Как укрепить свою связь с детьми за 5 минут

Как укрепить связь с ребенком

Чтобы обеспечить ребенку надежную привязанность, надо разобраться, что ему нужно в разном возрасте:

  • в младенчестве
  • детстве
  • подростковом периоде
  • зрелом возрасте

Младенчество

На самом первом этапе, когда малыш воспринимает весь мир телом, а не только органами чувств, самое важное, что может дать родитель — это безусловное присутствие

Советую всем мамам стать слинго-мамами. У малыша нет понятий пространства и времени, он не может знать, что мама рядом, в соседней комнате, что она придет через 5 минут. Но он точно знает своим еще животным чутьем, что если мамы нет, то это опасно для его жизни. Поэтому он тревожится, боится, плачет, зовет. Это не капризы, это проявления витального страха за свою жизнь!

Старшее поколение женщин любит страшилки типа «не приучай к рукам, на шею сядет». В их сознании, если с ребенком быть ласковым, нежным, теплым, утешать его, прикасаться к нему, целовать, обнимать, приходить на помощь (читайте: проявлять любовь), это сделает ребенка слабаком, нюней, избалованным, капризным и несамостоятельным.

Фокус состоит в том, что в действительности все наоборот: вышеописанные проявления любви дают ребенку понять, что он хорош, любим, что мир безопасен, а мама всегда придет на помощь. Именно из таких детей вырастают уверенные в себе, эмоционально стабильные, психически зрелые люди с крепкой нервной системой.

Детство. Вот ребенок растет, и начинает «отходить от юбки», пробовать силы, проявлять характер. Очевидно и понятно, что большая часть его действий требуют контроля и помощи со стороны взрослого. Но это не значит, что ему надо запрещать пробовать. И что еще больше нельзя — так это не помогать.

Вот мальчик говорит «я сам» и пробует завязать шнурок. Он пробует 15 минут, мама хочет помочь, ребенок помощь отвергает. «Ну и делай сам!» — обиженно говорит мама и уходит.

У ребенка не получилось, но и помощь он не получил. Какой бессознательный вывод он может сделать? Что сам он не очень справляется, но и помощи ждать не придется (конечно, этот вывод формируется не за один эпизод с шнурком).

Подростковый период. Самое активное отделение от родителей. Физическое — дома его не застать — и эмоциональное — он сам все лучше знает, а вы (родители) «ничего не понимаете». Сложный период как для подростка, так и для родителя.

Он пройдет значительно легче, его надежную привязанность удалось создать на более ранних этапах. Для поддержания этой связи, родителям необходимо принимать, отражать и доверять подростку. На предыдущих этапах развития, ребенок убедился, что родители доступны, что они принимают его и поддерживают.

Теперь он не просто «отходит от юбки», он становится другим, иногда совсем не таким, каким привыкли видеть родители. Ему жизненно необходимо, чтобы родители подтверждали его изменения, чтобы принимали его новым.

Зрелость. В зрелом возрасте мы пожинаем плоды привязанности, которая сформировалась в наших отношениях с родителями. Если все этапы развития прошли гладко, и привязанность не нарушена, человек теперь знает: он хорош и любим, он ценен и дорог, есть люди, которые всегда помогут, он может меняться, он не один, не забыт и не брошен, даже если родителей уже нет в живых. Надежная привязанность переходит во внутренний план и экстраполируется на весь мир.

Люди с надежной привязанностью не боятся близких отношений во взрослом возрасте, не боятся быть зависимыми (речь о здоровой взаимозависимости) от партнера, не боятся быть уязвимыми в отношениях, они по-другому переживают разрыв. Всё потому, что в их сознании укоренена мысль, что несмотря ни на что, они хороши и любимы. Они могут быть в слиянии с партнером, не растворяясь и не теряя себя как личность. Эти люди больше открыты миру, чаще пробуют новое, легче относятся к критике, потому что бессознательно знают, что мир неплох. Надежная привязанность — это секретное оружие, заклинание, которое помогает человеку пережить любые трудности и при этом не разрушиться. Это самый ценный подарок, который могут дать родители детям.

Сейчас теория привязанности стоит в авангарде психологических изысканий. Больше нет сомнений в необходимости близких, теплых, доверительных отношений между людьми. Кажется, любовь, наконец, победила.

Разбор и анализ страхов

Чтобы избавиться от постоянных переживаний, так досаждающих ежедневно, нужно провести огромную работу над собой. Если этого не делать, вы будете мешать жить не только себе, но и окружающим. Что жить не переживая и не тратя много энергии на стресс, учитесь разбираться со всеми своими страхами. Разделите их на два списка: решаемые и нерешаемые. 

Начнем с разрешаемых проблем. Если вы понимаете, что при должных усилиях вы легко с ними справитесь, тогда не стоит тратить нервы на волнения по этому поводу. Теперь разберемся с другим списком. Задайте себе вопрос, могу ли я что-либо изменить? И если ответ — нет, тогда прекращайте переживать за то, что от вас никак не зависит.

Точечный массаж для поднятия иммунитета по методике Уманской

Массаж прост и эффективен, не имеет противопоказаний. Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, комплемента, лизоцима и д.р Массируют следующие точки.

2 – В центре яремной впадинки грудины

3 – В желобке в месте схождения надбровных дуг

Симметричные точки:

4 – На уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы

5 – У переднего края хряща ушной раковины, на уровне межкозелковой вырезки

6 – На середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа

8 – В углублении, образованному затылочной костью, ближе к позвоночнику

Массировать точки нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца вращательными движениями по часовой стрелке и против, по 4-5 секунд в каждую сторону. Начинать массаж с легкого нажима, постепенно усиливая интенсивность воздействия. Массаж рекомендуется проводить ежедневно, а после контакта с больным ОРЗ или при появлении первых признаков заболевания проводят так называемый клюющий массаж. Для этого вращательным движением надавливают на точку до появления легкой болезненности 2 секунды, затем на 1 секунду, палец отрывают от кожи и затем опять надавливают 1-2 секунды.

На точку 7 можно положить кусочек лука или чеснока, закрепить пластырем. Держать несколько часов.

Не используйте иммуностимулирующие препараты (интерферон, виферон, тимоген и др.) без предварительного иммунологического обследования ребенка. Обычно врач назначает иммунологическое исследование крови, которое позволяет обнаружить дефектное звено, после чего назначается лечение. В противном случае, можно только усилить нарушение баланса в иммунной системе ребенка.

Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается

Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.

Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.

Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.

Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.

• Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.

• Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.

• Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.

• Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.

• Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.

Жить без стресса — это легко

Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.

  1. Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.

  2. Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.

  3. Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Совет 2. Исследуйте, как ребёнок просит о поддержке

В понимании взрослого человека запрос на поддержку — это прямая фраза «мне плохо, пожалей меня». Но у детей всё работает иначе: из-за юного возраста и отсутствия богатого жизненного опыта им труднее распознавать свои эмоции и отслеживать ментальное состояние. Иногда они просто не понимают, почему им сейчас плохо, и не могут подобрать правильные слова для того, чтобы выразить свои тревожные чувства

Поэтому для родителя важно приходить на помощь раньше, чем об этом попросят

Здесь многое зависит от возраста: младшеклассникам требуется гораздо больше поддержки, чем старшим школьникам. Поддержка и забота должны стать основой общения с детьми младшего возраста. Характерный запрос на поддержку у детей до 11–12 лет — начать капризничать и требовать родительского внимания. Они могут прибежать, попросить пообниматься и поиграть.

А с подростками сложнее — они мало того что не запрашивают поддержку, но и могут отмахиваться, когда вы пытаетесь её оказывать. Следует изучить, в какой форме приходит просьба о поддержке. Возможно, вы этого даже не замечаете или не воспринимаете всерьёз. Частое явление — подросток приходит постоять рядом, пока вы занимаетесь своими делами на кухне.

Всегда оценивайте среднее состояние вашего ребёнка: что для него эмоциональная норма, а что нет? Ведь поддержка бывает разной.

‍Если ребёнок учится дома — неважно, на дистанционке или в онлайн-школе, — полезно понаблюдать, какой поддержки ему не хватает. Для кого-то это организационная поддержка: помочь выработать самодисциплину или составить расписание

А кому-то в первую очередь требуется эмоциональная поддержка: если ребёнок перешёл на онлайн-обучение совсем недавно, ему может быть сложно адаптироваться к новым процессам.

<<Форма демодоступа>>

Статистика по курению в России

В России борьба с курением идёт не первый год. Правительство, всерьёз озаботившись здоровьем граждан, начало принимать законы, которые должны были снизить число курильщиков. Сигареты стали дороже, на пачках появились дополнительные предупреждения о вреде курения с устрашающими картинками, а количество разрешённых для курения мест существенно сократилось.

Тем не менее в нашей стране курит примерно каждый четвёртый россиянин, а умирают от курения ежегодно около 400 тысяч человек. Согласно статистике, впервые подростки пробуют курить в 13-15 лет, а к 17 годам курение становится привычкой. Среди курильщиков по-прежнему больше мужчин, однако доля курящих женщин постепенно растёт, и это настораживает, поскольку у женщин быстрее развивается никотиновая зависимость, и им сложнее от неё избавиться.

Как формируется привязанность

Как же формируется эмоциональная связь родителя и ребенка?

  • Окситоцин — гормон, который может вырабатываться и при сцеживании молока, и при одной мысли о ребенке, и даже при звуках детского плача, причем их не обязательно должен издавать собственный малыш.
  • Поэтому даже мамы, по разным причинам не кормящие грудью своих младенцев, вовсе не лишаются возможности испытать на себе его действие, если выполняют другие рекомендации для возникновения привязанности (мы будем говорить о них ниже).
  • Другое доказательство невидимой химической связи с детьми — феромоны, вещества, выделяемые организмом и придающие телу каждого человека его уникальный запах. Мамы и их младенцы взаимно узнают «естественные ароматы» друг друга среди запахов других людей.
  • У новорожденных запах материнского тела ассоциируется с уютом, психологическим комфортом и чувством безопасности. Ряд экспериментов показал, что женщины находят запах своих новорожденных детей самым привлекательным. В том числе и поэтому в родах применяется практика выкладывания новорожденного на живот мамы: узнавая запахи друг друга, они строят прочную эмоциональную связь.
  • Запах, голос, сильные руки отца также важны младенцу, хотя и по иным причинам, чем материнские. Они принадлежат тому, кто пусть и не обеспечивает круглосуточный уход, защиту и, главное, еду, но является второй важнейшей составляющей ближайшего окружения. Присутствие папы расширяет границы мира маленького человека, так он получает представление о многообразии окружающей его жизни, знакомится с другой моделью поведения, игры и заботы.

Физическая связь порождает эмоциональную. Помимо химии (запахи, гормоны), другое мощное средство ее поддержания — контакт глаз и улыбка.

  • Улыбка — это первое «орудие» ребенка, позволяющее управлять поведением мамы. Примерно в 2 месяца малыш при появлении самого близкого человека в своей жизни начинает демонстрировать «комплекс оживления»: фокусирует на ней взгляд, улыбается, трясет ручками. В ответ на эту реакцию мама начинает с ним играть, смеется и улыбается вместе с оживившимся крохой.
  • Физическая близость способствует любви, поэтому быть ближе к малышу — значит строить прочную эмоциональную связь с ним, утверждает американский педиатр Уильям Сирс, приверженец философии естественного родительства. Длительное грудное вскармливание, тактильный контакт папы и мамы с ребенком, совместный сон, ношение на руках и в слинге рассматриваются им как естественные и необходимые условия для формирования прочной связи между ними. Сирс рекомендует использовать любую возможность для поддержания физического контакта, в том числе носить малыша в слинге (перевязи, кенгуру). Это можно совместить и с выполнением домашней рутины, и с закупками в магазине, и с походом в картинную галерею. «Стиль сближения» — так Уильям и Марта Сирс описали свой опыт воспитания детей (а их восемь в семье Сирсов) в книге «Ваш малыш от рождения до 2 лет», ставшей новой родительской библией с конца XX века.

Говорите о своих эмоциях

Зачастую. Родители стараются оградить ребенка от эмоций. Любых. Но стоит знать, что в таком случае он будет учиться поступать подобным образом – скрывать и подавлять в себе эмоции. К тому же, дети  порой не могут описать то, что чувствуют, потому что им, банально, не хватает словарного запаса. Чтобы укрепить связь с ребенком, будьте с ним честны. Если выдался сложный день на работе, то расскажите, что вы чувствуете и как готовы с этим справиться: «Я сегодня делала важный отчет, потратила на него много сил и энергии, поэтому чувствую себя, как выжатый лимон. Очень устала. Но сейчас я хочу, чтобы мы приготовили вкусный ужин, а потом вместе отправились  в парк поесть мороженого».

Как правильно устанавливать контакт с детьми

Как установить контакт с ребенком, известно далеко не каждому родителю. Под психологическим контактом подразумевают желание и готовность общаться. Социализация ребенка начинается с 3 лет. Уже на этом этапе родители должны поддерживать с ним тесную связь.

Если речь идет об эпизодическом недопонимании, наладить контакт с ребенком можно, в прямом смысле встав с ним на один уровень. Равенство нахождения в пространстве говорит об одинаковой значимости собеседников. Не нужно начинать воспитательный процесс из положения сверху вниз.

Зная, как установить зрительный контакт с ребенком, можно избежать игнорирования с его стороны. Фразы, сказанные на одном уровне с ребенком, воспринимаются как совет, а не наставление. Эффективность этого приема можно повысить с помощью тактильных прикосновений. Нужно взять ребенка за руки или приобнять его. В этом случае разговор станет более душевным.

Как найти подход к ребенку в зависимости от его возраста

В поиске ответа на вопрос, как найти подход к ребенку, психологи рекомендуют ориентироваться на возраст. Каждая возрастная категория имеет определенные особенности.

Подход к детям в зависимости от их возраста:

В младенческом возрасте эмоциональную связь нужно налаживать через обоняние, осязание, слух и зрение. Родителям нужно чаще гладить и обнимать ребенка, говорить ему ласковые слова. Во время кормления нужно смотреть малышу в глаза. Эмоциональную связь также поможет сформировать совместное рассматривание картинок, чтение книг и разнообразные игры. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок старается подражать родителям

Именно поэтому важно следить за своим поведением. Сблизиться с ребенком поможет совместное времяпрепровождение. Родителям можно постепенно привлекать ребенка к домашним делам: вместе ухаживать за цветами, позволять нести пакет из магазина и т

д. В этом возрасте можно придумывать секретные знаки, играть в ролевые игры. В дошкольном возрасте у ребенка может формироваться ревность по отношению к родителям. В этот период у него появляется чувство собственной важности. Чтобы наладить контакт с ребенком 5-7 лет, нужно уделять ему больше внимания. Для этого возраста характерно возвращение на более ранние этапы развития. Ребенок может часто проситься на ручки, проявлять слабость и требовать кормить его с ложки. Для поддерживания эмоциональной связи очень важно выполнять эти желания. Родителям нужно уметь найти подход и к ребенку младшего школьного возраста. В этом возрасте важно доверять своему чаду. Можно разрешить ему приготовить семейный ужин или доверить выбор мебели. Вместе с этим стоит с уважением относиться к увлечениям малыша и чаще интересоваться его переживаниями. Чтобы наладить контакт с подростком, необходимо чаще практиковать активное слушание. Кроме того, родителям стоит быть на стороне ребенка при наличии внешней угрозы. В этом возрасте нужно научить формировать и отстаивать свою точку зрения

Родителям можно постепенно привлекать ребенка к домашним делам: вместе ухаживать за цветами, позволять нести пакет из магазина и т. д. В этом возрасте можно придумывать секретные знаки, играть в ролевые игры. В дошкольном возрасте у ребенка может формироваться ревность по отношению к родителям

В этот период у него появляется чувство собственной важности. Чтобы наладить контакт с ребенком 5-7 лет, нужно уделять ему больше внимания

Для этого возраста характерно возвращение на более ранние этапы развития. Ребенок может часто проситься на ручки, проявлять слабость и требовать кормить его с ложки. Для поддерживания эмоциональной связи очень важно выполнять эти желания. Родителям нужно уметь найти подход и к ребенку младшего школьного возраста. В этом возрасте важно доверять своему чаду. Можно разрешить ему приготовить семейный ужин или доверить выбор мебели. Вместе с этим стоит с уважением относиться к увлечениям малыша и чаще интересоваться его переживаниями. Чтобы наладить контакт с подростком, необходимо чаще практиковать активное слушание. Кроме того, родителям стоит быть на стороне ребенка при наличии внешней угрозы. В этом возрасте нужно научить формировать и отстаивать свою точку зрения.

Поддержка позиции ребенка

Насколько часто встречается ситуация, когда родители считают своего ребенка виноватым во всем, что с ним происходит! Думаю, что фразы «так тебе и надо!», «будешь знать в следующий раз!», «сам виноват!», знакомы каждому. Однако такая позиция отдаляет нас от наших детей, дети закрываются, перестают нам доверять секреты, рассказывать то, что с ними происходит. Вместо подобных реакций постарайтесь занять сторону своего ребенка — во время разговора с учителем, на школьном собрании, при общении с родителями друзей ребенка. Это вовсе не значит, что вы не будете разбираться в ситуации, просто смените базовую позицию, не поддаваясь эмоциям. Также помните, что пока ребенок маленький, репутацию ему создают родители. Поэтому никогда не обсуждайте с посторонними людьми своего ребенка в негативном ключе, тем более при нем самом. Это семейные дела, которые стоит обсуждать только в узком кругу.

Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .

Совет 4. Отделяйте поддержку от контроля

Если всё время управлять жизнью ребёнка, он не проживёт свою собственную жизнь

В стремлении оказать поддержку важно не перегнуть палку и не стать навязчивым, тревожным и гиперопекающим родителем

Важно помнить, что ребёнок — это отдельная личность со своими жизненными ресурсами. Он уже справляется со своими задачами на нужном уровне

Мы влияем не на способ решения задач, а на количество ресурса, которое у него есть

Ребёнок должен знать, что в любой момент может обратиться к родителям и получить всю необходимую заботу и внимание

Как правило, школьникам достаточно простых вещей: чтобы родители их выслушивали, не критиковали, не оценивали, не унижали и не оскорбляли. Отсутствие токсичного общения — это уже поддержка.

А вот отсутствие какого бы то ни было контроля вообще — не лучшая стратегия. Школьникам среднего и старшего возраста хочется чувствовать себя свободными, но в то же время ощущать ориентиры и чувствовать себя защищёнными. Это чувство как раз даёт родительская поддержка.

Совместное целеполагание

Помогая ребенку ставить цель, вы вовлекаетесь в его жизнь. Даже на своем уровне ребенок может поставить большую цель, а с вашей поддержкой он ее обязательно достигнет. Выходя на детскую площадку, у моего 6-ти летнего ребенка не получалось проходить по горизонтальной лестнице, перешагивая по ее «ступеням» руками. Руки казались слабыми… Как только ребенок зависал на первой «ступеньке», ему не хватало сил перейти на следующую, и он тут же спрыгивал. Я поняла, что моя помощь необходима.

Мы решили, что научиться управляться с этой лестницей станет его целью №1. Каждый раз, находясь на детских площадках, моя дочка выискивала данный «тренажер» и тут же принималась на нем тренироваться. Долгое время ничего не выходило… Однако через некоторое время она смогла переместить руку на одну ступеньку, затем на две, три, а сейчас она свободно проходит горизонтальную лестницу из 8-9 ступенек. На каждом этапе у моей дочки была самая мощная группа поддержки — ее мама! Достигнув цели, она поняла, что цель состоит из маленьких ежедневных шагов, выполняя которые, обязательно придешь к лучшему результату.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий