Что нужно знать родителям?
Чаще всего матерятся, как ни странно, слабохарактерные дети, поэтому вам нужно серьёзно заняться укреплением характера своего ребенка. Чаще давайте ему ответственные задания, покажите, что вы считаетесь с его мнением, укрепите его уверенность в себе;
Обозначьте приоритеты, например: спорт, книги, какие-либо другие увлечения
Дайте ребёнку понять, что вот это по-настоящему «круто», а не пустая болтовня с дружками или подругами; приводите в пример знаменитых людей, которых он уважает;
Скажите, что если в скором будущем его лексикон не изменится, то вы вынуждены будете не брать его в кино, центры развлечений и другие общественные места; при этом это должны быть не пустые угрозы, можно один раз так и поступить;
Разъясните важность ситуации — в каком случае совершенно недопустимы ругательства, а в каком даже могут сыграть свою роль, например, если достаёт разная шпана, и ему нужно постоять за себя.
Стоит ли наказывать и как
Иногда родители не могут привести веских аргументов, почему нецензурная лексика запрещена. И тогда просто необходимо применить старый проверенный метод — наказание.
Но, если ребенок ругнулся впервые или у него случайно вырвалось недавно услышанное плохое слово, приступать к наказанию не рекомендуется. Этот метод отлично работает с «плохишами», которые осознано, ругаются матом.
Ни в коем случае нельзя применять физическую силу, в любом её проявлении! Ремень и подзатыльник не решат проблему, а только заточит у чада обиду на вас.
Как тогда бороться? Запретите ребёнку что-то делать. Например, если он хочет гулять, пусть сидит дома. Мультики, интернет тоже под запретом. Не видитесь на слёзы, уговоры. Снимите запрет только, когда ребёнок сам пообещает больше не ругаться.
Если «плохое» словечко снова у него проскользнет, запретите что-нибудь посерьезней. Как бы такой метод не казался жестким, но по-другому никак. Дети хорошо умеют манипулировать взрослыми, и обычно получают желаемое, по первому капризу. Но ребёнок должен знать правила поведения в обществе для нормальной социальной адаптации.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Как отучить детей дошкольного возраста от выражений матом
Услышав, что ребенок употребляет матерные выражения, взрослые не должны излишне эмоционально реагировать на происшедшее. Как же все-таки правильно поступить в данной ситуации, и какие способы считаются самыми эффективными с точки зрения детских психологов и педагогов.
- Нужно в ненавязчивой форме выяснить у ребенка, где он услышал такие выражения и после этого без излишеств рассказать ребенку в форме сказки, или использую другую методику, как плохо говорить нехорошие слова.
- Если в среде, где обитает ребенок, взрослые в разговорах, пусть даже в редких случаях (нестандартная ситуация) позволяют употреблять мат, придется научиться контролировать свои эмоции и исключить из речевого лексикона нецензурные выражения.
- Если ребенок посещает детский сад и по его словам он там услышал брань из уст сверстников, нужно поставить в известность воспитателей о проблеме, которая возможно имеет место в группе, где он находится.
- Исключить из просмотра детей телесериалы и передачи, где часто используется не нормальная лексика, присутствует агрессия.
Из практики педагогов имеется ряд случаев, когда сами родители часто являются причиной брани на устах ребенка, но сами с пеной у рта утверждают обратное: они не виноваты, а вот один из примеров «невиновности».
В детский сад, как правило, папа по пути на работу завозил свою дочь на машине, но с учетом пик-времени, который обычно имеется по утрам на дорогах, в сильном эмоциональном возбуждении, отец, сам того не замечая, крыл всех, кто попадался на пути в виде препятствия: как нерадивых водителей, так и пешеходов. Когда вместо папы, (обычное стечение обстоятельств) внучку в садик повез на машине дедушка, малышка огорошила его одним из тех выражений, которое обычно использовал отец.
Дедушка едва сам не стал виновником аварийной ситуации, когда его четырехлетняя внучка «прокомментировала» поведение зазевавшего пешехода. Это стандартный случай, когда в порыве эмоций даже очень интеллигентные люди, сами того не замечая, при ребенке произносят ругательства, которые запоминают дети и копируют их в похожих ситуациях.
Особенности ругани в разном возрасте
Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:
2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо
Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).
6–9 лет. Старшие дошкольники и младшие школьники с помощью ругани могут выражать свою независимость, протест против родительских запретов.
10–14 лет
Главный мотив употребления нецензурных слов — самоутверждение в компании ровесников. Некоторые тинейджеры хотят казаться нарочито грубыми. (как мальчики, так и девочки) – им кажется, что так они будут выглядеть круче.
После 14 лет у большинства подростков интерес к мату уже ослабевает. Такие слова остаются лишь выразителями эмоций, их вставляют при рассказывании анекдотов (иначе они не будут такими выразительными). Ненормативная лексика уже не доставляет былой радости (нет новизны), для уважения в коллективе уже недостаточно умения крепко выругаться. Постоянно матерящийся подросток зачастую уже воспринимается ровесниками негативно.
От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?
В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания. С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении
Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения
С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения
Важно донести, что произносить такие слова дурно
Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения
Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе
В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.
Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:
пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится – разумеется, без нецензурщины;
важно выразить ему свою поддержку;
следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.
Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.
Не ошибитесь!
Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее
Чего делать точно не нужно?
- Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
- Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
- Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
- Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
- Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
- Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
- Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!
Еще несколько советов
Иногда малыш выражает непечатными словами свои эмоции: восхищение, удивление, испуг. В таком случае рекомендуем вам постараться обогатить словарный запас чада. Ведь есть столько синонимов, выражающих всю гамму чувств красиво и богато. Можно преподать урок, как игру. Причем вовсе не обязательно посвящать этому специально отведенное время. Например, по дороге в садик. Увидели роскошную клумбу. Попросите малыша описать ее хорошими словами. Когда он начнет повторяться, то подскажите ему новые.
Конечно, для этого вы и сами должны иметь хороший словарный запас. Если мамочка владеет речью, как Эллочка-людоедка, то о каком богатстве языка может идти разговор?
Можно обогащать речь ребенка не только чтением книг или специальными обучающими программами. Покажите малышу несколько черно-белых фильмов 1960-69 годов. Особенно с участием Ефремова или Дорониной. Там такие монологи, закачаешься! И не обязательно заставлять малыша их смотреть. Пусть он занимается любимой игрушкой, а фильм идет как фон.
Пусть чадо не научится театральной речи, зато хоть в памяти отложатся правильные красивые выражения. А японских мультиков с возгласами вместо текста он еще успеет насмотреться.
При общении со сверстниками более продвинутые товарищи просвещают любознательного подростка на тему полов. Причем в выражениях совершенно не стесняясь. Ребенок употребляет мат именно в контексте обозначения частей тела или процесса совокупления? Так что мешает вам взять детский учебник по физиологии и научить чадо называть их грамотными словами, а не площадной бранью?
Иногда ребенок, услышав новое выражение, сам спрашивает родителей, что оно означает. Не надо картинно хвататься за сердце и показательно пить валерьянку. Вы не в театре играете. Не надо пытаться обвинить свою вторую половинку в распущенности малыша, тем более в его присутствии. Это стыдно в первую очередь для вас.
Совершенно спокойно выясняем у отпрыска, откуда он его узнал. Вспомните героев нескольких анекдотов, возможно, чадо просто не расслышал фразу или неправильно ее произносит. Если же это именно брань, то не повышая голоса, объясняем. Что это нехорошее выражение, его употребляют, когда хотят обидеть другого человека. И обязательно растолковываем, что пользуются матом тоже нехорошие люди. Иначе малыш будет по-своему «обижать» того, кто доставил ему неприятности.
Иногда случается, что все ваши потуги оканчиваются поражением. А отпрыск продолжает выкрикивать ругательства на каждом шагу. Тогда придется обратиться к психологу. Возможно, у вашего ребенка редкое заболевание.
Как отучить ребенка материться? Соблюдайте собственную культуру речи, побольше разговаривайте с ним и поменьше заостряйте внимание на бранных словах. как отучить ребенка грызть ногти. как отучить ребенка грызть ногти
как отучить ребенка грызть ногти
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
О мате в соцсетях
Сергей Пименов, медиапродюссер, популярный автор «Фейсбука»:
– Мат использовался в сети всегда, в разных дозах и версиях. На этапе формирования интернет-сообщество проходило разные точки осознания. Вначале общение на форумах было анонимным и каждый выдумывал свою модель поведения для сети. Кто-то вел себя как в жизни, кто-то создавал виртуалов с чистого листа. Это касается и языка, которым человек пользовался. Часто бывало так, что в жизни герой не позволяет себе материться – закрытый, зажатый, а в сети – бах! – вот он я, рыцарь «поля русской брани».
Я же в сети такой же, как и в жизни. Поэтому использую мат. Однажды понял, что в своих текстах легко могу обходиться и без нецензурной лексики, но есть моменты, где тексты из-за этого сильно теряют в силе и четкие акценты не всегда понятны. Поэтому я использую мат очень осознанно и в тему, если нельзя обойтись без него.
Мат – насколько все плохо?
Мат – бранные слова, использование которых противоречит общепринятой морали. Чаще всего их употребляют с целью оскорбления собеседника или отрицательного оценивания людей и явлений, то есть для выражения эмоций и яркой аргументации. В некоторых случаях ругательства служат для связи слов в предложении, являясь «паразитами». Это свидетельствует только о бедности словарного запаса.
Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.
Матерные слова режут слух, вызывают неприятные эмоции и формируют отрицательное представление о собеседнике. Если «крепкое» выражение произносится взрослым человеком в пылу страстей или в ситуации, когда он испытывает боль, то это можно оправдать. Матюги в качестве слов-паразитов наталкивают на мысль об интеллектуальной ограниченности. Успешные и воспитанные люди не бранятся «направо и налево». Родителям, которые хотят, чтобы их ребенок гармонично вписался в социум и достиг определенных высот, стоит корректировать его речь.
Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.
Как решить проблему матерных выражений у подростков
Воспитание подростков самое сложное из периодов, как для самих детей, так и для их родителей. Но если проблему не взять под контроль результаты могут быть самыми не предсказуемые. Что в подобных случаях советуют специалисты:
- Помощь в организации своего ребенка условий досуга, куда бы можно было привести и других подростков.
- Ненавязчиво интересоваться кругом интересов подростка.
- Дать возможность подростку выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях, играх типа «Зарница».
- Образование молодежных коллективов по интересам.
Чем меньше ситуаций, где имеется агрессия, несправедливое отношение к подросткам тем лучше. Нравится им громкая музыка: пусть слушают, вспомните себя, хочется пикника на даче, да почему нет, главное ненавязчивый контроль в виде организации досуга. Если подросток пробует себя проявить в чем-то, ненужно сдерживать, требуется поправить и подсказать в такой форме, чтобы ребенок без спора осознал ход размышления взрослых, понимая нужность действий. Если ребенок в споре доказывает свою правоту, это не говорит, что он не прав, это просто другая точка зрения, которую должны уважать и родители, и другие взрослые.
Изначально разъясняя ребенку, что выражение матом не признак превосходства или крутизны, в дальнейшем сделает свое дело. На вопросы: «почему им можно, а мне нет», просто требуется объяснить, что жить своим умом, а не как все, действительно круто.
КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ
Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.
Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.
О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.
Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.
За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка
За случайные проступки – например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком – в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.
За несдержанность, присущую возрасту – маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.
За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста – как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания – одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?
Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.
В каких ситуациях можно применять наказания
Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:
Ваше наказание – это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;
Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;
Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации – все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.
Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.
Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.
Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.
При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.