Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад?

Преимущества садов кратковременного пребывания

 Чтобы не навредить своему малышу и не подвергать его ненужным рискам, обязательно готовьте ребенка к детсаду заранее. Начиная с годовалого возраста обязательно общайтесь со сверстниками, приучайте к самостоятельности, поощряйте игры с другими ребятами, посещайте занятия в детском центре. Ребенок должен получить навыки социализации, умение общаться с другими детьми, слушать и слышать педагога. Занятия для самых маленьких проходят вместе с мамой, ребенок может постепенно привыкнуть находиться в группе один.

С 2-3 лет вы сможете спокойно оставлять малыша на 2-3 часа в группе мини детского сада. Педагоги «УмНяша» категорически против жестких методов, против принципа «поплачет и перестанет», который так часто применяют воспитатели в городских садах. Ребенок должен привыкнуть к новым людям и оставаться с ними с удовольствием! Этому очень помогает посещение занятий с мамой, адаптировавшись, малыш остается на время в группе уже самостоятельно

Очень важно сделать этот переход деликатным и комфортным для всех

В возрасте 5-6 лет ребенок чаще всего уже социализирован (научился строить отношения со сверстниками и взрослыми, не так болезненно привязан к родителям) и ему хочется развиваться и учиться дальше в детской группе. В дошкольном возрасте дети гораздо легче привыкают к детскому саду, чем дети 1-3 лет.

Посмотрите на опыт стран, где работают в основном частные детские сады, а государственные сады для детей просто отсутствуют. Здесь государственные начальные школы зачастую принимают даже четырехлеток, а в возрасте 5-6 лет дети идут сразу в школу, пропуская этап детского сада целиком.

Мы советуем всем родителям дошколят обязательно готовить детей к школе:

  • социализируя их в мини группах,
  • обеспечивая им необходимые знания и навыки на развивающих занятиях.

Те ребята, которые посещали дополнительные развивающие занятия в детских центрах и клубах с раннего возраста, проявляют себя более готовыми физически и психически, более способными к обучению, им все дается проще.

Многие ученики «УмНяша» приходят на занятия в детский клуб вечером после обычного детсада (иногда даже целыми детсадовскими группами) или посещают занятия в выходные. Ориентируйтесь на возможности своей семьи, главное – помнить о благе маленького человека, сделать для него вход в большой мир максимально комфортным и мягким, чтобы новый опыт вызывал только радость!

Дети от 3 до 4 лет

По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:

  1. Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
  2. Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
  3. Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
  4. В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
  5. Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
  6. Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.

Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.

На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время

Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки

Обязательно ли отдавать ребенка в детский сад?

Для многих семей этот вопрос не стоит в принципе: папа работает, мама не планирует отказываться от карьеры, бабушек, готовых следить за любимым внуком, тоже рядом нет, а услуги няни банально не по карману. В подобных ситуациях основная задача родителей — сделать адаптацию к детскому саду максимально комфортной. Но некоторые семьи, имеющие возможность не водить ребенка в это учреждение, задумываются, а действительно ли это так нужно?

Долгое время (особенно в советские годы) основным доводом была «социализация», т.е. детский сад выступал тем местом, в котором ребенок имел возможность (или даже необходимость) общаться со сверстниками и другими взрослыми.

В последние несколько лет и психологи, и педагоги сходятся во мнении: чтобы социализировать ребенка, ему не нужно ходить в детский сад каждый день — достаточно гулять на площадке с другими детьми, посещать кружки и секции, где также хватает сверстников, и просто не вести затворнический образ жизни. Поэтому потребности как таковой нет — есть либо желание родителей, либо вынуждающие обстоятельства.

Однако ряд специалистов все же придерживается позиции, что детский сад — это место, где ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими детьми в отсутствие рядом значимых для него взрослых и в обстановке, отличной от дома, отстаивать собственные границы. Следовательно, малышу приходится развивать свои коммуникативные способности с разных сторон и в разных ситуациях.

Что такое ясли?

Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада

  • Цели. Для малышей до 3 лет задача сада заключается в сохранении здоровья и уходе; для деток, переступивших трехлетний рубеж, добавляется образовательное направление;
  • Квалификация персонала. Исходя из целей посещения группы, к воспитателям яслей предъявляется обязательное требование – знание педиатрии, подкрепленное сертификатом или дипломом, для старших групп – педагогическое направление знаний.
  • Места в группах. По закону при отсутствии мест в ясельной группе родителям может быть отказано в удовлетворении заявления; детям старше трех лет место в ДОУ обязательно должно быть предоставлено. Если место в желаемом садике нет, то комиссия должна предложить место в другом учреждении.

Как понять, что малыш еще не готов?

Важно! Очень тяжело проходит адаптация у малышей, которые еще не отлучены от груди. Если мама кормит ребенка на ночь – проблем нет

Если ребенок требует грудь и днем – адаптация к саду происходит очень болезненно, так как стресс усилится.

Также тяжело будет детям, которые:

  1. не готовы общаться со сверстниками, не умеют и не хотят совместно играть и учиться;
  2. буквально хвостиком ходят за мамой весь день, боясь даже упустить ее из виду;
  3. не обладают никакими навыками самообслуживания – кушать самостоятельно, одеваться, мыть ручки, обувать ботинки, убирать за собой игрушки;
  4. требуют особого питания по особому, отличному от графика сада режиму;
  5. боятся любого взрослого, кроме самых близких, которых видят каждый день.

Очень многое зависит и от конкретного ДОУ и от воспитательницы, которая будет для малыша заменой мамы на то время, пока ребенок в саду (как выбрать хороший детский сад?). Характер и темперамент ребенка также играют серьезную роль в адаптации. Если малыш любознательный, веселый, контактный, а воспитатель в саду внушает реальное доверие – можно отдать карапуза в ясли и в полтора года. Если нет – стоит подождать и перенести первую социализацию на три года или даже чуть позже.

Когда отдавать?

Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет — может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.

Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Предлагаем ознакомиться: Допрос адвоката в качестве свидетеля упк

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся.

Минусы

1. Частые болезни

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что кроха начинает гораздо чаще болеть, нередко проведенных  в садике дней оказывается чуть ли не меньше, чем тех, когда малыш был нездоров и оставался дома. Так выглядит реакция детского иммунитета на большое количество новых раздражителей, должно пройти некоторое время, чтобы прошел адаптационный период, и детское здоровье наладилось. По возможности начинайте посещение детского сада в летнее время, так как максимальный риск заболеть приходится на период с октября по апрель.

2. Стресс

Для ребенка становится немалым потрясением расставание с мамой на целый день, новая обстановка, незнакомые поначалу люди – воспитатели и товарищи по группе. Малыш может стать более нервным и капризным, чаще плакать и хуже спать. У одних детей стрессовое состояние проходит довольно быстро, другие приспосабливаются к новым условиям в течение более долгого времени, но, в любом случае, ребенку еще сильнее, чем прежде, необходима родительская поддержка и помощь.

3. Проблемы с питанием

Меню детского сада часто отличается от привычного ребенку рациона. Даже знакомые блюда могут быть приготовлены по-другому и не понравиться малышу, он теряет аппетит, отказывается от еды. К тому же, если ваш ребенок еще не совсем хорошо умеет есть сам, он может испытывать трудности во время приемов пищи в  садике, есть слишком медленно и не успевать  утолить голод, пока идет время, например, завтрака или обеда.

4. Некомпетентность педагогов

К сожалению, еще не так уж редки случаи, когда воспитатели далеки от профессионализма и умения грамотно решать различные ситуации при общении с детьми. Еще встречаются чаще, чем хотелось бы, нетерпеливость и вспыльчивость педагогов, их чересчур авторитарное или, наоборот, слишком мягкое поведение. Знакомьтесь с воспитателями заранее, ищите отзывы о садике в который хотите отдать малыша, чтобы свести к минимуму риск получения ребенком неприятного опыта. 

5. Изменение поведения к худшему

Малыш уже ходит в детский сад какое-то время, и постепенно вы перестаете узнавать собственного ребенка – он становится агрессивнее или плаксивее, более зажат, чем раньше, перестает слушаться вас  и употребляет словечки, которые вы не хотели бы слышать от маленького ребенка в собственном доме. Это может быть влияние как стресса, так и общения с другими детьми в группе.

Ваша задача в это непростое время – внимательно следить за физическим и психоэмоциональным состоянием ребенка, решать возникающие проблемы, помогать с адаптацией. Если минусы перевешивают плюсы, то вы можете однажды принять решение забрать малыша из детсада совсем, и в отдельных случаях это будет абсолютно правильно, так как психологический комфорт ребенка всегда должен быть в приоритете.

Адаптация к детскому саду в сентябре

Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, происходит адаптация– это период, когда ребенок приспосабливается к новым условиям: каждодневному посещению детского садика.

Считается, что период адаптации может длиться у ребенка около месяца. В этот период рекомендуется оставлять ребенка в саду неполный день и не делать прививок.

Именно в период первого месяца посещения детского сада многие дети (около 90%) заболевают ОРВИ. Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, то по прошествии месяца ребенок уже адаптировался к посещению детского сада. Но период адаптации у всех детей разный: кто-то привыкает к новым условиям быстрее, кто-то дольше, кто-то вообще не может приспособиться к новой обстановке, а некоторые дети так часто болеют, что мамам приходится сидеть с ними дома или искать няню.

Адаптируясь к детскому саду, ребенок переживает стресс. Совершенно неожиданно он оказывается в незнакомой обстановке, среди незнакомых ребят и взрослых теть-воспитательниц. Отсутствие мамы под боком – главный стрессовый фактор, особенно если раньше малыш с мамой не расставался на долгое время. Чем меньше лет ребенку, тем труднее для его понимания, куда и почему уходит мама, оставляя его с чужими людьми. Ну а так как другого выхода нет, малышу приходится привыкать к новым условиям.

Адаптация происходит не моментально, а потому ребенок длительное время находится в состоянии стресса, который оказывает влияние на весь организм, особенно сильно воздействуя на слабые места. Поэтому первые месяцы о себе могут заявить хронические заболевания.

Но у ребенка также значительно увеличивается круг общения: он находится в коллективе 20-30 сверстников и нескольких воспитателей. У каждого члена коллектива своя микрофлора, которая может вызвать заболевания в ослабленном от стресса организме ребенка, еще не выработавшего иммунитет к этим микробам. Например, невылеченный насморк у кого-то из детей может привести к вспышке ОРЗ в только недавно сформированной группе.

Кроме того, нередкими бывают также переохлаждение, перегревание, отказ от еды и сна в детском саду – это также влияет на появление простудных заболеваний у ребенка.

Подходящий возраст

В каком возрасте отдать ребенка в садик, в первую очередь решается на семейном совете. Как правило, детей приводят в дошкольное учреждение в 1-3 года, намного реже – в более старшем возрасте. Большинство детских садов ввели неформальное возрастное ограничение для малышей до полутора лет. Если у родителей возникают сомнения по поводу того, в каком возрасте детей отдают в садик, стоит посоветоваться со специалистами, воспитателями.

По мнению психологов, оптимальным возрастом для начала посещения детского сада является возраст от 2,5 до 3 лет. Дети в этом возрасте довольно неплохо говорят и воспринимают авторитет взрослого человека. Поэтому и адаптация у них проходит быстрее.

Процедура поступления в ДОУ

Итак, что нужно сделать, чтобы попасть в садик?

  1. Обратиться в комиссию по комплектованию ДОУ по месту, где проживает ребенок, с просьбой о том, чтобы его поставили на очередь в садик. Можно выбрать до трех ДОУ и ждать освобождения места в любом из них.
  2. Дождаться так называемой путевки, открывающей перед родителями и их малышом двери садика, и идти к заведующей с соответствующим заявлением о поступлении и всеми необходимыми документами.

Кажется, что все просто? Нет, на втором этапе проблемы только начинаются. В список документов, кроме заявления, копии и оригиналов свидетельства о рождении, паспорта и ИНН одного из родителей, свидетельств о рождении других детей в семье, медицинского страхового полиса на дите и открытого счета в банке с оформленной сберкнижкой и ее копией, нужно пройти профильный медосмотр и подготовить прививочную карту на малыша. Согласно последним указам, если у ребенка не сделаны все противоэпидемиологические вакцины, ему имеют право отказать во вступлении в садик. Такое решение можно оспорить, подобные прецеденты уже существуют, но тогда родителям необходимо будет доказывать, что их ребенок не болен и не несет угрозу для здоровья других малышей.

Почему не стоит водить в садик раньше?

Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.

Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Причем внешне у тихих, флегматичных детей все может быть и неплохо – они просыпаются вовремя, идут с воспитателем, не обижают детей, даже играют в группе. Но внутри у ребенка может быть острый конфликт с реальностью. Он может думать, что родители его предали, что он им не нужен так сильно, как раньше, что в какой-то из дней вечером мама за ним не вернется (особенно если такие “пугалки” в разговоре с малышами используют воспитатели).

На фоне невроза у малыша:

  • могут обостриться заболевания;
  • резко пропасть аппетит;
  • ухудшится качество сна;
  • могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.

Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.

Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

Возрастные особенности

В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека

  • В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем. У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу. В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках.
  • С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
  • В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.

Рекомендации к подготовке ребенка к детскому саду.

Режим и привычки

Изменения в этой сфере нужно проводить постепенно, естественно. Например, отучать от кормления грудью стоит не позднее, чем за 2 месяца до посещения детского сада.

Также необходимо плавно приучить ребенка к распорядку, который ждет его в детском садике:

– Подстройте режим дня вашего ребенка под режим дошкольных учреждений:
– Приблизьте время кормления ребенка ко времени приема пищи в детском саду.
– Время дневного сна дома должно совпадать с «тихим часом» в детском саду.
– Постарайтесь ввести в рацион питания разнообразные овощи, запеканки, мясные и рыбные блюда и т.д. Если малыш привыкнет к такой еде, то проблем с питанием в дальнейшем удастся избежать.
– Приучите ребенка засыпать самостоятельно. Этот процесс тоже рекомендуется вводить постепенно, со временем уменьшая свое участие и сводя его к нулю в конце.
– Проследите, чтобы ребенок овладел основными навыками, которые могут ему потребоваться. Его нужно приучить к горшку, научить держать ложку, кушать и пить без помощи взрослых, надевать вещи

Также важно научить малыша соблюдать основные правила гигиены..
– Постарайтесь приучить ребенка к общению с другими детьми: посещайте различные мероприятия для детей, поощряйте ребенка в желании общаться. Этот пункт очень важен, так как ребенок должен привыкнуть к негласным правилам общения между малышами: предлагать свои игрушки, просить разрешения, чтобы поиграть с чужими игрушками и т.д.

Адаптация к условиям

– Для того чтобы адаптация ребенка к новому месту прошла мягко и безболезненно к вступлению в дошкольное учреждение следует тщательно подготовиться.
– Сначала сами посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка

Обратите внимание на обстановку, на условия, на поведение воспитателей. Поговорите с персоналом, и, если будет такая возможность, с родителями других детей.
– Задайте ребенку положительный настрой, заинтересуйте в посещении детского сада

Можно сказать, например, что там его ждут ребята, которые хотят с ним подружиться, что там много красивых игрушек и т.д.
– Затем сходите в детский сад вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. В то же время, дома постарайтесь дать ему возможность играть одному дольше, чем обычно.
– Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад на короткий промежуток времени, не больше двух часов, и всегда сопровождайте его. Когда малыш почувствует себя спокойно, можете уйти, оставив его одного, но ненадолго. Потом постепенно увеличивайте время нахождения ребенка в садике в ваше отсутствие.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Но, как показывает опыт, если начать подготавливать малыша к новой обстановке хотя бы за 3-4 недели до посещения детского сада, то вполне возможно сделать так, что пребывание в садике станет для ребенка радостью, а не наказанием. Таким образом вы не только избежите слезных истерик при расставании, но еще и дадите хорошее подспорье для успешной социализации вашего малыша!

  • Электронное образование – 22.06.2020
  • Что можно беременным – 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами – 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес – 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания – 22.06.2020

Причины: почему ребенок не идет в садик

За многими истериками и нежеланиями ребенка посещать детский сад стоят причины, которые обязательно нужно определить и постараться решить вместе с детьми.

  • Маленький возраст ребенка (младше 2-х лет);
  • Нет контакта с воспитателем;
  • Переживания мамы (страх перед новым коллективом);
  • Негативный настрой (нельзя обсуждать воспитателя в присутствии детей);
  • Стресс от множества новых правил;
  • Режим дня;
  • Навыки самостоятельности;
  • Сон без мамы.

Каждая из этих причин может быть исправлена, кроме одной – если ребенок младше 2-х лет, и ему все еще тяжело, то лучше подождать. Во всех остальных случаях, причины можно изменить – поговорить с воспитателем, изменить режим дня «как в садике», учить самостоятельности в домашних условиях, а также приучать спать отдельно.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя

На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Кто еще может отвести ребенка в садик раньше?

Пока что на местах все ДОУ руководствуются единой законодательной базой, не делая исключений для своих подопечных. Немного более лояльно относятся к этому в небольших населенных пунктах, где численность населения не столь велика, а потому нет жесткого дефицита свободных мест в группах для дошкольников. А вот в крупных городах это настоящая проблема – садиков не хватает, в том числе и в Москве. С какого возраста берут в детский сад на полный день, мы уже говорили, с ГКП немного проще – туда можно устроить малыша и в два года.

Но стоит попробовать пробиться в дошкольное образовательное учреждение родителям, которые вынуждены работать по тем или иным причинам. Если и отец, и мать официально трудоустроены, они являются квалифицированными специалистами и могут доказать это, то у них есть реальная возможность отдать ребенка в садик раньше трех лет.

Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:

– В каком возрасте ребенку будет легче адаптироваться к садику – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.

Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!

Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий