Что должен уметь ребенок в год
Годовалый малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки и ходить без посторонней помощи. А с помощью взрослого кроха даже пытается бегать – держась за руку, он бегает уже вполне уверенно.
Годовалый ребенок может без посторонней помощи пить из чашки, вполне успешно самостоятельно ест ложкой, умеет перекладывать ложку из одной руки в другую. В этом возрасте малыш активно интересуется едой в тарелках у взрослых и пытается ее попробовать.
Годовалые дети хорошо понимают, что требуют от них взрослые, они сознательно пытаются получить похвалу и радуются ей. Дети к этому возрасту уже произносят несколько слов, некоторые слова у них получается произнести вполне отчетливо, некоторые они еще сильно коверкают.
Ребенок в год умеет проситься на горшок. У каждого малыша для этого существуют свои «позывные». Однако, заигравшись или заинтересовавшись чем-либо, дети часто сообщают о своих потребностях в последний момент, так что мокрых штанишек в год полностью еще не избежать.
Годовалый малыш уже хорошо понимает слово «нельзя» и знает, какие для него существуют ограничения. Более того, уже в этом возрасте ребенок начинает проверять границы дозволенного и может начать проявлять упрямство.
Контрольные показатели для годовалого ребенка: в год не все дети умеют ходить самостоятельно, но все здоровые годовалые малыши должны уметь шагать, держась за руки взрослого. И еще один показатель – в год ребенок должен уметь подавать взрослому по его просьбе названные им игрушки.
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Развитие ребенка в 7 месяцев
Он покоряет пространство и познает мир. Вашему малышу уже семь месяцев и эта цифра существенно отличает его от того беззащитного младенца, которого вы привезли домой из родильного дома. Теперь ваш ребенок не просто выше и тяжелее, он значительно подвижнее, общительнее, сознательнее. На седьмом месяце рост ребенка составляет около 68 см, а вес ребенка может достигать 8,5 кг. Если у вашего малыша вес меньше 7 кг, стоит обратиться за консультацией к педиатру.
К семи месяцам у крохи появляются первые зубки, в основном центральные нижние резцы. Бывает и так, что зубки не появляются, пока ребенку не исполнится год. В этом нет ничего страшного, так как организм у каждого ребенка разный. Процесс прорезания зубов, скорее всего, заметят все члены семьи, так как он достаточно болезненный, может сопровождаться температурой, расстройством стула и обильным слюноотделением.
Среди достижений семимесячного младенца – быстрое ползание. Малыш передвигается на четвереньках, делает это уверенно и с удовольствием.
В семь месяцев кроха сидит без опоры и делает попытки садиться без посторонней помощи
Ребенок может лежать подолгу, а затем перекатиться на другой край кровати, потому родителям следует проявить особую внимательность, осторожность и не оставлять свое чадо без присмотра
Особенностью развития ребенка на седьмом месяце является его ощущение самого себя. Кроха замечает эти перемены, ему нравятся результаты своей деятельности. В этот период некоторые младенцы могут начинать есть с ложечки и пить с чашечки.
Малыш имеет небольшие, но все же значимые речевые успехи: его лепет четкий, громкий и продолжительный. Постоянные повторы тех или иных слогов помогают крохе закрепить свои навыки.
Режим сна и бодрствования может меняться, и сон становится тревожным: ребенок крутиться во сне, переворачивается, раскрывается. Связано это все с высоким уровнем подвижности малыша. Частая смена позы сна предусматривает отдых крохи в пижамке, которая не даст ему замерзнуть.
Поведение ребенка на седьмом месяце осознанное и понятное для родителей, потому им легче определить настроение малыша и причины некоторых явлений. Общение со стороны крохи становится особенно интересным: он наблюдает за мимикой людей, вслушивается в их интонации и пытается это все копировать.
Родители могут начинать вводить систему запретов. Их должно быть немного, чтобы малыш постепенно запоминал, что нельзя делать
Вы должны придерживаться запретов, не уступать и уметь вовремя переключить внимание крохи, чтобы избежать его негативных реакций
Читайте полностью: Развитие ребенка по месяцам : Что умеет ребенок в 7 месяцев
Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни
Малыш рождается с определенным количеством безусловных рефлексов. Со временем они угасают, если ребенок развивается правильно. В 1 месяц особенно хорошо выражены сосательный, глотательный, кашлевой и ряд других рефлексов. Такие исчезают с течением времени:
- Хоботковый. Если поколоть щеку ребенка около угла рта, он вытягивает губы трубочкой. Таким образом пытается найти материнскую грудь.
- Положительный рефлекс Бабинского. Если кожа внутренней поверхности стопы раздражается, пальцы сгибаются.
- Рефлекс схватывания Моро. Если хлопнуть ребенка по ягодицам или стукнуть по поверхности, на которой он лежит, малыш совершит двустороннее охватывающее движение руками.
- Поворот головы в сторону, если младенца положить на живот. Таким образом он защищается от удушья. Поэтому даже самые маленькие дети, если они здоровые, могут лежать на животе.
- Рефлекс «хождения». Необходимо взять ребенка вертикально и поставить его на твердую поверхность, при этом держа малыша за руки. Если его немного наклонить, будут заметны непроизвольные попытки идти. Но в таком раннем возрасте не стоит увлекаться этим упражнением, поскольку позвоночник крохи еще недостаточно сформированный.
- Ладонно-ротовой. Открытие рта с последующим легким наклоном головы вперед при нажатии на ладонь грудничка.
- Тонический рефлекс рук Робинсона. Если дотронуться пальцем или предметом до внутренней поверхности ладони, малыш схватит его.
- Симптом Кернига. Если нога согнута в тазобедренном суставе, то ребенок не может полностью разогнуть ее в колене.
- Феномен ползания. Если ребенка положить на животик и приставить к внутренней части стопы ладонь, малыш будет отталкиваться от нее.
Из этих рефлексов чаще всего сохраняются три последних.
Месяц восьмой
Это тот самый долгожданный миг, когда ребенок встает. Точнее пытается из-за всех сил. Некоторые могут даже делать неуверенные шаги, в этот момент происходит и первое знакомство с горшком. Даже если это произошло раньше, малыш скорее всего не совсем будет понимать назначение пластмассового друга, а ближе к году понимание потихоньку начнет приходить, к полутора лет и вовсе будет звать сам помочь.
Что малыш уже умеет в 8 месяцев:
- Целенаправленно ползет к опоре и пытается подняться. Иногда может удаваться, иногда нет. Однако если поставить его, он сможет постоять некоторое время без помощи.
- Если малыш развит очень хорошо в плане физической формы, он может держась за опору передвигаться или перебирать ногами. Это первый признак готовности к хождению.
- Ребенок восьми месяцев отроду уже знает расположение комнат и основных вещей.
- Может садиться сам, и подолгу находиться в состоянии сидя.
- Не может долго находиться в манеже, ему хочется изучать мир.
- Играет с осознанием своих действий (складывает и достает вещи, идеально подойдет пирамидка, складывание стаканчиков друг в друга).
- Начинает пытаться есть ложкой сам (это необходимо поощрять).
- Может понимать игры «ладушки», «ку-ку», танцевать ручками (фонарики). Любит слушать музыку, подпевать и танцевать, особенно если это делают взрослые.
- Знает где что лежит и может на просьбу мамы показать местоположение вещи.
- Может говорить уже некоторые слова и слоги. Чаще всего именно в 8 месяцев произносится первое осмысленное слово, а не набор слогов.
Совет родителям: дети, когда предпринимают попытки встать — плюхаются на попы. Мамы тут же впадают в панику. Но делать этого не стоит, крохе не больно так приземляться, а вот реакция родителей его может испугать и довести до слез. Узнайте в статье, когда ребенок начинает ходить, как ему помочь сделать первые шаги.
Девять-десять месяцев
Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.
Таким образом, ребенок умеет следующее:
- Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
- Стоит и ходит с поддержкой;
- Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
- Самостоятельно ползает и разворачивается;
- Знает, как собирать и куда класть игрушки;
- Пытается достать окружающие предметы;
- Активно проявляются эмоции и развивается речь;
- Пробует кушать ложкой;
- Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
- Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.
В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.
Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.
Первый месяц
Еще его называют периодом адаптации. Это важный в жизни крохи момент, когда происходит привыкание к жизни за пределами маминого животика. В первый месяц новорожденный, в основном, спит. Сон – важная часть жизни ребенка, во сне он растет, набирается сил. Период бодрствования занимает всего 4 часа. В это время малыш ест. В идеале, конечно, мамину грудь.
При кормлении ребенка не торопите его, это прекрасные моменты единения мамы и малыша, когда он чувствует любовь, заботу и защищенность. Несмотря на совсем юный возраст, у ребенка уже есть определенные навыки:
он обращает внимание на яркие игрушки; в положении лежа на спинке расположите на отдалении примерно 30 см от глаз яркую игрушку, медленно перемещайте ее вправо, влево, вниз, вверх, малыш будет следить за ней глазами;
обращает внимание на звуки: вы можете проверить это, погремев погремушкой справа или слева от головки малыша, в ответ малыш повернет голову к источнику звука.
Ребенок обладает такими рефлексами новорожденного:
- сосательный: сосет все, что попадает в рот;
- хватательный: вложите палец в раскрытую ладошку малыша, он сожмет ее в кулачок;
- плавательный: расположите малыша на воде пузиком книзу, он начнет плыть;
- рефлекс шагов: в вертикальном положении ребенок перебирает ножками, имитируя ходьбу;
- поисковый рефлекс: почесав щечку малышу, он начнет вытягивать губки, ища грудь.
Физические достижения первого месяца:
- прибавление в весе составляет 600-700 граммов;
- прибавка в росте – 2-3 см;
- в положении лежа на животе пытается приподнимать голову.
Двенадцатый месяц
Порой в это трудно поверить, но уже почти год, как малыш стал неотъемлемой частью вашей жизни. Почти все малыши к году уже ходят самостоятельно, пробуют сами кушать, одеваться, собирать свои игрушки с помощью мамы.
Достижения двенадцатого месяца:
- прибавка в весе – 350 граммов;
- прибавка в росте – 1 см;
- почти все дети уже передвигаются самостоятельно;
- могут сами встать после падения;
- перешагивают препятствия;
- стараются сами кушать, одеваться, умываться, чистить зубы;
- в словарном запасе крохи от 8 до 10 понятных всем слов;
- игры малыша усложняются, он уже не просто укладывает куколку спать, а может покормить ее перед «сном», покачать;
- ребенок отлично помнит, где лежат его игрушки;
- малыш понимает практически все, что ему говорят родители, отлично считывает их эмоции.
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев – время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц Эмоции Речь Интеллект 4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей
Развивается реакция на все новое
5 Хочет участвовать в общении – старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием
Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м
Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. 6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.
Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. 6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.
Ранний возрастной этап развития ребенка
В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов.
Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности. В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному. В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.
Основные умения
Многие дети раньше 6 месяцев приобретают умение переворачиваться на спинку или на живот. Если малыш этого никогда не делал, то в возрасте полгода этот навык надо активно формировать у него. Следует постоянно контролировать действия ребёнка. Нельзя оставлять его одного. Ведь чрезмерная подвижность может привести к травмам
Особенно важно следить за ним, когда кроха оказался на плоскости, с которой можно упасть
Некоторые карапузы в этом возрасте уже достаточно самостоятельные и могут легко сменить позу, например, из положения лёжа на сидячую, не пользуясь помощью родителей. Для этого они помогают себе ручками. А иногда грудничок в 6 месяцев имеет недостаточное физическое развитие, поэтому ему нужна поддержка. Мама может придерживать его за ручки, пока он принимает сидячее положение.
Если маленькой девочке три или четыре месяца, то педиатры советуют избегать ситуаций, когда ребенок подолгу сидит. Полгода — оптимальное время, когда малышка должна уверенно принимать такое положение.
Стоит забеспокоиться, если ребенку уже полгода, а он даже не предпринимает попытки сесть. При отсутствии желания следует обратиться к педиатру за помощью.
На шестой месяц жизни кроха предпринимает первые попытки ползать. Обычно это случается, когда малыш начинает двигаться из положения сидя, при этом перемещает свое тело вперед. Но мышцы ног у него ещё недостаточно окрепли, чтобы успешно выполнять подобное упражнение. Поэтому ему и приходится передвигаться по-пластунски, для чего он помогает себе руками.
Карапуз также начинает приобретать навыки пользования обычной ложкой. Когда он ест, то открывает рот и снимает всю пищу с этого столового прибора. Родители в этот период могут научить ребенка пить из кружки. Это нехитрое действие ему освоить вполне по силам.
Лучше всего выбирать не стандартный сосуд, а использовать поильник. Его достоинствами являются:
- Малый вес;
- Небольшой объём. В случае опрокидывания сосуда из него прольется совсем немного жидкости.
Преодолев рубеж в 6 месяцев, у грудничка продолжают развиваться навыки обращения с любимыми игрушками. Теперь он может захватывать их из разных положений. Также в этом возрасте он уже способен перекладывать любимый предмет из одной руки в другую. Среди обилия игровых средств у него появляются любимые, с которыми он проводит больше времени.
Дошкольный возрастной этап развития у ребенка
Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.
В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность
Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.
В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.
Ребенок этого возраста должен уметь и знать:
- геометрические фигуры;
- владеть понятиями о величине, длине, высоте;
- сравнивать предметы по форме и цвету;
- сравнивать числа;
- математические знаки и буквы;
- считать прямо и обратно;
- находить лишний предметы среди предметов одного типа;
- составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
- вести диалог и монолог.
Седьмой месяц
Это уже настоящий непоседа: малыш легко переворачивается с живота на спину и обратно, может сидеть, ползает по-пластунски, а иногда уже и на четвереньках.
Достижения седьмого месяца:
- прибавка в весе – 600 граммов;
- прибавка в росте – 2 см;
- купание переходит в разряд развлечений с игрушками: малыш сидит в ванной и играет с набросанными в воду игрушками;
- самостоятельно пьет из кружки;
- проявляет интерес к еде: берет ее в руки, мнет;
- обычно, держась за перегородки в кроватке, малыш начинает вставать на ноги;
- при поддержке под мышками учится ходить;
- изучает части лица и тела, может показать свои ушки, носик, глазки;
- с интересом листает страницы;
- копирует взрослых;
- осваивает новые игры для пальчиков «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»;
- умеет произносить много слов, типа «гав», «дай», «ква»;
- понимает интонацию запрета: слова «нет».
Десятый месяц
До самостоятельной ходьбы уже рукой подать. Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить без опоры.
Достижения десятого месяца:
- прибавка в весе – 350 граммов;
- прибавка в росте – 1 см;
- совершенствуется мелкая моторика: в одной руке малыш может удерживать несколько предметов, появляется ведущая рука;
- приходит понимание, как играть: машинку нужно катать, куколку укладывать спать;
- если взрослые показывают, как играть в совместные с другими детьми игры, малыш активно принимает участие;
- знакомится с понятием формы: пытается сложить мелкие предметы в крупную форму;
- интересуется конструкторами с крупными блоками, в основном разбирая их;
- уже знаком с основными животными, может найти их на картинке, воспроизвести звуки, которые они издают;
- хорошо знает части тела и лица: может показать их на себе, на маме, на кукле, на картинке;
- любит танцевать под музыку.
2 месяца: улыбнись мне, мама!
Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.
Пожалуй на животе шире обзор
В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.
5 месяц: пора учиться ползать
Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее
Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова
У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.
В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.
В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.
Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.
Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями
Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки
На фоне этого они часто капризничают.
Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.
Физические достижения:
- к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
- некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
- легко переворачивается со спины на животик;
- упирается на ладони и приподымается всем телом;
- с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.
Психомоторное развитие:
- понимает интонацию мамы;
- протягивает ручки, просясь к родителям;
- кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
- время кормления превращается в забавную игру;
- дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
- с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
- засматривается на экран телевизора.
Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.