Как можно вылечить СХУ
На качество лечения синдрома влияет осознание пациентом того, что его состояние – это следствие реального заболевания, а не просто переутомления, и оно требует адекватной терапии.
Прежде всего, надо разгрузить нервную систему человека, снизить психоэмоциональное напряжение. Устранить те виды деятельности, которые вызывают сильное напряжение, и стараться не перегружать свой день слишком большим количеством дел.
В отдельных случаях, когда больному сложно самому осознать положение дел, на помощь приходит психотерапия. Она направлена на выработку у пациента адекватного восприятия реальности и оценки своего положения, помогает ему понять, как правильно и рационально распределить нагрузку в течение дня, чтобы избегать переутомления, учит стрессоустойчивости и методам правильного отдыха.
Аутотренинги и релаксация помогают расслабиться, переключить внимание. Они также внушают пациенту программы поведения, призванные гармонизировать его внутреннее состояние, снять напряжение, настроиться на позитивный лад
Для лечения СХУ также могут применяться медикаментозные средства:
антидепрессанты и транквилизаторы;
противоаллергические средства;
энтеросорбенты;
минеральные комплексы
Особое внимание уделяется препаратам магния. Считается, что он регулирует в организме энергообмен
Именно его недостаток вызывает упадок сил и быструю утомляемость;
препараты L-карнитина;
витамины, в особенности группы В.
Из физиопроцедур очень полезны массаж, лечебная физкультура, водные процедуры, в том числе контрастный душ.
Постепенное распространение сейчас получают специальные тренинговые программы, например, Lightning Process, The Gupta Programme. Согласно мнению разработчиков этих программ синдром хронической усталости появляется на фоне нарушений работы мозга. Если вернуть ему нормальную деятельность, то это поможет избавиться от ряда проблем.
Тренинги основываются на нейропластичности мозга, то есть его способности перестраиваться. Мозг как бы перезагружается и начинает работать по новым правилам.
Изменения происходят, когда человек начинает работать над собой. Ему подбирают индивидуальный набор упражнений, адаптированный под его уровень развития. В процессе работы они усложняются. Упражнения необходимо делать систематически.
Такая программа техник заставляет мозг работать продуктивней, укрепляет его и совершенствует. Она делает его более адаптивным, позволяя быстрее и качественнее подстраиваться под изменчивые условия среды, а также улучшает мыслительную деятельность, память.
На данный момент существует достаточное количество подобных систем. Каждая из них работает по своей схеме, и имеет в своем арсенале разнообразные методики и сборники упражнений, аутотренингов. Они помогают бороться не только с СХУ, но и с другими психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, фобии и т.д.
Одна женщина 20 лет страдала от СХУ и не выходила из дома. Но три дня тренингов по одной из этих программ изменили ее настолько, что она смогла пробежать марафон.
Многие авторы таких программ сами когда-то страдали от различных расстройств. Но смогли от них избавиться с помощью переобучения своего мозга и теперь спешат поделиться своим опытом для блага других.
Почему это важно
Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.
По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:
- Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
- Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
- Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.
Почему ребенок не ест?
Нам кажется, что ребенок должен интуитивно выбирать только правильные и полезные для растущего организма продукты и отказываться от нездоровой и сладкой пищи. Но на деле часто происходит так, что дети отказываются от нормальной еды, предпочитая ей «мусорную». Вполне логично, что такая ситуация тревожит родителей. Ведь недополучение нужных питательных веществ прямо сказывается на здоровье ребенка, вызывая самые разные сложности — от избыточного веса до серьезного авитаминоза.
Почему же ребенок может отказываться от супа и гречневой каши, предпочитая им сладкие творожки и конфеты в яркой упаковке?
1. Нездоровая еда, как правило, имеет яркую упаковку и привлекательный внешний вид. Дети, особенно маленькие, выбирают еду глазами, поэтому отдают предпочтение яркой конфете, а не паровой рыбе и овощному салату.
2. На выбор еды влияют и пищевые привычки родителей. Если вы в основном едите булочки и шоколадки, то и ребенок, глядя на вас, будет выбирать точно такую же еду. Также если вместо полезного перекуса на столе всегда есть конфеты или зефир, то ребенок со временем начнет питаться только ими.
3. Влияет на питание и расстройства пищевого поведения. Негативный опыт с едой или врожденные особенности могут приводить к тому, что ребенок отказывается от еды определенного типа или консистенции. То есть ребенок не то чтобы не хочет, он скорее физички не может есть другую еду.
4. Также пищевые привычки форсируются под влиянием эмоционального состояния. Если ребенок постоянно испытывает психологические, умственные или физические перегрузки, он подсознательно хочет восстановить потраченную энергию. А самый простой способ сделать это — быстрые углеводы, то есть что-то сладкое.
5. Кроме того, ребенку может банально не нравиться, что и как вы готовите. Если вы стараетесь готовить только правильную еду на пару, не добавляете в нее специи и выбираете только полезные продукты, ребенку может просто не нравиться вкус и консистенция готовых блюд. Но положа руку на сердце, насколько вам самим нравится такая еда?
6. Часто родители в попытке не допустить истерик или желании «подкупить» ребенка балуют его сладостями. Так сладости становятся для ребенка наградой. Поскольку он не знает меры и не может остановиться, то начинает награждать себя постоянно.
7. К изменению пищевых привычек ведут и некоторые заболевания. Например, при анемии дети могут отказываться от нормальной еды и выбирать только сладкое.
Отказ от нормальной еды — это всегда симптом, который говорит, что с ребенком или его окружением что-то идет не так.
Почему годовалый ребенок «зависает» на груди?
Причины для этого могут быть разными:
Если ребенок имеет одни ожидания, а в реальности получает совсем другие. К примеру, когда в семье растет малыш-экстраверт, он может желать, чтобы его окружали братья и сестры. А в реальности его семья состоит из трех человек, один из которых — папа, которого малыш видит только по выходным. В современной жизни ребенок, как правило, весь первый год своей жизни общается исключительно с мамой (иногда — с бабушкой или дедушкой). И такая привязанность к одному человеку заставляет его все чаще и чаще требовать ее внимания, а одним из способов для этого является требование груди
Обратите внимание: как ведет себя ваш ребенок, когда вы с ним неожиданно оказываетесь в большой компании или среди родственников и других детей. Наверняка он начинает гораздо меньше нуждаться в маме, а больше интересуется окружающими и, как следствие — меньше прикладывается к груди.
Если ребенок не понимает, что у матери есть собственные дела и потребности
Когда женщина ждет ребенка, она чаще всего не сидит дома в полном одиночестве, а старается насладиться жизнью, пока у нее есть для этого время. Кто-то проводит это время с друзьями, кто-то старается закончить все проекты на работе, а кто-то — часто навещает родственников, стараясь им помочь. Но с появлением малыша жизнь женщины меняется, и она полностью забывает о себе. Однако этот процесс может серьезно затянуться. А ведь когда малыш уже подрос и стал осознанно относиться к матери, возникает необходимость объяснить ему, что мама не всегда может быть доступна. У нее могут быть собственные дела, потребности и желания, помимо того, чтобы всегда находиться рядом с ребенком. Годовалому ребенку уже можно объяснить разницу между «детскими» и «взрослыми» делами, а также теми моментами, которые объединяют маму и ребенка. Поняв, что грудное вскармливание — это и есть тот самый «объединяющий момент», малыш сможет осознанно к нему относиться: не требовать грудь по десять раз в день, а только — в определенные часы, спокойно относиться к отказу матери покормить грудью именно сейчас. На самом деле, показывать ребенку, что у матери существуют собственные дела и потребности, пора уже в трехмесячном возрасте. Как это продемонстрировать? Совершая дела по дому, можно брать малыша на руки и вместе с ним поливать цветы, что-то готовить, закладывать белье в стиральную машину, раскладывать вещи и т. д. Совершая эти действия, можно комментировать, что в данный момент вы занимаетесь взрослыми делами вместе с малышом.
Постоянное нахождение ребенка на ограниченном пространстве, скука. Находясь ежедневно в одном месте с одним и тем же человеком и игрушками, ребенку становится скучно. Ему хочется больше разнообразия и доступа к взрослым вещам, но особенности городской жизни не позволяют ему осуществить такие желания. И эти нереализованные желания малыш заменяет на постоянное требование груди.
Пищевые привычки: особенности формирования
Воспитывать в ребенке навыки правильного и здорового питания нужно уже с начала введения прикорма. Постепенно пищевые привычки станут для малыша нормой, и он будет ориентироваться на них в сознательной жизни.
Специалисты нашего Центра знают, как вызвать пищевой интерес у ребенка без стресса. Для этого родителям стоит придерживаться нескольких простых правил:
Питание будущей мамы очень важно в период внутриутробного развития малыша. Женщина должна отдавать предпочтение овощам, фруктам, нежирному мясу, крупам
В период беременности важно отказаться от вредных напитков и блюд.
После рождения малыши получают материнское молоко как основной источник питания. Чтобы не навредить новорожденному, маме рекомендуется подбирать сбалансированный и полезный рацион для себя.
Педиатрический прикорм по таблицам врачей не содержит соли и сахара. Ошибочно считать, что без этих приправ малышу «невкусно». Он не знает другого вкуса, поэтому этот момент лучше оттянуть на более долгий срок.
Если какой-то продукт меньше всего интересует малыша, то не стоит заставлять его есть насильно. При этом продукт всегда должен быть на столе в зоне видимости ребенка. В конечном счете он им обязательно заинтересуется.
Кормление ребенка проводится не по часам, а по факту появления чувства голода. Еще один метод, когда появляется пищевой интерес у ребенка, заключается в нестандартном оформлении детских блюд. Привлекательный вид всегда способствует появлению аппетита.
Можно комбинировать любимые продукты малыша с теми, которые не вызывают особого интереса.
Ребенку полезно знать, из каких компонентов состоит пища, что такое усилители вкуса, прочие вещества, входящие в состав блюда на тарелке. Конечно, данная информация не должна носить запугивающий характер. Но после трех-четырех лет малышу можно в доступной, игровой форме изложить некоторые факты.
Совместное приготовление пищи стимулирует попробовать те продукты, которые по отдельности ребенок не желает есть наотрез.
Перед тем как вводить педагогический прикорм, необходимо проанализировать, все ли правила в семье исполняются. Для формирования пищевых привычек и культуры питания в целом используют любимого героя из сказки или мультика. Можно проявить фантазию и придумать истории про героя и полезные продукты питания. Тогда связка «полезно — вкусно» закрепится на подсознательном уровне и всегда будет сопровождать ребенка.
Грудничок плохо ест, что делать
Прежде всего, следует определить причину малого желания принимать пищу. Далее отталкиваются именно от первопричины.
Если грудничок мало ест, но подвижен и в хорошем настроении, значит, ему вполне хватает питательных веществ. Адекватная прибавка в весе в соответствии с возрастом подтвердит хорошее состояние здоровья. Не нужно кормить ребенка насильно, он съест столько, сколько ему потребуется. Можно увеличить интервалы между приемами пищи в разумных пределах.
Иногда отказ от груди обусловлен введение прикорма из бутылочки. Известно, что сосать из соски проще, чем из груди, поэтому не стоит удивляться, когда малыш выберет искусственный источник питания.
Плохой аппетит, вызванный болезнью, требует медицинского вмешательства. Детские заболевания протекают особенно стремительно, поэтому нельзя откладывать визит к педиатру надолго.
Заболевания, связанные с болевыми ощущениями в полости рта, нужно срочно лечить. Во время терапии пораженные участки слизистой рекомендуется обезболить. Этот совет применим и в случае прорезывания зубов.
От колик помогает укропная вода. Благоприятно воздействует массаж живота, тепло мамы и удобная поза при кормлении. Против сильных колик врач назначает максимально безопасные лекарственные средства.
В целом кормящей женщине необходимо наладить корректное питание и режим дня. Избавление от вредных привычек придаст молоку естественный вкус и консистенцию.
Грудничок плохо ест смесь
Грудничок плохо есть смесь. Этому обстоятельству есть ряд объяснений.
Смесь питательнее грудного молока и дольше переваривается. Поэтому несколько позднее наступает чувство голода. Рекомендуется придерживаться интервалов в 3-4 часа между кормлениями.
Грудничок еще очень маленький, но все же человек, и у него существуют собственные вкусовые предпочтения. Возможно, его не устраивает вкус смеси. Решение проблемы достаточно простое – найти среди множества аналогичных вариантов тот, который понравится малышу. Главное, не пробовать все подряд, частая смена смеси вызывает расстройство пищеварения, аллергию.
Согласно нормам температура искусственной пищи обязана быть идентичной температуре тела человека. Но грудничок может иметь свои представления об этом параметре. Некоторые новорожденные гораздо охотнее пьют слегка более горячую или холодную смесь. Естественно, колебания температуры должны укладываться в разумные рамки.
Болезненный процесс прорезывания зубов часто сопровождается потерей аппетита. Этот период следует переждать, сразу после появления зубов все наладится. Можно обезболить область прорезывания специализированным гелем.
Ребенок не хочет сосать смесь из неправильно подобранной соски. Размер отверстия в соске нужно выбирать исходя из возраста грудничка и его физических данных. Бывает, что ребенок предпочитает исключительно один вид сосок. К примеру, ему нравятся мягкие каучуковые модели. Кроме того, малыш может отказываться пить смесь из новой соски, она всегда будет более твердой и непривычной по сравнению с прежним заменителем груди.
Точная дозировка смеси указана на упаковке. Ее несоблюдение вызывает несварение и повышенное газообразование. Ребенок не пьет смесь из-за боли в животе.
Слишком густую пищу трудно высасывать из бутылочки, эта ситуация возникает при чрезмерной концентрации сухого порошка в воде. В результате высокого попадания в организм белка нарушается пищеварение, развивается диарея и метеоризм.
Грудничок не станет принимать пищу, если у него сильно болит горло или воспалено ухо. Устранение первопричины нормализует аппетит.
3 Диеты — зло
И это правда так. Единственная правильная диета — та, которую назначил врач по медицинским показаниям. Только врач — педиатр, гастроэнтеролог или диетолог — скажет, что и сколько должен есть ребенок.
Не говорите с ребенком о диетах и похудении. Не применяйте их сами. Не хвалите других за «силу воли», с помощью которой они сели на очередную диету. Не катастрофизируйте влияние лишней конфеты или позднего ужина.
Если есть желание, научите ребенка считать белки, жиры и углеводы, питаться разнообразно и в соответствии со своей нагрузкой. Не обманывайте ребенка (и себя) мыслью, что можно сесть на «волшебную» диету и быстро похудеть в нужном месте.
Опасность плохого аппетита
Если ребенок плохо кушает, но при этом остается активным и гармонично развивается, такие поведенческие особенности считаются одним из вариантов нормы. О проблеме свидетельствует притупление или отсутствие чувства голода на фоне продолжительного отказа от еды. Последствия подобного поведения могут быть самыми плачевными.
- нарушение сна;
- ухудшение состояния кожи;
- дисфункции внутренних органов;
- проблемы с психикой;
- снижение памяти и умственных способностей;
- гормональные сбои (у подростков).
При очень длительном отказе от еды могут последовать катастрофические последствия вплоть до дистрофии в тяжелой степени. Нередко анорексия заканчивается трагедией, то есть гибелью ребенка. В последние годы такие случаи не редкость среди девочек подростков. Поэтому любое нарушение аппетита требует грамотной коррекции.
«Тревожные звоночки» для родителей и педагогов
Несмотря на специфику каждого отдельного случая, существует ряд общих признаков развития анорексии. Елена Гордеева выделяет следующие «маячки» в поведении подростков, чтобы распознать расстройство на ранней стадии:
Стремление соблюдать диеты при отсутствии показаний
Главный критерий — стремление похудеть ничем не объяснимо
Если врачебных показаний для ограничений нет, комплекция ребенка соответствует среднестатистической норме, но подросток все равно упорно подсчитывает калории, — нужно обратить на это особое внимание
Отказ от совместного приема пищи
«Да я просто не хочу», «Я поем у себя в комнате». Часто такое поведение приводит к тому, что невозможно отследить, ел ребенок или нет. Нужно насторожиться, если родители не видят, как подросток принимает пищу, или «уединение» с едой становится систематическим.
Резкое изменение пищевых привычек
Еще три месяца назад подросток с удовольствием уплетал салат, а теперь отказывается или возмущается: «Зачем вообще туда масло добавлять?» — это повод задуматься. А если параллельно идет постоянный подсчет калорий — задуматься вдвойне.
Смена стиля одежды.
«Униформа» страдающих от анорексии — безразмерные вещи, балахоны, толстовки и широкие брюки унисекс и оверсайз: одним словом, что-то, что полностью прячет фигуру. Пациенты с анорексией считают свое тело непривлекательным и укутывают его в «сто одежек».
Навязчивые идеи и паттерны поведения
Главная навязчивая идея — «я толстый/толстая». Люди с анорексией на самом деле видят в зеркале бесформенное и огромное существо. В их мозге происходят изменения, которые самостоятельно или за счет убеждений окружающих изменить невозможно. Доходит до бредовых состояний: «еда гнилая», «еда отравлена» и так далее.
18 способов приучить ребенка кушать фрукты и овощи
- Определите причину, почему ребенок не ест овощи и фрукты. Возможно это связано с каким-то дискомфортом. У малыша может болеть животик или зубы, возникнуть аллергия из-за этого продукта. Либо у ребенка может начаться простуда, когда аппетит снижается, либо могут прорезываться зубки;
- Ребенку может быть тяжело жевать или глотать. В этом случае сделайте блюда из овощей или фруктов более доступными. Например, снимите кожуру, порежьте плоды на мелкие кусочки или измельчите до состояния пюре;
- Держите вазу с сезонными фруктами и овощами в доступности, чтобы малыш в любое время мог взять любой продукт. Такие продукты в качестве перекуса между основными приемами пищи утолят голод и окажут положительное воздействие на организм;
- Перекусы, полдники и десерты, печенье и сладости заменяйте на фрукты и овощи. Давайте ребенку, как можно меньше сладкого;
- Не приучайте кроху к конфетам и печеньям, магазинным соусам, майонезам и кетчупам, продуктам с большим содержанием химии и блюдам со специями. Малыш быстро привыкает к сладостям и усилителям вкуса, в результате натуральные овощи и фрукты будут казаться пресными и безвкусными;
- Кушайте овощи и фрукты сами, показывайте на собственном примере, как это вкусно. Помните, что собственный пример — лучший метод обучения детей;
- Не заставляйте ребенка кушать насильно. Принуждение может еще больше отпугнуть;
- Составляйте из продуктов интересные композиции и нарезки вместе с ребенком. Выбирайте яркие и контрастные фрукты или овощи. Не забывайте, что ингредиенты должны сочетаться друг с другом;
- Используйте интересные и необычные рецепты, которые заинтересуют кроху. Возможно, ребенку не нравится вкус пищи. Сделайте вкус более ярким, интересным и разнообразным. Экспериментируйте и украшайте блюда необычным способом, не готовьте каждый день одно и то же, разнообразьте меню крохи. А во время приготовлений подключайте и малыша. Каждому будет интересно попробовать, что он приготовил;
- Если ребенок не ест какой-либо овощ, можно незаметно и в небольшом количестве подмешать его в блюдо, которое кроха любит. Например, в картофельное пюре добавить немного кабачка. Многие малыши не любят кабачок, так как он выглядит не очень аппетитно, но при этом овощ очень полезен для детей. Он хорошо сочетается с картофелем, и вместе с любимым пюре малыш получит полезные витамины нелюбимого кабачка. Также незаметно можно подмешивать тушеные овощи в супы, в фарш для котлет и пр.;
- Из нелюбимых овощей или фруктов можно приготовить подливку или соус для любимого блюда ребенка. Домашний соус прекрасно подходит для спагетти и макарон, сосисок и фрикаделек, которые любят многие малыши. А на поверхности каши можно нарисовать веселый смайлик или другую картинку;
- Придумайте и расскажите интересную сказку или историю о любом продукте перед приемом блюда с этим компонентом;
- Если у вас есть дача или огород, и вы выращиваете овощи и фрукты, вовлекайте в процесс ребенка. Малышу будет интересно попробовать то, что он вырастил. Если огорода нет, вы можете выращивать зелень, лук, некоторые виды овощей и фруктов в домашних условиях на подоконнике или на лоджии. Таким образом, ребенок не только начнет кушать нелюбимые продукты, но и научится заботиться за растениями и быть ответственным. Кроме того, у крохи будет постоянное занятие;
- Используйте метод “бездумной” еды. Дайте ребенку вазу с порезанными фруктами или овощами, когда тот сидит за компьютером или перед телевизором. В большинстве случаев дети съедают все и даже не замечают;
- Заинтересовать ребенка можно при помощи интересной яркой и красивой посуды. Выбирайте тарелки с героем или картинкой внизу. Скажите, что на дне прячется что-то интересное, и малыш быстро съест содержимое, чтобы увидеть рисунок;
- Давайте фрукты или овощи ребенку с собой в школу или на дополнительные занятия. При этом продукт должен быть удобным в употреблении. Предварительно промойте, при необходимости очистите и порежьте плоды, положите в коробочку или контейнер;
- Ходите в гости, где детки с удовольствием кушают фрукты и овощи. Ребенок увидит, что кушают сверстники и тоже присоединится;
- Некоторые эксперты для детей постарше советуют даже не предлагать продукт, который он не хочет, а ждать, когда он попросит сам. При этом показывайте на своем примере, какие овощи или фрукты вкусные. Это не касается прикорма, когда продукт предлагают малышу в первый раз. Когда и что вводить в прикорм для детей, смотрите здесь.
Медицинские причины нарушения аппетита у маленьких детей
Можно выделить пять основных и самых распространенных медицинских причин нарушения аппетита у детей.
Причина 1. Пищевые аллергии и непереносимости
Пищевые аллергии и непереносимости могут не проявляться внешне, проходить достаточно скрытно, но наносить урон детскому организму и приводить к тому, что ребенок не хочет есть. К ним можно отнести непереносимость глютена и казеина. Они не видны внешне, но данные проблемы приводят к разрушению стенки кишечника, эти причины влияют и на аппетит, и на поведение ребёнка (у ребенка наблюдаются плаксивость, раздражительность и т.п.). У детей с аутизмом подобная причина наблюдается очень часто.
При этом даже самые безобидные аллергии, проявляющееся лёгкой сыпью у некоторых деток могут вызвать практически полное отсутствие желания есть (напоминаю, так реагирует организм ребенка). Поэтому консультация у аллерголога в случае проблем с отказом ребенка от еды также может быть необходимой.