Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
23.12.22 22:43
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.12.22 09:38
Как правильно войти в новый год?
29.12.22 11:53
Мы находимся в преддверии нового гонения на христиан в Украине − Иерарх РПЦЗ
23.12.22 10:55
Как мириться, если тебя не прощают?
26.12.22 19:21
Как отличить смирение от человекоугодия?
28.12.22 14:05
Зимнее настроение от Алексея Саврасова
27.12.22 11:21
25 декабря – память святителя Спиридона Тримифунтского
24.12.22 22:18
Митр. Антоний (Паканич) о главной реальности
26.12.22 19:02
Какую ошибку часто допускают по отношению к священнику в соцсетях?
27.12.22 09:06
Как учить?
Начинать нужно с раннего детства, как только он пытается самостоятельно выполнять какие-то действия: держать ложку, ходить, выбирать игрушки. Делать это надо мудро и обдуманно. Начинаем с того, что предлагаем ему выбор в понятных сферах. Куда пойти гулять — на площадку или во двор? Какую обувь надеть — ботинки или кроссовки? Какую книжку почитаем — ту или эту? Такая тактика поможет научить ребёнка не бояться решений. Сначала они нейтральны: он выбирает из нескольких равнозначных вариантов один, потом можно предлагать выбор посложнее.
Проходит время, ребёнку надо идти в садик или школу, выбора здесь нет. Однако взрослые могут предложить выбор в менее значимых вопросах: в какой одежде туда пойти, какую игрушку взять, какой дорогой добираться. Задача в том, чтобы направить фокус внимания ребёнка. По мере накопления опыта сложность выбора увеличивается, подключается ответственность за решение. Так ребёнок понимает, что у выбора всегда есть свои последствия
Важно, чтобы сын или дочь учились отслеживать и предугадывать, что последует за их выбором. Взрослым же надо идти по этому пути рядом с ними
В этом процессе обязательно будут ошибки, но это не страшно. Негативный опыт тоже важен, потому что он развивает личность и учит добиваться цели. Благодаря ему складывается система ценностей, на которую человек опирается при принятии решений. По мере взросления эти решения становятся всё более сложными: например, выбор профессии, спутника жизни, места работы, цели жизни, религии. Выбирать в таких сферах трудно, и учиться этому надо постепенно. Преуспеть можно — благодаря помощи родителей и постоянной тренировке.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Проблемы
Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:
- отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
- повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
- повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
- большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
- власть денег;
- социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.
В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.
Идея саморегуляции и ее реализация в педагогической практике А.Нейлла
Как отмечалось выше, А.Нейлл не любил облекать свою теорию свободного воспитания в строгий терминологический аппарат; основными категориями его системы были: свобода, любовь и счастье. Это была триада, которая и составляла педагогическое кредо британского педагога. Именно в атмосфере свободы, которая может быть создана только любовью, ребенок проходит естественный путь своего развития, приводящий его к счастью. Всей своей практикой Нейлл доказал, как нормальный, т.е. свободный и счастливый ребенок, естественным образом без всяких специальных усилий приобретает необходимое образование, хорошие манеры и нравственные принципы.
Идея саморегуляции, реализованная в педагогической практике А. Нейлла, прежде всего была связана со свободой выбора, самоуправлением, социализацией и самостоятельностью ребенка. Рассматривая каждый их этих аспектов, необходимо подчеркнуть то, что очень волновало Нейлла, а именно утрачивание человеком способности чувствовать. Когда человек живет, ведя слишком умеренный и ровный образ жизни, он тем самым вытесняет способность к подлинным чувствам. Однако он не может в течение долгого времени жить в состоянии пустоты, ибо в нем накапливаются нереализованные возможности, которые затем выливаются в отчаяние и, в конце концов, в разрушительные действия. Нейлл не раз наблюдал, как отсутствие чувств, страстей, эмоций и волнения провоцируют в ребенке апатию и как следствие нежелательное поведение.
Поэтому его и волновал вопрос достижения зрелости своего воспитанника; он терпеливо ждал результативности процесса саморазвития в нем истинно человеческих возможностей – его разума, чувств и воли. Взгляды Нейлла как гуманиста строились на убеждении, что призвание человека как чувствующего и мыслящего существа – довести до самого себя свою сущность, свое назначение и свое призвание до полного сознания и чтобы оно стало для него достижением реальности.
Как таковая саморегуляция в чистом виде, по мнению Нейлла, непостижима, никто не может обучить ей; однако можно признать, что практическое осуществление ее составляющих способствовало в школе Саммер-хилл реализации этой идеи. Для Нейлла смысл свободы заключался, прежде всего, в самом процессе достижения этого состояния; он считал, что созидание должно находиться выше созданного. Вторя экзистенциалистам, он говорил, что – ребенок должен сам конструировать себя, родить себя как личность, и процесс этот должен быть беспрерывным. Как и они, Нейлл считал, что современные школы, озабоченные дисциплиной, разрушают спонтанность, любознательность и творческие способности учеников, тем самым препятствуя развитию личности. Воспитанник, независимо от посторонней воли, направляет собственные усилия на повышение своего роста, педагог же предстает в данном случае лишь в качестве источника этой самоуправляемости.
Учителя Саммерхилла создавали среду, которая позволяла каждому ученику принимать осознанные решения относительно собственной свободы, и сам Нейлл никогда не давал готовых ответов, он предлагал детям самим находить свое собственное уникальное решение. Для Нейлла чрезвычайно важным было, чтобы воспитанник не просто принимал определенные знания и ценности, но главное, чтобы он мог прожить и пережить их в себе, иначе говоря, все изучаемое ребенком всегда должно иметь для него жизненный смысл. Следование этой экзистенциональной традиции создавало предпосылки для равноправных отношений, где и учитель, и ученик вступали в диалог сотрудничества. В связи с этим просматривается неклассический подход к личности, в основе которого лежит общая идея единства, а не противопоставления субъекта и объекта. И личность в этом случае переживает свободу как средство и одновременно как цель для гармонизации отношений в рамках системы «личность-общество».
По поводу сомнения своего оппонента: «Саммерхил предлагает детям свободу, но разве кто-нибудь свободен?», Нейлл пишет: «Как можно быть свободным, когда нас всех воспитывали по шаблону в младенчестве? Свобода – относительный термин. Слово часто используется в политическом смысле…свобода для Индии и для негров, но, говоря о Саммерхилле, свобода – это личная свобода, духовная свобода. Я считаю, что некоторые индийские мистики могли чувствовать себя свободными и в тюрьме, возможно, Ганди и Неру так и делали, когда были заключенными. Немногие из нас имеют такую духовную свободу. В нашей школе свобода означает, что ребенок может делать все, что хочет, если это не мешает свободе других (315, с. 19).
Найти золотую середину…
Хороша ли система естественного воспитания и стоит ли применять её на моих детях? ― этот вопрос непременно возникает у родителей, заинтересовавшегося новомодной методикой, на поверку оказавшейся не такой уж новой.
Будем объективны: идея естественного воспитания, сформулированная Ж.Ж. Руссо и помноженная на опыт современных педиатров и психологов — чудо как хороша. Что плохого в том, чтобы учить ребёнка мыслить и принимать самостоятельные решения, развивать его природные способности и заменить принуждение конструктивной беседой? Такое воспитание принципиально совпадает с методами, веками успешно применяемыми разными народами, а также взглядами специалистов в области педагогики, психологии и педиатрии.
Однако в естественности есть и свои подводные камни. Несмотря на то, что XVIII век остался позади, некоторые родители саму суть естественного воспитания видят в неуклонном следовании природе, выражаемом в отречении от важных вещей и лишения таковых своих детей.
Это может быть отказ от УЗИ во время беременности и от госпитализации во время родов («Раньше и в поле рожали!»), отмена вакцинации малыша и другие эксперименты над его здоровьем.
Во всём хороша мера. Перевес родительских предпочтений в пользу «естественности» ни коим образом не должен наносить вред ребёнку. Если мама в силу обстоятельств не может обеспечить малышу полноценное грудное вскармливание, то адаптированная детская смесь однозначно станет лучшим выбором, чем коровье молоко, каким бы натуральным оно ни было.
Если за малышом некому присмотреть, пока мама делает заготовки на зиму, то лучше поместить его на полчаса в манеж, чем подвергнуть опасности быть случайно облитым кипятком.
Как и в других вопросах, касающихся ребёнка, в естественном воспитании важно избегать крайностей и превыше всего ставить здравый смысл, безопасность и благополучие малыша. Только тогда оно принесёт ожидаемый результат и удовлетворение обеим сторонам
Как родительский контроль соотносится со свободной волей ребёнка?
Дети порой очень тщательно оберегают личные границы, не хотят пускать родителей во все сферы своей жизни. Надо ли стремиться контролировать эти сферы? Не думаю. Если ребёнок что-то скрывает, надо разобраться: почему так вышло, что он не хочет, чтобы вы это знали? Можно поговорить об этом, но очень деликатно. Возможно, в чём-то вы где-то пережали, были слишком авторитарны. И обязательно объясняйте, почему вы беспокоитесь, по какой причине пытаетесь контролировать те или иные моменты жизни ребёнка.
Что касается запретов, то мне видится важным не запрещать, а научить отличать хорошее от плохого. Запретить можно что угодно, но это ведь не гарантирует, что ребёнок не нарушит запрета. Как бы то ни было, в любой ситуации надо разбираться, искать причины возникших с ребёнком проблем в себе, своей тактике воспитания. При необходимости тактику надо менять.
Полезно будет вспомнить, какими вы были в детстве или подростковом возрасте. Что вас интересовало? Что вы утаивали от родителей и по какой причине? Такой анализ очень хорошо помогает понять своего ребёнка.
Противостояние «родители и их воля — мой мир» надо преодолевать, но ни в коем случае не авторитарным путём. Если ребёнок замыкается — выясняйте, почему. Разговаривайте, делитесь опытом, показывайте свои слабости — это не умалит, а увеличит ваш авторитет. Это не значит, что нужно слабостями бравировать. Надо показать, что вы о них сожалеете, и рассказать, как боретесь, что на этом пути получается, а что нет. Конечно же, такие разговоры имеют смысл, если вы действительно боретесь, а не только говорите о том, чего нет. Дети всё видят, и в общении с ними искренность всегда должна стоять на первом месте.
Принцип 8. Не отказывайтесь от помощи малыша, позвольте ему участвовать в работе по дому.
В период раннего детства детки так хотят быть похожими на маму и папу! Они видят, как мама подметает и тоже бегут с веником в самую пыль. Видят как мама накрывает на стол и хватаются за полные стеклянные бокалы и ножи. Да, выглядит все это страшно опасно и вобще от помощи больше проблем: пыль не собирается, а разлетается по всему дому, бокалы бьются, сок разливается. И, кажется, нужно ребенка отстранить от всего этого, так проще всем. Но каждый раз, когда вы отбираете у малыша веник или стакан, вы говорите ему: “Я сама, твоя помощь не нужна”. Он запомнит эти установки и к 14 годам вы получите “неблагодарного ребенка, который вам не помогает”. Но вы же хотели просто обезопасить его и освободить себе время? Поэтому предлагаю вам инвестировать в будущее: купите малышу веник, дайте ему отнести бокал (если сока много, отлейте половину, чтобы крохе было проще), подарите собственную тряпку для пыли, и скоро у вас вырастет благодарный помощник. Да, кстати, все это также развивает моторику и эмоции.
Теория свободного воспитания
Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.
Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения
Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд
С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.
Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.
Свободное воспитание — не вседозволенность
Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.
Ошибки искаженного представления о свободном воспитании
- Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
- Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
- Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
- Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Как научиться родительству
Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка
Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода
Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.
Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
План лекции:
1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.
2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.
3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.
Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».
В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.
Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».
Последнее изменение: среда, 12 ноября 2014, 15:48
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
Определение 2
Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.
Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей. Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:
- Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
- Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
- Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
- Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
- Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.
Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.
Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему. Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.
Определение 3
Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.
Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:
Сухомлинский предлагал взрослым:
- Ощутить в себе детство;
- С мудростью относиться к проступкам детей;
- Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
- Защищать их, не думать о них негативно;
- Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
- Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения. Свободное воспитание: теория и практика
Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.
На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике.
Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.
Особенности воспитания в Японии
- Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
- В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
- Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
- Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.
Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать
А это означает, что не нужно за него что-то делать
Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать.
Характеристика системы образования в Виленском учебном округе
На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г., затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом …подробнее
Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо
Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
Второй период (от двух лет до двенадцати)
В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте
Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».
Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния.
Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.
Свобода есть, но нет опыта и знаний
В вопросе, который мы сегодня обсуждаем, у родителей есть соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления. Проще всего пустить всё на самотёк и позволить ребёнку самому принимать решения. Прикрыть это можно якобы заботой о его свободной воле. На самом деле это опасная ошибка. Да, человек обладает данной от Бога свободой воли и правом выбора. Да, всё это дано и нашим детям. Более того: им предстоит всю свою жизнь принимать решения. Но наша задача как родителей — не самоустраниться, а научить их делать выбор, не отступать перед ним. Вообще, на этом пути есть две крайности: первая — излишне переживая за ребёнка, принимать за него все решения: что он будет есть, надевать, чем играть и с кем дружить, вторая — это полностью отдать ему право всё решать.
Ни одна из этих тактик не научит ребёнка принимать решения. Взрослый человек может что-либо решать, основываясь на своём опыте и знаниях, у ребёнка же нет ни того, ни другого. Поэтому именно родители должны научить его делать правильный выбор.