Как научить ребенка писать красиво и аккуратно
Сначала необходимо подготовиться самим родителям, потому что от их знаний будет зависеть и желание детей обучаться и спокойно, а, может, и с удовольствием, заниматься учебой. А составляющей этого процесса является аккуратный и красивый каллиграфический почерк.
Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
В помощь родителям
1. Приведите место, где ребенок занимается, в порядок. Еще раз посмотрите внимательно: возможно, необходимо отрегулировать стол и стул, за которым занимается ученик. Нужно убрать все лишние предметы со стола (игрушки, книги, которые не относятся к учебе). Стол и стул должны быть устойчивыми и удобными.
2. На столе должна стоять настольная лампа, причем для правшей на левой стороне стола, а для левшей — на правой. Если темно, то включите дополнительное освещение.
Фото. Такие ручки не стоит использовать для письма.
3. Отдельное внимание стоит уделить подбору ручки, а лучше иметь их несколько, потому что они имеют свойство постоянно теряться. Ручка должна быть удобной, не толстой и не тонкой для пальчиков. На ней не должно быть кнопок и других отвлекающих деталей
Лучше приобрести несколько штук подороже, чтобы не растекались и писали тонкими чернилами
На ней не должно быть кнопок и других отвлекающих деталей. Лучше приобрести несколько штук подороже, чтобы не растекались и писали тонкими чернилами.
4. Последнее время появились специальные насадки, которые надеваются на ручку. Они помогают правильно держать пальцы. Их всего 3 (средний, большой и указательный) и должны они быть на расстоянии 2 — х сантиметров от носика. Когда пальчики слишком близко к носику ручки, то не видно, как соединять буквы и писать их.
5. Еще одна большая ошибка, которая приводит к тому, что начинает болеть рука, причем очень быстро. Необходимо показать и объяснить ребенку, что при написании нужно, чтобы работало плечо, а сама рука и кисть должны быть свободны. Дети же часто очень сильно сжимают пальцы, и чересчур напрягают кисть. Для тренировки можно попробовать пописать мелом на доске или просто в воздухе.
6. Проследите, чтобы рабочая тетрадь лежала правильно. Лист должен быть немного правее середины груди ребенка, под наклоном, чтобы рука свободно двигалась, и не нужно было тянуться, чтобы начать новую строчку. Необходимо еще спросить у учителя, как правильно вести тетрадь: сколько отступать клеточек или линеек после классной работы, между примерами или задачами.
Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы
Вспомогательные задания
Чтобы лучше обучить ребенка писать красивым почерком, необходимо дополнительно развивать кисть и тренировать мышцы, развивать мелкую моторику, чтобы буквы получались изящней. Для этого можно предложить ребенку позаниматься на досуге лепкой, рисованием. Только рисовать мелкие штрихи или разукрашивать маленькие рисунки.
Можно девочкам предложить заниматься бисероплетением или макраме, а можно вышивкой. Мальчику желательно приобрести конструктор, который содержит мелкие детали.
Нужно выбрать занятие, которое малыш будет делать с удовольствием, тогда каждый урок будет в радость. Необходимо придумать такое занятие, которое потребует от ребенка точное выполнение пальцами. Кроме красивого почерка, это может стать хобби и увлечением на всю жизнь.
Вы можете с ребенком в написанном им тексте находить красивые буквы и не очень. Самые красивые можно подчеркивать и называть их, например, «красотками», а некрасивые — «страшилками». Потом их подсчитать и посмотреть, каких больше.
Некоторые мамы со своими детьми начинают с одной буквы. Стараются каждый день тренироваться хоть по 10 минут, пока буква не начнет получаться, потом приступают к следующей.
В случае когда ребенку лучше смотреть и повторять, можно попросить у учительницы в классе несколько тетрадей с самым красивым почерком и сделать ксерокопии. Они должны храниться на столе, все время быть на виду.
Не стоит давить и нервничать, чтобы ребенок быстрее или аккуратней писал. Наоборот, хвалите даже за одну красивую букву. Изобразите восторг, когда увидите ее. Притворитесь, что не верите, что так красиво написал ваш малыш.
Если ребенок немного ленится и не хочет усидчиво заниматься, то не заставляйте сверх положенного, но объясните, что плохой почерк может привести к проблемам.
Когда учитель не сможет прочитать слово, то может подумать, что там есть ошибка
А если это контрольная работа? Писать разборчиво очень важно, об этом нужно повторять почаще.
Интересная программа Как за две недели исправить плохой почерк!!!!!! Смотрите, не пожалеете
Воля
Уметь читать (даже бегло) – это одно, а вот прочитать по просьбе учительницы, причем указанный фрагмент, причем в тот момент, когда хочется раскрашивать картинку – это совсем другой навык! Зачастую родители недооценивают значение волевого компонента, полагая, что дисциплина вовсе не нужна, если ребенок достаточно заинтересован в учебе.
Что делать?
Ребенок должен уметь следовать инструкции при выполнении какого-то задания! Попробуйте поставить перед ним многофакторную задачу (например, составить все тарелки по размеру, от маленькой к большой; полить конкретный цветок в доме, вылив туда указанное количество воды; распределить книги определенным образом, например, сказки на одну полку, энциклопедии – на другую). Оцените, до конца ли он вас выслушал, верно ли понял, в точности ли следовал вашим указаниям?
Лучшее средство развития воли – это режим дня и правила домашнего распорядка. Если ребенок убирает игрушки перед сном (даже если устал), всегда складывает свою одежду в шкаф, хотя это скучно, понимает, что нужно оторваться от игры, если пришло время обеда или ужина, то он, скорее всего, сумеет справиться и со школьными заданиями.
Проблемные моменты каллиграфии
Причиной плохого почерка у детей может стать:
ошибочная мотивация либо её отсутствие; страх сделать что-то неправильно, огорчить родителей или учителя; спешка, рассеянное внимание, дефицит концентрации; неправильное расположение во время письма; отсутствие интереса к этому занятию и обучению в целом. Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти
Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно
Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти. Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно.
Причиной плохого письма может быть и то, что школьник пишет изначально медленнее своих одноклассников, а учитель, как известно, ориентируется на основную массу детей при проведении урока. Но вне зависимости от провоцирующих факторов, родители, заметившие проблему у своего малыша, могут быстро всё исправить.
Важность хорошего почерка для учёбы в школе
Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, многие родители, возможно, недооценивают важность для школьника хорошего почерка (ведь во взрослой жизни тексты набирают на клавиатуре). Однако это мнение ошибочно, и умение красиво писать для ребёнка имеет большое значение:
- В начальной школе педагоги часто снижают оценки именно за небрежный почерк. И это не их прихоть, а соответствие критериям, разработанным Министерством Образования. В результате ребёнок может получить четыре (а то и три) балла даже за правильно решённую контрольную по математике или письменный ответ по окружающему миру. Кроме того, учитель порой не может разобрать орфограммы («а» или «о»), и дополнительно снижаются отметки уже по русскому языку.
- Если школьник привыкает непонятно писать, то нередко дома он не может разобрать собственный почерк.
- При прохождении ГИА и ЕГЭ тесты, заполненные красивым почерком, не вызовут у проверяющих вопросов.
В начальной школе учителя имеют право снижать отметки именно за небрежный почерк, причём не только по русскому языку
Нужно ли учиться писать до школы
Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями. Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк. Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.
Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе
Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы
До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)
Как в домашних условиях подготовить ребенка к школе
О том, когда начинать подготовку детей к школе и как подготовить его к такому ответственному моменту, существует много разных мнений. Многие родители считают, что самым благоприятным временем для занятий является год перед началом обучения. Специалисты данное мнение не разделяют и дают советы родителям не приступать к занятиям слишком рано. Лучше всего начинать обучение, как только ребенку исполнится чуть больше 3 лет.
Проводить с трехлетним малышом полноценные занятия еще рано, поэтому нужно начинать с проведения эффективных игровых упражнений и постепенно переходить к более серьезному и основательному обучению.
Обратите внимание! Добиться результатов и правильно подготовить ребенка к школе можно только организовав систематические занятия. Только так он сможет привыкнуть к необходимости регулярно заниматься и станет дисциплинированным и усидчивым
Специалисты рекомендуют проводить занятия ежедневно, при этом два дня в неделю должны быть выходными. В день рекомендуется проводить по 2-3 урока, продолжительность которых не должна превышать 15 минут. Перерыв между ними должен длиться в пределах получаса. Самым оптимальным временем для обучения считаются утренние часы. Для занятий будущему первокласснику нужно организовать рабочее место.
Что можно делать
К сожалению не все родители имеют представление о том, что включает в себя подготовка к начальной школе. В программу подготовки к школе в домашних условиях обязательно должны входить занятия по математике, письму, чтению и изобразительному искусству.
Обратите внимание! Самым непростым для детей считается урок чтения, поэтому его лучше всего проводить в начале занятия. В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке
После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него
В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке. После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него.
К обучению письму нужно приступать ближе к шести годам. Сначала надо учить дошкольника писать печатные буквы. Занятия математикой можно начинать с раннего детства. В этот период происходит знакомство с внешним видом цифр, их названиями и арифметическими действиями. Ближе к 5 годам уже можно учить дошкольника с составом чисел и понятиями больше, меньше и равно.
Важно! Во время обучения не следует пренебрегать уроками творчества, так как развитие малыша обязательно должно быть всесторонним и гармоничным
Чек-лист речевых проблем дошкольников
— Что должен уметь ребенок к 5–7 годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?
— Возраст 5–7 лет — это предшкольный период, когда родители начинают задумываться о том, в какую школу ребенок пойдет, по какой программе будет учиться и сможет ли ее усвоить.
По сути, в пять ребенок владеет речью в совершенстве, как взрослый человек. Когда все не так, то это тревожный звоночек.
Что в этом возрасте уже есть — отмечайте. Если ни по одному пункту нет галочки, то надо срочно бить тревогу. Равно как и 1–2 плюсика — тоже повод беспокоиться.
- Богатый словарный запас (2500–3000 слов).
- В речи присутствует много существительных, прилагательных, личных местоимений, используются предлоги.
- Присуще словотворчество, ребенок может придумать собственные стихи. Читает стихотворения с выражением.
- Появляется пересказ, в стадии формирования — монолог. Из нескольких предложений может составить логичное высказывание, с выводом.
- Выговаривает все звуки (звуки , могут появиться чуть позже).
К шести годам у ребенка прекрасная коммуникация, он разговаривает и с ровесниками, и со взрослыми. К семи годам он готов к освоению школьной программы.
Что характерно для этого возрастного периода:
- В речи присутствует много слов с абстрактным значением.
- Умеет обобщить предметы одной родовой категории (губы, рот, глаза — части лица) и объяснить значение достаточно сложных слов (рельсы, палуба, сито, винегрет).
- Владеет пространственными и временными понятиями («право-лево», «сколько времени»), знает названия и последовательность времен года, дней недели, суток.
- Оперирует географическими понятиями, знает название своей страны, ее столицы.
- Владеет правилами движения пешеходов.
- Изменяет части речи с учетом числа, рода и падежа. Владеет согласованием числительного и прилагательного с существительным.
- Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
- Нет ошибок звукопроизношения, правильное использование ударения.
Итак, есть прогноз накануне школы, так сказать, финальный — к чему пришли. А есть долгосрочный.
«Уберите вашего ребенка!» Можно ли семьям детей с аутизмом этого избежать
Я уже говорила, что, если у ребенка тяжелое нарушение речи, такое как алалия, или нарушения речи в структуре синдромов, генетических аномалий и сочетанных нарушений (синдром Дауна, аутизм, ДЦП), коррекция должна быть ранней и достаточно продолжительной. Начинать нужно в возрасте с 2 до 3 лет. И, вероятнее всего, придется продолжать заниматься в школе и довольно долго коррекцией речи, нарушений письма и чтения.
Если это только речевые прогностически несложные проблемы (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий или связной речи), то нарушений письма и чтения в принципе быть не должно.
Знаете, во что мы в этом случае упремся? Кадры и возраст детей (начинать нужно не позже 5–6 лет). Если до школы занимались правильно, то исправить все успели и даже провели профилактику нарушений. Если были слабые специалисты и поздно начали заниматься (наш чек-лист это покажет), то, увы, ребенок продолжит занятия в школе.
«Как у нас дела?»
Формирование правильного учебного стереотипа
Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru
Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.
Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже
Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными
Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.
Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.
А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.
Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.
Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»
Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.
Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).
Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.
Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.
В каком возрасте лучше начинать обучение?
Большинство педагогов считает, что нельзя заставлять ребенка делать то, что ему неинтересно. Поэтому, если малыш не хочет обучаться письму, заставлять его не стоит.
Но нужно понимать, что любое занятие можно сделать увлекательным. Если ребенок интересуется рисованием, то необходимо отвечать на его запросы. Такие занятия подготовят кроху к выведению первых букв. Предложить дочке или сыну обучение письму можно еще в 1,5 года.
Для этого следует положить перед малышом чистый лист бумаги и показать, как правильно рисовать. Положение карандаша или ручки стоит аккуратно и ненавязчиво поправлять. Со временем ребенок научится правильно держать и пользоваться инструмент.
Целенаправленные занятия проводить не стоит до тех пор, пока малышу не исполнится трех лет. Необходимо помнить, что дошкольник познает мир через игру. Возраст, с которого можно обучать кроху письму, является сугубо индивидуальным. Все зависит от усидчивости, характера, интересов, интеллектуальных способностей, степени развития мелкой моторики.
Многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что обучение письму стоит начинать проводить не раньше пяти лет. До этого возраста требуется подготавливать малыша к занятиям.
В математику можно и нужно играть
Я считаю, что базовые математические представления о количестве, составе числа, числовом ряде — все это можно и нужно отрабатывать до школы. Школа этого не даст, там ребенок сразу столкнется с абстракцией, он будет работать с цифрами, с обозначением количества в виде цифр. В школе сейчас мало наглядности, практически не используется счетный материал. Если ребенок не прожил этот этап наглядного оперирования предметами, то учиться ему будет сложно.В математику с ребенком нужно много играть. Мне очень нравится методичка для детей 4-6 лет Евгении Кац «Математика вприпрыжку». Там даны варианты игр, которые развивают элементарные математические представления: состав числа, количественный ряд, пространство.Многие дошкольники не понимают элементарных вещей: смена времен года, месяцы, дни недели, расписание.Я иногда спрашиваю ребенка: «По каким дням у тебя плавание?» И выясняется, что для некоторых детей даже сама концепция, что есть циклы, неделя, и на неделе, например, есть повторяющиеся занятия, как бы не существует. Они живут в системе одного дня, только здесь и сейчас.Для них даже вчера, сегодня — это очень абстрактно. Зато другие дети сразу видят эту связь, видят себя в пространстве и во времени, без труда рассказывают о своем расписании. Такому ребенку в школе будет гораздо проще даже не с точки зрения математики, а с точки зрения какой-то общей самостоятельности и ответственности за свои действия, понимания: где я, кто я, зачем я.
С чего начать обучение письму?
Многие родители не знают, с чего начинать учить ребенка писать
Важно понимать, что обучение выведению букв проходит в ряд этапов. Вначале идет подготовка, в ходе которой малыш овладевает навыками пользования карандашом и ручкой. Этот период обычно длится с 1 до 4 лет
Этот период обычно длится с 1 до 4 лет.
Потом можно приступать учить кроху письму печатными буквами. Данный этап совпадает с периодом овладения навыками чтения: примерно 4-6 лет. Когда малыш будет хорошо выводить печатные буквы, можно приступать к прописи. Обычно дети овладевают прописными буквами в 6-7 лет.
К этому возрасту их мелкая моторика уже достаточно сформирована, ребята становятся более сосредоточенными и усидчивыми.
Для того чтобы малыш быстрее научился выводить буквы, необходимо позаботиться о создании для него определенных условий:
- организовать удобное и светлое рабочее место. Высота стула и стола должна соответствовать росту малыша;
- приобрести цветные карандаши, шариковую или гелевую ручку, альбом для рисования, тетрадку в клеточку либо с широкими строчками, специальные прописи и трафареты с буквами;
- купить тренажер-насадку, который позволяет держать карандаш правильно.
Не стоит проводить занятия по письму в таких случаях:
- малыш болеет;
- ребенок только вернулся со спортивной секции, прогулки, пребывает в уставшем состоянии;
- кроха капризничает, не хочет заниматься.
Малыш должен быть в хорошем настроении, бодрым. Оптимальное время для обучения – утро и день
Важно позаботиться о том, чтобы кроха принимал правильное положение за столом. В противном случае могут возникнуть сосудистые болезни вследствие нарушения кровообращения, патологии позвоночника. Неправильная позиция тела чревата также задержкой развития грудой клетки
Неправильная позиция тела чревата также задержкой развития грудой клетки.
Ребенок должен принимать такое положение:
- спина ровная;
- ноги вместе;
- тетрадь лежит на поверхности под углом 30 градусов. Нижний левый угол листа расположен по центру грудной клетки;
- между столом и грудью расстояние 1,5-2 см;
- оба локтя лежат на столе.
Начинать обучение письму рекомендуется с освоения изображения элементов букв: палочек, овалов, кружочков. Задания можно найти в пособиях для детей дошкольного возраста. Далее стоит переходить к написанию букв
Важно показать ребенку, как выводить «А», «Б», «В» или «Г», а затем попросить повторить. В день нужно обучать написанию одной буквы. Проводить занятия необходимо регулярно
Проводить занятия необходимо регулярно.
Оптимальная продолжительность уроков – 15-20 минут. Надо понимать, что письмо – это сложный навык, который требует согласованной работы мышц рук, пространственного восприятия, зрительной памяти, усидчивости и внимательности. Все сразу ребенку дошкольного возраста освоить тяжело.
Перенагрузка плохо отражается на физическом и психоэмоциональном состоянии человека. Поэтому во время обучения нужно делать перерывы.
Чему ребенок может научиться до школы?
— …Что ребенок может перед школой? Очень многое: хорошо рассуждать, активно проявлять любопытство, интересоваться вокруг, хотеть учиться или не хотеть учиться, хорошо двигаться, если мы уделяли движению достаточно внимания.
У него к школе, к шести годам, должна быть хорошо сформированная речь. Что это значит? У него должен быть богатый словарный запас, он должен грамматически правильно строить предложения, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Он должен уметь рассказать о прошедшем событии, о том, что с ним случилось, о каких-то явлениях, которые он заметил. Он может пересказать интересный мультик или книжку, которую ему читали.