6 причин научить ребенка играть в шахматы

Шахматы для развития детей 4-5-6 лет

Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.

  • Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
  • Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
  • Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.

Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.

В чём сила шахмат?

С нестандартными правилами игры, разными по размеру досками  и фигурами, на официальных турнирах, по телефону, в Интернете и по переписке – люди играют в шахматы, предоставляя широкое поле деятельности для мозга. Даже в математике решают шахматные задачи. Вы, например, слышали когда-нибудь о «Задаче о ходе коня» или «Задаче о восьми ферзях»?

Шахматы – это не просто увлечение, это профессиональный спорт. Есть там и звания, и система прохождения турниров, существуют международные лиги и шахматные конгрессы. Хоть и не берут шахматы в олимпиаду, но самый главный «шахматный орган» под названием ФИДЕ состоит в Международном олимпийском комитете.

В чём же сила этой настольной игры? Как утверждают знатоки нашего организма, в особенности предметно изучающие мозговую деятельность, шахматы – замечательный способ развития интеллекта.

Любители различных экспериментов хором заверяют, что вовлечение ребёнка с раннего возраста в шахматные состязания обеспечивает опережающую успеваемость по точным наукам в школе.

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Где купить шахматы?

У нас есть подарочные янтарные шахматы, для взрослых, с большими фигурами. Но играть с детьми на такой доске было не очень удобно, посмотрели на цены в детских магазинах, самым доступным оказался вот такой вариант из Спортмастера за 799 рублей (май 2016 года, без скидок, но мы покупали еще в 2015, кажется, дешевле):

Удобный размер, складная доска с замочком, натуральное дерево + комплект шашек. «Четверочку» за качество можно поставить, только внимательно проверяйте комплектность и отсутствие трещин. У некоторых фигурок есть непонятные пропилы (видимо особенности производства), пересмотрели несколько наборов — пропилы есть везде.

Можно поискать на Авито, иногда попадаются классные варианты — играть старинными шахматами даже интереснее! Есть шахматы и на AliExpress, и в Кораблике, и в других детских магазинах вашего города.

P.S. Вопрос для знатоков: а что это за дебют на последней фотографии пытался разыграть папа?

Шахматы и внутренний мир ребенка

Регулярные занятия научат маленького шахматиста разумно мыслить, рассудительно и предельно творчески подходить к решению самых сложных задач, быстро и правильно предпринимать шаги. Со временем он сможет одинаково спокойно встречать свои победы и поражения, а также самостоятельно нести за них ответственность.

У вас появится возможность наблюдать, как у ребенка появится привычка быстро концентрировать внимание и значительно улучшится память. Он станет усидчивым, обязательным и рассудительным

Появятся навыки знания психологии противника, что повлечет за собой привычку предвосхищать его следующий шаг и умение вовремя и правильно на него среагировать.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Учит планированию и предусмотрительности

Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Звучит сложно, но на самом деле это фантастически интересная игра, она помогает развивать в детях качества, которые точно пригодятся им во взрослой жизни.

Я нашла целых 10 причин, зачем нужно учить детей играть в шахматы

1. СПОСОБНОСТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ

Это продолжительная игра, и ребенок должен постоянно следить, что происходит на доске, а ведь там целых 64 фигуры!  Партия может длиться 2-3 часа, и да, дети уже в 6-7 лет через полгода занятий умеют так долго сохранять, удерживать внимание –  просчитывать свои ходы и размышлять, что же задумал противник. 

Моему сыну в 6 лет один особо придирчивый невролог поставил диагноз синдром дефицита внимания.  Через год занятий шахматами после партии длинною в 2 часа я решила, что имею право самостоятельно снять диагноз.

2. ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Даже просто запомнить все свои ходы и противника – уже это одно развивает память, а дети, играющие регулярно, еще и разучивают многоходовые комбинации, дебюты и эндшпили.

Попробуйте сами! 

А еще они могут играть без доски, просто называя фигуру и ход, и держат в памяти все передвижения, свои и соперника!

3. УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ

Да-да, не удивляйтесь, именно это я и хотела сказать. Это очень ценное качество, которому мы должны научить своих детей.  Во взрослой жизни их ждут не только победы.

В шахматах турниры обычно состоят из 5-7 партий, и если ты проиграл первые три, хочется все бросить и уйти.  Но дети, играющие в шахматы, умеют достойно принять поражение и бороться дальше. 

Кстати, рейтинговая система этому помогает, выиграл – рейтинг повысился, проиграл – ушел вниз.  «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» в действии.

4. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В шахматах все подчинено логике – кажется, игрок всего лишь делает один отдельный ход, но на самом деле за ним прячется целая логическая цепочка следующих 5-7 ходов.  Ребенок учится строить в уме такие логические цепочки и быстро перестраивать их в ходе игры.

5. ДРУЗЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Часто в литературе встречаются сцены, как двое друзей встречаются за партией в шахматы. Такие сцены греют душу.

А для детей шахматы дают целый круг друзей-единомышленников – на занятиях, на турнирах, где они проводят несколько часов. Часто детей не увести домой после турнира, им ведь еще нужно сыграть со всеми друзьями товарищеские партии.

Девочки, конечно, более редкие гости в таких компаниях, но зато их больше ценят. 

6. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Что может одинаково увлечь и дедушку, и внучку? Чем внук-подросток может заниматься вместе со своей бабушкой пару часов подряд?  Это точно про шахматы! 

Наши дети могут бесконечно играть с дедушкой и обсуждать, какой ход надо было сделать. А еще дети очень довольны, когда могут обыграть взрослых. 

7. АЛЬТЕРНАТИВА КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ

Как и многие мамы, я стараюсь, чтобы дети не просиживали все свободное время за компьютерными играми.  Однако это возможно, только если предложить им альтернативу. 

Шахматы могут очень в этом помочь – никаких гаджетов, нужна только доска и соперник. 

8. УЧЕБА БЕЗ ПРОБЛЕМ

Мы провели небольшой соцопрос в шахматном клубе и обнаружили, что среди шахматистов нет детей, отстающих в учебе.  Совпадение? Вовсе нет! Дети становятся внимательнее, легче воспринимают и запоминают информацию, и как следствие, им легче учиться.

9. ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРАТЬ ГДЕ УГОДНО

Одна знакомая рассказывала, как лет 30-40 назад в юности играла в шахматы по переписке – отправляешь, например, во Владивосток свой ход письмом по почте (обычной, электронной не было еще) и ждешь месяц-другой ответа соперника. Так партия могла длиться месяцами.

В наше время все изменилось. Можно играть где угодно – в самолете, на пляже, ожидая своей очереди у кабинета врача. 

Не с кем играть – включайте компьютер! Сейчас есть множество ресурсов, где можно играть онлайн, в России самый популярный «Планета шахмат». Там всегда найдутся желающие сразиться, и можно даже участвовать в турнирах.

10. ХОББИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

На турнирах часто вижу пожилых людей, играют даже 80-летние. И неплохо играют! Сохранили ясность ума и боролись на равных с молодыми!  Это может так увлечь, что превратится в хобби на всю жизнь.

А, может быть, вместе с ребенком начнут играть и родители, и вся семья будет встречаться в интеллектуальных сражениях!опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Как организовать шахматный кружок для детей в ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении организовать шахматный кружок для детей не составляет труда. Главное найти заинтересованного педагога, одинаково хорошо владеющего шахматами и методикой обучения детей дошкольного возраста. Лучше, если занятия будет вести воспитатель детского сада, с которым малыши уже знакомы. Конечно, можно пригласить специалиста со стороны, но в этом случае некоторое время уйдет на завоевание доверия воспитанников.

Шахматная секция в ДОУ

На вопрос, нужна ли шахматная секция в дошкольном образовательном учреждении, ответ однозначный: нужна. В ходе ознакомительных занятий всегда выявляется группа детей особо заинтересованных, обладающих склонностью к шахматной игре, готовых серьезно заниматься данным видом деятельности.

На заметку! К занятиям в секции шахмат для детей можно привлечь воспитанников из одновозрастных параллельных групп. Такой подход обусловлен и тем, что одни дети быстрее осваивают правила игры, другие справляются с этой задачей медленнее.

В результате первым становится скучно повторять уже пройденное, они стремятся овладевать новыми знаниями и умениями, а воспитатель занят с отстающими. Это расхолаживает. Чтобы подобного не происходило, приходится задействовать дифференцированное обучение.

Занятия по шахматам в кружке в ДОУ

Занятия в секции в отличие от учебных занятий в группе могут проводиться дважды в неделю, и вести их может как воспитатель ДОУ, так и приглашенный для этой цели педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую квалификацию.

Преимущества занятий шахматами для дошкольников

Преимущества занятий шахматами для детей дошкольного возраста очевидны

Они воспитывают у малышей внимание, умение мыслить логически, прогнозировать ситуацию, вырабатывают усидчивость. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшем при учебе в школе, способствуя более эффективному усвоению различных предметов

Героико-патриотическое воспитание молодежи

К тому же дети на всю жизнь получают возможность проводить свой досуг за интересным и полезным занятием. Некоторые же продолжат свое совершенствование в шахматах и смогут добиться значительных спортивных результатов в соревнованиях разного уровня.

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Вступление

Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.

Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми.

Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

С какого возраста начинать обучение?

Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.

Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.

Урок первый

  • Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
  • Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
  • Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
  • Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
  • Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
  • Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
  • Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
  • По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
  • Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.

https://youtube.com/watch?v=6PljdkByKmw

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Творческое самовыражение

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Медицинские противопоказания

Занятия шахматами для детей не требуют интенсивных физических нагрузок. При этом приходится долго сидеть, много думать и анализировать. Поэтому у шахмат свои особенные противопоказания:

Вопрос от подписчика

Ребенок устает к середине турнира, игра становится слабее. Как с этим справиться?

  • нервно-психические заболевания;
  • эпилепсия;
  • сколиоз;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • деформация костей таза в последних стадиях;
  • травмы головного мозга.

При поступлении в секцию шахмат могут потребовать справку от педиатра. Поэтому готовьтесь к визиту к детскому врачу.

Диспансеризация детей: зачем, когда и как часто.Что развивают шахматы у детей 3-6 лет?

Развитие мышления благодаря шахматам

Считается, что научиться играть в шахматы нетрудно. Правила этой игры действительно не слишком сложны для освоения, доступны даже маленьким детям. Однако, чтобы добиться высоких результатов и открыть себе дорогу в профессиональный спорт, ребенку необходимо будет приложить немало усилий. Игра даже на любительском уровне предполагает не только знание множества комбинаций, но и умение их применять и видоизменять в зависимости от ситуации.

Когда ребенок занимается в шахматном кружке, он выполняет множество упражнений, учится видеть несколько вариантов решения задачи, выбирать подходящий. От партии к партии у ученика развивается стратегическое мышление, логика, умение просчитывать шаги противника на несколько ходов вперед. К тому же, данный вид спорта требует от ребенка огромной концентрации: стоит немного отвлечься, упустить важную деталь, и даже весомое преимущество перед соперником может обернуться собственным провалом.

Передвигая фигуры по шахматной доске, малыш учится подмечать детали, сохранять сосредоточенность. А ведь именно внимательности часто недостает детям, чтобы поднять свою успеваемость в школе. Но шахматы – это не только развитие концентрации и мышления ребенка, также они полезны и для памяти юных спортсменов.

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул. Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться. Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий