Основные причины
Прежде чем начинать воспитывать ребенка и учить, что драться нехорошо, нужно выяснить, почему малыш так себя ведет. Основные причины такого поведения могут быть следующими:
Дефицит внимания со стороны родителей
Ребенок всеми способами пытается привлечь внимание папы и мамы. Если просьба «Мама, поиграй со мной» не действует, то ребенок начинает вести себя агрессивно
Иногда драка – это способ привлечь внимание.
Постоянные унижения: как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. Есть дети, которые могут просто замкнуться в себе. А есть малыши, которые свою обиду выпустят при помощи кулаков.
Сила – это власть. Побеждая в драке, ребенок пытается доказать свою силу перед другими ребятами. И делает это просто для того, чтобы выглядеть выше в глазах других. Порой выбор падает специально на ребят гораздо слабее, чтобы доказать свое превосходство.
Неправильное воспитание. К сожалению, есть семьи, где папа поднимает руку на маму (но бывает и наоборот), и если это видит ребенок, то считает, что дракой можно решить любой вопрос. Или малыш капризничает (устал или просто привлекает внимание), но вместо ласки от родителей или знаков внимания получает по ягодицам (ладошкой, ремнем). Это делает малыша злее. И также дает понять, что применение силы – это выход из любой ситуации.
Агрессия в семье. Драки между родителями могут полностью отсутствовать. Но постоянные скандалы накапливают в малыше злобу, а выплескивает он ее через драку.
Поощрение с детства. Это не означает, что мама или папа погладили ребенка по голове за то, что он подрался. Но если малыш отобрал игрушку у другого или в порыве гнева стукнул рядом находящегося ребенка, то нужно действовать, а не спускать это с рук. Нужно спросить, почему малыш так сделал, и без криков, спокойно объяснить неправильность его поведения.
Ошибки родителей
В ситуации с агрессией и драками ребенку нужна помощь, и родители зачастую совершают серьезные ошибки, если они не считают драки проблемой и пускают ситуацию на самотек. Хуже этого будет только факт потакания подобному поведению, если ребенка не ругают за его драки и считают, что такие действия не опасны.
Многие родители считают забавной ярость и агрессию малыша, который машет кулаками в песочнице или в группе садика. Часть считает – это особенность характера, которую кроха перерастет, или подражание папе, который занимается единоборствами, спортом и т.д. Другие родители считают, что нет ничего плохого в том, что ребенок в попытках постоять за себя пускает в ход кулаки, но это совершенно не выход из ситуации, так как дальше такое поведение будет только формировать клубок проблем. По мере роста ребенка проблемы только ухудшаются, копятся, малыш с таким поведением может стать изгоем, с ним никто не дружит, не играет и не общается, так как его поведение заключается только в драках. Это расстраивает и злит еще больше, в итоге развивается подросток и взрослый, который страдает от комплексов, не приспособлен к общению в обществе и имеет признаки жестокости и застарелые обиды на всех. Он привыкает добиваться в жизни всего только силой и истериками, с таким человеком сложно жить рядом.
Ребенка бьют в садике, что делать родителям?
Порядок действий в данном случае будет зависеть от того, кто осуществляет побои. Если это такой же воспитанник детского сада, то необходимо поднимать вопрос перед заведующим и родителями ребенка, чтобы они провели профилактическую беседу с виновным.
Ребенка, который часто «терроризирует» других детей и никакие воспитательные меры не помогают, могут поставить на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего или могут поставить всю его семью на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.
Важно! Итак, меры воздействия на малолетнего — это общение с родителями и руководством, психологом детского сада. Если воспитательница в дошкольном учреждении избила ребенка, то сначала нужно попробовать урегулировать конфликт в учебном заведении с привлечением заведующего, психолога
Если результата достигнуть не удалось, то необходимо обращаться в полицию или сразу в суд с заявлением по факту побоев
Если воспитательница в дошкольном учреждении избила ребенка, то сначала нужно попробовать урегулировать конфликт в учебном заведении с привлечением заведующего, психолога. Если результата достигнуть не удалось, то необходимо обращаться в полицию или сразу в суд с заявлением по факту побоев.
Если полностью все персональные данные воспитателя не известны, то на практике обращаются в полицию, её сотрудники проводят мероприятия, направленные на установление личности виновного лица, чаще всего это допросы потерпевшего и подозреваемого, и передают материалы в суд с обвинительным актом. По данной категории дел уголовное дело возбуждается только по заявлению потерпевшего (его законного представителя) и срок дознания не должен превышать 1 месяц. Перед передачей дела в суд, дознаватель должен утвердить обвинительный акт у прокурора. Прокурор вправе утвердить обвинительный акт или направить материалы дознавателю для производства дополнительного дознания.
Важно! Если лицо установлено и имеются все его персональные данные, то можно заявление по факту побоев сразу подать в мировой суд
Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка в определенном возрасте
В каждом ребенке от природы есть предрасположенность к агрессии. Главное, не упустить момент, когда она начнёт проявляться.
Год и полтора
В 1 год и полтора года малыш кусается и дерется, ещё не понимая, что он делают. Вся его агрессия – это просто неконтролируемые вспышки
С помощью такого поведения малыш пытается привлечь к себе внимание и проверить реакцию родителей. Если мама и папа сразу скажут, что так поступать нельзя, ребенок поймёт это даже в 1.5 года
Два-три года
В 2 и 3 года дети разнообразнее и ярче начинают проявлять агрессию. В 2.5 года они бросают игрушки, истерят, плюются, кусаются и царапаются. Малыши поступают так для того, чтобы добиться желаемого. Игнорирование и оставление одного в комнате – единственный выход.
Четыре-пять лет
К 4 годам ребенок уже умеет контролировать эмоции и знает, что за плохое поведение его могут наказать. Он может кинуть игрушку, стукнуть или толкнуть. Но, понимая, что сейчас его поставят в угол или отберут игрушки, успокаивается.
В 5 лет дети уже чётко различают друг друга по половым признакам – кто девочка, а кто мальчик. Поэтому и агрессию они проявляют такую, какая свойственная их полу. Девочки манипулируют, насмехаются, истерят, обзываются и угрожают, а мальчики бьют, дерутся, кусаются и толкаются.
В школьном возрасте
У детей младшего школьного возраста агрессия носит скоротечный и спонтанный характер – так продолжается первые три года. Главное, понять, на кого она направлена, и пресечь такое поведение на корню.
Иногда школьники ведут себя агрессивно, потому что ощущают дефицит внимания со стороны родителей. В некоторых случаях ситуация совсем иная – чрезмерный контроль и отсутствие личного пространства.
К 10 годам у ребенка начинается пред подростковый период и сепарация от мамы и папы. Поэтому до этих пор психологи с родителями стараются искоренить проблему драк – с подростками работать гораздо дольше и сложнее.
Нет единой формулы успеха – поскольку ко всем детям, равно как и к взрослым людям, есть свой подход. Родители находят то, что подходит именно им.
Каждый ребенок хотя бы к 7 годам должен уметь управлять своими эмоциями и понимать, что драться, истерить и кусаться не хорошо. Так он справляется со стрессом и тревожностью, и возвращается в спокойное состояние.
Лайфхаки от воспитателя
Практическими советами делится Светлана Смолина, воспитатель детского сада “Белочка”, г. Владивосток:
Проводите профилактику
Предупреждать возникновение драк и конфликтов можно путем проигрывания каких-то типичных ситуаций. Можно проводить игры и беседы на тему того, как мы можем выражать злость, какие вообще чувства мы испытываем и что все они абсолютно нормальны.
Придумайте правила вместе с детьми
В детском коллективе много повторяющихся потенциально конфликтных ситуаций — например, построение на прогулку, когда дети, толкаясь и шумя, решают, кому идти первым. Здесь можно придумать, например, правило, что младшие идут впереди. И обязательно проговорить, зачем нужно это правило и почему оно именно такое.
Разбирайте конфликтную ситуацию
Обязательно нужно выслушать каждую сторону: почему ребенок так поступил, чего хотел на самом деле. Задавайте наводящие вопросы и постарайтесь объяснить ребенку, что любой конфликт можно решить до его начала.
Подключайте к разбору ситуации вспыльчивых по своей природе детей
Даже если они в этом конфликте не участвовали. Воспитателю стоит чаще обращаться к ним за условной «помощью», тем самым показывая им на реальных примерах, как разрешать конфликты мирно.
Разрядите обстановку после произошедшей драки или ссоры
В этом помогает кукольный театр: в игру ребята могут внедрить знакомые сюжеты и только что произошедшие события. На примере героев, а не самих себя им проще бывает разобраться в ситуации и найти из нее выход.
Материалы по теме:
- Разрешите ему злиться! Когда гнев идёт на пользу ребёнку
- «Хочешь об меня позлиться?», или Правила экологичной драки
Что же делать родителю, чей ребенок дерется
Силой ничего не решить. Поэтому выясните, что вызывает агрессию у подростка, причины, по которым он дерется. Говорите с сыном или дочкой спокойно. Если ваш ребенок пытается высказаться, не прерывайте его. И лишь после того, как он замолчит, приступайте к беседе. Он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и другие чувства, как и вы.
В городе множество практикующих психологов, которые проводят как индивидуальные занятия (куда, скорее всего, вас попросят приходить всей семьей), так и различные тренинги на управление гневом и снижение агрессии. Они направлены на три компонента: мотивационный (в результате специально созданных упражнений подросток начинает интересоваться другими), когнитивный (не только пытается понять, но и перестраивает свой уровень мышления: «Почему я себя так веду?») и поведенческий («Я буду вести себя другим образом»).
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.
Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.
Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.
Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.
В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.
Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.
Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.
Драка в детском саду и другие конфликты
Что делать, если вашего ребенка обидели или когда ваш малыш является зачинщиком драки
Человек может попасть в конфликтную ситуацию в любом возрасте. И главный вопрос — кем он из нее выйдет: победителем или проигравшим, с ощущением неприятного осадка внутри или с чувством, что все теперь в порядке.
Стоит понять, что конфликт — это не плохо. Ведь ссора дает опыт понимания ребенком того, что ему не нравится и поиска способов выхода из конфликта. По мнению психологов, существует определенная временная периодизация конфликтов. И в разном возрасте на них следует реагировать по-разному.
От 1 года до 2,5 лет дети обычно не являются зачинщиками конфликтов, но при этом становятся их участниками. У них могут забрать игрушку, их могут толкнуть, им могут высыпать на голову песок. Реакция на это может быть разной: от удивления до плача. В этот момент ребенка не обижают, как вам кажется, ему просто показывают, что кто-то другой легко может забрать что-то у него. Поэтому ребенку необходимо научиться реагировать на подобное поведение других людей. Учась этому, ребенок сначала будет пытаться уйти (убежать) от неприятности, затем попробует не отдавать личную вещь, прижав ее к себе. Возможно, он вступит в драку, чтобы отстоять свое. Таким образом ребенок получит бесценный опыт того, что личные вещи необходимо охранять
В такой момент родителю важно наблюдать, чтобы ребенка не травмировали другие дети. А мелкие стычки между детьми в таком возрасте — абсолютно нормальное явление
Когда ребенку 3 года — это уже детсадовский возраст, в котором перед молодым человеком стоит задача узнать — что он стОит в этом мире, как личность. Один из способов, которым ребенок это делает — старается «достать» как можно большее количество людей вокруг. Трехлетки — ярые зачинщики конфликтов: как правило, забрав лопатку или игрушку у другого ребенка, такой малыш обязательно попытается забрать и все остальное у того, кто спокойно это отдает. Если же, забирая чужую вещь, ребенок получает сдачу, то его мозг фиксирует этот факт как опыт: «К этому ребенку я неделю подходить не буду, так как мы сейчас — на равных». В дальнейшем ребенок-трехлетка будет пробовать забирать чужое у всех подряд, устраивать драки в детском саду и т.д..
Конфликты, которые провоцируют трехлетки, очень важны для жизненного опыта, с помощью которого дети учатся понимать, где заканчивается их территория и начинается чужая, как далеко он сможет зайти, куда его пустят, а куда — нет. А также — насколько далеко он сможет запустить в свою жизнь другого человека. Ведь именно в этом возрасте дети учатся разному взаимодействию с типажами людей.
В такой ситуации взрослому необходимо наблюдать, чтобы вокруг «экспериментатора» были не малыши, которых он будет стремиться подчинить, а «достойные противники», которые помогут ему понять, что при инициации конфликта он может получить сдачу.
Если вы знаете, что какой-то ребенок бьет других детей в детском саду, научите своего малыша останавливать конфликт. К примеру, когда он увидит несущегося на него драчуна, то
может поставить вперед руку с открытой ладонью и сказать: «Стоп, мне неприятно. Что ты хочешь?». Обычно трехлетки хорошо реагируют на такой стоп-сигнал, с помощью которого можно избегать драк.
Ребенок 4-х лет старается узнать, кто на что способен в этой жизни. Поэтому при конфликте в таком возрасте любопытный ребенок вполне серьезно бьет других детей в детском саду, кусается и обзывается на них. Дерущихся четырехлеток взрослому необходимо немедленно расцепить. И затем поговорить с каждым участником драки по-отдельности — о том, что есть другие способы «приложения кулаков и зубов». К примеру, можно взять подушку и побить ее, можно уйти в спальню и покричать, можно порвать бумагу. Но только не бить живого человека.
Если ребенок дерется в детском саду, задача взрослого — научить его говорить о том, что он с чем-то не согласен, что он расстроен или зол. Чтобы ребенок научился адекватно оценивать собственные эмоции и безболезненно для других «выпускать пар».
Вместо заключения
Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.
Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.
Что делать, если ребенка бьет воспитатель?
Если все же выяснилось, что воспитатель в детском саду применяет силу или грубое моральное воздействие на малыша, нужно незамедлительно обратиться к руководству дошкольного учреждения и написать заявление в полицию. Кроме этого, родители вправе подать в мировой суд иск о возмещении морального вреда.
Само собой разумеется, что ребенка лучше перевести в другой сад, где точно работают компетентные педагоги.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области: +7
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7
Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
Даже если директор дошкольного учреждения предлагает решить вопрос мирно и локально – путем выговора или увольнения недобросовестного сотрудника, не следует идти на такие меры. Ведь нет совершенно никакой гарантии того, что такой педагог перейдет работать в другое учебное учреждение, где снова будет применять свои методы работы. А какое-то из таких избиений может стать фатальным.
Причины детской агрессии
Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
Некоторые негативные черты личности ребенка.
Особенности сложившихся черт поведения, т.е
ребенка научили таким образом себя вести.
Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
Неразрешенные конфликты.
Особо предрасположены к агрессии:
- Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
- Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
- Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.
Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:
Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?
- Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
- Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
- Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.
Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.
- На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
- Как часто это повторяется?
- Нападает он первым или нет?
- В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?
Как справляться с детской агрессией
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
- Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
- Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.
Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:
Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.
«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.
Ребенок дерется в школе: советы психолога
Прежде всего, разберитесь в ситуации, ведь если вы накажете своего ребенка, а потом выяснится, что он ни в чем не был виноват, его доверие к вам будет подорвано. Поговорите с ребенком — возможно, у него не ладятся отношения с одноклассниками. Если он скажет вам, что это была самооборона, обратитесь за помощью к учителям, чтобы те прояснили ситуацию и подсказали, как себя вести. Возможно, в случае когда дело не в вашем ребенке, будет смысл сменить школу на более подходящую.
Рекомендуем
- Что делать, если меня не устраивает, как и чему учат ребенка в школе?
- Что делать, если ребенка подвергают психологической травле в школе, во дворе?
- Ребенок постоянно плохо себя ведет. Что делать и в чем может быть причина?
- Как быть родителям, если ребенок не слушается?
Какое наказание грозит воспитателю?
Мера наказания, которая грозит воспитателю, избившему или жестоко обратившемуся с ребенком, зависит от степени причиненного малышу вреда.
За умышленное причинение легкого вреда здоровью воспитатель понесет ответственность по ст. 115 УК РФ в виде:
- штрафа до 40 тыс. рублей (или в размере своего дохода за период до 3 месяцев);
- обязательных работ до 480 часов;
- исправительных работ до года;
- ареста до 4 месяцев.
За вред здоровью средней тяжести последует уголовное наказание по ст. 112 УК РФ в виде лишения свободы до пяти лет.
За причинение тяжкого вреда здоровью малолетнего (ст. 111 УК РФ) воспитателю грозит тюремное заключение на срок до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.
Независимо от того, по какой статье воспитатель будет осужден, он также понесет ответственность по ст. 156 УК РФ. Она предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним.
К виновному лицу будет применена одна из следующих санкций:
- штраф до 100 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 1 года;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные работы до 2 лет;
- принудительные работы до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 5 лет;
- тюремное заключение до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) в течение 5 лет.
Также нерадивого воспитателя можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, и взыскать через суд компенсацию причиненного здоровью ребенка вреда и моральный ущерб.
По любому вопросу, возникающему в споре с детским садом, общении с надзорными или правоохранительными структурами — обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Они подскажут, как правильно защитить своего малыша от противоправных действий воспитателя и привлечь виновного к ответственности.