Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае
Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития
Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Список использованной литературы
- Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
- Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016. — 36 с.
- Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 160 с.
- Комзалова Т. А. Первая книга знаний. Москва: Издательство «Русич», 2016. – 48 с.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка
Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д
— мир так богат для тренировки чувства осязания!
Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)
Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками
Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Симптомы дисграфии
Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.
Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:
- При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
- При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
- При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
- При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
- При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.
При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.
Показывайте, а не говорите
Вместо того чтобы просто сказать «Выкинь в урну!» – встаньте, подойдите к урне, укажите на неё и только тогда спокойно скажите: «Выкинь в урну!» Чем больше вы приложите усилий сейчас, тем легче вам будет потом.
Этот приём я придумала, вдохновившись просмотром фильма об искусстве фотографии. В нём советовали не полагаться на зум объектива, а ходить: встать и обойти всё вокруг, выбирая лучший ракурс для фотографии. Я заметила, что с детьми это тоже работает. Вместо того чтобы просто раздавать команды, встаньте и покажите ребёнку, что нужно делать. Вначале это может потребовать много сил и времени, но дети всё схватывают на лету.
Коррекция дисграфии по методу Татьяны Гогуадзе
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что дисграфия письма объясняется рассогласованностью в работе полушарий мозга и отставанием в развитии функций левого полушария.
Для преодоления рассогласованности в работе полушарий мозга требуется сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, развить зрительно-моторную координацию, графические навыки и укрепить мышц рук, чтобы снять тонус с запястий.
Для коррекции дисграфии рекомендуется выполнять специальные физические упражнения.
Графокоррекция – базовое упражнение при дисграфии и дислексии
Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе для решения проблем с чтением и письмом. Во время занятий изменяется работа мозговых ритмов, благодаря чему ребёнок, да и взрослый, начинает видеть то, что он пишет, его почерк становится более беглым и аккуратным, а чтение – осмысленным.
Дополнительно графокоррекция помогает:
- развить выносливость к монотонному труду;
- научить ребёнка с дисграфией видеть слово целиком, не терять строчку и следить за ней глазами;
- избавиться от сильного нажима на ручку, так как развивается сила руки и чувствование своего тела.
Если это упражнение даётся тяжело, то для преодоления дисграфии у младших школьников можно начинать с раскрашивания контурных картинок. Главное здесь – не выходить за контуры рисунка, а рука должна двигаться строго строчками слева направо. Очень важна и тщательность раскрашивания, не нужно гнаться за скоростью или количеством раскрашенных картинок.
«Бой мяча» – залог хорошего почерка
Это ещё одно эффективное упражнение для исправления дисграфии и устранения специфических ошибок при письме.
На программе Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе «Тренируйся и учись!» это упражнение дети с трудностями в обучении, в том числе дисграфией и дислексией, на каждом занятии выполняют по 40-60 минут.
Почему именно «Бой мяча»? Потому что это упражнение:
эффективно снимает напряжение и тонус с запястий рук, благодаря чему кисти становятся более подвижными, мягкими и управляемыми в динамике;
тренирует зрительно-моторную координацию;
развивает концентрацию зрительного внимания на движущемся предмете, что очень важно на письме.
«Бой мяча» дополнительно учит управлять ребёнка своим телом, поведением и даже эмоциями.
Для коррекции дисграфии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяется множество и других упражнений, и методик:
Упражнение «Тучка-Солнышко», которое развивает силу руки и снимает напряжение с запястья.
Применение деревянного волчка для формирования правильного захвата карандаша, что очень важно для красивого, ровного и беглого почерка.
Развитие речевого дыхания, без которого просто невозможно быстро писать и читать.
Прыжки на батуте, которые улучшают координацию тела, укрепляют мышцы спины, ног, пресса и одновременно стимулируют работу мозга.
Цветоимпульсная терапия с помощью аппарата «Меллон».
Выполнить коррекцию дисграфии можно достаточно быстро и без обращения за помощью к логопедам, нейропсихологам и другим специалистам. Главное – применять нужные методики и техники, направленные на тренировку межполушарной координации, повышение работоспособности головного мозга.
Важно также понимать, что моторные трудности приводят не только к к серьёзным проблемам в чтении и письме/почерке, но даже когнитивным искажениям, снижению у ребенка мотивации к учёбе. Поэтому знать и понимать причины трудностей с обучением крайне необходимо при работе с детьми и именно эти знания лежат в основе авторского метода помощи при дислексии, дисграфии учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которые и определяют эффективность предлагаемой помощи.. Выполняя специальные упражнения, удастся не только справиться с дисграфией, но и улучшить психоэмоциональное состояние, значительно повысить грамотность письма и в целом укрепить организм ребёнка.
Выполняя специальные упражнения, удастся не только справиться с дисграфией, но и улучшить психоэмоциональное состояние, значительно повысить грамотность письма и в целом укрепить организм ребёнка.
Хотите быстро помочь своему ребёнку справиться с дисграфией или дислексией? Тогда записывайтесь на Первичный приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно вам поможем!
Ребёнок и тугоухость
Снижение способности обнаруживать и понимать звуки в медицине называется тугоухостью – это частичная потеря слуха, когда окружающие звуки воспринимаются приглушённо. Иногда их бывает сложно разобрать.
Проблема снижения или отсутствия слуха в детском возрасте на сегодняшний день стоит очень остро. Статистика неутешительна: около десяти миллионов россиян страдают от снижения шумового эффекта и снижения восприимчивости к звукам. Причём большая часть заболеваний приходится на случаи ухудшения слуха у детей. Один малыш из тысячи уже рождается со снижением или потерей слуха.
Как уже отмечалось снижение или утрата слухового восприятия у ребёнка бывает врождённым и приобретённым.
Исходя из области расположения патологии, различают сенсоневральную, кондуктивную и смешанную тугоухость. Кондуктивная форма связана с нарушениями работы функций наружного и среднего уха. При сенсо-невральной форме происходит снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха. Это самый распространённый тип снижения способностей слышать — на его долю приходится около 90% всех случаев. Если сочетаются оба вида заболевания, мы говорим о смешанной форме данной патологии.
Внимание к ребенку
Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина
И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.
Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.
Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования
Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.
Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.
В роддоме
Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:
- генетическая предрасположенность;
- наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
- недостаточный вес при рождении;
- преждевременные роды;
- травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
- у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.
В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:
- Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
- Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.
Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.
В домашних условиях
После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:
- Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.
Страна глухих
Какой же выход из положения находили слабослышащие? Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это будет переведено — «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей — как иностранный, знать который вовсе не обязательно.
Кроме жестовой речи, есть еще дактилология — быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребенок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдет «общий язык» с обычными детьми.
Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами — лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.
Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха.
Чтобы научить ребенка чему бы то ни было, нужно ему создать условия для собственной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-то сопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймет и запомнит. Как же помочь такому ребенку научиться разговаривать?
Если ребенок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.
Дайте ребёнку время осмыслить сказанное
Мы думаем, что дети нас не услышали, но если немного подождать (можно посчитать в уме до 10), то станет ясно: они всё поняли. Просто им нужно время, чтобы понять просьбу и переключиться.
Когда я останавливаю себя после того, как что-то попрошу у детей, и мысленно считаю до 10, я каждый раз поражаюсь: всё-таки как много за такой короткий отрезок времени я могла бы произнести поторапливающих фраз! Но когда я досчитываю до 8 или 9, то вижу – дети начинают реагировать. И не нужно никого «пилить» – это потрясающе!
Давать детям немного времени, чтобы обдумать сказанное и переключиться, очень важно, не стоит это недооценивать
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
- психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
- физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
- психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
- если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
- наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
- ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
- отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза