Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Запреты при наказании

Воспитывая ребенка, можно не рассчитать силы и перегнуть палку. К примеру, часто такое происходит при физическом наказании. Из-за неправильного наказания ребенок объявляет бойкот. Появляются проблемы с обучением в школе, различные протесты либо, наоборот, малыш становится замкнутым и не желает общаться. Все это отразится на его состоянии в будущем.

Воспитательный момент должен исключать следующее:

  • Унижать провинившегося. Ни в коем случае нельзя преследовать цель унизить ребенка. Нельзя таким методом влиять на его личность. Не стоит бить его (например, розгами) — такое физическое насилие уничтожает его личность. Если и требуется физическое наказание, то нужно прибегать к другим вариантам.
  • Наносить вред здоровью провинившегося. Раньше наказывали детей довольно жестко розгами, но вот ухудшать его самочувствие ни в коем случае нельзя. Бить его запрещается, но можно, к примеру, заставить вымыть пол, отжиматься, приседать, закаляться прохладной водой и прочее. Однако чрезмерные физические нагрузки могут не только вызвать унижение, но и спровоцировать различные болезни, патологии, травмы. В таком случае это уже не воспитание ребенка.
  • Нельзя использовать одно наказание для детей за несколько проступков. За проступок всегда должна быть одна санкция. Слишком добрые родители должны помнить, что даже самые опасные преступники в тюрьмах отбывают наказания по нескольким статьям, так что срок будет максимальным — как для самого тяжелого преступления, которое он совершил.
  • Нельзя наказывать публично. Такое средство воспитания — самое ужасное для детей, особенно в подростковом возрасте. Опять-таки это и унижение его личности. Таким образом взрослый человек показывает свое превосходство над ребенком, так что в дальнейшем он не будет доверять родителям и воспитателям. К тому же в коллективе среди сверстников это может тоже иметь тяжелые последствия для провинившегося.
  • Запрещается без каких-либо причин отменять наказания. Многих родителей часто волнует вопрос, нужно ли наказывать детей? С одной стороны, необходимо порицать какие-либо проступки в воспитательных целях, но, с другой стороны, очень тяжело ограничить любимое дитя в чем-либо. В итоге, бывает такая ситуация, что родители придумывают наказание, но потом негативные эмоции сходят, и взрослые просто прощают его. В дальнейшем малыш поймет, что от любых санкций можно и отвертеться, так что будет использовать все меры, чтобы избежать наказания. Со временем родители и воспитатели просто потеряют авторитет. Необходимо помнить, что ребенка нужно не только поощрять, но и наказывать.

Всегда нужно помнить о презумпции невиновности, так что наказывать малыша только из-за мести нельзя. Санкции для него нужно придумывать в спокойном состоянии, а не в гневе.

Принципы правильного наказания

Без четких границ и понимания что можно, а что нельзя, не вырастет полноценная и адекватная личность. В глазах ребятишек вы авторитет. Поэтому прежде чем думать, как наказать ребенка, вспомните вот о чем:

  • Ребенок должен четко понимать в чем именно он провинился и за что его ругают.
  • Наказывайте сразу, не откладывайте на потом.
  • Согласовывайте принципы воспитания с супругом. Допустим, мама запрещает рисовать красками на бумаге, лежащей на полу. Папа, наоборот, разрешает. У ребенка в голове создается путаница.
  • Будьте примером. Чтобы маленький человек рос воспитанным, будьте именно таким родителем.
  • Выводите ребенка на диалог и спрашивайте, понял ли он почему его наказали. Обсудите ситуацию со всех сторон и объясните, чем плох его поступок.
  • Если наказание заслуженное, не извиняйтесь за него. Этим вы подорвете свой авторитет. Помните, наказывать необходимо за действительно плохое поведение.
  • Не наказывайте публично. Это травмирует самооценку.
  • Порицайте проступок, а не личность малыша. Это может ранить и в будущем у него могут появиться проблемы с самооценкой.

Старайтесь всегда выбирать конструктивное наказание. Благодаря ему ребенок научится брать ответственность за свои поступки, и усвоит правила поведения в обществе. Через него вы можете мягко и без агрессии воздействуете на сына или дочь. Какие методы наказания ребенка будут конструктивны?

Разговор или поучительная беседа

Разговаривайте с дочкой или сыном с раннего детства. Это один из кирпичиков в фундаменте доверия между вами и вашим ребенком. Через беседу вы проще донесете истину. Это важный момент в воспитании. Когда вы говорите спокойным, но уверенным голосом, дите намного лучше воспринимает слова. Ваше спокойствие передастся ребенку.

Ограничение

Если ребеночек раскричался, начал без причины кидать игрушки, беситься или баловаться за столом, попробуйте на время вывести его из помещения. Иными словами, вы ограничиваете его пространство и меняете локацию. Это немного «отрезвляет» малыша. Такой метод, с точки зрения психологов, очень эффективен.

Не потакать капризам

Бывает так, что ребенок капризничает для привлечения внимания. Нужно ли в таком случае наказывать ребенка? Нет. Правильным будет объяснить ему, что мама или папа заняты, и игнорировать его каприз

Не обращать внимание, даже если юный герой продолжает капризничать. Это научит его со временем воспринимать и уважать просьбы взрослых

Логичное наказание

Это наказание вследствие того, что ребенок вас не послушался. Например, вы говорили ему не разбрасывать и забирать из песочницы все игрушки. Он не послушал вас и забыл на улице любимую лопатку. Конечно же, мамы должны приглядывать за всеми вещами. Но можно ли наказывать за это? Нет. Лучше использовать в качестве элемента воспитания. Спокойно объясните малышу, а лучше покажите на своем примере, что если он будет бережно относиться к своим вещам, то ничего не забудет в следующий раз.

Самостоятельное исправление

Ребенок намеренно разрисовал красками пол? Не беда. Вручите ему тряпку и ведро с водой. Пусть исправляет свое хулиганство. Безусловно, вам придется за ним перемывать. Но урок он усвоит.

Комендантский час

Такой вид наказания ребенка за плохое поведение сработает с детьми постарше. Если проступок серьезный, то можно на время ограничить общение с ровесниками.

Система кнута и пряника

Наказание будет иметь эффект, если использовать систему поощрений. Суть вот в чем: вы даете ребенку четкие правила, которым он в состоянии следовать. Не выполнил – наказан, выполнил – поощрен.

О наказании юнец должен знать заранее. Лучше, если оно последует сразу за проступком. Но не стоит продлевать наказание на несколько дней. Так вы научите ребенка ответственно относиться к своим обязанностям.

Наказывайте сына или дочь с положительными эмоциями. Любые отрицательные эмоции – крики, приказания, применение силы вызовут у ребенка противоречия и желание их ослушаться.

Как Спланировать Соответствующие Последствия Для Подростков?

При планировании последствий плохого поведения учитывайте следующие моменты:

Последствия как выход из действия: помните, что вы намерены исправить подростка, помочь ему исправить свое поведение и понять проблемы, которые он вызвал. Лучший способ сделать это — убедиться, что последствия или наказание направлены на решение проблемы. Например, подросток, который разбивает окно соседа, должен лично извиниться перед соседом и отремонтировать окно за свои карманные деньги. Хотя это не всегда возможно, вашей целью должно быть синхронизация последствий с проблемой.

Последствия пропорциональны проступку: убедитесь, что интенсивность последствий пропорциональна проблеме или проступку. Например, подросток забывает вынести мусор. Не реагируйте слишком остро и заземляйте их в течение недели. Вместо этого позвольте им вынести мусор на выходных.
Однако, если подросток прибегает к насилию в ссоре со сверстниками, не относитесь к этому легкомысленно и выдавайте за это с незначительными последствиями. Это требует гораздо более сильной, более интенсивной реакции и последствий, пропорциональных серьезности проступка.

Последствия в рамках самоуважения: никогда не подавляйте подростка и не атакуйте его самоуверенность при назначении наказания. Последствия, которые унизительны, не могут научить подростков чему-либо, а только заставляют их бунтовать.

О наказании в разном возрасте

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут

Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет

Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Поломанные вещи

Не факт, что малыш специально занимается вредительством. Если игрушка не рассчитана на его возраст, возможно, он даже не понял, что наносит повреждения.

Если точно установлено, что поломка вещи – целенаправленное действие, то стоит поинтересоваться причиной у виновника и сопоставить информацию с собственными наблюдениями.

  1. Любопытство. Если малышу захотелось увидеть, что у игрушки внутри, стоит подробно рассказать о ее устройстве. Скорее всего, ребенок и сам расстроится – действия были произведены без злого умысла.
  2. Новое применение деталям. Оторвать красивую аппликацию с кармана юный дизайнер может с добрыми намерениями – например, украсить стену. Обязательно нужно рассказать, как рисунок наносится на рубашку, что происходит, если оторвать ее, как вещь после этого выглядит неаккуратно.

Эти две причины требуют, скорее, объяснений родителей, чем наказания. Следующие причины серьезней.

  1. Негативные эмоции. Так ребенок может демонстрировать плохое настроение. Нужно рассказать о ценности вещи, сколько труда вложено в ее производство. Объяснить, как нужно выражать недовольство – словами и доводами. В качестве наказания подойдет отказ в покупке новой игрушки.
  2. «Папа еще купит» или «вещь надоела» – сигнал о том, что ребенок избалован и не ценит того, что есть. Пора привлекать его к домашним делам – для понимания, что само по себе ничего не делается.

Основные виды наказаний детей взрослыми

  1. Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
  2. Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
  4. Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.

Главные запреты при наказании детей

  1. Унижение. Психологи и педагоги в один голос заявляют о том, что наказание детей никоим образом не должно унижать их личность.
  2. Вред здоровью. В некоторых случаях родители или воспитатели (учителя) могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола, контактировать тем или иным способом с холодной водой и даже ставить на колени в угол. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.
  3. Наказание за несколько проступков одновременно. Следует взять за правило следующее: один проступок — одно наказание. Даже матерые уголовники, отбывающие срок по нескольким статьям сразу, сидят столько, сколько предусматривает самая тяжкая из них.
  4. Наказание детей, а особенно подростков, публично. В этом ранимом возрасте публичная демонстрация морального или физического превосходства взрослого, пусть даже родителя, может не только нанести психологическую травму ребенку, но и иметь необратимые негативные последствия для него в коллективе сверстников. Это правило должны помнить не только родители, но и учителя, воспитатели.
  5. Беспричинная отмена наказания. Нужно всегда проявлять последовательность и твердость: есть решение наказать — необходимо его выполнить. В противном случае есть риск потери авторитета со всеми вытекающими последствиями. Дети ценят справедливость как в поощрении, так и в возмездии.

Можно ли наказывать ребенка?

Воспитание детей без наказаний – это утопия. С раннего возраста нужно устанавливать границы дозволенного.

Тогда не придется в будущем хвататься за голову и жаловаться соседям: «Не понимаю, в кого он такой беспардонный: ничего не понимает».

Психологи утверждают, что наказывать ребенка можно после трех лет. До этого времени ваши внушения и угрозы бесполезны.

Гиппокамп – отдел головного мозга, ответственный за память личности, еще не функционирует должным образом. Ребенок просто не запомнит, когда, за что и почему его наказали.

Физические наказания: за и против

Плюс у такого вида наказания только один: посмотреть, как резво улепетывает ребенок при виде ремня. В остальном физическое воздействие только вредит.

70% родителей уверены, что угроза расправы способствует формированию норм поведения. На самом деле, они просто показывают свое бессилие.

В дальнейшем он сможет лучше «заметать следы» и повышать свою самооценку за счет тех, кто слабее его, ведь «меня дома родители бьют – значит, и мне можно!».

Кроме того, метод работает только пока ребенок слабее родителей. Физически наказывать подростка, который уже выше вас ростом, опасно для жизни! Можно и сдачу получить!

Постой в углу, подумай

Проще всего поставить в угол ребенка, произнести пафосную речь и на пару часов о нем забыть. О чем будет думать малыш? Явно не о том, что был неправ.

Он переминается с ноги на ногу, пересчитывает мух на потолке или разглядывает узоры на обоях, составляет планы мести обидчику. Раскаяние? Нет, не слышал.

За это время вы остынете, не наговорите лишнего, а у малыша будет шанс самостоятельно разобраться в ситуации.

Ультразвуковая атака

Как мама наказывает детей? С длинными нотациями, причитаниями и угрозами. Если это не действует – переходит на уровень ультразвука.

Да, поначалу кричащая родительница ребенку кажется эдаким монстром, который вот-вот откусит голову!

Однако если ситуация повторяется, ребенок просто абстрагируется от криков и ругани. Воспитательного эффекта – ноль, зато родительский авторитет падает ниже плинтуса.

Если ваша выдержка трещит по швам, а язык так и чешется сказать какую-то гадость – выйдите на пять минут из комнаты.

“Дети могут слушаться родителей и без наказаний”

Тамара, 28 лет, мать двоих детей

Если честно, в детстве мне иногда доставалось ремешком по попе, и еще в детстве я пообещала себе, что своих детей никогда не буду наказывать подобным образом (бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей). Но однажды пришлось нарушить свое слово: мой 3-х летний сын безобразно вел себя на улице, швырялся камнями в проходящих мимо людей. Я говорила ему, чтобы он перестал, но он не слушался. Я дико разозлилась, схватила его за куртку, притащила домой и отшлепала, а потом поставила в угол. После этого меня сильно мучили угрызения совести, мне было очень стыдно. Я поняла, что не сдержала данное себе слово, что ситуацию не изменила, только испортила настроение, потрепала нервы и себе, и малышу. И я вновь дала себе слово больше подобного не делать и до сих пор справляюсь.

Ребенка наказали, посадили на стульчик

Сейчас моей дочке 3 года, и я не ставлю ее в угол и тем более не шлепаю ее: если она начинает капризничать, стараюсь заинтересовать чем-либо, отвлечь. Говорю что-то в духе: “Ой, смотри какая собачка там бежит! Пойдем посмотрим на нее”. Бывает трудно сдержать себя, когда ребенок становится совсем неуправляемым, но я пытаюсь найти подход, и я справляюсь. Дети и без наказаний будут любить, слушаться и уважать своих родителей.

Лена Данилюк рассказывает, как правильно наказывать ребенка и сохранять дружеские и доверительные отношения со своим чадом. 8 способов наказывать ребенка и не сломать его психику:

Причинение боли животным

Чаще жестокость проявляют дети, которые сами стали жертвами жестокого обращения или были свидетелями такого поведения с окружающими. А все начинается в семье. 30% детей, являвшимися свидетелями домашнего насилия, поступают подобным образом с животными – данные статистики. Такая связь настолько явна, что за рубежом во многих странах проводят совместное обучение сотрудников обществ защиты животных и сотрудников органов по борьбе с насилием в семье.

Причины жестокости могут быть разные:

  • любопытство (обычно присуще детям с ЗПР);
  • жестокость под давлением сверстников, чтобы быть принятым в их группу;
  • из-за скуки или депрессии;
  • боязнь животных;
  • ассоциация животного с обижающим взрослым.

Украл деньги на подарки друзьям

«Сын в 10 лет взял без спросу у бабушки 300 рублей, купил на них игрушки и раздал друзьям.

Решение: Узнав обо всём, папа посадил сына в машину и повёз его собирать игрушки у друзей. Собрав игрушки, они отнесли их обратно в магазин. Папа попросил продавщицу больше не продавать ничего этому мальчику. Дома провели беседу о бабушкиной пенсии, которая приходит только раз в месяц. На сына подействовали воспитательные действия папы. Сейчас ему 18 лет и он никогда не возьмёт без спросу ни рубля».

Да, последствия проступка, безусловно, оставили сильный след в душе ребёнка. Но боюсь, не только позитивный. Ведь забирать у друзей подарки, возвращать их в магазин – для ребёнка это было унизительно и тяжело. Да, папа проявил свою порядочность, логичность, ответственное отношение к воспитанию сына.  Но: сможет ли за этот проступок когда-то простить себя ребёнок? Учёл ли папа, почему ребёнок повёл себя так? Не было ли одной из причин проступка наличие у ребёнка комплексов, из-за которых он так хотел угодить друзьям? Не появились ли эти комплексы из опыта похожих способов реагирования папы на действия сына в прошлом?

На мой взгляд, разобравшись в ситуации, родители должны были вернуть 300 рублей бабушке и показать сыну, как им пришлось в связи с этим урезать свой семейный бюджет, то есть взять на себя часть вины за проступок. Ребёнок должен видеть, что родители огорчены из-за его поведения, но что они верят, что этого больше не повторится

Кроме того, важно было помочь сыну понять себя, разобраться, зачем он это сделал. Если для того, чтобы его больше любили и ценили друзья, чтобы повысить свой авторитет, то надо помочь ему понять, что так авторитет не повысить

Напротив, «друзья» начинают понимать, что можно управлять твоим поведением, учатся извлекать из него выгоду. Важно было помочь ребёнку разобраться, кто такой друг и какие друзья ему нужны. Кроме того, необходимо помочь ребёнку повысить свой авторитет в классе за счёт демонстрации своих умений. Можно помочь мальчику подружиться с хорошими ребятами, создав условия для совместной деятельности в гостях у сына.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий