Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку
Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
Давать выбор
Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием
Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
5 Займитесь спортом вместе
Еще один распространенный подход — отдать ребенка на спорт. Но если все вокруг живут без спорта, привычка не сформируется. От занятий будут одни отрицательные эмоции — «нужно тренироваться, чтобы похудеть, чтобы контролировать вес». Это та же диета.
Найдите спортивное занятие, которое по душе вам и ребенку — плавание, бадминтон, прогулки в парках, скейтборд или бальные танцы. Нагрузку нужно повышать постепенно — на первых занятиях ребенка можно хвалить за саму попытку что-то сделать.
Хорошая идея — пристроить ребенка туда, где уже занимаются его друзья, одноклассники, приятели по двору.
Мысли – источник страдания
Итак, нам плохо. Очень плохо
Каждая мысль о произошедшем вызывает ухудшение состояния… Обратите внимание – именно мысль. То есть наши мысли – источник наших страданий
Давайте разберемся с механизмом происходящего и, соответственно, найдем способы, что нам делать, чтобы состояние изменить.
Есть событие, которое по своей сути является нейтральным. Это факт. Объективный. Который существует вне зависимости от того, как мы к нему относимся, что делаем. А есть наша реакция на факт – горе, слезы, гнев, страдание и многое другое. Как они связаны? Что приводит от существующего объективно факта к нашим страданиям и переживаниям?
Между ними действительно существует «прокладка» – это наши мысли, которые возникли в ответ на наши убеждения. Давайте рассмотрим на примере. Факт – от женщины неожиданно ушел муж. Это событие, произошедшее в реальности. Что является следствием? Прежде всего, посмотрим, что происходит в голове у оставленной жены. Источник страданий – букет мыслей:
Слоев может быть много, но суть одна – в будущем не будет чего-то, что компенсировало мою внутреннюю неспособность самостоятельно выстроить полноценную собственную жизнь и жизнь моих детей. И это не оценка. Это констатация. И когда вы честно себе ответили и записали весь букет установок, который вы себе транслируете каждый раз, когда думаете о произошедшем, именно теперь у вас появляется шанс «съесть слона по кусочкам», разделить весь свой «букет» на отдельные «цветочки» и найти способы работы с этими убеждениями. И соотнести их с реальностью и понять – а действительно ли это так? Или это лишь мои страхи и слабость, которую я вполне в состоянии преодолеть? Это большая работа, но она того стоит.
Отказ от еды
Родители должны быть готовы к тому, что во время посещения детского сада дети могут отказываться от блюд. Причем варианты бывают разные: либо ребенок дома может есть хорошо, а в детском саду отказываться от приема пищи; либо в садике есть прекрасно, а дома – полный отказ.
– Первое, что нужно сделать: выяснить, чем различается обстановка приема пищи дома и в детском саду, – продолжает эксперт. – Возможно, если в детском саду ребенок хорошо ест, там над ним никто не довлеет с ложкой, уговорами, добавкой.
Часто у детей, возвратившихся домой из детского сада, по мнению родителей, начинаются беспричинная истерика, крики, слезы. Но так они хотят освободиться от стресса, накопившегося за день. Естественно, последнее, что нужно делать в такой ситуации, тем более если это повторяется изо дня в день, – заставлять ребенка есть, чтобы не сформировать у него причинно-следственную связь между отрицательными эмоциями и приемом пищи. Тогда кормление действительно превратится в проблему. А еще во время стресса у ребенка вырабатывается гормон, который тормозит работу пищеварения.
Важно понимать и то, что ребенок ест не для того, чтобы его похвалили, дали конфету или включили «мультики», а чтобы утолить голод. К сожалению, детей часто поощряют: «Если все скушаешь или быстро доешь – получишь сладости»
Это неправильно.
Жизнь — не сахар! Как приучить детей к «невкусной», но полезной еде
Подробнее
Как приучить есть овощи
Никакие уговоры и споры не заставят ребенка кушать овощи. Поэтому каждая мама должна разработать свою собственную стратегию и план, которые помогут справиться с проблемой, как приучить ребенка есть овощи.
В помощь родителям, которые ломают голову над правильным составлением рациона, предлагаю несколько принципов, проверенных многими мамами:
Поиск причины отказа.
Выше мы уже разобрали несколько частых причин отказа от овощей. Проанализируйте их, посмотрите, не присутствуют ли эти ошибки в питании вашего ребенка и начните с их устранения.
Читайте интересную статью У ребенка плохой аппетит, что делать>>>
Личный пример родителей.
Если вы хотите, чтобы ребенок ел овощи, то они должны присутствовать и в вашем взрослом меню. Чем чаще и разнообразнее – тем лучше. Ребенок очень хочет походить на взрослых и как только овощи станут нормой жизни вашей семьи, ребенок начнет их кушать.
Пример сказочных персонажей.
Малышу следует показать, что кушать овощи полезно.
Для этого следует выбирать самые доступные и понятные примеры малышу, например, сказку, где герои с удовольствием поедают морковку или петрушку. Можно подобрать историю, где после поедания шпината мальчик приобретает дополнительную супер-силу.
Овощи без сортировки.
Дети любят есть овощи отдельно друг от друга, и не смешивать их в виде салата.
Приготовьте овощную тарелку, где расположите кусочки отварной моркови, соцветий брокколи, нарежьте огурец и помидорку. Поставьте тарелку в зоне досягаемости ребенка, и вы увидите, что постепенно порции овощей будут исчезать.
Внимание! Учитывайте возраст ребенка и его навык еды кусочками. Безопасность ребенка – это ваша ответственность. Оригинальная сортировка
Оригинальная сортировка
Если ребенок плохо ест овощи, можно предоставить еду из них в интересном, игровом видео.
Это не имеет отношения к еде с играми и шутками. Скорее мы создаем такой вид овощей, который ребенку становится интересно кушать.
Если мама постарается придумать оригинальное оформление блюда из овощей, то малыш с большим удовольствием будет кушать.
Например, помидор может превратиться в оригинального жучка с усиками из огурца и лапками из морковки. В такой форме ребенок намного быстрее съест овощи, чем дать их в форме традиционного салата.
На заметку! Можно придумать очень много овощных блюд, которые будут интересны ребенку. Традиционное рагу можно заменить красивым ярким овощным суфле или другим интересным вариантом.
Самостоятельность за столом.
Иногда достаточно позволить ребёнку самому орудовать за столом вилкой или ложкой, чтобы его аппетит усилился в разы. Когда вы кормите ребенка, он оказывается в пассивной позиции и ему неинтересно есть не только овощи, но и любую другую пищу.
Читайте важную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
Как наладить правильное питание ребенка?
Сколько должен съедать ребенок – дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»
Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.
Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.
Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание. Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.
Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.
Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.
Психогенные причины снижения аппетита у детей
Иногда снижение аппетита может быть связано с самим ребенком – внутренняя депрессия, незаметный прием пищи в неурочное время. Следует иметь в виду возможность снижения аппетита на почве
конфликта между ребенком и родителями.
Вот несколько ситуаций подобного рода:
1. Мама предлагает ребенку излишне обильную еду, которую он не может съесть
2. Ребенок отказывается от еды, если прием пищи связан с отрицательными эмоциями. Например, мать помыкает ребенком за столом, требует от него чрезмерной чистоты. Или, если обеденный стол становится местом обсуждения провинностей ребенка и тренировок хороших манер.
Плохой аппетит на нервной почве может наблюдаться у девочек 12-16 лет,
так называемое пубертатное истощение.
Ребенок не ест в садике: советы специалистов
Известный врач-педиатр Евгений Комаровский утверждает, что если ребенок не ест, значит, он еще не проголодался. Лучшее, что могут сделать воспитатели и родители для профилактики такого явления – дать «нагулять аппетит». Активная прогулка, подвижные игры, мыслительная деятельность, общение со сверстниками – лучшие способы «спровоцировать» появление аппетита.
По мнению педиатров, отказ от еды во время болезни – распространенное и вполне естественное явление, поэтому волноваться на этот счет не нужно. Единственное, на чем нужно настаивать, – это употребление достаточного количества жидкости, особенно чистой воды.
Если ребенок не ест в садике или дома какие-то определенные продукты, специалисты рекомендуют использовать следующую схему: предлагать продукт до десяти раз с перерывом в месяц. То есть родители предлагают, например, морковь в свежем виде. Если получают отказ, предлагают морковные оладьи. Если снова отказ, то можно смешать морковное и картофельное пюре. Можно предпринять до десяти таких попыток, после чего отложить решение вопроса на месяц и попробовать снова. Не стоит забывать и о том, что пищевая ценность некоторых продуктов идентична, поэтому, если не нравится что-то одно, можно попробовать аналог.
При сбалансированном пятиразовом питании отказ от завтрака – не критичное явление, поскольку к обеду дети все равно проголодаются и что-то съедят. Однако, когда ребенок в садике ничего не ест в принципе, и при этом вы замечаете признаки ухудшения его состояния (выпадают волосы, кожа стала сухой, нарушился стул, сильный недобор веса), стоит проконсультироваться со специалистом. Такой отказ может быть симптомом какого-то заболевания или дефицита важных микроэлементов.
Квалификации:
К чему приводит плохой аппетит?
Если дети в раннем возрасте плохо питаются, это может привести к проблемам в умственном и физическом развитии. Так как малыш не получает из продуктов все нужные ему полезные вещества, он может отставать в росте и развитии.
Когда недоедает школьник, он плохо успевает в школе. Серьезный отказ от еды приводит к анорексии.
Важно! Самыми уязвимыми являются дети до пяти лет. От плохого питания и недостатка питательных веществ у них развивается анемия и они часто болеют
Также урон здоровью может наносить однообразное и несбалансированное питание.
Если малыш долгое время плохо ест, то можно четко сказать, что он недоедает. При этом, в детский организм не поступают все необходимые полезные вещества, которые ему нужны для развития и роста.
Недостаточное питание постепенно приводит к снижению иммунитета и низкой массе тела, малыш часто болеет и быстро устает, плохо учится и плохо развивается. Плохое питание может привести к серьезным последствиям для здоровья малыша.
Внимание! Многие родители дают малышу любую еду, даже вредную, полагая, что главное: восполнить объем пищи. Однако это грубая ошибка, ведь такая тактика приводит к тому, что малыш быстро набирает вес, что только усугубляет его здоровье
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
- Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
- Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
- В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
- Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
- Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
- Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
- Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Приятного аппетита вашему малышу!
???? Что делать, если ребёнок отказывается от еды
Как только вы поняли причину недоедания у своего ребёнка — время действовать: выстраивать новые пищевые привычки и отлаживать пищевое поведение, расписание завтрака, обеда, ужина и перекусов. Вот конкретные решения на каждую из причин недоедания.
Если кусочничает
Все возможные перекусы убираются. Тарелка с фруктами перекочёвывает в шкаф или на верхнюю полку холодильника, сырок выдаётся строго после обеда, йогурт идёт на завтрак в комплекте с мюслями. Идеально, если вы можете закрыть кухню от детей между приёмами пищи и не позволять утаскивать печеньки, груши и шоколадки в комнату. Радикальным решением может быть отсутствие любых снеков и йогуртов дома на тот период, что объявлена борьба с кусочничанием. Если в желудок ребёнка не попадает никакая еда с 8 до 13 часов, обедать он станет с большим энтузиазмом, да и голод начнёт чувствовать к приёму пищи, — вспомните, как хочется есть перед обедом в детском лагере, где вся еда по часам.
Если еда вызывает дискомфорт
Ребёнку физически сложно употреблять пищу, или он имеет проблемы с дикцией, невнятно говорит, предпочитает мычать и отмалчиваться, еле открывает рот — явные поводы не затягивать визит к детскому ортодонту. Проблемы, которые достаточно легко корректируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, уже у подростка потребуют гораздо более длительного и затратного лечения, не говоря уже о том, что патологии прикуса могут повлиять не только на работу ЖКТ, но и на позвоночник.
Если есть зависимость от сахара
Решение со сладкоежками тоже радикально: сахар следует ограничить без жалости, иначе впереди могут замаячить не только испорченный вкус и гипогликемия с сопутствующими перепадами настроения, но и более серьёзные болезни вроде диабета. Нет нужды изгонять все сахаросодержащие продукты из дома или запугивать детей пожизненной инвалидностью. Гораздо эффективнее устроить совместный семейный просмотр документального фильма «Сахар» (2014, Дэймон Гамо), где интересно и наглядно разбираются все последствия ежедневного потребления сладкого.
Пройдите игру«Миссия Spacefox: Вселенная в твоей тарелке» и получите бесплатный доступ к курсам
Я в своей семье выделяю один день сладкого (и это не воскресенье, а вторник, чтобы посреди недели у нас был праздник). В этот день ребёнок может выбрать любое пирожное или шоколадку и съесть, ни с кем не делясь. Секрет в том, что в остальные дни дома сладостей нет, и когда в день сладкого надо специально идти в магазин или кафе, чтобы выбрать вкусняшку, то ребёнок относительно легко привыкает, что эта еда — нечто исключительное, что мы не едим в остальные дни. Важный нюанс: родителям тоже придётся если не ограничить сладкое в еде, то по крайней мере скрывать от детей масштабы его потребления.
Если есть проблемы с ЖКТ
Не ждать, пока само пройдёт, а сделать чек-ап по общему состоянию ребёнка и обратиться за консультацией к гастроэнтерологу.
7 причин снижения аппетита малыша на ГВ
Заболевания полости рта. Если у малыша развился стоматит, молочница или воспалились десны, потому что режутся зубки, ему попросту больно захватывать сосок и есть.
Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту и провести необходимое лечение.
Насморк. Заложенный нос — одна из самых частых причин снижения аппетита у малышей. Даже если ребенок голоден, процесс кормления связан с неудобством, ведь дыхание затруднено.
Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту.
Отит. Когда воспаляется ухо, процесс сосания становится очень болезненным. А если еще и повышается температура тела, то аппетит из-за интоксикации пропадает совсем.
Что делать? При малейшем подозрении на отит срочно обратиться к специалисту.
Болезни горла. Фарингиты, тонзиллиты и ларингиты — вещь очень неприятная. И даже если у малыша нет кашля, это не исключает их наличия. Малыш может с удовольствием сосать, но глотать ему больно. И опять же: при повышении температуры ему совсем не до еды.
Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту и провести назначенное им лечение.
Усиленная перистальтика. Мамы знают, что грудничок может пачкать подгузник после каждого кормления: сосание запускает процесс сокращения кишечника. Иногда у малышей так сильно усиливаются перистальтика и газообразование в момент кормления, что им становится больно — и тут уже не до еды. Кроме всего прочего, данные симптомы могут быть проявлениями пищевой непереносимости или других проблем.
Что делать? Обратиться к педиатру. По рекомендации специалиста можно давать малышу перед едой специальные препараты. Облегчить состояние малыша помогают массаж животика по часовой стрелке и кормление лежа — кожа к коже.
Вкус молока. Известно, что вкус грудного молока во многом зависит от того, что ест мама. На вкус молока может влиять гормональный статус женщины, физические нагрузки, психологическое состояние и, конечно же, использование косметики в области груди.
Что делать? Пересмотреть ежедневный рацион, ограничить использование косметических средств перед кормлением. При необходимости — обратиться за консультацией специалисту.
Индивидуальные особенности мамы. Иногда плохой аппетит крохи связан с тем, что ему просто трудно добраться до молока или, напротив, грудь чересчур переполнена — и он не может захватить сосок.
Что делать? Искать удобную для малыша позу, чаще прикладывать к груди, обратиться за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.
Важные особенности анурии
Анурия проявляется даже при нормальном потреблении жидкости. Это значит, что несмотря на поступление жидкости, возникают трудности с мочеиспусканием. Нормальный диурез для взрослого человека – суточное количество мочи (в течение 24 часов) около 1500 мл.
До анурии пациент может испытать состояние, называемое олигурией – уменьшение мочеиспускания до 500 мл мочи в течение 24 часов при регулярном приеме жидкости.
Нельзя путать эти состояния с полиурией. В отличие от анурии и олигурии, полиурия подразумевает мочеиспусканию большого количества мочи (более 3 л мочи в течение 24 часов).
Ежедневное количество жидкости, выводимой из организма, должно примерно соответствовать количеству, потребляемому человеком в течение дня. Изменение суточной нормы диуреза вызывает накопление в организме токсичных продуктов и продуктов жизнедеятельности.
Что делать родителям?
Родители детей, у которых плохой аппетит, пытаются исправить положение двумя способами: увеличить объем пищи или насытить рацион любимыми лакомствами ребенка. Но подобный подход лишь усилит пищевой дефицит. Исправить нарушение помогут следующие рекомендации:
- постараться готовить ребенку любимые им блюда;
- привлекать его к кулинарному процессу, чтобы повысить привлекательность пищи;
- исключить перекусы на ходу;
- строго придерживаться графика питания;
- культивировать в семье принципы правильного питания;
- не применять в отношении ребенка методы шантажа по типу: если ты съешь суп, получишь за это чипсы.
Переломный момент
Дети в возрасте 6-8 месяцев еще не могут отстаивать свои желания, они радуются, что мама рядом, открывают ротик, когда она подносит ложку с едой. Но, когда малыши подрастают, приходит понимание: «Ага! Если я не хочу, то могу рот не открывать!» Обычно кризис наблюдается ближе к 2-3 годам
Малыш протестует против всего абсолютно: для него не важно, хочет он есть или нет, вкусная ли еда. Он на все отвечает: «Не хочу! Не буду!» Что делать в такой ситуации? Попробуйте не спрашивать у ребенка, хочет он есть или нет, а предложите блюда на выбор, например, два варианта, которые оба вас устраивают, – пюре с котлетой или тушеные овощи
– Возможность выбора – отличный способ, который хорошо работает в разных ситуациях, не только связанных с кормлением, – говорит Полина Дворецкая. – Кроме того, к этому возрасту наступает психологический момент, когда ребенок хочет иметь все свое, индивидуальное. Поэтому можно выбрать вместе с ним в магазине тарелку и чашку, которые ему понравятся, например, с изображением героев мультфильмов, чтобы он получал удовольствие во время еды.
Еда действует на мозг ребёнка, или Как наших детей подсаживают на химию
Подробнее
Особенности пищевого поведения у детей
Формирование пищевого поведения у любого ребенка зависит от воспитания. Пищевые привычки закладываются с самого раннего возраста, и часто остаются неизменными на протяжении всей жизни. Весь этот сложный механизм напрямую связан со структурами мозга, участвующими в регуляции аппетита. Одним из стимулов, пробуждающим желание к еде, является уровень глюкозы. Если данный показатель уходит в сторону уменьшения, у человека проявляется аппетит.
Часто отсутствие аппетита объясняется эмоциональным состоянием ребенка. Например, очень трудно усадить за стол гиперактивного ребенка, также невозможно накормить впечатлительных детей. В практике детских гастроэнтерологов встречаются довольно часто пациенты с избирательным аппетитом. Это достаточно новое явление. К такой категории гурманов относятся дети, привыкшие к однообразной пище. Они категорически отказываются от незнакомых продуктов, но особенно не любят овощи.
Все приведенные здесь особенности пищевого поведения не связаны с заболеваниями, поэтому ситуация при грамотном подходе может быть скорректирована. Намного сложнее обстоит дело, если плохой аппетит является следствием заболевания.