Как общаться с ребенком, чтобы избежать конфликтов

Ошибки взрослых и что делать, чтобы избежать конфликтов между детьми

    • Родители (взрослые) постоянно вмешиваются в споры детей, и это неправильно. Если детям не грозит опасность поранить друг друга, нет угрозы потери достоинства и они не скандалят каждый день, то лучше не вмешивайтесь. Решая самостоятельно проблему, дети, таким образом, учатся правильному взаимодействию и самостоятельности. Вмешаться стоит только тогда, когда видите, что все выходит из-под контроля. Не позволяйте детям втягивать себя в их склоки и уж тем более не вставайте на одну из сторон, даже если видите, что кто-то из детей в корне неправ. Лучше поговорите с каждым ребенком по отдельности, когда все успокоится и разрулите ситуацию «на холодную голову».
    • Не стоит при младшем ребенке говорить старшему, чтобы он уступил только потому, что он старше. Чадо просто не поймет, почему допускается такая несправедливость. Ведь таким образом нарушается равенство и получится, что потакая малышу, родители показывают, что любят его больше, чем старшего ребенка. К тому же, таким образом мама и папа проявляют предвзятость и неуважение. Чтобы избежать конфликта, расставьте приоритеты и научите младшего уважать право старшего иметь свои вещи и свое мнение, ведь у малыша есть свои игрушки, которые принадлежат только ему.
  • Иной раз, чтобы не заморачиваться и не выяснять виновного, взрослые наказывают обоих детей. Но это тоже не правильно! Таким образом, родители (воспитатели или учителя) показывают свое бессилие и нежелание выявлять виновного, а уж тем более, примирять стороны. До добра такая тактика не доведет и врагами окажутся сами взрослые.
  • Если конфликты возникают постоянно и перерастает из обычного спора в ненависть и каждодневную конфронтацию – это значит, что родители решили все пустить на самотек. И это их ошибка. Вмешиваться не стоит во время самого разгара спора, но отпускать ситуацию из-под контроля тоже нельзя. Дети просто не смогут понять, в чем они неправы и сами выйти из ситуации, когда обычная обида превращается в ненависть. Взрослые обязаны выяснить все нюансы конфликта досконально, выслушать аргументы обеих сторон и помочь детям найти компромиссное решение проблемы.

Родители, которые мало хвалят детей, не поощряют к сотрудничеству, не объясняют, что нужно проявлять уважение к личности и вещам другого, придерживаются строгости в воспитании и вводят слишком много правил, никогда не научат ребенка избегать конфликтов. Только любовь, терпение и собственный пример помогут маме и папе не создавать в доме условий для ссор и конфликтов между детьми.

Скажи по-другому

Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.

В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?

Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.

Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку “Репка”, причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.

Давай попробуем по-другому:

  1. Сказку можно прочитать.
  2. Нарисовать комикс.
  3. Поставить спектакль.
  4. Сделать макет из пластилина.
  5. Снять мультик.
  6. Посмотреть мультик.
  7. Поставить оперу.
  8. Провести эксперимент, реально посадив репку.

Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!

Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.

Ищите общие цели

Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким  отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.

Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.

Не прыгайте через голову

Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.

Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»

Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».

Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.

Детские конфликты или буллинг?

В клубке отношений со сверстниками часто разгораются и гаснут конфликты, это естественно. Но встречается и более жесткая форма — целенаправленная травля. Отличить эти явления довольно просто. Конфликт — явление одномоментное. Он может быть достаточно острым, но иметь все признаки развития: основание, участников, процесс выяснения отношений и завершение.

Буллинг — это беспричинное преследование конкретного человека с целью причинить боль, унизить, подорвать авторитет среди сверстников. Явление безжалостное, может нанести серьезный вред психике. При этом те, кто пытаются заступиться за жертву, тоже часто попадают в категорию отверженных. Ребенок может скрывать травлю от родных, если его запугали или в семье нет доверительных отношений. В этом случае наблюдается отказ от посещения занятий, прогулы, а в сложных случаях, и трагический исход.

Ваш ребёнок часто ссорится с кем – либо? (в детском саду, в школе)
Не часто. Мой ребёнок дружелюбный и с мягким характером 12.5%

Никогда подобного не замечал(-а) или может я просто об этом ничего не знаю 25%

У моего ребёнка довольно часто происходят конфликты со сверстниками 62.5%
Проголосовало: 8

Чтобы не допустить подобное, нужно четко представлять отличие конфликта от травли и вовремя принимать адекватные меры, чтобы уберечь ребенка от такого развития ситуации, научив его противостоять давлению, решать конфликтные ситуации без применения силы. Когда не удается наладить отношения со сверстниками в конкретном учебном заведении или во дворе, то придется принимать решительные меры вплоть до перевода в другую школу или переезда.

Можно ли совсем избежать конфликтов?​

Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.

Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.

Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты

Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье

Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу изменения поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.

Книги о том, как развить ораторские способности

Как развить ораторские способности? Нужно больше тренироваться перед зеркалом или может исправить дикцию? Поверьте, самостоятельно с данной задачей будет справиться достаточно сложно, а вот если у вас есть подборка книг – будет значительно легче.

№11. «Черная риторика. Власть и магия слова» — Карстен Бредемайер

Об авторе: Автор является достаточно известным специалистом в сфере делового консалтинга. Также его считают одним из самых лучших тренеров по коммуникативным техникам в Европе.

О книге:

Книга учит манипуляциям всеми методами и риторическими средствами.В книге объясняют, как правильно общаться с собеседником, учит не просто общению, а находчивости, не поддаваться на различные провокации.

Она будет полезна тем, кто хочет научиться искусству диалога, а также выступлению на публике.

Цитата:

Приобрести на Литрес за 339р

№12. «Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики» — Нина Зверева

Об авторе: Автор является не только писателем, но и журналистом, членом Академии российского телевидения. Она также работает тренером и написала огромное количество книг.

О книге:

Прекрасное практическое пособие для тех, кому необходимо произнести речь, причем подойдет для любого повода. Понравится даже искушенному читателю, который знаком с подобными книгами.

За всеми рекомендациями стоит автор с собственным опытом, а также ощущениями. Написана книга легко, выразительно. В каждой строке есть много полезной информации. Книга не только поможет вам выступить, но и останется в памяти.

Цитата:

Приобрести на Литрес за 299р

№13. «Откровения оратора» — Скотт Беркун

Об авторе: Скотт Беркун является прекрасным оратором и писателем. Но о нем известно мало, разве что – она занимается написанием книг.

О книге:

В данной весьма практичной книге автор решил собрать большое количество советов, а также лайфхаков, которые непременно позволят подготовиться качественно к выступлению любого масштаба и уровня.

Автор также расскажет, как справиться со страхом перед аудиторией, какие все-таки нюансы следует учитывать, когда вы будете готовиться к вашему выступлению.

Цитата:

Приобрести на Литрес за 449р

№14. «Античное ораторское искусство» — Андрей Козаржевский

Об авторе: Андрей Козаржевский – это великолепный специалист в сфере классической филологии.

О книге:

Если говорить о древних греках, то они всегда отличались тем, что были очень красноречивыми. В античной Греции философы, а также политики могли владеть словами не хуже, чем трагики, а также поэты.

Автор посвятил данный материал ораторам классической эпохи. В книге рассматриваются труды, а также речи Цицерона, Аристотеля, Демосфена, а также Платона.

Цитата:

№15. «Говори и властвуй» — Виктория Борисова

Об авторе: Автор является философом и психологом по образованию. В свое время работала бизнес-тренером.

О книге:

Об ораторском искусстве, а также правильном общении было написано в свое время сотни книг. Но автор уверяет, что в нашем веке уже не работают старые принципы. Основная проблема, как считает автор, это поведение «как у робота».

В данном издании вы узнаете секреты общения

В книге особенное внимание уделяется тому, насколько искренний оратор.Общение между покупателем и продавцом, подчиненным и начальником, детьми и родителями непременно должно быть как можно более естественным

Цитата:

№16. «Ораторское искусство. Притворись его знатоком» — Крис Стюард

Об авторе: Автор является писателем, а также психологом и блогером.

О книге:

Наверняка вы сталкивались с тем, что необходимо произнести на публике речь. И книга по ораторскому искусству может пригодиться во время учебы, на Дне Рождения или на свадьбе.

Автор рассказывает про то, как правильно структурировать речь, дают несколько советов по грамотному использованию цитат. Также вы найдете в книге советы по запоминанию заготовленной речи.

Цитата:

№17. «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным» — Роберт Чалдини

Об авторе: Автор является популярным психологом из Америки, который стал известным благодаря своим книгам.

О книге:

Книга написала живым и легким языком, а также в достаточно удобной форме «вопрос-ответ». Вы получите большое количество теории, а также действенные советы.

Авторы решили посвятить книгу психологии общения. Благодаря данному изданию вы не только сможете изучить все приемы, но и поймете сами механизмы общения.

Цитата:

Не будьте эмоциональным и не воспринимайте ничего лично

Эмоции ваш враг, когда вы пытаетесь достучаться до своего подростка. Напомните себе, что то, что он говорит и делает, не является отражением вас. Вам может не нравиться то, как он себя ведет или даже как он думает но держите свои эмоции под контролем, даже если его поведение выводит вас из себя.

Конечно, легко сказать, но сложно сделать. Но этот навык, которому можно научиться, очень эффективен при общении с подростками. Перед тем, как начнете говорить с ребенком, повторите несколько раз мантру: Это просто работа по воспитанию детей. Это не личное.

Когда вы действительно будете думать так, у вас не будет причин злиться на своего ребенка. Возможно, он делает плохой выбор, но ведь у него просто может не быть навыков, чтобы сделать выбор лучше. Таким образом, ваша задача помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он, в свою очередь, смог развить лучшие навыки решения проблем.

Старайтесь просто сосредоточиться на своей работе как родителя, это поможет вам быть менее эмоциональным. Когда вы чувствуете разочарование, помните, не принимайте это на свой счет. Когда вы установите границы, вашему ребенку это не понравится. Скажите себе, что это просто проблема, которую нужно решить, и обычная часть родительскиго дела.

Темперамент и порог терпимости

В значительной мере поведение во время конфликтной ситуации будет зависеть от темперамента человека.

Послушные дети знают, что спорить нехорошо, поэтому до последнего копят отрицательные эмоции в себе. Вот только способность держать в себе будет напрямую зависеть от характера. По мнению конфликтологов, дети, принадлежащие по типажу характера и темперамента к флегматикам и меланхоликам, способны держать в себе негатив месяцами. Но когда порог терпимости оказывается превышен, накопленная энергия обязательно потребует выхода — ребенок «взорвется как вулкан», и это будет не только неожиданно для окружающих («Она казалась такой тихой девочкой!»), но и разрушительно для самого ребенка.

По мнению тех же ученых-конфликтологов, самый низкий порог терпимости у холериков и сангвиников. Эти детки не будут держать отрицательную энергию в себе и предпочтут выплеснуть все-все эмоции сразу. Они «заводятся», что называется, с пол-оборота, но их «гнев» не так уж страшен, они быстро остывают и становятся способны услышать и принять разумные доводы.

Ребенку полезно решать конфликты самостоятельно

Польза конфликтов для ребенка

Ссоры – естественная часть развития и становления личности. Первые конфликты у детей возникают уже в 1−2 года с родителями, малышами в песочнице.Они начинают искать собственное «я», пытаются отстоять свои желания и потребности. Ссоры выливаются в первый серьезный кризис трехлетнего возраста.

Постепенно конфликтные ситуации становятся все более острыми и сложными. Дети начинают делить территорию со сверстниками в школе и дворе, ищут свое место в социальной группе. Если не направлять ситуацию в мирное русло, она может привести к серьезным последствиям.

Психологи уверены, что из детских конфликтов можно и нужно извлекать пользу.С их помощью ребенок становится более самостоятельным, уверенным в себе, учится защищаться

Поэтому их не следует избегать: важно учить кроху разным способам погашения спорных ситуаций без вреда и драк

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем. 

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора: 

«я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;  «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;  «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение». 

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.  

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо. 

Шаг 2. Разговор с учителем 

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом. 

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта

Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало. 

Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало. 

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.  

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение. 
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога. 
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта. 
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами. 

Как спрашивать про отношения с учителями?

Учителя для детей — значимые, авторитетные взрослые, и ребёнку бывает сложно рассказать об их отношениях что-то, что ему не нравится. Однако от того, насколько ученику комфортно общаться с учителем, зависит его успеваемость.

«Очень важно уметь слушать. Часто дети сами рассказывают о том, что говорит им учитель и как ведёт себя

Внимательный родитель может услышать в этом рассказе чрезмерную критику или скрытую агрессию. Конечно, чаще всего учитель не хочет обидеть ребёнка и не имеет в виду ничего плохого. Но дети чувствительны, их легко ранить, поэтому не стоит игнорировать такие рассуждения».

Постарайтесь очертить для ребёнка грани дозволенного: пусть он знает, что можно и что нельзя в общении с ним. Например, нельзя повышать голос и использовать физическое насилие.

Если из рассказа понятно, что ребёнок совершил ошибку в общении с учителем и за это был наказан, то важно сказать ему об этом. Но не когда он в аффекте после пережитого конфликта

Сначала поддержите ребёнка, а потом, когда он успокоился и готов услышать, можно напомнить о границах и приемлемом поведении.

И ещё очень важно почаще озвучивать: «Я всегда на твоей стороне. Если что-то случилось — расскажи мне, я тебе помогу»

Также родителю стоит научиться и самому заводить разговор на такую неудобную тему. Хороший вопрос — это открытый вопрос. Не тот, на который можно ответить «да» или «нет».

Неправильно: «Как ты думаешь, хороший учитель Ирина Петровна?»

Правильно: «Как тебе Ирина Петровна? Как ты с ней себя чувствуешь?»

Тогда ответ может получиться обширным и можно узнать, что в одних ситуациях с ней интересно, в других — скучно, а в третьих — страшно.

«Поговорите с ребёнком о том, что учителя тоже ошибаются, могут неправильно себя повести или воспользоваться своим положением (при этом делают они это не всегда специально).

Например, некоторые учителя говорят громким и строгим голосом и сами не замечают этого. Многие дети это воспринимают нормально, но особо чувствительные — боятся. Они думают, что учитель злится, что их сейчас будут ругать.

И помните: нет ничего дурного в том, чтобы рассказать учителю об особенностях ребёнка и попросить обратить внимание на некоторые ситуации. Учителям можно и нужно давать обратную связь — она делает их работу лучше

В конце концов, в школу ходят, чтобы учиться и дружить. И дети должны себя чувствовать здесь уютно и безопасно».

Детские конфликты

Если говорить об официально принятом понятии, то конфликты — это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, отсутствие согласия по конкретному вопросу или ситуации. При этом оно связано с отрицательными эмоциональными переживаниями. Например, спор о том, кто будет водить при игре в прятки или кому первому играть с новой игрушкой в группе детского сада. Погасить конфликт самостоятельно дети часто не могут и нужна помощь взрослых. В каждом возрасте есть свои особенности течения спорных ситуаций.

Малыши и дошкольники

Основными движущими чувствами становится ревность, завить и обида

Это проявляется в соперничестве за внимание взрослого человека и в процессе игры, когда не удается поделить предмет интереса. Первые конфликты возникают при вхождении ребенка в общество

Это происходит в 3-4 года. Причина в незнании законов общения, отсутствии навыков взаимодействия.

В этом возрасте ребенок очень быстро учится находить общий язык со сверстниками, играть вместе, делиться игрушками. Но при возникновении конфликта чаще всего решает его силовым путем с применением того, что попалось под руку. Задача взрослых — предотвратить ссору и научить договариваться без агрессии.

Как бы Вы описали характер своего чада?
Взрывной, иногда сложный, неусидчивый, ранимый 22.22%

Очень мягкий, ранимый, спокойный, стеснительный 33.33%

Тяжелый, капризный, эгоистичный 22.22%

Всего по не многу из предоставленных вариантов выше 22.22%
Проголосовало: 9

В 5-6 лет начинается осознание себя как личности в социуме и поиск своего места в коллективе. Это и становится основной причиной конфликта. В этом возрасте уже возможен буллинг, потому ребенок должен быть морально готов к тому, чтобы дать отпор обидчику при первых признаках травли. Обычно этого достаточно, чтобы агрессоры начали искать другой, более покладистый и беззащитный объект.

Младший школьный возраст

В этот период повышенного внимания удостаиваются те, кто не похож на других. Их начинают дразнить, придумывать обидные прозвища, что и становится причиной конфликтов. В этот период у младших школьников определяются основы нравственности, формируется представление о социальных установках и нормах и от того, насколько он сможет совладать с эмоциями и приобрести навыки выхода из конфликтных ситуаций, зависит его дальнейшая жизнь в социуме.

Очень важно заложить понятие ценность личности, жизни и здоровья другого человека, а также научить, как постоять за себя без применения агрессивных методов

Подростковый возраст

Самый сложный период, в котором процветает максимализм и резкое неприятие тех, кто отличается в поведении, внешности, стиле жизни. Конфликты решаются через унижение соперника, часто с применением физической силы. Происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Остановить подобные конфликты сложно, договориться с подростком еще труднее, но это необходимо не только для того, чтобы не потерять контроль над ситуацией, но и с целью помочь разобраться в случившемся и найти способы не допускать подобного в дальнейшем.

Самое страшное, что может произойти в этот момент — превращение в беспомощную жертву издевательства сверстников. Это станет причиной психологической травмы либо пробудит мощную внешнюю агрессию, когда конфликт перейдет в трагедию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий