Ребенок начал материться: почему дети ругаются матом и как их от этого отучить

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.

Раньше матом ругались, теперь на нем разговаривают. Как сделать правильный выбор

Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.

Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. <…> Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. 

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».

Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях. 

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Буря! Скоро грянет буря!

Во многих семьях ссоры между родителями и детьми развиваются в заранее известной последовательности. Вот ребенок что-нибудь сделал или сказал не так — и отец с матерью неминуемо произносят обидные для него слова. Конечно, на них дети отвечают еще хлеще. Родители начинают кричать, угрожать — недалеко и до порки. И в доме разражается гроза.

Девятилетний Толик играл чайной чашкой.

  • Мать: Ты разобьешь ее! Уже бывало так, и не раз!
  • Толик: Нет, не разобью.

Тут чашка упала на пол и разбилась.

  • Мать: Вот уж руки-крюки! Скоро всю посуду в доме перебьешь!
  • Толик: У тебя тоже руки-крюки! Ты уронила папину электробритву, и она разбилась.
  • Мать: Как ты говоришь с матерью! Грубиян!
  • Толик: Ты сама грубиянка, ты первая начала!
  • Мать: Замолчи сейчас же! И отправляйся в свою комнату!
  • Толик: Не пойду!

Доведенная до белого каления, мать схватила сына в охапку и сильно отшлепала. Пытаясь освободиться, Толик оттолкнул мать. Та не удержалась на ногах и, падая, разбила стеклянную дверь, поранив осколками руку. При виде крови Толик страшно перепугался и выбежал вон из дома. До позднего вечера его не могли найти. Легко представить себе, как переволновались взрослые.

Неважно, научился ли Толик осторожно обращаться с посудой. Зато он получил отрицательный урок — как не стоит вести себя с матерью. Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?

Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?

Увидав, что сын играет чашкой, мать могла бы взять ее и поставить на место, а мальчику дать что-нибудь другое, например мяч. Или когда чашка уже разбилась, мама могла бы помочь сыну убрать осколки, сказав что-нибудь вроде: “Чашки легко бьются. Кто бы мог подумать, что от этой чашечки будет столько осколков!” Удивленный и обрадованный Толик, скорее всего, тут же попросил бы у матери прощения за свой поступок. А мысленно он сделал бы вывод: “Чашки — не для игры”.

Родители должны помочь своим детям почувствовать разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой. Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы — это не сломанная нога, разбитое окно — не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:

-Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.

Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение. Если он порвал рубашку, не стоит в отчаянии рвать на себе одежды, подобно героям древнегреческих трагедий.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Мат – насколько все плохо?

Мат – бранные слова, использование которых противоречит общепринятой морали. Чаще всего их употребляют с целью оскорбления собеседника или отрицательного оценивания людей и явлений, то есть для выражения эмоций и яркой аргументации. В некоторых случаях ругательства служат для связи слов в предложении, являясь «паразитами». Это свидетельствует только о бедности словарного запаса.

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.

Матерные слова режут слух, вызывают неприятные эмоции и формируют отрицательное представление о собеседнике. Если «крепкое» выражение произносится взрослым человеком в пылу страстей или в ситуации, когда он испытывает боль, то это можно оправдать. Матюги в качестве слов-паразитов наталкивают на мысль об интеллектуальной ограниченности. Успешные и воспитанные люди не бранятся «направо и налево». Родителям, которые хотят, чтобы их ребенок гармонично вписался в социум и достиг определенных высот, стоит корректировать его речь.

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

Почему дети ругаются?

Нередко причина появления мата в речи детей исходит от равнодушия родителей. Родители часто заняты собственными делами, а ребёнку так хочется внимания

А не обратить ли на себя внимание с помощью смачного словца? Не важно, что родители будут кричать и вздыхать, и даже пытаться наказать ребёнка, услышав из его уст нечто неприличное. Цель достигнута, внимание привлечено. Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова

Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова

Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное — реакция родителей

Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова. Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное — реакция родителей.

Родители частенько грешат тем, что сами того не замечая, используют время от времени в речи бранные слова. А потом мы поражаемся: где малыш нахватался ужасных словечек? Нужно думать заранее, когда собираетесь выражать своё недовольство, какие слова при этом будете употреблять, чтобы не «обогатить» лексикон малыша бранным словом.

Используя в своей речи бранную лексику, детям достаточно бывает и нескольких слов, чтобы украсить ближайшую стену в подъезде или анекдот.

В каждом детском возрасте существуют свои особенности употребления нецензурных слов:

  • От двух до пяти лет. Младшие дошкольники используют мат бессознательно, потому что подражание, в том числе и речевое, характерно для этого возрастного периода.
  • От пяти до семи лет. В этом возрасте актуально быть маленьким бунтарём. Дети употребляют бранные слова потому, что протестуют против того, какое поведение требуют от них родители. Они прекрасно понимают, что так делать — плохо.
  • От восьми до двенадцати лет. Младшие и средние школьники хорошо знают, где ругаться можно, а где — нельзя. Эти дети используют мат с целью самоутверждения и желания выглядеть старше. Они перенимают манеру поведения учеников старших классов, пытаясь приобщиться к взрослому миру. Многих взрослых шокирует такая манера поведения, однако школьники считают, что так можно добиться уважения.
  • От двенадцати до четырнадцати лет. Подростки предпочитают ненормативно выражаться с целью выхода своих эмоций. Ещё в давние времена считали, что матерные слова — защита, а не оскорбление. Тинейджеры тоже ругаются матом с целью защиты. Они чувствуют, что таким образом они могут отгородиться от жестокости внешнего мира. За бранью они скрывают свою беспомощность и хотят казаться опытнее и недоступнее.

Раз словечко, два словечко

Мат в три хода — это круто. Мат в три года — совсем другое дело. Но даже малыши порой могут сказать то, чего от них никак не ждешь. Хвататься за голову и валокордин, услышав брань из уст невинных крошек, не надо. А уж тем более нельзя браться за ремень, кричать и ругаться. Что тогда делать? Да ничего. Лучше просто проигнорировать. Малыши не понимают значения этих слов, а произносят их просто из любопытства ко всему новому. Если не обратить внимания, скорее всего, они уже на другой день их забудут. А когда родители, наоборот, выдают очень сильную реакцию на мат, дети могут начать прибегать к таким словам специально, ради привлечения внимания.

Услышав от ребенка 4-5 лет плохое слово, спросите, знает ли он, что оно значит. Если малыш не в курсе — спокойно объясните, что именно он только что произнес. А потом скажите, как глупо и некрасиво он выглядит, говоря такое. Что это все равно что публично ковырять в носу. Добавьте, что плохими словами он может легко обидеть окружающих. И что матом пользуются только нехорошие или совсем необразованные люди. А ваши Витя и Маша ведь не такие, да? Чаще всего такой беседы бывает достаточно.

Можете действовать превентивно. Например, расскажите, как вам неприятно было слышать, как ругается соседский мальчик, и как вам жалко его родителей, которым приходится за него краснеть. Дошколятам легче анализировать чужое поведение, чем свое.

Не надо ругать себя. Чем отличается самокритика от самобичевания?
Подробнее

Мама раздражает без причины: что не так?

Но одно дело, когда дочь прекрасно понимает, почему раздражает мама и какие именно расхождения во взглядах, жизненных целях и характерах приводят к конфликтам. А другое – когда, формально, мать не делает ничего плохого и даже не прибегает к психологическим манипуляциям – а ощущение раздражения на нее есть, причем постоянно! Особая проблема такой ситуации – что женщина начинает обвинять себя в своих негативных чувствах и мучиться тем, что она плохая и очень неправильная дочь…

На самом деле, рассматривать эту ситуацию нужно не с вопроса «что со мной не так?» или «что не так с моей матерью»? Ни вы, ни она не плохие, никого из вас нельзя назвать «неправильной» дочерью или матерью. Все дело в том, что вы разные!

Возможно, вы психуете из-за шарканья маминых тапочек по квартире не потому, что ваша родительница вредный и «токсичный» человек, а просто потому, что вам хотелось бы жить самой и не слышать никакого шарканья ничьих тапочек! Или жить отдельно с мужем и слышать только мужские шаги в своей квартире.

Кроме того, учтите, что каким бы ваша мама ни была хорошим человеком – вам приходится в определенной степени «держать лицо» все время, пока вы находитесь в зоне ее отслеживания. Вы машинально цепляете на лицо дежурную улыбку по десять раз на день ради мамы, чтобы избежать расспросов «ой, а что ты такая грустная и молчишь, что случилось?». Вы, разумеется, с ней разговариваете. Вам приходится пояснять какие-то свои действия (не потому что мама против, а потому что — не молчать же, если у вас в разгаре готовка обеда, а она зашла на кухню и спрашивает «ой, а что ты тут такое готовишь?»). Все эти моменты – неизбежный расход «эмоциональной энергии». Даже если никто ни с кем не ссорится, у многих людей именно бытовое общение отнимает много этой эмоциональной энергии, а она не безгранична у всех нас! В итоге – возникает невесть откуда взявшееся ощущение усталости и эмоциональной вымотанности. С мамой-то отношения может и хорошие – но на глубокое продуктивное общение с другими, не менее важными для вас людьми (мужем, друзьями и т.д.) у вас уже не хватает энтузиазма… Отсюда – вполне закономерное раздражение.

Язык любви забыт

– Большую досаду вызывает, когда эту лексику используют для описания такого прекрасного чувства как любовь.

Фото: pixabay.com

– Так у нас в плане любовной риторики язык довольно обеднён. Нет красивых литературных слов для описания любви, в основном физиология, да ещё и грубая. Кстати, была на спектакле «Жизнеописания трубадуров», слушала и внезапно осознала, как мы многое утеряли. «Дама обещала рыцарю оказать ему любовную усладу в своём замке» – красиво же! Но мы так не говорим…

– В российской культуре почему-то не приживается такая красота. Хотя есть замечательные примеры, почитайте «Суламифь» Куприна, например.

Мы потеряли способность красиво описывать свои чувства, выражать восхищение, любовное томление. Никак не можем выйти из кризиса обеднённой культуры, пытаемся компенсировать его грубыми, жаргонными словечками.

Подводя черту под нашим разговором, рекомендую родителям для начала следить за культурой своей речи и помогать ребёнку увеличивать его лексикон. Читать книжки, наверное, очень тривиально, попробуйте чаще смотреть фильмы с хорошими диалогами. Попробуйте. Глядишь, и свой словарный запас пополните.

Мат в разговоре у детей младшего школьного возраста (от 5 до 10 лет)

Этот период отличается от предыдущего тем, что дети уже начинают примерно понимать, что означает та, или иная фраза слов сказанная ими

Но не только это важно: дети уже осведомлены, что этого делать нельзя. Что может послужить причиной использования мата в разговорном лексиконе детей младшего школьного периода:

  • Основой может служить бунт: если это не принято, то почему взрослым можно, а им нельзя.
  • Как форма самоутверждения среди ровесников. Чаще всего примером для подражания являются дети из неблагополучных семей, у которых форма матерного выражения обычное явление.
  • Способ проникнуть в мир взрослых, используя за модель манеру поведения разговорную речь старшеклассников, подростков.

Если ребенок объясняет свое поведение тем, что другие дети, таким образом, изъясняются при общении, он часто слышит это выражение на улице, или в школе от старшеклассников, понятно, что отгородить от всего этого никак не получится, но имеется несколько способов, как взять ситуацию под контроль. Если вовремя приложить все усилия, проблему можно взять под контроль, так как любое игнорирование только усугубит ее в дальнейшем.

Ребенок ругается матом

Матерные выражения настолько частое явление, что поневоле они стали частью нашей культуры: «соленые» выражения слышны в транспорте, на улице, в общественных заведениях, по телевидению и даже появилось множество выражений, почему-то ставших модными. Дети – это губка, которая впитывает все: и хорошее и плохое, зачастую свои игры они моделируют на основе увиденного и услышанного ими.

Даже если в семье не принято выражать нецензурными словами при ребенке или вообще не принято выражаться крепкими словечками, это не значит, что ваше чадо застраховано от матерной брани. Бывает, что кроха «приносит» новые слова из детского сада, школы, с деткой площадки, случайно услышав их на улице

Важно уметь правильно отреагировать на новый лексикон и суметь правильно, доступно и понятно объяснить ребенку, что эти слова произносить плохо

Подростковый возраст

Подростки используют мат в общении друг с другом очень часто. И мотивы такого поведения во многом схожими с мотивами школьников 7-12 лет. Но тут ещё на первое место выходит подростковый бунт, протест, желание заявить о себе. Тинейджер как бы выдвигает манифест окружающим людям: «Я не ребёнок, детям так запрещено говорить. Однако я ещё не взрослый, который лицемерит, подчиняется правилам и юлит».

И действительно, подросток находятся в обособленном положении: он ещё не сформировал устойчивую систему взглядов на мир, но уже «всё обо всём знает»; ещё не работает, но уже страстно желает обладать деньгами и властью. И нецензурная брань является ещё одним способом сепарации от других людей и вступления в подростковую компанию.

Кроме того, в подростковых коллективах негласно действует табу на прямое проявление эмоций. Тинейджеры резки в разговорах, смеются над нежностью, лаской, печалью, другими чувствами со знаком «плюс». Но в то же время они не могут выплеснуть наружу кипящие в них эмоции. Применение же нецензурной лексики позволяет снизить градус напряжения, показав свои настоящие чувства, но не раскрыв при этом душу.

Подростковый негативизм и юношеский максимализм – в общем, нормальное явление. Если вы вдруг услышали, что ребенок матерится в беседе с приятелем или подругой, не следует наказывать его, а тем более устраивать трагедию на ровном месте. Это лишь очередной этап взросления. Другой вопрос: стоит ли пустить ситуацию на самотёк и вообще отказаться от разговора с сыном или дочерью? Нет.

Как отучить ребенка ругаться матом

  1. Анализ семейных отношений. Подумайте над тем, озвучивают ли чувства в вашей семье. Как вы, родители, выражаете любовь к ребёнку и друг к другу, в каких словах и словосочетаниях описываете радость, злость, печаль, восторг и пр.? Если вместо допустимых выражений используются подзатыльники, крики, ругань, то и ребёнок, глядя на вас, матерится. Учитесь вместе с подростком адекватному выражению эмоций.
  2. Разговор с ребёнком. Спокойно поговорите с ребёнком о том, что мат и брань засоряют речь и превращаются во вредную привычку. Случайно сказанное в пылу эмоций нецензурное слово может настроить против подростка любимую девушку/парня, значимых для него взрослых людей. Многие люди расценивают мат как грубое и недостойное поведение.
  3. Обучение решению проблем. Подросток матерится ещё и потому, что не умеет адекватно решать проблемы. Например, в школе. Попробуйте поделиться своим опытом разрешения подобных ситуаций. Пусть это было не на школьных уроках, а в армии, университете, на рабочем месте. Честно расскажите о своих эмоциях и сомнениях, как вы себя чувствовали в тот момент и что сделали вместо того, чтобы материться.
  4. Семейный договор. Очень тонкий момент, но к такому способу можно прибегнуть, если подросток посредством мата протестует против семейных правил. Соберите общий совет и определите то, какие правила уже устарели (ведь ребёнок повзрослел), что можно поменять и на каких условиях. При этом, конечно, мат запрещается в кругу семьи, однако подростку можно, допустим, задерживаться в гостях до 22.00, если родные предупреждены и есть кому проводить его домой.

Источники

  • Hernández AF., Calina D., Poulas K., Docea AO., Tsatsakis AM. Safety of COVID-19 vaccines administered in the EU: Should we be concerned? // Toxicol Rep – 2021 – Vol8 – NNULL – p.871-879; PMID:33898273
  • Schaltz-Buchholzer F., Aaby P., Monteiro I., Camala L., Faurholt Simonsen S., Nørtoft Frankel H., Lindberg Larsen K., Golding CN., Kollmann TR., Amenyogbe N., Stabell Benn C., Bjerregaard-Andersen M. Immediate Bacille Calmette-Guérin vaccination to neonates requiring perinatal treatment at the maternity ward in Guinea-Bissau: A randomized controlled trial. // J Infect Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33893799
  • Darmaputra DC., Zaman FY., Khu YL., Nagalingam V., Liew D., Aung AK. Cost-analysis of opportunistic influenza vaccination in general medical inpatients. // Intern Med J – 2021 – Vol51 – N4 – p.591-595; PMID:33890379
  • Alexander V., Paul GJS., Zachariah A., Mathuram AJ. A Hospital-Based Nonconcurrent Cohort Study on Factors Associated with in-Hospital Mortality in Patients with Laboratory Confirmed Influenza. // J Glob Infect Dis – 2021 – Vol12 – N4 – p.208-213; PMID:33888959
  • Konstantinides S. Thrombotic complications of vaccination against SARS-CoV-2: what pharmacovigilance reports tell us – and what they don’t. // Eur Respir J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33888525
  • Bell R., Imai S., Rafferty A., Little NRG., Winterbauer N., Luo H. Influenza and Pneumonia Vaccinations among North Carolina Adults with Diabetes. // Am J Health Behav – 2021 – Vol45 – N2 – p.216-225; PMID:33888183
  • Hennrich AA., Sawatsky B., Santos-Mandujano R., Banda DH., Oberhuber M., Schopf A., Pfaffinger V., Wittwer K., Riedel C., Pfaller CK., Conzelmann KK. Safe and effective two-in-one replicon-and-VLP minispike vaccine for COVID-19: Protection of mice after a single immunization. // PLoS Pathog – 2021 – Vol17 – N4 – p.e1009064; PMID:33882114
  • Macina D., Evans KE. Bordetella pertussis in School-Age Children, Adolescents, and Adults: A Systematic Review of Epidemiology, Burden, and Mortality in Africa. // Infect Dis Ther – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33881713
  • Pervaiz A., El-Baba F., Dhillon K., Daoud A., Soubani A. Pulmonary complications of sickle cell disease: a narrative clinical review. // Adv Respir Med – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33881157
  • Agrawal A., Ison MG., Danziger-Isakov L. Long-Term Infectious Complications of Kidney Transplantation. // Clin J Am Soc Nephrol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33879502

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова. 

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?» 

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова. — Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя. 

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова. 

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?» 

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова. — Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она. — Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий