Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Что такое лень

Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком. 

Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса. 

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.  

А может, это вовсе и не лень?

В быту за лень часть принимают целый ряд физиологических и психологических состояний: например, человек целыми днями занимается необременительными делами — ест, спит, читает, смотрит видеоролики или сериалы, а то и просто лежит и смотрит в стену. Если ему приходится всё же выполнять бытовые или рабочие обязанности, он делает это с явным усилием и нередко жалуется на усталость.

В такие моменты не стоит спешить с упреками и «мотивирующими пинками»: возможно, за «бездельничанием» скрывается одно из распространенных нарушений, в том числе:

  • депрессия — стойкое расстройство эмоциональной регуляции, выраженное в подавленном настроении, апатии, снижении интереса к жизни, продолжающихся в течение длительного времени;
  • астенический невроз — патологическое состояние психики, проявляющееся в высокой утомляемости даже при небольших нагрузках и отсутствии чувства бодрости даже после длительного отдыха;
  • абулия — психопатологический синдром, заключающийся в отсутствии или сильном снижении способности к волевой регуляции, вызванной органическими нарушениями в головном мозге;
  • анемия — снижение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови, нарушающее снабжение органов и тканей кислородом и вызывающее субъективное чувство постоянной слабости и упадка сил;
  • гипотиреоз — недостаточная выработка гормонов щитовидной железы, среди симптомов которой отмечаются сонливость, вялость, снижение физической выносливости; и др.

Кроме того, под маской «лени» могут скрываться и психологические реакции на внешние стимулы

Так, упорное нежелание приниматься за вроде бы нужное и важное дело (например, поход к врачу) может объясняться тем, что человек таким образом привык справляться со стрессом: в психологической литературе его называют «избеганием»

Если сам факт выполнения деятельности (например, лечение зуба) или ожидаемый от нее эффект (например, выявление неизлечимого заболевания) пугают и нервируют, то «оттягивание» болезненных переживаний, прячущееся за словами «мне неохота», может быть попыткой «убежать», закрыться от негативных переживаний.

Еще одно состояние, внешне сходное с ленью, — прокрастинация, то есть постоянное откладывание дел «на потом», представляющее собой один из адаптивных механизмов психики.

Ленивые дети – результат воспитания

Привычку к умственному и физическому труду нужно воспитывать у детей с ранних лет. Нередко родители говорят, что девочка прилежная и старательная, как ее мать, или мальчик ловкий, как отец. Не отрицая наследственности, можно с полным основанием утверждать, что они в большинстве случаев — результат правильного воспитания, хорошего личного примера.

С каждым школьником может случиться, что он по той или иной причине не выучил урок. Однако, если школьник знает, что дома родители или дедушка с бабушкой регулярно проверяют, как он выучил уроки, у него не может выработаться привычка ходить в школу неподготовленным.

Родители ленивых школьников оправдываются своей занятостью — у них нет времени контролировать детей, помогать им. Однако все мы работаем, все заняты, у каждого много забот. И ребенок работает, и у него свои заботы. Основная его обязанность — учиться — требует от него большого умственного и физического напряжения

Как бы заняты мы ни были, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание родителей, уважение к его труду, интерес к тому, что он делает. Детям нужно помогать, но не навязчиво, что парализует их волю и мышление, не следует постоянно надоедать им одним и тем же вопросом: „Выучил уроки ?”, а проявлять подлинный интерес к работе ребенка, подходить к нему с доверием и уважением, с разумными и посильными требованиями. В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно

В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно

Нельзя именно в этот момент посылать ребенка за хлебом, отвлекать его внимание разными вопросами. Даже если он в чем-то провинился, следует подождать отчитывать его. Школьник нуждается в правильном режиме дня

К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости

Школьник нуждается в правильном режиме дня. К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости.

Ребенок раздваивается. Так с каждым днем невыученное, непонятое накапливается, подготовка к урокам становится для него неприятной и неинтересной, в дневнике появляются двойки. Так и хороший ученик может стать ленивым.

Лень – это отрицательное качество человека?

Вопрос в конце заголовка может смутить читателя. Общество относится к лени, как к пороку. Тысячелетние религиозные традиции тому подтверждение. У католиков лень – один из смертных грехов. Ислам считает, что лень (касал) – посланник ада, и советует изгонять свое эго молитвами.

С другой стороны, лень можно считать двигателем прогресса. Если бы человек не старался облегчить себе существование (не ленился), он бы не изобрел автомобиль, лифт, интернет. Тонкая грань между рациональным использованием своих сил и ленью не всегда различима.

В семье у родителя и ребенка в силу психофизических отличий могут возникнуть конфликты на этой почве. Один делает все быстро и сразу, а другой «медленно запрягает», до выполнения задачи проходит определенное время. Называть такое поведение ленью можно далеко не всегда, как и скорректировать.

Микстуры или единых рекомендаций для всех, как избавиться от лени, не существует. Чтобы разобраться, как не воспитать из ребенка лентяем, придется выяснить конкретные причины его лени. Психологические методики помогают тонко, безболезненно для ребенка исследовать ситуацию, найти истинные причины и сформировать мотивацию, новые привычки.

Что делать с детской ленью?

Истинное трудолюбие обоих родителей покажет ребенку, что нельзя все время бездействовать. Если, например, папа с утра до вечера будет работать, а мама болтать по телефону и лежать на диване (или наоборот), правильного воспитания не получится. Вовлечение в совместную деятельность – хороший способ воспитания трудолюбивой и ответственной личности. Просьба о помощи вселяет в ребенка уверенность, что он нужен и полезен для семьи или других взрослых. Самостоятельное исполнение порученного дела развивает не только трудолюбие, но и смекалку, умение принимать решения. Родители должны проявлять такт и терпение. Ведь у ребенка нет опыта, значит, он имеет право на ошибку. Задача взрослого – подсказать, показать, как следовало бы сделать, чтобы получить хороший результат. Поощрение, похвала за любой вид деятельности с самого малого возраста. У каждого человека должен быть стимул. Ребенку он обязательно нужен

Но в этой ситуации важно избегать шантажа: «Гулять не пойдешь, пока то-то не сделаешь». Любое дело должно приносить удовольствие. Если ребенок пока не понимает, какую пользу для себя он получает от выполненной работы, но видит, как радуются взрослые, он испытывает удовлетворение собой

Если ребенок пока не понимает, какую пользу для себя он получает от выполненной работы, но видит, как радуются взрослые, он испытывает удовлетворение собой.

Воспитать трудолюбивого человека непросто. Но взрослые, на то они и взрослые, чтобы помочь ребенку не стать трутнем, обузой для семьи и общества.

Лень как союзник

Безусловно, лень заслуживает порицания. Но так ли она опасна и отвратительна, как ее малюют? Если взглянуть на это явление с другой стороны, оказывается, что существуют и положительные аспекты.

Так, лень – это еще и двигатель прогресса. Множество изобретений, без которых мы уже не представляем свою жизнь, возникли именно благодаря всепоглощающей лени. Не хочется вставать с дивана, чтоб переключать каналы – и вот пульт дистанционного управления готов! Не хочется подниматься по ступенькам – лифт и эскалатор к вашим услугам! В принципе, они решают и проблему спуска.

Мобильные телефоны, средства передвижения значительно упрощают человеческую жизнь, экономят время и в каком-то смысле потакают нашей лени.

Но разве это так важно, если мы от этого только в выигрыше?

Кому выгодны ленивые дети

Вспоминается случай из моего детства. Моя горячо любимая бабушка не раз жаловалась, что все мы лентяи и без нее даже суп сварить было бы некому, а она уже пожилой человек, ей тяжело и все такое. В один прекрасный момент я понял, что больше не хочу ездить на спине любимого человека, и на следующий день встал раньше всех, чтобы подготовить бабушке сюрприз в виде такого желанного супа.

Как вы думаете, увидел ли я радость на лице бабушки, когда она обнаружила уже приготовленный, пусть и простенький обед? К моему величайшему тогда удивлению — нет! Она так обиделась и расстроилась, что мне пришлось около часа ее уговаривать и убеждать, что ничего плохого я не хотел. Все же ее аргументы сводились к тому, что она теперь нам не нужна и мы ей это открыто демонстрируем. Парадокс, не правда ли?

А на самом деле все было очень просто: Бабушке были необходимы «ленивые» дети, чтобы чувствовать себя полезной. Беда в том, что она не только внушала нам, что мы непроходимые лентяи, но и делала нас такими своей чрезвычайной заботой и трудолюбием.

Вторичная выгода

Поэтому, прежде чем обрушивать поток негодования на нерадивого внука или сына, обвинять его в тунеядстве и неискоренимой лени, подумайте, а вам такое положение вещей ни за чем не нужно? Может быть, вам психологически выгодно ощущать себя мученицей, обиженной на всех и вся из-за не вынесенного мусора? Или подсознательно хочется отложить решение сложных супружеских неурядиц из-за более важных проблем, связанных с нежеланием ребенка учиться?

Как это ни грустно звучит, но очень часто дети взваливают на свои хрупкие плечи груз нерешаемых семейных проблем. Они ставят на карту свое душевное благополучие, свои силы, время, а порой и здоровье, чтобы победить в заранее проигранной битве за семейную гармонию.

У ребенка, особенно маленького, потребность в семье, в любящих и любимых родителях стоит на первом месте, и поэтому он готов идти на многие жертвы, чтобы способствовать достижению гармонии в отношениях между родителями, между старшими и младшими поколениями и т. д. Естественно, очень часто ребенок делает это неосознанно, и нередко его желание что-то исправить только усугубляет ситуацию.

Бывает так, что семейное равновесие держится как раз на создаваемых ребенком проблемах. Например, начинается временное затишье в супружеских разногласиях, именно когда ребенок заболевает. Папа и мама объединяются, чтобы победить страшного врага в виде «неадекватного поведения», «необучаемости», «патологической лени» ребенка. И тогда получается, что тоже нежелание учиться, помогать и вообще что-то делать выгодно и всем членам семьи в отдельности, и семье как единой системе в целом. Выгодно всем, кроме самого ребенка, потому что гармоничной семейной жизни, по крайней мере в родительской семье, он все равно так и не увидит.

Советы, которые пригодятся ученикам

Если ученику сложно даётся написание сочинений-рассуждений, можно сосредоточиться на выполнении конкретных требований, которые предъявляют к этому рассказу. Так получится понять, что преподаватель хочет получить от работы.

Главные требования:

  1. Содержание должно точно соответствовать теме, не нужно отклоняться и начинать рассуждать о посторонних вопросах.
  2. Сочинение должно основываться именно на знаниях школьников. Если они начнут использовать много информации с посторонних источников, учитель сразу поймёт, что ему сдали на проверку плагиат.
  3. Сочинение должно иметь точную структуру, нельзя менять местами конкретную цепочку: вступление — основная часть — заключение. Учитель должен увидеть логику изложения.
  4. Делая сочинение на тему лени, можно использовать цитаты из известных произведений классиков или любой подходящей литературе. Но при этом их необходимо передавать без изменений, правильно оформив.

Изучив требования, можно дополнительно просмотреть и советы. Они помогут написать хорошую работу:

  1. Перед началом работы желательно написать все свои имеющиеся мысли на листе бумаги, чтобы впоследствии правильно сгруппировать их в единое сочинение. Так можно быстрее продумать план и упорядочить мысли.
  2. Соотношение объёмов вступления, заключения и основной части должно быть конкретным. Самая большая по размеру часть — основная, а заключению и вступлению достаточно уделить 2−3 предложения. Если учитель заметит сильные «перекосы» с размерами, это негативно скажется на конечном результате.
  3. Если школьнику трудно сочинить даже начало, можно начать с конца — записать сначала выводы, а уже после переходить ко вступлению и основной части. Этот метод помогает понять, к чему нужно подойти, делая сочинение.
  4. Чтобы подтвердить слова, можно ссылаться на сказки, стихотворения (например, Сергей Островой, Будылин), нравоучительные литературные произведения, рефераты или другие эссе.

Дети не могут быть ленивыми

Ребёнок по определению не может быть ленивым. Энергия, которая живёт им в первые годы жизни, огромна и всегда имеет импульс наружу. Ребёнку всегда будет интересно всё, особенно новое, то, с чем он никогда не сталкивался.

Энергия в нас исчезает постепенно, с возрастом. И если в зрелости нам уже мало чего хочется — это никак не передаётся новому поколению по генам.

То, что мы называем ленью в детях, совершенно не лень. Нам кажется, что если он не делает то, что должен делать — например, учить уроки, помогать по дому, ходить на кружки, то он ленив. А что на самом деле?

Что это, если не лень?

Есть всего три основных причины, по которым дети становятся «ленивыми».

Самая частая и банальная — ребёнку предлагают не то направление, которое ему подходит. Его темпераменту и, главное, его векторальному набору. Например, ребёнку с кожным вектором предложили заняться очень тщательным трудом, который требует усидчивости и даже упёртости. Или ребёнку со зрительным вектором не дали ничего красивого. Или ребёнку с анальным вектором предложили быструю игру, в которой он не успевает. А ребёнку со звуком не ответили на вопрос — «а зачем это надо?».

Другая причина как бы детской лени появляется тогда, когда ребёнка не вовлекли в занятие, не смогли правильно расставить акценты, не дали прочувствовать удовольствие от своих достижений. Ведь на самом деле всё, что мы требуем от ребёнка, предполагает развитие, а значит, усилие. Почти ничего не получается с первого раза, и надо научиться работать, трудиться. А ведь это тоже происходит очень по-разному и зависит от векторов. 

Рекомендации простые: ребёнка с анальным вектором надо уметь правильно похвалить, подметить его старательность, но ни в коем случае не перехвалить. Ребёнка с кожным вектором надо приучить к честному соперничеству — уметь принимать проигрыши, уметь после них подниматься и продолжать взлёты

Ребёнку со зрительным вектором важно показать, что красота есть во всем и прежде всего она внутренняя, не только внешняя. Звуковичку надо обязательно дать осмысленность в том, что предлагается делать. И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей

Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей. Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

Конечно, единицы великих делали именно так — достигали большого через тернии к звёздам, будучи детьми из неблагополучных семей, но это единичные истории. Современный ребёнок слишком уязвим, у него очень тонкая душевная организация, поэтому необходимо обеспечить ему максимальный душевный комфорт и только после — ожидать трудолюбия.

Ситуацию можно изменить

Если вы хотите помочь ребёнку вырасти счастливым, преодолейте его «лень» вместе с ним

Сыновья стали выполнять домашние дела 

Синдром дефицита внимания, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития – сняты

На бесплатные занятия Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь!

Автор Виктория РомановаКорректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Что такое детская лень?

Как ни странно, но леность может проявляться в ребенке с самого рождения. Некоторые ученые даже говорят о ее генетическом происхождении. Новорожденному по инстинкту положено криком давать знать о том, что он голодный или мокрый. Но некоторые младенцы (их, конечно, мало) проявляют пассивность. Они молчат, а в результате теряют в весе, становятся слабыми. А это уже признаки заболевания.

В дальнейшем лень проявляется в нежелании выполнять элементарные действия по самообслуживанию: садиться на горшок, одеваться, убирать игрушки. С поступлением в школу она вырастает в серьезную проблему – нежелание учиться.

Любая лень – это отсутствие ясной мотивации. Даже взрослый человек не всегда понимает, зачем он что-то делает. Ребенок же при отсутствии жизненного опыта и необходимости принятия самостоятельных решений совсем не понимает настоящих целей того, что просят или требуют от него взрослые.

Также детская лень может быть вызвана природным инстинктом самосохранения, подсознательной потребностью сбережения энергии. Если ребенок устал или заболел, он не станет бегать, прыгать, играть. Такое поведение для многих родителей является сигналом к действию.

В школах часто наблюдается социальная лень. Активный дома ребенок в классе затаивается, старается вести себя незаметно. Он не нарушает дисциплину, но и не делает много из того, что выполняют другие дети. Он просто по-тихому уходит от общественной деятельности. Учителя его не ругают, потому что не за что. Но однажды он может проявить себя с совершенно неожиданной стороны. Двоякость поведения часто бывает опасной.

В большинстве случаев детская лень развивается от неправильного поведения взрослых. В семье – от чрезмерной опеки со стороны родителей, в детских садах и школах – от пассивности педагогов. Чаще всего праздность поражает тех детей, в которых не верили, ограничивали их свободу и самостоятельность.

Виды лени

Лень бывает самых различных видов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

1. Мыслительная. Человеку не хочется думать о результатах того или иного действия.

2. Физическая. Иногда отдых просто необходим, но во всем надо знать меру и не злоупотреблять.

3. Лень эмоционального характера. По мере развития индивида эмоциональный фон также подвергается изменениям. Новый год уже не тот, что был в детстве, музыка тоже не такая заводная, а партнер приобрел массу негативных сторон, люди хуже и злее, нежели в юности… Эмоциональное угасание может привести к апатии. Подобные расстройства следует лечить у профессиональных врачей.

4. Творческая лень. Она свойственна многим изобретателям и людям творческих профессий. Наблюдается, когда человек долго размышляет над интересующим его вопросом, а потом неожиданно для себя получает ответ. Ярким примером является Ньютон с яблоком, которое свалилось ему на голову в часы размышления.

5. Патологическая лень возникает, если перейти границы и переборщить с отдыхом. Психолог Д. Карнеги описывал такой случай. Одна женщина утверждала, что тяжело больна. Ее мать ухаживала за ней, пока та лежала в постели. Когда мать умерла, дочь чудесным образом сразу же излечилась.

6. Философская лень. Такой вид «ничегонеделания» возникает в результате неверного трактования религиозных текстов. Особенно часто это наблюдается при чрезмерном погружении в буддизм. Если окружающий мир — это не что иное, как пустота, то все действия теряют смысл.

Каждому человеку свойственны несколько видов лени.

Способ 1. Спросить себя

Отвечая на простые вопросы, можно выявить причинно-следственные связи и разобраться, в чём именно заключается проблема

Например, в офисе человек никак не может приступить к реализации важного дела и вместо этого пьёт кофе, ходит «на перекуры», «зависает» в соцсетях. Ему стоит спросить себя: почему я так сильно не хочу этим заниматься? Возможно, это просто усталость, и требуется небольшой отдых

Или же задание кажется слишком трудным? В этом случае нужно честно ответить на вопрос: что требуется для его успешного выполнения — помощь руководства и коллег, знания или что-нибудь ещё? А может быть, человек в принципе перестал получать удовольствие от данного вида деятельности? Тогда стоит не с ленью бороться, а лучше заняться поиском нового места работы.

Завтра, но не сегодня! Как научиться эффективно распределять своё время?

Подробнее

Третья работа

Я считаю, что лень — это самое худшее состояние, в которое может погрузиться человек. И проблема в том, что каждый ленив по-своему: один больше, другой чуть меньше. Но с этой трудностью необходимо ежедневно бороться, и сейчас я объясню почему.

Лень проявляется в отсутствии желания работать, выполнять любой вид деятельности, даже самый важный. По этой причине лень является самой серьёзной проблемой современного человека. Я знаю очень много мальчиков и девочек, которые не могут закончить даже домашнее задание, поскольку «пришла» лень. Им тяжело подготовить школьное выступление и даже протереть пыль на полке.

Проблема усугубляется, ведь для современного человека созданы все условия для распространения лени. Веники начали заменять специальными роботами-пылесосами, мытьё посуды можно переложить на машину, и таких примеров можно привести бесчисленное множество.

Лень может негативно сказываться и на человеческом здоровье, поскольку многие люди уже не хотят тратить время на приготовление полезной ищи, они начинают питаться фастфудом или быстрыми бутербродами. Лень не всегда приводит к лишнему весу, но это одна из проблем.

Ленивцы никуда не стремятся. Они не смогут добиться жизненных целей, их существование становится просто бессмысленным.

По этим причинам я полагаю, что от лени нужно избавиться, но это непросто. Необходимо найти для себя сильный мотиватор, чтобы работать, пока нужные цели не будут достигнуты.

С другой стороны, всем известно, что лень — двигатель прогресса. Поскольку человек поленился идти на дальние расстояния пешком, он изобрёл колесо и научился запрягать лошадь, поэтому можно с уверенностью сказать, что у легкого безделья есть и положительная сторона

Но важно не поддаваться ей полностью, искать золотую середину

Используя эти сочинения о лени в качестве примера, а также придерживаясь установленной структуры, можно написать хорошее сочинение и получить высшие баллы за свою работу.

Вариант 2

Лень считается плохим явлением. Часто её изображают такой толстой женщиной, которая держит несчастного человека. И всё-таки к лени относятся по-разному. Если позитивно, то лень называют экономией энергии

На то, что тебе, действительно, важно, время и силы найдутся

Я думаю, что каждый раз нужно разбираться с причинами своей лени. Обычная отговорка даже для самого себя – «мне лень». Иногда сожалеешь о своей лености, иногда пожимаешь плечами. Я так не мог добраться до бассейна. Всё узнал, всё собрал в специальную сумку… И не мог туда дойти месяца три! Лень… Сам на себя ругался, не понимал, почему это мне так лениво. Всё время какие-то другие дела после школы, а когда время появляется, то не могу побороть лень. И я задумался. Понял вдруг, что просто не хочу туда идти, так как мне будет скучно плавать целый час туда-сюда. Не люблю хлорированную воду. Не нравится мне там «публика» — бабули одни. В общем, я просто понял, что не хочу в бассейн, но так как все говорят, что это полезно, я тоже поставил себе такую ненужную мне самому цель. Как понял, так проблем не стало! Я решил бегать по вечерам. И никакой лени! Наоборот, мне бы после школы, прогулки, после уроков посидеть бы на диване, посмотреть в комп, а я понимаю, что уже на улице – собираюсь бежать. Вот это кайф – с музыкой готов бежать в любую погоду! Вот так я понял свою лень.

Конечно, иногда у человека просто апатия, депрессия – ничего не хочется. Когда говорят, что нет времени (тоже вид лени), то мне кажется, что это вопрос приоритетов

На важное всегда найдешь время, даже если откажешь себе в чём-то важном

Есть ещё привычка лениться. Люди разные, кто-то быстрый, кто-то неспешный. Кто-то нагружает себя, а кто освобождает себе время. В общем, что для одного лень, то для другого нормальный распорядок жизни. Тоже всё это субъективно. Да, иногда не хватает воли всё-таки. Её, говорят, можно воспитать, потихоньку, разными методиками.

В общем, у лени может быть много причин. Нельзя её так уж «клеймить», с ней надо разбираться – искать причины. Главное – не лениться разбираться с собственной ленью!

Понятно, что много методик, но, если не понять себя, то они не сработают, а если понять свою основную причину, то можно и без всяких методик обойтись. Вот так я считаю, хоть собственную работу пиши по психологии.

Дети и так перегружены. И ничегонеделанье (иногда) только пойдёт на пользу

Все эти ранцы и заклятья, конечно, ерунда. Как это поможет моему ребёнку в будущем? Его сверстники беспрерывно учат языки, тренируются кодить, занимаются этой… как её… проектной деятельностью и ведут ежедневники, куда кропотливо вписывают успехи за текущую неделю. Мы начинаем водить ребёнка в 32 секции (а нет, в 33 — между ботаникой и ментальной арифметикой ещё есть промежуток!) и пичкаем его фразами из мотиваторов

Ну тех, что люди выкладывают себе на страницу, когда им лень работать, с бегущей женщиной в потной майке: “Важно идти к цели, никогда не опускать руки и ничего не опускать вообще!”. Мы будто боимся, что у детей появится время, чтобы просто сидеть и смотреть в окно

Там как раз в это время река вечности утекает вдаль Незабвенный комик Джордж Карлин жаловался, что теперь у детей нет возможности просто посидеть с палкой, просто поделать “грёбаной палкой грёбаную ямку. Смотришь на ямку. Смотришь на палку. И немного радуешься”. Чтобы спокойно видеть ребёнка, у которого вместо ежедневника в руках палка, надо быть очень крепким и спокойным человеком: “Хорошо, дочь, сейчас ты играешь с палкой, потом переходишь к логическим задачкам, а через 40 минут у нас вокальная студия”. Или мне только кажется, что палке нет места в этом графике? А между тем, с точки зрения науки, это полезное занятие. Неважно, к чему вы стремитесь: вырастить ребёнка счастливым или успешным, или даже баскетболистом, ему нужен так называемый “пассивный режим работы мозга”. Психологи-исследователи Мэри Хелен Иммордино-Янг, Джоанна Кристодулу и Ванесса Сингх считают, что погружение в мечты, задумчивое разглядывание летящих пылинок и прочие рассеянные состояния играют важнейшую роль в развитии социальных навыков. Учёные помещали людей в сканер МРТ, где им надо было отдыхать, ни на чём не сосредотачиваясь. Оказалось, все не зря провели время: у них активировались системы мозга, важные для формирования воспоминаний, фантазий о будущем, а ещё отделы, отвечающие за социальные оценки и моральные коннотации. То есть у ребёнка должно быть время на внутреннюю рефлексию. Или попросту — на праздношатание, на отказ от секции в воскресенье, на ленивое изготовление картонного монстра, на монотонное закрашивание странички учебника гелевой ручкой. Упомянутая команда психологов пишет, что “развитие некоторых социально-эмоциональных навыков нарушается от определённых образовательных практик или чрезмерного использования социальных сетей”. Отключить компьютер — логичное дело, если мы решили, что человек должен отдохнуть.

Сочинение про Лень

Лень это состояние, поведение человека, сознательно бездействующего, у которого нет желания работать. Ленивые люди всегда порицаются обществом. Но откуда же берется лень? К большому сожалению, она воспитывается родителями, вырастает из обстоятельств, предпосылок, созданных именно окружающими людьми, обществом.

Представьте ситуацию. Ребенок с детства растет физически слабый, часто болеющий. Заботливая мама всячески оберегает его от любого труда. Боясь, что дитя не справится, она все делает за него сама. Если что-то не получается, мама перестает ему давать поручения. Вместо того, чтобы объяснить, как правильно все выполнять, она теряет терпение и берется за невыполненные чадом дела. И когда родители что-то начинают заставлять делать выросшего подростка, он уже не хочет. Даже собственное родительское трудолюбие не пример для подражания. Ребенок не умеет, просто не привык трудиться. И в этом не его вина, а чрезмерно опекающих родственников. Этому человеку и в жизни туго приходится, потому что ничего не умеет. Есть дети, сильные характером. Не научившись в детстве, они стремятся восстановить пробелы воспитания самостоятельно. А есть те, что плывут по течению жизни, радуясь нечаянной праздности.

В обществе, на производстве тоже встречаются подобные примеры. Мастер что-то объясняет ученику, а у того не получается. Подмастерье обвиняют в нерадивости и выгоняют, так и не сумев до конца понять. Да, учеников у рабочего много, времени на обучение не хватает. Но кто не ошибался? А если набраться терпения? Мальчик просто медлительный, от напора взрослого туго соображает. Помоги, объясни не раз, не два, чтобы толк от ученика был. Ведь выбросишь такого в большую жизнь, и катится парень вниз по наклонной плоскости.

Метко подмечено про ленивых М.В. Ломоносовым. Он сравнивает лентяя с неподвижным болотом, которое не несет никакой пользы кроме «…смраду и презренных гадин». Жестоко? Так чтобы не назвали ленивым, с детства прививать трудолюбие нужно. Чтобы малыш рядом стоял и все делал сам. Не получается – поправить, но не делать за него. И не ругать, а ласково и терпеливо. И слово ЛЕНЬ исчезнет из нашего языка.

4 класс, ЕГЭ 11 класс

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий