Соблюдать ли режим дня ребенка в Новый год

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу

Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;

время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления

Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.

время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;

время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;

свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.

Режим дня ребенка 3 лет

Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив

В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности

Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления

Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.

Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.

Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.

Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.

Сон. Бывает, что малыш отказывается от дневного сна ближе к 3 годам (а иногда и вскоре после двух). В таком случае дневное время нужно организовать так, чтобы ребенок провел его в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривая картинки в книжке): это позволит нервной системе отдохнуть и избежать переутомления;

Бодрствование. Каждый период бодрствования занимает 6 – 6,5 часов. Для малышей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Диапазон внимания ребенка 3 лет значительно расширился по сравнению с годовалым крохой: теперь малыш может заниматься одним и тем же делом 20 – 30 минут. Но по-прежнему необходимо следить за тем, чтобы виды активности рационально чередовались. Все прежде любимые игры сохраняются, а занятия художественно-эстетического цикла становятся более разнообразными: например, в дополнение к пластилину и краскам ребенок может начинать осваивать ножницы и делать аппликации, складывать простые модели оригами, стараться извлекать из музыкальных инструментов более ритмичные мелодии;

Прогулки. Двухразовые прогулки, к которым ребенок уже привык в предыдущие годы, сохраняются. Правда, из-за большей усидчивости теперь малыша может быть несколько сложнее вывести на улицу. Не сдавайтесь и смело идите гулять, особенно в ранее вечернее время. Эту прогулку желательно не пропускать: она особенно важна в связи с растущей к концу дня усталостью малыша. Свежий воздух снимет нервное напряжение и физически подготовит ребенка к легкому отходу ко сну, который будет более спокойным и продолжительным;

Игры и занятия. После 3 лет ребенок уже может включаться в развивающие занятия в пределах получаса

По-прежнему важно их правильное распределение в течение дня. Учитываются не только склонности и пожелания ребенка, но и своевременная смена видов деятельности

Такое переключение позволяет избежать переутомления и поддерживает бодрое и хорошее настроение крохи;

Питание. У малыша 4-разовое питание, 1 – 2 легких перекуса допустимы для детей, которые не могут выдерживать четырехчасовых перерывов между приемами пищи.

Что такое режим дня

Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница. 

Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.  

Зачем ребёнку режим

  • Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты. 
  • Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы. 
  • Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания. 

Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого. 

Значение гигиены и прогулок

В этом возрасте малыш начинает понимать важность гигиенических процедур:

  • умывания;
  • мытья рук после прогулки и перед едой;
  • чистки зубов дважды в день;
  • купания.

Гигиенические навыки необходимо превращать в полезные ежедневные привычки, которые должны выполняться «на автомате». Для гигиенических процедур необходимы специальные детские средства: мыло, зубная паста, пенка для ванны

При этом купание в полной ванне в режим дня уже можно не включать ежедневно, но крохе нужно понимать, что о чистоте тела заботиться крайне важно

Если же мамочка решит купать кроху каждый день, то важно после этого смазывать его кожу увлажняющим детским маслом (кремом). Если кроха уже закален, вода для купания может иметь температуру около 29 градусов, если нет – около 34

Что касается прогулок, то ежедневно малыш должен проводить на воздухе не менее 3–4 часов. Если позволяет погода, на прогулке нужно играть, бегать, проявлять физическую активность всеми способами. Если массаж сейчас ему уже не требуется (мышцы и так обрели нужную силу и тонус), то двигательный режим должен быть достаточным для дальнейшего развития координации, ловкости, роста и укрепления мышц и позвоночника

В период активного роста это крайне важно

Если же погода не способствует длительным прогулкам, время пребывания на улице можно сократить, компенсировав его проветриванием комнаты. Перед укладыванием крохи на ночь помещение также нужно проветрить, независимо от того, сколько времени он провел на воздухе.

Однако при всем этом, составляя режим дня, следует учитывать и тот факт, что примерно за 2 часа до сна нагрузки (физические или эмоциональные) необходимо снизить, чтобы дать возможность организму малыша успокоиться, подготовиться к длительному отдыху. В это время можно занять кроху интеллектуальными играми на развитие памяти, моторики, речи.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

А если ребенок испугался Деда Мороза?

Если несмотря на всю подготовку, ваше чадо все же заробело перед сказочными персонажами и устроило «концерт по заявкам» — не стоит ругать его и бросаться словами типа «Ты все испортил!». По идее, профессиональный Дедушка всегда сам найдет слова для утешения ребенка, потому как сталкивается с такими «рёвами» далеко не в первый раз

Часто используются отвлекающие приемы: Дед Мороз вдруг совершает какой-нибудь забавный поступок, например, неловко роняет мешок, а потом переводит внимание малыша на содержимое мешка: «Ой, что это у меня здесь?». Когда артисты уйдут, то расстроенного собственными слезами ребенка надо подбодрить и сказать: «Ничего страшного, на следующий год ты уже не будешь бояться Деда Мороза и мы встретим его радостной улыбкой!». Комментарий психолога:
Екатерина Захарченко, психологический центр «Успех»:
— Если малыш расплакался, разумеется, выгонять Деда Мороза сразу же не стоит

Он должен побыть рядом, чтобы ребенок удостоверился, что Дедушка не страшный, не опасен для него. Надо погладить малыша, подержать за руку. Ни в коем случае нельзя заставлять детей, когда они боятся или стесняются, заставлять вставать на стульчик, рассказывать стишок или петь песенку. Потому что Дед Мороз такой же незнакомый человек и вполне закономерно, что малыш поначалу чувствует себя скованно

Комментарий психолога:
Екатерина Захарченко, психологический центр «Успех»:
— Если малыш расплакался, разумеется, выгонять Деда Мороза сразу же не стоит. Он должен побыть рядом, чтобы ребенок удостоверился, что Дедушка не страшный, не опасен для него. Надо погладить малыша, подержать за руку. Ни в коем случае нельзя заставлять детей, когда они боятся или стесняются, заставлять вставать на стульчик, рассказывать стишок или петь песенку. Потому что Дед Мороз такой же незнакомый человек и вполне закономерно, что малыш поначалу чувствует себя скованно.

Как перейти на два дневных сна

Процесс отказа от очередного вечернего сна для большинства малышей начинается в возрасте 7–9 месяцев. Когда мама сообщает, что ее 10-месячный кроха все еще спит днем три раза, мы уже заранее знаем, что сны эти короткие, а отбой в ночь — поздний. Именно поэтому, если малышу уже 9 месяцев, от третьего сна стоит отказаться, так как наличие вечернего пересыпа приводит к отбою в 20 часов и позже.

Мамы часто задают вопрос: как понять, готов ли уже малыш спать днем два раза? Здесь все тоже относительно просто: в какой-то момент вы больше не сможете уложить ребенка на последний сон, как бы ни старались — ни коляска, ни качание, ни кормление не дают результата. Или вы после 30–40 минут укладываний все же получаете спящего зайку, но лишь на 10–15 минут.

К чему стоит готовиться? Очень важно во время перехода раздвинуть остающиеся дневные сны: ребенок растет и к этому моменту может справиться с более широкими окнами бодрствования. Более того, без третьего сна последний интервал бодрствования должен будет вырасти примерно до 3,15 — 3,5 часа, что многим малышам сразу дается сложно. Вы не должны получить режим с двумя снами, при котором все сны сдвинуты к первой половине дня, а после обеда малыш уже не спит, а до отбоя (даже самого раннего) еще очень далеко

Вы не должны получить режим с двумя снами, при котором все сны сдвинуты к первой половине дня, а после обеда малыш уже не спит, а до отбоя (даже самого раннего) еще очень далеко.

Здесь важно быть готовыми к раннему укладыванию, особенно на период адаптации, в первые несколько недель после перехода на новый режим. Не бойтесь разового отбоя в 17 часов! Спокойно спящий так рано вечером малыш гораздо лучше истерящего всю ночь напролет

Распорядок дня школьника: школа и дом

Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;

все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;

завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;

выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.

После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера

Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка

Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Рекомендации родителям

Напоследок рекомендации родителям для грамотной и гармоничной организации режима дня:

Составляя распорядок, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: потребности, уже сложившиеся привычки, темперамент и биологические часы. Так, если кроха привык просыпаться в 7 утра, не стоит пытаться сдвинуть подъём на пару часов

Если малыш – сова, то, напротив, не старайтесь будить его очень рано. Активному и темпераментному ребёнку нужно предлагать больше активных игр для выплеска эмоций и энергии. А спокойному малышу более интересны занятия размеренные.
Если вы только пытаетесь вводить режим дня, не стоит делать это резко. Вряд ли вы добьётесь успеха, но зато испытаете стресс вместе с ребёнком. Действуйте постепенно, запаситесь терпением. На установление распорядка может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от малыша и от вашего настроя. Но не стоит отступать, ведь режим дня нужен в любом случае.
При составлении распорядка стоит учитывать и пол ребёнка. Хотя большой разницы нет, всё же некоторые нюансы присутствуют. Так, режим дня у девочек может включать больше развивающих и спокойных игр, ведь детки женского пола обычно более спокойны и усидчивы. А режим дня у мальчиков должен предполагать больше физической активности. Малыши мужского пола, как правило, активнее и темпераментнее девочек, поэтому им нужно выплёскивать энергию. Но и развивающие занятия тоже обязательно должны присутствовать, просто их следует чередовать с активностью.
Полезно проговаривать то, что делаете.
Не пытайтесь сравнивать вашего малыша с другими детками. Все очень разные и имеют индивидуальные особенности.
Иногда малыш может выбиваться из режима, и это нормально. Но после таких отхождений вновь возвращайтесь к привычному распорядку.
Не требуйте многого и показывайте любовь.

Если вы составите подходящий режим дня и добьётесь его соблюдения, то сможете наладить постоянный распорядок. Это сделает малыша спокойным и дисциплинированным, обеспечит комфорт всей семье и освободит время для родителей.

Как нормализовать режим дня

Большинство людей по утрам с большим трудом просыпаются и встают с постели. Всё утро проходит в режиме «автопилот»

И неважно, чем закончился вчерашний вечер или как прошла ночь. 

Снова на помощь спешат крепко заваренные чай или кофе. И сколько бы ни говорили в СМИ о вреде их употребления, глаза открываются только благодаря напиткам с хорошей порцией кофеина. 

Проснуться помогут несложные советы. 

Необходимо снизить объем порции ужина. Кушать можно не позднее, чем за 3 часа до отхода ко сну. Поздний ужин заставляет тратить силы организма на переваривание и не даёт спокойно уснуть.
Нарушения сна часто связаны с употреблением алкоголя. По мнению учёных, выспаться человек может только в трезвом состоянии. В алкогольном опьянении выпивший засыпает крепким сном, но организм не получает полноценного отдыха. Почки работают в усиленном режиме, в результате чего приходится просыпаться для похода в туалет. А после 3-4 часов алкоголь сам активизирует мозг. 
Ещё одним важным аспектом являются собственные биоритмы человека. Их необходимо отрегулировать. Тогда просыпаться и засыпать в одно время будет несложно. Могут быть некоторые отклонения от режима в течение месяца, но они не вызовут существенных проблем. 
Взрослому человеку для полноценного сна требуется примерно 8 часов в сутки. Число часов для сна, конечно, строго индивидуально. Некоторые выдающиеся учёные спали всего несколько часов в день. Однако врачи для современного человека под постоянным воздействием стресса советуют спать не менее 6 часов

Постоянное недосыпание – самая распространённая причина заболеваний. 
Очень важно прислушиваться к своему организму. Если не хочется спать – вставайте, хочется – продолжайте спать

Не стоит долго находиться в постели, мечтая и строя планы. Это расслабляет организм, исчезает желание что-то делать. 
Пейте утром больше жидкости. Во время сна организм испытывает недостаток воды. Это приводит к лёгкому обезвоживанию и ощущению усталости. Один стакан чистой воды с утра подарит незабываемый заряд бодрости. Также он создаст небольшое ощущения заполненного желудка. Это заблокирует переедание. Но завтрак обязательно должен быть полноценным и питательным. 
Бодрящий душ прекрасно будет сочетаться со здоровым завтраком. А это уже несколько позитивных моментов, ради которых хочется проснуться для нового дня, полного для новых начинаний и открытий.

Примерный ритм дня месячного ребенка

Но я понимаю, что сложно иногда смириться с хаосом в первый месяц жизни ребенка, поэтому предложу вам примерный ритм дня малыша в 1 месяц.

Он может не отражать то, как это будет происходить в вашей ситуации, но у вас будут ориентиры.

ВремяЭлементы режима
7.00ГВ, подъем
7-7.30утренние процедуры мамы и малыша, ГВ
7.40-9.00сон около 1 часа , затем  20 минут на подмывание, переодевание, проглаживания/массажик + ГВ
9.30-10.30сон + ГВ
10.30сборы на прогулку + ГВ
10.40-12.00прогулка
12.00ГВ + общение
12.40сон + ГВ
14.00общение, гигиена
14.40-16.00сон + ГВ
16.00дела по дому, ребенок рядом, сборы на прогулку, ГВ
16.30-18.00прогулка
18.00ГВ, общение, бодрствование
18.40 – 19.40сон + ГВ
19.40ГВ, подготовка к купанию + купание
20.20гигиенич. Процедуры + ГВ + сон
20.30сон

Кто-то заснет в ночь уже в это время, а кто-то из детей еще раз проснется и тогда укладывание в ночь будет в 22-23 часа.

Учитывайте, что во время коротких бодрствований малыш может расплакаться, забеспокоиться и тогда вы еще раз предложите ему грудь.

Поэтому говорить о строгом режиме дня пока не имеет смысла.

Цель только одна: помочь месячному малышу и его нервной системе освоиться в новом неизвестном мире. По мере того, как она будет крепнуть, ребеночек сам поможет вам выстроить режим, по которому ему удобно жить. А пока ваша задача – обеспечить ему правильные условия для того, чтобы это происходило своевременно, с минимумом стресса  для маленького человечка.

  • Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц
  • Что должен уметь ребенок в 2 месяца
  • Сколько спит ребенок в 2 месяца

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.

Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа

Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;

Игры и занятия

Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);

Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;

Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий