенок «достаточно взрослый и теперь должен одеваться сам» А малыш еще слишком мал и пока просто не в состоянии самостоятельно надеть кофту или штаны. Мама начинает ругаться или использовать давление. Тогда у крохи возникает неуверенность и обида, появляется паника и истерика.
Выход: предлагать малышу действия по возрасту и не требовать все сразу. Дети не рождаются с навыком надевания одежды, это постепенный процесс, требующий время
Помогайте крохе, учите и обращайте внимание как вставлять ручку в рукав, как натягивать штанишки и где найти застежки для пуговиц.
Факторы не связанные с поведением взрослых
Выход: подбирать максимально комфортную одежду, без обтягивающих элементов, давящих застежек или резинок. Например, некоторые дети очень не любят колготки. В таком случае подбирайте максимально мягкие модели или замените их на лосины или штанишки.
Малыш не выспался, голоден или болен. Не слышит уговоров, плачет или сопротивляется.
Выход: сохранять спокойствие, предлагать, но не настаивать на самостоятельных действиях. В ближайшее время накормить и дать возможность отдохнуть, если болен – показать врачу.
С какого возраста учить ребенка одеваться?
Опытные родители прекрасно знают, что в 1,5-3 года ребенок проходит через весьма интересный жизненный этап – «я сам». В это время он отвергает любую помощь родителей, пытается самостоятельно делать все, даже то, на что у него однозначно не хватит сил, ловкости и опыта.
Пожалуй, именно это время и можно назвать наиболее подходящим и благоприятным для закладывания многих полезных навыков, в том числе и использования одежды
Конечно, родители должны знать, как научить ребенка раздеваться и одеваться, но особенно важно именно правильно выбрать время, чтобы приступить к этому непростому, но крайне важному этапу формирования личности. Ведь это здорово облегчит жизнь родителей, а заодно подхлестнет развитие ребенка
Правила работы с наиболее используемыми предметами одежды
Существует ряд моментов, на которых традиционно «спотыкаются» все детки. К ним нужно подготовиться заранее, тогда количество проблем существенно сократится:
- Процесс застегивания вещей. Сегодня можно найти самые разные варианты застегивания детской одежды – от самых простых «молний» до сложных шнуровок. Начинать лучше всего с липучек, после чего можно переходить на кнопки, затем следуют молнии, пуговицы и в самом конце – шнурки и завязки. Не стоит изначально просить малыша самостоятельно надеть кофточку с многочисленными мелкими пуговичками. Невозможность полностью справиться с заданием может сильно его расстроить.
- Как правильно надевать обувь? Если пару планируется использовать в качестве обучающего пособия, лучше отдавать предпочтение открытым сандаликам или свободным ботиночкам, в которые свободно проходит ножка малыша. Она может быть на липучках или «молнии». Учитывая тот факт, что в этом случае ребенку даже не нужен кто-то из родителей, чтобы зацепить «молнию», такой подход поможет ему увериться в своих силах и способностях даже быстрее.
- Учимся надевать штанишки. Карапуз должен изначально понимать, что удобнее всего штаны натягивать сидя на кровати. При этом вставать можно только тогда, когда стопы появятся в проемах. В процессе обучения родителям придется одеваться точно так же, иначе кроха начнет копировать взрослых, будет торопиться и может упасть.
- Первый опыт с футболкой. Для него рекомендуется подобрать изделие с широкой горловиной, четко выраженным передом (например, аппликация или рисунок), немного больше, чем нужно малышу. Чаще всего дети пытаются пролезть в горловину лицом. Нужно объяснить, что так можно застрять и лучше просовывать макушку. С ручками тоже могут возникнуть проблемы, поэтому первое время изделие лучше чуть придерживать, чтобы кроха видел нужные отверстия.
После того, как ребенку удастся познать все базовые премудрости процесса, у него не возникнет проблем и с более сложными по конструкции вещами. Ему будет достаточно несколько раз показать, как их надевать, при необходимости немного помочь.
Как правильно научить малыша одеваться: на что обратить внимание ребенка?
Колготки и носки | Это первое, что нужно научиться одевать самостоятельно ребенку. Дети все повторяют за взрослыми. Объясните малышу, где у колготок «зад и перед» (по полоскам: одна — перед, две — задняя часть). Покажите, где у носочков пятка и носок. Показывайте на себе, как правильно одевать эти вещи, пускай малыш повторяет все за вами. |
Кофты, футболки и майки | Объясните ребенку, что легче надеть эти вещи, начиная с головы, а в дальнейшем просовывать уже ручки. Купите эти вещи с яркими аппликациями на лицевой стороне и передней части, чтобы малыш не перепутал стороны и зад с передом. Каждый раз, когда начинаете одеваться, говорите ему, что это перед, потому что там рисунок. |
Обувь: шнурки и застежки | Малыш уже знает, зачем нужны шнурки и застежки, осталось только научить его правильно ими пользоваться. Мы уже говорили о том, что обувь со шнуровкой лучше пока не приобретать. Учите ребенка завязывать узелки на веревочках, а обувь такую покупайте только к четырем годам. Это же касается и застежек. Купите сандалии с таким замком, но одевайте их только на прогулку, когда сами сможете помочь малышу. Для детского сада приобретайте обувь с липучками и молниями, справиться с такими замками ребенку будет не сложно. Левый или правый ботинок? Это тоже весьма несложно объяснить по тем же самым застежкам или замочкам, они всегда находятся на внешней стороне ноги. |
Шапки и завязки на шапках | Для того, чтобы ребенок легко запомнил где перед, а где зад шапки, покупайте их также с рисунком на передней части, покажите, что сзади есть шов. Учить малыша одевать шапку лучше перед зеркалом, чтобы он сам видел, как у него получается и что нужно исправить. От завязок в этом возрасте откажитесь, есть множество шапок с липучками и затягивающимися завязками. |
Молнии | Сейчас практически все куртки производят именно с молниями, поэтому вам предстоит к трем годам научить малыша ими пользоваться. Учите застегивать замки на неодетой вещи. Положите куртку на кровать и вместе с малышом застегивайте и расстегивайте замок. Когда у него будет неплохо получаться, продолжайте обучение на себе (пускай застегнет куртку на вас), а потом уже пробует застегнуть самом себе. |
Пуговицы и кнопки | Когда учите ребенка застегивать кнопки и пуговицы, объясняйте ему, что необходимо каждой пуговке попасть в свою «норку», так же и с кнопками. Покажите, как будет некрасиво и неудобно, если неправильно их застегнуть. Выбирайте одежду с крупными кнопками и пуговицами. |
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
<<Форма курс 5-11>>
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
Почему ребенок не одевается дома, в детском саду?
Иногда ребенок отказывается надевать одежду самостоятельно. Такое случается как дома, так и в детском саду. Чтобы решить эту проблему, следует выяснить причину:
Спросите у ребенка, почему он отказывается. Возможно, эта одежда ему не нравится, или она тесная, или его смущает большое количество сложных застежек Причина также может крыться в подавлении самостоятельности ребенка родителями. Иной раз маме проще самой одеть ребенка за 5 минут, чем ждать 30-40 минут
Ребенок привык к этому Может быть во время одевания в детском саду отругали за медлительность Своим отказом ребенок может привлекать внимание, если его не хватает
Мама помогает дочке одеться
Неряшливый ребенок: причины
Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :
- Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
- Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
- У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
- Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.
Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:
- чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
- отсутствие положительного примера родителей,
- лень ребенка,
- несформированный режим дня у ребенка,
- ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
- депрессия,
- утрата близкого человека,
- характерная черта личности,
- употребление наркотиков и алкоголя.
Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.
Одеваться — это интересно
Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.
Полезно: Как определить размеры новорожденного ребенка?
Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю — так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.
Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.
Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги — это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки — потопать ножками.
Как научить застегивать пуговицы и липучки
Это один из самых сложных навыков, которые предстоит освоить малышу, ведь мелкая моторика развита еще недостаточно. Не начинайте сразу с одежды. Лучше возьмите кусок полотна, пришейте к ней большую и красивую пуговицу и проделайте отверстие. Предложите ребенку поиграть, покажите, как пуговица заходит в отверстие и как интересно получается.
Таким же образом можно поступить с липучками, но их дети обычно осваивают быстрее. Нашейте пуговицы и застежки на игрушечные вещи, только не берите совсем мелкие, чтобы при неудаче, ребенок не расстроился и не потерял к этому интерес. Приделайте липучки к шторкам, пусть дошкольник сам их фиксирует в нужном положении.
Советы психолога: как помочь не отвлекаться от процесса
Покажите малышу, как правильно одеваться на примере героев книг
Существует ряд находок и советов, придуманных психологами и опробованных не одним поколением родителей, которые позволяют сосредоточить малыша на процессе одевания:
- Приучайте к алгоритму. Есть чёткий порядок одевания, что за чем, и малыш должен ему следовать. Возможно, есть смысл нарисовать, какая вещь за какой надевается, и повесить рисунок на видном месте в комнате ребёнка.
- Позволяйте выбирать. Дайте возможность ребёнку выбирать в чём идти на прогулку. Только делайте это приёмом «выбор без выбора», то есть предлагайте те вещи, которые сами считаете уместными.
- Делайте «мост в будущее»: если мы быстро оденемся, то скорее попадём в парк, то есть правильно мотивируйте ребёнка.
- Соревнуйтесь. «Давай оденемся быстрее папы!» или «Я буду считать до 10, а ты должен успеть одеться» (так заодно и цифры повторите).
Поэтапное обучение
Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года? Как раз в этом возрасте может возникнуть ряд проблем, так как формируется характер, который кроха проявляет, свое мнение, которое высказывает, желания, через которые не хочет переступать. Как же быть родителям:
- Одеться. Это непростой урок для чада. Начать его следует с объяснений, где какая часть одежды и что с ней делать: для чего нужен рукав, горлышко, молния, пуговица. Если на этом этапе малыш проявляет инициативу, высказывает желание нарядиться по-своему, не стоит отвергать эту идею. Родитель может дать совет, ненавязчиво указать на ошибки в выборе, предложить попробовать различные варианты, но не критиковать.
- Носить. Не следует останавливаться на достигнутом, когда кроха впервые смог самостоятельно одеться. Он лучше адаптируется и вырабатывает привычку, если еще и проходил в выбранном наряде как можно дольше. Особенно, если отправился в нем на прогулку, по делам с родителями, просто остался дома. Памятка родителю: проверить, чтобы одежда, на которой ребенок тренируется, была удобной. Нигде не должно тереть, пережимать, доставлять какой-либо дискомфорт, иначе он просто не захочет ее носить.
Родители должны набраться терпения
- Снять. Обычно раздеваться для детей намного проще. Во-первых, физически снимать одежду легче. Во-вторых, без нее они чувствуют себя комфортнее. Единственное, что может омрачить этот этап – нежелание ложиться спать, идти купаться. Поэтому в самом начале желательно как-то поощрить самостоятельность ребенка: игрой, совместным просмотром телевизора, небольшим подарком.
- Убирать за собой. Для многих этот этап является самым сложным. Под конец дня дети устают и не желают выполнять завершающий пункт в обучении. Тем не менее, он является очень важным. Это дисциплинирует, прививает любовь к порядку, в будущем поможет ребенку найти и снова надеть ту или иную вещь. Чтобы было проще, родители должны подкрепить слова собственным примером, первые несколько раз помочь, убрать все вместе, возможно, в игровой форме. Многим помогает консультация друзей или родственников, так как у каждого есть свои секреты и хитрости в данном вопросе.
Обратите внимание. Самостоятельность ребенка и приобретение нового навыка будет напрямую зависеть от ответственности и разумного подхода родителей. Во-первых, необходим ранний подъем, что для многих является проблемой
Но если взрослые в этом вопросе поддадутся лени, то систематичности занятий с ребенком не будет, значит, навык не усвоится. Во-вторых, поначалу на тренировки будет уходить много времени, следует проявить терпимость, при необходимости помочь, но не делать все за малыша. И, наконец, похвала. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Он мотивирует ребенка к дальнейшей работе
Во-первых, необходим ранний подъем, что для многих является проблемой. Но если взрослые в этом вопросе поддадутся лени, то систематичности занятий с ребенком не будет, значит, навык не усвоится. Во-вторых, поначалу на тренировки будет уходить много времени, следует проявить терпимость, при необходимости помочь, но не делать все за малыша. И, наконец, похвала. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Он мотивирует ребенка к дальнейшей работе.
С какого возраста необходимо обучать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно?
Уже с 1,5-2 лет детки начинают активно проявлять любопытство. Они хотят узнавать все больше информации, помогать маме по хозяйству, и, конечно же, одеваться и наряжаться. Не ограждайте малыша от этих знаний, это самый подходящий возраст для начала обучения самостоятельному одеванию.
Светлана Андреевна, 27 лет, мама 2 детей
«После купания позвольте малютке самостоятельно надеть нижнее белье. При сборах на прогулку или в гости пускай сам пробует просунуть ножки в колготочки и надеть носочки. Старайтесь без необходимости не помогать ему в этом. Пусть одевает криво, косо, не на ту сторону — зато будет пытаться одеться сам.
То же самое касается и раздевания. Скажите малышу, чтобы снимал, к примеру, колготки или носочки. Также перед купанием попросите самостоятельно раздеться».
Если у малыша получается плохо или вовсе не получается, то помогите ему, пока он не стал плакать.
Негативные воспоминания о том, что у него не получается что-то сделать будут пагубно отражаться на дальнейшем обучении.
Ольга Сергеевна, 34 года, мама троих детей
«Естественно, не заставляйте ребенка в этом возрасте одеваться или раздеваться самому, если он категорически того не хочет. Переведите все в игровую форму. Например, скажите: «Давай поиграем, кто быстрей снимет носочек — ты или я?» Дети очень стараются победить в конкурсе, даже в таком маленьком возрасте».
От простого к сложному – самый правильный путь обучения
Когда ребенок только что научился ходить, ему открывается неведомый мир интересных предметов в квартире. Пусть он берет и рассматривает вещи, примеряет их. Убрать с его глаз надо только опасные с травматической стороны предметы. Главное, чтобы малыш был под надзором старших.
Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.
Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.
Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.