Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

3: Бессистемное введение прикорма

Прежде чем вводить прикорм необходимо проконсультироваться с педиатром, посоветоваться с другими мамами, почитать о прикорме, об основных правилах и стараться четко их придерживаться. Нельзя махать на это рукой и говорить так сойдет! Если вы забыли дать ложечку кабачка своему ребенку с утра, лучше вообще не давать, чем потом не спать ночь и ждать реакции. А аллергическая реакция у всех разная, у одних в первые сутки, у других на четвертые. Существуют таблицы, которые помогут сориентироваться в первом прикорме, когда, в каком количестве и какие продукты вводить. Первый продукт прикорма чаще всего определяет врач, ориентируясь на состояние здоровья малыша, так что необходимо проконсультироваться с педиатром

Важно давать первый прикорм в одно и то же время после первого кормления грудью, по утрам, в течение 7-10 дней, постепенно увеличивая порцию малыша, начиная с самой маленькой и заканчивая необходимым объемом, который подскажет врач либо таблица, на которую мама ориентируется. Следующий продукт вводится через 5-7 дней. Т.е

на введение нового продукта уходит около 15-17 дней. Сокращать срок привыкание организма ребенка к новому продукту нежелательно, ведь он только учится его переваривать, зачем нагружать его сверх меры

Т.е. на введение нового продукта уходит около 15-17 дней. Сокращать срок привыкание организма ребенка к новому продукту нежелательно, ведь он только учится его переваривать, зачем нагружать его сверх меры.

Можно заранее обговорить с педиатром порядок введение продуктов, составить список, наметить план и примерно его придерживаться.

Слишком ранний прикорм

Те мамы, которые поскорее хотят открыть для ребёнка весь мир оттенков вкуса, часто все же делают это слишком поспешно. Некоторое время назад считалось, что уже с трехмесячного возраста можно начинать давать ребенку прикорм, однако на сегодняшний день эти сроки сильно изменились. Таким образом, прикорм начинает даваться ребенку с 6 месячного возраста.

Из-за слишком раннего введения прикорма у ребенка могут возникнуть проблемы с желудочно-кишечным трактом, так как пищеварительная система еще только формируется.Если другая пища, кроме грудного молока, вводится слишком рано, это может оказать негативное влияние на обмен веществ ребенка. Здоровому малышу с нормальной активностью рекомендуется прикорм с 6 месячного возраста.

Ошибка №2. Начинать прикорм слишком поздно

С другой стороны, часть мам полагает, что грудное молоко настолько хорошо, что можно обходиться без всякого прикорма весь первый год. Эта крайность тоже небезобидна для здоровья малышей. Конечно, грудное молоко действительно очень ценно, но все же к возрасту малыша 9-10 месяцев ему начинает не хватать определенных веществ (прежде всего железа и цинка), да и просто энергии грудного молока для развития уже маловато. Если прикорм к этому возрасту еще не введен, повышается риск развития анемии. Кроме того, в возрасте 8-9 месяцев малыши в норме осваивают навыки жевания, и если этот этап упускается — впоследствии вероятны сложности с едой (случается, что задержавшиеся с прикормом мамы потом вынуждены до 2-3 лет давать деткам только пюрированную пищу, потому что с кусочками ребенок не справляется).

А известная антрополог МередитСмолл в своей книге «Дети» приводит интересную подробность: «Доктор Кэрол Дженкинс с коллегами, проведшие масштабное исследование детей от рождения и до раннего детского возраста в племени амеле из низовий Папуа Новой Гвинеи, обнаружили, что хотя дети этого племени рождаются немного меньше среднего, в первые полгода жизни они растут так же, как и все младенцы. Но после 6 месяцев темпы их роста замедляются, и в итоге дети вырастают гораздо меньше ростом, чем можно было бы ожидать… Амеле начинают прикармливать своих младенцев, когда тем исполняется примерно 10 месяцев. Но, в отличие от других культур, они прикармливают их не очень питательной пищей – традиционно это только фруктовый сок или суп, но не твердая пища. Амеле думают, что молоко матери по мере взросления ребенка становится все более полезным и питательным, поэтому прикармливают они редко… Ученые раз за разом показывали, что дети, которые недоедают либо недополучают белков или витаминов, растут медленнее и часто так и не догоняют своих сверстников, даже если потом начинают питаться правильно».

В общем, лучше всего золотая середина. 4-5 месяцев — еще слишком рано, но и 10 месяцев — явно уже поздно. Оптимально укладываться в какой-то период между 5,5-8 месяцами.

Ошибка № 2: Не давать ложка ребенку

Ложка напрямую связана с чистотой, как только малыш берет ложку в руки, он учится ей управлять, в итоге еда на потолке, обоях, маме и т.п. Поэтому многие родители не дают ложку ребенку, стараются их кормить, в итоге к году малыш не может держать ни ложку, а к 1.5 года – вилку. Это не правильно, чем раньше малыш научиться держать ложку в руке, зачерпывать ею жидкую пищу и доносить ее в рот, тем быстрее он станет кушать самостоятельно. Поверьте уже в 1 год и 4 месяца ребенок может кушать с вилки, не выколов глаз ни себе, ни своему соседу.

Также важно давать кружку в виде пиалы с небольшим количеством воды, чтобы малыш учился пить воду самостоятельно уже с 6 месяцев. Бытует такое мнение у консультантов по детскому питанию, что как только намечается у ребенка прогресс развития навыков владения ложкой и кружкой, то это время для перехода к пальчиковой еде. Но напоминаю, внимательно смотрим за ребенком перед переходом на пищу кусочками, готов ли он и ему не должно быть меньше 8-9 месяцев

Но напоминаю, внимательно смотрим за ребенком перед переходом на пищу кусочками, готов ли он и ему не должно быть меньше 8-9 месяцев

Бытует такое мнение у консультантов по детскому питанию, что как только намечается у ребенка прогресс развития навыков владения ложкой и кружкой, то это время для перехода к пальчиковой еде. Но напоминаю, внимательно смотрим за ребенком перед переходом на пищу кусочками, готов ли он и ему не должно быть меньше 8-9 месяцев.

Как начать прикорм?

Начните с половины чайной ложки или даже меньше. При этом разговаривайте с ребенком во время кормления («попробуй, посмотри, как это вкусно» и т. п.). Вначале ребенок не понимает, что ему нужно делать. Он может сморщиться или вовсе отказаться участвовать в этом процессе.

В таком случае можно предложить ребенку грудь или молочную смесь, после чего снова попробовать дать половину ложки прикорма, затем опять грудь или смесь. При первом прикорме наибольшая часть пищи, скорее всего, окажется на лице и ручках малыша. Нужно быть к этому готовым и не нервничать, если подобное произойдет.

Отметим, при введении прикорма не рекомендуется заставлять ребенка кушать, если он отворачивается от еды или плачет. Процесс введения прикорма — постепенный, и если сегодня не получилось, может получиться завтра.

Техника введения прикорма

Нередко бывает так, что ребенок интересуется и предметами на столе, и содержимым тарелок взрослых. И даже пытается схватить что-то из них и засунуть в ротик. Но даже микродозы новой пищи вызывают проблемы. Если возникает запор при введении прикорма, значит, организм ребенка не готов к его перевариванию. Прекратите нагружать его новой пищей, продолжайте кормить грудью или смесью, как обычно. И через несколько недель попробуйте предложить прикорм снова.

Возникают и прямо противоположные реакции: ребенок категорически отказывается есть что-либо кроме молока или смеси. В этой ситуации необходимо успокоиться маме и перестать слушать наставления подруг или бабушек.

Если ребенок здоров, бодр, активен, но при этом не хочет есть прикорм, не настаивайте. Его организм получает все необходимое из основного источника питания. Привлекайте его к участию в семейных трапезах, выделите ему стульчик, ложечку, тарелочку, и без волнений ждите, когда малыш покажет, что готов пробовать что-то новое.

Придерживайтесь следующей тактики, как вводить прикорм.

  • Убедитесь, что ребенок здоров. Подождите с новой пищей, если у крохи режутся зубы, есть признаки ОРВИ, температура, была сделана прививка. Поводом отложить прикорм служит переезд семьи, смерть близких, другие факторы эмоциональных потрясений. Менять рацион можно только в том случае, если ребенок устойчив и эмоционально, и физически.
  • Начинайте с минимального количества. В технике педагогического прикорма рекомендуют начинать с микродозы продукта, то есть количества со спичечную головку. Педиатрический прикорм позволяет начинать с половины чайной ложки. Лучше предлагать незнакомые продукты в утреннее время, чтобы иметь возможность контролировать состояние малыша в течение дня.
  • Наблюдайте за ребенком. Аллергия на прикорм не проявляется в течение нескольких часов. Реакция возникает через сутки с момента потребления аллергена, причем первая «доза» никогда не вызывает выраженной сыпи, шелушения на коже и прочих симптомов. Они появляются после второго потребления продукта, поэтому узнать, есть ли у ребенка аллергия на что-то, можно лишь на третий день после потребления новой пищи. Запор у ребенка после введения прикорма может возникнуть в течение первых суток, как и понос. Если наблюдаете эти реакции, эксперименты с рационом необходимо прекратить.
  • Постепенно увеличивайте объем. Если малышу понравился новый продукт, увеличивайте его ежедневно в два раза до возрастной нормы. Перед вами не стоит задача обязательно кормить ребенка таким количеством продукта в день. Данная норма — максимальный порог, сверх которого выходить нельзя.
  • Один продукт в неделю. При хорошей переносимости в течение недели можно ввести продукт в рацион ребенка. На следующей неделе попробуйте начать введение нового продукта по той же схеме. Новый продукт можно смешивать со знакомым.

Не торопитесь! Ценность грудного молока несопоставимо выше для вашего малыша, чем каши или овощей. Не старайтесь вытеснить ими даже одно кормление. Компоненты «взрослого» стола должны дополнять рацион с питательной, энергетической точек зрения. Но именно дополнять, а не заменять!

В возрасте одного года ребенок на грудном вскармливании должен получать 75% объема питания в виде грудного молока. У малышей на смешанном вскармливании происходит плавное изъятие смеси из рациона. Ее заменяет прикорм, а мамино молоко в существующем объеме остается, и предлагается по требованию. Малышей-искусственников переводят на традиционный стол семьи после года.

Ошибка шестая

«После этих „самостоятельных” трапез кухня превращалась в Бог знает что!»

Не становитесь заложником собственного настроения – нередко самостоятельное пользование ложкой (начиная с 8-9 месяцев) становится серьезным испытанием для мамы. Поумилявшись тем, как крошечный человечек пытается попасть ложкой в рот, через пару дней многие мамы принимают решение продолжать кормить малыша самим. Будьте терпеливы и показывайте любимому чаду, как пользоваться ложкой, пить из чашки. Вы будете вознаграждены за терпение. Ребенок с удовольствием будет брать с Вас пример, ведь на данном этапе Вы и Ваши родные – его единственные проводники в большой мир.

Очередность

Некоторые начинают с кисломолочных продуктов — оптимально кефир с детской молочной кухни. Малыши хорошо воспринимают этот прикорм, так как нет принципиальной разницы по составу в сравнении с молоком. К тому же кисломолочные продукты содержат в себе полезные кисломолочные бактерии. Итак, в 8 месяцев ребенок ест 4-5 раз в день, из них 2 кормления полностью заменяются кефиром, овощным пюре и кашей. В девятимесячном возрасте 3 кормления полностью заменяются прикормом. Добавляется творог (до года можно давать не больше 50 граммов в день) и фрукты. Из фруктов лучше давать те, которые растут в той же полосе, где родился ребенок. Так, например, не стоит давать малышу из Москвы киви и бананы в качестве первых фруктов, оптимально – зеленые яблоки, груши, ягоды.

Месяцев в десять можно вводить овощные супы. Варить суп лучше сначала на воде, а потом на мясном бульоне (идеально — курица). Если проблем не возникло — непосредственно в суп добавляется протертое мясо, еще через пару дней, опять-таки непосредственно в суп, — круто сваренный желток куриного яйца — в начале 1/5 часть, затем побольше. В любом случае, до годовалого возраста больше половинки желтка давать не надо.

Мясные продукты ежедневно присутствуют в рационе начиная с десяти – одиннадцати месяцев. Лучше всего вначале ввести мясо кролика (оно низкоаллергенно). Затем — баранину, курицу, свинину, говядину. До года рыбу лучше не давать – это очень аллергенный продукт. Мясо тоже можно протирать, а можно делать паровые тефтельки, чтобы ребенок приучался к пище кусочками. Ближе к году можно давать и соки, и молочно-крупяные каши с фруктами, и просто кусочек почищенного яблока или сухарик — пососать, почесать десны, поиграться. Соки не заменяют основную еду, их дают в дополнение, после того, как покормили грудью или молочной смесью. Желательно, чтобы с года меню ребенка было достаточно разнообразно. Если желание и молоко у мамы есть, желательно до года — полутора хотя бы 1 раз в день ребенка кормить молоком. Качественные молочные смеси вполне можно давать и до 1,5 и до 2-х лет — 1 раз в день. На ночь желательно дать кефир, или грудное молоко, или адаптированную молочную смесь.

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы

Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт. Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Мало белка

Довольно часто встречаю заблуждение, что белковая пища тяжела для малышей и это вредно для почек. На самом деле белок — это основной структурный элемент, «кирпичик», из которого строятся органы и системы, в частности иммунные клетки, гормоны.

Белок не образуется сам по себе — мы получаем его с пищей. В детском возрасте дефицит белковой пищи особенно опасен и приводит к снижению иммунного ответа, интеллектуальных функций, низким показателям роста и веса.

Обязательно включайте белки в каждый основной прием пищи (завтрак, обед и ужин). В завтрак это может быть омлет или натуральные сосиски. В обед — курица, мясо, субпродукты. В ужин — курица, рыба, морепродукты.

Чем опасна еда под мультики

На определенном этапе взросления ребенка к родителям приходит, казалось бы, «гениальная мысль»: если малыша развлекать, он ест гораздо лучше. И понеслось… Птичка с самолетиком полетели, зайка прискакал, а когда они не справляются, появляется враг здорового пищевого поведения — планшет.

Печально, что родители даже понимают, в чем кроется вред, кивают и соглашаются, а потом тихонько признаются, что не могут убрать гаджет, так как без него их чадо умрет с голоду…

Начнем сначала. Лучше всего люди воспринимают информацию визуально, поэтому, когда человек ест перед телевизором или планшетом, он запоминает то, что видит, а не то, что кладет себе в рот. Проверьте это на себе: пообедайте, просматривая ленту в соцсети. Через час вы уже забудете, что ели, и захотите есть опять, но новости в ленте скорее всего запомните.

А бедные дети при таком кормлении покорно открывают рот, пока еда не полезет назад. Родители радуются своей находчивости, но статистика детских пищевых расстройств становится все более неблагополучной. Ведь в таком питании нет удовольствия, радости, нет культуры еды и ритуалов принятия пищи.

Зато так можно положить в рот побольше, побыстрее и с регулярностью, не подвластной ребенку. Нам, взрослым, так удобно, ведь потом надо спать, гулять или бежать в поликлинику. Ничего не напоминает? Правильно, фастфуд, от которого так трудно бывает отказаться подросткам и многим взрослым…

Первый прикорм: тревоге — нет!

С самого начала, с первых ложек прикорма еда не должна быть источником опасности и тревоги для ребенка! Родители начинают прикорм, и с ним в процесс еды приходит суета: посадить малыша, подогреть пищу, вложить в рот. «Ой, не ест» — паника у всех вокруг! «Ой, сначала ел, а теперь не ест» — опять паника!

Но пока в жизни малыша есть грудь мамы или молочная смесь, любая паника беспочвенна в принципе. Если ребенок в 6 месяцев потребляет литр и более грудного молока в сутки, он может вообще больше ничего не есть, если не хочет. А причин для «не хочу» у него множество: погода, зубы, животик, неподходящее время, нет настроения…

Еще одна причина — психологическая. При первых кормлениях мама нервничает (иногда в компании папы и бабушки), на ее лице тревога, она паникует, когда малыш отказывается от еды, — все это вместе дает яркую и неправильную обратную связь. Ребенок усваивает два момента: во-первых, еда — это опасно; во-вторых, при помощи еды у мамы можно вызвать эмоции.

Поэтому прежде чем кормить ребенка — успокойтесь. Сядьте за стол, положите себе любой еды — хотя бы хлеб и воду. Посадите рядом ребенка, спокойно разговаривайте с ним: «Мама кушает, и ты кушай. Это — чудесный кабачок. Его вырастили и собрали добрые люди и привезли нам с тобой. Он очень вкусный и полезный».

Можно говорить что угодно, лишь бы спокойно и уверенно. Ребенок проглотил ложку овощного пюре из хваленого кабачка? Ура! Выплюнул? Ерунда! Если ребенку всего 7–8 месяцев, то можно даже повременить с введением прикорма, сделать перерыв.

Еда не должна ассоциироваться у человека с тревогой. Однако молодые мамы сами порождают в ребенке эту тревожность — когда только и ждут мужа, чтобы поесть, когда твердят ребенку: «Спи, кроха, я хочу выпить чаю». Кроха быстро понимает: еда — это что-то тревожное и опасное, от этого надо защищать маму. И как только мама садится за стол, она слышит детский плач. Похоже, ребенка раздражает, что мама хочет покушать! А он считает, что просто защищает маму от этой тревожащей и порождающей дискомфорт обязанности.

Вы только выписались из роддома? Питайтесь не реже трех раз в день. Вам не на кого оставить ребенка? А зачем? Ешьте при малыше, а слинги, шезлонги и разные другие приспособления будут вам в помощь. Тогда ребенок с рождения поймет, что еда — это радость, а не опасность, ради которой мама бросает его одного, отворачивается, да еще и приговаривает: «Ради тебя я битый час тушу эти кабачки». На самом деле ради него первым делом надо сесть и спокойно поесть вместе.

Ошибка третья

«Ребенок должен получать все витамины, поэтому я предпочитаю мультифруктовое пюре, где содержится много всего полезного».

Разнообразие – это то, к чему нужно стремиться, но не в самом начале введения прикорма. Начало прикорма –ответственный период в жизни малыша. И чтобы избежать проблем, необходимо следовать правилам введения прикорма, в частности, поэтапному его введению

Ребенка следует осторожно, постепенно приучать к различным видам пищи. Начинать надо с однокомпонентного продукта (узнай больше об однокомпонентных продуктах на http://www.gerber.ru/info.aspx?id=130), это позволит оценить реакцию на него организма младенца. При введении первым многокомпонентного продукта у малыша может возникнуть аллергия, кишечно-желудочное расстройство, нарушение микрофлоры кишечника

И отследить, какой именно компонент вызвал нежелательную реакцию, практически невозможно. Кроме того, из-за нарушений в состоянии здоровья ребенка введение прикорма придется отложить до его выздоровления. Получится эффект, противоположный желаемому

При введении первым многокомпонентного продукта у малыша может возникнуть аллергия, кишечно-желудочное расстройство, нарушение микрофлоры кишечника. И отследить, какой именно компонент вызвал нежелательную реакцию, практически невозможно. Кроме того, из-за нарушений в состоянии здоровья ребенка введение прикорма придется отложить до его выздоровления. Получится эффект, противоположный желаемому.

Диеты с точки зрения психолога

Скажете, у детей нет диет? Но ведь существуют бесконечные ограничения, запреты и «мотивации» при помощи еды. Для нас еда — это традиционный способ выстраивания отношений: «хорошая девочка — получай конфетку», «плохо себя вела — сегодня останешься без сладкого». Но мы почему-то никогда не говорим: «Ты наказана: не получишь супа».

Культ сладкого, который мы сами воспитываем в детях (здоровых детях без пищевых аллергий и других проблем), обернется для них лишними килограммами и постоянными диетами. С точки зрения психологии диета — это зло. Организм начинает жадно искать то, что ему запрещено.

Люди страдают от идущей из детства системы запретов на «вкусненькое». Раньше во многих семьях дефицитную колбасу можно было есть только в праздник, при гостях. Теперь дети из этих семей выросли, и либо едят колбасу без ограничений, либо худеют от праздника до праздника, так как сам праздник для них — как сигнал к обжорству. Мечта о празднике — это мечта «пожрать».

Не надо угощать ребенка сразу килограммом конфет — давайте ему по пять штук

Первые дня три он будет съедать все пять (в это время неплохо бы напоминать ему, что важно делиться). К концу недели ребенок поймет, что конфеты не исчезнут, их не заберут. Я проводила этот эксперимент на своих детях: через пару недель конфеты становятся не нужны, хотя в доме их полно

При таком спокойном отношении к еде человек не будет себя награждать или наказывать конфеткой, когда вырастет

Я проводила этот эксперимент на своих детях: через пару недель конфеты становятся не нужны, хотя в доме их полно. При таком спокойном отношении к еде человек не будет себя награждать или наказывать конфеткой, когда вырастет.

Подходящий возраст для начала прикорма

Начинать вводить прикорм раньше четырехмесячного возраста может быть преждевременно. Организм пока не готов усваивать какую-либо пищу, помимо маминого молока или детской молочной смеси. Но к 5 месяцам ЖКТ уже более зрелый: проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, изначально высокая, уменьшается, созревают определенные пищеварительные ферменты. Местный иммунитет уже на достаточном уровне, чтобы вероятность аллергии снизилась. К 5 месяцам у ребенка угасает «рефлекс выталкивания ложки», малыш уже может проглотить полужидкую и более густую пищу.

Откладывание прикорма до сроков более поздних, чем 6–7 месяцев, может вызвать недостаток некоторых микронутриентов. Младенец растет, активно двигается, на это ему нужно больше энергии и питательных веществ — однако к этому времени их количество в женском молоке снижается. Как показывают многие исследования, если долго не добавлять прикорм, есть риск, что грудничку будет не хватать необходимых веществ. Например, уже к 6 месяцам потребность в железе у малышей без прикорма удовлетворяется лишь на 12–14%.

Кроме того, чем позже вводится прикорм, тем труднее ребенку развивать «взрослый» навык — умение пережевывать твердую пищу

Очень важно вовремя начать введение прикорма, чтобы впоследствии сформировались правильные пищевые привычки, и малыш мог научиться есть пищу разной консистенции.. О сроках введения прикорма и наиболее подходящем для этого продукте нужно проконсультироваться с педиатром

Он учтет индивидуальные потребности ребенка.

О сроках введения прикорма и наиболее подходящем для этого продукте нужно проконсультироваться с педиатром. Он учтет индивидуальные потребности ребенка.

Ошибка пятая

«Я брокколи тоже не стала бы есть, и малыш не хочет – в меня пошел!»

Ребенок с рождения различает четыре вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое и отдает предпочтение сладкому. Формирование вкуса во многом зависит от той пищи, которую малыш получал на первом году. Для обеспечения ребенка необходимыми питательными веществами (подробнее о веществах, необходимых малышу, здесь http://www.gerber.ru/info.aspx?id=38#5) необходимо включать в рацион малыша разнообразную пищу: кашу, овощи, фрукты, мясо и т.д. Чтобы новый продукт «пришелся по вкусу», его следует предлагать ребенку не менее 8-10 раз; позитивное восприятие, как правило, отмечается после 12-15 раз.

Ошибка пятая

«Я брокколи тоже не стала бы есть, и малыш не хочет – в меня пошел!»

Ребенок с рождения различает четыре вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое и отдает предпочтение сладкому. Формирование вкуса во многом зависит от той пищи, которую малыш получал на первом году. Для обеспечения ребенка необходимыми питательными веществами (подробнее о веществах, необходимых малышу, здесь http://www.gerber.ru/info.aspx?id=38#5) необходимо включать в рацион малыша разнообразную пищу: кашу, овощи, фрукты, мясо и т.д. Чтобы новый продукт «пришелся по вкусу», его следует предлагать ребенку не менее 8-10 раз; позитивное восприятие, как правило, отмечается после 12-15 раз.

Что делать, если малыш отказывается есть новый продукт

Никогда не следует кормить «насильно». Новый продукт лучше предлагать, когда малыш испытывает легкий голод. Но если он сильно голоден, нервничает или не в настроении, «знакомство» лучше отложить до следующего кормления или перенести на следующий день.

Список использованной литературы

  1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Москва, 2019. https://minzdrav.midural.ru/uploads/document/4908/optimizatsii-vskarmlivaniya-detej-pervogo-goda-zhizni.pdf
  2. А.А. Баранов. Введение прикорма. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
  3. А.А. Баранов. Педиатрия. Глава 3. Питание здорового ребенка первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание. https://medicknow.com/bookstudent/pediatriya-baranov/6.php
  4. В.А. Скворцова, Т.Э. Боровик, Т.В. Бушуева и др. Прикорм. Особенности введения. Клинические случаи/ В помощь врачу. https://vsp.spr-journal.ru/jour/article/viewFile/1795/721
  5. Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Когда? Сколько?/Здоровый ребенок. 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer

Как научить ребенка жевать

Этот вопрос часто встает перед родителями, которые привыкли кормить ребенка пюре и не дают ему питаться самостоятельно. Время идет, а малыш так и не учится жевать: давится, выплевывает кусочки еды. Как же сделать ребенка полноценным участником семейных обедов?

  1. После 8 месяцев используйте более густую пищу.
  2. Примерно с 7–9 месяцев давайте ребенку пробовать то, что он просит с вашего стола. Не блокируйте пищевой интерес!
  3. С 9–10 месяцев во время кормления кладите на стол перед ребенком кусочки еды: вареные овощи, курицу и т.д.
  4. Сушки и баранки очень помогут в этом деле. Их можно давать с 6 месяцев.
  5. Ближе к году еда становится удовольствием для ребенка. Готовьте вкусно.
  6. Предлагайте ребенку есть самостоятельно из собственной тарелочки, давайте ему вилку.
  7. Общайтесь с другими детьми, которые уже хорошо жуют, устраивайте совместные обеды и перекусы. Помните, что дети приобретают новые навыки, повторяя за окружающими.

«Кусочничество»

Иногда причиной плохого аппетита у ребенка является банальное несоблюдение интервалов между приемами пищи. Ребенок постоянно что-то «тащит» в рот со стола. А это, как правило, печеньки, конфеты, мармелад, орешки, фрукты, то есть то, что находится в свободном доступе.

Конечно, к моменту основного приема пищи ребенок просто не успевает проголодаться и недополучает, таким образом, основные нутриенты, так как полноценные приемы пищи отсутствуют.

После такого обеда ребенок быстро проголодается и через полчаса-час снова побежит к столу, за очередным кусочком, а к ужину снова не будет голоден. Нужно разорвать этот порочный круг! У ребенка должно быть 5–6 приемов пищи и интервалы 2,5–3 часа между ними.

Советы по введению прикорма

  1.  Первый прикорм должен быть монокомпонентным, то есть состоять только из одного продукта.
  2. Если малыш хорошо набирает вес, имеет склонность к запорам или тугому стулу, то в качестве первого прикорма используются овощи. Если отстает от возрастных норм, склонен к жидкому стулу, то первый прикорм – каша.
  3. Первый овощной прикорм должен состоять из овощей светлой окраски: кабачок, цветная капуста, брокколи, патиссон. Первая каша – безмолочная и безглютеновая: рисовая, гречневая, кукурузная.
  4. Давайте прикорм до кормления грудью, так как после сытый малыш не захочет пробовать незнакомую еду.
  5. При введении прикорма ориентируйтесь на пищевой интерес: начинайте знакомить малыша с новыми продуктами тогда, когда он станет тянуться к еде, внимательно наблюдать, как едите вы.
  6. Не заставляйте малыша есть продукт, который ему не понравился, или съедать всю порцию. Пищевое насилие недопустимо, как и любое другое.
  7. Не начинайте прикорм за несколько дней до профилактических прививок и сразу после, во время болезни и стрессовых ситуаций для ребенка.

Выводы:

  1. При введении прикорма возможен старт аллергии или обострение существующего заболевания.
  2. Выявить продукт-аллерген поможет постепенное введение прикорма: по одному продукту в течение 10-14 дней –¬ и ведение пищевого дневника.
  3. Если у малыша возникла пищевая аллергия, следует исключить из его рациона продукт-аллерген на срок от 2 месяцев (при легком течении) до полутора лет при тяжелых проявлениях. Длительность диеты нужно согласовывать с врачом.
  4. Слишком раннее, позднее, поспешное введение прикорма, слишком большие порции – это ошибки, которые могут спровоцировать аллергию.

(
оценок; рейтинг статьи )

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий