Агрессивное поведение до года
В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека
Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами
Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан
Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом
Что делать родителям
Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.
Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.
Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции
Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом
Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.
Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.
Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Что делать, если ребенок кидается
Часто это начинается с того, что ребенок выбрасывает игрушки из своей кроватки или швыряет еду, когда сидит на стуле для кормления. Вместо того чтобы просто сказать: «О, ты выбросил игрушку. Хочешь, чтобы она осталась на полу?» — мама и папа поднимают ее. Тогда ребенок понимает: «О, да это очень забавная игра!». Иногда все начинается с того, что дети — особенно мальчики — кидаются в кого-нибудь игрушками (обычно в маму, потому что она всегда рядом), как видно из следующего письма:
«Вот в чем у меня проблема. Мой сын Бо, которому восемнадцать месяцев, в последние шесть месяцев кидается всем: во время игр, во время еды — и, хуже того, кидается игрушками в других людей. Я вижу, что он это делает не для того, чтобы причинить боль. Но он — сильный мальчик, и получается больно. В любом случае этому следует положить конец.
Когда он кидается едой, я говорю ему, чтобы он этого не делал. Я могу даже предпринять какие-то действия: прервать кормление, вывести его и т.д. Но что касается швыряния игрушек, то здесь я ничего не могу поделать, разве что сказать: „Не бросайся в маму игрушками, ей больно“ и отобрать игрушку. Но он находит другую и снова бросается! Я не могу отобрать у него все игрушки…»
Это еще одна мама, которая выбрала правильный путь. Бо, вероятно, кидается потому, что он открыл у себя новую способность, а не потому, что хочет причинить вред другим. И его мама считает, что с этим следует покончить немедленно.
Проблема в том, что она не предлагает никакой альтернативы его поведению. Иначе говоря, она должна показать ему ситуации, в которых допускается что-то бросать, не причиняя вреда другим. В конечном счете она не может отучить его от этого совсем, да и не нужно — он же мальчик.
Потому маме нужно направить эту способность в другое русло: дать ему пять мячиков разного размера, которые можно пинать или швырять. Вывести его на улицу и объяснить: «Вот здесь разрешается кидать мячики». Если на улице зима, вместо мячиков можно взять снежки
Очень важно найти абсолютно непохожее место, чтобы он понял, что дома этого делать нельзя (разве что у вас достаточно просторно). Когда он бросит мячик, похвалите его
Так как он продолжает кидаться уже в течение шести месяцев — треть всей жизни Бо, — то я подозреваю, что он уже научился превращать это в игру и неплохо умеет манипулировать своей мамой. Ей следует не только отбирать у него игрушку, которой он кидается. Даже если она находится с малышом дома, она может вывести его из комнаты, где много игрушек, в другую комнату, где ничего нет, кроме скуки (например, в гостиную), и посидеть с ним. Ему уже восемнадцать месяцев — он быстро поймет, что мама больше не будет терпеть такое поведение.
Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты
Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам
Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.
К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.
Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.
Лучше предотвратить
Психология ребенка формируется до трех лет. В этот период родителям нужно лучше себя контролировать. Любое дитя учится на примерах. Если хороший пример поставить рядом, возможность воспитать интеллигента повышается в разы. Работа начинается, когда малыш находится в утробе.
Тон разговора с ним, настроение матери, ее образ жизни – все это влияет на будущий характер ребенка.
Заключение
Насторожиться стоит уже после первого удара. Но кардинальные меры детские психологи советуют применять после третьего случая агрессии. Увещевать ребенка моралью – не лучший метод борьбы со злобой. Жесткий отпор, отдаление, предупреждение – более эффективные методы. Нельзя забывать, что когда ребенок чувствует себя любимым, у него нет желания проявлять агрессию.
Причины детской агрессии
В попытках найти причины подобного поведения родители могут считать, что ребенок переживает кризисный период, либо считать, что это возрастная особенность и процесс формирования личности
Названий этого периода много, но важно знать, что изменения в поведении малыша тесно связаны с его психологией, и важно разбираться в поведении малыша и его проблемах, учиться слушать и расшифровывать те сигналы, что посылает малыш, и помогать ему справляться с тяжелыми для него периодами. Тогда можно будет быстро пресечь подобное агрессивное поведение и прекратить драки
Как таковой единой и универсальной, подходящей для всех детей и ситуаций причины для детской агрессии и драк не существует. Выделена целая группа определенных факторов, а в сложных ситуациях они могут влиять одновременно, создавая сложный клубок взаимосвязей, который нужно разобрать
Важно понимать и объяснять ребенку, что подобный стиль поведения недопустим, искать причины подобной агрессии и помогать малышу справиться с собой, изменить поведение, пока это не зашло далеко и не нанесло вреда окружающим детям и взрослым
Важно
Если самостоятельно проблемы не решаются, стоит подключать к их решению психолога, чтобы найти пути решения и «лечения» агрессии.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Осложнения ОРВИ
В большинстве случаев грипп является самоограничивающимся. Угроза для больного — постгриппозные осложнения, возникающие в 6% случаев. В группах риска, включающих людей с нарушенной, как правило, вторичной, приспособленностью иммунной системы, больных с хроническими заболеваниями органов дыхания, кровообращения и почек, пациентов в возрасте до 5 и старше 65 лет – этот показатель еще выше.
Осложнения после гриппа:
- В основном легочные: пневмония, бронхит, отит;
- Реже кардиологические: миокардит, эндокардит, перикардит;
- Неврологические: миелит, энцефалит, менингит;
- Приводящие к обострению хронических заболеваний. Например, бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, недостаточности кровообращения, обострению симптомов болезни Паркинсона, ухудшению гликемического контроля при сахарном диабете.
У пациентов из групп риска грипп чаще всего приводит к опасным для жизни осложнениям: пневмонии, реже миокардиту, энцефалиту и менингиту. Почти 90% смертей от гриппа и его осложнений приходится на людей старше 60 лет.
Статистика по ОРВИ
Симптомы респираторной инфекции — одна из наиболее распространенных причин посещения терапевтов. По статистике, взрослый человек имеет в среднем 4 эпизода ОРЗ в год, и до 8 у детей. Также стоит подчеркнуть сезонность этих заболеваний, с пиком в период с осени до весны (в месяцах ноябрь – апрель). При этом можно последовательно переболеть разными вирусными инфекциями или одновременно несколькими, включая сочетание вирусной и бактериальной.
Респираторные инфекции — основная причина невыхода в детсад, школу и на работу. Это связано со значительными экономическими потерями, к которым следует добавить значительные затраты на медицинские услуги.
По данным ВОЗ, респираторные вирусы — причина подавляющего большинства случаев острого воспаления верхних дыхательных путей (60-90% случаев в разных регионах), независимо от возраста пациента. Их высокая заразность обусловлена непосредственно легкостью передачи, особенно в учебных заведениях, автотранспорте, медицинских учреждениях, торговых центрах.
Симптомы острой респираторной вирусной инфекции у взрослых
ОРВИ протекают поэтапно. Инкубационный период с момента заражения до проявления первых симптомов колеблется от нескольких часов до 3-7 дней.
В период клинических проявлений все ОРВИ имеют сходные признаки разной степени выраженности:
- заложенность носа, насморк, водянистые выделения из носа, чихание, зуд в носу;
- боль и дискомфорт в горле, боль при глотании, покраснение в горле;
- кашель сухой или влажный;
- лихорадка от умеренной (37,5-38) до тяжелой (38,5-40);
- общее недомогание, отсутствие аппетита, головные боли, сонливость;
- покраснение глаз, жжение, слезотечение;
- расстройства пищеварения с диареей;
- иногда увеличение и легкая болезненность подчелюстных и шейных лимфатических узлов.
Симптомы острой респираторной вирусной инфекции у взрослых зависят от конкретного типа вируса и могут варьироваться от незначительной простуды и кашля до тяжелой лихорадки и токсических симптомов отравления. В среднем симптомы сохраняются от 2-3 до семи и более дней, лихорадка держится 2-3 дня.
Например, картина может развиваться так:
- Жжет и першит горло, через сутки все горло буквально «дерет».
- Постепенно отекают слизистые верхних дыхательных путей: больной чихает, жалуется на першение в горле и заложенный нос.
- Поражается слизистая глаз, поэтому текут слезы и развивается светобоязнь.
- Отечность распространяется в гортань и трахею. Начинается сухой (без мокроты) болезненный кашель, голос хрипнет.
Основной признак ОРВИ — высокая заразность для окружающих, сроки которой зависят от типа вируса. В среднем максимальная инфекционность приходится на последние дни инкубационного периода и первые 2-3 дня клинических проявлений. Постепенно количество вирусов уменьшается, и больной становится не опасным в плане распространения инфекции.
Что делать если бьют вашего ребенка?
Вместе с тем, немного поговорим и об обратной ситуации – вашего ребенка бьют в детском саду. Конечно, сразу вы ощутите гнев и возмущение. Но нельзя давать волю чувствам.
Помните, что речь идет о детях, а они не всегда могут полностью отвечать за свои поступки. Поэтому ни в коем случае не идите разбираться со сверстником вашего малыша.
Лучше всего действовать по алгоритму:
- Обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателем (иногда приходится пообщаться даже с заведующей детского сада);
- Поговорите с родителями ребенка, который обижает в садике вашего;
- Обратитесь за помощью к детскому психологу, который работает в вашем ДОУ.
Не стоит оставлять конфликтную ситуацию без внимания, в надежде, что все разрешится само по себе. Взрослые обязательно должны заручиться поддержкой друг друга и действовать сообща, чтобы между детьми установились хорошие отношения.
Агрессивный ребенок в детском саду – это проблема, как для его родителей, так и для других детей в группе. В ее решении огромная роль отводится семейному воспитанию.
Взрослым необходимо выработать правильные подходы к малышу и способствовать развитию у него коммуникативных умений и положительной самооценки.
- Как развить самостоятельность у ребенка?
- Ребенок боится других детей
- Как заставить ребенка слушаться?
Принудительное исполнение решения суда
Если решение суда о порядке общения с ребенком не исполняется, к спору подключаются судебные приставы. До обращения к ним родитель готовит заявление о выдаче исполнительного листа и направляет его в суд, который определил порядок общения. В заявлении нужно указать: наименование суда; Ф.И.О., адреса и телефоны сторон; номер дела; фамилию судьи, рассмотревшего дело; а также изложить просьбу выдать исполнительный лист. Направлять копию заявления второму родителю не нужно.
В течение 5 дней судья выдает исполнительный лист (срок может оказаться больше в случае загруженности суда). Это документ строгой отчетности, имеющий уникальные серию и номер. Он состоит из четырех листов, прошитых и пронумерованных, скреплен печатью и подписью судьи.
Исполнительный лист направляется в службу судебных приставов вместе с ходатайством о возбуждении исполнительного производства. В ходатайстве указываются:
- наименование подразделения службы судебных приставов;
- Ф.И.О. родителя, который требует исполнить решение суда; его адрес и телефон;
- Ф.И.О. родителя, с которым живет ребенок; его адрес и телефон;
- номер и серия исполнительного листа;
- кем и когда он выдан.
Поступившее ходатайство рассматривается в течение суток, а затем возбуждается исполнительное производство. После этого сотрудник ФССП направляет родителю-нарушителю письмо с просьбой добровольно исполнить судебный акт. Если это требование он игнорирует, принимаются меры по принудительному исполнению решения суда. Сначала приставы вызывают родителя и выясняют причины, по которым он не дает ребенку видеться со вторым родителем. Если, несмотря ни на что, родитель не исполняет решение суда добровольно, то пристав может привлечь его к административной ответственности. Иногда отношения между матерью и отцом настолько конфликтные, что приставу приходится присутствовать на встречах и следить за тем, чтобы родители не навредили друг другу или ребенку.
Если отдельно живущий родитель обратился в службу судебных приставов с исполнительным листом, но ему все равно не дают видеться с ребенком, нужно зафиксировать факт неисполнения судебного акта. Это могли бы сделать сотрудники полиции, органов опеки и ФССП. Но ни сотрудники органов опеки, ни приставы не приезжают по телефонному звонку для фиксации таких нарушений. Значит, обращение к ним не поможет собрать доказательства того, что родителю мешают общаться с ребенком. А такие доказательства будут важны при дальнейшем отстаивании родителем своего права на общение с сыном или дочкой. Конечно, можно вызвать сотрудников полиции. Но, учитывая их загруженность, ждать наряда придется долго. Если на встречу отводится несколько часов, полицейские приедут тогда, когда родитель и не обязан отдавать ребенка.
Поэтому лучше пойти другим путем:
Как отучить маленького ребенка драться?
С раннего детства ребенка нужно учить держать свои эмоции под контролем, выражать свои мысли, общаться с другими детьми, просить их и благодарить, уметь играть и проигрывать, иначе в детском саду или школе возникнет множество проблем, исправлять которые будет поздно и трудно.
Ребенок должен понимать, что драка — это не шутка: например, если ребенок ударил маму, она может отойти в сторону, показывая, что ей больно и она обижена, а другие родственники могут подойти к ней и утешить.
Стоит ограничить просмотр жестоких мультиков и фильмов, потому что ребенок начинает копировать поведение героев: грубо разговаривает, дерется, обижает других, считая это нормой поведения.
Симптомы гриппа
Вирус гриппа не зря выделяется большинством специалистов. Его отличия от обычных простуд: молниеносное развитие, повышенная тяжесть заболевания, необходимость комплексного лечения, повышенная смертность.
Грипп возникает неожиданно и в считанные часы полностью охватывает организм больного. Характерные симптомы гриппа:
- резкое повышение температуры (возможно повышение до 40,5);
- повышенная чувствительность к свету;
- боли во всем теле, головные и мышечные боли.
Наиболее активная фаза гриппа наступает на 3-5 день заболевания. Окончательное выздоровление возможно на 8-10 день.
Гриппозная инфекция поражает сосуды, поэтому у больных возможны десневые и носовые кровотечения.
Если ребенок дерется с другими детьми
Какие меры стоит предпринять внимательным взрослым, если они увидели или узнали, что их ребенок проявляет агрессию к сверстникам?
Сводить к врачу. Возможно, дело в том, что ребенок плохо чувствует себя, он не совсем здоров. Консультация невропатолога может помочь решить проблему раз и навсегда. Например, одна из самых частых причин детской раздражительности — высокое внутричерепное давление. Если удается снизить или совсем устранить симптомы физического нездоровья, то это незамедлительно скажется на характере и поступках.
Понять и поддержать. Взрослые должны научиться правильно реагировать на вспышки детского гнева. Не стоит стыдить или читать мораль. Необходимо четко и ясно показать ребенку, что вы не одобряете такое поведение и не поощряете его продолжения, повторов. Не имеет смысла кричать на провинившегося «бойца» или бить его, этим вы сделаете только хуже.
Научить выражать свои чувства и просьбы словами. Больше беседуйте с ребенком
Показывайте ему пример того, как важно уметь объяснять, просить, доказывать. Приучайте, лучше всего на личном примере, отстаивать свое мнение словами, а не кулаками!
Организовать занятия спортом
Физическая активность помогает снять напряжение, дает возможность выплеснуть переизбыток энергии. Огромный выбор спортивных секций позволяет подобрать подходящую для каждого малыша. Активные игры на свежем воздухе тоже приносят отличные результаты.
Обеспечить психологический комфорт. Старайтесь не срывать на ребенке раздражение, не нервировать его, не окружать многочисленными запретами и правилами. Позвольте ему свободнее выражать себя, его потребности и интересы. Не изводите бесконечными придирками и замечаниями, уважайте его мнение, поддерживайте самостоятельность. Будьте ему не только заботливым родителем, но и внимательным другом.
Не стесняйтесь попросить помощи. Если перечисленные меры не принесли результатов, то стоит обратиться за помощью к специалисту — детскому психологу. Игры и упражнения, которые он предложит, способны устранить проблему совсем или снизить ее остроту. Родители получат конкретные практические советы о том, что им стоит изменить в своем поведении, какие особенности ребенка учесть. Узнают, как именно правильно реагировать в сложных ситуациях. Полезные правила будут у вас всегда под рукой и позволят успешно справляться с проблемой самостоятельно. Также они подскажут, как объяснить ребенку что нельзя драться.
Зачем же все-таки нужны запреты и правила?
Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.
Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.
Адаптация в садике, как стресс, запускающий агрессию
Отдельно хочу обратить внимание, что подобные проблемы часто возникают именно в период адаптации к детскому саду. Вы говорите, что дочурка ходит в сад всего лишь месяц, поэтому вполне может быть, что процесс привыкания еще не завершен
- В это время ребенок может испытывать определенные сложности во взаимоотношениях и психологические трудности. Пытаясь найти свое место в новом коллективе, он боится возможных проблем с общением и предпочитает действовать силой;
- Кроме того, малыш ведь еще не имеет опыта решения конфликтов и интуитивно выбирает самый простой и «доходчивый путь»;
- А иногда дошкольник считает драку за игрушку веселой забавой и думает, что такое поведение вполне уместно в детском саду.
Рекомендую вам просмотреть интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>.
Этот семинар затрагивает проблемы первых месяцев ребенка в детском саду. Вы найдете ответы на вопросы:
- как реагировать, если ребенок идет в сад со слезами;
- как подружить ребенка с другими детьми;
- как помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям?
- что делать, если другие дети обижают вашего ребенка?
- хитрости, советы и рекомендации как сделать детский сад местом, в котором ребенку будет радостно и комфортно.
Посмотрите семинар, поскольку чаще всего, агрессивность вызвана большим стрессом. Ребенок не может сам с ним справиться и нужна ваша помощь.