Ваш ребенок скоро идет в детский сад?

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Как понять, что малыш еще не готов?

Важно! Очень тяжело проходит адаптация у малышей, которые еще не отлучены от груди. Если мама кормит ребенка на ночь – проблем нет

Если ребенок требует грудь и днем – адаптация к саду происходит очень болезненно, так как стресс усилится.

Также тяжело будет детям, которые:

  1. не готовы общаться со сверстниками, не умеют и не хотят совместно играть и учиться;
  2. буквально хвостиком ходят за мамой весь день, боясь даже упустить ее из виду;
  3. не обладают никакими навыками самообслуживания – кушать самостоятельно, одеваться, мыть ручки, обувать ботинки, убирать за собой игрушки;
  4. требуют особого питания по особому, отличному от графика сада режиму;
  5. боятся любого взрослого, кроме самых близких, которых видят каждый день.

Очень многое зависит и от конкретного ДОУ и от воспитательницы, которая будет для малыша заменой мамы на то время, пока ребенок в саду (как выбрать хороший детский сад?). Характер и темперамент ребенка также играют серьезную роль в адаптации. Если малыш любознательный, веселый, контактный, а воспитатель в саду внушает реальное доверие – можно отдать карапуза в ясли и в полтора года. Если нет – стоит подождать и перенести первую социализацию на три года или даже чуть позже.

Сложность №3: отношения в саду

Детям непросто выстраивать горизонтальные отношения. Дети привыкли, что подстраиваются не они, а к ним, а их желание – это почти закон.

Когда ребенок оказывается в саду, он обнаруживает, что здесь он уже не главный, и это сильно затрудняют адаптацию. Появляется сложность построить отношения со сверстниками.

Следствием этой сложности может быть нежелание идти в сад. Стоит ли при возникновении сложности в общении с другими детьми давать обратный ход и в сад не ходить?

Для меня ответ однозначный – не стоит, потому что такой опыт ребенку понадобится в любом случае, и если он не возникнет в саду, он возникнет в школе.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу.Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности.Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать.Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Что почитать ребенку при подготовке к детскому саду

Жила на свете белочка. Сначала она была маленькая и сидела дома. А потом подросла и мама сказала ей:

— Тебе пора в детский сад, милая белочка!

А та не знала, что это такое, и закричала:

— Я боюсь идти в детский сад! Не хочу!

— Детский сад, — начала объяснять мама, — это то место, где много таких же малышей, как и ты. Они вместе играют.

— Зачем мне малыши? — сказала белочка. — У меня куколки есть: Муся, Туся и Татуся. Я с ними буду играть.

И вот белочка стала играть со своими куколками, но вдруг заплакала.

— Что же ты плачешь? — спросила её мама.

— Они сидят и ничего не делают! — ответила белочка. — Муся не прыгает со мной через скакалочку, Туся не разговаривает, а Татуся не поёт песенку.

— Так они ведь куколки! Чего ты от них хочешь? — сказала мама.

— Я хочу к другим малышам! Живым! Весёлым! Через скакалочку прыгать, разговаривать и песенки петь!

Отвела мама белочку на следующий день в садик. Малышка увидела, как там хорошо и весело, и больше уже не боялась.

Второй этап адаптации: непосредственно поход в садик

Купите специальную игрушку-помощника, которая будет каждое утро общаться с малышом, провожать его в садик, а вечером спрашивать, как прошел день. Очень помогает диалог через игрушку, когда малыш одевается. Так он меньше капризничает. Например, нужно взять игрушку в руки и приговаривать: «Вася сам одевает сапожки! Ого, вот так молодец! А покажи мне, покажи, как ты это делаешь».

Первые несколько дней ребенка не надо отводить в садик на весь день. Приведите его на вечернюю прогулку с группой, а через 2 часа придите и заберите домой

Обратите внимание на то, что другие малыши радуются, что за ними пришли родители, и что вы вечером тоже будете приходить и забирать домой. Вечером, когда садик закрыт, можно прогуляться мимо садика и показать, что все легли спать, детки ушли домой, воспитатели тоже, а в садике сидит сторож и читает сказки

Обязательно делайте акцент, что завтра детки снова придут встретиться, поиграть, а потом пойдут домой к любимым родителям.

В течение двух недель доводим время посещения садика до полного дня. Первое время не оставляйте ребенка на дневной сон.

В конце второй недели в первый полный день не укладываем спать — договоритесь об этом с воспитателем. На второй день нужно забрать малыша сразу после дневного сна, расспросить, как ему спалось. На третий день забираем в 16 часа (спустя 2 часа после сна). Далее забираем вечером, как всех деток.

Первые дни малыша надо приводить группу одного из первых, спокойно говорим с воспитателем, вводим ребенка в диалог с ним. Ребенок, видя, что мама говорит с воспитателем, проще отнесется к тому, чтобы оставаться в группе наедине с новым взрослым.

Раздеваемся и одеваемся со сноровкой, не подолгу. Учим малыша определять время и определять, когда мама придет за ним. Говорим так: «Я приду, когда стрелочки на часах будут так стоять. Ты уже погуляешь, поешь, поиграешь с ребятами».

Пока ребенок не привык, нужно повторять имя и отчество воспитателя и говорить о том, что будет происходить в группе малыша. Например, можно сказать так: «Ирина Владимировна расскажет, что вы будете делать, вы с ней и ребятами поиграете, а вечером я приду за тобой».

Учтите, что если ваш ребенок с трудом расстается с вами, то лучше, если в садик его будут отводить не мама, а дедушка, бабушка, няня, старший брат-школьник, старшая сестра-школьница, тетя или дядя.

С собой малышу стоит давать любимую игрушку, которая в садике будет знакомиться с другими игрушками, а вечером рассказывать, что видела и где была.

В шкафчик малышу можно положить небольшой альбом с фото с близкими, такой маленький семейный архив. Деткам, которые уже почти школьники, можно дать ключ, чтобы он сам по уходу из дома закрывал дверь, а вечером — открывал ее.

Вечером не забудьте расспросить воспитательницу, как прошел день малыша, а по дороге домой тепло и участливо спрашивайте ребенка, как ему садик

Обращайте внимание на состояние малыша, его капризы, смену поведения. Не забывайте проговаривать, что вы соскучились, помнили о нем, ждали встречи

Все рисунки, поделки, картинки малыша храните и собирайте в коллекцию. Так он будет ощущать, что результаты его труда важны, ценны и интересны.

Вечерами после садик уделите ребенку чуть больше внимания, чем в обычные вечера, когда он еще не ходил в садик. Ему сейчас будет не хватать вас, и он будет успевать соскучиться по вас и вашему общению. Помните, что все ссоры и конфликты лучше улаживать без детей: вечерами в доме должна быть комфортная обстановка.

В присутствии других взрослых подчеркивайте, что ваш малыш молодец: он уже ходит в садик, уже совсем взрослый.

Типичные ошибки, которых нельзя допускать

Не все родители выбирают правильную тактику подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения. Что может затруднить адаптацию?

Вот то, чего делать нельзя:

  • во-первых, при каждом удобном случае пугать малыша детским садом («Не ляжешь спать, в следующий раз останешься ночевать в садике»). Так появится уверенность, что детский сад – самое опасное место;
  • во-вторых, обманом вселять надежду, говоря ребенку, что «мама скоро придет», а затем оставлять его до вечера. День пройдет в ожидании и беспокойстве, а, наконец, увидев маму, малыш просто устроит истерику из-за обиды на невыполненное обещание. Лучше точнее обозначить время: «Погуляешь, поспишь, и пойдем домой»;
  • в-третьих, ругать ребенка за то, что он плачет по дороге в детский сад или в момент прощания с мамой. Не стоит говорить: «ты обещал мне не плакать» – это не поможет, для подавления такой реакции важны объятия и поддержка;
  • в-четвертых, в присутствии малыша негативно отзываться о садике или воспитателях, иначе он, всерьез воспринимая такие слова, когда-нибудь повторит их вслух или придет к выводу, что сад – плохое место с плохими людьми.

Если и через несколько месяцев ребенок в садике чувствует себя дискомфортно, возможно, стоит еще раз проверить, все ли важные рекомендации были выполнены или остались те, о которых все-таки забыли?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми

И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам

В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть

Как предотвратить болезни в детском саду?

Причин, по которым ребенок вдруг заболевает, может быть несколько. Для начала следует исключить самое очевидное — малыш действительно может часто болеть без всякой психосоматики. До 5 лет, в связи с особенностями физиологического развития, с дошкольниками подобное случается очень-очень часто. Родителям в такой период иногда начинает казаться, что ребенок болеет постоянно. Особенно если это случается каждые месяц-два. В этом случае стоит проконсультироваться с педиатром, а самой маме — снизить внутреннее напряжение, принять как данность особенность этого возраста и расслабиться.

1.Повышаем иммунитет 

Осенью организм становится более ослабленным, поэтому нужно поддерживать иммунитет ребенка на должном уровне. Кушаем сезонные фрукты и овощи, пьем чай с облепихой и имбирем. Чай с лимоном, клюквенные и брусничные морсы, компоты со смородины. Можно попробовать предложить малышу контрастный душ (только не с очень резкими перепадами температуры). Достаточно плюс и минус 2 или 3 градуса  от привычной температуры воды, которой моется ребенок.

2. Сдвигаем режим

Кладем ребенка спать немного раньше, и будим его несколько раньше. Все дело в том, что детский организм должен успеть «проснуться» и заработать полным ходом, прежде чем выйдет на прохладную улицу или зайдет в помещение, насыщенное микробами. У организма должны быть силы противостоять, потому разбудите малыша раньше, пусть лучше посмотрит пока любимый мультик.

Екатерина Спекторенко

Педиатр детской клиники ” Малі”

3. Учим самостоятельности

Воспитатель может не уследить или просто не обратить должного внимания на то, соответствует ли одежда на ребенке температуре помещения. Поэтому учите малыша надевать кофту, когда холодно, и снимать ее, когда ему жарко и он потеет. Большинство случае заболевания происходят именно по этой причине.

4. Забираем ребенка из садика не спеша

Понятно, что вам с работы нужно в садик, а потом бегом домой, потому что там куча дел. Но ведь в большинстве случаев, когда вы приходите забирать ребенка, он активно играет с другими детьми. Поэтому собираться нужно медленно, не спеша, чтобы его дыхание стало ровным, а тело не разгоряченным.

5. Обращаемся к медсестре

Просим медсестру осмотреть чужих детей, если кто-то из них с кашлем или соплями пришел в садик. И не стесняемся делать замечание другим мамам, если они приводят в садик больных детей.

Кто хочет, тот может…

Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным «мне некогда», «я не умею», «я не могу». Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада

Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Рекомендации по правильной подготовке ребенка к периоду адаптации

Чтобы максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с адаптацией, родителям стоит самостоятельно подготовить малыша к вступлению в полноценную детсадовскую жизнь. Для начала нужно поговорить с малышом, объяснив ему в позитивном ключе, зачем нужен детский сад и как там весло живется деткам играющим друг с другом. Следует также заранее подкорректировать повседневный распорядок дня ребенка под режим детского сада. Первое время приводить малыша в садик лучше всего с небольшим опозданием ,чтобы он не видел слез и капризов других детей.

Все дети имеют разные характеры, особенности нервной системы и соответственно степень адаптации у всех малышей также разная. Способности привыкания детей к незнакомой обстановке делятся на 3 основные группы.

А вы знаете почему ребенок часто икает? Все ответы почему ребенок часто икает и как избавиться от икоты читайте в нашей статье. Рекомендуем сделать в детской комнате мягкий пол, всю информацию про этот новый материал вы узнаете на нашем сайте.

Высокая степень адаптации

Самая предпочтительная для любого родителя степень привыкания, облегчающая жизнь и детям, и родителям, и воспитателям. При высокой степени адаптации ребенок с радостью ходит в садик, быстро находит общий язык с другими детьми и адекватно реагирует на действия воспитателей. Малыш не плачет, не капризничает, не скучает, период адаптации занимает не больше 3-х недель.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых высокая степень адаптации В данном случае родителям будет достаточно объяснить своему малышу, что они всегда обязательно заберут его домой, а своими эмоциями и впечатлениями он поделится сам.

Средняя степень привыкания

У детей со средней степенью адаптации, несмотря на видимую легкость привыкания, может развиваться внутренний протест. Внутреннее неприятие незнакомой обстановки может проявляться в неожиданных вспышках гнева, агрессии, капризности и плаксивости. Кроме того частые простудные заболевания, насморки и аллергии, также говорят о том, что

период адаптации проходит не совсем легко. В остальном такие дети ведут себя достаточно спокойно. Сравнительно недолго переживают расставание с родителями и активно участвуют в общении и играх с другими детьми. Период адаптации у малышей со средней степенью привыкаемости занимает чуть более месяца.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых средняя степень адаптации Постоянная связь с воспитателем и деликатные разговоры с ребенком помогут родителям избежать многих трудностей и проблем при адаптации малыша со средней степенью привыкаемости.

Сложная степень адаптации

У детей с плохой привыкаемостью к незнакомым условиям и обстановке очень часто случаются нервные срывы переходящие в истерику. Такие малыши при расставании с родителями очень долго и безутешно плачут. При попадании в новые для них условия они замыкаются в себе, не идут на контакт с окружающими их ребятишками и воспитателями, часто болеют. Их невозможно развеселить, они пугаются самых безобидных замечаний воспитателей, начинают плакать, капризничать и звать маму.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых сложная степень адаптации В таких случаях родителям стоит первые 2 недели находиться в садике рядом с малышом, налаживая с ним максимально гибкое позитивное общение. Не лишним будет сходить на консультацию к детскому психологу. В некоторых случаях следует пересмотреть возможность нахождения ребенка в садике в данный возрастной период.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

Источники

  • Grigorova E., Ristovska G., Jordanova NP. Prevalence of Phonological Articulation Disorders in Preschool Children in the City of Skopje. // Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki) – 2020 – Vol41 – N3 – p.31-37; PMID:33500374
  • Lee SH. Kindergarten Teachers’ Perspectives on Young Children’s Bullying Roles in Relation to Dominance and Peer Relationships: A Short-Term Longitudinal Approach in South Korea. // Int J Environ Res Public Health – 2020 – Vol17 – N5 – p.; PMID:32155872
  • Beal CC., Flanders SA., Bader SG. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of School-Based Stroke Education. // J Neurosci Nurs – 2016 – Vol48 – N3 – p.E2-E13; PMID:27045288
  • Rojmahamongkol P., Weitzman C., Senturias Y., Augustyn M. Attention deficit hyperactivity, fetal alcohol spectrum disorder, or something else: the broad differential of kindergarten suspension. // J Dev Behav Pediatr – 2014 – Vol35 – N5 – p.344-6; PMID:24906036
  • Guimond FA., Brendgen M., Vitaro F., Forget-Dubois N., Dionne G., Tremblay RE., Boivin M. Gene-environment interplay in the link of friends’ and nonfriends’ behaviors with children’s social reticence in a competitive situation. // Dev Psychol – 2014 – Vol50 – N3 – p.956-67; PMID:24040845

Прощание с соской

Соске в детском саду не место. Из-за нее возникает множество гигиенических проблем: ребенок оставляет ее то тут, то там, она ходит по кругу… К тому же дети не всегда проявляют такт, и некоторые не преминут посмеяться над «грудным младенцем», сосущим соску. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, не бойтесь проявить власть, если это необходимо. Разрешайте соску сначала только во время послеобеденного отдыха, а потом только перед ночным сном. И объясните, что в детском саду ее не будет вовсе. Что касается любимой игрушки, психологи признают, что она помогает легче перенести разлуку с матерью, поэтому детям можно иметь при себе, скажем, куклу или медвежонка. Потребуется некоторое время, чтобы научить ребенка узнавать свои личные вещи, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом. Эти навыки лучше всего прививать ему опять же заранее.

Аспекты моральной и физической подготовки ребенка к посещению детского сада

Каким детям легче всего дается посещение садика? Конечно тем, которые уже слышали от родителей, зачем вообще они туда идут. Возможно, даже видели пример в лице старшего брата или сестры, когда их отводили в детский сад. То есть морально подготовленным детям пойти первый раз в садик будет намного легче психологически.

Дети, родители которых проделывают подобное незадолго до первого посещения сада, значительно легче адаптируются к дошкольному учреждению

С другой стороны, моральная подготовка будущего воспитанника – это лишь половина дела, важно его подготовить физически

Начинать нужно со здоровья. Закалять малыша, давать витамины, заранее пролечить хронические болезни

Когда ребенок идет в детский сад, он должен быть физически здоров, иначе все силы организма пойдут не на привыкание к новому месту, а на борьбу с вирусами и инфекциями.
Важно развивать навыки самостоятельности. Пусть будут хотя бы две вещи, которые ребенок сможет сам снять/надеть
Следует обратить внимание на соблюдение условий гигиены: приучить к горшку, самому мыть и вытирать руки, пользоваться носовым платком

Наконец, показать, как кушать ложкой
Дети в садике, которые это умеют, активно применяют навыки, не затрачивая массу энергии на обучение таким необходимым действиям. И это лишь минимум того, что должен уметь ребенок идя в детский сад.
Если режим дня и рацион питания малыша близок к существующему в дошкольном учреждении (см.: “Режим дня в детском саду”), то не будет необходимости в срочном порядке их перестраивать. В большей мере от родителей зависит, ребенок идет в садик с радостью или со скандалом.

Как облегчить периоды адаптации: секреты

Расширяйте круг общения ребенка до посещения детского сада. Устраивайте общие с другими детьми дни рождения, водите на детские мероприятия, на праздники, в людные места.

Чем больше навыков самообслуживания имеет ребенок, тем легче ему будет в садике. Не забывайте обучать ребенка на дому. Если ему сложно (есть детки молчаливые, есть стеснительные, робкие), отведите его к психологу или логопеду, это поможет ему адаптироваться быстрее.

Кстати, некоторых детей по умолчанию отправляют в специализированные садики, бегло оценив поведение и поставив нелестные диагнозы. Не берите это на вооружение немедленно и не списывайте своего малыша со счетов. К сожалению, наша медицина (особенно бесплатная) далека от идеала. Некоторым малышам могут ставить диагнозы, которые попросту пугают своими формулировками (например, врач может назвать ребенка дефективным, а мать впадет в панику). Пройдите обследование, посетите другого специалиста. Не принимайте слепо на веру первые же слова одного привычного врача. Все люди, все могут ошибаться. Может быть, ваш ребенок просто нуждается в дополнительной поддержке, и ему вовсе не нужна никакая спецгруппа или детский сад для детей с отклонениями в развитии. Увы, но такие диагнозы сегодня «раздают» направо и налево. Это не приговор, помните про это.

1. Не делайте из ребенка тепличное растение: закаляйте его, повышайте иммунитет.

2. Придерживайтесь режима за полгода минимум до начала посещения детского сада.

3. Приучайте ребенка к мысли, что детский сад — это хорошее, уютное место. Создавайте приятный образ садика.

Забирайте ребенка из садика в одно и то же время. Не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните воспитателю, предупредите, по возможности попросите, чтобы воспитательница дала трубку ребенку и скажите ему, что вы скоро придете, пусть ребенок подождет.

Не указывайте время, когда вы придете, а уточните события, после которых вы его будете забирать. Например, расскажите, что вы придете после того, как он скушает булочку и выпьет молочко, поиграет с воспитателем. Выполняйте обещания. Ребенок должен четко понимать, что вам можно верить, он будет ориентироваться на ваши слова.

Придумайте ритуал прощания. Он должен быть быстрый и слаженный. Не надо долгих объятий и лишних слов и утешений. Например, помашите ему рукой и пошлите воздушный поцелуй. Разворачивайтесь и уходите. Чем дольше прощания, тем горше слезы.

Почему не стоит водить в садик раньше?

Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.

Причем внешне у тихих, флегматичных детей все может быть и неплохо – они просыпаются вовремя, идут с воспитателем, не обижают детей, даже играют в группе. Но внутри у ребенка может быть острый конфликт с реальностью. Он может думать, что родители его предали, что он им не нужен так сильно, как раньше, что в какой-то из дней вечером мама за ним не вернется (особенно если такие “пугалки” в разговоре с малышами используют воспитатели).

На фоне невроза у малыша:

  • могут обостриться заболевания;
  • резко пропасть аппетит;
  • ухудшится качество сна;
  • могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.

Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.

Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий