Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы

Хватательный рефлекс

Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Иногда ребенок так сильно захватывает ваш палец, что малыша удается приподнять, пока он не разожмет кулачок. (Проводите такой эксперимент только на мягкой поверхности, потому что ребенок не контролирует тот момент, когда отпустит вашу руку). Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые 2 месяца; к 3-му месяцу он ослабевает, а полугоду исчезает.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

Безусловные рефлексы новорожденного активны в течение первых 3-5 месяцев, после чего они угасают. К основным безусловным рефлексам новорожденных относятся следующие:

Сосательный рефлекс у новорожденных и глотательный рефлекс. С помощью этих рефлексов новорожденный малыш добывает молоко из материнской груди, хотя до этого, находясь в материнской утробе никогда такого не делал, ведь питательные вещества он получал совсем иным способом. Сосательный рефлекс у новорожденного проявляется при стимуляции неба малыша, затем включается глотательный рефлекс. После еды рефлексы ослабевают, но уже через час они вновь «включаются». Если сосательный рефлекс у новорожденного не проявляется – это повод бить тревогу, поскольку часто свидетельствует о поражении ЦНС.
Хватательный рефлекс у новорожденных наблюдал, наверное, каждый. Стоит протянуть малышу палец, как он крепко хватается за него, Удивительно, откуда в маленьком человечке столько силы, чтобы прочно держаться за протянутый ему предмет. Если малыш здоров, то хватательный рефлекс у новорожденного ярко проявляется уже в первые моменты жизни. Если же хватательный рефлекс у новорожденного слабый – нужно срочно обратиться к специалисту, одной из причин этого могут стать проблемы с шейным отделом позвоночника.
Защитный рефлекс проявляется тем, что лежащий на животике новорожденный пытается понять головку, чтобы не задохнуться, уткнувшись носом в поверхность на которой он лежит. Малыш также пытается повернуть голову на бок, чтобы получить возможность свободно дышать. Отсутствие данного рефлекса свидетельствует, например, о патологиях головного мозга.
Рефлекс ползания. Этот рефлекс новорожденных проявляется тогда, когда взрослый прикладывает ладонь к ступням лежащего на животике малыша. Ребенок стразу упирается в нее и пытается оттолкнуться. Отсутствие рефлекса может наблюдаться в случае, если малыш родился с асфиксией.
Рвотный рефлекс. Этот рефлекс очень важен для новорожденного малыша, поскольку во время еды дети часто заглатывают слишком большой объем молока и давятся им. В этот момент срабатывает рвотный рефлекс, а лишняя пища выходит назад.
Опорный рефлекс. Если новорожденного малыша взять под мышки, он сразу поджимает ножки, но стоит ему только почувствовать под ногами опору, он тут же выпрямляет их и упирается в нее. Это и есть проявление опорного рефлекса

Нужно обратить внимание, как именно малыш опирается ножками. Он должен делать это всей стопой, если же ребенок упирается носочками, или же скрещивает ножки, вполне вероятно, что у него есть проблемы с нервной системой или тонусом мышц

Ребенка обязательно нужно показать специалисту.

Важно знать, что не только отсутствие основных рефлексов новорожденных является тревожным сигналом, но и наличие их дольше указанного срока в 3-5 месяцев также должно насторожить. В этом случае можно предположить нарушения ЦНС, которые нужно лечить как можно раньше, чтобы не усугублять ситуацию

Рефлексы рта

Они помогают младенцу находить источник пищи и насыщаться. Самые важные из таких рефлексов – сосательный и глотательный

Обратите внимание, что ваш ребенок начинает автоматически делать сосательные движения, когда вы протираете его мягкое небо, губы и рот изнутри или щеки и подбородок. Близок к этим рефлексам поисковый (или исследовательский)

Пощекочите слегка соском лицо младенца, и он повернет в эту сторону головку, как бы стараясь разыскать пищу. Этот рефлекс к 4 месяцам постепенно исчезает, потому что к этому времени у малыша появляются более совершенные навыки.
Рефлекс испуга (рефлекс Моро). Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша. Он как бы говорит вам: “Мне нужен кто-нибудь, за кого бы я мог ухватиться”. Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям “прикрепляться” к матери.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей

Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Что может скрываться под маской СДВС?

Большинство случаев смерти детей грудного возраста имеют причины. Порой для того, чтобы найти эти причинные факторы, проводится тщательное расследование и вскрытие экспертами. И лишь изредка смерть так и остается загадкой, получая название СВДС.

Последствия жестокого обращения

Смерть ребенка может стать следствием вспышки гнева родителя, либо произойти по причине хронических побоев и издевательств. К сожалению, такое происходит чаще, чем хотелось бы. И если серьезные травмы и переломы прибывшие на место трагедии врачи находят сразу, то некоторые последствия насилия увидеть сразу не удается.

К ним относят намеренное удушение и синдром тряски младенца. Последний – это повреждение тонких сосудов мозга в результате встряхивания малыша. Неокрепшая шея и относительно большая голова ребенка первого года жизни предрасполагают к тяжелым повреждениям мозга вплоть до потери сознания, комы и смерти.

Повторный случай СВДС в семье наталкивает на мысль о возможном насилии над детьми. Если и третий ребенок погибает так же внезапно, то судебные медики не сомневаются в жестоком обращении родителей.

Непреднамеренное удушение

Бессонные ночи, гормональные перемены и грудное вскармливание по требованию утомляют каждую маму. Поэтому ее ночной сон может быть очень крепким, несмотря на повышенную чувствительность к крикам малыша. Если ребенок спит в одной кровати с мамой, то есть некоторый риск его непреднамеренного удушения. В несколько раз этот риск возрастает при приема матерью алкоголя или препаратов от бессонницы.

Одним из самых известных литературных и исторических фактов СВДС была притча о Соломоновом суде из Ветхого Завета. К Соломону пришли две матери, одна из которых нашла своего ребенка мертвым в кровати («приспала» его) и подложила тельце в постель второй матери.

Живого младенца она назвала своим сыном. Соломон мудро рассудил спор женщин, отдав ребенка настоящей маме, которая не согласилась рубить его на две части. С тех пор привычка класть малыша в кровать родителей появлялась и исчезала у разных народов.

В 18-19 веках были даже строгие запреты на совместный сон, а «присыпание» ребенка приравнивалось к преднамеренному убийству. В настоящее время большинство мам старается укладывать малышей в отдельную кроватку, хотя случаи их внезапной смерти все равно встречаются.

Вирусные и бактериальные инфекции

У детей грудного возраста многие инфекционные болезни протекают нетипично. При тяжелом поражении органов порой не бывает ярких симптомов. Особенно это касается маловесных недоношенных малышей. Поэтому прежде, чем ставить диагноз СВДС, патологоанатом обязательно исключит пневмонию, менингит и другие грозные осложнения инфекций.

Безусловные рефлексы новорожденных

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям. У новорожденного одни безусловные рефлексы формируются ещё внутриутробно, другие появляются позже – в 1 месяц. По ним можно судить о развитии нервной системы малыша. Если рефлексы физиологического типа у новорожденных в норме, то это свидетельствует о том, что развитие ЦНС проходит согласно норме, без задержек.

Оральные рефлексы

Как уже отмечалось выше, к оральным сегментарным автоматизмам новорожденного относят рефлексы, связанные с функционированием сегментов мозгового ствола и отвечающие за питание и усвоение пищи. К ним относят следующие автоматизмы:

  • Сосательный – младенец при попадании в рот любого предмета (соски, соска матери или пальца) начинает производить ритмичные сосательные движения. Появляется еще до рождения, уже на поздних сроках во время УЗИ при —третьем скрининге— можно увидеть, что ребенок держит во рту палец и сосет его. Сосательный рефлекс у новорожденных сохраняется на протяжении всего первого года жизни.
  • Хоботковый – при легком прикосновении к верхней губе малыша, он складывает губы трубочкой или «хоботком». Пропадает к 2-3 месяцам.
  • Поисковый (Куссмауля) – при прикосновении к области вокруг рта, ближе к уголкам губ, малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, опускает нижнюю губу и языком пытается найти грудь или другую пищу. Сохраняется на протяжении первых 3-4-х месяцев жизни, после исчезает. Далее поиск пищи младенец ведет с помощью зрительного контакта – он может увидеть грудь или бутылочку.
  • Ладонно-ротовой (Бабкина) – если легонько надавить на ладошки младенца одновременно, то он приоткрывает рот, и голова движется немного вперед. Он также связан непосредственно с процессом кормления. Наиболее ярко выражен в первые 2 месяца, начиная с 3-го месяца ослабевает и со временем исчезает.
  • Глотательный – любую жидкость, попадающую младенцу в рот, он глотает. Он не исчезает, а остается на всю жизнь.
  • Кляпа – любые твердые предметы, попадающие новорожденному в рот, он выталкивает языком. Исчезает после полугода, что и дает возможность вводить в рацион малыша —первый прикорм—.

Понятие патологических рефлексов в неврологии

В неврологии под рефлексом понимают реакцию организма на какое-либо раздражение, локализующееся в рефлекторной зоне, которое поступает извне. Наличие рефлексов позволяет судить о состоянии здоровья определенных отделов центральной нервной системы человека.Проводимые исследования рефлексов сводятся к тому, чтобы установить их равномерность, характер, симметричность, частоту и интенсивность.

При нормальном развитии человеческого организма рефлексы на разных жизненных этапах возникают и исчезают самостоятельно. Их подразделяют на условные (которые приобретаются при жизни) и безусловные (которые присутствуют с самого рождения).

https://www.youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

При отсутствии врожденных рефлексов понимается наличие и развитие определенного заболевания, которое в большинстве случаев относят к неврологической сфере.

Патологическими называют те рефлексы, которые проявляются в результате поражения главного нейрона, который локализован в структуре головного мозга, нейронных путей и ядрах черепных нервов. Именно эти структуры отвечают за правильность и последовательность двигательных актов.

Для установления грамотного диагноза специалист должен особое внимание уделить таким вопросам:

Тщательный сбор анамнеза пациента и членов его семьи (важное значение отдается генетической предрасположенности к неврологическим патологиям).
Клинические лабораторные исследования крови.
Проведение всех необходимых медицинских обследований.
Диагностирование отклонений в работе центральной и периферической нервной систем.

Диагностирование отклонений в работе нервной системе так же может осуществляться при помощи следующих методов:

  1. Электромиография. В ходе процедуры изучается нервно-мышечный синапс, а так же первичные и вторичные миопатии. Исследуются, как лицевые нервы, так и окончания верхних и нижних конечностей.
  2. Процедура изучения нервной проводимости. Позволяет оценить скорость импульсной проводимости между двигательными волокнами и стимулирующими точками. В том случае, если результаты показывают низкие цифры, то врач может предположить о развитии демиелинизации.
  3. Метод электроэнцефалографии. Чаще всего рекомендован для изучения эпилептических приступов. В некоторых случаях его используют для подтверждения наличия поражения коры головного мозга человека, и различных соматических патологий.
  4. Люмбальная пункция.
  5. Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография.

Для диагностики рефлекса Бабинского у новорожденных младенцев не нужно применять никакого медицинского оборудования. Для подтверждения диагноза невропатологу будет достаточно молоточка, которым он будет проводить с наружной стороны подошвы. При этом должно происходить медленное разгибание большого пальчика (остальные в этот момент должны оставаться неподвижными).

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Рефлексы новорожденного. Что умеет новорожденный? Глазами младенца.

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

Автор

Елена Медведева
Специалист

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Новорожденный ребенок

»

Рефлексы новорожденного — какими они должны быть в норме

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Фитнес-программа на целый год

Малышу уже месяц? Пора приучать его к массажу и гимнастике. Повторяйте упражнения 2–6 раз, занимаясь по 10–12 минут каждый день.

ДО 3 МЕСЯЦЕВ — упражнения, основанные на рефлексах.

  • Положите ребенка на животик: он приподнимет головку.
  • Проведите двумя пальцами вдоль позвоночника — выпрямит спинку.
  • Подставьте ладонь под стопы — ребенок поползет вперед.

В 3–6 МЕСЯЦЕВ пора начинать пассивную гимнастику.

  • Уложив на спину, сгибайте и разгибайте ножки малютки.
  • Поднимайте по очереди ручки ребенка вверх, выпрямляя их.
  • Разводите ручки в стороны и скрещивайте их на груди.
  • Выкладывайте малыша на живот.

В 6–10 МЕСЯЦЕВ давайте ему ползать. Что еще делать?

  • Повороты со спины на живот.
  • Круговые движения ручками.
  • Присаживание (держится за палочку, ножки зафиксированы).

В 10–14 МЕСЯЦЕВ малыш начинает ходить и выполнять команды.

Упор — на поднимание ножек, приседание при поддержке за руки, наклоны и выпрямление туловища.

Что такое рефлекс?

У малыша в первые месяцы жизни кора головного мозга, которая является высшим аналитическим центром, еще не способна функционировать в полной мере, обеспечивая безопасное существование маленького человечка в окружающей среде. Природа «подстраховалась», обеспечив малыша рефлексами – набором определенных автоматических действий, которые контролируются центрами спинного и низшими отделами головного мозга.

Рефлексы новорожденных разделяют на условные и безусловные. Отличие их состоит в том, что безусловные рефлексы новорожденных заложены в малыше природой и проявляются сразу после рождения, а также в течение первых месяцев жизни. Что же касается условных рефлексов новорожденных, то они формируются по мере роста и развития ребенка

Молодым родителям важно знать, какие существуют основные рефлексы новорожденных, поскольку их отсутствие может свидетельствовать о наличии проблем со здоровьем малыша

Проверка рефлексов у новорождённых

Всех родителей интересует развитие их малыша, поэтому многие задаются вопросом, как проверить безусловные рефлексы новорождённого, чтобы убедиться, что всё в порядке. Некоторые реакции проверить легко. Например, подошвенный рефлекс проявляется сгибанием пальцев на ноге малыша при нажатии на подушечку возле большого пальца. На стопе проверяется и рефлекс Бабинского: если провести пальцем от пятки до пальцев, то новорождtнный разогнёт и согнёт пальцы. Однако следует помнить, что проверка некоторых рефлексов (например, Переса, Галанта) сопровождается дискомфортными ощущениями, что может стать причиной беспокойства малыша, поэтому самостоятельно проверять эти реакции не стоит.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

  1. Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

    Перечень рефлексов

  2. Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира – яркого света, холода или жары.
  3. Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Врождённые рефлексы новорожденных

Родителям важно знать, какие безусловные (врождённые) рефлексы должны быть у новорождённого, и понимать их значение. Это поможет осознанно наблюдать за малышом, и в случае отклонения от нормы своевременно обратиться к врачу

Врождённых рефлексов достаточно много. Педиатры делят их на следующие группы:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (сосательный, глотательный, дыхательный и спинальный рефлексы);
  • защита организма от различного рода раздражителей, например, от жары, холода, яркого освещения;
  • временные рефлексы (к примеру, задержка дыхания во время движения по родовым путям).

Правила проведения массажа

Они обусловлены только удобством и гигиеной:

  • подождите один-два часа после последнего приёма пищи;
  • тщательно вымойте руки с мылом, чтобы не занести инфекции в открывшиеся поры кожи головы;
  • массаж можно выполнить или до мытья головы, или во время.

Разумеется, волосы должны быть расчёсаны, чтобы ничто не мешало движению. Не забудьте позаботиться об удобстве во время процесса: можно сесть с опорой на спину или лечь на живот. Постарайтесь исключить отвлекающие факторы: включить тихую музыку можно, но просмотр телевизионного шоу со звуком будет мешать процессу массажа, особенно если вы выполняете его сами.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Рефлексы у новорожденных

У малыша уже при рождении есть некоторые навыки и умения, которые называются безусловными рефлексами. К третьему-четвёртому месяцу жизни они вытесняются условными рефлексами. Отсутствие безусловных рефлексов можно считать патологией так же, как и несвоевременное угасание таковых. Исследуя безусловные рефлексы, медики могут оценить состояние ЦНС ребёнка.

  • Защитный рефлекс новорожденного заключается в том, что когда его кладут на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону. Проявляется такой рефлекс с первых же часов жизни младенца.
  • Рефлекс испуга (Моро) проявляется так: если малыша испугает громкий шум или быстрое перемещение в пространстве, то он инстинктивно выгибает спину дугой, раскидывает в стороны конечности и может кричать.
  • Стопный разгибательный рефлекс (Бабинского) выглядит так: если на подушечку стопы новорожденного надавить большим пальцем, то у него сгибаются пальцы ног, а если на подошве стопы пальцами рисовать штрихи, то наблюдается тыльное сгибание стопы, а пальцы расходятся веером.
  • Автоматическая походка или рефлекс опоры наблюдается, когда ноги новорожденного касаются твёрдой поверхности. В ответ на это он приподнимает их, словно пытаясь сделать шаг.
  • Сосательный рефлекс – если ввести в рот новорожденного на 2-3 сантиметра палец, то он начнёт делать ритмичные сосательные движения.
  • Хватательный рефлекс. На ладонь младенца нужно надавить указательным пальцем: если ребёнок здоров, то он крепко схватит палец, иногда с такой силой, что его можно даже чуть приподнять вверх.
  • Рефлекс Галанта – если раздражается кожа над позвоночником, то ребёнок изогнёт спину дугой, иногда это дополняется разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах.
  • Рефлекс Переса выражается в следующем: если провести пальцами с лёгким нажимом по остистым позвоночным отросткам от копчика к шее, то крошка начинает кричать, разгибать спину, приподнимать голову, сгибать ручки и ножки, проявляя негативную реакцию.
  • Поисковый рефлекс (Куссмауля) выглядит так: если поглаживать уголки рта младенца, то у него опускается губа, язык и голова поворачиваются в сторону раздражителя. Если же надавливать на центр верхней губы, то открывается рот ребёнка. Если надавливать на центр нижней губы, то нижняя челюсть опускается. Особенно ярко этот рефлекс проявляется за полчаса до очередного кормления малыша.
  • Хоботковый рефлекс – если к губам новорожденного быстро прикоснуться пальцем, то они вытянутся вперёд.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) проявляется, если надавить на обе ладони ближе к основанию большого пальца – тогда младенец наклонит голову, откроет рот, согнёт руки в плечах и предплечьях, подтягиваясь к кулачкам.

Оценивать рефлексы новорожденного нужно в хорошо освещённой тёплой комнате на полужёсткой ровной поверхности. На некоторые раздражители голодные и сытые малыши реагируют неодинаково, поэтому нужно сразу проинформировать врача о том, когда младенец ел в последний раз, чтобы доктор мог правильно оценить степень выраженности рефлексов.

Что делать, если врожденные рефлексы слабые или отсутствуют?

У некоторых грудничков физиологические рефлексы новорожденного запаздывают, а иногда и вовсе не появляются или развиваются очень вяло. Как быть в этом случае? Для начала прекратить волноваться. Случается, что врожденные автоматизмы через некоторое время появляются сами и развиваются дальше как положено. Это объясняется тем, что нервная система новорожденного очень неустойчива и может давать сбои.

О неврологическом диагнозе стоит говорить, если у ребенка в 1 месяц по-прежнему отсутствует часть врожденных рефлексов. В этом случае необходимо обратиться к невропатологу и пройти с малышом полное медицинское обследование. Возможно, потребуется сменить нескольких специалистов, прежде чем найдется действительно хороший доктор, способный помочь новорожденному.

Для того чтобы вернуть малышу здоровье, усилий одного врача недостаточно

Важно, чтобы родители принимали самое активное участие в восстановлении врожденных рефлексов у ребенка. Лечение следует начинать как можно раньше и прекращать только после того, как новорожденный догонит по развитию своих сверстников

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий