7 способов приучить ребёнка спать без пелёнки

Виды пеленания и их опасность

Есть 2 классических способа запеленать младенца:

Тугое завертывание. Оно выполняется с помощью двух пеленок: руки и ноги ребенка выпрямляются и тесно прижимаются к туловищу.

При таком варианте младенец не в состоянии двигать конечностями и мешать себе, поэтому спит спокойно. Несмотря на очевидный плюс, у такого способа есть временной риск.

Не стоит злоупотреблять тугим видом пеленания. Оно подходит только для завертывания на короткий промежуток времени, так как затрудняется дыхание ребенка и ухудшается кровообращение. Тугое укутывание приводит к усугублению дисплазии тазобедренных суставов и может спровоцировать даже вывих бедра. При постоянном нахождение малыша в таком состоянии, возникает риск задержки его развития и снижение мышечного тонуса.

Свободное пеленание. : не сковывает движений ребенка, он может беспрепятственно двигаться и чувствовать себя более комфортно. При свободном укутывании грудничку гораздо проще согреться, а при тугом малыши часто замерзают.

ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?

Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.

Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции

Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.

Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы

Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.

Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.

Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.

Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений

Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.

Почему дети плачут?

И первое, что приходит на ум, у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса, от переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом. И мы понимаем, что чем меньше ребенок, чем чаще он будет пользоваться плачем как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.

Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о

физиологической потребности (голод, жажда, мокрые штанишки и т.п.); социальной потребности (потребность в общении, желание получать внимание и т.д.); боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы); истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать), обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки). Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели

Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией

Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией.

Проанализировав все эти причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом он может по одной причине, но и в совокупности несколько причин могут дать подобную эмоциональную реакцию.

Итак, у детского плача есть несколько функций:

  • плач как средство достижения цели;
  • плач как способ снятия психоэмоционального напряжения;
  • плач как призыв о помощи.

Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. И в соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно

Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи

Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

О проблеме

Новорожденный в первое время после появления на свет находится «на одной волне» с мамой, разрезанная пуповина лишь разделила из физически, но психологическая зависимость друг от друга осталась. И в большей степени она выражена именно у ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенку, который слабо ориентируется в том большом мире, в который он попал, очень важен тактильный контакт с мамой. На практике это выглядит так: младенец беспокоится — мама берет его на руки, малыш чувствует ее присутствие, слышит голос, узнает родной запах и успокаивается.

Этим и пользуются мамы, начиная с самых первых дней самостоятельной жизни своего чада. Он закряхтел в кроватке — мама уже бежит и берет на руки, младенец мучается коликами — мама тут как тут — на руки. Очень быстро карапуз соображает, что заполучить маму очень просто — нужно просто заорать или хотя бы сердито засопеть. Однако дети до 2 месяцев практически не умеют злоупотреблять доверием, и они действительно просятся на руки по причине того, что в этом остро нуждаются.

К 3 месяцам все меняется. Колики уже стихли или стали более редкими, и уже нет такой большой потребности бежать на каждый писк чада, но мама это делает по привычке, и малышу это начинает нравиться.

Что делать матери, если сын пьет

Алкоголики в большинстве своем отрицают собственную зависимость, поэтому родителям бывает так сложно уговорить сына бросить пить. Даже если в обычной жизни, вне алкогольного угара, человек прислушивается к мнению и советам близких, при нарастающей тяге он будет отвергать любую помощь

Поэтому так важно личное, осознанное решение самого алкоголика принять медицинскую помощь. Со стороны матери и отца требуется всесторонняя поддержка

Плакать и заставлять бросить пить уговорами и скандалами бесполезно. Все это в конечном итоге приводит к тому, что сын будет пить тайком, либо будет лгать, что бросил. Как это проверить? Нужно просто предложить ему пройти лечение. Категорический отказ будет означать, что человек от спиртного не отказался.

Психологи дают несколько советов людям, чьи дети попали в кабалу алкогольной зависимости:

  1. Перестать решать проблемы пьющего сына. Его болезнь — его ответственность.
  2. Не нужно требовать от сына обещаний, который он заведомо не сможет выполнить.
  3. Под запретом — даже небольшая доза алкоголя. Лояльность здесь недопустима. Самим родителям также нельзя пить в присутствии сына.
  4. Любой разговор должен иметь логически завершенный результат. Нотации и сетования ни к чему — проблема уже есть, и ее надо решать.
  5. Ограничение излишней опеки. Сын вырос и обязан быть самостоятельным.
  6. Необходимо избавиться от чувства вины: не доглядели, не воспитали и т.д. В зависимость попадают разные люди: бедные и богатые, добрые и злые, с образованием и без него.

Это очень простые советы, но в конечном итоге разумное поведение и действия родителей могут повлиять на решение алкоголика начать лечение. Да и эффективность терапии во многом зависит от того, какую модель поведения выбрали родители по отношению к своему пьющему сыну.

Не менее важна поддержка родителей после реабилитации. Наркологи рекомендуют полностью сменить круг прежнего общения алкоголика вплоть до переезда на новое место жительства — нельзя, чтобы он встречался с бывшими собутыльниками.

Ни в коем случае нельзя упрекать сына, давить на совесть, заставлять чувствовать себя виноватым. Даже в состоянии длительной ремиссии всегда есть риск срыва, а авторитарный подход в общении с сыном может стать провоцирующим моментом.

Родителям пьющих детей рекомендованы сеансы у психотерапевта и психолога. Так они смогут лучше понять суть проблемы и возможности для ее решения. Созависимость — не менее серьезное психологическое состояние, чем сама зависимость.

Как себя вести, чтобы заставить сына бросить пить

От родителей потребуется все самое важное, что есть в жизни: любовь внимание, доверие, понимание. Деструктивные эмоции подавить, агрессивное и авторитарное поведение исключить. Важно понимать, что алкоголизм вряд ли является осознанным выбором сына — это тяжелая прогрессирующая болезнь с глубокими психологическими корнями, поэтому поддержка близких и вера в свои силы — немаловажный элемент для решения серьезной проблемы

Важно понимать, что алкоголизм вряд ли является осознанным выбором сына — это тяжелая прогрессирующая болезнь с глубокими психологическими корнями, поэтому поддержка близких и вера в свои силы — немаловажный элемент для решения серьезной проблемы. Что точно не следует делать родителям пьющего сына:

Что точно не следует делать родителям пьющего сына:

  • чрезмерно опекать и контролировать действия сына;
  • упрекать, плакать, устраивать скандалы и истерики;
  • снабжать деньгами (в конечном итоге они пойдут на выпивку);
  • лечить от зависимости без ведома больного;
  • решать проблемы сына.

Не поможет и нагнетание обстановки, угрозы. Алкоголики становятся весьма изворотливыми — они понимают, что угроза ничего не стоит, если за ней не последует действие. Озлобленность и обида дают обратный эффект — от злости человек начинает пить еще больше.

А вот поддержка и доверительные отношения вполне могут дать положительный результат, и сын даст согласие на лечение.

Если же этого не происходит, стоит воспользоваться услугой интервенции. В процессе мягкой и доверительной беседы, которую психологи проведут с алкоголиком, человек постепенно приходит к убеждению о необходимости лечения. Как результат — добровольное согласие принять медицинскую помощь.

Сон — превыше всего

К сожалению, не так уж редко можно услышать от родителей: «Я не буду его качать и пеленать. Пусть поплачет пару ночей, потом сам заснет». Или: «Я даю ему поплакать — все равно перестанет. Это он показывает характер!».

Специалисты по детской психологии уверены: таким образом подрывается доверие малыша к родителям. Младенец понимает только одно: что он совсем один, что ему не сочувствуют. Помните: наиболее вероятный результат применения метода «дать накричаться» — расшатанная психика ребенка.

Неприемлемо, чтобы малыш плохо спал и от этого капризничал. Ему обязательно нужно помочь заснуть. Давно доказано, что в первый год жизни мозг совершает очень напряженную работу, а полученная в дневное время информация обрабатывается именно во сне. У маленьких детей это зачастую бывает даже интенсивнее, чем при бодрствовании:

  • организуются и настраиваются нейронные сети и все системы мозга;
  • происходит синтез гормона роста;
  • осуществляется «подпитка» и достигается сбалансированная работа нервной системы;
  • открываются возможности для правильного психического, двигательного, речевого развития малыша.

Итак, нарушения отдыха недопустимо. Сон — один из важнейших психофизиологических состояний жизни ребенка, обеспечивающий его нормальное развитие. Не говоря уже о том, что даже взрослый человек не способен оставаться в нормальном расположении духа, «в здравом уме и твердой памяти», если мало или плохо спит.

Теперь рассмотрим, как отучить ребенка от пеленания рук, не нарушая при этом его сон, а также вопрос, насколько необходимо укачивать малыша.

Как отучать ребенка в возрасте 4-5 месяцев?

Чаще всего ребенок, привыкший к пеленке, не спит без нее. Приходится постоянно заворачивать его на ночь. В возрасте 4-5 месяцев уже можно пробовать оставлять малыша без пеленок, используя следующие способы:

  • Когда младенец крепко уснет, аккуратно разверните ткань. Если он начнет просыпаться, снова закутайте его.
  • Каждый раз заворачивайте ребенка все слабее и слабее. Постепенно он привыкнет к тому, что пеленки практически не чувствуется, и сможет спать без нее.
  • Укутывайте малыша одеялом или пледом. Сначала можно даже подворачивать уголок, но потом от этого придется отказаться.

Чем раньше приучить ребенка спать по-взрослому, тем быстрее и проще пройдет процесс адаптации. В 5 месяцев малыш начинает капризничать уже более осознанно, и к этому возрасту лучше усыплять его без пеленок.

Новорожденный дома: список необходимого

Часть этих предметов жизненно необходима, другие же просто облегчат первые недели вашей новой жизни с младенцем:

  • Подгузники одноразовые;
  • Подгузники многоразовые;
  • Одноразовые пеленки;
  • Непромокаемые пеленки;
  • Пеленки хлопчатобумажные, фланелевые;
  • Детская ванночка;
  • Ванночка-вкладыш для купания;
  • Горка в ванночку;
  • Ковшик/кувшин для купания;
  • Мягкие полотенца;
  • Пеленальная доска/столик/комод;
  • Кроватка или колыбель;
  • Музыкальный мобиль на кроватку;
  • Радионяня;
  • Детское постельное белье (2 шт. );
  • Одеяльце (2 шт. );
  • Пледики;
  • Гнездо для младенца;
  • Коляска;
  • Слинг/перевязь/рюкзачок;
  • Переноска;
  • Погремушки;
  • Комплект одежды (распашонки, ползунки, боди, теплые вязаные кофточки, комбинезоны, чепчики, шапочки, носочки, варежки-царапки, слюнявчики, пеленка для свободного пеленания или спальный мешок);
  • Принадлежности для кормления (бутылки, стерилизатор, ершики для мытья, молокоотсос);
  • Средства гигиены и ухода за новорожденным;
  • Детское мыло и шампунь для купания;
  • Мягкая рукавичка (или губка) для купания;
  • Детский крем;
  • Крем от опрелостей;
  • Детское масло;
  • Вата, ватные диски и шарики для проведения гигиенических процедур;
  • Ватные палочки для обработки антисептиками пупочной раны;
  • Ватные палочки с ограничителями для очищения ушной раковины;
  • Влажные салфетки для быстрого ухода;
  • Детские ножницы с закругленными концами;
  • Термометр;
  • Назальный аспиратор;
  • Спринцовка № 1 с мягким носиком;
  • Грелка для снятия болей в животе;
  • Пипетка с округлым концом;
  • Щеточка для волос;
  • Детский стиральный порошок;
  • Ведерко для грязных салфеток и памперсов;
  • Аптечка для новорожденного;
  • Перекись водорода 3 %;
  • Раствор бриллиантовой зелени 1 %;
  • Раствор хлорофиллипта;
  • Перманганат калия (марганцовка);
  • Йод;
  • Настойка календулы;
  • Травы для купания: ромашка, череда, кора дуба, пустырник, валерьяна, мята, мелисса, лаванда, хвоя.

Как отучить от пеленки?

Невозможно резко перестать укутывать младенца, поскольку это станет новым стрессом для него. Нельзя рассчитывать на то, что без пеленания он покричит и перестанет, уснув самостоятельно. От такого отучения пострадает нервная система, а кроме того может появиться и пупочная грыжа. Детский мозг совершает достаточно напряженную работу, перерабатывая полученную информацию во сне.

Важно, чтобы организация и настройка нейронных сетей и всех систем мозга не сопровождались стрессами. Если резко перестать укутывать малыша в пеленки, это может негативно отразиться на психическом, двигательном и речевом развитии. Возраст отучения выбирают тогда, когда малыш полностью адаптируется к новым условиям жизни после пребывания в мамином животе

Возраст отучения выбирают тогда, когда малыш полностью адаптируется к новым условиям жизни после пребывания в мамином животе.

Как только тормозные механизмы нервной системы будут сформированы, нужно уменьшать частоту укутываний ребенка. Чтобы научить кроху спать без пеленок, не нарушая его сон, стоит взять на заметку несколько простых рекомендаций.

Когда ничего не выходит, и малыш не хочет засыпать без тугого пеленания, стоит прибегнуть к хитрости. Его заматывают в пеленку, а после того, как он уснет, ее ослабляют

Делать это нужно осторожно, чтобы не разбудить ребенка. Начинать ослаблять укутывание можно с 4 или 5 месяцев, чтобы к 6 он уже привык к свободе движений. Одновременно с этим стоит уделять больше внимания так называемой зарядке

Одновременно с этим стоит уделять больше внимания так называемой зарядке.

Важно помочь малышу научиться управлять своими конечностями, что будет снижать случайное их вздрагивание во сне. Ни в коем случае нельзя держать ребенка запеленованным постоянно, так как это вредит работе систем его организма. Ему нужны не только пеленки, но и массажи, зарядки, шевеления ручек, ножек, повороты головы

Сегодня не составит особого труда подобрать несколько упражнений, которые помогут в развитии младенца. Можно посоветоваться с педиатром, который подскажет, что именно и как нужно делать

Ему нужны не только пеленки, но и массажи, зарядки, шевеления ручек, ножек, повороты головы. Сегодня не составит особого труда подобрать несколько упражнений, которые помогут в развитии младенца. Можно посоветоваться с педиатром, который подскажет, что именно и как нужно делать.

Подобные зарядки и массажи необходимы каждому ребенку, как и гуляние на свежем воздухе. Со временем малыш будет спать меньше, не нужно заворачивать его без необходимости. Для дневного сна на четвертом-пятом месяце жизни достаточно обычных ползунков, майки и распашонки.

В дальнейшем приучить кроху спать без пеленания будет несложно. После того как закончится стадия перехода от тугого пеленания к свободному, можно на ночь укутывать только ножки, причем достаточно слабо. На руки можно надеть так называемые царапки или рукавички из ткани, которые предотвратят случайное царапанье лица. Если на данном этапе ребенку сложно заснуть, хорошо бы воспользоваться пледом либо легким одеялом. Во время засыпания можно слегка обернуть младенца, а когда сон перейдет в крепкую фазу, развернуть плед (одеяло) и просто укрыть свое чадо.

К другим методикам относят засыпание на руках. Считается, что так ребенку будет проще и легче привыкнуть ко сну в одежде. Однако данный метод имеет и свои недостатки: малыш очень быстро привыкнет засыпать на руках. Это повлечет за собой новую проблему, поскольку придется отучать его спать не только без пеленок, но и самостоятельно, не требуя укачивания на руках.

Для отучения малышей от пеленок можно приобрести специальный спальный мешок. Он может заменить в течение какого-то времени свободное пеленание. Кому-то помогают особые приспособления или так называемые люльки-коконы необычной формы, однако их покупка обойдется недешево. Польза от них по сей день считается спорной, хотя и востребованность подобных изделий высока.

Некоторые мамы пускаются на разные хитрости для отучения своих чад от пеленания. Например, они расслабляют малышей перед сном купанием. Как правило, после подобных процедур с успокаивающими травами, рекомендованными педиатром, малыши успокаиваются и расслабляются. После купания их достаточно покормить и уложить спать. Когда мама рядом, ребенок засыпает спокойно.

Советы опытных мам

Нужно понимать, что в процессе отучения от пелёнок у ребёнка может уменьшиться глубина сна. Следует морально подготовиться к тому, что несколько ночек будут довольно беспокойными и для крохи, и для мамы. Поэтому воспользуйтесь полезными рекомендациями.

Если у малыша нет аллергии на эфирные масла сосны или ели, добавьте в вечернюю ванну несколько капель этой маслянистой жидкости. Подобные процедуры успокоят нервную систему ребёнка, поэтому он скорее заснёт и меньше будет дёргать ножками и ручками.

«Ароматное» купание не должно длиться более 10 минут. На каждую ванну потребуется около 2 миллилитров эфирного масла. Рекомендуется провести курсовую поддержку – 20 водных процедур с суточным перерывом между ними.

Если ребёнок слишком сложно отвыкает от пеленания и категорически отказывается засыпать без пелёнок, следует обратиться за помощью к педиатру или невропатологу. Это поможет исключить наличие нервных заболеваний, а также выбрать самый подходящий способ отказа от постоянного укутывания.

Таким образом, пеленать или не пеленать ребёнка – личное дело каждой мамы (за исключением проблем с детским здоровьем). То же самое относится и к способу отучения. Главное – отказываться от пеленания постепенно, чтобы не навредить психике малыша.

Ну а чтобы облегчить процесс отвыкания, нужно внимательно следить за детской реакцией. Вполне возможно, ребёнок сам подскажет, когда нужно отбросить в сторону пелёнки и перейти к распашонкам. Учитесь понимать своего любимого малыша!

Новое и популярное:

  • Последствия первых шагов: кривые ноги, плоскостопие и хождение на «цыпочках». Кривые ноги. Хождение на цыпочках. Ребенок ставит ноги носками в разные стороны. Плоскостопие.КРИВЫЕ НОГИНаша дочка…
  • Козье молоко в рационе детей грудного возраста Молоко — ключевой продукт в рационе детей раннего возраста, а в первые дни и месяцы…
  • Детское постельное белье: правила выбора, таблицы размеров, составы комплектов Нужно ли постельное белье новорожденному?Дети, не так давно прибывшие из роддома, могут спать до 18…
  • Первые схватки Самые первые схватки ощущения какие они вызывают, что чувствует будущая мама? У каждой женщины это…

Традиция пеленания в России

Мало кто когда-либо задумывался о том, откуда пошла эта странная традиция — заматывать детей в ткань. Оказывается, на Руси с самых давних времен было принято заворачивать новорожденных в пеленальники, так наши предки называли длинные полоски ткани, сделанной своими руками. Их украшали разноцветными (чаще красными) узорами в виде цветов, завитков или крестов. Делали это потому, что детская одежда для новорожденных отсутствовала, а наладить сон ребенка можно было, лишь “связав” его таким образом.

Существовала даже особая традиция пеленания: сначала малыша заворачивали в ткань, а сверху накладывали слой пеленальника. Кстати, он мог передаваться из поколения в поколение, так как считалось, что вещь накапливает силу и положительную энергию для дальнейшего развития ребенка.

Однако сейчас все виды пеленания считаются неправильными и ущемляющими личность маленького человечка. Молодым родителям внушают, что пеленки — это пережиток прошлого, оковы, которые не дают младенцам нормально двигаться и привыкать к окружающей среде.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Ритмы детского сна

До рождения чередование фаз сна у плода подчиняется циркадным (суточным) ритмам и колебаниям гормонального фона будущей мамы. После родов необходимо время, чтобы у ребенка созрела собственная система регуляции2.

Доношенный новорожденный спит в среднем 16-17 часов2, причем на общую продолжительность сна не влияет темное и светлое время суток3.

У грудничков до 2 месяцев различают 2 фазы сна2,3:

  • Активный сон. Начинается после засыпания. Эта фаза важна для стимуляции и развития центральной нервной системы. Во время активного сна можно наблюдать подвижность младенца, быстрые движения глаз и ослабление реакций на внешние раздражители (свет, звук, прикосновение).
  • Спокойный сон. Следует за активной фазой. Во время спокойного сна замедляется частота сердечных сокращений, прекращаются движения глазных яблок, а малыш перестает двигать ручками и ножками.

Вместе эти 2 фазы образуют цикл. Каждый цикл начинается с активного сна, который сменяет фаза спокойного сна. Продолжительность такого цикла составляет примерно 45-60 минут3. 

А вот цикл сон-бодрствование длится дольше. У детей на грудном вскармливании он составляет примерно 1-3 ч, а у «искусственников» – 2-5 ч3.

Постепенно периоды бодрствования удлиняются, и большая часть сна приходится на ночь2:

  • К концу 3 месяца жизни непрерывный ночной сон может составлять около 5 часов3.
  • С 2 до 12 месяцев дети спят по 9-10 часов ночью3, при этом дневной сон делится на 1-4 эпизода, которые могут длиться от 30 минут до 2 часов3.

Регулярность сна и его нарушения можно оценивать после 6 месяца, когда у ребенка формируются циркадные ритмы3.

Хоть ночной сон становится длиннее, каждый цикл все равно сопровождается микропробуждениями (подбуживаниями)2,3, после которых малыш может достаточно быстро заснуть. Это кратковременная активация центральной нервной системы, которую нужно отличать от полного пробуждения2. Хорошо, если в этот момент мама будет рядом и поможет ребенку снова погрузиться в сон. 

Маленький тест

Выберите ответ, который более всего подходит вашей ситуации:

  • Мой ребенок самый настоящий соня, отправляется в кроватку с удовольствием.
  • Малыш засыпает, как только он устал.
  • Фраза «спит как младенец» — не о моем ребенке.
  • Он спит только в автомобиле/кресле-качалке/у моей груди.

Если вам подходит 1 или 2 ответ — поздравляем.  Вы официально мама легкого ребенка.Если вы согласились с с 3 или 4 утверждением, то добро пожаловать в «Клуб родителей, у которых дети не хотят/не любят спать». Скорее всего, это не первая статья на тему: «Как уложить кроху спать без крика и слез», которую вы читаете. Но все-таки прошу, дочитайте до конца. 

Fotolia

Когда и как отучать от пеленки

Первое, что должна помнить мама, что пеленка – это не средство налаживания сна. Основа хорошего сна ребенка – это выстроенные ритмы снов и знание возрастных особенностей ребенка.

Для ребенка от 0 до 6 месяцев смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0-6 месяцев>>>

Для ребенка старше 6 месяцев смотрите курс по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Отучать от пеленки нужно, когда вы видите, что он и без пеленки спит достаточно хорошо. Для одного ребенка достаточно будет пеленать только в момент засыпания, другому пеленка нужна на весь период сна, иначе он просыпается за считанные минуты. Здесь нет каких-то четких закономерностей.

Как мы можем отучать?

  • Можно просто взять и убрать пеленку. Пережить пару дней  небольшой суматохи при укладывании, но затем все наладится.
  • Для другой мамы подойдет способ постепенного ослабления натяжения пеленки, пока она не станет просто лежать на малыше, как одеяло.
  • Третьему можно попробовать сначала распеленывать одну ручку, потом ножку, и так потихоньку убирать пеленку совсем.

Наблюдайте за ребенком, он все покажет, какая схема будет подходящей для него.

Главное настроиться, что все будет хорошо и пробовать!

При сложностях пишите и задавайте вопросы.

Вы пеленали своего ребенка? До какого возраста?

  • Нужен ли пеленальный стол
  • Как пеленать новорожденного
  • Размер пеленок для новорожденных
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий