Достижения первого года: когда кроха начинает ползать?

Почему одни малыши начинают ползать раньше других?

Этому есть объяснения :

  • генетическая предрасположенность;
  • определенная масса тела;
  • помощь родителей.

Если хоть один из родителей начал рано передвигаться на четвереньках, то и его ребенок начнёт ползать рано. Это обычная генетическая предрасположенность, ничего удивительного.

Масса тела – важный показатель. Полненькому ребенку намного труднее передвигать себя, чем поджарому. Конечно, не нужно садить кроху на диету ради этого. Просто дайте ему время окрепнуть.

Помощь родителей – тоже важный показатель в развитии грудничков. Чтобы он раньше научился передвигаться, нужно начинать выкладывать на животик сразу после зарастания пупочной ранки. Педиатр подскажет правильное время. Выкладывание на животик стимулирует у малышей желание двигаться.

Когда кроху кладут на животик, он поднимает голову, чтобы видеть пространство перед собой. Затем он начинает приподниматься на ручках, чтобы лучше видеть вокруг себя. А тут уже и до ползания недалеко.

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Упражнения, стимулирующие ползание

Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки

Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках

Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.

Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев

Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол

Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.

Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Человек ползущий

Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.

Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!

У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа

Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве

Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Виды ползания

Манеру передвижения ребенок выбирается самостоятельно в зависимости от удобства. Рассмотрим 3 способа ползания.

Наименование

Первые проявления

Совершаемые действия

На животе

3 месяца

Непроизвольные движения. Делает упор конечностями в твердую поверхность, стараясь передвинуться вперед. Причем прижимается животом к полу. 

По-пластунски

4-5 месяцев

Лежит на животе с широко расставленными ногами. Старается согнуть их в коленном суставе. При отталкивании выпрямляет конечности, продвигаясь вперед. Малыш приподнимается на руках и подтягивает тело.

На четвереньках

6-7 месяцев

Опирается о поверхность руками и ногами. Стоит на коленях или выпрямленных ногах. Покачивается вперед и назад, стараясь сделать шаг рукой и ногой.  

Изначально малыш может овладеть простой техникой ползания, постепенно переходя к более сложной.

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС, СШТР. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Массаж

Массаж иногда играет ключевую роль в обучении ползанию, помогает стимулировать мышечный и опорно-двигательный аппарат, приводит в тонус.

Существуют некоторые правила проведения массажа:

  • Проветрите помещение перед тем, как начать сеанс. Температура в комнате должна быть не сильно низкой, но свежесть и прохлада — лучшие спутники массажа.
  • Обязательно подождите, чтобы после последнего приема пищи ребенка прошло минимум 60 минут.
  • Не приступайте к массажу, если малыш сонный или капризный.
  • Не переусердствуйте с массажными средствами: руки можно лишь слегка смочить массажным маслом или вазелином.
  • Не делайте резких и грубых движений.
  • Обязательно помойте руки перед началом массажа теплой водой, чтобы ребенку не было холодно от прикосновений.

Сама процедура массажа должна быть направлена на нормализацию кровотока. Ребенка нужно уложить на мягкую поверхность (плед или одеяло). Первые движения должны быть мягкие, аккуратные, плавные, а сам процесс в первое время должен не превышать 7-10 минут. Со временем длительность массажа можно повышать на 1-2 минуты.

  • Массирующие движения вначале делаются на спине по направлению от плеч к бокам, с каждым разом руки массажиста должны опускаться ниже. На пояснице движения меняются на поглаживания: плавные ровные движения совершаются ладонями от пояса к подмышкам.
  • Поглаживания должны чередоваться разминательными движениями. Каждую манипуляцию проводят 10-30 раз с равным интервалом между действиями.
  • Обязательно нужно пройтись по спине ребром ладоней, не нажимая и не прилагая особых усилий.
  • Затем карапуз переворачивается на спину, а массажист начинает аккуратно мять стопы и пальчики, двигаясь к паховой области.
  • Руки массируются таким же способом — от ладошек к плечам.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Как научить правильно ребенка ползать?

Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.

У детей, которые освоили навык ползания, меньше проблем с осанкой.

Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.

Польза ползания заключается в следующем:

Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые

А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание

Дети начинают ползать в возрасте от 4 до 9 месяцев.

Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:

  • выкладывать малыша на животик
  • делать ему массаж
  • делать гимнастику для новорожденных стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)

К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.

Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:

  1. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
  2. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
  3. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
  4. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
  5. Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь

Вопросы комфорта и безопасности

К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.

  1. Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
  2. Пол должен быть чистым
  3. Пол не должен быть скользким и холодным
  4. Острые углы нужно обезопасить
  5. На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками

Ребенок-ползунок, находясь на полу, должен быть в безопасности.

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат  вопросы: “Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?” “Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?” “Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?” “Как помочь ребенку перевернуться?” “Как учить ребенка, как заставить?”

Разные способы ползать

Младенцы очень часто удивляют родителей. Особенно интересно наблюдать за тем, какой способ ползания они выбирают. Позу, скорость, схему переставления конечностей им подсказывает тело, природа. Поэтому методов передвижения в младенческом возрасте так много. Рассмотрим некоторые из них.

По-пластунски

Младенец ползет на животике. Выглядит это забавно. Он отталкивается от пола как раненый солдат, упираясь коленом и руками.

При этом ножки сгибаются попеременно, а ручки одновременно.

Задним ходом

Малыш двигается не вперед, а ползет назад. Обычно это происходит сидя, на четвереньках. Дети низко пускают голову, отворачивают ее по направлению движения, держа под постоянным контролем происходящее за спиной.

Скачкообразное ползание

Ребенок встает на четвереньки, раскачивается взад-вперед, постепенно увеличивая амплитуду. Затем делает небольшой скачок, отрывая ножки и ручки от пола. Иногда этот метод оказывается опасным. Ребеночек неудачно подпрыгивает и ударяется лбом о ковер, стоящие рядом предметы. За таким лягушонком нужно внимательно следить, надеть шлем для большей безопасности.

Перекатывание

Грудничок не встает на четвереньки, а достигает цели, перекатываясь как колобок. При этом он точно знает, на какую сторону нужно перевернуться, чтобы оказаться около мамы или схватить любимую игрушку. Делает перевороты очень умело.

На четвереньках

Самый удобный и безопасный с точки зрения педиатров, неврологов способ. Ребенок опирается на конечности, заносит вперед сначала правую руку, делает шаг левой ногой, а потом меняет конечности. Дети приходят к этому методу постепенно, совершенствуя движения к 7-8 месяцам.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Примерное меню прикорма

Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение, меню прикорма с 6 месяцев должно быть разнообразным и расширять «палитру» вкусов. Тем более что именно в полгода ребенок учится есть такой важный продукт как мясо.

6.00

1-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

10.00

2-е кормление

Безмолочная каша, разведенная грудным молоком или смесью

Докорм грудным молоком/смесью

150 мл

50 мл

14.00

3-е кормление

Овощное пюре

Мясное пюре

Раст. масло

Докорм грудным молоком или детской молочной смесью

150 г

5–30 г

1 чайная ложка

20–30 мл

18.00

4-е кормление

Фруктовое пюре

Грудное молоко или смесь

30 г

170 мл

22.00

5-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

На аппетит влияют не только вкус, но и запах, внешний вид, текстура блюда. Не нужно сужать набор возможных блюд, если малыш вначале отказывается есть что-то новое. Иногда он «входит во вкус» с десятого, а иногда даже пятнадцатого раза!

Как советуют ведущие педиатры, если ребенок отказывается от определенного продукта (например, мясного пюре), продолжайте предлагать его ежедневно, иногда даже не один, а 2–3 раза перед едой. Спустя неделю-две ребенок освоится с новым вкусом, а рацион станет разнообразнее.

При этом «предлагать» — ни в коем случае не значит «заставлять». Это только усугубит нежелание есть новый продукт.

Список использованной литературы

  1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни. Методические рекомендации. Москва, 2019. https://minzdrav.midural.ru/uploads/document/4908/optimizatsii-vskarmlivaniya-detej-pervogo-goda-zhizni.pdf
  2. Введение прикорма. Союз педиатров России. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
  3. Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Сколько? Когда?/ Здоровый ребенок. 2017 г. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer
  4. В.А. Скворцова, Т.Э. Боровик, Т.В, Бушуева и др. Прикорм, особенности введения. Клинические случаи/ В помощь врачу. https://vsp.spr-journal.ru/jour/article/viewFile/1795/721
  5. Magnus Domellöf, Christian Braegger, Cristina Campoy и др. Iron requirements of infants and toddlers. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition. 2014 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24135983/
  6. И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, Л.Л. Степурина и др. Продукты промышленного производства на зерновой основе в питании детей раннего возраста. Учбеное пособие. http://irbis.rmapo.ru/UploadsFilesForIrbis/c2e051b430218d5bda9d3378e52fdcdc.pdf
  7. Qing Liu, Guo-Yi Tang, Cai-Ning Zhao и др. Antioxidant Activities, Phenolic Profiles, and Organic Acid Contents of Fruit Vinegars/Antioxidants. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30934715/
  8. María Ciudad-Mulero, Virginia Fernández-Ruiz и др. Dietary fiber sources and human benefits: The case study of cereal and pseudocereals/ Advances in food and Nutrition research. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31445601/
  9. Примерный рацион ребенка в возрасте 6 месяцев. Союз педиатров России https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/6%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf

Советы родителям

В зоне доступа ребенка не должно быть свисающих проводов, острых предметов, неустойчивых элементов мебели, розеток (либо на них должны быть блокаторы) — все это опасно для здоровья.

Когда малыш активен, ползает, нельзя оставлять его одного без внимания. Кроха очень быстро учится передвигаться, он может переместиться в другую комнату, где не убраны опасные предметы. Всегда нужно держать ребенка в зоне видимости!

Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.

RU-SIMILAC-2200026

Список литературы:

  1. Сечкина О. К. Особенности формирования психомоторных свойств ребенка на ранних этапах онтогенеза // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-psihomotornyh-svoystv-rebenka-na-rannih-etapah-ontogeneza.
  2. Леонкин О. Заметки нейропсихолога. Ползание. URL: https://www.b17.ru/blog/polzanie-_bit_ili_ne_bit/.
  3. Масьярова Л. В. Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад № 56» г.Глазов, Удмуртская Республика.
  4. Неровных А. А. Ползание младенцев и межполушарное взаимодействие. URL: https://mamazanuda.ru/polzanie-mladenzzev-mejpolusharnoe-vzaimodeystvie/.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий