О чем говорит детский рисунок

Типы линий

Линии могут рассказать о характере многое. Они могут иметь острые углы, быть полукруглыми, извилистыми, прерывистыми или сплошными. Метод расшифровки линий подходит для тестирования детей, взрослых. Обозначения:

  1. Прерывистая линия — нестабильное положение, неуверенность в себе.
  2. Большое количество острых углов указывает на скрытую агрессию.
  3. Объемные фигуры большого размера — эмоциональная открытость, наличие широкого кругозора.
  4. Фигуры маленькие, узкие — желание придерживаться правил, скромность, закрепощенность.
  5. Мягкие изгибы, округлые линии — чаще изображения с такими элементами рисуют женщины. Они указывают на гибкость человека в принятии различных решений.
  6. Геометрические фигуры — сложность к восприятию перемен, наличие агрессии.
  7. Тонкие линии, наносимые без нажима. Индивид желает отдалиться от общества, не хочет общения с окружающими. Это проявляется в попытках избегать внимания со стороны окружения.
  8. Линии, нарисованные с нажимом. Указывают на желание личности выделиться среди окружающих.
  9. Сплошные линии — гибкость, уверенность, эмоциональная стабильность. Такие личности готовы справляться с любыми трудностями для достижения поставленных целей.

Психология детского рисунка

Анализ содержания рисунка нашел особенно широкое применение в детской психологии. Обычно темы детских рисунков достаточно простые — они могут изображать дома, зверей, окружающих их людей или персонажей мультфильмов.

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ
Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья
Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.

Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию

Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево

По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Описывайте все, что делает ваш ребенок

Ваш малыш наносит на бумагу широкие смелые линии или, наоборот, тонкие и осторожные? Прокомментируйте: «Я смотрю, ты сегодня рисуешь с размахом». Его движения свободны? Вы можете сказать: «Ты используешь всю руку (все тело)». Он выбрал тонкую кисточку или толстую? Ставит точки или рисует большие круги? Какие цвета он взял? Он наносит каждый отдельно или смешивает их? Вы можете сказать ребенку: «Ты кладешь желтую краску на красную. Цвета смешиваются, и получается оранжевый, так?».

Вам не нужно делать подобные замечания каждый раз, когда ребенок что-то творит, но если вы хотите что-нибудь сказать, попробуйте описать процесс и то, что вы видите.

Такой подход я использую для самых маленьких. Для них главное — процесс, кроме того, они пока не могут придумать историю или сюжет своего рисунка. Если ребенок постарше, я уже могу попросить, чтобы он рассказал о своей работе.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех

Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами

Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!». Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка

Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Цвета

Существует мнение, что цвета на рисунках передают эмоции. Так это или нет, доподлинно неизвестно никому. Но при анализе рисунков вашего малыша цвета играют не самую последнюю роль

Особое внимание заслуживает чрезмерное закрашивание предметов или явное несоответствие реальным цветам

Например, зеленое солнце. Такого в природе не существует, но малыш нарисовал его зеленым. Спросите его, почему. Возможно, ответ ребенка на ваш вопрос окажется вполне логичным и обоснованным (солнце глазами жителей страны Гудвина – убедительно, не так ли?).

  • Синий цвет считается цветом спокойствия и уверенности. Если ребенок нарисовал школу такого цвета (а она не синяя, а серая), не переживайте – это признак того, что ему там спокойно и учебный процесс не доставляет ему неприятных эмоций.
  • Желтый цвет – цвет жизнерадостности, активности и положительного настроя.
  • Зеленый цвет – означает стабильность, надежность и комфорт. То есть, если вас нарисовали в зеленой одежде, можно расценивать это едва ли не за комплимент. Значит, ребенку с вами хорошо или же вы все время носите одежду только такого цвета.
  • Серый цвет – неосознанная тревога или смутное беспокойство.
  • Коричневый цвет – сигнализирует о некотором дискомфорте (возможно, физическом) у ребенка, незащищенности и даже попытке загородиться от внешнего мира.
  • Красный цвет во все времена считался цветом любви, крови и агрессии. Если в рисунке очень много предметов, раскрашенных в красный цвет, это означает наличие раздражения на что-то или кого-то. Если один из членов семьи «одет» в красный цвет, значит, у ребенка с этим человеком связан определенный конфликт. По возможности, стоит поговорить с тем, кого нарисовали, и попытаться наладить отношение между ним и ребенком.
  • Розовый цвет передает ощущение нежности, легкости и чувствительности.
  • Черный цвет указывает на тревогу, переживания или подавленное состояние, особенно, если его очень много. Конечно, не стоит бить тревогу на основании нескольких рисунков, выполненных в черном цвете. Это просто напросто мог быть единственный фломастер или карандаш под рукой в тот момент. Не бойтесь задавать вопросы ребенку – ответы на них бывают гораздо лучше и оптимистичнее наших мыслей.

И помните, если предметы на рисунках сильно закрашены, заштрихованы или замазаны, это может говорить о сильных душевных волнениях и переживаниях

Непосредственно то, на чем акцентировал свое внимание ребенок и должно послужить вам своеобразным звоночком «обрати на это внимание!». Это может быть боязнь врачей (несколько раз обведенный карандашом шприц), страх потерять близкого родственника (мама болеет, и поэтому она на рисунках выделена более жирной линией) или соседская злая собака

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того

Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось – самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось – ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

О чем расскажет рисунок семьи

Посмотрите, кто входит в состав семьи, которую нарисовал малыш. Хорошо, если на рисунке присутствуют все. А то бывают случаи, когда на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку, телевизор.
Изучите, с каким настроением изображены люди

Они улыбаются или ругаются?
Обратите внимание на рост и размер родственников, изображенный на рисунке. Они могут быть в соответствии с действительностью, например, папа самый высокий, или же выражать “кто в доме главный”
Рассмотрите, как расположены фигуры на листе. Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Значение размера

Размеры отдельных форм, общей композиции указывают на самооценку. Расшифровка:

  1. Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях.
  2. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью.
  3. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.  Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил. Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы. Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением

Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!)

Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий