Развитие ребенка в 1 год

12 месяцев: мой первый словарь

Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.

Слова, слова, слова… Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки “А”, “У”, “И”, “О” понятно для окружающих, а также звуки “М”, “Н”, “П”, “Б”, “Т”, “Д”, “К”, “Г”. У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.

В возрасте одного года ваш ребенок:

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте

Ребёнок не может развиваться самостоятельно, ему нужно помогать, подсказывать, а главное — создавать комфортные условия

Врачи предупреждают, что физическому и умственному развитию родители должны уделять одинаковое внимание, чтобы малыш развивался гармонично

Спорт обязателен

С самого рождения врачи настаивают, что для укрепления мышц крохи необходимо делать массаж и гимнастику. Хотя в год ребёнок уже более самостоятелен, отказываться от физических упражнений не стоит. После пробуждения рекомендуется делать гимнастику, которая взбодри, настроит на активное времяпровождение. Вечером можно сделать расслабляющий массаж.

Физические упражнения обязательны в возрасте двенадцати месяцев

Врачи рекомендуют такие физические упражнения:

  • обязательны прогулки на свежем воздухе, игры на спортплощадках, а также занятия с мячом;
  • если есть возможность, дома можно установить спорткомплекс для малыша. Врачи только за, если ребёнка приобщают к спорту с раннего возраста. Это отлично укрепляет мышцы, является профилактикой проблем с позвоночником;
  • полезно плавание в бассейне. Можно заниматься с инструктором или самостоятельно. Гидромассаж также очень полезен для общего состояния организма, а также укрепления мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе не только нравятся детям, но и полезны для тренировки вестибулярного аппарата.

Упражнения на фитболе для годовалого малыша — видео

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет огромную роль для ребёнка в возрасте одного года. Именно в это время малыш становится более активным и любознательным. И задача родителей — направить его интерес в правильное русло. Сегодня взрослые могут записать кроху на занятия в детские развивающие центры, где с ними будут заниматься опытные педагоги. Также родители самостоятельно могут разработать программу занятий, чтобы дома выполнять различные упражнения с ребёнком.

Упражнения для мелкой моторики — видео

Педагоги и детские психологи утверждают, что в двенадцать месяцев с малышом можно заниматься:

лепкой: пластилин, солёное тесто, или специальная масса для лепки отлично развивают фантазию, мышление и мелкую моторику;
играми с песком и водой: детям интересно изучать разные формы. Жидкость можно переливать из одной ёмкости в другую. А из песка делать разные фигуры или замки. Сегодня в продаже есть специальный кинетический песок, которые не оставляет пятен и с ним можно играть дома, когда на улице холодно и в песочницу пойти не получается;
упражнениями с бизибордом: твёрдые или мягкие развивающие доски, коврики или книги обязательно заинтересуют ребёнка

Детали и элементы, которые закреплены на бизибордах, отлично развивают мелкую моторику, терпение, логику, мышление и внимание;
рисованием: развитие творческих способностей влияет на речевое развитие. Можно начинать знакомить кроху с кистью и красками, если малыш не заинтересуется таким способом рисования, рекомендуется попробовать пальчиковые краски;
играми с конструктором: для детей этого возраста в продаже есть конструкторы с крупными блоками, которые они не смогут проглотить.

Игры с конструктором положительно влияют на развитие мышления, внимания и логики

Раннее развитие ребёнка: мнение доктора Комаровского — видео

Занятия с крохой

Интеллект ребенка продолжает активно развиваться, как и характер, и осознание взаимосвязей в природе. Поэтому упускать это время нельзя

Следует уделить внимание развитию речи, постоянно проговаривая простые и сложные слова, сочетая игры для развития мелкой моторики с песнями, чтобы заинтересовать малыша и стимулировать его к повторению звуков

Постарайтесь помочь ребенку развить основной приобретенный навык – ходьбу. Для этого можно откладывать на некоторые расстояния игрушки, но удобнее всего делать это на прогулке вместе с другим близким человеком – папой или бабушкой. Чтобы кроха поднялся с пола, когда он ползал, и пошел, нужно поднимать игрушки на доступную для него высоту.

Для развития социальных навыков следует в игре разыгрывать разные ситуации, чтобы на детской площадке малыш был более уверенным и знал, как себя вести в тех или иных ситуациях. Пока детки такого возраста не могут конструктивно общаться, поэтому чаще всего они берут игрушки друг друга, отбирают и даже иногда дерутся

Но следует вовремя обратить на это внимание и объяснить, как нужно поступить так, чтобы и игрушкой поиграть, и никого не обидеть, тогда времяпрепровождение на улице будет более интересным и безобидным

Не отказывайте крохе в том, чтобы поносить его на руках, это все еще сближает вас, а ребенок чувствует вашу любовь и поддержку даже тогда, когда он что-либо натворил и его нужно наказать. На самом деле наказание в 12 месяцев – это постоянные объяснения, что можно, а что нельзя делать. Бесполезно ставить малыша в угол и тем более не следует шлепать карапуза: достаточно быть настойчивыми и не менять своего мнения, чтобы он четко понимал рамки дозволенного. Поверьте, он не раз попробует их раздвинуть, но только ваша твердость даст ребенку понять, когда он не прав. Это поможет легче пережить еще не один кризис взросления, а они после года пойдут один за другим, ведь развитие малыша по-прежнему будет идти стремительными темпами.

Нормы веса и роста у ребенка в 12 месяцев

С приближением первого юбилея рост ребенка несколько замедляется по сравнению с темпом предыдущих месяцев. Поэтому существенной прибавки за месяц не произойдет. Средняя прибавка веса равна 400 г. В росте малыш обычно прибавляет не более 2 см. Таким образом, норма веса для годовичка составит 10 кг при росте в 75см. Вполне допускаются некоторые отклонения от этих параметров в пределах +1кг по весу и +5см по росту. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально и зависит от генетических предрасположенностей, особенностей организма и условий жизни, поэтому здесь нет строгих весовых и ростовых критериев.

Показатель

Развитие у мальчиков в 12 месяцев

Развитие у девочек в 12 месяцев

Вес

8,9 кг – 11,6 кг

8,5 кг – 10,8 кг

Рост

72,3 см – 79,7 см

71,4 см – 78 см

Развитие ребенка на 5-м месяце жизни

    На 5-м месяце жизни Ваш ребенок стал уже совсем большим. Теперь он уже спокойно может сам перевернуться на животик и стараться ползти вперед. Следить за своим карапузом стало намного интереснее, особенно с ним общаться.

Физическое развитие развитие ребенка в 5 месяцев

     Развитие ребенка на 5-м месяце жизни значительно отличается от того, что мы видели ранее. Теперь почти все время, когда он не будет спать, будет валяться на животике. Дети эту позу любят больше всего. Он даже будет пытаться встать на ладошки. Ведь это первые шаги к тому, чтобы ребенок научился ползать. Совсем скоро вы увидите, ка малыш сам может переставлять ручки так, как ему удобно и передвигаться на одном месте. Делайте с ребеночком зарядку. Когда он лежит на спинке, берите его за ручки и тяните к себе, таким образом получиться, что он сел на попу. В таком положении малыш сможет разглядывать все, что есть вокруг с еще большим интересом. Сажать карапуза пока еще очень рано, но начинать учить его уже  можно.

Если вы ребенку в ручки дадите погремушку, то увидите, как чудесно он держит ее двумя ручками. Более того, он без проблем может взять ее одной ручкой и переложить в другую.

Развитие ребенка на 5-м месяце жизни — Учимся ползать

     Если вы хотите помочь своему маленькому чаду как можно быстрее научиться ползать, то для этого вам нужно поставить перед ним погремушку в тот момент, когда он лежит на животике. Таким образом ребенок будет пытаться ее схватить. Это очень полезное занятие. На самом деле, чем больше вы будете заниматься со своим малышом, тем быстрее он всему научиться.

Развитие ребенка в 5 месяцев влияет на то, как он ест и спит. В таком возрасте малыш должен кушать около 5 раз за целый день, при этом спать всего три раза продолжительностью по два часа. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуальным, и совсем не обязательно, что всеми этими навыками он будет обладать точно в срок. Всему свое время, поэтому никогда не стоит переживать раньше времени. Ваш малыш сам знает, когда он начнет ползать, говорить и ходить.

Психология ребенка на 5-м месяце

     Малыш чувствует себя в безопасности тогда, когда он находится рядом со своей мамой. Поэтому ни в коем случае не оставляйте ребенка, сразу наедине с незнакомцем. Ребенок сильно испугается и просто будет истерика. Обязательно предварительно познакомьте свое чадо человеком, только потом позволяйте прикоснуться к нему.

     Обращайте внимание на то, какие звуки произносит ваш малыш. Поддерживайте его в этом. Не забывайте, что малыш прислушивается к тому, что вы говорите и пытается повторить все за вами

Когда он начнет говорить зависит только от того, как много вы будите с ним заниматься

Не забывайте, что малыш прислушивается к тому, что вы говорите и пытается повторить все за вами. Когда он начнет говорить зависит только от того, как много вы будите с ним заниматься.

Развитие ребенка в пять месяцев — Познаем свое тело

     В таком возрасте малышу еще больше становится все интересно. Он начинает изучать свое тело. Особенно любит сосать свои ножки и пяточки. Не переживайте, это вполне нормально. Так же вы можете заметить, что малыш постоянно пытается потянуть ручки в сторону аховой зоны. Не стоит громко кричать и говорить ему «фу». Просто попытайтесь объяснить ребенку, что там находится и постарайтесь аккуратно перевести его ручки на какие-то другие части тела

В некоторых случаях бывает, что ребенок ведет себя так именно по той причине, что родители не дают ему должного внимание, в котором он так нуждается

На самом деле развитие вашего ребенка полностью зависит от вас! Проводите с малышом как можно дольше времени, занимайтесь с ним, помогите ему познать мир. Ведь без вас пока он ничего не может

Это очень важно, чтобы родители присутствовали тогда, когда малыш первый раз улыбнется, засмеется, произнесет свое первое слово, начнет ползать, потом ходить. Это же так приятно видеть, как ваш ребенок двигается вперед. РЕЖИМ ДНЯ 5 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

РЕЖИМ ДНЯ 5 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ВЕСИТЬ РЕБЕНОК. ТАБЛИЦА

РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ДО ГОДА

КАЛЕНДАРЬ ПРИВИВОК ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЫЙ СОН РЕБЕНКА

Особенности формирования психики малышей

После года интерес детей к внешнему миру проявляется заметней. Маленькие исследователи рассматривают игрушки, реагируют на различные звуки, взаимодействуют со сверстниками, иногда вступают в конфликты. Любят разбирать, перекладывать предметы, складывать, осваивать новые способы манипуляции с игрушками. Иногда малыши заинтересовываются каким-либо предметом, и могут длительное время быть им увлечены. Ребенок благодаря многофункциональным игрушкам развивает свою мышечную активность, совершенствует моторные навыки. Меняется характер игры. Если раньше игрушки просто разбрасывались, то теперь, с каждым месяцем кроха пытается придумать новый способ игры: сложить кубики, надеть кольца на пирамидку.

Малыш подражает взрослым, любит прикладывать что-либо к уху, имитируя разговор по телефону, повторять за взрослыми различные звуки. Возрастает речевая активность: из слов начинают формироваться простые фразы: «мама – дай», «баба – на».

Терпит изменение эмоциональный фон ребенка. А также его эмоциональное общение с окружающими. Дети начинают соотносить реакцию взрослых со своими действиями, и, если мама выразила восхищение по поводу какого-либо происшествия, кроха попытается вновь это повторить. В следствие нехватки ласки со стороны мамы или папы, малыш будет требовать недостающее любым способом: плачем, криком. В этом случае не стоит бурно реагировать на поступки малыша или поддаваться манипуляции, тем более ругать, так как это может снизить доверие ребенка.

Малыши после года идут на контакт с улыбающимися и зовущими их людьми, уже не так дифференцируя между своими и чужими. Конечно, более недоверчивые дети предпочитают контактировать с мамой и папой, наблюдая за сверстниками с рук родителей. Но такие образы поведения – это вариант нормы. Ведь разные черты характера детей появляются с рождения и развиваются вместе с ними.

Снова и снова

В каждой ситуации малыш ищет, с чем бы поиграть, и этим определяется его поведение. Он кладет в емкость небольшие предметы и достает их оттуда, нанизывает кольца на крупный стержень, ставит кубики друг на друга, проталкивает предметы разной формы и величины в подходящие отверстия. Свободно совершает обходные движения, например достает игрушку, спрятанную за прозрачным экраном. Особый интерес ребенок проявляет к мелким предметам, зачастую предпочитая их более крупным игрушкам. Если малыш хоть раз надел кольцо на стержень пирамиды, он повторит это снова и снова. Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Проявите фантазию, подумайте, что еще в доме подходит для игр с нанизыванием. Ваш кроха особенно полюбит игрушки, которыми можно управлять. Дайте ему юлу, движение которой он сможет регулировать при помощи укрепленного сверху рычажка. Ему понравятся игрушки с фигурками внутри — если сильно стукнуть рукой, они выскакивают наружу. Малыш уже способен вернуть предметам их первоначальный вид: он складывает кубики в коробку, соединяет рассыпанные бусинки. Если игрушечного зверька повалить на бок, ребенок вернет его в сидячее положение.

Ловить и бросать мяч — чудесное занятие для крохи. Попробуйте вместе бросить мяч о стенку так, чтобы он отскочил. Малыш с радостью попытается его поймать. Дайте мяч ребенку и посмотрите, что он станет с ним делать. Если попробует подражать вам, поймайте мяч и снова бросьте его в руки малыша. Ребенок в возрасте десяти-одиннадцати месяцев легко находит интересующую его игрушку, спрятанную у него на глазах. Пора предложить ему задачу посложнее, перепрятав предмет из одного места в другое. Вы увидите, как уверенно кроха направляется к новому местонахождению игрушки. Совершая действия с предметом, малыш ищет наиболее эффективный способ его использования. Пытаясь достать из бутылки с узким горлышком вкусные хлопья, он в конце концов переворачивает бутылку и вытряхивает ее содержимое. А заинтересовавшись сумочкой, малыш сначала вынимает предметы по одному, затем запускает в сумочку обе руки и вынимает все, что там есть. Особую радость доставит крохе рюкзачок, сшитый из мягкой ткани. Он положит туда игрушки, будет их переносить, доставать и укладывать снова.

Питание ребенка в 12 месяцев.

Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен

Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:

  • Конфетно-шоколадные
  • Копченые и вяленые
  • Колбасные
  • Специи и пряности
  • Помидоры

Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой. Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.

Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам

Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.

Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)

Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
К этому возрасту проявляется самостоятельность

Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.

Физические параметры

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст лет Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Окружность головы и груди

Окружность головыОкружность груди
Мальчик43,5 — 48,6 см46 — 52,5 см
Девочка42 — 47,6 см46,3 — 51,4 см

За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.

Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.

Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.

Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: “Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня”. Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Техника безопасности

  • мелкие, хрупкие и бьющиеся предметы находятся высоко или в недоступном для ребенка месте. Помните, что кроха уже легко может открыть полку, выдвинуть ящик, места с опасными для бутуза предметами должны быть дополнительно зафиксированы;
  • лекарства, химия, монеты, порошки и моющие средства не доступны малышу, даже в закрытом виде. Кроха уже легко может открутить крышку, порвать упаковку, догадаться, как открыть коробку или пакет;
  • розетки закрыты заглушками или спрятаны за мебелью, провода не торчат;
  • нет доступных для ребенка острых, режущих и колющих предметов;
  • на дверях установлены ограничители, доводчики дверей отключены;
  • острые и твердые углы мебели прикрыты плотной тканью;
  • подвижная мебель не находится в незакрепленном состоянии, не используется малышом в качестве опоры;
  • на окнах установлены замки. Помните, что москитная сетка не создана для удержания веса ребенка. Не оставляйте карапуза одного в комнате с открытым окном.
  • постоянно учить и напоминать малышу значение слов «нельзя», «горячо», «опасно»;
  • не забывать горячую чашку на краю стола, не оставлять кастрюлю на крайней конфорке;
  • не допускать игр с газовой плитой и электрооборудованием;
  • перекрывать газ после использования, отключать электрические приборы из розетки.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий