Когда фантазии ребенка становятся опасными

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший “старт” развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками (“Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и др.). Именно сказочные образы – это “кирпичики”, фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: “Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)”.Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: “Давай мы с тобою побудем кисками”. Имитируйте движения кошек, говорите “мяу-мяу”. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

“Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне “чай”, да не просто, а с “конфетой”, деталькой от конструктора. То вдруг примется “тушить пожар”, “наливая воду” из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает “дрелью”, – рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве

Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:

«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму

После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.

«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему

При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.

«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.

Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Важно отличать фантазию от лжи.

Смешение фантазии и происходящего настоящего сохраняется у детей примерно до 8 -9 лет, но если вовремя не разобраться и не разделить  понятия лжи и фантазии, что обязательно должны сделать родители, то может возникнуть проблема зависимости подрастающего ребенка от своих фантазий. Здесь может понадобится помощь профессионала.

Фантазия тем и отличается от лжи, что первая относится к творчеству и духовности человека. Если бы люди не умели фантазировать, не было бы  ни поэтов, ни композиторов, ни музыкантов, ни актеров, ни других творческих людей. Вот еще важный момент — фантазировать способны только оптимисты. Таким образом, не давая детям шанса для фантазий, «любящие» родители отчасти превращают своего ребенка в будущего пессимиста.

Что дает нам полет фантазии?

Вы только посмотрите на влюбленных людей! Посмотрите на их  счастливые лица, они показывают всему миру все возможности невозможного, они способны фантазировать и изменять этим свою жизнь и жизнь вокруг них. Мысли материализуются.

Полет детских фантазий помогает родителям найти с детьми общий язык, так как именно в фантазиях проявляется то, что чувствует ребенок на самом деле. Это дает родителям вовремя помочь детям навести порядок в их чувствах, порой ошибочных. Будьте внимательны к детям, к их фантазиям.

Например, нередки случаи, когда ребенок часто говорит родителям о своем страхе потерять родителей. Отражается это в его  рассказах о несчастных случаях с родителями, которые снятся ему во сне или наяву он постоянно думает об этом, нафантазировав неприятные истории. Те, в свою очередь, сначала ничего не понимают, но потом оказывается, что они слишком мало уделяют своему ребенку внимания, постоянно оставляя его с бабушкой или няней, в силу своей постоянной занятости и суеты. В этом случае в фантазиях ребенка  проявляется чувство, о котором не принято говорить вслух, как считается в социуме.   В данном случае это агрессия на родителей. Именно фантазия ребенка помогает   видеть и осознавать такие чувства и эмоции.  И если родители примут необходимые меры, поговорив об этом с ребенком, и будут проводить с ребенком большее количество свободного времени, то ситуация изменится в лучшую сторону.

Когда в нашей жизни происходят не очень приятные события и кажется, что нет конца всем передрягам, то мы, взрослые (это по большому счету оптимисты) начинаем фантазировать, и фантазии действительно помогают нам выйти из состояния апатии, безразличия, уныния и дают силы для дальнейших действий. Именно потому, что  наши дети любят и умеют фантазировать более жизнерадостны, чем взрослые. Полетом своих  искренних фантазий они заглушают все невзгоды, которые и в самом деле уходят прочь. Это ли не чудеса?

Фантазии – это свобода мыслей, которая нужна каждому человеку и детям в том числе. Но большинство родителей раздражается при виде того, что их ребенок просто сидит или лежит. В это время он полностью погружен в свои мысли и фантазии, хотя родители считают это бездельем. не вникая в суть происходящего. Они забывают, что ребенку иногда необходимо находиться наедине с собой, как и любому взрослому. Он, в отличие от его непонятливых родителей, не боится этого временного одиночества, когда его мечты помогают становлению его духовного роста.

Фантазии учат нас взаимодействию и способам поведения в материальном мире. Поэтому нужно жить играя и играя жить. Это  важный фактор, который приведет наших детей и нас с вами  к успеху. Ведь в детстве все начинается с игр и все начинается с детства. И если что – то случается непредвиденное, и ребенок впоследствии не может восстановиться (это относится и к взрослым) необходимо несколько раз проиграть произошедшую ситуацию. Это поможет преодолеть тот или иной страх у ребенка или взрослого.

Фантазеры меняют все в этой жизни к лучшему, жизнь от этого становится прекрасной, наполненной любовью, радостью, чудесами, вдохновением ко всему новому, светлому и чистому.

Фантазируйте сами и давайте волю фантазии детям. Будьте счастливы с детьми фантазерами, и пусть они обязательно будут счастливы с вами, понимающими родителями!

Предлагаю посмотреть мультфильм детских фантазий вместе с детьми.

Перевоплощение

Еще на первом году жизни малыш начинает использовать в играх предмет-замену. Берет палочку и делает вид, будто ест ей. А ложкой проводит по волосам — расчесывается. Задача родителей в этот период — всячески поддерживать и развивать такую игру.

А примерно через год ребенок вдруг и сам превращается в зверя или машину, ползает на четвереньках, издавая характерные звуки и требуя соответствующего обращения.

— Выпей, Феденька, кефир.
— Фыр!
— Может, скушаешь зефир?
— Фыр!
— Ты конфет не хочешь?
Что за чудеса!
— Я сегодня — лошадь
И хочу овса!Андрей Усачев

Некоторые дети так входят в роль, что неделями и даже месяцами вам приходится общаться с кошкой, зайцем или трактором. Любители разнообразия каждый день примеряют на себя новый образ. А какой-нибудь маленький «козленок» обрадует вас: «Ты, мама, коза, а ты папа, — козел».

Как использовать эту особенность поведения для развития фантазии? Прежде всего, обращайте внимание на точность исполнения. Пусть ребенок постарается повторить походку и повадки выбранного героя (показывайте пример, смотрите фильмы, посетите зоопарк). Предложите не просто бездумно мяукать или лаять, а делать это с определенной интонацией, говорящей о голоде, радости, грусти, желании поиграть

Предложите не просто бездумно мяукать или лаять, а делать это с определенной интонацией, говорящей о голоде, радости, грусти, желании поиграть.

Изобразите какое-нибудь животное, пусть малыш догадается, в кого вы превратились. С ребенком постарше по очереди показывайте друг другу пантомимы-загадки. Вдвоем, а лучше всей семьей, играйте в «жизнь медведей» или «машины на стройке».

Еще по теме «В стране Вообразилии: развитие фантазии у детей и их родителей»:

«подводные камни» обучения по методике марии монтессори

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны. Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем…

Нужны ваши фантазии!

Нужны ваши фантазии ! Стояла ранняя осень. Восхитительное время года, когда жара уже спала, а солнце еще не спешит прятаться за тучи, и море лежит ленивым, тяжелым и теплым синим одеялом, в которое хочется закутаться — и наслаждаться, наслаждаться, наслаждаться…

Фотопрогулки — творчество для малышей

Моей дочке два с половиной годика. Пока мы проводим время на даче в Барыбино, где лето, как и, наверное, на всех других дачах особенно буйное, где оно так требует себя запечатлеть, предлагая цветастые знойные фоны, Анюта особенно часто попадает под прицел моего фотоаппарата. И вот, со свойственным всем детям желанием подрожать родителям и играть в их «игрушки», она всё чаще стала просить разрешить ей поснимать моим фотоаппаратом. Преодолев страх за его целостность и сохранность, я показала…

Помогите стих найти!!!!

Только сегодня стало извество, что в понедельник дочке нужен стих на тему МОЯ ФАНТАЗИЯ конкурс на город. Пока на заметке Моя вообразилия, но мне кажется что-то не то

Стихотворения в 1 классе

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер « Моя Вообразилия »; И.П…

Фантазия родителей и костюмы

Фантазия родителей и костюмы. Просто поделиться. СП: посиделки. Совместная покупка: обсуждение предложений, отзывы о товарах, анонсы. Календарь развития ребёнка.

Кто занимался по прогр Бунеевых 2 класс?

Моя вообразилия, Сказочка Марина Цветаева. В субботу. Голландская народная песенка. Еще про отдых Sofia. Тему хочу развить (опрос) Красно Солнышко.

Слишком развито воображение или что это?

Слишком развито воображение или что это?. Нестандартная (?) ситуация. Детская психология. Слишком развито воображение или что это? Дочке 2,4 почти. Любит книжки и постоянно играет во всякие прочитанные истории.

Книжная лавка-3. Обзор новых журналов, книг и игр от Н.Г.

Отправилась я туда с совершенно определенной целью: купить книгу Ю.Гатанова на развитие воображения и сообразительности, о которой давно была наслышена. Взрослым они понравятся, я думаю, не меньше, чем детям. Юрий Гатанов. Развиваю воображение.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Как это сделать?

Советы для родителей

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за воображение и творческое мышление.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи

Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки

Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Фантазии детей в разном возрасте

В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.

Фантазии в 3 года и младше

3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.

Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.

Фантазии в 3-5 лет

Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

А теперь мы расскажем о том, какие способы развить воображение существуют

Упражнение с фигурами. Нарисуйте на листе несколько простых геометрических фигур. Поворачивайте лист бумаги, пока вы не увидите в них какой-нибудь образ. Дорисуйте недостающие детали. Старайтесь усложнять себе это упражнение, добавляя больше разнообразных фигур.

Упражнение на визуализацию. Выберите любой предмет в вашей комнате. Посмотрите на него внимательно, определите его особенности: цвет, форму и так далее. Теперь закройте глаза. Постарайтесь мысленно максимально подробно представить себе этот предмет. Затем откройте: какие детали вы упустили не смогли воспроизвести. Постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные предметы.

Алфавит, слова, предложения задом наперед. Начните с алфавита: попробуйте прочитать его от я до а. Затем выбирайте короткие слова и читайте их наоборот. Самое сложное — предложения. Начните с относительно простых словосочетаний и постепенно усложняйте их.

Абстрактные картинки. Найдите абстрактные картинки и распечатайте их. Сосредоточьтесь. Медленно поворачивая ее, старайтесь увидеть в них какие-то образы. Главное — не зажимайте себя в рамки “взрослого” мышления. Сейчас ваша задача — дать проснуться воображению, а оно не терпит стереотипов.

Попробуйте наш курс “Творческое мышление”. Материалы и практические задания, которые содержатся в нем, помогут вам не просто развить воображение: вы научитесь генерировать небанальные свежие идеи по щелчку пальцев, расширите свой кругозор и станете более креативным.

Развитое воображение — это не врожденное качество, которое присуще только избранных. В наших силах его развить. И чтобы в этом убедиться, вам достаточно сделать первый маленький шаг.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Лечение синдрома навязчивого фантазирования

В отсутствие медицинского признания этого расстройства как такового синдром навязчивого фантазирования рассматривается как неврологический биохимический дисбаланс. Это проблематично, поскольку на самом деле это тип аддиктивного поведения, вызванный травмой или внутренней пустотой.


Фото автора Ron Lach: Pexels

Эксперты считают, что может помочь когнитивно-поведенческая терапия или разговорная терапия. Антидепрессанты, которых используются для лечения обсессивно-компульсивного расстройства, также часто назначают, чтобы помочь людям восстановить контроль над мечтаниями и вернуться к реальной жизни.

Люди, которые этим страдают и осознают проблему, часто опасаются, что к ним не отнесутся всерьез, потому что заболевание еще относительно неизвестно. Поэтому имеет смысл поискать онлайн-группы поддержки. Люди, которым был поставлен диагноз, сами могут обмениваться идеями и делиться своим опытом.

Многие личности, страдающие от навязчивых мечтаний, часто чувствуют себя очень изолированными. Они чувствуют, что «с ними что-то не так». Общение с единомышленниками может помочь повысить осведомленность общества об этой проблеме.

В одиночку справиться с синдромом практически невозможно в первую очередь потому, что в этом трудно признаться даже себе. С одной стороны, психотерапия может помочь взять под контроль дезадаптивные мечтания. Так можно уточнить, от чего бегут пострадавшие.

Когнитивно-поведенческая терапия показывает хорошие подходы к подавлению неконтролируемых мечтаний. Это преследует следующие цели, к достижению которых следует шаг за шагом:


Фото автора Yaroslav Shuraev: Pexels

  • Интеграция пациента в повседневную жизнь.
  • Продвижение привычек реального образа жизни.
  • Введение регулярного распорядка дня.
  • Поиск стимулов, вызывающих фантазии.

При достижении индивидуальных целей пациента следует вернуть к реальности и удержать там. В конечном итоге терапия затягивается и даже часто характеризуется неудачами. Всегда рекомендуется внешняя поддержка.

Исцелить фантазера в одиночку и без профессиональной помощи вряд ли возможно и опасно. Особенно, если расстройство было спровоцировано депрессией, для человека существует смертельная опасность. Поэтому друзья и родные тут тоже не смогут добиться успеха. Для лечения нужен контакт специалиста, человека с синдромом и его окружения.

Кроме того, страдающие навязчивыми фантазиями должны стараться делать то, о чем трудно мечтать. Психологи советуют: встречаться с друзьями или хотя бы поговорить с ними по телефону.

Необходимо по максимуму окружить себя людьми. Взять телефонную трубку, позвонить родителям, другу. Это примеры того, что люди могут сделать, чтобы не ускользнуть в мир своих фантазий.


Фото автора Leah Kelley: Pexels

Синдром навязчивых грез, как психиатрический диагноз

В психологии термин обсессия, или обсессивное расстройство — это не просто невроз, а психическое нарушение, при котором человек не может избавиться от навязчивых мыслей. В его сознании то и дело возникают чуждые образы или какие-то идеи. У пациента не получается «выбросить их из головы», а попытки отгородится от навязчивых идей становятся причиной дискомфорта и тревожного состояния.

Человек еще глубже погружается в свои мечты и фантазии и ему начинает казаться, что пора действовать. Самые распространенные мысли при обсесии чаще всего направлены на самого человека или его близкое окружение. Например, он стремится поддерживать во всем идеальный порядок, непроизвольно считает ступень при подъеме или спуске по лестнице.

Так же он постоянно обеспокоен состоянием своего здоровья или думает, что с его близким человеком обязательно произойдет несчастный случай. Человек с обсессивным расстройством может переживать за сохранность имущества, испытывая при этом тревогу или патологический страх.

В некоторых случаях возникают какие-то нетипичные для него сексуально- агрессивные или религиозные идеи. Когда люди психологически не в состоянии управлять своими мыслями, и испытывают эмоциональную зависимость, у них появляется неконтролируемое желание делать непроизвольные повторяющиеся действия — компульсии. Например, мыть руки по 20 раз в день или совершать какие-то ритуалы.

Человеку кажется, что эти действия помогут ему избавиться от навязчивых мыслей либо думает, что благодаря определенным усилиям его мечта станет реальностью.В совокупности это называется обсессивно-компульсивным расстройством или ОКР.

Именно оно может стать причиной дезадаптивного поведения или сильных эмоциональных переживаний.Это существенно осложняет социальную жизнь и требует лечения. Особенно, если фантазии и последующие за ними действия приобретают буйную форму.

Стресс

Известно несколько причин возникновения этой психологической патологии. ОКР может передаваться по наследству или появиться после сильного стресса. Очень часто женщины после выкидыша не могут смириться с реальностью.

В своих фантазиях они видят нерожденного ребенка, причем, в их видениях он обретает человеческий облик. Нередки случаи, когда женщина, потерявшая ребенка, вдруг начинает заниматься рукоделием — шьет и вяжет для него одежду, покупает игрушки, пеленки и ползунки, придумывает стихи и песни.

Перемены

Некоторые жизненные изменения тоже могут стать причиной этого нарушения. Спровоцировать ОКР может переезд на новое место жительства и даже смена работы, особенно, если этим переменам предшествовали какие-то трагические события, в ходе которых мужчина или женщина испытывали негативные эмоции. Часто этим расстройством страдают подростки в период полового созревания.

Творчество

Творческие люди тоже подвержены ОКР. Художники, поэты и писатели зачастую видят свои будущие творения либо их преследуют навязчивые идеи во сне. После того, как фантазеры и мечтатели осуществляют свою задумку, им в какой-то момент кажется, что все, что им снилось, произошло на самом деле. И они не могут отличить вымысел от реальности.

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

ОКР — серьезный повод обратиться за помощью

В клинических условиях врач психотерапевт назначает пациентам с таким заболеванием когнитивную терапию и, возможно, медикаментозный курс антидепрессантов, так, как ОКР часто сопровождается бессонницей. Затем обычно могут назначить и препараты для общего укрепления организма.

Чтобы не доводить до крайностей, в случае навязчивых мыслей ты можешь пройти тест на ОКР. Если результат тебя не порадует, не откладывай консультацию специалиста. На первых порах лучше всего обратиться не к психиатру, а к психологу или психоневрологу. Врач поможет тебе восстановить эмоциональное равновесие и скажет, как тебе действовать дальше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий