8 советов как приучать ребенка к порядку
Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.
Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.
Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!
Итак, 8 рекомендаций:
Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий
Например, сладкого или компьютерных игр .
Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку
А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!
Просить и благодарить
Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией. Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!” Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями. Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить». Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»
И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!
Как объяснить ребенку, что такое гигиена. Конспект занятия «Личная гигиена»
Ольга Дитянцева Конспект занятия «Личная гигиена»
Цели и задачи: раскрыть понятие « личная гигиена » , познакомить детей с основными правилами личной гигиены , объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки и умения , воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни. Планируемые достижения: усвоить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своем здоровье
Планируемые достижения: усвоить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своем здоровье.
Оборудование: схема состава кожи, таблица «Правила личной гигиены » , гигиенические средства для практической работы.
Ход занятия
Организационный момент.
Вводная часть. – Здравствуйте ребята! А вы знаете, что обозначает слово (здравствуйте) .
-правильно люди желают здоровья друг другу при встрече.
– Что вам известно о здоровье? Почему люди заботятся о своем здоровье?
(Свободные высказывания детей) .
Здоровье Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ж.Руссо писал: “Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный, уединенный, который предписан нам был природою”.
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от окружающей среды. Здоровье – это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду. Посещая садик, вы получаете научные знания, которые помогают вам лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры .
Личная гигиена – это те действия , выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Вот сегодня на занятии мы поговорим о личной гигиене .
-Как вы думаете, что значит « личная гигиена » ?
– Это значит быть чистым. Нужно каждый день утром умываться,
мыть руки, лицо, шею с мылом. Обязательно чистить зубы.
-Правильно, личная гигиена дошкольника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте
Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на занятии
-А теперь послушайте стихотворение, подумайте.
По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу.
И под душем серебристым
Моет шею чисто – чисто,
И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»
– Что рассказал поэт про аиста?
(Аист любит мыться каждое утро. Он принимает серебристый душ, моет свое тело, не боится холодной воды.)
– А что такое, ребята, «тело» ?
Затем учитель вызывает одного из воспитанников к себе и, обведя одним движением руки его голову, туловища, ноги, объясняет, что все это в целом называется – «тело человека» .
Самонаблюдение
– Чем покрыто наше тело?
– Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях. -Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями
Кожа состоит из трех слоев
-Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев.
(Воспитатель показывает схему на доске)
-Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
-Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли.
-Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Опрятность и уход за собой
Чтобы выглядеть опрятно, малышу нужно умывать лицо, мыть руки, чистить зубы, расчёсываться
Также важно уметь пользоваться горшком, оставляя штанишки сухими либо меняя на чистые. . Среда: зона ухода за собой
Эта зона предполагает доступ к воде, его можно обеспечить с помощью детской ступеньки или башни помощника (в ней ребёнок будет чувствовать себя безопаснее). Разместите в этой зоне зубную щётку, пасту, стаканчик для полоскания рта, жидкое мыло (или кусковое, соразмерное ладошке малыша), полотенце, расчёску.
Среда: зона ухода за собой. Эта зона предполагает доступ к воде, его можно обеспечить с помощью детской ступеньки или башни помощника (в ней ребёнок будет чувствовать себя безопаснее). Разместите в этой зоне зубную щётку, пасту, стаканчик для полоскания рта, жидкое мыло (или кусковое, соразмерное ладошке малыша), полотенце, расчёску.
Личный пример. Ухаживайте за собой вместе с малышом. Проще всего научить ребёнка чистить зубы, делая это одновременно с ним. Показывайте, как вы умываетесь, пользуетесь мылом и расчёской, а малыш будет за вами повторять.
Среда: зона туалета
Чтобы приучить ребёнка к горшку, важно разместить не только сам горшок — рядом с ним нужно оставить салфетки и небольшую мусорку для них. Это позволит малышу самостоятельно воспользоваться горшком, привести себя в порядок и продолжить дела
Если штаны испачкались, оставьте в этой зоне корзинку для грязного белья и несколько чистых вещей, в которые малыш сможет переодеться, чтобы выйти чистым и опрятным из туалета.
Как приучить ребенка к порядку
По мнению психологов, процесс уборки для детей не только полезен, но и необходим для того, чтобы малыш рос личностью. Ведь какая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос эгоистом или лентяем. Потом, став постарше, такой ребенок будет сваливать всю работу по дому на кого-нибудь другого. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку. Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку.
Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти лет
Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию
В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи
Очень хорошо в воспитании ребенка действует правило доверия, которое основано на поощрении стремления ребенка помогать вам. Пусть ваш малыш протрет пыль. Если вы попросите его сделать это, то он с гордостью и желанием справится с порученным ему заданием. Ведь не секрет, что именно в этом возрасте детки любят подражать своим родителям. Можно подарить ребенку игрушечную бытовую технику. Тогда ваш малыш сможет пропылесосить комнату с помощью игрушечного пылесоса, тем более к такому пылесосу даже мусор прилагается. Так что, все будет как по-настоящему.
Приучаем к порядку постепенно
Это правило постепенности заключается в том, что процесс воспитания и приучения к труду происходит ступенчато и естественно, от менее сложного к более сложному. Можно превратить уборку в игру, тогда ребенку будет интересно это делать.
Также для того, чтобы ваш малыш научился убирать за собой, используйте правило складирования. Должно быть специальное место, куда ребенок будет складывать игрушки, свои вещи.
В возрасте шести лет дети воспринимают уборку не как игру, а именно как труд. Поэтому, многих очень трудно заставить убрать что-то за собой или навести порядок в доме. Теперь намного сложнее, чем в маленьком возрасте, будет заставить ребенка трудиться.
Для начала можно попробовать использовать правило дружелюбия. согласно которому вы без ругани и криков постараетесь объяснить вашему ребенку, что он уже достаточно взрослый для того, чтобы помочь вам убрать в доме. Можно даже право выбора оставить за ребенком: какую именно работу он будет выполнять. Пусть ребенок выберет сам, будет ли он мыть посуду, или пропылесосит в комнате.
Кроме этого, воспользуйтесь правилом планирования. пусть у вашего ребенка будет распорядок дня, в котором будет место труду.
И конечно же, не стоит забывать о том, что нужно покормить живность в доме, выбросить мусор или сделать другие посильные для ребенка обязанности.
6 советов, как привить ребёнку любовь к порядку
1. Убираем всё ненужное
Посмотрите внимательно, что создаёт дома хаос. Очень вероятно, что у вас выставлено много ненужных вещей. Например, игрушек, которые никак не помогают развиваться. Достаточно их убрать, и поддерживать порядок уже будет проще. Даже если папа, устав после работы, что-то за собой забывает убрать.
2. Постепенно доверяем малышу больше задач во время совместной уборки
Если мы хотим привить любовь к порядку, нужно убирать вместе с ребёнком. Даже если кто-то в семье не успевает всё сам за собой убрать в суете, потом мы малышом это делаем.
Важно подключать его к уборке постепенно. Например:. — Смотри, я нашла книгу
Обычно книги стоят на полке. Значит, я пойду и поставлю её на полку. Сделаю сам(а) или ты мне поможешь?
— Смотри, я нашла книгу. Обычно книги стоят на полке. Значит, я пойду и поставлю её на полку. Сделаю сам(а) или ты мне поможешь?
И если в первый раз мама уберёт книгу сама, то во второй или третий малыш уже поможет ей.
3. Направляем, а не критикуем
Если ребёнок что-то сделал неправильно, поставил предмет не туда или уронил, пока нёс на место, не ругайте и не критикуйте, ведь он только учится
И ему важно ваше одобрение. Обесценивать его труд в такие моменты нельзя
Правильнее всего показать ему, как нужно делать. Если отнёс книгу не туда — взять её и вместе с ним перенести в другое место, к другим книгам. Если пролил воду на пол, пока нёс стакан — аккуратно вместе убрать тряпкой и показать, что в этом нет никакой проблемы.
Мы так устроены, что фиксируем внимание на негативе. А нужно наоборот: 10 наставлений (мягких и доброжелательных) на одну критику
Конструктивная обратная связь поможет улучшить контакт. Выразить своё одобрение можно по-разному: вербально или подмигнуть
Ребёнку очень важно понимать, что он принят, что у него получается, что у него есть поддержка в виде значимого взрослого
4. Поручаем делать то, что хорошо получается
Чтобы успешно осваивать навыки и не бояться проявлять инициативу, ребёнку нужно видеть, что он уже что-то умеет делать хорошо. Поэтому следует давать ему посильные задачи, а не заведомо те, которые обречены на провал.
Например, вы можете поручить ему перенести нетяжёлый предмет и поставить его в другое место. Или помочь убрать пыль. И вскоре он сможет сделать больше.
Чтобы научить ребёнка порядку и привить любовь к нему, продемонстрируйте посильный цикл уборки:
— Посмотри, как я убираю. В следующий раз уберёшь ты.
5. Предлагаем посильный выбор
Ребёнок будет увлечён уборкой, если вы позволите ему проявлять больше самостоятельности. Для этого можно предложить сделать выбор:
— Уберёшь цветы или книги?
— Вытрешь пыль со стола или с полок?
Альтернативные вопросы работают и в случаях, когда малыш отказывается помогать в уборке. С их помощью взрослому проще установить контакт с ним.
6. Приобщаем к порядку других членов семьи
Когда ребёнок видит, что все дома следуют определённым правилам и убирают за собой, ему проще научиться поддерживать порядок дома и помогать родителям.
Поговорите с родственниками на эту тему, если вы живёте с ними. Выберите для этого подходящий момент — когда собеседник отдохнувший, а не когда он пришёл с работы и всё разбросал. И когда ребёнок спит или гуляет с другими взрослыми.
Можно начать диалог примерно так:
— Я бы очень хотел(а) привить малышу нормы порядка. Порядок вокруг рождает порядок внутренний. Ему будет проще и спокойнее, если мы все будем транслировать одни и те же правила.
Текст составлен по материалам коучинга для выпускниц
Характеристика проблемы
Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:
правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.
Дисциплина и порядок
Понятие дисциплины
Что такое дисциплина и как к ней приучить?
Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.
Дисциплина и возраст
Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.
Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.
Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.
Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.
Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.
Как воспитать помощника?
Как приучить ребёнка к чистоте, порядку и дисциплине? С дошкольниками договориться о наведении порядка достаточно легко. Дети такого возраста любое физическое действие воспринимают как игру. Поэтому достаточно устроить соревнования на скорость, кто быстрее уберёт игрушки, и пообещать сюрприз в конце состязания. И комната будет убрана в считанные минуты.
Детей постарше нужно убеждать. Расскажите о вреде пыли и крошек на кровати. Объясните, что порядок – это удобно. Не придется каждый раз перед выходом на улицу искать одежду по всей квартире. Купите папки для хранения художественных работ, чтобы ребёнок складывал рисунки в определенное место, а когда придут друзья, бабушки, дедушки можно достать альбом и продемонстрировать достижения. Подчеркните, как удобно, когда все лежит аккуратно.
Пусть десятилетний ребёнок приглашает в гости сверстников. Перед приходом друзей юный домочадец с удовольствием приберётся в своей комнате, и тогда это у него войдет в привычку. Объясняйте, что с опрятным человеком комфортно общаться, что из аккуратности вытекают такие качества как пунктуальность, обязательность. Приятно иметь дело с приятелем, который вовремя приходит на встречи и соблюдает чистоту на территории, которую приходится делить ещё с кем-то, например, за школьным столом или в комнате детского лагеря.
Родители удивятся, если узнают, что у ребёнка 9 лет может быть свое представление о порядке. Одна девятилетняя девочка, мастер захламления, неожиданно для родителей стала прибирать свои вещи в гостиничном номере во время семейного отдыха. Когда взрослые поинтересовались причинами перемен, ребёнок ответил, что в отеле очень красиво и нет ничего лишнего, не хочется портить обстановку разбросанными вещами. После откровения
дочери родители всерьёз задумались об изменении интерьера в детской, убрали все лишнее и, конечно, прислушались к дизайнерским предложениям ребёнка.
Детям важно ощущать, что территория принадлежит именно им. Позвольте расставить мебель по вкусу ребёнка, украсить комнату любимыми элементами декора
Тогда ребёнок с большим трепетом будет относиться к порядку в своей комнате.
Гигиена тела
Первоочередным правилом Личной гигиены является соблюдение чистоты тела. В среднем в течение недели сальные железы выделяют от 100 до 300 г кожного сала, а потовые — от 3,5 до 7 л пота. Накопление на коже кожного сала, выделенных с потом продуктов обмена веществ, загрязнение кожи пылью и различными веществами окружающей среды приводит к снижению ее защитной и дыхательной функций и созданию условий для размножения на коже патогенных микроорганизмов. Особенно важна чистота рук. Установлено, что при нанесении на кожу чисто вымытых рук культуры бактерий количество их через 10 мин. уменьшается на 85%, а на коже немытых рук их количество через 20 мин. уменьшается только на 5%. Под ногтями обнаруживается примерно 95% общего количества микроорганизмов, находящихся на коже рук. Поэтому важен правильный уход за ногтями и тщательное мытье рук после пользования туалетом, перед едой и перед приготовлением пищи, при уходе за грудным ребенком и т. п.
Чистота тела, одежды и особенно рук работников общественного питания, воспитателей яслей и детских садов, а также медперсонала является обязательным условием их работы. Сан.-гиг. и противоэпидемические мероприятия на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, среди работников системы водоснабжения, в дошкольных, школьных и других учреждениях проводятся под контролем санитарно-эпидемиологических станций (см.). Однако вопросы Л. г. сотрудников этих предприятий и учреждений должны непрестанно контролироваться их руководителями, врачом, проводящим периодические медосмотры, а также лечащим врачом.
Каждому человеку необходимо знать особенности своей кожи и волос, чтобы учитывать это при уходе за ними. Так, напр., при очень тонкой и подверженной раздражению коже нельзя применять постоянно мыло, не всегда следует мыть мылом тонкие и сухие волосы и т.д. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном (см. Косметические средства). Людям, страдающим повышенной потливостью, рабочим производств, связанных с загрязнением кожи, сельскохозяйственным рабочим, особенно в условиях полевых работ, необходимо по окончании трудового дня тщательно вымыться или принять душ. В общественных банях и душевых целесообразно надевать собственные резиновые тапочки для купания во избежание заражения грибковыми заболеваниями кожи (см.). Рекомендации по уходу за кожей тела, волосами, кожей рук и ног — см. .
После мытья в бане, ванне следует сменить белье. Рекомендуется ежедневно менять белье людям с повышенной потливостью, в жаркое время года, людям, работающим в условиях жарких цехов и повышенной запыленности воздуха, т. к. поглотительные и воздухопроницаемые качества белья в этих условиях быстро теряются, под одеждой скапливается влага, кожа мацерируется, особенно в складках. Необходимо менять белье перед сном — надевать ночную сорочку, пижаму; всегда надо пользоваться индивидуальным полотенцем для лица и простыней — для вытирания тела; для рук и ног также нужны отдельные полотенца. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель. Сроки смены и стирки белья, а также гиг. требования к белью — см. Белье.
Основным правилом пользования одеждой и обувью является выбор их в соответствии с климатом и сезоном года во избежание переохлаждения или перегревания (особенно это относится к детям). Рекомендуется всегда, придя домой, сменить одежду и обувь на домашнюю во избежание переноса возбудителей инфекции, особенно если в доме живут маленькие дети; в здании школы дети должны надевать так наз. сменную (домашнюю) обувь. Рабочую одежду на пром. предприятиях оставляют в специальных шкафах, переодеваясь после принятия душа в одежду для улицы; дома эту одежду и обувь надо сменить на домашнюю. Гиг. требования к одежде и обуви — см. Обувь, Одежда, Одежда защитная.
Гигиена полости рта включает индивидуальный уход за зубами и санацию полости рта (см.). Уход за полостью рта заключается в тщательном удалении зубной щеткой мягкого зубного налета, постоянно образующегося и содержащего большое количество микроорганизмов, участвующих в разрушении поверхностного слоя эмали зубов; если зубной налет не удалять, он довольно быстро превращается в зубной камень (см.), который вызывает и поддерживает заболевание десен (см. Гингивит). Индивидуальный уход за зубами — см. . Санация полости рта должна проводиться два раза в год стоматологом; она является обязательным мероприятием для ряда возрастных групп (дошкольный и школьный возраст), для беременных женщин и рабочих некоторых промышленных предприятий.
Несколько советов в заключение
Мы должны научиться чётко различать сознательное неповиновение (нарушение правил и дисциплины) и естественную ребяческую безответственность. Первому нужно противостоять решительно и уверенно, помня о нашем праве устанавливать правила. А вот с естественной безответственностью лучше бороться мягко и снисходительно, проявляя терпение, ведь она присуща всем детям в той или иной мере. Не только ваш оболтус забывает заправить кровать, положить всё необходимое в портфель или повесить школьную форму в шкаф. Это нормально. Просто терпеливо напоминайте ему об ошибках — и всё будет хорошо.